«Довольствуясь тем, что есть,
не трачу напрасно средства.
И на старости лет берегу честь -
не впадаю в маразм и в детство!» - /А. Ерухимович/
«Мисс Хорсфолл говорит: «я просто подсобрала факты и сделала из них сентиментальный отвар» - /Агата Кристи – мастер - детективов/. Сентиментальный отвар великолепно чистит организм, воздействуя на него мягко и деликатно. Настроение, при котором все внешние впечатления действуют преимущественно на чувство, а не на разум и мысли. Кроме очищающего эффекта, он обладает свойством насыщать внутреннее состояние ценными витаминами и питательными веществами возраста. Как и слово, отвар из (от фр. Sentiment - чувства) способствует нормализации душевности и крепости всего организма в целом.
«Толковое значение арабского слова «ридо» (довольство) примерно таково: если ничего уже не изменить, не повернуть вспять, уже нет возможности как-то повлиять на ход событий или всё же есть шанс и человек делает посильное, зависящее от него; то во всех этих ситуациях – он избирает имеющееся положение дел, он соглашается с этим, принимает это как данность, причем, с любовью, сколь бы горько оно ни было, или ни казалось. В душе такого человека не выпадает удручающий осадок негодования, обиды, недовольства, она – легка, спокойна и просторна, говоря: я выбираю довольство».
Слово «довольный» означает: ограничивающий свои желания тем, что у человека есть. Получается, что я могу быть доволен тем, что в конце трудовой недели пришел в тишине к Богу; могу быть доволен тем, что всю неделю Господь благословлял мою семью. И я могу сказать: «Слава Богу за все это прожитое время!», при этом оставаясь и благочестивым, и довольным. Довольство никогда не появится в результате обладания материальными благами, потому что чем больше мы имеем, тем больше нам хочется, тем больше нам «необходимо». «Кто не доволен тем, что имеет, тот не был бы доволен и тем, что хотел бы иметь»- /Бертольд Ауэрбах/. Некоторые люди никогда не бывают, довольны жизненными обстоятельствами. Как бы ни складывалась их судьба, они всегда хотят больше. В то же время, если научиться довольствоваться тем, что есть, можно стать намного счастливее.
«Но всего этого не довольно для меня, - говорит Аман, - доколе я вижу Мардохея Иудеянина, сидящего у ворот царских» - /Есф.5.13/. Как бывает, в наше время сидящие в церкви не могут признавать того, кто не их член церкви. Как косо смотрят на него и даже руку не подадут. Как Аман готовы его даже «повесить» в духовном смысле» - /Есф.5.14/, зачем он пришёл никто его не звал, а если звали то для галочки - сиди. «Никто не бывает, доволен теми, которые вечно ничем недовольны»- /Ж. Лабрюйер/. «Более всего мы недовольны другими, когда недовольны собой. Сознание вины делает нас нетерпимыми» - /Анри Амьель/, «… и, не довольствуясь, тем…и запрещает желающим, и изгоняет из церкви» - /3Ин.10/. Таково действие, можно сказать в церкви: недовольство, святость в своей гордыне.
«Если человек недоволен своим положением, он может изменить его двумя средствами: или улучшить условия своей жизни или улучшить свое душевное состояние. Первое не всегда возможно, второе — всегда»- /Ральф Уолдо Эмерсон/, если обратиться к Иисусу Христу.
«Люди никогда не довольны настоящим и, по опыту имея мало надежды на будущее, украшают невозвратимое минувшее всеми цветами своего воображения» - /А. Пушкин/. «Нет, злей болезни, как быть недовольным своей судьбой»- /Михаил Сперанский/. Настоящее довольство приходит от нашего внутреннего, духовного, отношения к жизни. «Имейте нрав не сребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» - /Евр.13.5/.
Из несчастье в мир удивительного довольства и наслаждения. «Довольно»,- говорил я самому себе, - говорит И.Тургенев, между тем как ноги мои, нехотя переступая по крутому скату горы, несли меня вниз, к тихой речке; - «довольно»,- повторял я, вдыхая смолистый запах сосновой рощи, которому свежесть наступавшего вечера придавала особенную крепость и остроту; - «довольно»,- сказал я еще раз, усевшись на моховом бугре над самой речкой и глядя на ее темные и небыстрые волны, над которыми толстый тростник поднимал свои бледно-зеленые стебли... «Довольно!»- Полно метаться, полно тянуться, сжаться пора: пора взять голову в обе руки и велеть сердцу молчать. Полно нежиться сладкой негой неопределенных, но пленительных ощущений, полно бежать за каждым новым образом красоты, полно ловить каждое трепетание ее тонких и сильных крыл. Всё изведано всё перечувствовано много раз... устал я. Что мне в том, что в это самое мгновенье заря всё шире, всё ярче разливается по небу, словно распаленная какою-то все победною страстью? Что в том, что в двух шагах от меня, среди тишины и неги и блеска вечера, в росистой глубине неподвижного куста, соловей вдруг сказался такими волшебными звуками, точно до него на свете не водилось соловьев, и он первый запел первую песнь о первой любви? Всё это было, было, повторялось, повторяется тысячу раз - и как вспомнишь, что всё это будет продолжаться так целую вечность, словно по указу, по закону - даже досадно станет! Да... досадно!».
Английский драматург Уильям Шекспир в пьесе «Генрих VI» - описывает короля, ходящего по своей стране не узнанным. Король встречает двух лесников-егерей и заявляет им, что он - король. Один из них спрашивает: «Но если ты король, где, же твоя корона?» И король отвечает величественно: «Моя корона - в сердце, не на голове; она не украшена брильянтами и драгоценными камнями, её нельзя узреть; имя ей - довольство; корона редко доставляет радость королям».
В греческом тексте слово довольство переводится автаркейа. Это один из главных лозунгов философов-стоиков. Под этим словом они понимали полную самостоятельность, или настроение, состояние духа, совершенно независимое от внешнего мира и несущее в себе секрет счастья. Довольство никогда не является результатом обладания материальными, внешними по отношению к человеку, предметами. Как писал Джордж Херберт: «Потому что тот, кому нужно пять тысяч на жизнь так же беден, как тот, кому нужно лишь пять». Довольство происходит от внутреннего отношения к жизни.
Уже в давние времена греческие философы подошли к делу правильно. Эпикур говорил о себе: «Кто не может довольствоваться малым, тому всегда будет недостаточно. Дайте мне ячменную лепешку и стакан воды, и я поспорю с Зевсом, кто счастливее». И когда кто-то спросил его о секрете счастья, он ответил: «Не прибавляйте ничего к тому, что человек имеет, а отнимите у него желания». У иудейских раввинов была поговорка: «Кто богат? Тот, кто доволен своей судьбой». «Но мы теперь настолько погрязли в довольстве, что полностью утратили всякое чувство реальности. В стране широко распространена уверенность, что большинство из существующих проблем разрешается очень просто – надо лишь вложить побольше денег. «Довольство делает бедных богатыми, а недовольство — богатых бедными» -/Бенджамин Франклин/. Многие люди на собственном опыте убедились в том, что довольство за деньги не купишь. Неудивительно, что довольство — внутреннее чувство удовлетворения — порой кажется призрачным в мире, где поощряется желание иметь больше, добиться успеха и жить не хуже других.
Но кто конкретно будет платить – это вопрос никого не волнует. Ежедневная телевизионная программа новостей взяла себе за правило показывать подробные репортажи о том, в каких материальных благах нуждаются несчастные люди. Все эти репортажи заканчиваются одинаково: в кадре появляется удручённый диктор и предлагает всем нам неминуемую гибель в том случае, если соответствующие власти немедленно не выделят денег или «средств», как они обычно, с известной долей стыдливости, выражаются. Вот, например, передают репортаж из дома для престарелых людей или из детского садика-приюта, обитателям которого живётся не сладко. Человек автоматически думает: «Надо, чтобы туда вложили побольше денег». «Выглядела как довольная кошка, наткнувшаяся на блюдце со сметаной» - /Агата Кристи – мастер - детективов/. В какой-то мере это может быть и так, однако не надо обманывать себя, считая, что дети и старики больше всего нуждаются в деньгах. То, в чём они нуждаются, прежде всего, и больше, чем кто бы то ни было, - это нормальное человеческое общение. Не дополнительных вкладов не хватает им, а близких людей. Немалая часть так называемого трудоспособного населения страны тратит гораздо больше времени, гуляя со своими собаками, чем, навещая больных и зачастую одиноких родителей и родственников. И вовсе не вещей не хватает нашим детям – ведь порою хорошо видно, как жаждет ребёнок, чтобы его просто взяли на колени, взъёрошили волосы, потрепали по плечу. Это общение с глазу на глаз со взрослым имеет для них невероятно большое значение. Ведь им так не хватает того самого главного, что может дать один человек другому, искреннего человеческого внимания».
Довольства достигают те, кто перестал быть рабом вещей, кто обрел богатство в любви и дружбе людей и осознал, что самым большим богатством являются отношения с Богом, доступ к которым нам открыл Иисус Христос.
«Припоминая мысли, чувства, даты, пришел я к убеждению, - говорит Э. Севрус (Борохов) Э. А. – русский литератор, - невольно людей есть много сытых и богатых, но между ними не найти довольных».
«Истина, утверждённая ап. Павлом: ««Великое приобретение - быть благочестивым и довольным» - /1Тим.6.6/. Это - духовное богатство. Эти качества христианам присущи не просто сами по себе, а их необходимо приобретать, необходимо завоевывать, необходимо прилагать ежедневный труд, чтобы научиться быть благочестивым, научиться довольствоваться тем, что есть, хотя порой это бывает очень трудно.
Именно об этом пишет апостол Павел «Ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» -
/Фил. 4.11-13/. Он доволен своим положением и состоянием, потому что научился быть довольным. Павел употребляет одно из великих слов языческой этики - автаркес, что значит полное самоудовлетворение. Автаркея - самоудовлетворение - была высшая цель этики стоицизма; под этим стоики подразумевали душевное состояние человека, когда он совершенно свободен от всех вещей и людей. Греческого философа Сократа однажды спросили, кто самый богатый человек. На это Сократ ответил: «Тот, кто довольствуется немногим, потому что автаркея - природное богатство». Стоики полагали, что единственный путь к довольству и самоудовлетворению - покончить со всеми желаниями настолько, чтобы человек пришел в состояние, когда ему ничего не нужно». Дважды в этом отрывке Павел говорит о том, что он «научился» быть довольным. Довольство не приходит естественным путем в греховное человеческое сердце. Мы нуждаемся в Божьей благодати, чтобы она укрепила нас и изменила наши сердца. Но на нас также возлагается ответственность самим учиться быть довольными. Это требует усилий. Отрывок начинается со слов: «Я, говорит ап.Павел, - научился быть довольным...». Слово научился, предполагает процесс, который мы называем духовным ростом. Другими словами: по мере духовного роста христианина довольство становится ему все более, присуще.
Стоик говорил: «Я познаю довольство сознательным усилием воли». Павел говорил: «Все могу в укрепляющем меня (Иисусе) Христе». Все истинно благочестивые люди научились, как и апостол, Павел быть довольным в любом положении: «Говорю это не потому, что нуждаюсь; ибо научился быть довольным тем, что у меня есть»- /Фил.4.11/. Они довольствуются определённым им от Господа уделом, зная, что он является наилучшим для них. Поэтому будем достигать благочестия и довольства».
«Страх Господень ведёт к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его» - /Прит.19.23/.
«Кто желает достичь уровня довольства, тот пусть же станет обязательным в выполнении того, в чем Всевышний заложил Свое довольство. (Будь обязателен во всем благом, естественном, общепринятом).
Быть довольным - это одно из самых отличительных качеств благочестивого человека, потому что сердце благочестивого человека предано Богу, а не материальному благу, положению в обществе или обладанию власти. По этому поводу Уильям Хендриксен удачно заметил: «Истинно благочестивый человек не мечтает стать богатым. У него есть внутренние ресурсы, которые обогащают его намного больше, чем могут обогатить все богатства земли».
Слова, которые переведены в Библии как «довольный» или «довольство», - означают «достаток». То слово, которое переведено в 1 к Тим. 6.6 как «довольный» (т.е. быть довольным). Во 2Кор. 9.8 переведено (в английской Библии) как «достаток». Когда Бог сказал Павлу: «достаточно для тебя благодати Моей» - /2 Кор.12.9/ - английский перевод. Он употребил то же самое слово, которое в другом месте переведено как «довольствуйтесь своим жалованием» - /Лук. 3.14/, «будем довольны тем» - /1Тим. 6.8/, «довольствуйтесь тем, что есть» - /Евр.13.5/.
«Нас ободряет тот факт, что добродетель, приобрести которую нам самим не под силу, все-таки, является достижимой. Подобно Павлу мы можем «все в укрепляющем Иисусе Христе»- /Уильям Баркли/. Что же это значит, «довольство»? Довольство – это удовлетворённость тем, что есть, и отсутствие печали о том, чего нет. Довольство – это качество, которое приносит прекрасные плоды. Это величие души, которое нельзя купить ни за какие деньги. Это подлинное счастье, которое невозможно разрушить. Это чувство свободы, которое нельзя ограничить никакими оковами, это неиссякаемое богатство, это спокойствие и гармония. Успешен тот, кто покорился Богу и кому был дарован достаток, и затем Бог внушил ему довольство тем, что Он ему дал». Довольство никогда не сможет утвердиться в сердце человека до тех пор, пока он не перестанет смотреть на имущество других людей. Если же он будет доволен своим Господом и тем, что было выделено ему из благ этого мира, то тогда он и станет одним из богатейших людей этого мира. «Будь доволен тем, чем наделил тебя Бог, и ты будешь самым богатым среди людей». Слово «довольный» означает: ограничивающий свои желания тем, что у человека есть.
Довольство представляет собой одну из наиболее труднодостижимых христианских добродетелей. Приблизительно четыреста лет тому назад Джеремая Барроус говорил о христианском довольстве как о «редкостной жемчужине». Можно смело утверждать, что довольство непопулярно в наши дни так же, как во времена жизни Барроуса. Кроме того, оно также является одной из самых ключевых добродетелей. Довольный своей жизнью христианин лучше остальных осознает Божье владычество и пребывает в нем. Довольный своей жизнью христианин доверяет Богу, имеет чистое сердце и больше всего желает, чтобы Бог употребил его, как только Ему будет угодно.
Умение быть довольным — важная составляющая для Христианина и психологического благополучия. Удовлетворение приходит к тем, кто позитивно смотрит на мир, кто принимает свое прошлое и сохраняет надежду на будущее с Иисусом. Интересно, что если человек имеет «всё», это еще не означает, что у него будет удовлетворенность и довольство. Некоторым людям, чем бы они ни обладали, всегда чего-то не хватает». А не хватает Спасителя Христа.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Вы написали много и вроде правильно. Но нет здесь главного, к чему призывает слово Божье - умеренности во всех желаниях, которая является Божьим Царским путем.
Вы никогда не убедите нищего, больного или голодного, чтобы он был доволен своим положением, каким бы благочестивым он ни был.
Довольство может быть только при обеспеченности необходимым для жизни.