«Мы любим ближнего самой настоящей любовью тогда, когда любовь к ближнему вызвана любовью к Богу» - /Француа Фенелон/. Ближний — это тот, кто близко. Тот, до кого ты можешь дотянуться, кого можешь обнять, поддержать, предложить дружбу, проявить понимание.
Рассмотрим, кого мы называем ближним. Живущий по соседству человек, будь то друг или враг; с духовной точки зрения, тот, кто, следуя повелению Библии, проявляет любовь и доброту даже к тому, кто живет на расстоянии и не является его родственником или знакомым. Словами «ближний», а также «сосед», «соседний» переводится еврейское слово шахен, которое используется, когда речь идет о расстоянии между городами или людьми, и относится как к друзьям, так и к врагам. Поворот, дорога сужается указатель «Schachen» направляет нас на более узкую дорожку. Угол подъема увеличивается. Уже чувствуется усталость в ногах и сбивается дыхание. Затяжной подъем дает о себе знать. Кажется, что мы уже очень высоко. Некоторые считают, что они названы так потому, что они расположены близко друг от друга, а близко - по-гречески ближний (евр. Реа). Слово реа означает «человек», «товарищ», «друг». И может передавать мысль о близких отношениях, но обычно оно указывает на ближнего или земляка, независимо от того, является ли он близким знакомым и живет ли поблизости. В большинстве случаев в Библии это слово используется, когда речь идет о том, кто принадлежал к израильскому народу, или о том, кто жил в Израиле. Слово амит («ближний») часто указывает на того, с кем человека связывают какие-либо дела. /Лев. 19.15, «и не восставай на ближнего и не враждуй»; «что у ближнего твоего не обижайте друг друга» - /Лев. 19.17;25.14/.
А слово каров, означающее «рядом», «близко», «связанный», относится к месту, времени или людям. Оно может подразумевать более близкие отношения и в таком случае может переводиться как «друг», «товарищ» /Исх.32.27; Ис.9.16; Пс.15.3; 38.11; Иез.23.5/. Все эти оттенки значения слова каров невозможно передать на русском языке каким-либо, одним словом. В Греческих Писаниях используются три слова, которые слегка отличаются оттенками значения и обычно переводятся словами «ближний» и «сосед». Это гейтон (означающий «живущий в той же земле») /Лк. 14.12; Ин.9.8/, прилагательное периойкос (означает «живущий рядом»), которое в Луки 1.58 используется как существительное во множественном числе, и плесион (означает «близко»), которое в сочетании с определенным артиклем хо буквально означает: «(тот, кто) близко».
Греч. плесион; ведь они поставлены так тесно, что их едва можно сосчитать и никакой глаз не может определить точно, шесть их или семь. В ВЗ слово «ближний» обозначает соседа, а также близкого человека и следующее ближний стоит в одном ряду с братом, другом и другими родственниками. : «Не нарушай межи ближнего твоего» - /Втор 19.14/; «Проклят нарушающий межи ближнего» -/Втор.27.17/. Всегда найдется ближний, от которого надо держаться подальше.
«Друзья мои и искренние отступили от язвы моей, и ближние стоят вдали» - /Пс.37.12/. «И знающие меня чуждаются меня» - /Иов 19.13/.
С другой стороны, это слово часто имеет тот же смысл, что и «некто, «некий человек» (Лев.20.10; Исх. 21.14; ср. ст. 12). Но везде, за исключением Исх. 11.2, это понятие включает в себя значение «соотечественник», «израильтянин», как это следует из Лев 19.16.18; 25.14,17. Слова «ближний», «ближнему», «ближнего», встречаются в Библии более 80 раз, однако в современном русском языке его почти не встретишь - это архаизм, «церковно-христианское» словечко. Но истинное значение этого слова, на удивление, не известно всем посетителям церкви. Даже если они хорошо знакомы с Библией, часто понимают его поверхностно. Итак, если мы действительно хотим послужить ближнему, нам нужен точный ответ на этот вопрос. Часто полагают, что «ближний» происходит от «близко». И, на первый взгляд, это соответствует духу христианства - самопожертвованию, «положить жизнь за друзей своих». Но только на первый взгляд. Попытаемся вникнуть глубже. Три человека оказались рядом с лежащим на дороге израненным путником. Почему Иисус на вопрос законника коротко и ясно не ответил, что всем троим прохожим, лежащий на земле человек был ближним?
Рассмотрим другую ситуацию. «А на вокзале сует, масса чужих, которых судьба других не интересует. Все куда-то спешат, все заняты своими неотложными делами. И вдруг среди огромной толпы людей парень, – которого в поезде обокрали, он увидел человека-женщину, который, как показалось, ему нуждается в его помощи. До этого видя женщину, прошли мимо: священник с высоко поднятой головой, спешил в церковь; баптистский пастырь, опаздывал на служение, коммерсант на важную встречу. Им до этой женщины не было никакого дела, в чём она нуждается. Никто из них её не видел и ни хотел видеть. Святитель Николай Велимирович говорит в связи с этим, что нет большего соблазна, чем равнодушие Церкви к страданиям и гибели других людей. Нет большего соблазна для всего мира. Это даже больший соблазн, чем тот грех, то сатанинское растление, которое окружает нас.
Незнакомая невысокая женщина стояла на платформе с множеством сумок и двумя маленькими детьми. Она растерянно озиралась по сторонам, явно ища взглядом кого-то. Одного спящего на плече ребёнка держала на руках, а второй сидел на сумке, одной рукой держась за подол матери. «Не встретили, - понял парень, - нужно видя, ближнему помочь». Он подошёл, предложил помощь. Женщина благодарно согласилась. Донёс все вещи женщины до автобусной остановки, дождался, пока она, с ребятишками благополучно разместившись, уехала на автобусе. Эта случайная встреча не кончается, через определённое время, они встретились. Она оказалась для него ближней и нужной. На экзамене она помогла ему сдать работу. И они расстались. Больше их дороги не сошлись.
Итак, если отвечать на вопрос: «Кто мой ближний?» то следует сказать, что ближний - не всегда тот, кто близко, и не всегда – родственник, к которому у нас могут быть определенные обязательства (1Тим.5.16). А ответные слова Иисуса Христа приводят его к пониманию, что ближний — это, на самом деле, «оказавший милость» (добро). По мнению многих исследователей, эти слова, в числе прочего, также выражают необходимость считать «ближним» и всякого человека, который попал в беду или нуждается в помощи. Архимандрит Иоанн Крестьянкин считает данную притчу «назиданием о милосердном самарянине. У которого закон любви был написан в сердце. Для которого ближним оказался не ближний по духу, не ближний по крови, но тот, кто случайно встретился на его жизненном пути, кто именно в ту минуту нуждался в его помощи и любви…». «Очень близкий человек, жизнь которого (и его понимание) близка как своя». К счастью для побитого не также, а иначе мыслил самарянин: проникся к нему состраданием, сжалился и оказал необходимую помощь. Таким образом, в общем-то «нейтральный» для него человек оказался ему ни «никем», а самым, что ни на есть, «ближним».
«Наверное, не так важна профессия человека, - главное, чтобы он всегда оставался человеком, умеющим помочь в трудную минуту другим ближним людям, и тогда твоё добро обязательно к тебе вернётся».
На этот вопрос Христос отвечает законнику, рассказывает ему притчу о милосердном самарянине. Но отвечает, на наш взгляд, как-то странно, вопросом и задает встречный вопрос: И на вопрос Спасителя: «Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» /Лук.10.36/. Обратим внимание: ближний - не им, а ему! И дальше звучит правильный ответ: «оказавший ему милость». Тот законник с неизбежностью отвечает не задумываясь: «Оказавший ему милость» (ст. 37). Имея в виду, конечно, самарянина, хоть он и не произнес это неприятное для иудея слово. Пострадавшего видели все трое (священник, левит и самарянин), но тот, который сжалился над ним, оказался ближним ему. Этой притчей, да всей Своей жизнью, Он призывает Своих последователей стать ближними тем, кто нуждается в их помощи. В самом глубоком смысли этого слова, именно Иисус является ближним каждому человеку.
Он показывает, что своим ближним мы должны считать не только того, кто принадлежит к нашей церкви или придерживается нашего вероучения. Понятие ближнего никак не связано ни с расой, ни с цветом кожи, ни с классовыми различиями. Наш ближний — это каждый человек, нуждающийся в нашей помощи. Наш ближний — это каждая душа, раненная и избитая врагом. Наш ближний — это каждый человек, потому что является Божьей собственностью. Так же понимали это слово и заповеди: «Люби ближнего твоего, как самого себя» /Лев 19.18/; иудейского истолкованию: «потому что он такой же, как и ты. Милосердие, оказываемое ближнему, тоже понимали лишь в этом смысле (Иов 6.14; Прит.14.21). Ближний признавался и прозелит, однако фарисеи склонялись к тому, чтобы круг людей, которых можно назвать ближнего, ограничить лишь фарисеями. Отсюда и вопрос законника: «А кто мой ближний?» - /Лк 10.29/. Тогда законник, как бы недоумевая, кого именно следует разуметь под «ближним», спрашивает: «Кто есть ближний мой?»- /Лк. 10.37/. Почему законник задал такой вопрос? Потому, что евреи считали «ближними» только своих единоплеменников, а на всех других людей, особенно же на своих ближайших соседей — самарян, они смотрели с презрением, ненавидели их и гнушались ими, как нечистыми, не желая иметь с ними никакого общения.
Мы обыкновенно относимся, как к ближним своим, лишь к родственникам, хорошим друзьям и знакомым, самое большее — соплеменникам. Но такое узкое понимание понятия «ближний» далеко от истинного христианства, ибо так настроены, по словам Христовым, и язычники, даже без словесные животные, руководясь, например, материнским инстинктом. В наше время иногда и родственные связи не принимаются во внимание, а ближними считаются только люди своей партии, церкви одних с нами стремлений и убеждений. Кто разделяет наш образ мыслей и поддерживает нас в наших стремлениях, хотя бы и неправых и предосудительных, тому и мы готовы помочь, как «ближнему», и всячески поддержать его, а всякого другого готовы, в случае чего, как говорится, «утопить и в ложке воды».
Мы не должны спрашивать «кто нам ближний?», а должны, во имя христианской любви, сами стать «ближними» для каждого человека.
Как далеки современные люди от такого настроения! И как редко в наши дни можно встретить, даже среди христиан, подражателя милосердного самарянина! Милосердие почти ушло из современного мира, погрязшего всецело в черством эгоизме и жестокосердии, безразличии к участи ближних. Личный интерес во всем и своекорыстие, даже в делах, казалось бы, строго-идейных и принципиальных, теперь повсюду господствуют и являются единственной движущей пружиной, направляющей все поступки и поведение современного человека.
Бхакти-йога, связанная с совершенствованием человека в эмоциональной сфере, в любви к ближнему, к природе, к Богу. Обычно из этого ответа делают такой вывод: ближние – не только родственники и друзья. Ближний – это тот человек, который оказывается на нашем жизненном пути, тот, с кем у нас возникают какие-то отношения, тот, кто нуждается в нашей помощи, заботе, добром слове. Всё это, в общем-то, верно. Но заметим, что Христос показывает ситуацию с обратной стороны: «Кто из этих троих, спрашивает Он, – ближний попавшемуся разбойникам?» В качестве точки отсчета берется как раз тот человек, который нуждается в помощи. И что выясняется? Ближний по отношению к нему – тот, которому этот несчастный, будь он в добром здравии, не подал бы, как говорится, руки. Ближним-то оказался презренный самарянин, который хуже, чем язычник!
Так бывает и в нашей жизни. Мы ждем душевного участия от священника, порой надеемся на помощи от Церкви как от организации. Мы рассчитываем на поддержку со стороны единоверцев, которые все как один – благочестивые люди, читающие «духовную литературу». Но бывает так, что священник не может или не хочет услышать нашу боль.
На земле есть два различных рода любви: любовь к Господу, и любовь к ближнему. В самых внутренних, или же в третьих небесах - любовь к Господу, а во вторых, или же средних - любовь к ближнему.
Любить, же ближнего - не значит любить кого-либо в отношении к его личности, но любить истину, принадлежащую Слову, а любить истину - значит хотеть и делать её. Из этого очевидно, что эти оба рода любви различаются как благо от истины, и что они соединяются, как благо с истиной. Но всё это с трудом доступно мысли человека, который не знает, что такое любовь, что такое благо, и что такое ближний.
«Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - /Мф.22.39/. Под утверждением о том, что «человек должен любить ближнего своего, как самого себя», охотно подпишется почти каждый, включая сюда даже атеистов и обитателей преисподней. Ибо всякий ищет себе друзей и товарищей, а там, где не признаётся необходимость любви ближайшего к тебе, как самого себя, там невозможны ни дружба, ни даже хоть какое-либо товарищество.
Слово говорит нам, что любовь к ближнему - это любовь к исполнению, искренне и правдиво, всяческих служений для ближнего. И, в частности, исполнение служений таковых для всего человеческого сообщества. Но, опять же, нужно отметить, что под подобным толкованием с радостью подпишется практически всякий человек в мире. И, поэтому, для того, чтобы уразуметь подлинный смысл, вложенный Господом в это утверждение из Слова, мы должны, прежде всего, уяснить для себя, что же там понимается под ближним, что - под собою, и что - под служением.
Латинское слово для ближнего есть слово proximus, что означает буквально ближайший. Во фразе ближайший и милейший идиома английского языка - слово ближайший означает то, что ближе всего к сердцу. В высшем смысле - это Господь, как ближний. И, поэтому, любовь к ближнему есть любовь к Господу, направленная, в Божественных служениях, к Господу же в ближнем. Здесь ближний есть тот, к кому, в потоке Божественного Провидения, такие служения должны быть направляемы. И, соответственно, любое иное служение, любая иная любовь, или же любое иное дружеское расположение, которые исходят не из этого источника, внутренне не подлинны. И не имеют в себе ни малейшего отношения к подлинной любви ближнего, рассмотренной внутренне. Или же в истинном свете духовном, но происходят исключительно от любви собою, даже если, при этом, милосердием Господним, они и могут быть, как это происходит даже в и преисподней, быть обращаемы в какие-либо грубейшие служения, также небесполезные, до некоторой степени, в Царствии Господнем. Поэтому существеннейшим началом любви к Господу, и любви к ближнему является сердечное признание. И подлинная вера в то, что всё, относящееся к любви к Господу, и к любви к ближнему. А также и всё, относящееся к мудрости и к служениям, оттуда проистекающим, что всё это принадлежит исключительно Единому Господу в человеке, и, поэтому, совершенно в себе Божественно. «Совсем нетрудно ближнего любить, труднее — напоить да накормить!» - /Антип Ушкино/. «Так на вопрос «кто ближний мой?». Мы не должны спрашивать «кто нам ближний?», а должны, во имя христианской любви, сами стать «ближними» для каждого человека. Как далеки современные люди от такого настроения! И как редко в наши дни можно встретить, даже среди христиан, подражателя милосердного самарянина! Милосердие почти ушло из современного мира, погрязшего всецело в черством эгоизме и жестокосердии, безразличии к участи ближних. Личный интерес во всем и своекорыстие, даже в делах, казалось бы, строго-идейных и принципиальных, теперь повсюду господствуют и являются единственной движущей пружиной, направляющей все поступки и поведение современного человека.
Ответ есть на века планете всей: «Мой ближний - человек любой, который в помощи нуждается моей» - /В.Евсекова/. Вернее, ближний тот, кто нуждается в нашей помощи. В моей готовности помочь ему и проверяется мой духовный рост. Жаль, что он не так высок, как хотелось бы?! Что делает людей близкими? На этот вопрос никто не может дать однозначный ответ. Ведь у всех свои случаи и истории. Но абсолютно все отношения строятся на одной почве. Взаимопонимание, уважение, внимательность и благодарность – это первая обязательная ступень для того, чтобы были самые близкие люди рядом! Очень важно уметь понимать и прощать. Нужно быть внимательным к дорогим сердцу людям, никогда не обижать их. Близкие люди чувствуют друг друга, поэтому не допускайте сомнений! Берегите отношения!
Патерик: Некто спросил старца: «Почему нынешние подвижники не получают благодатных даров, как древние?» Старец ответил: «Потому что тогда была любовь, и каждый поднимал ближнего вверх; ныне любовь охладела, и каждый влечет ближнего вниз. По этой причине мы не удостаиваемся получить благодать».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Сбой, пардон. Я б хотела ещё сказать о таком:
придя к Иисусу не всегда основательно вычищают своё сердце.Ведь в библии слово "тщательно" стоит рядом с и исполнением Заповедей.Но оно часто игнорируется.
Отсюда и неглубокое и поверхностное отношение к ближнему. Бог силён избавить .
Но нужно наше желание делать тщательно.
А если человек не освобожден Богом от многого то он будет в спешке и суете всегда
Пробегать толком и не видя людей.Ну как из-за леса деревьев
Петренко
2016-08-12 07:12:56
Добавлю. Не всегда мы, если не водимся Богом, делаем действительно добро.Я о том, что иногда Бог помещает человека в очень тяжёлое чтобы тот что-то важное осознал.
Сердобольность наша тут может оказать медвежью услугу.Когда мы скорей торопимся смягчить обстоятельства.Надо во всем, даже кажется ну таком добром предобром нашем деле советоваться, с Господом: время уже пойти к нему.
А если пойти, то что там мне и как?
Библия ведь тоже показывает, что Бог именно в тот момент входил с воскрешением когда уже счел нужным Сам