«Раскол родился, и вернуть его в небытие, – говорит авторитетнейший церковный историк А.В.Карташев, - остановить ни у кого не нашлось силы и искусства. А какое зло было порождено им!» Расколол не как колун, а как молния – то есть стал ветвиться, дробя и последующие поколения, мыслитель Ф.Гиренок так что к концу XIX-го века у нас уже были многие десятки сект с оттенками разных «толков».
Схизма (др.-греч. schisma -«расщепление, раскол, разделение распря») - раскол в Церкви или иной религиозной организации. Разделение же, как свидетельствует история, кроме непослушания и отделения, обычно предполагает целенаправленное создание своей собственной иерархии. Поэтому разделение обычно имеют более массовый, продолжительный и территориально распространенный характер. Таким образом, ересь, самочинное сборище и разделение суть разновидности апостасии - вообще греческое слово (apostasia) образовано от древнегреческого глагола (afistemi) – отставлять в сторону, отводить, склонять к отпадению, уходить, отпадать, отделяться, и т.д., отступления от Христа и Его Церкви; ее начальником и вдохновителем является диавол. Все виды апостасии одинаково опасны и гибельны для обольщенных ими людей.
По мнению св. Игнатия (Брянчанинова), разделением должно быть названо «нарушение полного единения со Святою Церковью, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах». Сопоставляя разделение с ересью, Иоанн Златоуст утверждает, что «разделение есть не меньшее зло, чем ересь». Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители разделения, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Милевитский (IV век) считал разделение одним из величайших зол, – большим, чем человекоубийство и идолопоклонство. «Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать»- /Ис.59.2/
Известны две основные формы разделения: ересь и разделения. Василий Великий в своем Послании к Амфилохию объясняет, что ересь (от греч. эресис, выбор) – это неразрешимый конфликт между двумя позициями, как, например, между арианским и православным учением: «Утвердившаяся ересь ведет к непримиримому разделению».
В основе всех филетических расколов, если покопаться, можно обнаружить две великие лжи о Церкви, первая – которая породила раскол и подпитывает его, а вторая, – которая не даёт людям прозреть и освободиться от раскола.
«Разве разделился Христос?» - /1Кор.1.13/. Ап. Павел намекает на источник разногласий. В основании их лежит гордость, именно она приводит к разделению. Коринфяне ссорились из-за служителей. Любители спорить разделялись на группы и во главе каждой из них поставили своего служителя. Одни превозносили Павла, может быть, как самого духовного учителя. Другие – Аполлоса, возможно как самого красноречивого проповедника, третьи Кифу, т.е. Петра, за его авторитет как самого старшего или за то, что он был апостолом обрезанных, а четвёртые – вообще никого из них, а только лишь Христа, за что? и были удалены из церкви. Так самое прекрасное в этом мире может подвернуться извращениям; даже Евангелие и его установления, находящихся между собою в совершенной гармонии, может стать предметом разногласий, вражды и споров. Заметьте: как далеко может завести гордость человеческая – до оппозиции христиан друг против друга» - /М.Генри/.
Тело, рассечённое надвое – не живёт. Верить в «разделённую Церковь» – это значит верить в то, что Церковь умерла. Такое «благовествование» – совсем не то, что мы приняли от апостолов. Собственно, это незначительная модернизация протестантского лжеучения о «невидимой Церкви», будто бы существующей сразу во всех сообществах, называющих себя «Христианской Церковью», несмотря на их разделения. Это еретическое заблуждение.
«Но надо было с чего-то начинать. Требовался повод, причём такой, который мог бы всколыхнуть общество, привести верующих людей к мучительным раздумьям и сомнениям. Действительно, если вера искажена, то, как возможно спасение?.. «Патриарх Никон, как и Г.Крючков председатель в СЦ ЕХБ, возомнили себя именно сделавшим необыкновенно важное открытие душа его задышала гордостью и самомнением. Воля сразу получила определённое направление, во что бы то ни стало ввести в жизнь Церкви сделанное им открытие, получить славу великого очистителя и возобновителя Церкви. Незнание истории отечественной Церкви позволяло ему поставить себя в среде величайших отцов Церкви, насадителей семян разделений на Русской земле. Благодаря своему невежеству он не знал ни истории глубин любви Христа к народу был слеп. Перевода Библии веры на русский язык, ни того, что прежде его бывшие церковные мыслители, деятели и святители вложили глубочайшее понимание веры в дело этого перевода и самоё это дело поставили в один из величайших фактов русской церковной мысли и жизни. По своему незнанию Никон, и даже совет баптистов, быть может, даже и не подозревал того. Что русские ещё задолго до него в совершенстве желали знать греческое Писание Символ веры и неоднократно трепетали в своей мысли и в своём святом желании перевести этот Символ веры на родной язык с сохранением всех, даже мельчайших, изгибов богословской мысли, вложенной в Символ подлинный, греческий, и, в конце концов, принять определённое чтение со словом «истинного» Писания - …\Сенатов\.
Как писал известный церковный историк профессор А.П. Лебедев, «причина раскола лежит гораздо глубже, — она касается самого существа Церкви и основ церковного устройства и управления. Различие в обрядах само по себе не привело бы к расколу, если бы дело обрядового исправления велось не так, как повело его иерархическое всевластие. «Ничто же так раскол творит в церквах, яко же любое начало во властях», — писал… протопоп Аввакум в своей челобитной к царю Алексею Михайловичу. И вот это-то любви начало, угнетающее Церковь, попирающее церковную свободу, извращающее самое понятие о Церкви (церковь — это я, говорят баптисты у нас спасение), и вызвало в русской церкви раскол как протест против иерархического произвола. Любви начало было виною, что для решения религиозно-обрядового спора, глубоко интересовавшего и волновавшего весь христианский люд. Собран был совет из одних иерархов без участия народа, и старые, дорогие для народа слова Божии, которыми, по верованию народа, спасались просиявшие в русской церкви любви и мира, беспощадно были осуждены; и на ревнителей этих заповедей, не покорявшихся повелениям собора СЦ ЕХБ, изречена страшная клятва, навеки нерушимая.
Но везде разделения приносили много горя церквам и соблазнов для окружающих. Особенно тяжело проходили разделения по живому и по больному месту, то есть среди родственников и друзей. Члены церкви, годами дружившие семьями, делались непримиримыми врагами. Их дети не знают, куда и с кем идти на собрания. Одни идут с папой, другие с мамой, плачут. Дома они слышат постоянные ссоры и угрызения родителей, их детские сердца травмируются, замыкаются в себе. Подрастая, они разочаровываются и уходят в мир. А сколько семей доведено до развода и разрушено? Я мог бы приводить, - говорит Ю.Куксенко, - и приводить названия городов и сел, где это творилось. Вот это действительно не победа Братства, а победа над Братством, так как за всем этим стоят разрушенные общины, разбитые семьи и покалеченные сердца. И самым печальным является то, что и теперь, в сорокалетний юбилей этого Движения, с особой силой подчеркивается и называется эта разруха «благословенным путем Господним».
Где-то проходило и по-другому. Но везде разделения приносили много горя церквам и соблазнов для окружающих. Особенно тяжело проходили разделения по живому и по больному месту, т.е. среди родственников и друзей. Члены церкви, годами дружившие семьями, становились непримиримыми врагами. Делились между собой родители и дети. Посещая разные собрания, они не знали порой, кем теперь считать маму и папу или детей: братьями и сестрами или отлученными мытарями и грешниками?
Но еще хуже, когда раздел проходил между мужем и женой. Муж уходит к отделенным (Алма-Ата, Юркевич), а жена остается в церкви, где родились духовно, пели в хоре, были сочитаны. Или наоборот (Омск, Патрикеевы): дети не знают, куда и с кем идти на собрания. Одни идут с папой, другие – с мамой. Плачут. Дома они слышат постоянные ссоры родителей, их детские сердца травмируются, они замыкаются в себе. Подрастая, они разочаровываются и уходят в мир. А сколько семей было доведено до развода и разрушено?..». Болезненные разделения не могли не привести к углублению конфликта между сторонами. Росли взаимные упреки, накапливались обиды, усиливалась вражда, нередко заканчивающаяся взаимным отлучением друг друга от Церкви. В основной массе эти процессы протекали на уровне лидеров (именно они определяли, каким быть отношениям), но жить и решать проблемы на местах, сталкиваться с безбожной властью и бороться с ней приходилось рядовым христианам.
В наши дни становится очевидным, что раскол был неизбежен. Как бы то ни было, трещина в русском обществе XVII века, разделившая его на старообрядцев и новообрядцев, проходила гораздо глубже собственно обрядовых различий, сколь бы ни были они важны для средневековой картины мира. «Смысл раскола сосредотачивался вокруг реформ Никона, связанных с исправлением книг религиозного содержания и изменением некоторых обрядов. Однако эти конкретные факты, случись они раньше или позже, могли бы оказаться незамеченными. Значит, в них проявилось нечто большее, а именно, столкнулись две традиции в понимании веры и в видении церкви, а, следовательно, две картины мира, которые культурному канону в его средневековом варианте удавалось примирять. То, что раскол имел такой общественный резонанс. Означает, что на новом витке истории, когда не только государство, но и вся русская цивилизация переживала надлом, когда в этой цивилизации становится предельно активной личность, притягательной оказывается традиция в русском православии, являющаяся демократической (то есть старообрядчество. К.). Если проводить параллели с XX веком, то, по сути дела, уже в XVII веке Россия переживала нечто, предвосхищающее революцию начала нашего столетия и последующую за ней гражданскую войну, сопровождавшуюся истреблением огромной массы соотечественников, изгнанием их в другие страны, переселением на другие территории»- /Хренов/.
В Библии от первой до последней страницы нет ни одного места Писания, которое оправдывало бы разделение в народе Божиим. Учение о разделении - опасное заблуждение, которое, как и то «вильмусовское лекарство» приводит души и церкви к смерти.
«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных»- /Рим. 16. 17.18/
Что касается движения СЦ, то оно изначально заблудилось. Еще в 60х годах хозяева этого движения не указывали на Христа, а только им прикрывались в своих антибиблейских беспорядках. Если бы этим люди жили Иисусом Христом, то никакого разделения бы не было. С точки зрения Библии ничто не может оправдать разделение. Это грех, который совершили люди СЦ во главе с Крючковым. Но это разделение оправдывают только СЦ баптистов. «Сегодня призрак Корея, Дафана и Авирона, выражаясь словами Н. П. Храпова, - дух разделения и вражды властно бродит по церквам и создает различные группировки. Он создает «образ врага» из брата или сестры, из пресвитера или из целого союза и истощает духовные силы верующих. Отвлекает их от самого существенного: стремления к подлинно святой и богоугодной жизни во Христе и проповеди Евангелия всему миру. В результате страдает Церковь, рвется на части и истекает кровью Тело Христа, претыкаются и гибнут души. Кто-то за все это жестоко ответит.
Причина разделения - в самой природе движения Совета Церквей. Это его родная стихия. Он родился и вырос в ней. Мы только что видели его колыбель. В ней приоритетными считались не доброта, смирение и кротость, как говорил Апостол Павел к Галатам, а мужество в борьбе против регистрации, против милиции и друг против друга, что и порождает разделения. Этот дух передался и всем отделенным, так что Совет Церквей и сам от него много страдал и теперь страдает. В разделении, как ни в какой другой области жизни действует неумолимый закон природы, «что человек посеет, то и пожнет». «Так как они сеяли ветер, то и пожнут бурю». Поэтому в отделенном Братстве, мутные волны разделений бурным, накатом во все годы шли одна за другой.
«Разрозненные, разделенные, чужие, потерявшие тропинки, ведущие в душу, друг друга, ставшие чужими на стогнах мира, - Анатолий Жураковский (1897-1937) так описывал христианский идеал подлинной общины, - мы должны стать бесконечно близкими, родными, сокровенно связанными, должны врасти друг в друга, и жить друг в друге».
Божественная мудрость устроила всё таким образом, чтобы между членами одного тела не могло быть разделений: «Дабы не было разделений в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» - /1Кор.12.25/, никакого разлада, разъединения, даже ни малейшего пренебрежения дуг другом. Всякое охлаждение любви сеет семена разделений. Этого следует избегать и в духовном теле Христа. Не должно быть разделений, но все члены должны быть связаны узами братской любви.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. Ю.Куксенко - служитель один из руководителей СЦ ЕХБ
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Разделения всегда почти от недостатка Присутствия там Самого Бога, заменит это даже восстанием друг в друга нельзя, суррогат не накормил, люди будут искать и искать пищу, поэтому сегодня, когда церкви так отступают, разделение- это естественно, но и уйдя куда-то тоже не находят Пищи.И снова делятся и делятся, надо впустить Бога в сердца, дать Ему там Самому руководить стройкой хоть пастора стройкой,хоть кого.