В романе Г. Грина “Сила и слава” рассказывается история священника-католика. События происходят в Мексике конца 20-х годов прошлого века. После очередной революции эта страна переживала тяжёлые времена: многие голодали, не имея достаточного пропитания, страну захлестнули эпидемии, от которых гибли тысячи людей. Кроме того, правительство подвергло большим притеснениям католическую церковь. Губернаторы штатов получили полномочия регулировать по собственному усмотрению число духовных лиц на их территориях. С непокорными расправлялись сурово и беспощадно. Многие священники, которые не повиновались властям и совершали своё служение, были расстреляны.
Одним из таких непокорных священников является главный герой романа. Его постоянно преследует полиция, но он находит убежище в деревнях, где, рискуя своей жизнью, его укрывают крестьяне. Часто они делятся с ним последними крохами своего скудного пропитания.
Однажды этому священнику удалось скрыться от своих преследователей, и он остановился в одном селе. Последний раз священник в этом селе был три года назад, поэтому многие жители нуждались в исповеди и хотели крестить своих детей. Через какое-то время крестьяне боязливо подняли вопрос стоимости услуг священника. Между святым отцом и одной женщиной происходит такой диалог:
— Сколько вы будете брать с нас, отец?
— Как обычно, два песо. – Он подумал: я должен нанять двух мулов и проводника. Добраться до Лас-Касаса – обойдётся мне в пятьдесят песо. Пять песо за обедню, нужно ещё сорок пять.
— Мы здесь очень бедны, отец, у меня четверо детей, — осторожно торговалась она. – Восемь песо – большие деньги.
— Что-то многовато у тебя детей, если священник здесь был всего три года назад. – Он почувствовал, как к нему возвращается властные старые приходские интонации. Словно последние годы он спал и никогда не расставался с приходскими союзами, “Обществом Детей Девы Марии”, ежедневными службами.
— Сколько здесь некрещёных детей? – строго спросил он.
— Сотня наберётся, отец.
Он подсчитал в уме: значит, в Лас-Касас ему не придётся приехать нищим. Он сможет купить приличный костюм, найти хорошую квартиру, устроиться.
— Ты можешь заплатить по полтора песо за каждого, — сказал он.
— Одно песо, отец! Мы так бедны.
— Полтора.
В его ушах зазвучал решительный голос из прошлого. “Они не ценят того, за что не платят, — так говорил старый священник, приход которого он принял в Консепсьоне. – Они всегда будут говорить, что слишком бедны, — объяснял старик, — что умирают с голоду, но у них обязательно есть небольшой запас денег, зарытый где-нибудь в кувшине”.
— Вы должны принести деньги и детей в амбар сеньора Лера завтра в два.
— Хорошо, отец.
Несмотря на то, что это звучит жестоко, но, тем не менее, это правда: люди не ценят того, за что они не платят. Другими словами никто не ценит того, к чему он не приложил своих усилий.
Эта мысль очень часто встречается в Библии, и многие библейские события объясняются этой простой истиной.
Возьмём, к примеру, историю грехопадения в Эдемском саду. Очень часто от многих проповедников можно услышать о том, что это был чудный и изумительный период в жизни человечества. Адам и Ева обладали прекрасным здоровьем и способностями. Они не знали болезней и тяжёлого труда. Каждый день в прохладе дня они общались со своим Творцом. И, дескать, если бы не хитрый и коварный змей, жили бы все мы сейчас счастливо и припеваючи. Но было ли всё таким идеальным в жизни Адама и Евы?..
Увы. У первых людей был один очень серьёзный недостаток, который перечёркивал все их преимущества: они обладали всем, но не приложили никаких усилий для того, чтобы всё это иметь. Адам и Ева не ценили всего того богатства, которое было в их жизни. Ужаснее всего было то, что они не ценили даже Бога и общение с Ним – ведь для этого они также не приложили никаких стараний. Поэтому с такой лёгкостью они от всего этого отказались.
Адам и Ева не только не ценили Бога, но они даже не понимали Его. Скажу даже больше (надеюсь, меня не обвинят в ереси): первые люди вообще не любили Бога. Возможно, им даже не было знакомо это чувство. Ведь любить можно только того, кого знаешь и понимаешь.
В своей жизни я не понимал своих родителей до тех пор, пока не вырос и не стал работать и жить той жизнью, которой жили они. В двадцать с лишним лет у меня словно глаза открылись: я вдруг понял, что работать – это оказывается тяжело. С тех пор моё отношение к родителям круто изменилось: я начал понимать и ценить их.
Насколько я знаю, это стандартная история из жизни большинства людей. Другого человека можно понять тогда, когда начинаешь жить такой же жизнью, как и он. То же самое относится и ко взаимоотношениям с Богом. Бог – это величайший труженик, и Его не поймёт человек, для которого понятие “труд” не знакомо. Вскоре после грехопадения это начало приходить в жизнь Адама: “… в поте лица твоего будешь есть хлеб…” (Быт 3:19).
Любой человек может читать историю об Иисусе Христе. О том, что Он жил безгрешной жизнью, любил всех, даже самых отъявленных грешников, и, в конце концов, отдал свою жизнь, чтобы всякий верующий не погиб, но имел жизнь вечную. Но это будет просто какой-то далёкой и непонятной сказкой до тех пор, пока такой человек сам не попробует жить так, как жил Господь.
Любой, кто попробует прожить без греха хотя бы один день, сразу понимает, что это непросто. Через неделю приходит понимание того, что это тяжело, а через месяц – что это невероятно трудно и никому из людей не под силу. Но зато сразу появляется уважение к Иисусу, и человек начинает ценить то, что сделал для него Христос.
Каждый, кто попробует любить своего ближнего, сразу проникнется и пониманием, и состраданием к Богу. Для такого человека приобретёт смысл фраза о том, что Бог возлюбил этот мир.
Человек только тогда начинает ценить, понимать и любить своих ближних, когда начинает жить такой жизнью, какой живут они.
Христианин только тогда начинает ценить, понимать и любить своего Бога, когда начинает жить такой жизнью, какой живёт Бог.
Для всего этого необходимы усилия: “От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его…” (Матф 11:12).
Комментарий автора: Статья впервые была опубликована 9 сентября 2007 года на сайте «Для тебя». 6 июля 2015 года статья была удалена по невыясненным причинам. Публикую для восстановления статей.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по книге Левит - Николай Погребняк Записывать мысли, возникавшие при чтении Библии или во время молитвы, а также наставления, затронувшие сердце, я начал сразу же, как стал ходить в церковь. За четверть века накопился материал для цикла: "Изучаем Библию". Хотя эта книга – не справочник и не сборник проповедей, но всё же она не предназначена для чтения в один присест, как беллетристика. Советую пользоваться ей как вспомогательным материалом, когда вы будете изучать Библию.