Что такое формализм? Слово «формализм» с французского «formalisme», с латинского «formalis» — относится к форме, предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Формализм (от лат. forma — наружный вид) — антинародное направление, отрицающее идейное содержание христианских произведений и придающее значение только их форме. Для формализма характерны увлечение бессмысленной словесной игрой в стихе и звуковыми сочетаниями, затрудняющими понимание текста, замена яркого, красочного, всем понятного языка искусственным «словотворчеством», выдумкой новых слов, зачастую лишённых смысла. Формалисты интересуются в произведении не основной его мыслью, не значением его в жизни общества, а лишь тем, как произведение «сделано». Дотошность в соблюдении принятых форм в чём-либо, в ущерб его сущности (то же, что педантизм); особо – в морали: усердие в букве моральных правил, в ущерб их духу (то же, что фарисейство или ханжество).
«Не привыкайте формально, равнодушно по привычке служить, - Иоанн Кронштадтский говорил пастырям, - но служите - с чувством глубокого Благоговения перед Господом». Церковь Божия простит иному пастырю некоторую, быть может, сухость и суровость…простят ему даже его слабости, но никогда православный человек не простит священнику - формального исполнения своих обязанностей, равнодушного и бессердечного отношения к людям, явную несправедливость, грубость, корыстность». «Фарисеи делали вид, что ревнуют о власти церкви и древности её канонов, и много говорили о христианских советах и старейшинах. В действительности же ими руководила не что иное, как ревность о собственных интересах, богатстве и власти. Таковы были эти фарисеи» - /М.Генри/. «Бюрократизм вынужден выдавать формальное за содержание, а содержание – за нечто формальное, как формализм бездушие, крючкотворство, бюрократический произвол. Должен защищать мнимую всеобщность особого интереса, корпоративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса, свой собственный дух» - /К.Маркс/.
Собственно духовная слепота приводит к тому, что человек внешне, делая и выглядя как верующий, «христианин» всё исполняющий, на самом деле становится в один ряд с убийцами – фарисеями, принимает дух антихриста. Человек, не способный различить показное лицемерное служение Богу, «волка в овечьей шкуре», с легкостью примет антихриста.
Где проявляют себя религия без любви, внешняя набожность и сухая религиозность, там обязательно присутствуют религиозности, формализму и законничеству очень свойственна духовная слепота и связанная с ней узколобость, закоснелость и ограниченность. Духовная слепота, заключающаяся в неспособности видеть истину Божию дальше своих ограниченных представлений и закоснелых понятий, опасна тем, что делает человека не только само праведным, но и неуживчивым, требовательным, жестоким и взыскательным по отношению к другим. Нечто подобное происходит среди христиан и в наши дни. Неприятие всего, что не укладывается в их толкования духовных истин, делает людей, поклоняющихся одному и тому же Богу, идейными врагами. Нельзя забывать, что название конфессии, к которой мы принадлежим, при всей её кажущейся правильности ещё не определяет наше духовное состояние.
Например, муж Божий Освальд Чемберс так ответил на один из вопросов, волнующих многих христиан: «Единственным признаком присутствия Духа Святого в человеке является его сильное сходство с Иисусом и отсутствие всего, что на Него не похоже». Истинный христианин узнаётся не по благочестивому внешнему виду, а по плодам Духа Святого, о которых говорится в Послании к Галатам 5.22: «Плод же духа: любовь», а именно: по любви и кротости, проявляющейся независимо от того, как к нему относятся. По терпению, являемому всегда и во всём, вплоть до самых экстремально-трудных ситуаций. По радости в Господе и благодарности Ему, которые живут в сердце, независимо от земного благополучия; по милосердию ко всем без лицеприятия; по вере, не колеблемой никакими обстоятельствами; по воздержанию от всякого рода греха, искушений и обольщений, которым полон мир. Если этого в нас нет, тогда сомнительна ценность нашей веры, способностей, даров и пережитых благословений.
В общем случае под формализмом понимают некие действия, обусловливающие формальное отношение, то есть прикрытие реального содержания некоторой формой: РСЕХБ; МСЦЕХБ; ХВЕ,- красивое создание видимости церкви, иллюзии. Формализм власти церкви очень часто ассоциируется с советскими временами, когда власти утверждали, что народ процветает, а на самом деле все было плохо. В этом есть доля правды, однако далеко не вся. Сторона одна, а суть другая. Формализм в педагогике церкви - руководстве и воспитании проявляется тогда, когда в борьбе за успеваемость и дисциплину в церкви пастырь не ставят «плохие оценки», скрывают за показным благополучием реальное положение вещей. Избавиться от формализма в школе-церкви практически невозможно, потому что у каждого пастыря есть учебный план, который определяет получение или неполучение пастырем прибыли. А это очень весомый аргумент, поскольку прибыль составляет в зависимости от прибыли в церкви народа и ставки больше трети всего заработка. У некоторых пастырей сумма премии составляет больше половины заработка.
Еще одной частной ситуацией формализма является попытка пастырей служить по старинке. Когда выбирается староста, актив церкви, ответственные за дисциплину, за служение, - все это чистейшее проявление формализма. Кому это может нравиться, они ощущают себя организацией церкви, но все это до того момента, пока от них не потребуют отчитаться по результатам своей деятельности. А кто? И вот тогда начинаются проблемы. Глядя на своих старших товарищей, многие начинают лукавить, подтасовывать факты, чтобы показать, что все замечательно. Это присуще далеко не всем церквям, но, увы, подавляющему большинству.
«Все у нас будто бы есть, – а, в сущности, нет ничего или очень мало. Все у нас существует будто бы; ничто не кажется серьезным, настоящим, а имеет вид чего-то временного, поддельного, показного…» - /И.С. Аксаков/. Ни для кого не секрет, что показной, т.е. бросающийся в глаза результат, чаще всего быстрее достижим и смотрится гораздо эффектнее качественного, но плохо видимого. Поэтому, в условиях формализации многие специалисты – профессионалы часто не могут, да и не хотят постигать премудрости бюрократических игр и искусство «навешивания лапши на уши», а формализаторы - пастыря, в свою очередь, не способны вникать в суть глубинных проблем и искать пути их решения. В первом случае происходит ротация кадров или текучка, во втором – формализм и показуха со всеми вытекающими. Но раз уж формальный подход к проблемам идет вразрез с целесообразностью и здравым смыслом, то они хотя бы должны как-то балансировать между собой. В западных странах этот механизм существует. Многочисленные юристы – лоеры роют землю в поисках баланса на весах Фемиды. Это уже по сложнее, чем платить, и если это вам удастся, зрачки юриста хлопнутся столь же быстро, как и расширились — он поймет, что халявы не будет и придётся реально поработать. Кстати, после этого момента некоторые лоеры начнут ныть, что заняты, выдадут растянутые сроки и в общем предпочтут дальше охотиться за лёгкой добычей. Это будет верным знаком, что нужно идти к другому лоеру. Но наш правовой маховик только набирает обороты и поэтому формализм пока односторонен и очень часто порождает недостатки, несуразности и курьезы. К тому же, из-за коррумпированной и семейно-клановой структуры общества, повязка с глаз богини правосудия в нужный момент сползает на ногу, и взломать эту систему не по силам даже ледоколу «Ленин».
Что может «умертвить» собрания истинных христиан - при кажущемся внешнем благополучии? Например, формализм, фарисейский дух, заносчивость и высокомерие от собственного осознания праведности, нежелание бодрствовать над словом Бога, увлечение собственным благополучием - словом, всё, что «умертвило» овец дома Израилева в I веке. Подобно фарисеям, эта церковь обладала лишь внешним благочестием, но за красивым её «фасадом» - не было истинного духа Христова, пламенеющего в совершении добрых дел из любви к Богу и людям. Здесь Бога чтили лишь устами, а сердцем были, далеки от Него: «снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» - /Мат. 23.27-28/.
«Формализм лицемеров, с помощью которого они старались завоевать добрую репутацию, должен побуждать всех мудрых и добрых людей лишь с большей тщательностью избегать их из страха перед осквернением» - /М.Генри/. Сухое мертвенное отношение к делу, стремление во чтобы – то ни стало сохранить форму. Выдвигание этой формы на первый план и при этом не желанье считаться с внутренним смыслом дела.
«Люди, имеющие служебное, деловое отношение к чужому страданию. Например, судьи, полицейские, врачи, с течением времени, в силу привычки, закаляются до такой степени, что хотели бы, да не могут относиться к своим клиентам иначе, как формально; с этой стороны они ничем не отличаются от мужика, который на задворках режет баранов и телят и не замечает крови»- /А.П.Чехов. Палата №6/. «Формально правильно, а по сути, издевательство»- /В. И. Ленин/. Таким образом, ханжество – бездушный формализм, претендующий на звание самой нравственности. Всегда знающий «как правильно» и (вольно или невольно) лицемерный – практически полный синоним фарисейства. Бездушный формализм или слепое преклонение перед буквой закона. В таких ситуациях нельзя быть бездушными формалистами, следует искать оптимальное решение.
В области человеческих отношений проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения.
В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу. Когда соблюдение формальных правил приносятся в жертву интересов содержания человеческого общения. «Закон столь же бдителен, как и
наша совесть», — пишет Э. Эриксон. Излишняя формализация в ритуале, по его мнению, может привести к «одержимости формальной стороной» ритуализации. Выхолащивание нравственного смысла ритуала, слепое следование букве закона не остается бесследным в развитии личности. По мнению Э. Эриксона, юные правонарушители — следствие бессмысленных выхолощенных ритуализаций. Ритуализм на этой стадии Э. Эриксон называет «легализмом».
Христианский формализм — это то, когда человек не прилагает к тому, что делает, сердце. Это когда есть форма, но нет содержания. Есть упаковка, но нет продукта. Есть реклама, но нет концерта. Есть Церковь, но нет жизни. Христианский формализм — это система или набор каких-то правил и установок, которые делаются автоматически. Система или формализм рождает в церкви мертвую религию. В самом слове «система», нет ничего плохого, если бы только не одно но. Система не применима к церкви Божьей. Люди могут придумывать системы и жить в них, но Бог в системе не живет. Те, кто не знает Бога, не может этого понять» - /Николай Мазуровский- пастырь/
Формализм, или (используя архаичный термин) законничество – это те самые неспособность и нежелание отступать от буквы принятых правил (законов) даже ради собственного духа этих правил (неспособность и нежелание «нарушить» даже тогда, когда это необходимо для того чтобы «исполнить»); как видим, это – минимальное определение фарисейства. И все-таки разница как будто проглядывается: фарисейство служит (или верит, что служит) святому, высокому, а формализм – будто чему-то пустому и мертвому, ничтожному, «форме»; святое для нас должно захватить нас целиком, стать в нас главным, а формальное, взяв с нас свою обязательную дань, должно во всем прочем оставить нас свободными…
Что люди устали от формализма, в том числе религиозного, и хотят иметь отношения, помогающие жить, а не только бездушную религию. Если вера перестала производить духовные плоды в жизни - не стала ли такая вера формальной в жизни человека? Не случается ли у нас такое?»
Так что, резюмируя, этот сакрализованный формализм – известный в т.ч. под уважаемыми именами «праведность», «принципиальность» и многими другими. Даже, в каких-то своих аспектах, под именами «благородство» и «донкихотство» и пр. – есть та «закваска фарисейская», на которой пышно всходят особого рода фальшь и лицемерие. Осознанная или полуосознанная нравственная ригидность, способная доходить до высших степеней моральной слепоты и прямой жестокости и при этом, гордо или чванливо, осмысляющая себя как праведность.
«Формализм – это не христианство. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то, – которое наружно; но тот, кто внутренне таков, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему похвала не от людей, но от Бога» /Рим.2.28-29/. Это, пожалуй, преобладающий порок человеческого ума. Его можно обнаружить в каждой душе и в каждой стране. Он победоносно правит в каждом природном разуме и постоянно пытается захватить трон в сердце каждого чада Божьего». Это дает основание В.Ни - китайский проповедник, - прямо заявить, что протестантизм не освободил церковь от формализма и соблазна власти: «Протестантизм не дал нам надлежащей церкви. В результате, куда бы ни приходили учение об оправдании по вере и открытая Библия, там учреждалась государственная власть. Лютеранская секта стала государственной церковью во многих странах; как и англиканская».
Протестантские церкви все еще следовали примеру Рима и не возвращались к изначальной церкви, к истокам. Отсюда вывод: во время реформации проблема церкви не была решена; Лютер не реформировал церковь, его Реформация не вернула церковь в первоначальное состояние, она лишь сделала мировую церковь государственными церквями. Поэтому если «Фиатира – называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение - осуждается за то, что увела церковь в мир» - /Отк.2.20/, то «Сардис – носишь имя, будто жив, но ты мёртв» - /Отк.3.1/ осуждается за то, что увел церковь в государства», и хотя «Господне благословение в Сардисе все еще есть, его сфера не расширяется». Итак, с одной стороны, есть «оживление» (другая важная категория в богословии); с другой – все это заслуживает упрека, потому что возврата к началу так и не произошло.
«Одного известного футбольного тренера спросили: «Как влияет футбол на здоровье нации?» «А никак», ответил тренер. «Неужели?» - удивился корреспондент. Тренер сказал: «Конечно. Тем двадцати двум, что рвут жилы на поле, не мешало бы отдохнуть. А тем сорока тысячам, что на трибунах, не мешало бы заняться спортом». Нечто подобное сейчас наблюдается во многих церквях. Если вы сравните: сколько людей, просто приходит на служения и сколько активно трудятся, то часто увидите просто удручающую картину. Привычная ситуация, когда небольшая группа ревностных тружеников рвут жилы «на поле», а остальные члены церкви – просто зрители, которые прохлаждаются «на трибунах». Но Бог создал церковь не для зрелищ, чтобы кого-то позабавить. Он не хочет, чтобы Его делом занимались только «профессионалы». В том деле, которое называется «жизнь», у всякого верующего есть свое место и свои духовные дары, которые он должен развивать на пользу всем: «Но каждому даётся проявление Духа на пользу» - /1Кор.12.7/. Если кто из нас пока сидит на трибунах в церкви, знай, что ты очень, нужен на поле!» - /пастор Золтан З. Тырык/.
О молодых клириках, которым – не терпится стать духовниками, старец Паисий говорил: «Торопящиеся стать духовниками и имеющие в себе ещё много - духовного яда, похожи - на неспелую айву, из которой, сколько бы мы сахара ни положили, никогда – не получится хорошего варенья, а если и получится, то быстро - прокиснет. Сладостные слова и великие истины имеют цену, когда исходят - из истинных уст, и находят себе место только в склонных - к добру душах и в великодушных людях, имеющих - чистый разум. Важно в работе с молодыми не скатываться в формализм и не повторять ошибок, которые нередко имеют место при организации светских молодежных объединений», подчеркнул при этом Патриарх Кирилл.
«Мы знаем, что в прошлом, когда существовали мощные молодежные организации типа комсомола, в их деятельности было много формализма, и люди чувствовали этот формализм, чувствовали нередко фальшь. Хотя и хорошего было достаточно, но много было и чисто формального, что вызывало скепсис в отношении этой молодежной работы. Мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок в нашей молодежной работе в Церкви. У нас не должно быть формализма, не должно быть организации «для галочки», не должно быть вымученного выражения лица у молодых людей, когда они собираются, потому что кто-то зачем-то их пригласил, но внутреннего энтузиазма не чувствуется», — также пояснил патриарх Кирилл.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714 Роберт Мюррей Макчейн (1813-1843г.) – благовестник Шотландия/. Диакон Иоанн Веселяк.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности