Для ТЕБЯ - христианская газета

Формализм – слепота
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Формализм – слепота



Что такое формализм? Слово «формализм» с французского «formalisme», с латинского «formalis» — относится к форме, предпочтение, отдаваемое форме перед содержанием в различных сферах человеческой деятельности. Формализм (от лат. forma — наружный вид) — антинародное направление, отрицающее идейное содержание христианских произведений и придающее значение только их форме. Для формализма характерны увлечение бессмысленной словесной игрой в стихе и звуковыми сочетаниями, затрудняющими понимание текста, замена яркого, красочного, всем понятного языка искусственным «словотворчеством», выдумкой новых слов, зачастую лишённых смысла. Формалисты интересуются в произведении не основной его мыслью, не значением его в жизни общества, а лишь тем, как произведение «сделано». Дотошность в соблюдении принятых форм в чём-либо, в ущерб его сущности (то же, что педантизм); особо – в морали: усердие в букве моральных правил, в ущерб их духу (то же, что фарисейство или ханжество).
«Не привыкайте формально, равнодушно по привычке служить, - Иоанн Кронштадтский говорил пастырям, - но служите - с чувством глубокого Благоговения перед Господом». Церковь Божия простит иному пастырю некоторую, быть может, сухость и суровость…простят ему даже его слабости, но никогда православный человек не простит священнику - формального исполнения своих обязанностей, равнодушного и бессердечного отношения к людям, явную несправедливость, грубость, корыстность». «Фарисеи делали вид, что ревнуют о власти церкви и древности её канонов, и много говорили о христианских советах и старейшинах. В действительности же ими руководила не что иное, как ревность о собственных интересах, богатстве и власти. Таковы были эти фарисеи» - /М.Генри/. «Бюрократизм вынужден выдавать формальное за содержание, а содержание – за нечто формальное, как формализм бездушие, крючкотворство, бюрократический произвол. Должен защищать мнимую всеобщность особого интереса, корпоративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса, свой собственный дух» - /К.Маркс/.
Собственно духовная слепота приводит к тому, что человек внешне, делая и выглядя как верующий, «христианин» всё исполняющий, на самом деле становится в один ряд с убийцами – фарисеями, принимает дух антихриста. Человек, не способный различить показное лицемерное служение Богу, «волка в овечьей шкуре», с легкостью примет антихриста.
Где проявляют себя религия без любви, внешняя набожность и сухая религиозность, там обязательно присутствуют религиозности, формализму и законничеству очень свойственна духовная слепота и связанная с ней узколобость, закоснелость и ограниченность. Духовная слепота, заключающаяся в неспособности видеть истину Божию дальше своих ограниченных представлений и закоснелых понятий, опасна тем, что делает человека не только само праведным, но и неуживчивым, требовательным, жестоким и взыскательным по отношению к другим. Нечто подобное происходит среди христиан и в наши дни. Неприятие всего, что не укладывается в их толкования духовных истин, делает людей, поклоняющихся одному и тому же Богу, идейными врагами. Нельзя забывать, что название конфессии, к которой мы принадлежим, при всей её кажущейся правильности ещё не определяет наше духовное состояние.
Например, муж Божий Освальд Чемберс так ответил на один из вопросов, волнующих многих христиан: «Единственным признаком присутствия Духа Святого в человеке является его сильное сходство с Иисусом и отсутствие всего, что на Него не похоже». Истинный христианин узнаётся не по благочестивому внешнему виду, а по плодам Духа Святого, о которых говорится в Послании к Галатам 5.22: «Плод же духа: любовь», а именно: по любви и кротости, проявляющейся независимо от того, как к нему относятся. По терпению, являемому всегда и во всём, вплоть до самых экстремально-трудных ситуаций. По радости в Господе и благодарности Ему, которые живут в сердце, независимо от земного благополучия; по милосердию ко всем без лицеприятия; по вере, не колеблемой никакими обстоятельствами; по воздержанию от всякого рода греха, искушений и обольщений, которым полон мир. Если этого в нас нет, тогда сомнительна ценность нашей веры, способностей, даров и пережитых благословений.
В общем случае под формализмом понимают некие действия, обусловливающие формальное отношение, то есть прикрытие реального содержания некоторой формой: РСЕХБ; МСЦЕХБ; ХВЕ,- красивое создание видимости церкви, иллюзии. Формализм власти церкви очень часто ассоциируется с советскими временами, когда власти утверждали, что народ процветает, а на самом деле все было плохо. В этом есть доля правды, однако далеко не вся. Сторона одна, а суть другая. Формализм в педагогике церкви - руководстве и воспитании проявляется тогда, когда в борьбе за успеваемость и дисциплину в церкви пастырь не ставят «плохие оценки», скрывают за показным благополучием реальное положение вещей. Избавиться от формализма в школе-церкви практически невозможно, потому что у каждого пастыря есть учебный план, который определяет получение или неполучение пастырем прибыли. А это очень весомый аргумент, поскольку прибыль составляет в зависимости от прибыли в церкви народа и ставки больше трети всего заработка. У некоторых пастырей сумма премии составляет больше половины заработка.
Еще одной частной ситуацией формализма является попытка пастырей служить по старинке. Когда выбирается староста, актив церкви, ответственные за дисциплину, за служение, - все это чистейшее проявление формализма. Кому это может нравиться, они ощущают себя организацией церкви, но все это до того момента, пока от них не потребуют отчитаться по результатам своей деятельности. А кто? И вот тогда начинаются проблемы. Глядя на своих старших товарищей, многие начинают лукавить, подтасовывать факты, чтобы показать, что все замечательно. Это присуще далеко не всем церквям, но, увы, подавляющему большинству.
«Все у нас будто бы есть, – а, в сущности, нет ничего или очень мало. Все у нас существует будто бы; ничто не кажется серьезным, настоящим, а имеет вид чего-то временного, поддельного, показного…» - /И.С. Аксаков/. Ни для кого не секрет, что показной, т.е. бросающийся в глаза результат, чаще всего быстрее достижим и смотрится гораздо эффектнее качественного, но плохо видимого. Поэтому, в условиях формализации многие специалисты – профессионалы часто не могут, да и не хотят постигать премудрости бюрократических игр и искусство «навешивания лапши на уши», а формализаторы - пастыря, в свою очередь, не способны вникать в суть глубинных проблем и искать пути их решения. В первом случае происходит ротация кадров или текучка, во втором – формализм и показуха со всеми вытекающими. Но раз уж формальный подход к проблемам идет вразрез с целесообразностью и здравым смыслом, то они хотя бы должны как-то балансировать между собой. В западных странах этот механизм существует. Многочисленные юристы – лоеры роют землю в поисках баланса на весах Фемиды. Это уже по сложнее, чем платить, и если это вам удастся, зрачки юриста хлопнутся столь же быстро, как и расширились — он поймет, что халявы не будет и придётся реально поработать. Кстати, после этого момента некоторые лоеры начнут ныть, что заняты, выдадут растянутые сроки и в общем предпочтут дальше охотиться за лёгкой добычей. Это будет верным знаком, что нужно идти к другому лоеру. Но наш правовой маховик только набирает обороты и поэтому формализм пока односторонен и очень часто порождает недостатки, несуразности и курьезы. К тому же, из-за коррумпированной и семейно-клановой структуры общества, повязка с глаз богини правосудия в нужный момент сползает на ногу, и взломать эту систему не по силам даже ледоколу «Ленин».
Что может «умертвить» собрания истинных христиан - при кажущемся внешнем благополучии? Например, формализм, фарисейский дух, заносчивость и высокомерие от собственного осознания праведности, нежелание бодрствовать над словом Бога, увлечение собственным благополучием - словом, всё, что «умертвило» овец дома Израилева в I веке. Подобно фарисеям, эта церковь обладала лишь внешним благочестием, но за красивым её «фасадом» - не было истинного духа Христова, пламенеющего в совершении добрых дел из любви к Богу и людям. Здесь Бога чтили лишь устами, а сердцем были, далеки от Него: «снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» - /Мат. 23.27-28/.
«Формализм лицемеров, с помощью которого они старались завоевать добрую репутацию, должен побуждать всех мудрых и добрых людей лишь с большей тщательностью избегать их из страха перед осквернением» - /М.Генри/. Сухое мертвенное отношение к делу, стремление во чтобы – то ни стало сохранить форму. Выдвигание этой формы на первый план и при этом не желанье считаться с внутренним смыслом дела.
«Люди, имеющие служебное, деловое отношение к чужому страданию. Например, судьи, полицейские, врачи, с течением времени, в силу привычки, закаляются до такой степени, что хотели бы, да не могут относиться к своим клиентам иначе, как формально; с этой стороны они ничем не отличаются от мужика, который на задворках режет баранов и телят и не замечает крови»- /А.П.Чехов. Палата №6/. «Формально правильно, а по сути, издевательство»- /В. И. Ленин/. Таким образом, ханжество – бездушный формализм, претендующий на звание самой нравственности. Всегда знающий «как правильно» и (вольно или невольно) лицемерный – практически полный синоним фарисейства. Бездушный формализм или слепое преклонение перед буквой закона. В таких ситуациях нельзя быть бездушными формалистами, следует искать оптимальное решение.
В области человеческих отношений проявляется в безукоснительном следовании правилам этикета, обряда, ритуала, даже в тех случаях, когда жизненная ситуация делает это бессмысленным, нелепым, комичным или драматичным; интересам соблюдения формальных правил здесь приносятся в жертву интересы содержания человеческого общения.
В сфере социального управления формализм проявляется в бюрократизме, в преклонении перед буквой закона при полном пренебрежении к его смыслу и духу. Когда соблюдение формальных правил приносятся в жертву интересов содержания человеческого общения. «Закон столь же бдителен, как и
наша совесть», — пишет Э. Эриксон. Излишняя формализация в ритуале, по его мнению, может привести к «одержимости формальной стороной» ритуализации. Выхолащивание нравственного смысла ритуала, слепое следование букве закона не остается бесследным в развитии личности. По мнению Э. Эриксона, юные правонарушители — следствие бессмысленных выхолощенных ритуализаций. Ритуализм на этой стадии Э. Эриксон называет «легализмом».
Христианский формализм — это то, когда человек не прилагает к тому, что делает, сердце. Это когда есть форма, но нет содержания. Есть упаковка, но нет продукта. Есть реклама, но нет концерта. Есть Церковь, но нет жизни. Христианский формализм — это система или набор каких-то правил и установок, которые делаются автоматически. Система или формализм рождает в церкви мертвую религию. В самом слове «система», нет ничего плохого, если бы только не одно но. Система не применима к церкви Божьей. Люди могут придумывать системы и жить в них, но Бог в системе не живет. Те, кто не знает Бога, не может этого понять» - /Николай Мазуровский- пастырь/
Формализм, или (используя архаичный термин) законничество – это те самые неспособность и нежелание отступать от буквы принятых правил (законов) даже ради собственного духа этих правил (неспособность и нежелание «нарушить» даже тогда, когда это необходимо для того чтобы «исполнить»); как видим, это – минимальное определение фарисейства. И все-таки разница как будто проглядывается: фарисейство служит (или верит, что служит) святому, высокому, а формализм – будто чему-то пустому и мертвому, ничтожному, «форме»; святое для нас должно захватить нас целиком, стать в нас главным, а формальное, взяв с нас свою обязательную дань, должно во всем прочем оставить нас свободными…
Что люди устали от формализма, в том числе религиозного, и хотят иметь отношения, помогающие жить, а не только бездушную религию. Если вера перестала производить духовные плоды в жизни - не стала ли такая вера формальной в жизни человека? Не случается ли у нас такое?»
Так что, резюмируя, этот сакрализованный формализм – известный в т.ч. под уважаемыми именами «праведность», «принципиальность» и многими другими. Даже, в каких-то своих аспектах, под именами «благородство» и «донкихотство» и пр. – есть та «закваска фарисейская», на которой пышно всходят особого рода фальшь и лицемерие. Осознанная или полуосознанная нравственная ригидность, способная доходить до высших степеней моральной слепоты и прямой жестокости и при этом, гордо или чванливо, осмысляющая себя как праведность.
«Формализм – это не христианство. «Ибо не тот Иудей, кто таков по наружности, и не то, – которое наружно; но тот, кто внутренне таков, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему похвала не от людей, но от Бога» /Рим.2.28-29/. Это, пожалуй, преобладающий порок человеческого ума. Его можно обнаружить в каждой душе и в каждой стране. Он победоносно правит в каждом природном разуме и постоянно пытается захватить трон в сердце каждого чада Божьего». Это дает основание В.Ни - китайский проповедник, - прямо заявить, что протестантизм не освободил церковь от формализма и соблазна власти: «Протестантизм не дал нам надлежащей церкви. В результате, куда бы ни приходили учение об оправдании по вере и открытая Библия, там учреждалась государственная власть. Лютеранская секта стала государственной церковью во многих странах; как и англиканская».
Протестантские церкви все еще следовали примеру Рима и не возвращались к изначальной церкви, к истокам. Отсюда вывод: во время реформации проблема церкви не была решена; Лютер не реформировал церковь, его Реформация не вернула церковь в первоначальное состояние, она лишь сделала мировую церковь государственными церквями. Поэтому если «Фиатира – называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение - осуждается за то, что увела церковь в мир» - /Отк.2.20/, то «Сардис – носишь имя, будто жив, но ты мёртв» - /Отк.3.1/ осуждается за то, что увел церковь в государства», и хотя «Господне благословение в Сардисе все еще есть, его сфера не расширяется». Итак, с одной стороны, есть «оживление» (другая важная категория в богословии); с другой – все это заслуживает упрека, потому что возврата к началу так и не произошло.
«Одного известного футбольного тренера спросили: «Как влияет футбол на здоровье нации?» «А никак», ответил тренер. «Неужели?» - удивился корреспондент. Тренер сказал: «Конечно. Тем двадцати двум, что рвут жилы на поле, не мешало бы отдохнуть. А тем сорока тысячам, что на трибунах, не мешало бы заняться спортом». Нечто подобное сейчас наблюдается во многих церквях. Если вы сравните: сколько людей, просто приходит на служения и сколько активно трудятся, то часто увидите просто удручающую картину. Привычная ситуация, когда небольшая группа ревностных тружеников рвут жилы «на поле», а остальные члены церкви – просто зрители, которые прохлаждаются «на трибунах». Но Бог создал церковь не для зрелищ, чтобы кого-то позабавить. Он не хочет, чтобы Его делом занимались только «профессионалы». В том деле, которое называется «жизнь», у всякого верующего есть свое место и свои духовные дары, которые он должен развивать на пользу всем: «Но каждому даётся проявление Духа на пользу» - /1Кор.12.7/. Если кто из нас пока сидит на трибунах в церкви, знай, что ты очень, нужен на поле!» - /пастор Золтан З. Тырык/.
О молодых клириках, которым – не терпится стать духовниками, старец Паисий говорил: «Торопящиеся стать духовниками и имеющие в себе ещё много - духовного яда, похожи - на неспелую айву, из которой, сколько бы мы сахара ни положили, никогда – не получится хорошего варенья, а если и получится, то быстро - прокиснет. Сладостные слова и великие истины имеют цену, когда исходят - из истинных уст, и находят себе место только в склонных - к добру душах и в великодушных людях, имеющих - чистый разум. Важно в работе с молодыми не скатываться в формализм и не повторять ошибок, которые нередко имеют место при организации светских молодежных объединений», подчеркнул при этом Патриарх Кирилл.
«Мы знаем, что в прошлом, когда существовали мощные молодежные организации типа комсомола, в их деятельности было много формализма, и люди чувствовали этот формализм, чувствовали нередко фальшь. Хотя и хорошего было достаточно, но много было и чисто формального, что вызывало скепсис в отношении этой молодежной работы. Мы ни в коем случае не должны повторять этих ошибок в нашей молодежной работе в Церкви. У нас не должно быть формализма, не должно быть организации «для галочки», не должно быть вымученного выражения лица у молодых людей, когда они собираются, потому что кто-то зачем-то их пригласил, но внутреннего энтузиазма не чувствуется», — также пояснил патриарх Кирилл.

Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714 Роберт Мюррей Макчейн (1813-1843г.) – благовестник Шотландия/. Диакон Иоанн Веселяк.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 3998 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Попадание в Цель! Аргументы и факты - Александр Бежецкий(Саня, сашок, санчес ака Бегун, бежа)

Счастье жить с Богом - Буравец Валерий

Мысли вслух. - Леонид Каночкин

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Измы - Шмуль Изя

Поэзия :
Тільки Ісус Переможець! - Ольга Назарова

Теология :
Стигмата - Славик Ронский

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100