«Историю обязан каждый знать, не только,
Чтоб не повторять чужих ошибок.
Но еще, все, то чтобы перенимать,
Что было положительным для нас в росток.
А жить нам вместе хочется, но чтобы наш был верх
И, нам нужна история, чтоб наш в ней жил пример» -/С. Скопинов/.
Так декабрист А.Бестужев-Марлинский в 1834 году писал: Мы живём, в веке историческом… История была всегда, совершалась всегда. Но она ходила сначала неслышно, будто кошка, подкрадывалась невзначай, как тать. Она буянила и прежде, разбивала царства, уничтожила народы, бросала героев в прах, выводила в князи из грязи; но народы после тяжкого похмелья забывали вчерашние кровавые попойки, и скоро история оборачивалась сказкою. Теперь иное; теперь история не в одном деле, но и в памяти, в уме, на сердце у народов. Мы её видим, осязаем ежеминутно; она проницает в нас всеми чувствами».
«История – это роман, бывший в действительности» - /Э.Ж. Гонкуры/. Слово «история» переводится как «расследование». Это очень подходящее определение, - позаимствованное из греческого языка. История как наука расследует причины событий, имевших место, а также их последствия. Но это определение все, же не отображает всей сути. Второе значение этого термина может восприниматься как «рассказ о том, что происходило в прошлом». Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расследование, узнавание, установление». Слово история пришло из греческого языка historia, и происходит от праиндо европейского слова wid-tor-, где корень weid-, «знать, видеть». В русском языке представлено словами «видеть» и «ведать».
История – одна из древнейших наук человечества, предметом которой является изучение фактов и событий прошлого, их причинно - следственная связь. Колыбелью зарождения истории считается Древняя Греция. Ее отцом - основоположником является знаменитый древнегреческий историк и философ Геродот (V век до н.э.). В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования. Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.
«Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, - говорит К.Маркс, - её можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, истории природы и история людей взаимно обусловливают друг друга»... «единый, закономерный во всей своей громадной разносторонности и противоречии»-/В.Ленин/. История как наука существует не менее чем 2500 лет. Ее основателем считают греческого ученого и летописца Геродота. В античное время эту науку ценили и считали ее «наставницей жизни». В древней Греции ей покровительствовала сама богиня Клио, занимавшаяся прославлением людей и богов.
«Существуют различные концепции истории, согласно которым по-разному исследуется и анализируется исторический процесс. Если посмотреть на историю с позиции религиозной, то она будет интересовать нас не с точки зрения точности изложения фактов или же раскрытия причинно-следственных взаимосвязей, а с точки зрения того, что можно сказать об отношениях между Богом и человеком. Каковы были эти отношения? Что из исторического опыта других людей мы можем почерпнуть для своей религиозной жизни?» - /митрополит Кирилл (Гундяев)/.
«Изучение истории похоже на изучение крупной денежной купюры. Если это деньги своей страны, человек знакомится с ними ещё в семье, через родителей: на какой бумаге их печатают, какие на них рисунки и узоры. Но если это деньги чужой страны, нужно прочесть какой-то официальный документ, надёжный путеводитель. Да и в родной стране могут изменить форму денег, тогда и тут надо будет читать официальное распоряжение. Что ж! Человек, которому всучили крупную, но фальшивую банкноту, научился, возможно, очень важному делу – вниманию. История никого ничему не учит, если он ею не занимается» - /Яков Кротов/.
«История не сочиняется, а составляется по данным, сохранившимся более всего в письменных памятниках» - /Н.Добролюбов/. Психолог Абрахам Маслоу в свое время писал: «История рода человеческого – это история мужчин и женщин, которые недооценивают себя». Удивительно, но люди, как правило, останавливаются на достижениях гораздо меньших, чем те, которых в действительности могут добиться. «Ничего нет интереснее истории, - говорил Суриков, - только читая историю, понимаешь настоящее». «Просматривая историю, мы невольно поражаемся незначительному количеству идей рядом с богатым разнообразием фактов. Одной какой-нибудь идеей живет целое столетие»- /Э. Кастеляр/.
«Вначале рассуди то, что история не иное есть, — уточнял В.Н. Татищев, — как воспоминания бывших деяний и приключений добрых и злых. Потому все то, что мы пред давним или не давним временем чрез слышание, видение или озвучение искусились и вспоминаем, есть сущая история, которая нас ибо от своих собственных, ибо от других людей учит о добре прилежать, а зла остерегаться». Предаю, такому предмету, как истории, большое значение. Без знания и умения анализировать прошлое, нельзя до конца понять происходящее. Книгу: «Бытие вполне можно назвать «происхождение» или «начала». Ибо она представляет собою историю происхождение: сотворение мира, появление в нём греха и смерти. Зарождение искусств, возрастание народов, особенно насаждение Церкви и её состояние в ранние годы» - /М.Генри/. «Известно, что незнание истоков может привести человека, к какому угодно выводу, а духовное заблуждение есть конец совершенствования человека, как энергетического фантома, гармоничного канонам вечности. Человеку никак нельзя забывать свои Истоки, а тем более уходить от них, предопределяя свой собственный выбор или путь в никуда» - /О.П. Багрийчук г. Ижевск/.
Геродот начинает так: «Сие — результат исследований Геродота Гелиларнасского». Более поздний историк Дионисий Галикарнасский пишет в самом начале своей истории: «Прежде чем начать писать, я собрал сведения частью из уст самых образованных людей, с которыми я встречаюсь, а частью из историй, написанных римлянами, о которых они похвально отзывались». Так и евангелист Лука, начав свою книгу самым звучным греческим языком, следовал самым лучшим доступным ему примерам. По-видимому, Лука думал: «Я пишу величайшую в мире историю, и лишь наилучшее достойно ее. Начинает ее с утверждения, что она является итогом самого тщательного исследования. Божественное вдохновение не нисходит на человека, сидящего со сложенными руками и с праздными мыслями и ждущего чего-то, а на человека, который думает, ищет и исследует. Истинное вдохновение приходит тогда, когда ищущий ум человека соединяется с сокровенной истиной духа Божия. Слово Божие дано, но оно дано людям, ищущим его» - /У.Баркли/. «Ищите, и найдете» - /Мат.7.7/». «То рассудилось и мне, по тщательному исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил. Чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен»-/Лук.1.3/.
Однажды начав изучать историю, человек не может остановить этот долгий и такой интересный процесс, и зачастую он длится всю жизнь. Ведь изучать историю можно не только в архивах и при работе с артефактами. Она окружает нас в наших городах и селах, она живет в наших бабушках и дедушках, в нашем настоящем. Надо только иметь желание приобщится к ее таинственному и увлекательному содержанию.
«Филипп Шафф в своём труде «Великая история христианской церкви» пишет, что люди в то время были различными путями подготовлены к пришествию Христа. Еврейская религия, греческая цивилизация, римское право – всё способствовало быстрейшему распространению вести о Христе».
Прообраз Церкви – евангельская община, из которой один Христа предал, другой отрекся, третий не уверовал, пока не пощупал. Чего же мы хотим от исторической Церкви? Никогда историческая Церковь не была совершенна. Об этом можно скорбеть, но нельзя делать вид, что это – не так. В истории Церкви не было «Золотого века». Было пустынное монашество, мученики, но одновременно с этим было насилие, и недостойные игры с властью, и многое другое. Земная Церковь – не сообщество святых, а собрание кающихся грешников, людей, которые поняли, что они грешны, что сами с грехами не справятся, что им нужен помощник – Бог. И эта несовершенная организация на протяжении всей своей многовековой истории учится говорить с миром и слышать мир.
/Александр Кравецкий/
«В истории общества действуют люди, одарённые сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определённым целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели» - /Ф.Энгельс/.
«Немецкий философ Георг Гегель сказал: «Опыт и история учат, что народы и правительства ничему не научились из истории и никогда не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из неё».
«Вот за что я люблю историю! – говорит Фридрих – король прусский- Человек, проживший век без знания её, обладает опытом лишь одного поколения, иначе говоря, опытом своей краткой жизни. Человек же, знающий историю, суммирует в себе опыт множества поколений. Все мои победы – на полях и в политике – это не мои личные победы, а лишь основательный результат опыта былых поколений, собранных в одной моей голове»
Итак, смысл истории состоит в том, чтобы «чтобы раскрылись все духовные силы истории, все ее противоречия, чтобы было внутреннее движение трагедии истории, и лишь в конце явлена была все разрешающая истина». То есть, настоящий смысл истории лежит за ее пределами, при этом в качестве цели раскрытия духовных сил преподносится внутреннее движение трагедии истории. Остается вопросом, можно ли интерпретировать это как призыв ускорить ход истории, приблизить ее неизбежную развязку.
Слова Бердяева: «Когда оно приходит не к тому, чего ждало, и начинает ощущать безвыходность круга истории, тогда человечество начинает сознавать невозможность разрешить свою задачу внутри самого процесса истории, начинает сознавать, что лишь трансцендентный выход делает историю разрешимой». Таким образом, все исторические неудачи, провалы и бедствия, с точки зрения христианского философа Бердяева, дают позитивный эффект. Итак, основной смысл истории, согласно Бердяеву, состоит в ее преодолении, которое выразится в улучшении нравственности и покорности божией воле, более легкое отношение к земным делам. Человеческое откровение в этом случае не будет противоречить Божьему, почти исчезнут исторический динамизм и породившие его противоречия воли бога и человека. При этом, надо сказать, что сам факт покорности воле Божией всё же принижает человека, его возможности, поскольку остается неясным, почему нельзя поступать нравственно по своей воле и уразумению. «Из истории мы черпаем опыт, на основе опыта образуется самая живая часть нашего практического ума» -/И. Гердер/.
«Что такое человек? можно узнать не путем размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов. А только лишь из истории»- /Вильгельм Дильтей/. «На первый взгляд эта история кажется запутанной на самом деле всё естественно» - /Агата Кристи – мастер детективов/. «Они обрубают корни, соединяющие их с историей. То, что они проповедуют, в лучшем случае является смесью христианской этики с враждебной ей. По своей сути языческим (хотя бы и в современном варианте) философском мировоззрением, порой вполне под стать суеверием Симона-волхва» - /Дэвид Гудинг, - д-р философии, Ирландия/
Библия - это собрание книг, написанных на протяжении веков с позиции иудаистического монотеизма. Библейские авторы никогда не намеревались писать историю в современном смысле; их цель была — продемонстрировать деяния Бога в еврейской истории. Главный вклад археологии в изучение Библии заключается в том, что с ее помощью, мы можем прояснить и нагляднее представить себе историю, в контексте которой возникла библейская вера. Библия была написана не в вакууме, и события, которые в ней описаны, тоже происходили не в вакууме. Древние евреи испытывали влияние культур других народов, с которыми они контактировали, и Библия отмечает эти влияния, как добрые, так и дурные. Библейская археология проникает вглубь той области древней истории, которая дала рождение Библии. «История – учительница жизни» - /Цицерон/.
История Иисуса Христа начинается не с «Однажды в некой далекой стране …», а «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода …»-/Мт.2.1/. Как чудесно пересекать холмы Иудеи, ходить по улицам Вифлеема, бродить по Назарету, кататься на лодке по Галилейскому морю или гулять по иерусалимскому Старому Городу. Какое волнение следить за каждым движением лопаты археолога, сознавая, что именно здесь, в этих самых местах, в исторической и географической реальности человечеству было передано самое драгоценное наследие в истории. Вот в чем ценность библейской археологии — в том, что она позволяет поместить веру в реальность древней истории. «Исторические деяния бывает закончено не тогда, когда оно свершилось, - говорит С.Цвейг, - а лишь после того, как оно становится достоянием потомков».
Почему важно изучать историю христианской доктрины? Можно выделить несколько причин. Во-первых, подобное изучение подтверждает апостольское учение, записанное в Священном Писании, а также помогает анализировать учения Божьего Слова в свете церковной истории. Во-вторых, изучение истории помогает увидеть корни зарождения ложных доктрин. Если мы утверждаем, что некоторые доктрины, проповедуемые в христианском мире, ошибочны, тогда возникает вопрос: откуда произошли эти ложные доктрины? Изучение истории помогает нам увидеть, какие учения существовали с начала христианской эпохи, а какие появились позднее, каким образом ложные доктрины проникли в христианство и как они стали (в некоторых случаях) господствующей тенденцией в христианстве. В-третьих, церковная история помогает изучить главные деноминации и движения, что вооружит нас для беседы с их представителями. Наша цель – выделить основные направления в христианстве и изучить, откуда они зародились, почему они зародились, их отличительные и характерные доктрины.
«История христианской Церкви есть, с одной стороны, наука историческая; этим определяется предмет вообще и указывается метод исследования: как наука историческая, церковная история излагает перемены в прошлой жизни Церкви, пользуясь историческим или индуктивным методом. С другой стороны, церковная история есть наука богословская, входит в семью богословских наук и здесь занимает свое определенное место»-/М.Поснов – историк/.
Таким образом, христианские воззрения на историю - это не вторичный элемент, выводимый философской рефлексией из изучения истории. Он находится в самой сердцевине христианства и составляет неотъемлемую часть христианской веры. Следовательно, не существует христианской «философии истории» в строгом смысле слова. Вместо нее есть христианская история и христианская теология истории, и не будет преувеличением сказать, что без них не было бы такого явления, как христианство. Ибо христианство, как и религия Израиля, из которой оно возникло. В известном смысле - историческая религия, на что не может претендовать ни одна из других мировых религий - даже ислам, хотя он в этом отношении наиболее близок к христианству.
«Человек есть нить, протянувшаяся сквозь время, тончайший нерв истории, который можно отщепить и выделить и – по нему определить многое» - /Василий Поликарпов/. «В этот исторический момент человечеству нужно увидеть жесты мира и услышать слова надежды» - /кардинал Ф.-К. Н. Ван Туан/.
«Но плохо мы сделали бы, если бы всё изучение истории превратили только в «морализирующую критику». Мы интересуемся и значением этого этапа истории в целом. Его ролью в общем ходе исторического развития. А поскольку это так, то ход исследования проблемы заставляет нас поставить вопрос о большом всемирно историческом значение Иисуса Христа в истории. «В истории всегда чудесны те мгновения, когда гений отдельного человека вступает в союз с гением эпохи, когда один человек проникается творческим устремлением своего времени. Ибо история плетёт неизбежную сеть судьбы, в её удивительном передаточном механизме самое маленькое ведущее колёсико вызывает к действию невероятные силы» - /Ш.Цвейг/.
Влияние Иисуса Христа на историю человечества настолько очевидно и настолько велико, что только несколько личностей могли бы претендовать на его место в самой верхней строчке списка.
Источники: Библия. Н.Добролюбов – литературный критик. Мэтью Генри английский толкователь Библии. Штефан Цвайг; 28 ноября 1881 - 1942 - австрийский критик, автор множества новелл.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Мечтаете привлечь больше заказов и чтобы сайт вошел в ТОП поиска Yandex? Гарантированно быстрее чем у сео-студий? Для нас это вовсе не проблема. Доверьтесь нашему опыту с 2019 года и более 400 успешных кейсов на канале t.me/top1boost — результат гарантирован! Работаем по договору, чтобы дать вам уверенность в надежности и безопасности нашего сотрудничества. И, самое главное, платите только за видимые результаты. Человечный подход, нет роста позиций сайта — никакой оплаты нам. Хотите получить больше информации? Отправьте нам сообщение — Telegram: t.me/top1booster или WhatsApp: wa.clck.bar/79802050964 Достигните TOP-10 Yandex и станьте лидером своей ниши!Мы уверены в своих навыках и инструментах, поэтому предлагаем вам бесплатный тест. Вы ничего не теряете, пишите по ссылкам выше =)