«У каждого свой термометр боли, который мерит её в диапазоне от нуля до десяти. Никто не будет ничего менять, пока не дотянется до десяти. Девять мало. При девяти вы всё же боитесь. Только десятка сможет сдвинуть вас с места, и тогда вы всё поймёте. Никто не примет за вас решение» - /Вики Майрон Дьюи/. Высокий болевой порог – мечта каждого рукопашника, ибо, как известно, невозможно научиться драться, не получая сдачи. А чем выше будет ваш болевой порог, тем менее болезненной будет для вас эта «сдача».
Когда человек думает о низком пороге своей ранимости, он уже этим доказывает, что он в духовном плане не слишком отстал от более ранимых людей. Психолог Шнейдман дал следующее определение боли душевной: «Она ничуть не похожа на боль телесную или физическую. Душевная боль – это те переживания, которые человек чувствует как личность. Душевная боль – это боль за собственное уникальное человеческое я. Боль душевная возникает как страдания, мучения, тоска, смятение.
Душевную боль порождают горе, одиночество, чувство вины, стыда, унижения, страх перед чем-нибудь неотвратимым. Смертью, старением, болезнью физической». Душевная боль так же реальна для человека, как другое реальное событие: «Когда человек переживает душевную боль, ее интроспективная реальность не вызывает у него никаких сомнений».
Болевой порог – это уровень раздражения, причиняемого нервной системе, при котором человек чувствует боль. Он индивидуален для каждого, один и тот же уровень раздражения может выразиться как в незначительной, так и в сильной боли для разных людей. В первом случае речь идет о высоком болевом пороге, во втором – о низком. «С болью в душе сознавая и повторяя известное изречение: «Самая великая печаль на земле – это невозможность жить постоянно чисто и свято». Есть болевой порог - это уровень раздражения, которое уже нельзя терпеть. Терпеть, когда рану шьют «по живому» или вправляют вывих сустава без анестезии? Выдержать это без высокой планки болевого порога — непростое испытание. Способность быть «стойким и несгибаемым» дана природой не каждому. Есть люди, которые от обычной занозы, легкой ссадины или небольшого ожога готовы заливаться слезами и корчиться в муках. Внутренний «термометр боли» у всех отличается. Поэтому слова «как же мне больно!» всегда субъективны: «и тает сердце, колена трясутся; у всех в чреслах сильная боль, и лица у всех потемнели» - /Наум 2.10/. Дело здесь не только в наследственности и генах. Гарвардский анестезиолог Х.Бичер назвал до 27 факторов, которые могут влиять на восприимчивость и переносимость неприятного ощущения. Предполагают, что на самом деле их еще больше. «Обычно люди боятся боли, избегают ее. Ведь она всегда равна страданию. Меж тем такой раздражитель закреплен эволюцией: именно боль помогает человеку выжить в состоянии кризиса для организма. И возникает на том этапе, когда много «молчаливых», невидимых факторов защиты уже не могут справиться с угрозой. В общем, боль — это красный сигнал опасности», — объясняет заместитель директора по научной работе Института физиологии НАН Беларуси, профессор Владимир Кульчицкий и рассказывает все, что мы должны знать о болевом пороге.
«Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» - /Пс.83.11/. «Предпочитая место поклонения всем другим местам: лучше быть у порога, т.е. занимать самое низкое положение в доме Божьем, нежели жить как господин в шатрах нечестия» - /М.Генри/. Существует три главных объяснения слов: «Посещу в тот день всех, которые перепрыгивают через порог, которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом» - /Соф.1.9/.
Порог (евр. кол-гаддолег ал-гамифтан), которые дом Господа своего наполняют насилием и обманом. Всякое учение, как церковь «Живой поток» Уинтеса Ли, которое ставит потолки, уже в своей сути – ложно, состояние бреда. Бред - лат. Delusio - часто определяют как расстройство мышления с возникновением не соответствующих реальности болезненных представлений, рассуждений и выводов. В которых больной в группе полностью, непоколебимо убеждён и которые не поддаются коррекции. Случается регресс — обратное развитие близорукости. Человеку сделали коррекцию, он все хорошо видит, а через год-два зрение опять начинает снижаться. Их опасность это не провал в прогрессе, а скорее всего регресс обратно. Церковь «Живой Поток» Вочмана Ни в зародыше не имеющий жизни в мёртвых пустынях словесного христианства, повторяющие друг за другом слова из своих песен: повтори сынок и будь попугаем и спасёшься. Таков итог: учения «Живого потока». В истинном учении всегда есть движение, и никогда верующий не придет к потолку. Потолок – это достижение: «препятствие движению вверх». У нас на Земле вообще (или, скажем, у большинства людей) – очень низкий духовный потолок. Как в землянке, в траншее или в окопе, в которых нужно ходить полусогнувшись.
Тот, кто не знает этого (не сечёт метафору наяву) — получает такое знание во сне. Получает там, в сновидении, оценку высоты своего индивидуального духовного потолка. У церкви «Живого потока», при всех моих стремлениях – взмыть в небо - высота духовного потолка была такова, что дальше возможного лично для меня — меня «не пущали».
Помня о том, что мы на этой Земле для того, чтобы «поднять Небеса», и старайся жить так, чтобы свой потолок не опустился хотя бы ещё ниже. Потолка нет в совершенствовании самого себя.
Древнее, находящееся уже в Таргуме, понимание выражения «прыгающие через порог» видит здесь указание на сообщаемый в 1Цар 5.5. Факт: именно на утвердившийся у филистимлян. После известного происшествия с идолом их Дагоном в присутствии израильского ковчега Господня (2-4). Обычай не ступать на порог капища (освященный присутствием на них частей названного идола), а перепрыгивать через него. Предполагается, что этот филистимский обычай во времена Манассии был усвоен иудеями, почему Таргум первую половину ст. 9-го передает: «посещу тех, которые ходят по обычаям филистимлян». Это мнение наиболее близко отвечало бы букве библейского текста, но слабую сторону его составляет совершенное не упоминание в Библии о существовании названного филистимского обычая у иудеев.
Еще более слабыми должны быть признаны два других объяснения: а) будто здесь речь идет о вельможах. Сарим - крепкий, перенявших распространенный на востоке обычай почитать порог царского дворца и не ступать на него. При этом выражение «дом Господа своего», бет-адонейгем, понимается о царе и б) о клиентах вельмож, которые, пользуясь силою своих патронов, обирали народ: «когда кто обирает» - /2Кор.11.20/ и вносили в дома своих господ (в таком смысле понимается здесь выражение адонейгем) неправедно добытые сокровища. Но мысль о дворце царя или о чертогах вельмож совершенно чужда тексту. Напротив все древние переводы выражение бет-адонейгем понимают в смысле дома Божия, т. е. храма. Затем, «порог», евр. мифтан, в Библии означает только порог храма – языческого: «каждая особо на пороге» - /1Цар.5.4-5/ или Иудейского: «к порогу Дома» - /Иез. 9.3; 10.4.18; «и он у порога поклонится Господу» - 46.2; «и вот, из порога храма течёт вода» - /47.1/.
Не редко наши бабушки говорят, что не хорошо стоять на пороге или что-то передавать через него друг другу. Разговор через порог – к ссоре, здороваться через порог или прощаться на пороге – к долгой ссоре. Нельзя долго стоять на пороге или держать на нем гостей. Нежелательно сидеть на пороге беременной женщине – ребенок может родиться мертвым. Почему же порог разъединяет людей, ведет к ссоре, к беде? Возможно, порог дома – это не просто строительное сооружение, а нечто большее?
Порог - это особая пограничная черта, разделяющая друг от друга две магические зоны. С одной стороны границы – зачастую, агрессивный и жестокий внешний мир, а с другой - внутренние покои дома, защищённость, спокойствие и уют. Переступая через порог и входя в дом, человек, даже если он не является хозяином жилища, попадает под охрану определенных неведомых сил. Люди, которые находятся по разные стороны порога, оказываются как бы в разных мирах. Порог и дверь дома разделяют территориально, энергетически, а главное, психологически чуждые друг другу пространства, например, квартиру и лестницу общего пользования. Плоскость любой двери имеет особые энергетические свойства. Она выполняет защитную функцию, создавая неведомый для нас энергетический занавес, защищающий наше жилище. Почему же, вопреки здравому смыслу, наши предки так свято верили в подобные необъяснимые приметы? Возможно, в том, что приметы часто сбываются, нет никакой магии, а всё объясняется психологией человека и накопившимся жизненным опытом наших предков… Порог в быту осознавался не только как препятствие для проникновения в избу холодного воздуха, но и как граница между мирами.
Но, даже живя по-христиански, мы обрастаем не только полезными навыками, но и вредными привычками. И как быт в семейных отношениях нередко убивает само чувство, церковный быт способен убить веру. Кажется, Майя Плисецкая однажды сказала: «С годами приходит опыт, но уходит чувство прыжка». Наверное, по этой причине мы и сталкиваемся с устало - опытным равнодушием прихожан Церкви, и, что еще более, печально, мы начинаем замечать это самое равнодушие и формализм в самих себе.
Не важно, насколько ты силён физически и духовно, есть болевой порог, через который не сможет перешагнуть ни один человек, и когда тебя подводят к этому порогу, это называется «submission» (болевой прием/удержание). Да, физиологически несомненно существует «болевой порог», переходя который тело перестает ощущать боль (кстати, частенько за этим же порогом смерть). Но когда речь заходит о душе, что процессы протекают несколько иначе. Можно привыкнуть к страшным кадрам в телевизоре, можно наверно даже перестать вздрагивать при звуке взрывов ... Но, ни одна мать не перестанет думать о том, что её ребенок, спокойно веселящийся на дискотеке или мирно попивающий кофе, может ... не вернуться домой оттого, что какой-то ... идиот - слабоумный решит вознестись к высотам, захватив с собой десяток - другой ни в чем неповинных людей... Конечно, можно сказать, что погибнуть можно и в аварии, да и кирпич может запросто на голову свалиться, ... собственно, именно это самое, но дело не в этом. Дело в том, что народ не сдается, не склоняется, не поддается панике ... Есть какая-то сила, которая толкает людей к жизни.
«Принцесса на горошине» — низкий порог и интервал болевой переносимости. Представительницам данного типа страдания категорически противопоказаны! Они обостренно воспринимают боль не только физическую, но и душевную, и по своей природе не способны ее терпеть. Таких людей обычно называют людьми с тонкой кожей. Это ранимые и впечатлительные натуры, склонные к меланхолии и одиночеству. Войти в процедурный кабинет для них — все равно, что переступить порог камеры пыток. В подобной ситуации призывы взять себя в руки не приносят результата — с физиологией не поспоришь!
«В нашей литературе выражение «болевой порог» не попадалось. И, однако, всё, что писалось о человеке с незапамятных времён, непосредственно связано с этим понятием. «Болевой порог» каждого из нас, может быть, вообще является одной из главнейших проблем в жизни и в литературе. Ведь в значительной степени от него зависит наше отношение к окружающему, активное или пассивное. «Болевой порог», это выражение весом в «сто тонн», пригодно для словаря любого писателя, каков бы ни был его стиль, и какой бы цветовой гаммой ни располагал его язык. Это выражение вполне применимо не только в медицине, но и в общественной жизни, оно один из главнейших советчиков и руководителей, общественных и государственных деятелей. «Порог» это есть у всех нас, но вышина его бывает различной – у эгоистов и бездушных карьеристов она достигает крайнего предела. Можно считать, что у писателя может быть тысяча всевозможных недостатков и это ещё не помешает ему быть писателем. Но если ему недостаёт таланта и если у него высокий «болевой порог», то дела его безнадёжны. Приходилось, конечно, слышать, как отсутствие таланта и ожирение мозга порой очень ловко и убедительно объяснялись тем, что социалистический реализм вставляет несчастному писателю «палки в колёса».
Эта знакомая песня сопровождается примерно следующей аргументацией, Стендаль называл роман зеркалом, которое тащат по большой дороге. То оно отражает синеву неба, то грязные лужи. И далее: «зачем вы? лакировщики, профаны, подхалимы, слепые щенки и т.д. Требуете, чтобы мои глаза, зеркало души моей, отражали бы и синеву неба, если я, непонятый и преследуемый, люблю только грязные лужи?» Затем следует рассуждения о свободе творчества, о страхе перед критикой недостатков нашего общества, раздаются, словно орудийные залпы, великие имена Гоголя и Щедрина, бьют противника по голове «Баней» В.Маяковского. Но стоит очнуться, как сразу поймёшь, что мир вокруг всё тот же, люди те же, что свой насущный хлеб приходится по-прежнему зарабатывать трудом, что над твоей головой всё та, же небесная синева, а на дороге ещё хватает грязных луж.
Понимаешь и то, что спорил с человеком, который зарабатывает свой насущный хлеб процеживанием грязи. Что, если бы случилось, чудо и всемогущим декретом были бы ликвидированы однажды все грязные задворки в жизни и в людских душах, этот несчастный остался бы без хлеба и без гонораров, ибо творческая почва под его ногами превратилась бы в прах. И как бы ловко подобный товарищ ни прятался за бородой Маркса, всё ж таки видишь, что он смотрит на наши недостатки как на средство существования и что его «болевой порог» стал угрожающе высоким». У нас, писателей, «болевой порог» должен быть высоким по отношении ко всему вокруг, что болит и вызывает боль. Хорошо, если людские горести мучают нас, прорываются к нам беспрепятственно, становятся частью нас самих, скребут по нашим сердцам. Тогда мы, правда, скорее изнашиваемся, раньше седеем, тогда в нашей жизни нет подлинного покоя, но жить иначе нет смысла. В конце концов, та ноша, которую взваливают на себя люди с низким «болевым порогом». Которая и наш кресс, и наше богатство, эта ноша в силу своей серьёзности, жизненности, сложности, а порой и неразрешимости никогда не позволяет опускаться до притворной жалостливости. До слезливого сочувствия, вызывающего подозрения, что писатель рассчитывает получить лавры (и порой и не напрасно) не за то, что он разобрался в причинах явления, а за то, что он пережёвывал его следствия, высосав из них все сентиментальные соки и поднеся их в переработанном виде читателю. Самая плохая литература – жалостливая. Некрасов пишет: «Друг любезный, не сочувствуй ты горю людей, не читай ты гумманых книжонок. Но не ставь за каретой гвоздей, чтоб, вскочив, накололся ребёнок». Вышина нашего «болевого порога зависит не от усердия, с каким мы упиваемся видом горестей вокруг, она зависит от другого. Утыкано ли в интересах душевного покоя наше писательское «я» гвоздями или нет – вот что главное» -/Юхан Смуул – полярник-писатель/
В церковных и около церковных кругах сейчас, пожалуй, особенно много говорят о Церкви, ее роли и границах. При этом заметно, что у доброжелательно настроенной паствы РПЦ МП постоянно повышается болевой порог: никого уже не удивляет и не возмущает иеромонах, поющий на телешоу (!) песни о любви мужчины к женщине!! и, по собственным словам, оборудовавший в своей келье звукозаписывающую студию. Получается, что «Христос у нас так себе, однако другого нет». Конечно, так никто не скажет, но тогда получается, что и под церковью они понимают не Церковь Христову, а земную развращенную организации, наподобие кружка любителей наследия Иисуса Христа или политической партии.
Однако у каждого из нас есть некий болевой, порог - которого мы вынести не можем. Вывод следующий: душевная боль сигнализирует нам, что с душой что-то не в порядке, возможно, мы где-то ранили свою душу и должны исправиться. После которого продолжать общение с человеком, перешедшим этот порог, становится просто невозможным. Даже когда пройдет первая боль и огорчение, все равно оскорбивший останется как некая черта опасности. Должно было пройти три года, пока осознаешь, что сама перешел этот порог с дружественным мне человеком. Причем, осознавая после того, как со мной другой человек перешел этот порог. Не знаю, право, примет ли друг покаяние, но осознать нужно свой переход вполне искренне. Увидеть его когда переступил боль и почувствовал присутствие силу, Божью силу.
Самым бескорыстным врачевателем души человеческой, является Бог. Главное ничем не приходится рисковать, ведь используемые лекарства проверенны веками. Удовлетворяя потребности души, человек будет счастлив. Душа болит? Любовь – один из ингредиентов при лечении души.
Утешая христиан, апостол Павел пишет, что Святой «Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными… по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» - /Рим. 8. 26–28/.
Прислушаемся и к мудрым изречениям древнегреческих мыслителей. «Кто рассчитывает обеспечить себе здоровье, пребывая в лени, тот поступает так же глупо, как и человек, думающий молчанием усовершенствовать свой голос», — утверждал философ Плутарх. А историк Геродот указывал: «Твоё здоровье — чистый воздух, вода и пища. Вставай утром с радостью, ложись спать с улыбкой. Не лечи болезнь — лечи свою жизнь, живи по законам природы и разума». Человек высокой духовности не может поступить неправедно, хотя бы потому, что одной ногой он уже стоит на пороге Духовного Мира, на пороге Вечности.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности