«Что читают наши дети, такими они и становятся. Особенно в современном мире»-/И.Репьева – детский писатель/. «Кто перестаёт учиться, тот начинает умирать» - /В.Медведев /. «Современная педагогика наследует главное - дар воспитывать человеческие души». /В. Г. Александрова/.
Мастер педагог (от лат. magister): человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, умение творчество. «Все в нашем педагогическом деле, — пишет профессор Ю.П.Азаров, — в конечном счете, решает мастерство. Но каким трудным и долгим обычно для учителей бывает путь к мастерству». Педагог учитель должен услышать или увидеть в своем ученике искры таланта, зерно будущей личности, индивидуальность будущего дара, а дальше — помочь всё это развить, попутно оснастив своего подопечного всеми чудесами познаний духовности и хорошим репертуаром.
Разные пастыря педагоги не только работают по-разному, они даже по-разному набирают себе церковь. Кто-то берет себе только самых сильных физически учеников, и слабых душей, плохо разбирающихся в Библии, которые даже не знают, как её читать – невежд. Не учить, а влиять на них чтобы получить отличные результаты для карьеры - материально.
«Нам дана жизнь, чтобы мы прожили её в плоти; мы должны прожить её в этом мире, а для этого – научиться нести наше Христианство, которая является разумной и чрезвычайно полезной для управления человеческой жизнью. Она стремиться сделать нас не только разумными, но и набожными, чтобы наши лица сияли перед людьми в благоразумном, честном и полезном образе жизни, а наши сердца пылали святой и благоговейной любовью к Богу. Благоразумие, умеренность и трезвость, спокойствие и уравновешенность ума, хорошее управление желаниями и страстями, чем учит Библия, не только значительно способствует здоровью души, но и даруют хорошие привычки для тела, которые очень желательны и без которых наши другие наслаждения в этом мире безжизненны» - /М.Генри/
Педагогика (греч. paidagogike), наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения. О воспитании, обучении и образовании человека с позиций христианства. Задача христианской, не обязательно православной, но и католической педагогики — раскрытие тех даров Божиих, которые могут способствовать раскрытию образа Божия в человеке.
Греческая педагогика учила о гармонии и изяществе как непременных основах любого образования, будь то физическое, эстетическое или интеллектуальное, а целью воспитания полагала совокупность внешних и внутренних достоинств, т.н. «калокагатию» - гречески великодушие термин, которым Платон обозначил идеал воспитания у греков, сочетание
благородства, богатства, физических и духовных способностей. Иметь красивое тело, уметь правильное мыслить, красиво и убедительно говорить. Римляне воспитывали в детях, в первую очередь, мужество и гражданственность, а потому, в отличие от эллинов, сокращали до минимума в программах своих школ преподавание изящных искусств и критиковали греческую педагогику за то, что она «побуждает более мечтать, нежели действовать».
«Педагогика — первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека»-/Сухомлинский/. Сама педагогика как наука зародилась в V веке до нашей эры в Древней Греции. Уже тогда сложились афинская и спартанская системы обучения и воспитания подрастающего поколения.
Педагогика как наука о воспитании и обучении человека уходит своими корнями в глубокую историю. Название педагогика получила от сочетания слов «пайдос» (paidos) «дитя» и (ago) аго – вести, «веду», имеющих греческое происхождение. В дословном переводе с греческого языка педагогика означает «детоводство» или «дитя ведение». Педагог – производное от греческих слов «пейда» – ребенок, «гогес» вести, буквально «детоводитель», «детовожатый». Современная наука «педагогика» в буквальном переводе с греческого означает «детовождение». Христианская педагогика — «детоводительство ко Христу» - /Гал.3.24/. Назначение педагогики – содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности в период её становления. Направленность педагогики – детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь.
Она есть частное раскрытие дела Церкви на земле — спасения людей для жизни вечной. «Собственный опыт — наилучший учитель, — пишет митрополит Вениамин. — А когда мы получаем знания лишь от других, со стороны, тогда они легко забываются или улетучиваются, не имея глубоких корней в нас самих. А то, что прошло через горнило нашей души, потом нам кажется таким простым и очевидным, что даже странным кажется: как этого не видят другие? В древности педагог, это раб, который сопровождал ребенка в школу. Сущность педагогики – душеспасительное попечение и служение больших меньшим. Прежде всего, обратимся к пониманию сущности, назначения и цели педагогики в христианском осмыслении, её главных отличительных особенностей и категорий. В дальнейшем педагогами стали называть специально подготовленных людей, которые занимались обучением и воспитанием детей, и для которых педагогическая деятельность являлась профессией. Отсюда особая наука о воспитании стала называться – педагогикой. Она есть частное раскрытие дела Церкви на земле — спасения людей для жизни вечной. Другими словами, христианская педагогика — это педагогика познания, или спасающая педагогика. Она строится на вере в то, что образ Божий не уничтожим в человеке, как бы сильно он ни был затемнен грехом, и на понимании человека как соборного существа, призванного раскрыть свою любовь к Богу через любовь к ближнему. Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, и называли их поэтому «учителями праведности». Основными способами обучения являлись устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из Библейских книг, составление и произнесение проповедей. Педагогическая поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богу общению составляет суть обучения.
Источник авторитетного педагогического руководства - Священное Писание, просвещающее и вводящее в будущую вечную жизнь. Однако и «внешние», светские (языческие) науки небесполезны для души. Пока ученик по возрасту не в состоянии понять глубины смысла Писания, его красу и сладость, ему следует обратить взор к свету духовности, ему следует «привыкнуть смотреть на солнце в воде», упражняя «духовное око» на нехристианских писателях, у которых можно научиться многому хорошему. Ученику надо собирать «нектар» с их сочинений, не прельщаясь их внешним заманчивым блеском, но используя их достоинства в целях своего душевного строения, избирая в них то, что помогает достижению совершенства и добродетели, то, что соответствует истине. В древнегреческом народе - педагогом именовали раба, приводящего сына своего господина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот смысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога. Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем – сам Христос, который Себя признаёт и именует Учителем всех учителей: а) «Вы называете Меня Учителем и Господом…» - /Ин.13.13/, б) «…не многие делайтесь учителями, и не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель, Христос»-/Иак.3.1; Мт.23.8/.
Педагогический процесс, начинаясь педагогическим воздействием воспитателей на воспитуемых, органически переходит в их взаимодействие, высшим результатом которого должно стать их взаимоединство в духе христианской любви и благочестия при содействии Божественной благодати. Педагогическое воздействие должно быть движимо чувством любви и помощи; результатом же взаимодействия должен стать душевный контакт воспитателей и воспитуемых, приводящий их к «духовно-эмоциональному созвучию», единодушию, единомыслию — нравственно-педагогическому взаимоединству. Это взаимоединство будет все более и более возможным при условии взаимного понимания участников педагогического процесса, приумножения истинной любви с возрастанием «в Того, Который есть глава Христос» /Еф. 4.15/.
«У всех сект есть одна общая тактика: они считают, что никто не вправе высказывать суждения об их деятельности, не совпадающие с их самооценкой. При этом сектантская самоапология исходит из довольно-таки нагловатой посылки, что если много и упорно лгать, и при этом регулярно грозить судом своим оппонентам, то, мягко говоря, «пестрая» сектантская идеология рано или поздно предстанет-таки в общественном сознании в белоснежно-непорочном виде» - /Андрей Кураев – дьякон/.
Любая секта – это организация, руководство которой хочет получить неограниченную власть, влияние и деньги, при этом открыто это не демонстрируя, а используя различные маски. Секта может прикинуться чем угодно. Начиная с религиозных общин, иначе трактующих Библию, и заканчивая молодёжной организацией, психологическим тренингом или курсами английского языка. Красочная реклама, обещание чего-то грандиозного и невероятного, мистицизм и изобретение новых теорий устройства мира – лишь часть «завлекаловки», которую умело, используют сектантские «вербовщики». От того, насколько хорошо развита фантазия руководства секты зависит её успех и массовость. А дальше что? А дальше самое главное – удержать человека, подчинить его разум, разрушить здоровье и психику, превратить его в собственность секты с дальнейшим использованием в собственных интересах. Через полгода ты не узнаешь своих родителей, через год не вспомнишь, как тебя звали, кем ты был, что любил. А все начиналось так замечательно: ты нашёл новых друзей и смысл жизни в придачу…
«Только прильни к ним жадно, всматривайся и углубляйся в них. Педагогика, не считающая нужным даже заговорить о силе детской жизни, ибо верит в свою преобладающую над ней силу, может притупить деятельность педагога, внушив ему, что нужно только знать, как вырезать из полена особой породы умных и красивых детей – мальчиков и девочек. И учат такого «папу Карло» забавному ремеслу: как надо брать особого сорта полено, закреплять его в тиски, как брать острый нож и осторожно тесать из него этого обобщённого ребёнка, а не Буратино, потому что Буратино шалун и может всем нам доставить много хлопот. И не нужно спешить, кончиком ножа раскрывать ему рот, а то он так затараторит и так засыплет тебя градом тысяч «почему», «скорей», «ой, больно», «отпусти», что можешь забыть о своём настоящем деле – тесать его дальше. Не нужно спешить также, вырезать ему ноги и руки, а то он так подскочит, что никакими тисками не удержать его, и убежит на улицу, чего доброго, продаст букварь и купить себе билет в кукольный театр. Держи его в тисках, доделывай спокойно, вдохновенно и вбивай в его голову ум, мораль, человечность. Я давно опроверг в себе мысль,- говорит Амонашвили, - что готовлю ребёнка для жизни. Давно я примкнул к мудрости великого Ушинского, «что ребёнок не только готовится к жизни, но он уже живёт». Мне нужно знать источники все жизненных коллизий ребёнка. Знать не для того, чтобы придумать более совершенные тиски для укрощения его энергии с целью её педагогической обработки, а для того, чтобы самому влиться в эту энергию со своей педагогикой с целью преобразования её в более высокие формы жизни. Ибо моя педагогическая жизнь убедила меня в том, что «Воспитание ребёнка в действительности означает воспитания жизни в ребёнке. Учитель должен воспитывать не ребёнка, а жизнь в ребёнке. Пусть учитель читает педагогику, психологию, методику, пусть читает он классиков педагогики и черпает в них мудрость, пусть он всегда находится в курсе научных открытий в области воспитания и обучения детей, пусть постоянно перенимает опыт новаторов. Всё это отлично, это один из хороших способов сокращения извилистой тропинки, ведущей к педагогическим тайнам».
Понятие педагогического мастерства. А.С.Макаренко утверждал, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела. Выше всего они ценят в педагоге уверенное и четкое знание, умение, искусство, золотые руки, немногословие, постоянную готовность к работе, ясную мысль, знание воспитательного процесса, воспитательное умение. И на опыте пришел к убеждению, что решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации».
Педагогическое мастерство учителя предполагает умение излагать свои мысли с учетом состава и характера обучаемых. Иисус Христос являет нам образец и в этом отношении. Схиархимандрит Иоанн Маслов указывает, что всякий раз Христос применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотою умственного и нравственного развития. Своей паствы. Педагогика буквально переводится с греческого как «детоводительство». Деятельность педагога, ведущего за собой детей, уподобляется деятельности пастыря, который должен стремиться к подражанию Пастырю учителю Христу. Это подражание, подчеркивает Иоанн Маслов, следует понимать не как внешнее восприятие Христа, а как внутреннее приобщение к его жизни для благодатного питания, духовного возрастания и возрождения: «Я есмь Лоза, - говорит Христос, - а вы же ветви, кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит и много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» - /Ин.15.5/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714. Протоиерей Александр Зелененко, канд. Богословия. Ш. Амонашвили – педагог учёный и мыслитель, доктор.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности