«…ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий друг разносит клеветы» - /Иер.9.4/. Инсинуация – французское insinuation, латински – insinuatio – вкрадчивость, sinare – гнуть, sinus – изгиб – порочащий намёк, клевета.
«Проклятья сыпали Ему,
Христос оклеветан был публично.
Теперь для брата, почему,
Вы тоже делаете лично?» - /А.Довженко/
Термин диффамация имеет латинское происхождение — «diffamatio», от «fama» — «репутация». От него образовалось английское слово «defame», что в переводе означает «порочить». На сегодня термин «диффамация» по-прежнему сохраняется в большинстве стран романо-германского и англо-американского права, но теперь этим термином означает оглашение о ком-либо позорящих честь фактов или сведений, независимо от того, согласно ли с истиной оглашаемое, или нет. Представляясь посягательством на честь, она в своем внешнем проявлении вполне совпадает с понятием клеветы,обозначается клевета или её разновидность.
«От клеветы не убежишь: врасплох застанет, как гроза, - укрыться от неё нельзя: убежищ нет от молний лжи» - /Э.Остоженская/.
Одним из терминов, употребляемых, в Коране выступает слово «бухтаанун», означающее — клевета. «Те, которые возводят клевету на целомудренных, обвиняя их в прелюбодеянии, не предоставив 4-х свидетелей, которые могут подтвердить их обвинение, должны подвергнуться наказанию – 80 ударов плетьми. И никогда больше не принимайте их свидетельств в чем-либо – они уже преступили законы религии» - (сура «Ан-Нур»).
Что опасней – воровство или клевета? Вор украл имущество, нанес этим вред, возможно, даже поставил в затруднительное положение хозяина имущества. Но целью его было имущество, а не хозяин, как говорится, «ничего личного». Целью клеветы является именно сам человек. Можно сказать, что клевета – это тоже воровство, клеветник крадет доброе имя человека. Но доброе имя важнее всего имущества. Имущество, в конечном счете – это общественные отношения, ты говоришь: «Это мое», и общество согласно: «Это его». Но оклеветанный человек, человек без имени оказывается вне общества, и часто лишается, в том числе, и собственности.
«Высокое – низкое» является важной чертой в характеристике клеветы. Злые языки страшнее пистолета, писал А.Грибоедов, который лично сам стал жертвой клеветы. В Персии его мусульманские фанатики, которым сообщили, что он якобы «совращал» московских княгинь. Между клеветой и убийством можно поставить знак равенства. Клевета направлена против человеческой ценности – веры в человека; тот, кого оклеветали, нередко лишается свободы, чести и достоинства, становится изгоем.
Клевета опаснее воровства, но за воровство у нас сидят, а за клевету платят штрафы. Кто-то позаботился, чтобы те, у кого денег хватает, имели оружие против тех, у кого их меньше. Опасность клеветы еще и в том, что клевета – всегда только средство более широкого плана. Клевета – способ управления обществом. Сначала руками общества убираются неугодные, чаще всего лучшие и наиболее осознанные члены общества, а затем обезглавленное общество ведется в нужном направлении, как бараны на бойню.
Когда В.Мегре говорит, что первоначальный рай потерян человечеством (ошибка образного периода) из-за неумения противостоять клевете, он, похоже, очень близок к истине. Мы говорим, что клевета – это преступление против рода, а в начале-то рода кто? Адам. А кто породил Адама, по чьему он образу и подобию? Бог, Отец небесный. То есть клевета на человека - это нарушение образа Божия в человеке. Как раньше прятали невесту от чужих глаз, от речей мерзких – это же все потому, что тот образ мира, образ человека, который она впитает – такого человека она и родит. Клевета искажает образ мира, образ Бога, образ человека. Война губит людей и оставляет инвалидами. Клевета, появившись в обществе, делает их инвалидами от рождения, даже не подозревающими, что они инвалиды внутренне. Клевета породила разобщение и войны. Все войны начинались с клеветы. Всегда люди считали, что воюют за правое дело, а на самом деле были пешками в сатанинской игре. Клевета – это не удел мелких вредителей. Умение и стремление организовать общественный процесс, выделить ключевые фигуры и устранить их – это свойства темных сил самого высокого уровня. Их цель – не борьба с человеком, но борьба с Богом в человеке.
Бог, однако, сам не вступает в эту борьбу, ибо дал человеку полную свободу, дал частицу себя. Человек представляет Бога во Вселенной. Он сам должен противостоять клевете. Единственно, что избавляет от последствий клеветы – это её отсутствие. Все наши меры должны быть направлены на предотвращение самой возможности возникновения и распространения клеветы. Строгость мер против клеветы должна быть сродни карантину в районе чумы. Перед тем, как передать что-либо о ком-то за глаза, подумай – не придется ли тебе, потом извиняться перед всем миром?
Клевета – одни из худших черт. Человек, обладающий ими, будет сурово наказан в Судный День за них, так как вред, который эти черты приносят, огромен. Они – от шайтана, цель которого – посеять вражду, ненависть между людьми, лишить их радости и покоя. Пророк Мухаммад запрещал говорить ему о ком-то плохо: «Пусть никто из моих сподвижников, - говорит В.Мирошников, - ничего не передает мне ни о ком другом из них, ибо, поистине, я хочу выходить к вам со спокойным сердцем». Сплетни и клевета - это зло. Человек, творящий зло, не может ждать награды от Всевышнего».
Ему нужно оправдание самому себе, что, дескать, есть-таки зацепка. Вот так примерно выглядит классический пример того, как «куётся» клевета в устах человека хищника. В поликлинике, да и везде, где есть, очередь. Подходит «прибывшая» и сразу становится первой. Настоящая первая ей вежливо говорит: «Женщина, станьте в очередь!» Та ей в ответ: «А что вы на меня кричите?». «Я на вас не кричу…». – «Нет, вы сказали, что я кричу, а если я кричу, значит, я лаю! Люди, вы слышите, она меня собакой обозвала?!» «Трем лицам порочит клеветник: оклеветанному, слушающему и самому себе» - /Василий Великий/.
Клевета в таких случаях строится на фундаменте: «если/значит»: если я кричу, значит, я лаю, значит, меня обозвали собакой… и т.д. А вот, что же на самом деле то или иное «значит», - клеветник, решает всегда сам, и чаше всего совершенно непредсказуемо. Логику в его умозаключении искать бесполезно. Когда вы знакомитесь с Пастеровским Институтом, наверное, вам будет предложено не задерживаться в одной из лабораторий. Вас предупредят: «Здесь особо опасные бактерии». В будущих психиатрических лечебницах посетителям предложат поскорее выйти из некоей палаты, скажут: «Бактерии клеветы очень заразительны».
Кто не знает таких примеров! Известны вам, без сомнения, и такие клеветники, которые заведомо добрым действием ближнего подставляют неблаговидные намерения и цели. Припомните Дафана и Авирона, как они злобно клевещут на Моисея. Что будто он вывел народ из Египта по личному своему властолюбия, что рабство в Египте было раем в сравнении с положением народа в пустыне: «и ты ещё хочешь властвовать» - /Числ.16.12-14/. «У порока нет раба более подлого, общество не порождает гада более отвратительного и у лукавого нет гостя более достойного, более ему приятного, чем клеветник»- /Генри Филдинг/.
«Клевета – распространённое заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию» - /Википедия/. Начинающий клеветник, не закостеневший ещё в этом мерзком занятии, обычно ищет повод (основу) для клеветы.
Клевета – в высшей степени гнусное и омерзительное зло. Убедиться в этом не составит для вас труда. Посмотрим только, что делает клевета. Клеветник объявляет за своим ближним такие недостатки, такие пороки, каких тот совершенно не имеет,- нагло лжет на ближнего, уготовляя ему погибель. «Любящим Бога... все содействует ко благу» - говорит апостол /Рим. 8.28/. Им клевета и поношение обращаются на пользу милостью Божией. Целомудренного Иосифа ввергла в темницу женская клевета, «…, говоря: раб Еврей (Иосиф), которого ты привёл к нам, приходил ко мне ругаться надо мною» - /Быт.39.17/. М.Генри толкует так: «Однако её слова были местью за его целомудрие и представляли собой весьма злонамеренную ложь. В тоже время ей удаётся настроить мужа против Иосифа, обвиняя его в том, что он привёл этого еврейского слугу в их дом, возможно вопреки её мнению. Заметьте: очень часто самых достойных ложно обвиняют в страшнейших преступлениях люди, которые сами являются отпетыми злоумышленниками. Когда случившееся было изложено, кто-то подумал о непорочном Иосифе как об очень плохом человеке, а развратная госпожа предстала «целомудренной» женщиной». Но так он был вознесен на высокую честь и всю страну спас от голода /Быт.39 и 41/. Моисей от злоречивых уст бежал из Египта и был пришельцем в земле Мадиамской /Исх.2.15-22/. Но там сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыне, и слышать Бога, из купины беседующего с ним - /Исх.3. 2-7/.
Святому Давиду много наветов делал злоречивый язык, но так он к молитве побуждался и много богодухновенных псалмов сочинил на пользу Святой Церкви. Даниила клевета завистников ввергла в ров на съедение львам, но неповинность заградила уста зверей и прославила его больше прежнего /Дан. 6,.16-28/. Израильтянина Мардохея Аманов язык умыслил убить, но Божиим промыслом совершилось противоположное: Мардохей прославился, Аман повешен на дереве, которое уготовил к погибели Мардохею, и так сам упал в яму, которую вырыл для неповинного - /Есф.7/. Те же суды Божии и ныне совершаются.
Вот, например, иудейские духовные власти и учёные, клевещут на Христа, что Он любит, есть и пить - друг мытарям» - /Мат.11.19/. Что Он добр, нет обольщает, народ» /Иоанн. 7.12/, что Христос развращает народ против кесаря /Лук.23.2/. Смотрите, далее, что делает клеветник. Он из малого проступка или ошибки ближнего создаёт нечто страшное и ужасное, из мухи, как говориться, делает слона, из занозы – бревно. Господи, как часто это случается, когда клевета проходит через несколько языков! Чуть не из капли воды, из маленького ручья, оно мало-помалу становится стремительным и разрушительным потоком, от которого в ближнем не остаётся ни одного доброго местечка.
Посмотрите и на тех, что со злобной насмешкой говорят о своём добром знакомом: «знаем мы его благочестие, набожность, благонамеренность, благотворительность, обличение вольномыслия и разврата, почтительность к духовенству – это ведь лицемерие»!.. Замолчите, злые языки, вы клевещите! Знаете вы и таких клеветников, которые не признают в ближнем никаких достоинств или злобно стараются затемнить их. «Вы так не знаете этого человека, как я его знаю»,- нередка, слышится такая клевета,- вы бы иначе говорили о нём»; или: «было бы удивительно, если бы он сделал то, или это»!.. Скажите, с какой целью это говорится? Не для того ли, уменьшить заслуги ближнего, отнять достойную похвалу? Ведь это и есть клевета! Встречались вам, несомненно, и такие, что в беседе о ближнем, хотя явно не отрицают в нём общепризнанных достоинств и добрых качеств, но только с разными разграничениями, с разными «если бы», с разными «но», что бы тем вернее помутить доброе мнение о ближнем, — клевета. «Да, — говорит клеветнический язык, — это прекрасный человек, но… за ним водится, то и то». Это тоже своего рода клевета. Об этом ещё писал пророк Давид: «слова их паче нежнее елея, но они суть обнажённые мечи» - /Пс.54.22/. Скажите, слушатели! не гнусно ли помышлять такое о ближнем. Чего он в себе не имеет — недостатки, пороки. С целью возбудить о нём нерасположение среди него близких? Не низко ли, не постыдно ли из мелких недостатков создавать большие пороки, втаптывать человека в грязь? Не позорно ли, не омерзительно ли отнимать заслуженный человеком почёт, или хотя бы допускать, но в таком виде, что бы вернее и больше обольстить его? «Клевета вначале сладка ветерочком чуть-чуть порхает. И, как будто бы украдкой, слух людской едва ласкает, и журчит, как ручеёк, как ручеёк. Тихо, тайно, полегоньку проползает всюду, всюду, незаметно, потихоньку, постепенно всему люду ум и сердце наполняет, наполняет и из уст в уста летает, как затверженный урок. Всё сильнее с каждым часом возникает толкованье, вот гремит уж общим гласом, стало общим клеветанье, вот, как буря, разразилось, загремело, покатилось, загремело, покатилось неудержною волной. Гул сильней всё нарастает, гул сильней всё нарастает, в ужасе трепещут люди, и, как бомба, разрываясь, клевета всё потрясает и колеблет мир земной. Тот же, кто был целью гоненья, претерпев все униженья, погибает в общем мненье, поражённый клеветой, да, клеветой!» - /Чезари Стербини/.
Клеветники живут в обществе, «чтобы проливать кровь и ... производить гнусность» /Иез.22.9/. Снова Библия, а куда же без неё?! Вы слышите? Она говорит, что клеветники гнусность производят! Точнее не скажешь. Другими словами, если на первых порах человеку нужна еще какая-то зацепка, видимость правды, чтобы на ее основе построить клевету (как женщина в очереди), то матерый клеветник действует по принципу: чем нелепее и неправдоподобнее ложь, тем охотнее в нее поверят (кстати сказать, верит клевете, только, определенный контингент – своеобразная клиентура, «благодарные слушатели»). Эта «фабрика» не знает ни праздников, ни выходных. Тем более что тормоза полностью отпущены, никаких принципов. Вернее, принцип один: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!» Самая большая проблема – выбрать цель. А там уже все привычно, по накатанной... Прикатить в каком-либо количестве в несколько приемов, одно за другим.
Старец Николай Псковоезерский говорил: «Клевета – дело безумное, и человеку, ставшему её жертвой, нелегко, а иногда и невозможно, оправдаться».
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь.
|