Для ТЕБЯ - христианская газета

Судьба: колесо фортуны - или от Господа.
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Судьба: колесо фортуны - или от Господа.



Соберём материал – сложим тему: одно целое проявляется в многообразии форм. Это поможет нам в достаточно короткие сроки отшлифовать каждую грань своей личности так, что ваша индивидуальность будет сверкать как бриллиант и определит для нас: чего мы хотим?!
Загадка судьба, а посередине гвоздик. Так что это? Атрибутом Тюхе являлось колесо, вращение которого, — «то, что было вверху, будет внизу», — символизировало переменчивость удачи. В толковых словарях слову «удача» даётся такое определение: благоприятное стечение обстоятельств во время азартных игр в казино или крупный выигрыш в лотерее. Синонимом слова «удача», является слово: «везение». Отсюда, с соответствием тюхе в римской мифологии фортуны — выражение, ставшее крылатым: «колесо Фортуны», - «случайность», то, что выпало по жребию — в древнегреческой мифологии божество случая, богиня удачи и судьбы. Говоря о судьбе, нельзя избежать таких понятий, как фортуна (удача) и случай, который непосредственно влияют на судьбу человека. Давая дефиницию термину «судьба» обращаемся к античной мифологии, откуда, по всей вероятности, и вошло в обиход это слово. Согласно ей, участь людей зависит от трех богинь судьбы: греч. мойры; рим. — парки), дочерей Зевса и Фемиды. Греки представляли их в виде старух, прядущих нить человеческой жизни: Клото – прядет нить, Лахесис проводит нить сквозь все превратности судьбы, Атропа (неотвратимая) перерезает нить, обрывая жизнь человека. Характерно что, судьба предопределяет участь не только людей, но и богов, что в некоторой степени, на наш взгляд, является отголоском и подтверждением идеи прамонотеизма.
Таким образом, судьба – всеохватывающая, непреложная и непостижимая предопределенность событий и поступков (фатализм, фатум), слепая, безличная справедливость, удача и случайность.
Судьбу в понятиях древней мифологии следует отличать от христианского учения о Божественном промысле, где она выступает не как безличная, слепая сила, а предопределенное Богом исполнение Его плана в отношении отдельного человека, народа и т.д. Причем, в традициях разных христианских конфессий это предопределение (судьба) трактуется неоднозначно, поскольку вступает в противоречие с идеей свободной воли, и поэтому является предметом ожесточенных споров. Например, кальвинисты, вслед за Аврелием Августином, утверждают, что благодать не может быть заслужена и обусловлена лишь волей и выбором Бога. С другой стороны, католики, православные и некоторые протестантские конфессии, стремятся ослабить фатализм представлений о судьбе путем эклектического, по нашему мнению, сочетания Божественного предопределения и свободной воли человека.
Тогда как же быть: если удача и случай влияют на судьбу, то, о каком предопределении может идти речь? Если же случай и удача являются запланированными звеньями в предопределённой судьбе человека, то это уже не случай и не удача, а закономерности.
К сожалению, имеется и немало христиан, одержимых мечтой обогатиться за один вечер, или просто получающих удовольствие от игры в божество и ставок в спектакль. Забывая, не соображая, что распятие Христа – не артист для жизни. При этом с левой стороны обезьяна, символизирующая влечения и страсти, опускается вниз, а с правой стороны заяц, символизирующий разум, или осёл, обозначающий глупость (в зависимости от морали, вкладываемой в это), взбирается вверх. Сфинкс с телом льва, крыльями орла и лицом человека, обуздавший силу звериных страстей, несет в себе принцип равновесия, опыта, позволяющего выйти из круговорота взлетов и падений судьбы. «Жизнь это узор из разноцветных стекляшек-случайностей в калейдоскопе судьбы, достаточно малейшей встряски и рисунок поменяется до неузнаваемости» - /Юрий Татаркин/.
Что нужно знать и помнить, какое место занимало не только понятие о судьбе, но даже само слово «судьба» у греков. «Тюхе – судьба» – наверное, одно из основных понятий в греческой культуре. Греки считали, что всё подчинено судьбе, что даже боги и то трепещут перед этой богиней Тюхе. Боги, которые всё могут, не могут пересилить судьбу. Таков был классический греческий подход к этой проблеме. Неужели и христиане подобны преклонению игры в судьбу – что произойдёт?
Многие люди считают, что судьба – нечто неизменное, раз и навсегда данное им от рождения: мол, что на роду написано, то и будет, то и случится, и никуда от судьбы не уйдешь. Поэтому люди часто произносят эти слова с горькой усмешкой: «судьба такая, судьба несчастливая, судьба несправедливая и горькая….». И мало кто задумывается о том, что он сам строит свою судьбу – своими поступками, своими делами, даже своими помыслами, желаниями, чувствами. Ведь это так и есть! Судьбой вовсе не запланирован единственно возможный ход событий в вашей жизни. У каждого человека есть несколько возможных вариантов судьбы, и каждый человек сам выбирает свой вариант, хотя чаще всего сам не знает о том, что делает выбор. А потом жалуется: судьба не удалась! «Судьба — это не дело случая, а результат выбора; судьбу ни ожидают, ее создают»-/У.Брайан/.
На взгляд, судьба – это цели и ценности в человеческой жизни. Желаю вам никогда не упускать из виду эти подлинные ценности и цели, которые и приводят нас к красивой и счастливой судьбе. «В судьбе нет случайностей; человек скорее создает, нежели встречает свою судьбу» - /Л. Толстой/. «Люди говорят о судьбе. Из каких же замечательных звеньев складывается судьба? От мирного стада, до костра пожирающего, - говорит Н.Рерих. От верха благополучия до высшего испытания нищетой. Какими же человеческими формами высказать такие высочайшие построения? Высказать – то их и нельзя, но можно почувствовать, ибо в них заключены светлые вехи нового мира. В сложных для земного глаза судьбах звучат законы и высокие, и требующие особых выражений».
В судьбу верят не только люди малокультурные, но и некоторые культурные люди. У этих людей понятия о судьбе сводятся к тому, что судьба - это какие-то предначертания наперед, на всю жизнь человека, что ему в жизни предстоит пережить, осуществляемые какой-то сверхъестественной силой, с которой человек не в силах бороться. «От судьбы не уйдешь; чему быть, того не миновать», - так говорят люди, верящие в судьбу. «Посейте привычку — пожнете характер, посейте характер — и вы пожнете судьбу»- /Уильям Мейкпис Теккерей/.
Можно встретить людей, которые не верят в Бога, но в судьбу верят. К этой вере они приходят в результате различных событий, переживаемых в жизни. Однако эта вера настолько слепая, что эти люди верят в то, чего они не понимают и объяснить не могут. Но факты заставляют невольно верить, что судьба есть. Так обычно говорят эти люди.
Как можно понять, когда говорят: «не иди против своей судьбы». Как высказали, человек сам строит, свою судьбу и видит в них знаки или символы, подсказывающие как надо действовать. Волнует вопрос, какой смысл говорить о судьбе, если все, что мы будем делать, и неважно какое эго мы будем слушать, ведь каждое наше действие это и есть наша жизнь наша судьба. Даже если ты будешь идти наперекор, это и будет твоей судьбой: случайности - неслучайны? нельзя идти против чего то, так как все что будешь делать это и есть твоя дорога. Так в чем же смысл говорить о судьбе, и почему люди говорят «не иди против своей судьбы». Но разве можно жить «чужой судьбой»? Судьба у каждого своя. Но тогда почему возникают неприятности, горести и страдания? Знаете, как говорили старые мудрецы: «Если идешь в русле судьбы, течение помогает тебе. Если идешь - против, – препятствует. Если повернешь не туда – смоет». Вот вам и ответ, почему одни люди – баловни судьбы, довольны и счастливы, все нужное само идет им в руки, а другим для крошечной победы и небольшого приобретения нужно затратить неимоверное количество сил – да и то результат непредсказуем…
Но неужели нельзя заранее узнать, как попасть в поток собственной судьбы, чтобы жить в счастье и радости, чтобы знать, чего от вас ваша судьба хочет, что вам даст, а что – нет? Как стать баловнем судьбы и получать от нее только подарки и поощрения?
«Между человеком и Богом есть два пути: путь судьбы и путь рока. Те, кто отходит от судьбы, падает на путь рока. Когда вы идете по пути рока, вы можете чувствовать себя очень счастливым и быть эгоистом, но всегда, в любом случае, придёт момент - вы очень многое проигрываете. Когда вы идете по пути судьбы, не имеет значения, какое расстояние вы покрываете. Когда смертельный удар смерти приходит, вы должны быть освобождены. Вот в чем разница. Йоги Бхаджан называет это разницей между судьбой и роком. Если человек живёт в соответствии со своей судьбой, то это путь души, то, что она решила делать во время воплощения на Земле. Это глубокая мудрость в нас самих, постоянно освещающая путь перед нами. У судьбы есть риски, выбор, проблемы, которые заставляют нас порой прятаться, но есть и возможности, которые подталкиваю нас к реализации наших истинных целей. Идущий путём судьбы не всегда чувствует себя в безопасности. Но, когда мы живем в соответствии с судьбой, это дает нам глубокое чувство удовлетворения.
«Знаете, когда вы берёте что-то за основу своей жизни, это называется судьба. А когда свет уходит из вас и наступает тьма – это называется роком. Так что вы подвержены влиянию света и тьмы. Вы подвержены влиянию рока» - /Йоги Бхаджан/
«Один из важнейших уроков судьбы … состоит именно в том, что человек должен жить не по судьбе, но по своей свободной воле, которая должна направляться некоей независимой системой ценностей». Судьба христианина как путь реализуется в том, что жизнь человека изначально направлена на исполнение Божественного плана, предначертанного для каждого человека. Принять Божью волю, а значит, свою судьбу, человеку может быть сложно, только вера дает ему силы продолжать жизнь, перешагнув ниспосланные испытания. Вера дает христианину возможность каждый день делать новый шаг, проходя жизненный путь под руководством Божьим. В.Н. Топоров сравнивает судьбу с дирижером гигантского оркестра человеческих дел, слов и мыслей. То есть неверно приравнивать судьбу к некому приговору, это результат, бесконечно зависящий от самого человека.
«Судьба играет человеком...
Она изменчива всегда,
То вознесет его высоко,
То бросит в бездну без стыда» - /С.Соколов/.
В судьбу верят многие люди, и не только малокультурные и необразованные. Понятие о судьбе у них сводится к тому, что судьба – это предопределение наперед, на всю жизнь человека (что ему в жизни предстоит пережить), и этого человеку не избежать. Над человеком властвует какая-то сверхъестественная сила, с которой он не в состоянии бороться. «От судьбы не уйдешь. Чему быть, того не миновать», – так говорят люди, верящие в судьбу. Можно встретить таких, которые не верят в Бога, но верят в судьбу. Их называют «фаталистами». К вере в судьбу люди приходят в результате различных событий, переживаемых ими в жизни. Однако эта вера слепая, т. к. люди верят в то, чего они не понимают и объяснить не могут.
Католический философ Г. Марсель, философское учение которого построено на категориях «бытие» и «обладание», пишет: «Судьба … формируется и углубляется только при условии самораскрытия навстречу другим». Таким образом, Блаженный Августин утверждает, что слово «судьба» не имеет смысла там, где под ней понимают связь со звездным провидением. Но слово «судьба» – «fatum» – лучше воспринимать как произошедшее от «fando» – «говорить». Так как часто встречающийся в Библии оборот «однажды сказал» понимается как «непоколебимо», «неизменно». Существование определенного порядка причин не исключает наличие свободной воли, т. к. «сама наша воля находится в порядке причин, который, как порядок определенный, содержится в предвидении Божием». Свободная воля – это Дар Божий. Христиане не говорят об удаче: удача предполагает своего рода судьбу, а это несовместимо с верой в Бога Вседержителя.
Слово «судьба» всегда волновало и волнует многих людей, в том числе и некоторых верующих, которые идут в этом «направлении» не даёт покоя в сердце. У слова «судьба» есть синонимы: жребий, рок, доля, участь: «Пытался он тогда переменить свою участь, бросить казенную службу, но как-то все не удавалось»- /Л. Андреев/. Этимологически оно означает «отрезанный кусок» или «участок земли». Производное (сравнение удел) - от части «доля». Сравнение: доля, удел в значении «судьба» (часть, выделенная Всевышним). Удел - доля члена княжеского рода в родовом владении. Какой удел мы хотим религиозный или «но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до нас» - /2Кор.10.13/
Если же мы обратимся непосредственно к Библии, то там слово «судьба приобретает, на первый взгляд, несколько иное значение.
Псалом 35.7: «Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна великая!». Словом судьбы переведено древнееврейское слово mishpat (mish-pawt), что означает: суд; правосудие, справедливость, правда; закон, устав; приговор, постановление (суда), осуждение. Обратимся к подлиннику и посмотрим, какое слово используется в значении слова «судьба». Оказывается, что еврейское слово, которое переведено в этом стихе как «судьба» – «мишпат», которое происходит от глагола «шофат». Оно одновременно означает две вещи: суд (в смысле: вердикт, решение суда положительное или отрицательное и правление (управление).
Для обозначения слова, переведенного как судьбы, применено другое древнееврейское слово etsah (ay-tsaw) – совет, совещание, мудрость, благоразумие использование термина судьба в Библии относится уже к Новому Завету. Исходя из контекста главы «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и не исследимы пути Его»-/Рим.11.33/. термин «судьба» должен быть переведен, скорее, как «суды» или «приговор».
Это же самое слово (mishpat) использовано и в Притчах 29.26: «Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека – от Господа». «Ни ищут благосклонного лица правителя, - говорит М.Генри, - словно их судьба зависит от него и его расположения они должны добиться: «но судьба человека от Господа» - /Прит.29.26/. «Божественные судьбы отличаются не только глубиной, но и богатством, превосходящим всякое разумение» - /М.Генри/.
Но в данном библейском отрывке речь идет об участи человека, которую определяет Божье правосудие как результат его выбора, так как древнееврейское слово, переведенное как «судьба», имеет буквальное значение «правосудие». Другими словами, человек может искать привилегий в благосклонности власть имущих, но решать его участь будут не они, а Господь. На основании чего? На основании собственного выбора человека и образа его жизни. Да, кто-то может спросить: а разве Бог не знает все наперед? Конечно, знает, но только это знание не определяет судьбы людей, так как выбор делает сам человек, а Бог как Всеведущий только знает об этом выборе наперед. Если Бог говорит человеку: «Избери жизнь!», то, значит, выбор за человеком. Наша судьба в том, что у нас… нет судьбы в языческом или безбожном смысле! Библия учит, что чудесный замысел любящего Небесного Отца имеет отношение к жизни каждого человека в отдельности. Бог дает нам право принять этот Свой замысел о нас или отвергнуть его. Но предлагая выбор, Всевышний призывает: «Избери жизнь!» - /Втор. 30.19-20/. Таким образом, первым добрым плодом истинного знания о судьбе является целеустремленность к полнокровной жизни с Богом. Можно ли узнать свою судьбу? В перспективе, да! Наша счастливая судьба – это наш отклик на призыв Божий сделать правильный выбор. Если Вы сказали Богу «да», т.е. приняли Его руководство и прощение грехов, то выбрали счастливую жизнь, и никакие сглазы и наговоры Вам не страшны. Если же Вы сказали Богу «нет», тогда ответственность за свою судьбу вы будете нести сами»- /Вера Шрёдер/.
В Библии написано, «что судьба человека от Господа. Вашу судьбу определяет Господь, но если вы разрешаете Ему делать. Когда человек впускает в своё сердце Христа, и Он руководит его жизнью, лишь только тогда можно сказать, что судьба этого человека в руках у Всевышнего. Бог насильно ни к кому не врывается, Он – очень культурный, решение за вами. Если хотите жить в благословении Божьем – попросите Бога войти в вашу жизнь, и Он будет Хозяином вашей судьбы. Однако в этом случае судьба как приговор, осуждение и т.п. в контекст не «ложиться; здесь больше подходит традиционный смысл данного термина, т.е. случится только то, что предопределённо Богом. Совсем другое имеет слово в книге пророка Исаии 28.29: «И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» По смыслу стиха, да и всей главы должно стоять в одном ряду с премудростью, ведением и великолепием Божьим. Однако в греческом подлиннике стоит слово кризис, что переводиться как по- гречески означает «решение», «поворотный пункт». В философском плане кризис — это своего рода катарсис, возможность и способ оздоровления и очищения. И разве не кризис знаменует завершение старого и одновременно начало нового цикла развития, конец и начало в вечном круговороте жизни? В данном выражении «судьбы» буквально означает, хотя в некоторых переводах стоит суждения или решения. Таким образом, рассматривая концепт «судьба» в христианской традиции, мы имеем (в различных вариациях) Божье предвидение и предопределение. Что касается применения термина «судьба» в некоторых русских переводах Библии, то это слово не всегда выражает свой традиционный смысл».
Как же должны относиться христиане, люди, верующие в Бога и в Его Слово к этому вопросу? В Св. Писании есть такие слова: «Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека от Господа» -/Прит. 29.26/. Есть и другие места Св. Писания, говорящие об этом. В этих местах Писания смысл того, что называется «судьбой», совсем не таков, как в понимании людей, верящих в судьбу. Под словом «судьба» имеется в виду то, что посылается человеку непосредственно Самим Богом.
На основании этих мест Писания, такой «судьбы», как ее представляют многие люди, не существует. Все, что переживают люди, происходит не от какой-то коварной, таинственной судьбы, но от «уст Всевышнего» и от того, как сам человек ведет себя. Иначе говоря, судьба зависит от самого человека, от его поступков, от его образа жизни. В зависимости от того, как человек поступает и живет, он получает благословения или удары судьбы.
«Единство во Христе и с Христом – это великая привилегия, духовное благословение, являющееся основанием для многих других благословений. Наша доля в этих благословениях не может быть более того, на что мы притязаем своей верой и о чём просим в своих молитвам» - /М.Генри/.
«Что человек посеет, то и пожнет» - /Гал.6.7/. Сей доброе – и судьба будет добрая. А сеющие в жизни зло и пожнут злое. Напрасно люди сетуют на судьбу, называя ее коварной и злой» - /журнал «Наши дни»/.
«Судьбы людей часто схожи с дорогой в горах. Которая-то взбирается кручей. То огибает непреодолимые препятствия, то перебрасывается мостом через пропасть или ледяной ручей. То пробивается сквозь гранитные скалы. Есть на этом пути солнечные поляны, заросшие мягкой травой и яркими цветами, но есть и затаённые участки. Случается, дорога идёт под уклон или вьётся по самому краю пропасти. Но всё-таки идёт вверх! Трудная опасная она ведёт к вершине. Таким тернистым путём шли люди, посвятившие себя великому делу облегчению человеческих страданий, творцы одной из самых древних наук на земле – духовной медицине» - спасение страдающих душ. Люди, посвятившие жизнь служению одной из благороднейших профессий»- /Из статьи А.Трубиной к 70 – летию Медицинского училища/.
А вот когда такого слова нет, а оно есть - а христианские писатели (и греки, и римляне, и восточные христианские писатели) избегают слова «судьба», они не употребляют слова «тюхе». Они не употребляют слова «фортуна», они даже не употребляют слова «forte – случайно», – потому что с точки зрения христиан судьбы нет, есть Божий промысел, то есть забота Бога о каждом человеке, которая проявляется в том, что от тех бед, которые мог бы пережить человек, есть какая-то надежда.
Думается, потому, что, если посмотреть на 20 веков истории Церкви, если вчитаться в каждое слово Евангелия, каждое слово, произнесенное Иисусом, то начинаешь осознавать: когда мы вводим понятие «судьбы», мы оказываемся в каком-то плену этой греческой богини. Судьба – это плен. «Такова моя судьба», – мы говорим, и всё. Это значит, что судьба больше, чем все остальное, больше нашего мужества, больше милости Божьей, больше нашей решимости. Она такова, что ее не пересилить молитвой, нашей собственной и наших друзей и святых. Как только мы вводим в обиход само слово «судьба», мы становимся язычниками, мы перестаем быть Христианами. Абсолютно правы были те церковные писатели, которые просто не употребляли этого слова.

Источники: Библия. Г.Чистяков. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714. А.Погасий - религиозный правовед.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 4657 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Христианство без Христа - Милана Шуляева

Изгнание и исцеление в моем случае. - олег лисица

Стыд - утрачен - Буравец Валерий

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
К 9 мая. - Sorokin Oleg

Поэзия :
В память о сестре - Галина

Поэзия :
Тропа к Тебе - Лина Н.-Л.

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100