Вместо вступления:
В этой небольшой статье, я попытаюсь тезисно представить эволюцию христианства, со времен первохристиан и до наших дней. Материал совершенно неподъёмный для меня. и если мне удастся вызвать интерес хотя бы у нескольких читателей. я буду вполне удовлетворён
...После смерти Иисуса, его ученики в первые годы Его отсутствия, составили немногочисленную секту иудео-христиан. Они по прежнему, старались соблюдать требования Закона, и вместе с тем верили в своего Мессию и Учителя, Иисуса из Назарета, «плотника, сына плотника». Они говорили любопытствующим, что на Него, при крещении на Иордане Иоанном Предтечей, снизошёл Дух Святой, посланец Бога, и в это время он переродился в Божьего Пророка и Мессию. Это было логично и привычно, потому что повторяло жизнеописания древних иудейских пророков, таких как Иеремия или Исайя, которые тоже общались с Богом, - невидимым, неслышимым и неизреченным,- через Святого Духа...
Однако, постепенно, учение Иисуса из Назарета, направленное на оправдание и поддержку жизни простых людей, распространялось по всей Римской империи, а Его жизнеописания, составленные Его учениками или со слов учеников, становилось Благовестием - Евангелием, а сам Иисус, стараниями человеческой молвы, превратился в Христа, уже в буквальном смысле стал «Сыном Бога». Для этого, в Евангелия, вводились эпизоды и детали, описывающие чудесное рождение из «чрева девы». Для этого отыскивались подходящие пророчества из Ветхого Завета и вводили их в канву жизнеописания Мессии...
Тогда и наметилась неразрывная связь Нового Завета с Старым, Ветхим Заветом.
В отличии от иудео-христиан, воспитанных на строгом монотеизме, и воспринимавших Господа, поначалу только как Пророка, Учителя и как «Сына Бога», в символическом смысле, новообращённые из Александрии, Антиохии и даже далёкого Рима, старались придать своему Учителю исключительные Божественные черты. Постепенно выкристаллизовывалась евангельская версия жития Иисуса из Назарета, по которой Он, был предвечным Сыном Бога, воплотившемся в Иисусе из Назарета, Сына девы Марии...
Однако, тут. первые христианские богословы натолкнулись на логическое противоречие, которое можно сформулировать довольно просто: "У Бога не может быть родственников!"
Но толпы верующих "неудачников", примкнувшие к новому учению, требовали сакрализации Учителя и потому, всё больше и больше чудес появилось в жизнеописании Иисуса из Назарета, которого к тому времени, стали называть Мессией - Христом!
Количество новообращённых с каждым годом увеличивалось и постепенно, именно они стали подавляющим большинством в христианском движении. В свою очередь, иудео-христиане, иначе говоря первохристиане-эбиониты, превратились в немногочисленную христианскую ересь, с которой «европейские» христиане начали бороться, как с извращением учения и Писания. Роли поменялись настолько быстро и незаметно, что никому и в голову не приходило спросить самих себя – а что же было в начале!
Безусловно, в словах самого Христа, были прямые указания на Его божественное происхождение. Однако эти утверждения, можно воспринимать как фразы, полные символического смысла. Когда Иисус говорит о Боге и своём родстве с ним, - это можно толковать как некое приближение, некое обожение Иисуса – человека. И действительно, Его учение настолько далеко от традиционного человеко-центричного учения, а его судьба и подвиг самопожертвования настолько далеки от обывательского рационализма, что невольно возникали мысли о внеземном Его происхождении.
Его мечты о внедрении в обыденную жизнь теории непротивления злу насилием, всепрощение и самопожертвование, так не похожи на идеалы обывателя, что можно было говорить, - в Нём воплотился подлинный Бог. Ибо люди его окружающие, такого как Он, никогда не видели, не слышали и не читали о таких как Он, в исторических анналах!
Для утверждения культа Бога – Иисуса, постепенно, богословами – теоретиками учения была разработана теория троичности, для обоснования и объяснения взаимосвязей иерархической соподчинённости Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Вокруг этой структуро-образующей темы, поднялись споры и дискуссии, которые и помогли, со временем, сформулировать учение о Святой Троице.
Кажется, именно в это время. сторонниками учения Иисуса Христа стали римские гностики, люди знающие философию и с детства обученные правилам красноречия и логики. Можно сказать, что они и стали первыми настоящими богословами. соединившими богословие с философией и научной логикой. Тогда же проходили ожесточённые, порою яростные дискуссии, в которых участники, пытались выстроить наукообразную теорию христианства, вопреки устоявшимся суевериям
Кажется страстность и ожесточение этих споров и помогли христианству сделаться мировой религией. Именно в этих спорах сформировались христианские догматы – как первооснова веры. Богословы, согласовывая новые составляющие Христова учения со старыми, устранили многие противоречия Канона, утверждённого на нескольких Вселенских соборах. Постепенно была выработана, по сути новая основа учения, в которой всеобъемлюще и глубоко проанализирована каждая деталь, и в которое могли уверовать как «простецы» и неграмотные люди из народа, так и интеллектуалы – гностики.
Если подводить итоги проделанной богословами работе, то коротко, Новое учение можно пересказать так: Иисус Христос, как бы рождался дважды. В физическом обличье, Он появился на свет в Вифлееме от Девы Марии, а в духовном смысле, после крещения в водах Иордана от Духа святого, имя которого, на арамейском, тоже женского рода.
Крещение, таким образом является датой рождения Учителя и Пророка. Тут всё логично и может вполне обойтись без легенды о непорочном зачатии, и тогда, наличие братьев и сестёр Иисуса ничего не меняет, не приводит к путанице, да и фигура Девы Марии, обретает реальные черты.
К тому же, находит оправдание «лакуна» в жизнеописании Иисуса Христа до тридцатилетнего возраста. Ведь тогда, он мало чем внешне отличался от своих сородичей и соседей. Поэтому, людская молва не оставила никаких сведений о Его детстве и юности, о его взрослении и жизни до момента крещения.
Логика первоначальной "неизвестности" в биографиях пророков, приблизительно выражается в афоризме: "Нет пророка в своём отечестве!". Линия развития известности, начинается не тогда, когда пророк начал проповедовать, а тогда, когда он вышел из окружения родных и знакомых. Вот когда появляются страстные последователи и ученики. издалека, тогда с помощью людской молвы, подогреваемой рассказами и жизнеописаниями своего кумира, его учениками, возникает "известность". Вторая причина отсутствия сведений о молодых пророках и их детстве, заключена в другом умном афоризме: "Есть время слушать, и есть время говорить!" Иначе говоря - есть время учиться, и есть время учить!
Время человеческой жизни во времена рождения Иисуса из Назарета, составляло в среднем тридцать-сорок лет. И потому возраст в тридцать лет считался возрастом расцвета дарований и таланта. А отправной точкой начала публичного учения Иисусом из Назарета. считается Его крещение в Иордане. другим пророком - Иоанном Крестителем!
Только со времени начала «служения», после крещения у Иоанна Предтечи, множество засвидетельствованных чудес, запомнившиеся фрагменты разговоров, проповедей и фактов биографии Иисуса Назарянина,были подтверждены учениками и людской молвой.
Уже в апокрифе «Евангелие евреев», Святой Дух возвещает Иисусу, «Вечное Царствие» Его.
А апогея известности, Иисус ставший Христом, достиг в умах и памяти людской, после своей кончины на кресте. Но перед смертью, Иисус уже имел толпы учеников и просто слушателей, и потому, Его мечты о справедливой и праведной жизни, воспринимались, как некие пророчества о недалёком будущем!
В Иисусовой молитве говорится: «Хлеб наш завтрашний, дай нам сегодня».То есть верующие надеялись тогда, что уже при своей жизни получат новую, изобильную жизнь, царствие добра и справедливости...
Но проходили годы, десятилетия, столетия, а второго пришествия Иисуса все не было и не было. Поэтому,
в толковании Евангелий, акценты постепенно смещаются и главные моменты учения меняются местами. Вперёд выходят сказочные мотивы, мотивы внешней «сакрализации» Учителя и некоей временной неопределённости второго пришествия...
Чем дальше в прошлое уходило время жизни и смерти Учителя, тем большие черты чуда, явленного человечеству, проявлялись в сознании Его последователей!
Со временем, «Непорочное зачатие», становится центральной темой в Новом Завете, а крещение, уже воспринимается, как некий необходимый ритуал легитимации, того, что уже было в природе Иисуса, то есть его Божественной сущности и Божественного происхождения.
Более того. начинают утверждать и подтверждать доводами, что Иисус из Назарета, ставший Мессией, существовал предвечно и потому, в небесной иерархии, равен Отцу-Создателю
Мне кажется, это смещение ударения на чудесную природу Иисуса в Евангелиях, обусловлено распространением учения Нового Завета среди простых, часто неграмотных людей. И богословы, понимая значение массовости распространения учения, стали в каком – то смысле угождать «массам» и перестраивать, переформатировать рассказы о жизни и смерти Иисуса из Назарета. В то же время, самый высокий интеллектуал среди Евангелистов, - Иоанн Богослов, уже и не упоминает о крещении, а с самого начала говорит о Иисусе, как о изначальном Слове – Логосе, то есть ипостаси Бога.
И ещё одна подробность становления Христианства в его догматических границах. В одном из первых описаний жизни и смерти Назарянина - «Евангелии евреев», Иисус Христос сотворен Богом, а не пребывал вечно, как и положено для рождённого человека. В современном богословии, такой взгляд считается ересью, и утверждается, что он пребывал вечно, как ипостась Триединого Бога – Творца...
Но основной вклад в догматическую биографию Иисуса Христа, был произведён уже после легализации христианства в Римской империи, как имперской религии. Казённые богословы, по указке императоров, стали приспосабливать учение измученного несправедливостями жизни плебса, в некий инструмент, позволяющий властьимущим легитимизировать неравенство и несвободу, как некий вечный закон природы.
А Всемирные соборы, постепенно превратили жизнь Мессии, в нечто совершенно чудесное и не имеющее к жизни простых людей никакого отношения. Благодаря теории «симфонии веры и власти», Новый Завет Иисуса Христа, превратили в подпорку государственности, в разрушающейся, под напором внутренних противоречий, Империи.
"Предания старцев", стали основополагающими принципами христианского учения, которое в форме "симфонии власти и церкви", вошло в обиход, в основополагающую доктрину изменившегося учения.
Никто уже не вспоминал, прямые указания Мессии, о невозможности совместного существования христианства и светской власти. Никто не помнил Его грустную констатацию: «Царствие Моё не от мира сего».
Тут, однако, нельзя не упомянуть и о влиянии христианства на идеологию власти. Об этом, часто забывают яростные критики "Нового Завета. отрицая его роль в развитии западной цивилизации!
Реальная жизнь, менялась так или иначе, от воздействия идей Христа, но в свою очередь и христианство, меняло свои принципы. Его, постепенно, трансформировали в инструмент властной политики и превратили в культ, используемый для поддержания власти богатых и властьимущих, над теми «простецами и мытарями», которым явился Иисус из Назарета и для которых, через определённый срок, стал великим Учителем...
Со временем,светские власти, революционный призыв Иисуса Христа, «Не убий!», превратили в призыв «Убей каждого, кто думает иначе!». Именем Христа, стали оправдывать как индивидуальные гонения и убийства, так и массовые уничтожения «еретиков».
«Предания старцев» подменили собой Заветы Мессии и на долгое время погрузили средневековый мир во власть псевдо-христианства.
И только через полторы тысячи лет, несогласие с фальсификациями слов и дел Учителя, вылилось в религиозную Реформацию, которая и положила начала протестантизму, возвратившего «городу и миру», подлинное значение Писания и возродившего христианство на новом уровне.
Именно этим обусловлены как экономические, так и социальные успехи протестантских стран, как в Западной Европе, так и в Америке, куда переселялись религиозные диссиденты из Англии и стран Старого Света...
С победой «возрождённого» христианства, и началось подлинное, "очеловеченное" богословие и все достижения «науки о Боге», с той поры связаны с изысканиями протестантских теологов...
В этом смысле российское православное богословие, долгое время, было лишь интерпретацией, «переводом» на русский богословский язык, сочинений святых отцов, датируемых в основном, четвёртым- шестым веком после рождения Христа. После отмены патриаршества и церковной реформы, осуществлённой Петром Первым, в Россию стали проникать сочинения, западноевропейских авторов, часто в переводах на европейские языки. Очень честно и жёстко, пишет об этом Российский богослов двадцатого века, Георгий Флоровский.
Со временем, в России, подлинное благовестие подменили казённым догматизмом и создали некий синтез из Христовых Заветов и монархической идеологии, в которой царь, стал "помазанником" божиим!
А отсутствие подлинного богословия, привело к развитию русского религиозного обскурантизма, замешанного на языческих нравах и традициях!
Всё это безусловно сказалось не только на искажении теории личной свободы и самозабвенной , жертвенной любви, но со временем привело к религиозной революции и преобладании неверия, над подлинной верой.
Сознательное и целенаправленное удержание властью, веры в её "древних" формах, привело к появлению в верхних слоях российского общества к своеобразному асоциальному обскурантизму, а в народе выразилось в идеологии российского крестьянства, названного тягой к общинной жизни.
Правда, в предреволюционную пору, вдохновлённые борьбой за свободу мысли, дела и слова, в России появились мыслители и философы, связавшие себя с поисками утерянного христианства. Родоначальником нового направления в российском богословии стали славянофилы, во главе с Алексеем Хомяковым, но великой фигурой стал его почитатель и критик Владимир Соловьёв. В период предшествующий Русской революции, проявили себя, как сторонники нового богословия, Бердяев, Булгаков, Мережковский, Шестов, Розанов... Особняком, в эти мятущиеся времена, стоял Лев Толстой, чья критика официального православия привела к отлучению его от церкви...
Но осуществить православную Реформацию, в России не удалось из-за вспыхнувшей в начале девятнадцатого века Революции, которая после нескольких неудачных попыток, завершилась победой русской разновидности марксизма-ленинизма, полностью отрицающего религию, как форму социальной эксплуатации и своеобразного духовного «опиума» для народа...
Церковь сопротивлялась процессу секуляризации, отделения её от исполнения государственных функций и потому, подверглась гонениям и разрушениям.
Отчасти, реформаторским движением возникшим после русской революции, можно считать «новостильную» церковь. Однако, при отсутствии подлинного энергетического и интеллектуального человеческого потенциала, эта «новая» церковь, под давлением государства, постепенно превратилась в служанку власти, а вскоре и вовсе перестала существовать...
Во время построения Советского Союза, и особенно в период Великой Отечественной Войны, русская церковь доказала своё значение, как патриотической силы, и с 1943 года, началась её восстановление. В конце войны, Русская Православная Церковь пережила настоящий ренессанс. Открывались и восстанавливались старые семинарии и духовные академии, увеличилось число храмов, как впрочем и число верующих стало сопоставимо с дореволюционными цифрами.
Однако, уже во времена Хрущёва начались новые гонения на церковь и вновь, верующие остались в меньшинстве...
В восьмидесятые годы двадцатого века, наметилось новое возрождение, связанное прежде всего с разложением властных партийных структур и разрушением веры в светлое коммунистическое будущее. Появились новые, сравнительно молодые, полные энергии православные деятели: Мень, Дудко, Аверинцев, а за рубежом, возглавил возрождающееся православие Владыка Антоний Сурожский.
Оживление интереса к христианству, совпало с разрушением СССР и идеологии атеизма. После прихода к власти партийных диссидентов - Горбачёва, а потом и Ельцина, - обозначился новый расцвет православия по-русски. При Патриархе Алексии, Церковь, во многом была восстановлена в своих правах, как религиозных, так и в экономически-идеологических.
С приходом на Патриаршество Кирилла, уже в двадцать первом веке, церковное строительство охватило не только Россию, но и ряд бывших советских республик, в том числе и православные приходы за рубежом, в первую очередь в Западной Европе и в Иерусалиме...
Обозначились и новые веяния в богословии, от лица которых, в роли пропагандистов выступают сегодня дьяком Кураев и Митрополит Илларион. В качестве «оппозиции» официальному православию, и новой формализации веры, выступает трезвый и скептически настроенный к «официозу», богослов и настоятель храма Петр Мещеринов. К сожалению, новых имён в русском богословии уже не появляется, и это можно объяснить новой стагнацией богословской мысли...
Нельзя не упомянуть и о возрождении разного рода сект и раскольничьих движений, которые всегда сопровождают годы перестройки и ломки старых порядков и установлений. Иеговисты, лютеране, католики, старообрядцы, и ещё множество мелких сект и движений осуществляют свою религиозную миссию в России, при полном равнодушии государства к их деятельности...
И конечно, пополнился и стабилизировался Ислам. Количество «воцерквлённых» мусульман за эти годы в России увеличилось многократно и речь уже начинает идти о мусульманских анклавах на территории страны. Со временем, они, могут заявить и о своих претензиях на создание независимых теократических государств на этих территориях.
Кажется, на Кавказе, в Татарии это возможно уже в ближайшие годы. «Свято место - пусто не бывает» - именно по такому принципу и строятся сегодня новые религиозные точки возрождения...
Российской власти, необходимо обратить на это пристальное внимание. К сожалению, идеологический, а часто и политический контекст происходящего в религиозной сфере, властями не замечаются, а это может привести к совершенно непредсказуемым последствиям...
Февраль 2012 года. Лондон.Владимир Кабаков.
Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?": http://istina.russian-albion.com Е-майл: russianalbion@narod.ru
Владимир Кабаков,
Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : И мы воскреснем - Лариса Зуйкова \"Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?\"
Ин. 11, 25-26.