«– Может не мое дело углубляться в рассуждения, а только передать вам, что я читал от книг, правду сказать, и вам решать. -/И.Лажечников писатель-историк/. «Как видит читатель, нелегко найти главное звено, ключ к победе в подвиге. От полководца требуются большой опыт, разносторонние знания, умение предвидеть, как будет действовать хитрый враг, и, конечно, постоянный творческий поиск»-/С.Штеменко-штабист/.
Учение говорит: «Подвиг не есть отказ, но есть мщение и движение. Искания, лишенные личного начала, называются подвигом. Подвиг есть осознание необходимости. Учитель смелость называет подвигом». Таким образом, подвижником, в современном значении этого слова, будет всякий, осознавший необходимость эволюционного движения, обладающий смелостью, чтобы отказаться от ветхих предрассудков и устарелых понятий, и в своих исканиях не преследующий никаких личных выгод, он будет совершать необходимый в наше время подвиг.
«Подвиг есть и в сраженье, подвиг есть и в борьбе; Высший подвиг в терпенье, любви и мольбе... С верой бодрой и смелой ты за подвиг берись. Есть у подвига крылья, и взлетишь ты на них. Без труда, без усилья выше мраков земных, Выше крыши темницы, выше злобы слепой, Выше воплей и криков гордой черни людской» - /А.Хомяков/.
Значит, смысл жизни и подвига Мцыри — в преодолении духовной тюрьмы, в том, что через всю свою короткую жизнь он сумел пронести могучую страсть к борьбе и свободе. Романтический герой Мцыри стал не только «любимым идеалом» Лермонтова — он заставлял его современников отказаться от пассивности, апатии и безразличия, утверждал смысл жизни в борьбе за достижение высоких и гуманных целей. Подвиг Мцыри внушает читателю мысль о необходимости изменить жизнь к лучшему, отважиться на «решительный шаг», попытаться стать хозяином, а не рабом своей судьбы: «Она мечты мои звала от келий душных и молитв. В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы. Где люди вольны, как орлы»-/М.Лермонтов/. Не зовёт ли нас на подвиг, так подобно Мцыри от душных церковных общений современности? Где монотонность подобно монастырю.
«Одно остаётся небезрассудным – это жажда подвига. В этой жажде трепещет живое человеческое сердце, скрывается пытливый и никогда не успокаивающийся человеческий разум» - /М.Салтыков-Щедрин/. «Лишь только сумма преодолённых препятствий служит-является действительно истинно правильным мерилом подвига и человека, его совершившего этот подвиг»-/С.Цвейг/.
С истинной точки зрения рассматриваемый подвиг Гефсиманского креста не только не заключает в себе никакого противоречия Божественному характеру Спасителя рода человеческого и Его служения, но принадлежит Ему, как необходимая часть, и притом важнейшая, – к целому «И узрит всякая плоть спасение Божие» - /Лук.3.6/, не только иудеи, но язычники. Все «узрят» его, оно будет всем показано и предложено, но лишь некоторые из узревших примут его и будут наслаждаться им.
«На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством»- \Ис. 53.11/. «Крестный подвиг был очень тяжким, однако Иисус не раскаялся, но посчитал, что Его пот и Кровь не пропали даром, ибо видел в них искупление для всего мира. О, безграничная, дивная любовь Христа. Превосходящая разумения любовь. Вера – это рука, принимающая золотой подвиг Христа» - /Томас Ватсон – пуританский проповедник/. Правильнее с еврейского надо перевести так: «освободившись от труда» - /Гезениус/, или «по причине труда (подвига) души Своей, Он увидит довольство» - /Иерей Фаддей/. При таком переводе связь русского текста со славянским становится ближе и яснее: в обоих, очевидно, говорится об одном и том же, именно о том, что для Мессии, после тягостного момента временного уничижения, наступит вечное довольство. Полное и высокое нравственное удовлетворение» - /А.Лопухин толкователь/. Когда гордые помыслы пленены и покорены воле Божьей, когда душа исправлена и препятствия, стоящие на пути Христа и Его благодати удалены, тогда путь для Евангелия в сердце приготовлен, тогда душа готова принять спасение Божье» - /М.Генри/.
«Подвиг – это некое усилие над собой, благодаря которому распространяется благо. Но как звезда от звезды разнится в славе, так и подвиг от подвига отличается количеством и качеством облагодетельствованным»- /Иерей Глеб Грозовский/.
Мы должны наблюдать за своей душой. Душа – это то, что находится в нашей власти, то, что мы должны оценивать и судить. Наша душа должна быть подчинена духу и тогда наша жизнь будет идти на подъем, мы сможем совершить множество подвигов. Подвиг – это победа духа над страхом, над плотью. Подвиг - это когда ты берешь на себя больше того, что ты можешь, понести и тогда приходит, успех. Ведь если ты делаешь то, что делают люди по обыкновению, это нельзя назвать подвигом. Иисус на Голгофском кресте совершил настоящий подвиг, ведь по сей день в судьбах многих людей жертва Иисуса Христа производит благодарения Богу. Для кого-то твой подвиг может стать спасительным канатом, рукой помощи.
«Мы живем в последние времена, поэтому учитесь не держаться за свою душу, учитесь держаться за Господа», - наставлял епископ А.Неволин. И для того, чтобы быть влиятельным, успешным человеком, необходимо совершать подвиги веры.
Около 2000 лет этому подвигу, но он до глубины души волнует и, можно с уверенностью сказать, будет волновать миллионы людей. Впечатление, производимое им, трогательно и потрясающе. Подвиг этот, подвиг с большой буквы невозможно забыть никогда. Сколько музыкальных и литературных произведений, сколько вдохновенных проповедей посвящено этому подвигу! И всякий раз, когда мы прикасаемся к знакам воспоминания — перед нами появляется крест, который по замыслу фарисеев должен был покрыть имя Распятого пылью забвения - стал залогом победы, освобождения, бессмертия и славы! Та Кровь, струившаяся из ран страдальца, и теперь изливается за многих... А Христос, совершивший этот великий подвиг, до сих пор сияет звездой первой величины на небосклоне нашего спасения. Бывает так: сгорит звезда, а свет её миллионы лет струится через эфир.
Что такое подвиг? Это акт героизма, поступок, требующий предельного напряжения воли и силы, связанный с преодолением необычайных трудностей, причём необычайно полезный результат такого поступка значительно превосходит по своим масштабам результаты обычных действий. Потребность в совершении подвига возникает далеко не всегда, а в исключительных обстоятельствах, в тяжёлой ситуации» - /А.Азовский «Пальма»/.
Подвиг (ст.слав. – двигаться далее) – доблестный поступок в сфере труда или ратного дела. Это героизм, самоотверженность, жертвенность. Подвиг – это поступок, совершаемый по высоким мотивам, лишенным эгоистических устремлений. М. Г. Ашукина-Зенгер писала: «Слово подвиг первоначально означало путешествие... так оно употребляется в старых исторических актах. Отсюда переносное значение — подвиг — жизненный путь» - /В.Безрукова/.
Подвиг – это слово, однокоренное словам «двигаться» и «движение». Причем это движение от своей корысти. Там, где движение не к своей жадности, а от нее. Не захват, а жертва. Как известно, потребность в совершении подвига возникает в критической ситуации. И подвиг — не просто героический поступок. В частности, подвиг веры — это решительный сдвиг с мёртвой точки. Это сдвиг горы сомнения, нерешительности, оцепенения. Сдвиг, прежде всего в сознании человека, сопровождающийся сдвигом в поведении. Подвиг требует чрезвычайной мобилизации воли и сил, и связанный с преодолением необычайных трудностей. Старославянское слово «подвиг» означает: потрудиться, совершить дело. Слово «подвиг» является динамическим, содержащим в себе движение. Это слово не стоит на месте. Одна из частей слова «подвиг» - «двиг», содержится в таких словах, как «двигать», «движение». Отсюда следует, что истинный подвиг это – дело. Вера, которая в деле. Вера, которая двигает, вера, которая подвигает – есть истинный подвиг.
«А чаще всего геройство заключается не в единственном подвиге, а в будничной напряженной кропотливой работе, в той возвышенно-значительной борьбе, не знающей ни передышек, ни послаблений, в которой он отдает все, что имеет»-/А.Артузов/.
Подвиг можно сравнить со спортом. Спорт не возможен без сверхнагрузок, без полной самоотдачи на тренировках, без жесткого режима. Где есть рекорды и слава, там, на обороте обязательно присутствует пот: «в поте лица» - /Быт.3.19/, и даже кровь: «Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь» - /Евр.12.4/. Апостол Павел сравнивал христианский подвиг со спортом: «Все подвижники воздерживаются от всего»- /1Кор.9.24-27/. Он говорит о тех, кто на ристалище бежит ради венка тленного, и увещает христиан бежать, стремиться вперед ради нетленной награды. Очевидно, что такое стремление не бывает без преодоления себя, без одышки, без пота, то есть без подвига. Они не только воздерживались от всего, но и приучали себя к трудностям.
Подвиг – это героический поступок, когда человек преодолевает свои возможности и совершает что-то, что не под силу обычному человеку. Подвиги люди совершали на протяжении всей истории. Подвиги многих героев становились легендами. Для того чтобы совершить подвиг нужны не стальные мускулы, а доброе сердце и чистые помыслы. Истинный подвиг - это помощь ближнему даже в том случае, если это будет в ущерб самому себе. Часто подвиг предполагает жертву, принести которую во благо другого (возможно, даже чужого) человека способен далеко не каждый.
Для этого нужно иметь сильную волю, чистую совесть. Добрые намерения бескорыстное желание помочь. Смелый и бесстрашный человек, обладающий такими качествами способен совершить подвиг, а стать таким при желании может абсолютно каждый. Помните, если ваш пусть даже самый храбрый поступок имеет хоть толику личной выгоды, то подвигом такой поступок же нельзя будет назвать. Такое игнорирование геройства и есть та самая проверка вашей бескорыстности. Ведь если вы совершаете подвиг только ради славы и признания, то такое действие не может считаться настоящим подвигом.
«Величие героическому подвигу придаёт не абстрактное самопожертвование личности, а его всемирно – историческое содержание, участие в поступательном движении народов за жертву победы, обеспечивающий мир, труд, и свободу человеку» - /Шестоков/.
«Подвигом добрым я, - говорит ап.Павел, - подвизался…» - /2Тим.4.7/. «Как Христианин и как служитель он «подвизался добрым подвигом». Он совершил служение, преодолев все трудности в своей борьбе, был орудием в осуществление славной победы вознесшегося Искупителя над силами тьмы. Его жизнь была течением, и он его совершил; он завершил свой подвиги пробежал своё поприще: «Веру сохранил, был верен учению Евангелию и никогда не изменял ни одной из его доктрин». Заметьте: во-первых, жизнь Христианина, но особенно служителя, есть подвиг и поприще; иногда она сравнивается в Священном Писании с подвигом, иногда с поприщем. Во-вторых, это добрый подвиг, добрая война, доброе поприще, и победа нам обеспечена, если мы остаёмся верными и мужественными. В-третьих, мы должны подвизаться этим добрым подвигом, должны сражаться и совершить своё течение до конца; мы не должны прекращать борьбы, пока не «преодолеем всё силою Возлюбившего нас» - /Рим.8.37/- /М.Генри/.
«Подвигом добрым»; нет ничего лучше этого подвига, не имеет конца этот венец; он не из лавровых листьев; здесь не человек распорядитель подвигов, не люди – зрители, ангелы наполняют это зрелище. Там (на обыкновенных зрелищах) в течение многих дней трудятся и утомляются, но в одну минуту получают венец, и тотчас удовольствие проходит; а здесь не так, но остаются навсегда в блеске, славе и чести. Потому должно радоваться; я иду на покой, оставляю место подвигов» - /И.Златоуст/
«Это не ужасное сражение. Я подвизался добрым подвигом веры. И сделал доброе испове¬дание веры, и я буду наслаждаться подвигом». Добрый подвиг совершается по велению сердца. В героические времена апостолов, несших по миру слово евангелия, или странствующих рыцарей это было проще и легче, ибо было куда пойти и было что сделать, и был простор для того и другого. Ныне мир переменился, и добрый подвиг переместился с полей сражений в глубины наших душ. И потому мы оборачиваемся к себе и сражаемся с собой и сами становимся злейшими своими врагами. И мы убиваем наше служение, ибо страшимся совершить добрый подвиг. Но нам недоступна та великая радость, что обитает в сердце того, кто борется, ибо для них нет разницы между победой и поражением, им важно лишь свершение доброго подвига. Но мертвые рассуждения в церквях начинают разлагаться внутри нас, отравляя трупным ядом среду, в которой они находятся. Мы делаемся, жестоки к тем, кто вокруг нас, а потом – и к самим себе. Начинаются болезни, возникают психозы. И разочарование, и поражение, во избежание которых уклонялись мы от борьбы, становятся единственным наследством нашего малодушия.
«Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам» - /М.Горький/. «Иногда подвиг требует секунд, иногда часов, но очень часто многих лет, а порой целой жизни. Но в какой бы форме, он, ни проявлялся, этот подвиг. Какой бы характер он, ни носил – истоки его одни: цельность души человека и высокая осознанность им своего места в жизни» - /Г.Марков – писатель/.
«Постоянный труд как молитва есть подвиг, но подвиг, как говорит Учение, есть самое практичное действие, ибо лишь совершая подвиг, лишенный эгоистических стремлений и личных исканий, мы растем гигантам подобно, лишь таким подвигом движемся вперед и совершенствуемся. Все подвижники, все святые брали на себя какой-нибудь лишенный личных исканий трудовой подвиг и совершенным исполнением его достигали и совершенства, и святости. Всякое время требует своих подвигов. Учитель древности говорит: «Разве далёк подвиг?»
Не надо диких зверей, не надо суда и войн, подвиг близок. В наше время не нужны дикие звери, они могут и в церкви быть: «Так говорит Господь: которые грызут зубами своими – и проповедуют мир, а кто ничего не кладёт им в рот, против того объявляют войну» - /Мих.3.5/. Да ситуация! Вместо подвига любви - плата. Которые растерзывали христиан на аренах римских цирков впервые века христианства, не нужны суды и пытки, которыми пытали во времена «святой инквизиции», не нужны войны, где жизнь каждого честного воина есть подвиг, но нужно нечто другое.
В наше время подвиг близок каждому из нас и должен войти в нашу жизнь каждого дня как сознательное и непреложное стремление к эволюции. Помогая плану Владыки, помогая Учителю строить новое общество, мы тем самым совершаем наибольший подвиг, какой мы в это переходное время можем, совершить и какой от нас может ожидаться. В таком подвиге будет молитва наша, и такой подвиг дает нам высокое и почетное звание: Христианин, помощников и сотрудников светлых сил.
Подвиг нужен, первым делом, каждому из нас, ибо, «являя лик подвига, растете гигантам подобно», – сказано в Учении. Во-вторых, подвиг необходим, чтобы продвинуть вперед всех малых, слабых, стоящих на низкой ступени развития. «Гордость духа есть ступень к подвигу» - сказано еще. Не та низшая гордость, которая заставляет относиться свысока и с пренебрежением к стоящему ниже, но возвышающая и положительная гордость – гордость духа высокоразвитой сущности, которая из чувства сострадания к неразвитому человеку берет на себя труд и подвиг поднять его до своего уровня. «Предпочтителен подвиг, выросший сознательно. Подвиг, выросший из непреложности, сияет как солнце дающее. Пока дух стремиться к подвигу, значит он, жизнеспособен.
Мы не очень верим подвигам случайным. Со страху можно совершить подвиг мужества» – так говорит о подвиге учение. «Слово «подвиг» почему-то иногда боятся и иногда избегают. «Подвиг не для современной жизни», – так говорят боязливые и колеблющиеся люди. Но подвиг добра во всем всеоружии заповедан во всех веках. Не может быть такого века, такого года и даже такого часа, в течение которого подвиг не мог бы быть уместен.
Военный Греции Антонису Делийоргису, заявляет, что не совершил подвига, а просто поступил так, как должен был поступить любой нормальный человек, видя, как кто-то нуждается в помощи. Это что-то говорит для нас христиан!
Величайшим образцом подвига, никем никогда не превзойденным, был и до настоящего времени остается подвиг Христа. Лишь такой гигант духа, каким был Христос, мог взять на себя непомерную ношу жертвы для лучшего будущего человечества: подвиг спасения. Таким образом, слово, переведенное как «спасение» – это греческое слово SOTERIA, которое означает спасение, освобождение, сохранение, уверенность.
Источники: Библия. М.Лермонтов «Мцыри». Н.К.Рерих, Альфред Хейдок А. Клизовский. «Основы Миропонимания Новой Эпохи». «О молитве и подвиге».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Первопричина русского пьянства, или коварство язычества - Николай Погребняк Началом статьи послужило знакомство с некоторыми особенностями нашей, древнеславянской культуры и религии. Но это не просто познавательная статья, а предостережение о коварном порабощении образа мыслей, образа жизни теперешних христиан "сетями" язычества.