«Господь испытывает праведного…» - /Пс.10.5/. Слово «испытание» связано со словами «экзамен», «исследование» «проверка», и означает: поставить что-либо на пробу или испытать. Точнее сказать, это проверка на опыте для выяснения качеств, свойств, пригодности к чему-либо. Это-то состояние, в котором мы экзаменуемся, находясь в страданиях, и наши силы, терпение, вера и т. д. ставятся на проверку, – страдания, которые испытывают наши добродетели и характер.
«Всё даётся, как испытание
Всё приходит как искушение
Что для ветхой души молчание
Обновлённой душе – учение» - /А.Сотников/
И в горниле испытанья,
Всё нечистое круша,
Чистым пламенем страданья
Закаляется душа» -/N?/
«Наша задача – «трости надломленной не переломить и льна курящего не угасить»-/Мт.12.20/, бойца на испытаниях, а проверить, насколько человек способен перебороть свой организм, заставить сделать то, что прежде казалось невозможным, — поясняет подполковник Фомин.
«И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения» - /1Тим.3.10/. Испытание на надёжность. Испытания в целях определения достигнутого уровня надёжности. Испытания на надёжность производятся на этапах проверки опытного образца оригинала Библии.
Испытания первого вида называется определительным, второго – контрольным, третьего – годен к служению. Определительные – в результате которых рассматривается поведение. Контрольные – имеющий целью контроль качества соответствие Писанию. Надёжен - доверяем в служении дело.
«Не следует церковную собственность доверять кому-то, прежде чем он не будет испытан и не будет найден пригодным для возлагаемого на него дела. «Не должен быть из новообращённых» - /1Тим.3.6/, из тех, кто лишь поверхностно знаком с христианством. Ибо таковы склонны к гордости. Чем невежественный человек, тем больше он гордиться. Должны быть проверены их суждений, их усердие ради Христа, непорочность их поведения. Равно и жёны должны быть доброго нрава»-/М.Генри/.
Пройдя через все испытания жизни, человек начинает понимать, что «самое трудное и есть самое доступное» - /Агни йога/. Ибо только на вершине успеха человек бывает, удовлетворён своей жизнью. Достижение успеха важный этап в жизни каждого человека. В стадии развития человек может достичь главного успеха жизни. Это успех преодоления всех испытаний, буквально всех. После этого, как последнее испытание, останется испытание в познания Бога. Тайна Бога открывается через связь Слово Божье, через связь молитву. Высшая связь выходит непосредственно на Бога. Преодолеть все испытания жизни можно только в непосредственном общении с Богом, без которого невозможно познать Истину; после этого испытания все прежние успехи жизни становятся мелкими событиями жизни, но без них не достичь главного»-/В.Артамонов/.
Чтобы понять смысл Бог испытывал веру своего народа в пустыне. Иисус Христос испытывал веру Своих учеников, когда «А он спал на корме в лодке во время бури на Геннисаретском озере» -/Мр.4.38/. С помощью таких испытаний Господь хочет знать, на сколько прочно мы связаны с Ним. Итак, Бог испытывает нас - это одна особенность слова «пейрасмос». И испытания Бога всегда преследуют добрую цель. Словарь английского языка Коллинза дает нам интересное толкование глагола испытывать: удостовериться в ценности личности через конкретные испытания.
Греческое слово «пейрасмос», переведенное как «искушение», значит «проверять, испытывать». Причем испытывать можно как хорошее, так и плохое. Теперь рассмотрим его с позиций логики и богословия. Зачем что-либо испытывать Церкви, когда праведники и так уже отделены от нечестивцев? Наверное, испытывать что-либо нужно перед принятием решения о ценности данного предмета. И лишь потом на основании результатов испытания следует принимать определенные шаги. Чтобы отделить хорошее от плохого: козлов от баранов. А может быть, кто, на что способен и для определения этих возможностей посылает ему эти самые «испытания», служащие как для проявления его скрытых качеств, так и для их развития.
«Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит вене жизни, который обещал Господь любящим Его» - /Иак.1.12/ «Кто переносит испытания и скорби согласно данным здесь указаниям, тот объявляется блаженным. Заметьте: не тот блажен, кто просто страдает, а тот, кто переносит, кто терпеливо и стойко проходит через все трудности на пути своего долга. Страдания и искушения – это путь к вечному блаженству: когда обнаруживаются, что его добродетели истинны и самого высокого достоинства (как обнаруживается в огне высокие качества металлов), когда откроется его непорочность и он удостоится одобрения от великого Судии. Отсюда можно заметить, что главная цель христианина во всех испытаниях – снискать Божие одобрение и, в конечном счёте, это будет его благословением, когда он получит венец жизни. Переносить искушения мы должны из принципа любви к Богу и нашему Господу Иисусу Христу, иначе мы не будем иметь части в этом обетовании. Ап.Павел в послании к 1.Кор.13.3 допускает, что человек может ради некоторых религиозных интересов отдать даже своё «тело на сожжение», и тем не менее не угодить Богу, не принятым Им, если при этом отсутствует любовь, преобладающая, искренняя любовь к Богу и людям» - /М.Генри/.
Греческое слово, переведённое здесь как «искушаем», также означает «испытывать», «проверять». В стихах 2 и 12 слову «испытания» или «испытание» соответствует греческое слово пейрасмо́с, а слово «искушать» соответствует греческое слово пейра́зо. Эти два слова очень близки по значению. Оба они означают «проверять», «испытывать», «пробовать». Когда мы подвергаемся испытанию или проверке внешним страданием в окружении — это испытание. Или проверке внутренним обольщением вожделения — это искушение. Что касается испытания, то мы должны терпеливо переносить его, любя Господа, чтобы приобрести блаженство — венок жизни. Что касается искушения, то мы должны сопротивляться ему, принимая посаженное в нас слово, чтобы приобрести спасение — спасение наших душ.
Богословский аргумент еще более убедителен. Если мы посмотрим, как в других местах Нового Завета употребляется греческое слово «пейрасмос», то увидим: «годиной искушения» гнев Божий быть просто не может. Это — гнев сатаны. В греческом языке слово пейрасмос (искушение) — по сути своей нейтральное слово, не имея исключительно отрицательного или положительного значения, в отличие от современного слова «искушение» как побуждения к совершению зла. Изначальное значение этого слова — «проверка» или «испытание». Позже слово с этим корнем получило новое значение — «искушение». В этом отрывке, указывая на совращение к греху, оно, похоже, соответствует слову «лукавый». В 1.13 Иаков использует греческий глагол «пейразо», происходящий от одного корня со словом «пейрасмос» («искушение»). Выходит: если Бог никого ко злу не искушает («пейразо»), то как «година искушения» («пейрасмос») может быть Божьим гневом? Вы возразите: даже если «пейразо» и «пейрасмос» исходят не от Бога, то как доказать, что «искушение» («пейрасмос») исходит от сатаны? Рассмотрим еще три отрывка, которые все нам разъяснят. «Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш»- /1 Фес. 3.5).
Греческое слово «стерихейн» означает «сделать твердым, как гранит». Физические страдания и сердечная печаль либо ломают человека. Либо придают его характеру твердость, которую он нигде больше обрести не сможет. Если человек переносит эти страдания с неизменной верой в Христа, он выходит из них, подобный твердой стали, закаленной в огне.
Страданием Бог укрепит человека. Греческое слово «сфеноун» означает «наполнить силою». Смысл этого слова тот же: жизнь без физических и духовных усилий и без дисциплины становится вялой. Человек до тех пор не может знать, какое место в его жизни занимает вера, пока не пройдет сквозь горнило страданий. Вера, победоносно пронесенная сквозь страдания, печали и разочарования дорога человеку вдвойне: ветер потушит слабое пламя, а большой огонь разожжет в пожар; так и веру испытания.
Страданием Бог делает человека непоколебимым. В греческом это «фемелиоун», что значит «закладывать основание». Печали и страдания часто колеблют наши веру до тех пор, пока дело не коснется коренных проблем. И вот тогда мы познаем то, чего поколебать нельзя. В минуты испытания мы познаем великие истины, на которых зиждется жизнь" –/ А.Лим/. «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола»- /Мф. 4.1/. Все формы слова «искушать», встречающиеся в этих трех стихах, происходят от однокоренного с ними слова — «пейразо». Во всех трех отрывках речь идет об одном: источник всякого «пейразо» — сатана, а не Бог. Как логика, так и Библия, подсказывают нам: «година искушения»- /Отк.3.10/ не может быть гневом Божьим и является, по определению, гневом сатаны. Откровение Христа точно рассказывает нам, когда именно начнет сатана испытывать Божьих святых, т.е. существует определенный период времени, который и назван «годиной искушения»- /Роберт Ван Кампен/.
Внезапно, против воли, через память и воображение. Это - искушение (греч. пейрасмос - испытание), проверка на духовную чистоту. Мы часто пишем как его синоним, через запятую, слово соблазн. Но в греческом оригинале последнее и пишется по-другому, и имеет иной смысл. Соблазн – skandalon «крючок», на который наживляется приманка, в переносном смысле означает «ловушка», «обман», «препятствие». Один человек образно так объяснил отличие соблазна от искушения (испытания): «соблазн - когда я хочу съесть, искушение - когда съесть хотят меня».
Испытания придут в нашу жизнь в разных формах. Никто не избежит их. Каждый христианин находится в одной из трех стадий по отношению к испытаниям: может быть ты только вышел из испытания, может, ты сейчас находишься в центре испытаний, или же ты находишься накануне начала испытания в твоей жизни. Если ты не понимаешь цели испытаний, сатане очень легко лгать тебе. Когда начинаются испытания – он всегда приходит со своей ложью. Помни, что испытания – это нормальное состояние христианской жизни.
В послании Иакова мы находим стихи, которые, на первый взгляд, тоже взаимоисключают друг друга: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». Радоваться в испытании? Греческое слово «пейрасмос» в Иак.1.2 может переводиться и как «искушение», и как «испытание». Но как можно радоваться, проходя через проблемы и сталкиваясь с трудностями?! Или еще читаем в послании апостола Петра: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» - /1Пет.4.12¬.13/. Здесь речь идет уже не просто об испытании, а об «огненном искушении!» Причем Писание не говорит нам, что мы, возможно, будем проходить через него, а, может быть, и не будем. Слово Божье говорит, «когда впадаете», и не менее категорично добавляет: «радуйтесь!». Христиане должны не только терпеть, но радоваться в самых жестоких своих страданиях за Христа, потому что они являются знаком Божьего благоволения, содействуют благовествованию и подготавливают нас к славе. Те, кто радуются, страдая ради Христа, будут вечно торжествовать, и радоваться в явлении Его славы.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности