Наиболее известный вариант использования паутины пауками — построение ловчих сетей, которые в зависимости от строения способны полностью обездвижить добычу, затруднить её передвижения или только просигнализировать о её появлении. Пойманную добычу пауки также часто заворачивают в сеть. «Открытая дверь льстивого: ушей, глаз, слуха к лести другого – сети, и так называемого «святого», может ввести в соблазн. Если клюёт на удочку «рыбка» как на бесплатный подкорм» - /Томас Фулер – английский богослов/.
«Обольщающие глаза не имеют смысла, до конца, счерпываясь взглядом». В христианской аскетике соблазны духовные называются «прелестью» (от слова «прельщать») и их недопущению (а коли уж «бес попутал» — то борьбе с ними) придается первостепенное значение ни всех этапах духовного развития. Обратите внимание, что в нашем современном языке слово «прелесть» совсем не имеет негативного оттенка. Это говорит о том, что соблазн, «прельщение» совершенно не воспринимается современным «позитивным» сознанием как опасность. Да и вообще нашим менталитетом на сегодняшний день вполне «узаконены» почти все проявления.
«Сладко быть единственным источником, самовластной и безответной причиной величайших радостей и глубочайшего горя для другого. «Она чужая жена, ибо, во-первых, лжёт тому, кого соблазняет, говоря, что он нравится ей больше любого другого мужчины, и притворяясь в любви к нему. Всё чего она желает это завладеть его карманом. Так и церковные благовести, состоит в соблазне завладении чужим карманом» - /М.Генри/.
«- А я,- говорит, рассуждает персонаж, Сергей» - в руках Зинаиды был как мягкий воск. Впрочем, не я один влюбился в нее: все мужчины, посещавшие ее дом, были от неё без ума - и она их всех держала на привязи, у своих ног. Соблазн похоже на то, когда ставят кому-то подножку или сеть на его пути, так, что он спотыкается, и страдает (в духовном смысле страдает вера, следовательно, и духовное состояние).
Ее забавляло возбуждать в них-то надежды, то опасения, вертеть ими по своей прихоти (это она называла: стукать людей друг о друга) - а они и не думали сопротивляться и охотно покорялись ей. Соблазн провоцирует нас на активные действия, иногда вопреки, нашей воли. Соблазн сковывает наш мозг, загоняет его в ступор. Но соблазн всегда приятен. Вот только последствия этого явления могут быть разрушительными, печальными, не желательными.
Во всем ее существе, живучем и красивом, была какая-то особенно обаятельная смесь хитрости и беспечности, искусственности и простоты, тишины и резвости; над всем, что она делала, говорила, над каждым ее движением носилась тонкая, легкая прелесть, во всем сказывалась своеобразная, играющая сила. И лицо ее беспрестанно менялось, играло тоже: оно выражало, почти в одно и то же время, - насмешливость, задумчивость и страстность. Разнообразнейшие чувства, легкие, быстрые, как тени облаков в солнечный ветреный день, перебегали то и дело по ее глазам и губам» - /И.Тургенев – писатель/.
В исследовании было слово «соблазн». Греческое значение слова - «колышек, поддерживающий дверцу ловушки». Еще оно обозначает «толчок» или «удар». В основе понятия соблазна лежит представление о неком препятствии на пути, которое сбивает с толку, останавливает или приводит к падению.
Слово «соблазн» – от греческого «скандалон», означающего буквально «крючок в западне, к которому прикрепляется приманка; ловушка вообще. Препятствие. Например, камень, положенный на пути врага, чтобы он упал; в переносном значении: преткновение». Бывает множество способов ввести кого-нибудь в соблазн и стать причиной его падения в области нравственной и религиозной. Таковы искушения, которые уготавливают нам сатана или люди. Но есть и другое значение у этого слова: испытание, которому Бог подвергает Свой народ или Свое чадо, чтобы укрепить его в вере. Как отличить одно от другого?
«И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: «спи со мною» - /Быт.39.7/. «Искушение, которому он подвергся, было очень сильным. Молодого и красивого станом и лицом Иосифа стала соблазнять жена Потифара. Обратили внимание, что соблазн это значит подталкивать к греху или к греховному искушению. Глагол «соблазнять» - это греч. слово – skandalizo – означает производить оскорбление, обиду, то есть обижать; вводить в состояние шока; заманить в ловушку; подстрекать (побуждать) к греху, отступничеству и недовольству (отталкивать от Бога и Его пути); подталкивать к падению; полагать преткновение; вводить в конфликт.
«Соблазнять» связано с многими глаголами такими как: искушать, обольщать, прельщать (ся), увлекать, заманивать, запутывать, совращать, смущать, сбивать с пути; льстит кому-то, манить, обманывать, склонять на чью-либо сторону… и т.д.). Соблазн (синоним - обольщение), то, что искушает, прельщает, влечёт к себе. Соблазн - это результат препятствия, поступка, примера или слова, могущее быть камнем преткновения, вызывая греховные мысли, и толкая к греху.
Никогда прежде не было такой неистовой атаки на цитадель непорочности, как в этой истории. Он был искушаем к нечистоте. Если учесть его молодость, красоту, положение неженатого человека и безбедную жизнь в доме господина, то можно бы предположить, что подобный грех мог его легко захватить и соблазнить. Искусительницей являлась его госпожа, знатная дама, которой он подолгу службы должен подчиняться. В его интересах было угождать ей. Иосиф оставался верным слугою Богу, не поддавшись соблазну при первых же признаках своего «восхождения». Но он отказался от греха блуда с нею, который явился бы, по его словам, великим злом, как против Бога, так и по отношению к хозяину, полагавшемуся на него и доверявшему ему. Безумие уступать соблазну льстивых (будь то женщина или мужчина) - в ущерб благочестивой жизни. Мудрость состоите том, чтобы вовремя осознать, во что обойдется грех. Иосиф не поддался искушению, потому что был уверен: Бог уготовил ему нечто замечательное. И он не хотел - ради греховного удовольствия - лишиться Божиих благословений. Но Бог провел Иосифа через испытание характера, воли и веры» - /М.Генри/.
Как видно из наших рассуждений, есть разного рода соблазны. В одном понимании соблазнить ближнего – значит поощрить или принудить его к греху. Другой вид соблазнов связан с предрассудками, которые закрепились в человеческих преданиях. Когда действия Бога не соответствуют человеческим представлениям, люди соблазняются действиями Бога и Его служителей. Есть две реакции на подобный соблазн. Когда соблазняются немощные, находящиеся в поиске истины люди, мы должны с любовью и терпением помогать им, расти в вере. Поэтому Христос после Воскресения «в течение сорока дней являлся» - /Деян.1.3; 13.31/, к соблазнившимся Его крестом ученикам, чтобы помочь им преодолеть соблазн. «Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостоять (соблазну) в день злой и, все, преодолевши устоять» - /Еф.613./ Но воскресший Христос не являлся, ни к Ироду, ни к первосвященникам, ни к религиозным вождям Израиля, для которых Он был соблазном.
Современные фарисеи с успехом используют слово «соблазн» для контроля над другими верующими. Соблазн - искушение, обольщение, приманка, прелесть; бесовское наваждение; камень преткновения. Греческое слово соблазн, или скандал, этимологически намекает на силки и западню, которые готовит какой-то враг. Кроме того, это слово означает искушение, препятствие. Соблазн, обольщение — это нечто искушающее, влекущее к себе, то, перед чем невозможно устоять. Соблазнительной может быть внешность, одежда, фигура, походка, духи и даже косметика.
«Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит, — говорит Господь» - /Мф 18.7/. Что такое соблазн? В рекламных объявлениях это слово произносят с томным придыханием — «Шоколадный батончик «Прелесть!» Тающий соблазн!». В этом случае «соблазн» означает просто возможность получить удовольствие — не обязательно нравственно порочное. В христианском контексте слово «соблазн», как и другое излюбленное рекламой слово — «искушение», обозначает совсем другое — желание совершить нечто пагубное и дурное, злое, предательское. Что-то такое, что принесет временное, а возможно, и вечное несчастье нам или другим людям.
Соблазн — это та специфическая жажда, которую чувствует алкоголик при виде бутылки на прилавке. Те мысли о дорогих вещах и удовольствиях, которые проносятся в голове у следователя, которому предлагают взятку. Это то течение, которое просто уносит человека. У которого нет твердых принципов, и которое сбивает с курса того, у кого эти принципы есть. Иногда это желание просто и грубо — утащить дорогую и такую желанную вещь, пока продавец отвернулся. Иногда оно искусно маскируется под что-то безобидное или даже хорошее — борьбу за правду, за свободу, и нередко — за Истину.
Соблазн нередко приходит через определенных людей; так, русский народ соблазнили сектанты с разными красивыми утопическими названиями: штунда - от нем. Stunde — час, для чтения и толкования Библии. Баптисты - В переводе с греческого баптизм (от греч. baptisterion – «окунальня», крещальня, купель) - помещение с бассейном при христианском храме, рядом с ним (но не внутри его). А если внутри, то у человека любопытство и он окунается в этот соблазн. Для совершения обряда – означает крещение, погружение. Пятидесятники в его рамках «Движении святости». Пятидесятники англ. Pentecostalism особое значение придают Крещению Святым Духом. Можете согласиться или не согласится, что такое определение так называемых христиан – может быть соблазном для посторонних.
Господь сурово предупреждает тех, кто может послужить причиной греха других: «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жерновой камень - камни, используемые в заводах зерна для размола пшеницы или другого зерна, - на шею и бросили его в море» - /Мр.9.42; Мт.18.6/. Эти евангельские стихи так часто цитируют, что люди перестали за ними слышать смысл слов Господа. Если можно так сказать, у людей совесть намылилась на эту цитату. Страшен соблазн в-миру, но еще страшнее соблазн в церкви, ибо он может отвратить людей от Бога, убить веру. Многие расколы в церкви происходили именно по причине соблазна. Соблазн произошел от слова блазнить, а тот в свою очередь произошел от слова блазень, что значит, дурь, шутовство, глупость, ошибка. Получается, что соблазнять, это подталкивать другого человека к ошибке, рекламировать пагубную ошибку, неверный образ жизни, моделировать ошибочный эталон поведения. Примерно так. А в духовной жизни, соблазнять - рекламировать грех, ересь, отступление от Бога.
«Что подавать соблазн – это большой грех, и каждый из нас должен избегать его и тщательно бодрствовать против него. Мы не можем рассчитывать на то, что соблазны не придут, если учтём испорченность и непокорность человеческой природы, и мудрые цели и планы Бога, совершающегося Своё дело даже при наличии этих соблазнов и извлекающего доброго из худого.
Поэтому нам следует, соответственно подготовится. Стало быть, жить с плеча, нараспашку нельзя. Надо осторожно осматриваться, как бы ни соблазнить кого. Разум кричит и ни на кого не смотрит; а между тем возбуждает кругом соблазны делом, а более словом. Соблазн растёт и увеличивает беду самого соблазнителя, а он того не чует и ещё больше расширяется в соблазнах. Благо, что угроза Божия за соблазн здесь на земле, почти не исполняется в чаянии исправления; это отложено до будущего суда и воздаяния; тогда только почувствуют соблазнители, сколь великое зло соблазн. Здесь же никто почти и не думают о том, соблазнить ли или не соблазнит он своими делами и речами окружающих. Приговор ему будет весьма суровым. Два греха, в очах Божьих очень, великие, ни во что вменяются людьми: это – соблазн и осуждение. Соблазнителю, по слову Господа, лучше не жить; осуждающий уже осуждён. Ни тот, ни другой не помышляют об этом и даже сказать не могут, грешны ли они в чём-либо подобном. Какое, в самом деле, ослепление окружает, нас и как беспечно ходим мы посреди смерти».
Горе обольстителям, которые извращают истины Христа и Его заповеди и этим смущают умы учеников, ибо именно через таковых приходит соблазны.
Как правило, те, кто поддаются соблазну, сами становятся причиной соблазна для других — как будто смертельная инфекция захватывает все новых и новых носителей. Но в отличие от инфекции, которая поражает нас помимо нашей воли, мы сами решаем, поддаваться соблазну или нет; и вся традиция Церкви учит нас распознавать и отвергать те порывы, которые могут вести нас ко злу. Вопрос о соблазнах возникает особенно остро, когда речь заходит о людях, которых что-то отталкивает от Церкви, или людях, которые, побыв какое-то время, ушли из нее.
В соблазне могут переплетаться разные причины — наши собственные плохие привычки, больные страсти и ложные убеждения; дурной пример и лживые слова других людей; внушения духовных сил зла. Церковь видит за злом не просто человеческое несовершенство, а некую личностную силу, которую Господь назвал «князем тьмы». У нас есть враг, желающий нашей гибели; и первое, чего он хочет добиться — это отторгнуть нас от Бога, если мы уже с Ним связаны, или помешать нам с Ним прийти, если мы еще не с Ним. Подумайте! Борьба против соблазнов только с Иисусом Христом.
Прими честное предостережение, если оно даётся. Мудрость удержит тебя против соблазнительных интеллектуальных сил и способностей души похотями и ненасытностью тела. Мудрость удержит тебя от власти плотского ума и от подчинения духа владычества плоти.
«Чтоб уберечься от соблазна, смотреть давайте глубже в Библию, полезно мыслить о Слове Божьем. И мысли будут не о разном, а лишь у Господа-Христа - даёт Христианину силу.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : Притча Иисуса о неверном управителе - Михаил Пушкарский Толкование притчи не требует скрупулезной и абсолютной образной привязки. Приоритет отдаётся пониманию духовной сути. Так, например, если под хозяином имения вначале подразумевался Бог, то позже, где говорилось о сынах века сего, это сравнение уже не имеет необходимости. Здесь хозяин может по буквальному смыслу оставаться теперь снова человеком (сыном века сего) и включаться в сообраз следующей духовной мысли.
Более ясно видно на «богатстве неправедном», что образ часто заключает в себе лишь определённый смысл. Необходимо, также, в обычном общении понимать высказанную мысль в том смысле, в каком её хотят выразить.