«Стройно и тихо проходишь ты по жизненному пути, без слёз и без улыбки, едва оживлённая равнодушным вниманием»-/И.Тургенев/.
Жизненные случаи могут дать нам много поучений, если мы будем внимательно вникать в них и обращать на себя, они подобны притчи, составления для назидания. Русская народная пословица гласит: «Когда пожелаешь узнать цену человеку, подведи его к чужой беде или к чужой радости – никогда не ошибешься».
«На смену ей пришла эра равнодушия. Старинный недуг рода человеческого, когда-то поразивший прародителей лживым рассказом о древе познания добра и зла, после искушения сомнением предложил человеку новый соблазнительный плод: безразличие. Сегодня страшнее всего не то, что люди не доверяют друг другу или боятся поверить в Бога и Богу. Людям все равно. Молодым всё равно, потому что их так воспитали (точнее, не воспитали), взрослым — потому что сомнения в их жизни сменились апатией. Нам все равно. Когда в маленьком городе Кольчугино 16-летние подростки заживо сжигают на Вечном огне 25-летнего парня, сделавшего им замечание, это не от недоверия, а от слепой, тупой, бессмысленной злобы равнодушия. Нам все равно, потому что когда в нравственно больном обществе всерьез и долго обсуждают, что это? А что церковь, она с краю рубашку к телу ближе прижмёт, закроет глаза и, стоп!
«Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врождённое, данное нам вместе с инстинктами, с душой. Но если это чувство не употребляется, не упражняется, оно слабеет и атрофируется»-/Даниил Гранин/. Сидеть в церкви и молчать в-миру – это тоже равнодушие. «Сейчас ты ничего не видишь и можешь продолжать это дальше. Твое молчание преступно».
«Не бойся врагов, в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей, в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных, они не убивают и не продают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийства»-/Эберхард/.
Равнодушие действительно является шагом к измене. При равнодушии друг к другу никакие наказания ревностью, безразличием и даже любовь не спасут отношения, если в этом эгоизм. Равнодушие близкого человека страшнее измены? Измена означает, как правило, конец отношений, а все разговоры про её прощение - самообман, ведь в глубине души вы всегда будете знать, что человек вас предал. Равнодушие же, может быть вызвано различными причинами: обидой, стремлением что-то доказать партнёру,
«— Так слушай же меня, — стараясь не волноваться, сказал Григорьев Ромашову, — Я не могу прощать или не прощать тебя, что бы ты ни сделал для Кати. Это уже не наш личный спор, после того, что ты сделал со мной. Не со мной спорил ты, когда хотел добить меня, тяжело раненного, обокрал и бросил в лесу одного. Это — воинское преступление. Ты его совершил, и тебя, прежде всего, будут судить как подлеца, который нарушил присягу. И тогда — кто знает? — у меня, может быть, нашлось бы время даже и для того, чтобы подумать над той смесью правды и лжи, которой пытался оправдаться передо мною Ромашов» - /В.А.Каверин «Два Капитана»/.
Оправдание равнодушие во время войны – требунал. «Многие задают хорошие вопросы скорее с целью оправдать себя, чем поучиться чему-то».
Равнодушное отношение часто является симптомом: алекситимия (греч. a — отрицание, lexis — слово, thyme — чувство) — неспособность. Люди, страдающие этим расстройством, не могут разобраться в своих эмоциях, не умеют их проявлять. Они просто физически не способны сострадать, переживать. Качества эти приводят к прагматизму, равнодушию, черствости. Причины появления алекситимии бывают самыми разными – явление это может быть либо врожденным, либо приобретенным (к примеру, как посттравматическая реакция- - это психологическое расстройство, которое в дословном переводе означает «бесчувствие» - равнодушие).
Очень частая причина – острый дефицит ласки, участия, тепла в раннем детстве, нелюбовь и равнодушие к ребенку родителей. Статистика подтверждает, что большая часть равнодушных взрослых были нелюбимыми детьми. Часто взрослые намеренно учат свое чадо скрывать свои чувства, «быть сильным». В результате вырастает человек, не способный любить, проявлять эмоции, сочувствовать. Еще одна причина приобретенной алекситимии – душевные травмы, полученные в подростковом и юном возрасти, любовные переживания. Человек, испытавший однажды боль, закрывается и не может больше верить людям. «Величайший грех человека – это ненависть, а равнодушие к своим братьям» - /Мать Тереза/.
«Всё описанное ниже, было снято камерой наблюдения на рынке Южного – китайского г.Фошань 13 октября 2011 года, и эти события просто не укладываются в голове…Двухлетняя малышка идёт по дороге, и её сбивает микроавтобус. Водитель не выходит посмотреть, что же он переехал передними колёсами, а помедлив секунду-другую, переезжает девочку и задними. Ребёнок лежит посреди улицы, никто из прохожих не пытается помочь. «священник увидев его прошёл мимо…левит подошёл, посмотрел и прошёл мимо» -/Лук.10.31.32/. «Но они прошли мимо; увидев его бедственное положение, они постарались уйти как можно дальше от неё, как бы для того, чтобы иметь повод сказать: вот мы этого не знали» - /М.Генри/.
Велосипеды и мопеды старательно объезжают маленькое тело. На дороге появляется второй автомобиль, грузовичок, водитель которого спокойно проезжает по ногам девочки, также не останавливаясь. Наконец, уборщица оттягивает тельце с дороги и идёт дальше, бросив ребёнка на краю улицы…. Только через семь минут кого-то заинтересовала потерявшая сознания от боли малышка. Девочку везут в госпиталь, но время упущено спасти ребёнка не удаётся.
Не проходите мимо. Человеческое равнодушие сегодня перешло все мыслимые границы. Эпидемия равнодушия захлестнуло мир: нам нет дела до людей на улице, до людей у нас на работе и даже до людей в нашей собственной семье. Сегодня человек не знает, как зовут его соседа по лестничной площадке, а в церкви: «Спросите, кто с ним сидел на собрании рядом? Ответ получите: не знаю. А приходящий пришёл получить помощь, совет. Не интересуется тем, какая беда случилась у соседа.
Такой случай: в церкви стало плохо соседу, никто не обратил внимания, все слушали проповедь и пели. А он говорил: «мне плохо, что-то». В конце собрания вызвали скорую помощь. Поздно, он умер. «Не изобретай свои правила, для оправдания бездействия».
А что сделал Ап.Павел, когда при беседе мальчик упал вниз с окна. «Павел, сошед, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь: ибо душа его в нём» - /Деян.20.9/. Мы перестали видеть ценность в других, перестали нуждаться в общении. Собеседников заменил телевизор, а реальных друзей – социальные сети. Сегодня люди не нужны друг другу….
Не раз по причине человеческого равнодушия погибали, оставаясь иногда сутками лежать на оживлённой улице, те, кому стало плохо. Показателен случай, о котором рассказала актриса Наталья Негодя: «В аптеке я упала в обморок. Очнулась от того, что меня трясли за плечо: «Женщина, вставайте! Мы закрываемся». На протяжении всего дня никто не попытался помочь лежащей на полу аптеки Наталье, даже сам аптекарь медик. «Как печально, когда те, кому надлежит быть образцом милосердия, изумляют своей жестокость, когда обязаны являть милосердия» - /М.Генри/.
В том, что мы стали такими черствыми, безразличными, есть вина и СМИ. Кровь ежедневно и «смачно» демонстрируется на экранах, так что люди постепенно привыкли к трагедиям, чужому горю и перестают на них реагировать. Количество людей, которых не волнует происходящее с другими, уверенно растёт. «Люди стали озлобленными и циничными: не станут защищать слабого, пройдут мимо нуждающегося в помощи. Безразличие стало нормой» - комментирует происходящее правозащитник, кандидат юридических наук Роман Стрельников.
«Со мной приключилась беда, - говорит Д.Гранин, - шёл по улице поскользнулся и упал. Упал неудачно, уже некуда: лицом о поребрик, примерно в семь часов вечера. В центре города, недалеко от дома, где живу. Шёл по улице, думаю, что шатаюсь. Народу на улице было много, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошёл ко мне, спросил: что со мной, не нужно ли помочь. Так никто мне и не помог. Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали, за пьяного … они, же видели, что я весь в крови, что-то случилось – упал, ударили, почему, же не помогли, не спросили хотя бы, в чём дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил, «Меня это не касается» стало чувством привычным.
Сегодня современному человеку неинтересно всё, кроме того, что касается лично его, взаимопомощь сегодня уже можно заносить в «Красную книгу». Но, как говорится, невозможно чихать на всех так, чтобы не попасть на себя. Равнодушие наносит ущерб не только окружающим, но и самому себе о, человек! Как сказал классик А.Чехов: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Вот и ходят по улице «живые мертвецы», которые спокойно могут пройти мимо лежащего на земле человека. Их не интересует, нуждается ли тот в помощи, от которой возможно, будет зависеть его жизнь.
«Мне кажется, - по выступлению Сталина, - что равнодушное отношение некоторых наших пастырей к людям, к кадрам и неумение ценить людей является пережитком того странного отношения, которое сказалось в только что рассказанному эпизоде: «Случай в Сибири, когда рабочие вечером вернулись с ловли леса. На вопрос о том, где же тридцатый, они равнодушно ответили, что тридцатый остался там. На вопрос «как же так – остался?», они с тем же равнодушием ответили: «Чего ж там спрашивать, утонул, стало быть». И тут же один из них стал торопиться куда-то, заявив, что «надо бы пойти кобылу напоить». На упрёк, что они скотину жалеют больше, чем людей, один из них ответил при общем одобрении остальных: Что ж нам жалеть их, людей-то? Людей мы всегда сделать можем, а вот кобылу…попробуй-ка сделать кобылу» - (Общее оживление в зале заседания)» - /Л.Гурджиев/.
Равнодушный человек равнодушно относится к Слову Божьему. Проповедь его не трогает, а, наоборот, ему становится скучно её слушать. Также нужно отметить, что если человек говорит, что верит в существование Бога, но не живёт по Божьим законам, то это является продуктом равнодушия к Богу. Сегодня происходит то же самое. Наш сегодняшний мир очень напоминает мир до Потопа: духовное состояние наших современников сродни духовному состоянию современников Ноя. Сегодня, как и тогда, многие равнодушны к предупреждениям Господа о грядущем конце света и наказании. Наши современники, как и современники Ноя, равнодушны к Благой Вести о спасении, которое сегодня Бог предлагает им даром!
Равнодушие к жертве Иисуса Христа. Равнодушие людей к Благой Вести о спасении обуславливается их равнодушием к жертве Иисуса Христа. Насколько бесчувственным должно быть сердце человека, который равнодушен и безразличен к жертве Иисуса Христа, умершего страшной смертью на кресте за грехи всего мира. В книге пророка Исаии сказано: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни,… Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» - /Ис. 53.4-5). Как можно быть равнодушным к Тому, кто претерпел такие муки за тебя с целью, даровать тебе прощение грехов и жизнь вечную? Равнодушие отвергает дар спасения и пренебрегает им! Вне всякого сомнения, такое равнодушие не останется безнаказанным.
Можно, конечно, утешаться, что мы стали лучше жить. Но далее ничего «лучше» не будет, если мы не сможем противостоять заразе равнодушия. Безразличие изжить трудней, чем недоверие. Здесь нужны иные слова и аргументы, новая логика и тональность разговора, и — главное — конкретные действия.
Источники: Библия. Мэтью Генри – толкователь XVII века, Библии. Владимир Легойда журнал «Эра».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности