«Носители культуры – это апостолы равенства» - /М.Арнольд - Англия поэт/.Чтобы научиться культуре, нужно уметь читать!
«На сегодня мы духовно стали нищи.
И культура вся растрачена, растеряна»-/Д.Минаев/.
Так, как разучились мы читать и понимать
Всё считаем, что и так всё потеряно.
Но это всё не так – как хотелось бы нам!
Рассмотрим такую тему как культура. «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой её можно строить культуру – без такого понимания, нам этой задачи не решить»- /В.Ульянов-Ленин/.
Для культуры человечества Библия, прежде всего, ценна тем, что это энциклопедическая летопись наших праотцов, а, следовательно, - один из самых глубоких корней современной культуры. Именно в этом смысле следует понимать высказывание выдающегося отечественного просветителя академика Д.С.Лихачева: «Библия - это код культуры». Подобно генетическому коду, она содержит в себе то наследуемое от предков начало, которое определяло многие и многие черты культуры минувших тысячелетий, как и сам образ жизни, да и стиль мышления доброй половины человечества. Определяло прошлое и вошло в настоящее».
Само слово «культура» Латинское слово cultura – «культура» переводится с латыни как «возделывание», «обработка». Создав человека, Бог поместил его в раю, повелев возделывать и хранить Божье творение /Быт. 2.15/ - /Иерей Димитрий Кирьянов/.
«В своей основе культура должна служить действию, и следствием её должно быть избавлением от бесполезности трудящихся от бесполезности физического труда» - /А.Уайтхед – Англия философ/. И первоначально служило для характеристики земледелия, т. е. уровня развития производства. Означающее «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», почитание. Происходит от слова cultus - «почитание», «поклонение», «культ». Это указывает на религиозные корни культуры. «Слово «культура» происходит от культа, отсюда очевидна изначальная и органическая связь между ними. Можно смело утверждать, что без культа, т.е. без религии, культуры просто не было бы, и человечество, быть может, осталось бы в первобытном состоянии» - /Никита Струве/.
«Мы просим наших друзей, - говорит Н.Рерих, - каждый день мыслить, произносить и применять понятия красоты и культуры. В этом нет ничего нового, ибо вообще ничего нового нет. Но мы собираем около этих ценных понятий новое усилие, мы стремимся помочь напряжению энергии. Мы стремимся изучать и воплощать так называемую абстракцию в реальность»
Исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле термин культура относят только к сфере духовной жизни людей». «Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении» - /Словарь Ожегова/.
Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние (качество) общества и личности противоположное варварскому. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие «культура» концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил. Путь от варварства к культуре, отожествляемой с христианским вероисповеданием, разворачивается во времени и дает картину эволюции общества от сотворения мира, от язычества - к полной христианизации человечества.
Про ап.Павла в деянии Лука описывает ситуацию на которую нужно обратить внимание: «Афиняне! По всему вижу я, что вы как бы особенно набожны…» - /Деян.17.22/. Мэтью Генри-Англия, объясняет так: «Однако посмотрите, как замечательно апостол смягчает, а не усугубляет вынесенный им приговор, чтобы не настроить против себя слушателей. Вы как бы набожны в большой мере, чем вам следует: «вижу, замечаю, это». Из этого можно сделать вывод не только о знании культуры, но и о том, что человеческая учёность, являясь своего рода украшением, бывает, полезна благовестнику, особенно в деле убеждения невежд. Эта самая учёность давала ап.Павлу возможность бить врагов собственным их оружием и отсекать голову Голиафу его же мечом. Но как выбивать врага истины из его укреплённых твердынь, не имея представления об их твердынях? Народу, посвятившему себя Богу, стыдно забывать, что есть культура в общении». «Больше всего культуры у шахматистов – у них и мат культурнее». Достаточно просмотреть бегло известия с мест о шахматной жизни, чтобы убедиться, как широко развертывается «шахматная сеть», как непрерывно плетет она свои «культурные петли». Нет такого уголка, куда бы ни заскакали неутомимые шахматные кони. Казалось бы, все обстоит благополучно. И, пожалуй, в смысле широты охвата масс - так оно и есть. И эта широта охвата - не иллюзорна - она не случайна, она не временна, она не поверхностна. Культурная глубина шахмат - не только в их изощренном стратегическом механизме, она заложена и в глубинах их истории, этнографии, эстетики и диалектики. Шахматная культура чрезвычайно многогранна (это ведь не пинг-понг), и на гранях шахматной истории, шахматной диалектики и пр. можно раскрыть (легко и незаметно) общие методы знания - по меньшей мере, пробудить к ним интерес, пользуясь массовым интересом к самой шахматной игре. Более, всестороннего использования «рычага», ибо шахматы поистине – «мощный рычаг культуры» - /Вл. Нейштадт «Шахматы и шашки в рабочем клубе» 1928/.
«Если я во что и верю, так только в культуру, - говорит Мэтью Арнольд - Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству; культура — это познание совершенства. Люди культуры — истинные апостолы равенства». Культура - уровень достижения высокого духовного уровня развития в жизни. Самый высокий уровень человеческого общения – духовный. В ситуации истинного и высокого духовного общения человек наиболее полно, открыто и искренне открывает другому информацию о внутренней жизни своей личности, часто сокровенную. «Таким образом, разбор точки зрения на историю создания культуры подтверждает главное: в составе источника есть разновременные слои, время написания которых влияет на содержание конкретных известий: это необходимо учитывать при выяснении их достоверности как культуры жизни» - /Г.Джером/.
«Сегодня, как и в любую эпоху, культура многообразна. Одно в ней ведет к высшим целям жизни, другое обволакивает сердце сном мечтательного обмана, а третье прямо утверждает бессмысленность и бесцельность бытия, сводит человека к говорящему животному, водимому своими телесно-душевными инстинктами, как корова — травой. Если же культура, напротив, напоминает человеку только о том, что он говорящее животное, и лжет. Замалчивая в своих героях голос совести и порыв к вечности, мысли о Боге и жгучее раскаяние и стыд за дурные дела и слова, — то такая культура не есть культура христианская, и даже не культура вовсе, ибо она не взращивает, но убивает человека, делает его безликим сгустком психосоматических рефлексов. Существо, сформированное такой анти-культурой, слабо, расколото, постоянно угнетаемо страхом, тоской, ощущением бессмысленности жизни». «Мы вышли, как правило, из неблагополучных церквей с «палочным» воспитанием, - пишет Ю.Куксенко СЦ ЕХБ, - и не научились элементарным правилам культурного обхождения с другими, о чем говорит хотя бы грубый и немирный выход многих из нас из зарегистрированных общин. Христианской этике обращения с инакомыслящими братьями им не у кого, да и некогда им было учиться, только родились и в бой. А потом пошли узы одни за другими с небольшими перерывами на свободе. А в заключение известно, какой культуре научишься? «Культура не может заменить собой источник высших ценностей, каковым является религия. Прерванная или искаженная связь ее с личностным миром веры и церковным сообществом грозит культуре демонизацией и вырождением…. Только вера может отделить «кесарево» и «Богово», без чего культура, так или иначе, превратится в идолопоклонство».
«Убогое представление о культуре у тех, кто полагает, будто она сводится к затверженным формулам. Последний школяр на отделении точных наук знает о законах природы куда больше, чем знал Паскаль. Но способен ли школяр мыслить, как он? /А.Сент-Экзюпери /
«Так начиналась и проходила наша «военная» жизнь в 60-е и 70-е годы, - пишет Ю.Куксенко, - а затем волна вынесла нас на руководящие должности и мы, будучи сами невеждами, порождали целые поколения подобных себе последователей. Недаром один американский деятель недавно заявил: «У нас есть высокая духовная культура, но люди бизнеса открывают вместо водопроводного крана - канализационную задвижку и поят из нее народ». Лучше не скажешь. Сегодня эта «канализационная культура» широким потоком течет по всем улицам и площадям, затопляет рынки и магазины, заполняет телеэкраны и печатные издания. Убийства, грабежи, секс - основные сюжеты западных фильмов и любимая пища большинства телезрителей. Она заполняет сердечный вакуум безыдейной посткоммунистической молодежи, детей и стариков и выплескивается в виде растущей преступности, алкоголизма и наркомании, умножает заразные неизлечимые болезни, заполняет психбольницы, тюрьмы и лагеря. Мерзкие дела, за которые Господь истребил Содом и Гоморру, сделались нормой жизни огромной массы населения. Оккультизм, сатанизм и проституция цветут пышным цветом. Дети развращаются с первых классов начальных школ. Мир катастрофически падает «до и перед» потопного и содомско-гоморрского состояния и разлагается на глазах, вокруг которого уже собираются «орлы». «Неужели Я не накажу их за это? Говорит Господь; не отмстит ли душа Моя такому народу как этот?» - /Иер.9.9/.
Кто вам дал мандат самоуправства? Вы давно мечтали о цензуре! Коммунизма нет, пусть Божье царство. Будет - не в миру! Так хоть в культуре?!
«Культура и шлифовка. Человек рождается дикарем; воспитываясь, он изживает в себе животное. Культура создает личность, и чем ее больше, тем личность значительней. Культурная Греция вправе была называть остальной мир варварским. Неотесанность — от невежества; для культуры нужны, прежде всего, знания, но сама ученость будет грубовата, коли, не отшлифована. Изящны, должны быть не только мысли, но и желания, и особенно — речь. Одни люди от природы наделены изяществом внутренним и наружным, в мыслях и словах, в каждой части тела и в каждом свойстве души — подобно плоду, его кожуре и мякоти. Другие, напротив, так неотесанны, что все их природные качества, порой превосходные, меркнут из-за несносной дикарской грубости» - /Грасиан-и-Моралес/
«Культура – это взаимоотношения людей. Это честность. Это бичевание и искоренение клеветы и лжи, это уничтожение сплетен и невежества, это чистка человеческой души, а не только быта. Это дружба и любовь в самом высоком смысле. И главное – это величие служение идее и людям» - /Ромен Роллан/.
«В культуре не так много идей, которые обладают сквозной, т.е. многовековой и не убивающей «работоспособностью». К таким идеям относится идея жертвы» - /И.Силуянова/. «Лишь поверхностное прикосновение к культуре. Оно полезно лишь тогда, когда ты уже был «наедине» и с Чеховым и с Толстым, когда ты знаешь ту особую тишину, которая предшествует первому движению дирижёра на симфоническом концерте».
Культура (а ведь живопись лишь небольшая её часть) не нить, но скорее сеть. Стоит вам сфокусировать на чём-то свой интерес, как вы уже попали в неё. И вы чувствуете необходимость в более основательных знаниях истории и этики, философии, и эстетики, литературы и мифологии. Увлёкшись Ренессансом, вы неизбежно проследуете во времена более ранние и более поздние: начав с Италии или Греции, вы неизбежно придёте к великому русскому искусству, откроете для себя бездонный мир отечественной культуры. Для меня первым, - говорит В.Ярошенко,- потрясением и открытием был Эрмитаж, для вас может стать Русский музей или Третьяковка, картинная областная галерея или выставка молодых художников. Нет, предлагать вам программу – только мешать, только путать. Сейчас ведь другие времена, отличные от тех дореволюционных, когда русский просветитель Рубакин составил и разослал своим читателям пятнадцать тысяч программ по самообразованию. Он был один, а вокруг вас, только оглянитесь, учителя, преподаватели вузов, работники музеев, библиотекари, книги, газеты, журналы, и т.д. Кто может вам помочь? И конечно старайтесь не отступать». «История культуры предупреждает: «Человек всегда должен помнить о том, что его свобода – это просто умение владеть и управлять собой, а отнюдь не беспомощное следование физиологическим потребностям. «Ибо иго Моё благо и бремя Моё легко» - говорит Христос - /Мт.11.30/ это вечная евангельская истина надёжно охраняет нас от всякого рода физиологического рабства и болезненных заблуждений» - /Силуянова д-р МН/.
«Культура — это та веревка, которую можно бросить утопающему и которой можно удушить своего соседа. Развитие культуры идет столь же на пользу добра, сколько и на пользу зла. Растет кротость — растет и жестокость, растет альтруизм, но растет и эгоизм. Дело не происходит так, чтобы с увеличением добра уменьшалось зло; скорее так, как при развитии электричества: всякое появление положительного электричества идет параллельно с появлением отрицательного. Поэтому борьба между добром и злом не угасает, а обостряется; она и не может кончиться и не может, по-видимому, не кончиться. /П.А.Флоренский/
«Слово «культура» является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее об его многозначности, чем об изученности и осмысленности, скрывающихся за ним значений» - /Г.Драч – д-р философских наук/. Мы редко задумываемся над тем обстоятельством, что культура – это не только различные области действительности, но и сама действительность человека в этих областях». «Высшее проявление культуры есть её эстетическое проявление» - это вывод Канта с восторгом был принят и положен в основу общего представления о сущности и назначения культуры».
«Дело в том, что культура, взятая как способ деятельности, это не замкнутая глухая, и открытая система» - говорит Давидович – философ, - это то, что позволяет внести в мир и в личность смысл, человеческое значение, то, что создано веками, и то, что актуально сегодня». Стоит отметить, что культура в своей объективности ипостаси, будучи оторвано от живой деятельности, как бы гаснет и засыпает. Культура начинается там, куда простирается символическая традиция, где есть материал для человеческого понимания».
Как говорит французский философ Эммануэль Мунье, «культура – это не отрасль, но основная функция человеческой жизни. Для того, кто формируется, развиваясь, все есть культура… Культура – человек… Она возрастание и преодоление». Распространенным также является более узкое понимание культуры, как только деятельности по созданию произведений искусства. Однако оба эти подхода к пониманию термина «культура» не совсем отражают истинный смысл этого понятия – такой, какой закрепился в языке. Слово «культура» неразрывно связано со словом «культурный»: говоря о культуре, мы, прежде всего, имеем в виду культуру человека, его духовный мир. «Царь Агриппа! … Посему прошу тебя, говорит, - ап.Павел, выслушать меня великодушно» - /Деян.26.2.3/. «Хотя его ненавидели и клеймили позором, он неизменно и твёрдо держался всего того доброго, чему был обучен и наставлен от начала. Культура общения у ап.Павла была, раз Фест сказал: «большая учёность» - /Деян.26.24/
Японцы утверждают, что после 30 лет каждый человек становится хозяином своего лица. Прекрасным оно бывает, когда озарено внутренним светом. Подобные лица часто можно встретить у человека, которые посвятили свою жизнь культуре, потому что культура и есть свет, состояние души, мир, раскрытый в тончайших его проявлениях.
«Занятие физической культурой так же важно, как и овладение, духовной культурой. Богу было угодно соединить духовное и физическое в единой человеческой личности – как Божественное и человеческое было соединено в единой богочеловеческой Личности Господа Иисуса Христа. На этом сочетании того и другого строится вся человеческая жизнь…»
«Культура – есть возделывание мира, его преображение через человеческое творчество. Культура же христианское есть привнесение в мир божественных энергий через благовестие Творцу, через совершенствование в доброделании, через освящение мира» - /И.А.Ильин христианский мыслитель/. «Культура есть синтез возвышенных и утончённых достижений», — утверждает Рерих. Значит, всё лучшее, что достигнуто человечеством на протяжении его истории, содержится в понятии Культуры. «Культура есть двигатель», — продолжает Рерих. Двигатель к подвигам, к созидательному, творческому труду, к добрым делам, к борьбе за достойную жизнь. Всё это входит в понятие Культуры».
Главное в культуре – это человек,
Сотворить он может многое навек!
Чтоб потомки плоды жизни нашли,
И в восторг большой скорей пришли!
Передать Слово Божие поможет,
Культурный замечательный наш Христианин!
«Благо человеку, когда он несёт…» - /Пл.3.27/ христианскую культуру в народ.
Источники: Ю.Куксенко служитель СЦ ЕХБ. А.Зубов – д-р исторических наук. Горсей Джером – агент-дипломат Англии в России XVI – век. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности