Об эстетическом вкусе в архитектуре.
Есть такая общепризнанная присказка – «о вкусах не спорят!». Но от вкуса специалистов, культурной элиты, чиновников, заказчиков и прочая, прочая… так много зависит все то что появилось и появится во всем что окружает нас вокруг. И то, что окружает нас вокруг не всегда нас удовлетворяет ни в эстетическом, ни в потребности удобства, то хочется в этом само вкусе разобраться.
В институте, где я учился когда-то на архитектора, было довольно большое количество нерадивых студентов, которые не утруждали себя поиском идеи, разбирательством в профессиональных знаниях и разработке проекта. Они поступали очень просто: копировали образец для подражания в профессиональном журнале и приносили этот проект на проверку к своему преподавателю, тот, в свою очередь, удивлялся «нелепости» этого скопированного проекта почти во всем и заставлял его исправить в «лучшую» сторону. В результате этого получался «уникальный» объект и все оставались довольны: студент получал свою пятерку, преподаватель «доказал» какой он умный, а в результате почти полное отсутствие реальных специалистов в архитектуре. Тот пример я привел для того, чтобы объяснить тотальное отсутствие вкуса как такового, как понимание законов красоты. В подавляющем случае за вкус выдается набор эстетических стереотипов!
В этой угнетающей каждого небезразличного к эстетика человека есть одна отрадная истина, что есть реальная красота, не порожденная в результате ленивого человеческого ума, но в реальной, часто очень жестокой, практике жизни – это красота природы!
Что мы видим в ней:
- это соподчинение всех частей друг-другу;
- присутствие всех эстетических законов: симметрия, ассиметрия, ритм, «метр», пропорции согласно закону «золотого сечения» и так далее и тому подобное;
- рациональная для реальной жизни прочность всех живых созданий: растения, скелеты животных и птиц, при этом в природе трудно найти прямые линии, тем более расположенные друг к другу под прямым углом, иначе это разрушится и погибнет!
- в природе существует порядок, который в принципе намного более совершенный, чем мы это себе понимаем, ведь только совсем недавно было открыто понятие фрактала, на основании которого сейчас 3D-художники создают фантастически эффектные картины деревьев, леса, огня, воды и взрывов!
Теперь рассмотрим человеческую культуру с понятий основ гармонии природы. Что мы там видим: как это ни странно, тоже не красоту вселенской гармонии, а искаженные крайности человеческого понимания природной красоты! Их как правило две:
Культуры порядка, почти всегда, доходящий до уровня жестокости – Древний Египет, Древний Рим, Классицизм, нацисткий Рейх, сталинский ампир и так далее в том порядка – им присущи симметрия, так называемый «метр» и стандартное повторение одних и тех же деталей;
Культуры свободы и любви, а, точнее, блуда – Барокко, Модерн, Советский конструктивизм, огромное количество стилей эпохи современного либерализма – им присущи тотальная ассиметрия, изгиб или изломанность линий и свобода игры эстетических форм.
При этом произведения этих крайностей часто бывают очень красивы!
То же в эстетике, что реально приближается к эстетике Природы в классической «эстетке» поставлено на положение андеграунда и считается «внесистемным» порождением «случайного» гения – деревянное зодчество России, христианская готика, национальное искусство народов мира, творения Антонио Гауди и многое другое.
Объяснение тому, что именно искаженные отклонения от красоты Природы, произведения человеческой деятельности, становятся «эталоном» красоты объясняются очень просто. Так как человеку по природе своей очень трудно быть одновременно и правильным, и свободным, то он по жизни выбирает какую-нибудь крайность: либо быть жестоким поборником «справедливости», либо быть сторонником безответственного «всепрощения». Ведь именно из-за притягивания под свои крайности так часто «склоняют» под свои интересы жизнь и проповеди Христа ханжи или сторонники вседозволенности. При этом «забывая» и клевеща на достижения предыдущих эпох, или достижений предыдущего стиля. Самый «классический» пример: выдавая современные достижения равноправия всех перед законом не победой христианско-иудейских заповедей, а «заслугой» Древнегреческой «демократии» - построенной на возможности выбора только для избранных, обязательно успешных членов полиса, с чудовищно жестокой системой рабовладения. Я просто не знаю представителей политики, культуры и науки, которые бы прямо говорили, что они сторонники садизма и блуда, у всех у них всегда были самые «благие» намерения и идеи – большевики строили «светлое» будущее, нацисты создавали «самую» «лучшую» «чистую рассу», деятели «серебрянного века» и «хиппи» отстаивали «свободу» «любви», даже Чингисхан мечтал о создании «прекрасной» державы, которой бы невинная девушка могла, с золотым сосудом на голове, пройти, не тронутая и не обиженная никем, всю его огромную державу». Все эти идеи быстро реализуются в искусстве и из форм стихов и картин художников переходят на уровень больших и очень больших построек.
Но, как бы не страшно было развитие современной цивилизации в истории, идет очевидное движение к лучшему: позади тотальный рассизм, торжествует тотальное равноправие перед законом, все больше ключевых изменений культуры к усилению возможностей проявления свободы, победа в тотальной потребности экологии, личной гигиены и общей чистоты и многое-многое другое. Также и в архитектуре и строительстве разгоняются тенденции к приближению законов прочности, пользы и красоты к природным: черезвычайная важность экологии в проектировании и строительстве, появление науки видеоэкологии (доказывающей, к примеру, что прямые «правильные» линии убивают психику человека), экономическая и экологическая важность аккуратность при строительстве, все более популярная эстетика более сложных природных форм («Птичье гнездо» олимпийского стадиона в Пекине), совершенство материалов (экструдированные, по форме похожие на расположение живых клеток, составы материалов, безопасность материалов) и формы конструкций (каркасы Эйфелевой башни, вантовые, тентовые конструкции).
Из всего этого очень хотелось бы вам пожелать быть более чутким и образованным в современном, очень быстро меняющемся мире и пусть ваша душа будет трудиться!
Трясцин Михаил,
Россия г.Москва
Мессианский еврей, член московской синагоги «Шомер Йисраэль», главный архитектор e-mail автора:skinija@inbox.ru
Прочитано 2160 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Интересная статья об архитектуре, как отражении времени. Вот при единоначалии, при Сталине, глава на архитектурном комплексе или на здании возвышалась одна. Теперь же глав и фронтонов крышуется на здании побольше - вор-депутат, вор-министр, вор-губернатор, вор-прокурор. Я профан в архитектуре, но где прочитать о соответствии архитектуре тому или иному времени? Комментарий автора: Просто набираете в интернете история архитектуры или название стиля и, я уверен, поисковик вам многое выдаст, хотя, лично я узнавал это из печатных изданий
маго мет
2015-04-30 13:34:32
этика - это наука быть лживым. а что ж тады за наука эстетика?