«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими», - сказал Иисус в Нагорной проповеди. В современном мире слово «миротворец» обычно используется, когда речь идёт о политических кризисах и военных конфликтах: солдаты вооружённых сил ООН называются «миротворцами», а военные акции под эгидой ООН – «миротворческими». В другом значении это слово в современном мире практически не употребляется.
Кого же имел в виду Иисус, чью миссию в этом мире оценил так высоко? Редко слышим проповеди на эту тему, очевидно, потому, что само слово «миротворец» встречается в Библии всего один раз. Зато слово «мир» в смысле «состояние покоя, отсутствие войны» встречается очень часто, и это неудивительно, ведь во всём мире мечтают о мире и даже выражение «мир вам» использовалось в древнем Израиле как приветствие. Сразу нужно отметить, что Иисус никогда не призывал людей к силовому решению конфликтов, и общеизвестная поговорка о том, что добро должно быть с кулаками не имеет под собой никакой библейской почвы. Иисус вообще политикой не занимался и Своих учеников к участию в политике не призывал. Когда Он говорил о миротворцах, прежде всего имел в виду тех, кто способен принести мир окружающим его людям.
В Библии читаем, как Иисус одним словом усмирил агрессивно настроенных людей. К Нему привели взятую в прелюбодеянии женщину и сказали: «Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?» (Ин.8:5). А что тут сказать? Сказать: «Не побивайте», - тогда толпа обвинила бы Иисуса в нарушении закона Божьего, данного через Моисея. Сказать: «Побивайте», - это во-первых, противоречить Самому Себе, всему Своему предыдущему служению, а во-вторых, - нарушить закон Римской империи, который запрещал местным властям приговаривать кого-либо к смерти, а Израиль, напомню, был тогда под оккупацией Римской империи. Иисус понял эту провокацию. Он ответил: «Кто из вас без греха, первый брось не неё камень». (Ин. 8:7). И как отреагировали на это люди? «Они же, услышавши то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних». (Ин. 8:9)
Теоретически любой конфликт в мире можно было бы разрешить словами: Кто из вас без греха, первым брось камень, или первым ударь, или первым сделай выстрел. Но чтобы так сказать, нужно иметь духовный авторитет. Иначе люди ответят, мол, посмотри на себя и свою жизнь, а потом уже нам про наши грехи напоминай. Итак, скажем прямо: многие из нас никогда не дорастут до такого авторитета, чтобы одним словом останавливать конфликты, но каждый верующий должен стремиться к праведной жизни, и тогда будет расти и наш духовный авторитет.
В Деяниях упоминается человек по имени Иосия. Думаю, что этого человека смело можно назвать миротворцем. О нём мы читаем: «Так Иосия, прозванный апостолами Варнавою, - что значит: «сын утешения», у которого была своя земля, продав её, принёс деньги и положил к ногам Апостолов». (Деян. 4:36). Этого человека называли «сыном утешения». Очевидно, этот человек мог принести утешение людям, подбодрить уставших, и тем самым вернуть утраченный или пошатнувшийся внутренний мир. Про Варнаву мы также читаем, что он помог Апостолу Павлу обрести доверие среди других Апостолов. Напомню, что Павел, в отличие от других Апостолов, не ходил с Иисусом и лично с Ним знаком не был. Наоборот, Павел, которого тогда звали Савл, в начале жестоко преследовал верующих, одобрял убиение Стефана, диакона первоапостольской церкви. Затем он отправился в Дамаск, чтобы и в Дамаске причинять зло верующим. Но по дороге его встретил Сам Иисус: «Когда же он шёл и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба; он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:3,4) Что было дальше, мы знаем: Савл пришёл в Дамаск, но уже не для того, чтобы гнать церковь, а наоборот,- проповедовать Имя Иисуса. А затем опять вернулся в Иерусалим. Но тут возникла проблема. В Библии читаем: «Савл прибыл в Иерусалим и старался пристать к ученикам; но все боялись его, не веря, что он ученик». (Деян. 9:27) И далее именно Варава выступает в роли миротворца и разрушает стену недоверия, которая была между Савлом и другими верующими. «Варава же, взяв его (Савла), пришёл к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во Имя Иисуса» (Деян. 9:27) Ещё раз отмечу, что Варнава был успешен в этом деле, потому что имел духовный авторитет, и к приобретению духовного авторитета должен стремиться каждый верующий.
В дальнейшем и саму Апостолу Павелу приходилось выступать в роли миротворца. Откроем Послание к Филимону. Филимон был рабовладельцем. Сразу оговорюсь, что нельзя смотреть на этот факт с высоты нашего времени. Строй тогда был рабовладельческим, и никто не выбирал, кем ему родиться – рабом или свободным, равно как и сейчас никто не выбирает. Евангелие же проповедовалось и сейчас проповедуется для всех, вне зависимости от положения в обществе. Раб по имени Онисим убежал от Филимона и, возможно, что-то у него украл. Находясь в бегах, беглый раб Онисим услышал проповедь Павла, уверовал, стал членом церкви и даже помогал Павлу в его служении. Онисим решил вернуться к Филимону, но по закону Римской империи мог бы быть приговорённым к смертной казне. И вот Онисим возвращается с письмом от Павла. Я не думаю, что Филимон, который был твёрд в вере, был не просто прихожанином, но активным членом церкви, что Павел его даже называет «сотрудником нашим», стал бы отдавать Онисима на смерть. Но цель Послания к Филимону – уладить все возможные разногласия, предвзятости и недопонимания, ведь они оба теперь члены церкви, и всякие конфликты внутри церкви, пусть даже скрытые, ведут к ослаблению церкви.
В своём Послании Павел вспоминает, как много доброго сделал Филимон во Имя Иисуса Христа для для других верующих: «Ибо имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых». (Фил. 1:7). Очевидно, что служение верующим было смыслом христианской жизни для Филимона. И далее Павел обращается с просьбой об Анисиме, называя его «своим сыном». Тем самым он прямо подводит Филимона к мысли, что Онисим стал братом во Христе, стал одним из тех, в служении которым Филимон видел смысл своей христианской жизни. Павел простит принять Онисия не как раба, а как возлюбленного брата. (См. Фил. 1:16).
Подробно описавши, как Филимон должен принять Онисия, Павел в конце пишет: «Надеясь на послушание твоё, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю». (Фил. 1:21). Да не у всех есть дар быть миротворцем. Куда более вероятно то, что у нас возникнет с кем-то конфликт, и тогда пастор или начальствующий брат должен будет примирять нас самих с кем-то. И очень важно, чтобы в таких ситуациях у нас была мудрость послушать тех, кто выступает в роли миротворцев – вот почему Павел выразил надежду на послушание Филимона.
В этой статье мы разобрали лишь некоторые примеры. В жизни же могут возникать всякого рода непредвиденные конфликты, и нужно понимать, что в Библии нет одного универсального рецепта для решения всех возможных конфликтов. Поэтому для верующего человека важно постоянно пребывать в Слове Божьем и молитве, расти духовно, и тогда Бог будет давать нам мудрость, как мирно разрешить ту или иную жизненную ситуацию.
28 марта 2015
Прочитано 5699 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности