«Когда всем без разбору угождают,
Ища во всём лишь середину.
Человека, точно гиря, тянет вниз
Унизив лишь себя как христианина.
Лишь примитив и скудость насаждают –
В христианстве неуместный компромисс».
/N?/.
Что же такое компромисс? Происходит от лат. compromissum «соглашение спорящих, компромисс». Далее: из compromittere «прийти к соглашению». Из cum (варианты co-, com-, con-) «с, вместе» + promittere «прийти к соглашению», из pro «вперёд, для, за, вместо» + mittere «бросать, метать; выпускать; посылать», из неустановленной формы.
Из словаря: компромисс – соглашение на основе взаимных уступок, т.е. одна сторона подаёт определенный голос, а другая сторона как-то реагирует, тоже подаёт голос. Это не только когда мы даем, какую-то «слабинку». То, с какой стороны можно это показать, компромисс – это гораздо серьёзнее, чем мы это понимаем. Какая-то серьёзная ошибка или оплошность может быть не такой серьезной, как компромисс. Компромисс – середина, которую надо найти. А не так-то её легко найти. Опасная середина, в чём её опасность? Разберём. Дьявол назовет компромисс золотой серединой, Бог называет это малодушием и неверностью и отступничеством. Дьявол называет бескомпромиссность фанатизмом (или законничеством), если дело касается стояния на Слове, потому что в остальных случаях он, как раз, попытается стянуть человека в фанатизм, просто эмоции или законничество, религиозный дух. Компромисс Авраама со Словом привел к рождению Измаила.
Когда человек проходит стадию освящения и есть вещи, которые он еще не победил, и он в этом может упасть, то это не так страшно (это не является таким поражением в христианской жизни и в глазах Бога) – как пойти на компромисс со Словом Божьим. Самое опасное в духовной жизни – это компромисс. Компромисс постепенно делает человека фарисеем, у которого два лица и две воли. Именно из-за компромисса с духом мира тяжелеет наша душа и слабеет молитва. Дух мира привязывает человека к земле сотнями нитей.
«Церковь опустила барьеры и пошла на компромисс, чтобы не иметь гонений, иметь популярность, благосостояние, лучшие здания и т.д. Когда церковь хочет приобрести поддержку служителей, печатную продукцию, лагерь, здание, что угодно, то она всегда сталкивается с конфликтом. Как только церковь желает чего-то такого, дьявол будет пытаться склонить её на компромисс. Если человек бескомпромиссный, то Бог будет стоять за него, а если нет, то он получит свое здание, но в этом уже Бога нет. Компромисс – это уничтожения её ядра ради того, чтобы осталась хотя бы оболочка. Бог желает, чтобы мы всё приобретали путем веры, путем принципа. Нам не нужно здание, если это не будет верно со Словом, нам не нужна сила, не нужна церковь, не нужны чудеса, если это всё не будет верно со Словом.
Компромисс сегодняшнего дня приводит к распятию Слова. Компромисс – это когда мы не верим, что Бог сегодня Тот же. В Слове Божьем нет компромиссов, Бог не идет на компромисс. Но также и дьявол, не идет ни на какие уступки, до тех пор, пока не добьется своей победы. Компромисс является препятствием на пути исполнения Божьей воли. Непобежденные компромиссы ведут к беззаконию. Бог возжелал придти на землю в образе Иисуса, чтобы показать, кто такой есть Бог, Его характер, принципы, твердость, жертвенность, любовь. Он хотел показать какими должны быть Его дети. С каким духом Он будет всегда рядом, а с каким Он не имеет ничего общего. «Вот идет князь мира и во мне не имеет ничего» - нет никаких, взаимно уступок с дьяволом. Бог ценит твердость, верность и непоколебимость и тогда являет Свою славу, когда мы проявляем эти качества.
«Делая же эти компромиссы, пределов которых никак нельзя предвидеть, просвещенные и честные люди. Которые одни могли бы составлять какую-нибудь преграду в его посягательстве на свободу людей. Незаметно отступая все дальше и дальше от требований своей совести. Не успеют оглянуться, как уже попадают в положенье полной зависимости от правительства: получают от него жалованье, награды и, продолжая воображать, что они проводят либеральные идеи, становятся покорными слугами и поддерживателями того самого строя, против которого они выступили»- /Л. Н. Толстой/.
«Для заглушения укоров совести выработаны разнообразные «сделки» с нею, для чего изобретен даже подходящий облагораживающий термин — «компромиссы». Это один из тех условных терминов, каким мы любим, прикрывать зло современной жизни... Жизнь стала слагаться из компромиссов, уступок и условностей. С помощью их стараются согласить абсолютные начала с практическими требованиями, находя, что следовать первым невыгодно, что времена подвижников и праведников прошли безвозвратно» - /А. Субботин/.
Термин «компромисс» сам по себе не является теологическим, тем не менее, понятие, которое этот термин обозначает, имеет большое влияние на процесс формирования теологических позиций многих организаций и религиозных лидеров. Подчас компромиссом уважительно называют «способность быть гибким». Они всегда выступают серединой, компромиссом человека: «ничего слишком…», в других случаях компромисс ассоциируются с несколько уничижительными терминами, как: «измена», «неверность», «заблуждение» и др. Для некоторых церковных лидеров компромисс может быть допустимым в одной сфере церковной жизни, и категорически неприемлемым в любых других.
Проблему богословского компромисса можно наблюдать, начиная с самых ранних дней христианской церкви, и, к тому же, в среде ее наиболее влиятельных руководителей. В Послании к Галатам, апостол Павел описывает компромисс, на который пошел апостол Петр. Проблема заключалась в том, что Петр, веруя в спасение по благодати. Не был готов последовательно демонстрировать свою позицию во время посещения Антиохийской церкви. «…если ты, будучи Иудеем, живёшь по-язычески, а не по-Иудейски, то для чего язычникам принуждаешь жить по-Иудейски» - /Гал. 2.14/. Поначалу, путешествуя в одиночку, он свободно ел за одним столом с язычниками, но после того, как из Иерусалима пришли христиане, обращенные из иудеев, апостол Петр стал «таиться и устраняться, опасаясь обрезанных»- /Гал.2.12/. Павел об этом происшествии отзывается неодобрительно. Итак, религиозный компромисс между христианством и язычеством, в какие бы одежды оно не рядилось, не возможен в принципе, в противном случае христиане просто перестанут быть самими собой. «Соглашаться на компромисс - значит отчасти признавать справедливость чужих аргументов»- /Р. Клод Ф. Арон/.
Компромисс - Тип социального поведения людей, для которого характерны уступки другим людям в обмен на аналогичное поведение. Отличие компромисса от сотрудничества в том, что при первом нельзя сказать, что участники взаимодействия работают на благо друг другу (но и во вред другому они не работают тоже). «Тот, кто считается с мнением множеств, тот никогда не поднимется над толпою» - /Н.Рерих/. В конфликтологии компромисс считается важным этапом, инструментом по преодолению конфликтной ситуации, кризиса. Участники конфликта идут на те или иные уступки в обмен на уступки другой стороны. Последовательная череда компромиссов может полностью разрешить конфликт и способствовать налаживанию отношений сотрудничества.
Да, ранняя Церковь с радостью принимала те «семена истины» - /св. Иустин Философ/, которые были рассеяны в дохристианском язычестве. Она не отвергала искренний религиозный поиск в еще не просвещенном евангельским светом мире, поиск, который увенчивался обретением Христа.
«Компромисс лишает духовной силы. Взамен он обещает безопасность и преуспеяние, обещает комфорт и удачу, относительные, конечно, удачу и там, и там. И в мире, и в христианстве». По ее убеждению, «компромисс со злом укрепляет зло» - /Зоя Крахмальникова/. Так ли важно идти на уступки, чтобы сохранить отношения? Это так сложно. Каждый раз, мы идем на компромисс, только чтобы не совершить новых ошибок. А в итоге остаемся «у разбитого корыта».
«Не будьте ловкими, иначе вы останетесь такими же, вы не изменитесь. Половинчатые методы на пути любви, половинчатые методы на пути медитации приведут вас в замешательство. Они не помогут... Но просить о помощи — это противоречит принципам эго, и поэтому вы пытаетесь идти на компромисс. Этот компромисс будет более опасным, он запутает вас еще больше: созданный из беспорядка, он создаст в вас еще больший беспорядок. Поэтому попытайтесь понять, почему вы хотите пойти на компромисс. Рано или поздно вы сможете понять, что и компромисс не поможет. Он может быть дорогой, которая никуда не ведет, или только лишь подавлением вашего смущения. Он будет поддерживать сам себя. Никогда ничего не подавляйте, просто четко осознавайте свое положение. И если вы запутались, поймите, что вы запутались. Это будет первая ясная мысль о себе: понимание того, что вы запутались. Тогда вы начали путешествие» - /Зорба-Будда/.
«Лютер оставался, …потому что действительные или мнимые друзья его делали отчаянные попытки помирить с Церковью так, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. «Если волки сыты, а овцы целы, значит, бараны легли костьми»- /Евгений Ханкин/. Но все попытки разбивались о «твёрдую скалу» Лютера не «делать что-нибудь против совести» - /Д.Мережковский/.
«Мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас» - /Гал. 2.5/. «Что могло произойти, если бы ап. Павел уступил в этом. Но когда на нём настаивали как на необходимом, и его согласие, хотя бы в одном единственном случае, могло бы быть использовано как принятие такого требования, то ап. Павел не мог идти на уступки, т.к. заботился о евангельской чистоте и свободе; он не хотел уступать тем, кто соблюдал обряды и ритуалы, но хотел твёрдо стоять в свободе данной нам Христом» - /М.Генри/.
Но компромиссы, которые затрудняют возможность психологического и духовного роста, мешают хорошо чувствовать себя наедине с самими собой, ограничивают внутреннюю свободу, приводят к утрате важных ценностей, лежащих в основе личности (например, честности, добросовестности, искренности, чувства дружбы, правильного чувства долга, неподкупности и так далее), нужно отвергать!
Компромиссы руководства церкви не раз приводили к её отступничеству и последующему периоду забвения и пассивности.
В книге Откровение упоминается еще одна история религиозного компромисса. В послании к Фиатирской церкви Бог порицает ее лидера за то, что он допускал отклонение от истинного учения, позволяя, Иезавели, ложной пророчице, вводить верующих в заблуждение. «Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицей, учить и вводить в заблуждение рабов Моих …/Отк.2.20).
На протяжении истории христианской церкви проблема теологического компромисса была предметом исследований и споров многих церковных деятелей и ученых-богословов. Христиане пытались выяснить, является ли компромисс в вопросах библейской истины допустимым вообще? Если да, то, при каких обстоятельствах? Какие области церковной доктрины и практики могут быть подвергнуты компромиссу? Насколько далеко может заходить компромисс?
Очень часто нам кажется, что компромисс во взаимоотношениях Церкви и мира может дать хороший результат, по крайней мере, не повредит её. «Компромисс - искусство так делить пирог, чтобы каждый верил, будто именно он получил больший кусок» - /Эрхард Людвиг/
Мирская система ценностей из-за своей прагматичности воспринимается нами как единственно правильная. Христиане, ставшие на путь холодного расчёта, теряют священные ориентиры и находят удовлетворение в неестественном для них окружении. И так будет длиться до тех пор, пока Господь не остановит их на этом опасном пути. Очень часто такое Божие вмешательство проходит довольно болезненно. Например, кто-то, кто, без сомнения, любит Бога, решил принять правила игры мира, чтобы свидетельствовать миру о Боге более эффективно. Но компромисс разрушает свидетельство, и мир, отвернувшись от верующего, возвращает последнего в лоно церкви.
Когда дьявол трудится с верующим, он старается заключить с ним договор на основе свободной воли человека, также трудится и Бог. Компромисс, как юридический термин, - это метод разрешения конфликтов путём переговорного процесса конфликтующих сторон, глубокого изучения предмета спора, осознания пределов уступок каждой из сторон и способ достижения между ними согласия. Т.е. компромисс – это метод разрешения конфликтов. Конфликт – это не обязательно ссора (или когда кто-то на кого-то кричит), это определенное столкновение обстоятельств, каких-либо взаимоотношений, столкновение Слова с размышлением и т.д. Поэтому, компромисс истекает из конфликта. Вам не нужно идти на компромисс, если нет конфликта. Уклоняться от своей позиции, избегать называть вещи своими именами – это также компромисс. Если нет убежденности и твердости, то вы находитесь в опасном положении, потому что не можете сказать правильно это или неправильно (в какой-то определенной ситуации), поэтому не можете постоять за истину.
Компромисс – это сделать христианство удобным для других, близким к их понятиям. Компромисс толкает на беззаконие и может существовать только на основании выбора. Компромиссы появляются в момент испытания или давления. Чем тверже человек занимает свою позицию, например, отстаивая принципы Слова, тем сильнее возникает конфликт, сильнее давление.
Первый конфликт, который произошел, описан в книге Бытие 3.15 «И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Если до этого момента была дана заповедь, закон, то здесь Бог уже четко разграничивает две стороны и показывает, что будет постоянный конфликт между ними. Нельзя заключить ни дружбу, ни договор, потому что будет вражда и непримиримость (два разных семени), это, то, что нельзя смешать. Если Бог всегда четко разграничивает, то дьявол, напротив, старается все смешать: сегодня он предоставляет возможность безболезненно рожать детей, мужчине не нужно трудиться в поте лица и т.д. Т.е. старается показать, что проклятье из-за первородного греха не работает. И, конечно, эту вражду дьявол пытается убрать. Бог показал, что будет конфликт, но Он предусмотрел защиту, как это было в Эдемском саду, сила и победа, которой мы сегодня побеждаем – это Иисус Христос, Он победил, и Им мы поражаем сатану. Этот конфликт продолжается и сегодня. Дьявол предлагает получить какое-то благословение без усилий, без борьбы, он предлагает нечто заполучить в обход Божьего Слова.
«Однако, в то же самое время, служение незарегистрированных церквей показывало, что они так же, как и братья из ВСЕХбаптистов, не имели иммунитета против компромисса в вопросах библейской истины. Если зарегистрированные церкви уклонялись от истины из страха перед властями, то незарегистрированные церкви шли с ней на компромисс, допуская небиблейские методы в попытках создать прочную структуру, способную противостоять агрессивному давлению атеистических властей. В результате, образ пастора или духовного руководителя, сформировавшийся в евангельских кругах, часто, связан, со способностью идти, на компромисс ради достижения «высшего блага». Насколько это благо «высшее», зависит уже от внутренней порядочности самого служителя» - /А.А.Коломийцев/.
«Иные же идут путем компромиссов. Этим путем можно достичь какого-то мира и покоя. Им люди чаще всего и идут. Мы можем добиваться мира, поступая какими-то принципами или заключая соглашение, не удовлетворяющее обе стороны. Кермит Эби говорит, «что человек довольно долго может идти путем компромиссов, но настанет время, когда он должен занять решительную позицию, если хочет спокойно спать. Идти путем компромиссов, значит оставлять проблемы неразрешенными. Путь компромиссов неизбежно приводит к напряженным и неудобным положениям, даже если они и остаются более или менее скрытыми. Напряжения же вызывают мучительные и разрушительные процессы. Компромиссы в действительности чреваты опасностями для мира и покоя»-/У.Баркли/. Выбирать очень непросто. Иногда приходится выбирать между двумя крайностями. А иногда вариантов так же много, как песчинок в море, и взрослые дяди впадают в детство и подолгу «играют в песочек». Чем заканчиваются подобные потуги? Весьма добросовестными попытками «сидеть на двух или нескольких стульях». В процессе «сидения у стульев» есть неприятное свойство - они расползаются в разные стороны. Подобные акробатические упражнения называются словом «компромисс». Компромисс - это не решение проблемы. Иногда компромисс называют «Золотой серединой», памятуя, очевидно, о том месте между стульями, куда придется через время падать.
«Принято думать, - говорит Иоганн В. Гете, - что между крайними точками лежит истина. Никоим образом! Между ними лежит проблема».
Источники: Библия. У.Бранхам – проповедник США. Е. и Н. Лансере. «Этика морали».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности