Разберём по порядку: церковь, клуб, интерес. Если тему вынесли на разбор, значит там не все так однозначно - определенно. Предполагаемый известным; тот или иной. Надо принять участие. Решение-то они вынесут, но не факт, что в чью-то пользу.
На иврите это слово «кэгила» и переводится как «община», общность людей. Общность - определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки. На греческом это слово kyriake oikia – господень дом. Христианская организация верующих, основанная на общности догматов и ритуалов.
Клуб (от англ. clob или club через нем. club) — место встречи людей с едиными интересами (деловыми, познавательными, развивающими, развлекательными), зачастую официально объединённых в сообщество, организацию или ассоциацию. Обычно занимает определённое помещение и служит для регулярных встреч и общения своих участников. Почему церковь превращается в сознании человека в клуб по интересам, приятное времяпровождение три раза в неделю.
Интере́с (от лат. inter esse — «быть внутри») — многозначное понятие.
Подбор фактов определяется «погоней за жареным», но бывает, что это и подлинные факты. Церковь – как можно предполагать, элитный клуб, где всякий входящий проходит тщательный фейс-контроль, и тех, кто «лицом не вышел», оставляют за дверями. Церковь открыта для всех – а это значит, что могут войти и те, кто совсем не помогает Церкви обрести доброе свидетельство от внешних, и могут потом уйти совсем. В мире много всего интересного. Люди постоянно интересуются то одним, то другим. Неудивительно, что ради лучшего изучения предмета внимания, на свет появляются клубы по интересам. При этом, если забавное хобби одного человека не вызовут особого, должного внимания, то деятельность целого клуба чудаков уже на виду. Такие объединения людей не только публично демонстрируют свою приверженность к привычкам, но и могут даже выдвигать какие-нибудь требования. Чудаки считают, что так они заставят окружающих проникнуться их идеями.
Общину церкви в современности правильно сравнивать с клубом. В любом клубе есть идея, стоимость участия, членство, администраторы и т.д. Кто остается в общине? Те, кто принял: а) идею, б) правила игры. Дело в том, что вы создаете клуб по интересам, следовательно, тема вашего клуба должна быть вам близка и интересна. Иначе, зачем этим заниматься? Представьте, вы президент этого клуба-церкви, а он и его члены вас совершенно не интересуют. Какой от этого толк? После того как сделаете церковь-клуб, надо постараться собрать вокруг него «свою» аудиторию, которой будет интересна его тема. Далее все просто, вместе с полезной информацией, которую бесплатно несет ваша церковь и рассылка, Вы рекомендуете определенные товары: Библии, религиозную литературу, а в православии – религиозную атрибутику поклонения, с продажи которых будете получать свой процент. Единственная проблема, надо договориться с поставщиками продукции. Но это не так сложно, как первые два пункта.
Председатель клуба – это лидер данной группы. Он изыскивает наилучшие средства и методы для достижений целей и задач, стоящих перед клубом, прислушивается к мнению членов клуба, дает возможность каждому проявить себя с лучшей стороны. При таком председателе библиотека берет на себя роль «серого кардинала», во многом организуя его работу, но оставаясь в стороне, повышая авторитет председателя и стимулируя самоуправление в деятельности клуба. Совет Клуба - орган самоуправления клуба из числа его членов, отличающихся организационными способностями, особо увлеченных и энергичных людей. Они - ядро клуба, которое принимает участие в подготовке заседаний, каждый вносит свой посильный вклад в общее дело. А достаётся всё пастырю. «Правление церкви есть самовластие, ограниченное удавкою» - /А.Пушкин/.«Политика церкви – это такая игра, в которой допустимы все хитрости и правила которой меняются в зависимости от искусства игроков» -/В.Кожевников – писатель/. Что-то напоминает клубные выступление самодеятельных артистов, где идёт голосование и всегда выбор на детей или родственников пастыря.
Обратимся к Сюзи (дочь Марка Твена о своём отце): «Папа совсем не любит ходить в церковь, я никак не могла понять почему, а теперь поняла, когда он сказал, что терпеть не может никого слушать кроме себя, а самого себя может слушать часами и не устает, он, конечно, пошутил, но я уверена, что эта шутка основана на правде». Внимание к тому, что пастырь – лидер, подобно высказыванию, любит, чтобы его только слушали.
«Это вы ленивая толпа проповедников. Вы сидите в офисе, задрав ноги на стол, и звоните человеку по телефону, и просите его зайти в офис, и – и стать членом вашей церкви. Вам следует навестить его»-/Билли Грейем/. Что это говорит известный проповедник, к чему это сравнение? А к тому, что церковь стала клубом, в который приходят, но никогда руководитель клуба не придёт к вам домой. А зачем? Каждая деноминация называет себя Церковью Христа, являясь на самом деле клубом христиан. «Церковь давно бы умерла и перестала бы быть Христовой, если бы не превратилась в клуб людей, которым приятно друг с другом». Так высказался заместитель главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин.
В января 2012 г. в церкви «Пробуждение» состоялось общение молодёжи на тему, которая вынесена в название этой заметки: «Церковь – единая семья или клуб по интересам». Обычно можно услышать такой ответ: церковь – это группа людей, которые «нашли друг друга» в вере и вместе начинают что-то организовывать. Они выбирают органы управления, церковный совет, вносят добровольные пожертвования. Если вы будете рассматривать церковь именно так, то она будет просто клубом, членом которого вы можете стать. Если вам больше не нравится быть в таком клубе, то вы уходите из него и пытаетесь вступить в другой клуб. Все зависит от того, чувствуете вы себя здесь как дома или нет» - /Эгберт Бринк/.
Из восприятия Церкви как клуба по интересам логичным образом вытекает восприятие её как клуба болтунов. Тот, кто красивей восхищает слушателей своими рассуждениями, тот и прав, тот и святей. Такое восприятие мира и Церкви веет с форумов, некоторых церковных изданий, и от рассуждений горе богословов. «Если вы дошли до того, что устраиваете в церкви Божьей крысиные бега, тогда настало время закрывать двери и отправляться домой» - /У.Бранхам/. Это допустимо в еретических церквях, которые изначально живут в мире сказок и грез (одной сказкой больше, одной меньше…), но никак не в Православной Церкви. Искусные ораторы еретики. Их учитель дьявол, ложь и отец лжи, умеет напевать красивые сказочки, которые трудно отличить от действительности и увлекающие человека в пропасть погибели. Но как бы красиво они не напевали, все, что ими сказано, яд и пагуба.
Клуб-церковь - это замаскированный социальный ринг, микроколизей, куда люди приходят, как бы отдохнуть и расслабиться, на деле же каждый прячет под одеждой гладиаторское снаряжение. «Религия представляется чем-то вроде ширмочки - снаружи умильно улыбающиеся личики, а за ширмочкой мучат и истязают»- /А.Чехов/. Всякий приносит с собой свои мутные расчеты, и весь вечер «танцует под их дудку», а вовсе не под «другой барабан», как старательно объясняет в разговоре. И вот, после тысячи как бы случайных движений, в причудливо освещенном аквариуме, эти пестрые гады оказываются, сплетены друг с другом строго надлежащим для взаимного поедания и осеменения образом. То, что выглядит для наивного наблюдателя увеселением, «различных удовольствий» - /Тит.3.3/ является на деле ни на миг не прекращающейся борьбой за существование, смешанной с социальным ритуалом.
«Как – то раз в Ставангере, - говорит К. А. Поллестад, - мы с бабушкой проходили мимо «строения, более всего напоминавшего груду кирпича на зелёной лужайке». «Что это такое?» - спросила бабушка. Я объяснил, что это церковь. «Церковь? – с ужасом протянула старушка. – Да ведь это же богохульство!» Она была уязвлена в своих лучших чувствах, ибо, хотя и не была завсегдатаем церковных скамей, церковь занимала в её душе одно из первых мест. Современная же церковь – «церковь – клуб» - старушка восприняла как прямое оскорбление Господа, как насмешку над тем, пред чем склоняются в благоговении.
Новомодные «церкви-клубы» - это символ и своего рода барометр религиозных чувств современной паствы. Многочисленные инициативные группы и комитеты разрабатывают общие планы, организуют благотворительные базары и сборы пожертвований, ведут переговоры с местными властями, и всё это с одной благородной целью – построить себе свою церковь, «церковь-клуб». «И поставил Ровоам Авию, …главою и князем над братьями его; потому что хотел воцарить его» - /2Пар.11.22/.
Ими руководит глубокая убеждённость, что, как только здание будет выстроено и оборудовано раздвижными дверьми, коврами во всю стену и разными предметами религиозной атрибутики, над паствой сразу же воцарит дух Божий и это обратит к Господу неверующих. Неужели можно отнести к числу истинно верующих людей, возводящих такие постройки, где всё рассчитано на достижении максимальных удобств и комфорта, или же архитекторов, которые пекутся лишь о том, чтобы воздвигнуть памятник себе самому. Все материальные и духовные символы, унаследованные ими в процессе исторического развития христианской культуры, в этих церквах или даже искажены, или полностью отсутствуют. Нет в этих храмах спокойной величавой симметрии, олицетворяющей высший покой за пределами земного хаоса; здесь явно нарушена притягательная сила стремления к святым вершинам совершенства. Церковь, построенная без веры, - не церковь. Каждое из святых строений является отражением состояния религиозной мысли своей эпохи, и каждое из изменений в технологии влечёт за собой и изменение религиозной архитектуры.
В этом смысле новомодные «церкви-клубы» - нечто совершенно иное. В немалой степени это позволяет оценить отношение к вере и религии в наше время. Бога, попросту говоря, оттесняют в угол. Всё священное оказывается, сведено к маленькому закоулку, закрытому занавеской, которую можно отодвинуть по мере возникновения надобности. Парадоксально, но ничто в такой мере не свидетельствует о том, что Богу в повседневной жизни нынешних христиан нет места, как современные церкви. Ведь если бы жизнь людей была освящена истинной верой, то у них даже не возникла бы потребность проводить в стенах храма эти естественные, с точки зрения выбора места, мероприятия.
«Церковь-клуб» - вполне последовательный по своему характеру результат и, можно сказать, настоящий триумф деятельности современного сообщества христиан. Здесь можно проводить любые мероприятия, ведь церковь такого типа чрезвычайно удобна и практична. Всё в ней отвечает требованиям сегодняшнего дня – помещение равным образом годится и для собраний «союза моряков» и для организации миссионерами благотворительных лотерей. Тут же молодёжь может выпить стаканчик лимонада и поиграть в пин-понг – естественно, заканчивая вечеринку чтением молитв! Даже педикюрный салон для стариков – и то здесь можно устроить. А в воскресенье стоит лишь раздвинуть «ширму» и отдёрнуть «занавески» и готова церковь.
Новым в современной церкви является то, что теперь это уже не только, не исключительно священное место, построенное с целью вмещать Божественное слово и таинство причастия. Она стала своего рода культурным центром для проведения прихожанами самых разных мероприятий или «сборищ», причём богослужение воспринимается ими лишь как одно из многих в этом ряду. Церковь научилась у капитализма оперировать такими понятиями, как спрос, предложение, анализ конъектуры рынка, а от социал-демократии узнала, что главная её задача – вносить свой вклад в процветании и гармоничное развитие общества всеобщего благоденствия. Нынешние «церкви-клубы» - закономерные плоды этой науки; они значительный шаг в сторону падения авторитета церкви, низведения её деятельности до уровня религиозного знахарства или, как ещё говорят, опиума для народа. Разумеется, и современная церковь – «церковь – клуб» - пытается противостоять неверию, однако эти попытки заранее обречены на неудачу, главным образом из-за того, что «церковь – клуб сама является кричащим образцом безбожия. В душе старых бабушек гораздо больше религиозного чувства и христианских помыслов, чем во всех священнослужителях «церкви-клуба». Простой народ сохранил в своей душе то, что утратили современные капелланы: понятие святости и чувство сакрального. Религиозные чувства простого народа настолько сильны и глубоки, что произносимые от имени Господа слова, а также собственное красноречивые излияния священника, вызывают у людей лишь раздражение. Верой нельзя кокетничать и упиваться. Такого рода вера непрочна – она существует лишь для тех пор, пока удобна. В ней нет юношеской горячности, «одушевлённости». Даже при самом скрупулезном изучении Нового Завета невозможно найти и тени упоминания о так называемой нынешней «работе» священника с прихожанами. Там сказано лишь о совместной молитве и преломления хлеба – т.е. о богослужении, а также о том, что обязанность священнослужителя укреплять в вере ищущих и помогать страждущим. Да, действительно могут собирать средства на различные церковные надобности, однако для этого вовсе не нужны шумные празднества и благотворительные базары. Одним словом, если следовать заповедям Священного Писания, то они призваны блюсти высокий уровень духовной жизни общества – а не предлагать людям кофе и булочки.
Было бы, конечно, чистым абсурдом утверждать, что церкви следует строить, вообще не обращая внимания на потребность человека. Вопрос в том: каковы эти потребности? Если приходящие в церковь ищут лишь приятного общества за чашечкой кофе, вязанием или шахматной доской, то они пришли не по адресу. Основная ошибка современной церкви – «церкви-клуба» - в том, что она пытается брать на себя функции, несвойственной церкви, а «единственная и непреложная» её функции оказывается лишь одной в числе прочих. И часто случается, что все эти группки и общества прихожан скапливаются вокруг храма, образуют тесный круг и, подобно липкой губке, загораживают путь к главному в нём. «Не считаете ли вы, что у христиан в церкви, любовь к штампу порядка режима развита больше, чем любовь к ближнему».Говорят, что современная церковь формирует «живую паству». Может быть, но весь вопрос в том, какой жизнью живёт эта паства? Клубным искусством, тогда нужно понять: «Церковь – это святая святых классического искусства, а не сцена портянок и навоза» - /Л.Гурджиев/.
Христианская вера знает только одно определение истинной жизни – любовь. Однако разве то, что христиане готовы заниматься в церкви чем угодно, способствует зарождению любви к ближнему? Быть может, им лучше было бы оставаться дома и заниматься воспитанием детей или же пойти навести стариков родителей? Подумать только, что, если бы они с пользой употребили всё то время, которое тратят на все эти собрания, совещания и заседания, что, если бы они чуть больше уделяли внимания отдельным людям! И церковь была бы проще и в тоже время сохранила бы свою изначальную святость; она обратилась бы к миру в широком смысле. Не ограничивалась лишь кухней и залом заседаний.
Она должна быть открыта, всегда и быть спокойной гаванью среди мирских бурь, способной дать отдых усталому и молитву верующему. А что касается людских потребностей, то вряд ли в нашу бурную и суетную эпоху человек нуждается в чём-либо больше, чем в таком мирном и святом месте, каким является церковь. Во всяком случае, бабушка была бы рада узнать, что такое место есть, и наверняка вышила бы покров для такой церкви. В материальном отношении у них есть всё, даже в чём нет насущной необходимости. Однако то, что, в конечном счете, является главным условием жизни любого человека – людская общность, стремление к единению, способность ощутить себя и окружающих «братьями и сёстрами во Христе», - это в них полностью, безнадёжно отсутствует. А коль скоро нет этой главной взаимосвязи, то и всё остальное утрачивает своё значение. Материальное благополучие – слишком малый пластырь для такой огромной раны. Но если жизнь человека лишена своего лейтмотива, каковым является сознание людской общности, то она весьма скоро приходит в полный беспорядок». Человек искал в Церкви не Бога, а чего-то «своего»- общения, утешения - воспринимал Церковь как клуб. Однако церковь – это не клуб или ассоциация, которую мы создаем для себя. Церковь, прежде всего, – это не человеческое изобретение. В первую очередь церковь принадлежит Божьему Сыну! Буквально Церковь значит: то, что Господне (на греческом: kuriake, kuriakos – Господин, Господь).
Многие люди сегодня рассматривают церковь только как здание. Но это не соответствует библейскому пониманию церкви. Слово «церковь» происходит от греческого слова «экклесия», определяемого как «собрание» или «созванные». Основное значение церкви – это не здание, а люди. К сожалению, когда спрашиваешь людей, какую церковь они посещают, обычно они называют баптистскую, методистскую или другую, т.е., они говорят о деноминациях или зданиях. Но прочтем Римлянам 16.3-4: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе… и домашнюю их церковь». Павел упоминает церковь в их доме – не церковное сооружение, а сообщество верующих в Иисуса Христа.
Не так в Церкви Христовой. Святые нам интересны не потому, что они красиво, внутренне непротиворечиво вещают нам Истину, а потому, что их устами с нами говорит Господь. Не потому что увлекают нас в мир грез и сказаний, а потому, что, будучи преисполнены Духа Святого, они увлекают нас в мир, который нам пока недоступен, но который открыт им. То, что говорят святые интересно нам потому, что они святы. А святость их определяется не красотою их повествования, а Духом Святым, который обитает в них.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности