«Сплетня является одной из самых уловистых снастей для рыбалки. Даже начинающие рыбаки вернуться с реки с неплохим уловом. Не нужно много опыта и навыков для рыбалки на сплетню» - / «Справочник рыбака»/.
«Но поскольку уж начал копаться в разных источниках записей для нахождения темы, то изложу то, что нашёл» - /Агата Кристи - мастер детективов/. Из изложенного «улова» каждый делает своё решение.
Много вьющихся растений - сплетни или ложь, через которую не видно правды. На камне, песке - настроения, вызванные не внешними событиями, а усилиями воли. Растения в горшках - картина последовательной смены твоих душевных настроений. Традесканция или «бабьи сплетни» заставит людей меньше о вас говорить, хотя, с другой стороны, традесканция в доме способна, якобы, привести к усложнению отношений между домочадцами и соседями. В контексте сплетен и сплетниц нельзя не вспомнить о таком растении как сансевиерия или щучий хвост. Давно подмечено, что щучий хвост хорошо растет только у той хозяйки, у которой длинный язык. И чем лучше, пушистее и длиннее щучий хвост, тем более его хозяйка сплетница.
«Сколько слухов наши уши поражают, сколько сплетен разъедает, словно моль!» - /В. Высоцкий-бард/. Суть ловушки в терминах поведения состоит в том, что для попадания в поведенческую ловушку нужен всего лишь сравнительно простой отклик, тем не менее, единожды попавшись, невозможно сопротивляться общим поведенческим изменениям. «Сплетня - это девятиглавая лернейская гидра, у которой взамен отрубленной вырастает две головы» - /А. Кристи – мастер детективов/. Для «сплетни» необходимый отклик состоит в том, чтобы просто унюхать сыр. Дальше все происходит практически автоматически: владельцу дома не нужно контролировать поведение «сплетни» больше, чем требуется, чтобы она унюхала сыр, тем не менее, он достигает универсального изменения в поведении. «Всякая сплетня представляет собой личное признание либо в злобности, либо в слабоумии» - /Дж.Холлэнд писатель США/.
Иисус Христос учил любить ближнего, любить несовершенных людей, грешников, а переносчик сплетен, часто даже не понимая того, поступает иначе и побуждает ко греху других. Переносчик разрушает в людях любовь Божью, воюет с ней. В чем главная опасность сплетен? Сплетни разрушают общение: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей» - /Пр. 16.28/. «Нам запрещено: делать то, что может навредить доброму имени ближнего твоего. Сам Господь говорит: «Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь» - /Лев 19.16/. «Самое плохое, что человек может сделать для себя, - публично заявлять об ошибках другого человека в ложном изложении, разглашая тайны, усугубляя вину, излагая в наихудшем свете то, что было сделано неверно, с целью разрушить и погубить чью-то репутацию и посеять разногласие между соседями.
Это слово, используемое для сплетника, переносчик переводится как сплетня, клевета, и смысл этой заповеди в том, чтобы не разносить сплетни и клевету среди людей. Означает «разносчик» или «мелкий торговец», вмешивающий в чужую торговлю, ибо сплетник подхватывает нехорошие истории в одном доме и пересказывает в другом и часто обменивается сплетнями в процессе разговора. Эти слова сами по себе очень некрасивые. Плохим является и то, что они обозначают. Они обозначают распространение сведений, порочащих чести и достоинство другого человека, или подрывающих его репутацию» - /М.Генри/.
Нам трудно устоять, перед соблазном посплетничать. Часто, заполняя паузы в беседе рассказами об общих знакомых, мы даже не осознаем, что сплетничаем. Загляните внутрь себя: насколько, сильна ваша потребность, совать нос в чужие дела и затем обсуждать их? Эволюционный психолог Робин Данбар утверждает, что потребность сплетничать заложена в человеческой природе и что язык возник вследствие необходимости у первых людей делиться информацией друг о друге с целью укрепления социальных связей. Его вывод вполне предсказуем: мы не можем перестать сплетничать! Однако сам этот факт не хорош и не плох по своей природе – все зависит от того, почему и как мы это делаем? Когда мы распространяем хорошие новости, это приносит радость и способствует укреплению социальных контактов. А бывает, мы делимся пустопорожней информацией, захламляющей наш собственный ум и ум нашего собеседника. Самый худший вариант сплетен тот, что служит причиной раздора между людьми, разрушает чужие репутации и судьбы.
« - Вам не кажется, мисс Марпл, – сказал я, – что все мы слишком склонны злословить о ближних своих? Добродетель не мыслит злого, как вы знаете. Можно причинить неисчислимый вред, позволяя себе болтать глупости и распускать злостные сплетни» - /А.Кристи/.
Как же провести различие между безобидной болтовней и вредоносной сплетней? Как научиться сплетничать, не причиняя зла окружающим, а может, даже помогая им? Когда мы испытываем нездоровую тягу к сплетням, очень трудно не сболтнуть лишнего. Но даже безобидная болтовня чревата нежеланными побочными эффектами. Сплетни, различного толка интриги и распространение заведомо ложных сведений были не таким уж редким явлением в истории человечества. Сплетнями занимались и при дворах царственных особ, и в кабаках для бедных, а государственные учреждения (такие, как разведка и контрразведка) занимались этим на профессиональном уровне, распуская определенную дезинформацию, для своих «коварных» целей. Кто-то находит в этом занятии удовольствие, и если он не посплетничает, то считает, что напрасно прожил день. Другие считают, что сплетни недопустимы и, скорее всего, они правы. Закоренелые сплетники считают, что «невинные» слегка преувеличенные сведения придают многим разговорам пикантность, не замечая при этом, как они искажают факты до неузнаваемости»- /Виктор Покидько/.
Еврейское слово в Ветхом Завете, переведенное как «сплетник» определяется как «тот, кто открывает чужие секреты; тот, кто известен как доносчик или разжигатель скандалов». Сплетником является тот человек, который владеет конфиденциальной информацией о людях и открывает эту информацию тем, кто не имеет к этому отношения. Сплетни отличаются от сообщения информации своим содержимым. Целью сплетников является самоутверждение, унижение других и собственное превознесение как источника знаний. Единственное, для кого-то сплетня становится источником удовольствия, для кого-то — инструментом карьерного роста, а кто-то превращается в жертву постоянных закулисных обсуждений и насмешек.
От сплетен и слухов не застрахован никто — даже если вы ходите по воде, всегда найдутся те, кто скажет, что вы просто не умеете плавать. Роду человеческому в принципе свойственно искажать и перевирать любую информацию, а уж если дело касается личных интересов, то тут уж мало не покажется никому. А сплетники обсуждают и осуждают человека за глаза, за его спиной, без его присутствия, не давая ему возможность высказаться и защитить себя. Разве у этого человека есть возможность защищаться? Давайте прочитаем «Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его» - / Пр. 18.17/. Сплетник в своих словах прав, потому что нет его соперника, который бы исследовал его слова. Поэтому для слушающих слова сплетника он всегда прав, потому что нет того, кто мог бы возразить ему.
Производят раздор. Сплетники сеют раздор между братьями. Мы читаем: «Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей»- /Пр. 16.28/. Еврейское слово наушник имеет значение: сплетник, клеветник, наушник, шепчущий на ухо. Наушник, сплетник разлучает даже друзей. Мы читаем, что «Слова наушника как лакомство, и они входят во внутренность чрева» - /Пр.18.8/. Слова сплетника как лакомство для ушей другого человека, и слова сплетника входят во внутренность чрева и остаются там. Мы читаем: «Уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они (эти слова) суть обнажённые мечи» - /Пс.54.22/. Их уста мягче масла, нежнее елея, и входят во внутренность чрева других людей как лакомство и остаются там, но их слова есть обнажённые мечи, наносящие вред. Каждый из нас может засвидетельствовать, насколько сладки для наших ушей сплетни, и насколько легко они проникают в наше сердце и остаются там, и насколько большой вред они наносят тому человеку, о котором распространяют сплетни.
Сплетники не дают раздору погаснуть, потому что они подливают масло в огонь раздора. Прочитаем в Пр.26.20-22 написано: «Где нет больше дров, огонь погасает; и где нет наушника, раздор утихает. Уголь - для жару и дрова для огня; а человек сварливый для разжжения ссоры». Как мы видим из Библии, без наушника (сплетника) раздор утихает, но слова наушника для раздора как дрова для огня. Раздор процветает при наличии наушников, сплетников. Сплетники распространяют огонь раздора по всему лицу земли. Как ещё можно объяснить, что искры раздора переносятся за сотни и даже тысячи километров, затрагивая даже людей, которые очень далеко находятся от огня раздора? Слова сплетников переносят как ветер эти искры раздора, распространяя пламя раздора как лесной пожар, которому нет препятствий.
Шестое злодеяние, на которое приведенные в раздела аяты налагают запрет, касается сплетней. «И не сплетничайте друг против друга» /Коран, 49.12/. Пророк (Мир ему) хотел довести до своих сподвижников смысл слова «сплетня» (араб. гиба) посредством вопросов и ответов. Он спрашивал их: «Вы знаете, что такое сплетня?» Они отвечали: «Аллах и его Посланник лучше знают». Он сказал: «Это когда ты говоришь о своем брате то, что ему может не понравиться». Кто-то спросил: «А что если я буду говорить о своем брате то, что действительно с ним было?» Пророк (Мир ему) ответил: «Если ты говоришь о нем правду, то это будет означать, что ты сплетничаешь на него, а если это будет неправдой, то это значит, что ты клевещешь на него». Сплетня - это не что иное, как желание принизить и опорочить человека в его отсутствие. Говорить за спиной человека есть подлость, трусость и свидетельство бессилия того, кто это делает. Сплетня – это средство разрушения, так как редко чтобы кто-то не подвергся издевкам и оскорблениям от любителей посплетничать.
В наше время среди людей распространилось множество порочных обычаев и скверных манер. Не будет преувеличением сказать, что наибольшую опасность из всех грехов представляют сплетни, которые занимают центральное место в повседневных разговорах людей. И от которой не защищен никто, кроме тех, к кому Аллах, Бог проявил свою милость. Эта дурная привычка распространилась повсеместно, и подобно злой болезни заразила многих людей. Сплетни находят своё место в каждой беседе, несмотря на то, что этот обычай, по общему признанию, является подлым, низким и аморальным явлением. Желание обсудить другого человека в его отсутствии, как правило, связано с трусостью, малодушием и беспринципностью. Сплетни порочат чести других людей, наносят сильную обиду, а также являются показателем уменьшения Имана (Веры), ведь самая лучшая почва для сплетен та, что меньше всего орошена водой Имана и Христианского, исламского братства. Неприязнь к сплетне заложена в человеке, здравый разум, врожденные инстинкты и благородные сердца отвергают её. Сплетня является одним из самых серьёзных прегрешений.
Сплетни – это залежавшийся дешевый товар, заполучить который стремится только тот, чья Вера слаба. Разговоры за спиной – это убыточная торговля для сплетника, потому что при совершении этого греха благодеяния человека уменьшаются, а грехи нагромождаются подобно горам.
«Кто распускает сплетни, тот и секреты выдаст, так что не связывайся с болтуном»- /Прит.20.19/.Группа, которая была (и сегодня таковой является) известна своим злоупотреблением сплетнями, являются вдовы. Павел предостерегает вдов от привычек распространения сплетен и праздности. Эти женщины описаны, как «сплетницы, они суют нос в чужие дела, рассказывают о том, о чем рассказывать не следует»- /1Тим. 5.13/.
Сплетня — предмет весьма скользкий и неоднозначный. Во времена Старой Англии английское слово «gossip», которое сегодня переводится как «сплетня» или «сплетни (-ца)», означало мужчину, напивающегося с друзьями, или женщину, являющуюся другом семьи и помогающую во время родов. То есть относилось к людям, вхожим в дом, обладающим определенной информацией о семье и при определенных обстоятельствах. Например, под действием алкоголя — могущим «вынести сор из избы». И если толковые словари современного русского языка определяют сплетню как «слух о ком-чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях». Старинная ирландская поговорка гласит: «Кто приносит сплетню, уносит две».
В определенном смысле все происходит прямо по Ницше: «Сплетня — пастух, пасущий свое стадо». Она сообщает о границах, которые не следует пересекать, и о правилах, по которым нужно играть. Сплетня, считает доктор Росноу, есть «вид словесного контроля, дающего установки и управляющего небольшими группами людей». Благодаря сплетням мы знаем, к кому благоволит босс, к кому обратиться за помощью, общения с кем избегать, где можно дать слабинку, а в чем следует идти до конца. Сплетни также наглядно демонстрируют нам иерархию группы. Интересно, что «успешно» сплетничая, принося в группу нужную и важную информацию, либо умело, внося в уши лидеров сведения о своих конкурентах, можно в этой иерархии подняться на несколько ступенек.
Хотя обыватели обычно не разграничивают слухи и сплетни, психологи их различают четко. Росноу считает, что предмет сплетни — «всегда люди, а сама сплетня может быть либо фактом, либо предположением». Слухи же необязательно касаются людей, и они никогда не представляют собой достоверный факт: «Это - коллективный гипноз». Придумывание и распространение сплетен и слухов — дело тонкое, оно может сыграть вам на руку, а может и навредить. Имам Садик сказал: «Не сплетничай, чтобы и на тебя не возводили сплетню».
Наверное, нет человека, который хотя бы раз в жизни не становился жертвой сплетен. Сплетня - слово происходит от гл. сплести, от с - + плести, от прославленной формы. Слово сплетня происходит от глагола «плести», говоря о сплетнях, часто используют выражение «плести сети». От которой в числе прочего произошли: др.- русск. плести, плету, старо-славянского плести, плеть верёвку, сеть. Обычаем, связанным с плетнём (забором из веток и прутьев вокруг сельского дома и его приусадебного хозяйства). У которого - не заходя в хату или на соседний участок, отдельные жители (сосед или соседка, прохожие с проезжими и кто-то из хозяев дома) собирались на короткое время - в перерывах семейных забот. Или, устраивая вечерние посиделки у плетня и обсуждая последние житейские события поселения и его жителей, а порой и в оторопи — мимоходом, передавая какую-либо ужасную или радостную весть об увиденном и/или услышанном событии: вкратце и невнятно поясняя свою спешку или эмоциональное возбуждение — крикнув «с плетня» и сходу. Дальше, — также «с плетня», — сообщение передавалось от соседа к соседу — обрастая слухами в домыслах или осуждениях. Передаваемая из уст в уста информация быстро распространялась и даже приобретала некий искажённый смысл, обрастая новыми суждениями.
Вся опасность сплетен заключается в том, что в них трудно разобраться, трудно оправдать себя и найти концы. А сплетни между тем, переходя из уст в уста, разрастаются как снежный ком. Ведь у каждого человека свое воображение и свое понимание услышанного. Кроме того, сплетни связаны с коварством и злословием, это нужно понимать, как желание выставить человека в дурном свете, что на самом деле не соответствует действительности и приносит зло. Но чаще всего, сплетни связаны с болтливостью и банальным любопытством, что также приносит вред. Главное, вы вредите себе, вы пачкаете грязью сплетен не только ваше сознание, но и сердце, то есть вы вредите своему внутреннему миру. К тому же, сплетни могут разрушить отношения между самыми лучшими друзьями, восстановить которые очень тяжело.
На сплетни о себе все реагируют по-разному. Есть люди, которым разговоры об их персоне даже доставляют удовольствие. Психологи называют данный тип личности демонстративным. Человек такого склада жаждет людей ценой оказаться в центре внимания. Он считает, раз о нём говорят, значит, он достоин интереса. Такие люди не только не возражают против сплетен, но и иногда провоцируют их появление, рассказывая о себе что-нибудь из ряда вон выходящее или даже постыдное.
Однако большинство людей из-за злословия в свой адрес всё-таки переживают. Особенно уязвимы две категории. В первую очередь, это педантичные люди, которые «застревают» на негативе. Узнав, что о нём сплетничают, такой человек начинает об этом думать, не может переключиться, изводит себя. Результатом становятся обида, гнев, агрессия – крайне разрушительные эмоции, которые могут привести, в том числе и к проблемам с физическим здоровьем. Вторая категория – люди тревожные, не уверенные в себе. У них и без того низкая самооценка, а сплетня наносит по ней дополнительный удар. На фоне злословия у такого человека развивается страх быть отверженным: «а вдруг люди услышат обо мне все эти гадости, поверят и перестанут общаться?». Такие переживания вполне могут довести до нервного срыва. Добиться, чтобы о вас не сплетничали, невозможно – это просто от вас не зависит. Бывает, что человек, пытается пресечь сплетни, перестает, что бы то ни было рассказывать о своей жизни. А в результате разговоры продолжаются, только теперь они бывают основаны не на реальных событиях, а на нелепых выдумках, креативности которых мог бы позавидовать писатель-фантаст. Не стоит пытаться пристыдить сплетника, устроить ему «очную ставку». Не пытайтесь оправдаться и схватить сплетника за шиворот. Сплетни — это своеобразная пьеса, для игры в которой нужны как минимум двое. Если вы начнете бить себя кулаком в грудь и кричать, что «все это неправда!», то, скорее всего, другие подумают, что вы не зря так волнуетесь. Ваша слишком эмоциональная реакция может, наоборот, подогреть любопытство к неправдивой информации. По этому поводу пошутил композитор Никита Богословский: «Не верьте слухам до тех пор, пока их официально не опровергнут». Интересно, что меньше всего сплетничают о тех, кто искренне общается с другими и нередко иронизирует по поводу собственной персоны. Такие люди, опережая потенциальных сплетников на шаг, сами озвучивают смешную историю о себе.
Впрочем, одна умная и образованная женщина сказала: когда человек молодой, красивый, счастливый и успешный — сплетни за его спиной будут всегда. Вероятнее всего, это приведёт лишь к новому витку злословия. Ещё хуже – оправдываться, рассказывая всем, что сказанное – неправда. Правда показывает: чем больше человек концентрируется на сплетне о себе, чем большую уязвимость показывает, тем больше негатива о нём говорят у него за спиной. Поэтому лучшее, что можно сделать, - уделять «болтовне» меньше внимания. Для этого: «Те, кто распускают слухи, достойны сожаления, а не гнева или обиды».
Психиатры говорят, что такие люди, в сущности, несчастны. «Сама сплетня приводит только к возрастанию их ненависти к себе, завершая порочный круг, оставляющий им лишь чувство еще большей эмоциональной пустоты, чем-то, что было у них прежде, чем они произнесли первое слово сплетни». Причин для того, чтобы говорить о вас гадости, у человека может быть много. Это и желание отомстить за что-нибудь, и зависть, и заниженная самооценка – в этом случае, говоря о вас гадости, он пытается возвысить себя – и просто нехватка в жизни ярких событий. Как бы то ни было, всё это указывает на ущербность, на то, что человек несчастлив. Это достойно сожаления, а не гнева или обиды. Бывает так, что, несмотря на все усилия, сплетня всё-таки «лезет» в голову. В такой ситуации будет полезно воспользоваться вот такой методикой. Уединитесь в спокойную обстановку и представьте себе, как вокруг вас строится башня. Выберите материал, который вам нравится. Это может быть хоть бетон, хоть дерево, хоть тонкое стекло, но в любом случае это материал волшебный: он неуязвим ни для каких ударов, даже для атомного взрыва. А ещё он обладает свойством, как полицейские зеркала в детективных фильмах: изнутри вы видите абсолютно всё, а снаружи заглянуть в башню нельзя. Стройте стены на расстоянии вытянутой руки, вам не должно быть в них тесно. Вы можете взять в свою башню тех, кто вам близок и дорог, положить туда любимые вещи – в общем, представьте, что вам здесь комфортно и хорошо. А теперь вообразите сплетников. Они пытаются всеми силами проникнуть в «башню» - делают подкопы», посылают стрелы из лука, кидают камнями, подкладывают динамит. И у них ничего не получается – потому что «башня» неприступна. Такую картину следует представлять каждый раз, когда вы слышите о себе негативные разговоры. Со временем вы перестанете обращать на них внимание, и жизнь станет более гармоничной.
Итак, что говорит Писание о сплетнях? В Законе Божием сказано так: «Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды»- /Исх. 23.1/. И еще: «Не ходи переносчиком в народе твоем, и не восставай на жизнь ближнего твоего, Я Господь»- /Лев. 19.16/. Совершенно четко и определенно Господь заповедует Своим людям не быть переносчиками сплетен и не внимать пустым слухам, то есть не слушать сплетен, пустой болтовни. Следовательно, те, кто распространяет сплетни – грешат. Грешат и те, кто слушает их.
«Рука руку моет — обе в чистоте.
Только не всегда, можно всё отмыть.
Не пристанет грязь только к пустоте,
А всё остальное может изменить.
И когда, не думая, грязь произнесут,
Повторяя сплетни, просто так — без зла.
Иногда кому-то горе тем несут,
И уколет сердце в яде лжи игла.
Сплетники случалось, семьи разрушали,
Горе причиняли тем, кто рядом жил.
Просто так — от скуки языком трепали,
А потом от горя кто-то волком выл.
А сейчас газеты сплетни дарят нам,
Называя модным словом их ,,пиар».
Мы их перескажем близким и друзьям,
Быт всем интересен знаменитых пар.
Рука руку моет — трёт до красноты.
Грязь всё ж смоешь с кожи, а клеймо никак.
И уже не будет прежней чистоты,
Если выжжен сплетней был на ком-то знак» -
/Ю.Марковцев/.
«принял то, что и вам передал» - 1Кор.11.23 пишет ап. Павел, и то, что получил, передаёт другим, нисколько не искажая истины, ничего не добавляя и ничего не упуская», добавляет М.Генри.
Источник Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии Ольга Зингман – психолог.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности