«Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений»-/П. Гольдбах/.
Нравственность - нем. Sittlichkeit -термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
Следовательно, предметом нашей науки нравственного богословия является христианская нравственность. Слово «нравственность» одного корня со словами «нрав» и «нравиться». «Нрав» - есть нечто постоянное, присущее человеческому духу, проявляющееся и во внешней жизни. Глагол же «нравиться» указывает на приятные чувствования, внутреннюю удовлетворенность. Внутреннюю же удовлетворенность и приятность чувств вносит в душу добро, осуществление добра в жизни. Отсюда - общее определение нравственности.
Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части. Например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. В тех языках, где, как, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность (в немецком — Moralitat и Sittlichkeit), эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причём концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер.
«Говоря о нравственности, имеют в виду что-то высокое. Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
O tempora! O mores! рус. О времена! О нравы! — латинское крылатое выражение Марк Туллий Цицерон. Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение, подчёркивая неслыханный характер события.
«А вот показательная житейская деталь. И обращаешь внимание, что на дороге начали справлять нужду, не отходя от машины. Даже в фильмах стали показывать. Что это? Необходимый сюжет! Выросшие в стране, когда «по нужде» бежали в лес, и очень далеко. Бесстыдство стало нормой, разлито в воздухе. Более того, когда говоришь о подобных вещах, тебя не понимают. Действуют совсем другие механизмы поведение: «удобно», «быстро», «мне хорошо». А что скрыто в деталях. Эта внутренняя вседозволенность и обращается в какой-то момент в уродливый беспредел. Не травится тебе человек – начинаешь палить в него. Не стоя на ногах, садишься за руль. Общество живёт без правил, т.е. они существуют в написанном виде, упакованы в законы, поведенческие нормы. Но это все космические далеко от реального повседневного поведения соотечественников. Исчез, испарился кодекс внутренних правил, усвоенных с детства «крошкой-сынок», пришедших к отцу выяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Детей не учат мыслить, оценивать собственные поступки. Чудес не бывает, это иллюзия, что дети растут как трава. Трава, если её не культивировать, зарастёт бурьяном. А если «крошки» воспитываются на программах вроде «Дома-2»? И для интереса даже смотрел пару раз. Вот сидят молодые люди с красивыми, внешне кажется даже осмысленными лицами и…такую - чудовищную хрень несут. Весь арсенал их разговоров: «Кто-то с кем-то». Кухонные или постельные разборки. И это смотрит страна. Хочешь или нет – телевидение транслирует некие поведенческие, мировоззренческие стереотипы. Возможно, если этих ребят из «Дома-2» как-то иначе «целенаправить», они и поговорить могут о чём-то существенном: о жизни, об отношениях с родителями, о друзьях, о кино, в конце концов. Но, наверное, им говорят: «Не надо грузить! Давайте попроще».
В древнерусском языке в простонародной речи этому старославянскому слову соответствовала форма «норовъ». Нрав – это особенности поведения человека, связанные с чертами характера, а также привычки. Народный идеал состоит в том, чтобы нрав был добрый, а человек - нравственный. «Нравственность - (общеславянское, ср. лит. «noras» – воля, желание, хотение) – Общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение произвольно; тот, кто повинуется этому кодексу против своего желания, не считается нравственным»- /В.А. Жмуров/.
Что такое нравственность – раньше было понятно. Человек либо был честен, предан, морально чист и порядочен – либо нет. Но понятие «нравственность» сегодня часто подменяется слово «ценности». Адекватна ли такая подмена? Вот что говорит историк Гертруд Химмельфарб в своей книге: «Деморализация общества» - «О нравственности, в отличие от ценностей, нельзя сказать,…что у кого-то своя собственная нравственность». В книге также отмечается, что под ценностями «могут подразумеваться чьи-то взгляды, верования, чувства, привычки, условности, предпочтения, предубеждения и даже прихоти – всё, чем личность, коллектив или общество дорожит по какой-либо причине и в какой-либо период времени. В нашем либерализованном обществе люди считают, что вправе сами выбирать себе ценности, будто овощи в супермаркете. Если это так, то, что же стало с истинной добродетелью и нравственностью?»
«От порочных человеческих принципов и атеистических мирских людей, которые стараются разложить нравы молодых людей, вселяя в их разум предубеждения против христианства и склоняя к безнравственности» - это написано Мэтью Генри в XVII веке.
«Начиная понимать, что пожинать, результат двадцатилетнего существования вне моральных ориентиров. Выросли поколение, воспитанное низкопробными «няньками» вроде «Дома-2» или многочисленными бездарными ток-шоу. У нас телевизор учит говорению «ни о чём», «не ради чего». У него одна, сугубо практическая цель: шокировать, чтобы высокий рейтинг привлёк рекламные средства. Двадцать лет мы строили инфраструктуру потребления. Но надо понимать, что её представители, владельцы «ашанов», строительных рынков, - не «Челюскинцы» и не «Корчагины». Их вкус, возможно и желания сегодня диктуют музыку, под которую «танцует» не только телевизор, но наше кино, театр и даже церкви многих деноминаций - харизматиков. Из обихода исчезает смысл, подлинная боль, волнение за то, что происходит в стране. Происходит с людьми.
«Тот, кто любит невежество, очень скоро увидит, что своими силами не может нравственно изменить свой разум и путь; никто из них не может обратиться своей силой» - /М.Генри/. Двадцать лет не занимались человеком. Коммунисты, со всеми идеологическими перекосами, страшно казенно, но занимались воспитанием. Тебе в голову с первого класса: «Ты октябрёнок? – Уступи место пожилому человеку»; «Будь честным. Учись хорошо. Дружи. Старайся!». Всё это неактуально. Растим зацикленных исключительно на себе одиночек. В церкви, которые должны бы придерживаться каких-то нравственных правил, «Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению» - /Карл Маркс/, но оказывается, они тоже попали в эту струю. «Не обманывайтесь: «худые сообщества развращают добрые нравы» - /1Кор.15.33/. «Кто втёрся в чин лисой, тот в нраве будет волком. И скосит всех косой, чтоб были все молчком» - /По В.Жуковскому/. «Лиса меняет шкуру, но не нрав»- /Светоний/.
«Он же, - священник Валентин Свенцицкий, - выразил в краткой формуле разрешение всей сложности вопроса о внутреннем церковном зле. «Всякий грех в Церкви, – сказал он, – есть грех не Церкви, но против Церкви». Отсюда понятно, что церковный раскол по мотивам упадка нравственности, уже не говоря о других мотивах, есть, прежде всего, религиозная глупость, недомыслие. Все искаженное, нечистое, неправильное, что мы видим в церковной ограде, не есть Церковь, и для того чтобы не иметь с этим общения, совсем не надо выходить за ее ограду, нужно только самому в этом не участвовать. И тогда будут исполняться слова: «Для чистого – все чисто».
Всё связано. Человека не воспитывают с детства. Потом в голову ему льют бессмысленные программы и сто серийные мыльные - оперы ситкомы - но главная болезнь ситкомов среднего возраста — стазис: герои отказываются расти и меняться. В церкви привыкли сидеть на лавочке и сидят и слушают по 20-30 лет. А что изменилось? «Христианская нравственность скроена на вырост. К сожалению, люди перестали расти» - /Феликс Хвалибуг/. И он уже не может прочитать умную книгу, да и не какую не читает; посмотреть арт-кино, полюбить классическую музыку, понять картину. Всё это требует душевной и интеллектуальной работы, концентрации. «Безнравственность сердца свидетельствует так же об ограниченности ума»- /Бенжамен Констан/. «Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает»- /Дени Дидро/.
Плюс Интернет, который все мы так пристально полюбили. Чем больше думаю, - говорит К.Шахназаров, - тем больше прихожу к мысли, что этот «Большой брат» поопаснее «младшего» - телеящика. Сила его воздействия ещё не изучена. Я не социолог, да и не люблю тотального критиканства. Но эта девальвация моральных правил – симптом более чем тревожный. «Сон разума рождает чудовищ», - говорил Гойя. Опасно существования вне сдерживающих внутренних правил. Общество, лишенное чувства раскаяния, при малейшей дестабилизации может легко впасть в кровавый хаос. Ощущение, что сегодня мы подобны автомобилю, который мчится неведомо куда с оборванными тормозными шлангами» - /К.Шахназаров/.
«Нравственность есть определенный, устойчивый образ внешнего поведения и внутреннего настроения человека, вырабатываемый им самим при помощи собственного свободного самоопределения во имя чувства долга и направленный к осуществлению внешнего блага-добра» - /И. Николин/.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Такое определение дается понятию нравственность в словаре Ожегова. Христианская нравственность это - жизнь во Христе, жизнь по закону Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя. «Благоразумие, умеренность и трезвость, спокойствие и уравновешенность ума, хорошее управление желаниями и страстями, чему учит Библия, не только значительно способствует здоровью души, но и даруют хорошие привычки для тела, которые очень желательны и без которых наши другие наслаждения в этом мире безжизненны» - /М.Генри/.
«Нравственность Божественной природы проявляется в нравственных Божественных законах. Обратите, внимание царь Давид не только учил, своего сына Соломона с помощью добрых наставлений, но также вёл его своим хорошим примером, применяя общие наставления к частным случаям, и поэтому с его стороны было сделано всё необходимое, чтобы сделать его мудрым. Это даст ему, значительны преимущества: «Если ты будешь мудрым и благочестивым, то это будет тебе во благо» - /М.Генри/.
«Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество»- /Д.С. Лихачев-академик/.
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически»- /А.Чехов/.
«У каждого, даже неверующего человека, священнослужитель не мыслим без высокой нравственности и святости во всех областях жизни. Если же за служителем замечают неприличное поведение и склонность к вредным привычкам, то это негативное отношение к священнослужителю автоматически переносится и на всю Церковь. Человеческий фактор имеет большое значение. Наша Церковь должна постоянно заботиться о высокой морали и этике в своей среде. История показывает, что отсутствие в Церкви должного внимания к надлежащей христианской нравственности и этике не остаётся без худых последствий и в области догматики, порождая либеральное отношение к Священному Писанию. А как же ещё можно отстоять вредные привычки, как не пренебрежением к Библии, которая их запрещает?! Поэтому наша семинария, при приёме студентов, должна учитывать нравственное состояние абитуриента и наличие у него вредных привычек. Семинарии также необходимо использование более убедительных методов для привития студентам христианской этики и морали. В наше время процветания в мире пороков и безнравственности, кому, как не Христианской Церкви стоять на страже высокой морали? Кому, как не Церкви показывать своим примером, что благочестивая жизнь необходима и вполне возможна» - /С.Шанин – пастырь г. Тверь/.
Источники: Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662 – 1714/. Карен Шахназаров – режиссёр, гендиректор «Мосфильма»/. «Большая энциклопедия по психиатрии» 2-е изд. 2012 г./.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности