Для ТЕБЯ - христианская газета

Важность: нравственность!
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Важность: нравственность!



«Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и обязанностях, вытекающих из этих отношений»-/П. Гольдбах/.
Нравственность - нем. Sittlichkeit -термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики.
Следовательно, предметом нашей науки нравственного богословия является христианская нравственность. Слово «нравственность» одного корня со словами «нрав» и «нравиться». «Нрав» - есть нечто постоянное, присущее человеческому духу, проявляющееся и во внешней жизни. Глагол же «нравиться» указывает на приятные чувствования, внутреннюю удовлетворенность. Внутреннюю же удовлетворенность и приятность чувств вносит в душу добро, осуществление добра в жизни. Отсюда - общее определение нравственности.
Мораль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части. Например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. В тех языках, где, как, например, в русском, помимо слова мораль употребляется слово нравственность (в немецком — Moralitat и Sittlichkeit), эти два слова чаще выступают в роли синонимов или каким-то образом концептуализируются для обозначения отдельных сторон (уровней) морали, причём концептуализации такого рода носят по преимуществу авторский характер.
«Говоря о нравственности, имеют в виду что-то высокое. Нравственность — русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним.
O tempora! O mores! рус. О времена! О нравы! — латинское крылатое выражение Марк Туллий Цицерон. Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение, подчёркивая неслыханный характер события.
«А вот показательная житейская деталь. И обращаешь внимание, что на дороге начали справлять нужду, не отходя от машины. Даже в фильмах стали показывать. Что это? Необходимый сюжет! Выросшие в стране, когда «по нужде» бежали в лес, и очень далеко. Бесстыдство стало нормой, разлито в воздухе. Более того, когда говоришь о подобных вещах, тебя не понимают. Действуют совсем другие механизмы поведение: «удобно», «быстро», «мне хорошо». А что скрыто в деталях. Эта внутренняя вседозволенность и обращается в какой-то момент в уродливый беспредел. Не травится тебе человек – начинаешь палить в него. Не стоя на ногах, садишься за руль. Общество живёт без правил, т.е. они существуют в написанном виде, упакованы в законы, поведенческие нормы. Но это все космические далеко от реального повседневного поведения соотечественников. Исчез, испарился кодекс внутренних правил, усвоенных с детства «крошкой-сынок», пришедших к отцу выяснить «что такое хорошо и что такое плохо». Детей не учат мыслить, оценивать собственные поступки. Чудес не бывает, это иллюзия, что дети растут как трава. Трава, если её не культивировать, зарастёт бурьяном. А если «крошки» воспитываются на программах вроде «Дома-2»? И для интереса даже смотрел пару раз. Вот сидят молодые люди с красивыми, внешне кажется даже осмысленными лицами и…такую - чудовищную хрень несут. Весь арсенал их разговоров: «Кто-то с кем-то». Кухонные или постельные разборки. И это смотрит страна. Хочешь или нет – телевидение транслирует некие поведенческие, мировоззренческие стереотипы. Возможно, если этих ребят из «Дома-2» как-то иначе «целенаправить», они и поговорить могут о чём-то существенном: о жизни, об отношениях с родителями, о друзьях, о кино, в конце концов. Но, наверное, им говорят: «Не надо грузить! Давайте попроще».
В древнерусском языке в простонародной речи этому старославянскому слову соответствовала форма «норовъ». Нрав – это особенности поведения человека, связанные с чертами характера, а также привычки. Народный идеал состоит в том, чтобы нрав был добрый, а человек - нравственный. «Нравственность - (общеславянское, ср. лит. «noras» – воля, желание, хотение) – Общая тенденция вести себя, таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение произвольно; тот, кто повинуется этому кодексу против своего желания, не считается нравственным»- /В.А. Жмуров/.
Что такое нравственность – раньше было понятно. Человек либо был честен, предан, морально чист и порядочен – либо нет. Но понятие «нравственность» сегодня часто подменяется слово «ценности». Адекватна ли такая подмена? Вот что говорит историк Гертруд Химмельфарб в своей книге: «Деморализация общества» - «О нравственности, в отличие от ценностей, нельзя сказать,…что у кого-то своя собственная нравственность». В книге также отмечается, что под ценностями «могут подразумеваться чьи-то взгляды, верования, чувства, привычки, условности, предпочтения, предубеждения и даже прихоти – всё, чем личность, коллектив или общество дорожит по какой-либо причине и в какой-либо период времени. В нашем либерализованном обществе люди считают, что вправе сами выбирать себе ценности, будто овощи в супермаркете. Если это так, то, что же стало с истинной добродетелью и нравственностью?»
«От порочных человеческих принципов и атеистических мирских людей, которые стараются разложить нравы молодых людей, вселяя в их разум предубеждения против христианства и склоняя к безнравственности» - это написано Мэтью Генри в XVII веке.
«Начиная понимать, что пожинать, результат двадцатилетнего существования вне моральных ориентиров. Выросли поколение, воспитанное низкопробными «няньками» вроде «Дома-2» или многочисленными бездарными ток-шоу. У нас телевизор учит говорению «ни о чём», «не ради чего». У него одна, сугубо практическая цель: шокировать, чтобы высокий рейтинг привлёк рекламные средства. Двадцать лет мы строили инфраструктуру потребления. Но надо понимать, что её представители, владельцы «ашанов», строительных рынков, - не «Челюскинцы» и не «Корчагины». Их вкус, возможно и желания сегодня диктуют музыку, под которую «танцует» не только телевизор, но наше кино, театр и даже церкви многих деноминаций - харизматиков. Из обихода исчезает смысл, подлинная боль, волнение за то, что происходит в стране. Происходит с людьми.
«Тот, кто любит невежество, очень скоро увидит, что своими силами не может нравственно изменить свой разум и путь; никто из них не может обратиться своей силой» - /М.Генри/. Двадцать лет не занимались человеком. Коммунисты, со всеми идеологическими перекосами, страшно казенно, но занимались воспитанием. Тебе в голову с первого класса: «Ты октябрёнок? – Уступи место пожилому человеку»; «Будь честным. Учись хорошо. Дружи. Старайся!». Всё это неактуально. Растим зацикленных исключительно на себе одиночек. В церкви, которые должны бы придерживаться каких-то нравственных правил, «Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению» - /Карл Маркс/, но оказывается, они тоже попали в эту струю. «Не обманывайтесь: «худые сообщества развращают добрые нравы» - /1Кор.15.33/. «Кто втёрся в чин лисой, тот в нраве будет волком. И скосит всех косой, чтоб были все молчком» - /По В.Жуковскому/. «Лиса меняет шкуру, но не нрав»- /Светоний/.
«Он же, - священник Валентин Свенцицкий, - выразил в краткой формуле разрешение всей сложности вопроса о внутреннем церковном зле. «Всякий грех в Церкви, – сказал он, – есть грех не Церкви, но против Церкви». Отсюда понятно, что церковный раскол по мотивам упадка нравственности, уже не говоря о других мотивах, есть, прежде всего, религиозная глупость, недомыслие. Все искаженное, нечистое, неправильное, что мы видим в церковной ограде, не есть Церковь, и для того чтобы не иметь с этим общения, совсем не надо выходить за ее ограду, нужно только самому в этом не участвовать. И тогда будут исполняться слова: «Для чистого – все чисто».
Всё связано. Человека не воспитывают с детства. Потом в голову ему льют бессмысленные программы и сто серийные мыльные - оперы ситкомы - но главная болезнь ситкомов среднего возраста — стазис: герои отказываются расти и меняться. В церкви привыкли сидеть на лавочке и сидят и слушают по 20-30 лет. А что изменилось? «Христианская нравственность скроена на вырост. К сожалению, люди перестали расти» - /Феликс Хвалибуг/. И он уже не может прочитать умную книгу, да и не какую не читает; посмотреть арт-кино, полюбить классическую музыку, понять картину. Всё это требует душевной и интеллектуальной работы, концентрации. «Безнравственность сердца свидетельствует так же об ограниченности ума»- /Бенжамен Констан/. «Везде, где признают Бога, существует культ, а где есть культ, там нарушен естественный порядок нравственного долга, и нравственность падает»- /Дени Дидро/.
Плюс Интернет, который все мы так пристально полюбили. Чем больше думаю, - говорит К.Шахназаров, - тем больше прихожу к мысли, что этот «Большой брат» поопаснее «младшего» - телеящика. Сила его воздействия ещё не изучена. Я не социолог, да и не люблю тотального критиканства. Но эта девальвация моральных правил – симптом более чем тревожный. «Сон разума рождает чудовищ», - говорил Гойя. Опасно существования вне сдерживающих внутренних правил. Общество, лишенное чувства раскаяния, при малейшей дестабилизации может легко впасть в кровавый хаос. Ощущение, что сегодня мы подобны автомобилю, который мчится неведомо куда с оборванными тормозными шлангами» - /К.Шахназаров/.
«Нравственность есть определенный, устойчивый образ внешнего поведения и внутреннего настроения человека, вырабатываемый им самим при помощи собственного свободного самоопределения во имя чувства долга и направленный к осуществлению внешнего блага-добра» - /И. Николин/.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Такое определение дается понятию нравственность в словаре Ожегова. Христианская нравственность это - жизнь во Христе, жизнь по закону Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа Спасителя. «Благоразумие, умеренность и трезвость, спокойствие и уравновешенность ума, хорошее управление желаниями и страстями, чему учит Библия, не только значительно способствует здоровью души, но и даруют хорошие привычки для тела, которые очень желательны и без которых наши другие наслаждения в этом мире безжизненны» - /М.Генри/.
«Нравственность Божественной природы проявляется в нравственных Божественных законах. Обратите, внимание царь Давид не только учил, своего сына Соломона с помощью добрых наставлений, но также вёл его своим хорошим примером, применяя общие наставления к частным случаям, и поэтому с его стороны было сделано всё необходимое, чтобы сделать его мудрым. Это даст ему, значительны преимущества: «Если ты будешь мудрым и благочестивым, то это будет тебе во благо» - /М.Генри/.
«Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество»- /Д.С. Лихачев-академик/.
«Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически»- /А.Чехов/.
«У каждого, даже неверующего человека, священнослужитель не мыслим без высокой нравственности и святости во всех областях жизни. Если же за служителем замечают неприличное поведение и склонность к вредным привычкам, то это негативное отношение к священнослужителю автоматически переносится и на всю Церковь. Человеческий фактор имеет большое значение. Наша Церковь должна постоянно заботиться о высокой морали и этике в своей среде. История показывает, что отсутствие в Церкви должного внимания к надлежащей христианской нравственности и этике не остаётся без худых последствий и в области догматики, порождая либеральное отношение к Священному Писанию. А как же ещё можно отстоять вредные привычки, как не пренебрежением к Библии, которая их запрещает?! Поэтому наша семинария, при приёме студентов, должна учитывать нравственное состояние абитуриента и наличие у него вредных привычек. Семинарии также необходимо использование более убедительных методов для привития студентам христианской этики и морали. В наше время процветания в мире пороков и безнравственности, кому, как не Христианской Церкви стоять на страже высокой морали? Кому, как не Церкви показывать своим примером, что благочестивая жизнь необходима и вполне возможна» - /С.Шанин – пастырь г. Тверь/.


Источники: Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662 – 1714/. Карен Шахназаров – режиссёр, гендиректор «Мосфильма»/. «Большая энциклопедия по психиатрии» 2-е изд. 2012 г./.




Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 3505 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Мы любим Бога в себе? Или себя во плоти? - Георгий Петров

Вербочка на ветру по картине Олега Молчанова - Светлана Кокорева

Открытое письмо Топилиным от Барсуковой Галины - Ирина

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
В альбом - Владимир Кодебский

Поэзия :
Ты не гордись - Вячеслав Переверзев

Поэзия :
скажи, Господь, что ждет за поворотом. - татьяна

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100