В современных словарях понятие «святость» обычно определяют как «праведность»: воздержание от греха, житие богоугодной жизнью, благочестие, добродетель, стойкое исповедание веры, твёрдое следование церковным правилам.
Святыми обычно признают аскетов, людей, занимающихся самоистязанием или принявших мученичество за свою веру. Очень часто святыми называют людей, имеющих особые заслуги перед церковью: благотворителей, авторов духовной литературы, успешных церковных управленцев. Конечно же, святы все церковные иерархи. Наиболее высокопоставленные руководители католической и православных церквей (Папа, патриархи, епископы) носят титул святейших. Ещё одна весомая причина причисления к лику святых - чудотворство. Например, исцеления, предотвращение бед, точные пророчества.
Отношение к официальным святым и потенциальным претендентам на это звание в изрядной степени оккультное и мистическое. Считается, что святые исполнены Духа Святого. За ними признают способность прямого общения с Богом, получения информации непосредственно от Бога и влияния на Него. После своей блаженной кончины святые продолжают своё заступничество перед Богом за единоверцев, ниспосылают знамения, предупреждают об опасности, оказывают всяческую другую помощь своей церкви в земных делах.
Увы, такие представления о святости ничего общего с Библией не имеют.
Павел, автор половины произведений Нового Завета называет себя Апостолом, призванным «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Галатам 1:1, а также 1-е Коринфянам 1:1, 2-е Коринфянам 1:1, Ефесянам 1:1, Колоссянам 1:1 и др.). В то же время он считает себя первым из грешников (1-е Тимофею 1:15). Более того, он пишет: «все согрешили и лишены славы Божией» (Римлянам 3:23, а также 11:32, 3:9-12, Галатам 3:22 и др.). С ним солидарны Иоанн (1-е Иоанна 1:8-10), Соломон (Екклесиаст 7:20, Притчи 20:9) и другие библейские пророки (Иов 15:14, Исаия 53:6, 64:6, Иаков 3:2 и мн. др.). Пророк Божий Моисей, передавший человечеству Закон, - убийца. Апостол Пётр трижды отрёкся от Христа в ночь Его ареста. Тяжкие грехи совершали и другие библейские герои, которые, тем не менее, считаются святыми. Это всё означает, что праведность не является синонимом святости.
Библейское понятие «святой» - «קדש» (кадáш) - означает «специально обособленный, предназначенный для служения Богу, отделённый от всего остального». Израиль, например, называется святым народом не потому, что все евреи праведники или что среди евреев обитает Дух Божий, а только потому, что этот народ был выделен Богом для служения Ему. Очень показателен стих 23:17 Второзакония. Для обозначения людей, назначенных или добровольно посвятивших себя культовой проституции при храме, Моисей использовал родственные слова - «קַדֵש» (кадéш) и «קִדֵשַה» (кидешá). Авторы Синодального перевода перевели их словами «блудник» и «блудница» соответственно.
Первые христиане называли себя святыми именно потому, что посвящали Богу свою жизнь. При этом часто продавали своё имущество, отказывались от всего мирского (Деяния 2:45, 4:34-37 и др.). Освящение колена Левия, Аарона, первосвященников, пророков и даже Иисуса - это возложение на них миссии исполнять Божье поручение (Исход 29:44, 30:30, 40:13-15, 1-я Паралипоменон 23:13, Иоанн 10:36 и др.). Освящение первосвященнических одежд, скинии, Храма, жертвенника и других предметов, необходимых для богослужения, - это суть выделение их для этих целей. Священная утварь - это то, что предназначено для использования в богослужении.
Сложнее дать определение понятию «святыня». Конечно же, это не место паломничества, не чудодейственная реликвия и не объект поклонения. Это всё то, что предназначено Богу. В ветхозаветное время, до великой жертвы Христа, которой Он искупил грехи всего человечества, грех уничтожался посредством левитского служения. Ключевую роль в этом процессе играло жертвоприношение. Грех особым образом перекладывался на жертвенное животное, после чего оно посвящалось Богу. Таким образом, грех через жертву становился святыней.
Библейский календарь предусматривает множество праздников - дней, в которые необходимо отказаться от всех дел и посвятить себя богоугодным делам. Самый главный библейский праздник - суббота. Господь выделил один день недели для отдыха и богопоклонения (Исход 23:12, Второзаконие 5:14 и мн. др.). Поэтому Писание называет его - святая суббота (Исход 20:8-11, Исаия 58:13-14 и ещё десятки упоминаний).
Аскетизм и самоистязание ни коим образом не поощряются Библией. Наоборот, Писание утверждает: «телесное упражнение мало полезно» (1-е Тимофею 4:8, Исаия 58:5, кроме того Левит 19:27-28, 21:5-6 и др.). Истязания собственного тела чрезмерной физической нагрузкой, тяжёлыми условиями жизни, веригами, изнурительное голодание, отказ от медицинской помощи и другие способы причинения себе физических страданий - полная противоположность библейских требований по уходу за своим телом. Библия объявляет тело человека сосудом для Святого Духа и предписывает содержать его в идеальном состоянии. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот [храм] - вы» (1-е Коринфянам 3:16-17, 6:19-20 и др.). Самоистязания свидетельствуют о больной психике и непонимании Священного Писания, но никак не о святости.
Согласно Священному Писанию, умершие лишены каких-либо чувств, памяти и не способны ни на что повлиять (Екклесиаст 9:5-6, 9:10 и мн. др.). Умершие не могут служить Богу (Псалтирь 113:25, 87:11 и др.). Тем не менее, по воскресении все те, кто посвятил себя Богу, вновь обретут свою святость и будут вместе со Христом судить мир (1-е Коринфянам 6:2, Матфей 19:28 и др.). «Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков» (Даниил 7:18, а также Откровение 20:4 и др.).
|