История встречи Христа с одержимым в стране Гадаринской наводит ужас и вызывает множество вопросов. Первый из них: для чего вообще подобные истории помещены в Евангелие? И ответ подсказывает реальность. Когда мы понимаем, что существование и активность темных духовных сил – такой же факт, как и существование Христа, Духа Святого и святых Ангелов, на какие это наводит мысли? Столкновение с подобными явлениями в жизни неминуемо вызывало множество вопросов. И если бы евангелисты умалчивали эти факты, то мы бы не могли получить на них ответы. Во всем творении мы видим разделение: свет и тьма, радость и боль, хищники и травоядные, съедобные грибы и ядовитые, полезные бактерии и болезнетворные и т.д. Все эти противопоставления сводятся к одному: дающее или несущее жизнь, созидающее начало и начало разрушающее, отнимающее, несущее смерть. Если мы отрицаем какую-то часть реальности, мы пребываем во лжи. Равносильно тому, как глупо отрицать существование Бога, высшего источника блага, точно так же бессмысленно отрицать и существование зла. Ведь в конечном итоге сама ложь – это тоже зло.
Всякое проявление зла воспринимается нами как угроза жизни. А точнее всякая угроза нашей жизни и нашему благу и есть зло. Поэтому зло вызывает страх. И особенно этот страх силен (перерастая в ужас и панику) тогда, когда зло невозможно контролировать, когда оно превышает не только наши силы, но даже и способность разума понять это зло. И тогда становится ясно, что любая попытка отрицания (добра или зла), это попытка замаскировать свой экзистенциальный страх (страх за свое существование).
Когда ребенок поранится и чувствует боль, видит кровь, рану (как нарушение собственной целостности), его захватывает экзистенциальная тревога. Он плачет даже не столько от боли, сколько от страха. В этот момент он видит спокойные и уверенные глаза родителей и читает в них: все будет хорошо; да, тебе больно, но это тоже часть жизни, часть реальности, а боль уйдет, рана заживет, потому что ты создан не для боли. Тогда ребенок чувствует, что, даже если ему не все понятно, не все под его контролем, есть те, кто больше и сильнее него, сильнее этой боли, у кого это под контролем, и они желают ему блага. (И достаточно «волшебного» маминого поцелуя, чтобы стало легче.) Он занимает у своих родителей уверенность, которая в будущем поможет справляться с любым страхом.
Самая главная встреча в жизни
Среди прочих вопросов, рождающихся в этой истории, следующим ключевым стоит вопрос, который задают Христу сами бесы: «Что Тебе до нас?» И действительно, исходя из контекста событий, становится ясным, что именно ради этой встречи с одержимым Христос пересек Генисаретское озеро. По-видимому, освобождение этого человека от бесов сыграло важную роль в истории его народа, которому он после свидетельствовал по поручению Иисуса о совершившемся с ним чуде. Возможно, даже буря на озере разыгралась не случайно, а имела сверхъестественную причину – попытку армии бесов, заключенных в теле бедолаги, воспрепятствовать Христу, когда они почувствовали Его приближение. Но Господа ничто не могло остановить. Он безо всякого страха идет навстречу тому, кто наводил ужас на всю свою страну. Более того, Спаситель Сам внушает страх армии бесов! И это ключевой момент во всей истории. Иисус – единственный Человек, Который смог без страха приблизиться и взглянуть на то огромное зло, которое гнездилось в несчастном человеке. Божий Сын как воплощенный свет, воплощенное добро, лицом к лицу безо всякого страха встречается с воплощенным злом и выдерживает: не бежит от него, не сглаживает, не высмеивает, не осуждает, не пытается связать, уничтожить и не отрицает этого зла. И тогда не выдерживает зло. Человек, который был обречен на одиночество и бесконечные мучения, который уже и забыл про свое человеческое лицо, встречает Того, Кто за всем этим злом сумел разглядеть в нем человека. И в этот момент в измученном сердце одержимого загорается луч надежды.
Все под контролем Господа
Бесы сдаются и умоляют Христа не мучить прежде времени и выслать их в стадо свиней. Для чего Он выполняет эту просьбу? Христос как мудрый Господин признает Своим согласием разумность этого решения, что еще больше подчеркивает Его власть: принимать решение не только Самому, но и прислушиваться к творению.
Во-первых, пишет Златоуст, чтобы обнаружить истинную природу этого зла; какой вред способны причинить бесы, если их не сдерживать: они несут разрушение и смерть, ненавидят всякое проявление жизни.
Во-вторых, Он показывает, Кто является этой сдерживающей силой – только Отец имеет власть (и дает ее Своему Сыну) над силами зла. И без Его повеления они не способны причинить вреда даже свиньям.
В-третьих, это подтверждение, что даже в одержимом человеке бесы не могут творить все, что им вздумается, а только то, что допускает Бог (как в споре дьявола с Богом об Иове).
Иными словами, благодаря этому явному знамению, очевидцы могли убедиться в могуществе Христа. Они на опыте пережили присутствие Того, у Кого все под контролем, рядом с Которым нечего бояться. И они брали эту уверенность от Христа как бы взаймы. Но самое главное, это тот человек, в котором годами жило и господствовало неукротимое зло, получает опыт прощения и освобождения. Он возвращается к жизни, к своему истинному человеческому предназначению: прославлять Господа.
Что происходит с нами перед лицом зла?
Вопрос, который следует после этой истории задать себе: что со мной происходит, когда я встречаюсь со злом (грехом) этого мира?
Очень часто мы реагируем привычными для нас способами:
• Пытаемся сглаживать – когда мы видим зло в близких, дорогих для нас людях, потому что боимся их обидеть. Мы стараемся не обращать внимания, как будто этого и нет. Находим удобное объяснение или оправдание;
• Стыдимся – если сглаживать и отрицать становится невозможным, мы стыдливо опускаем глаза, как будто сами виноваты, но ничего не можем (или не хотим) с этим поделать;
• Пытаемся связать – каждый по-своему: уговорами, подкупом, требованиями, шантажом, силой (особенно когда речь идет о более слабых, например, о детях) и т.д.;
• Убегаем – когда зло сильнее нас, и мы не выдерживаем его присутствия;
• Осуждаем – если человек, в котором есть это зло, не замечает его (или де-лает вид), нам хочется, чтобы он почувствовал угрызения совести;
• Высмеиваем – чтобы злу стало неуютно;
• Изгоняем – конечно, не зло, а того бедолагу, в котором оно есть, потому что нам неуютно рядом с ним.
А следующий, еще более важный вопрос: что происходит со мной, когда я встречаюсь со своим собственным злом? Мы идем тем же путем, который нам показывают другие с самого детства:
• Пытаемся сглаживать – чтобы не потерять уважение и любовь окружающих людей. Находим удобное объяснение или оправдание, прибегаем ко лжи;
• Гордимся своим злом – если сглаживать и отрицать становится невозможно, но ничего не можем (или не хотим) с этим поделать. Пусть принимают такими, какие мы есть;
• Пытаемся связать – одержать верх собственными силами, благодаря своей воле;
• Чувствуем одиночество – когда люди не выдерживают нашего присутствия и убегают от нас;
• Чувствуем угрызения совести – когда нас осуждают, занимаемся самоедством;
• Стыдимся – когда нас высмеивают;
• Убегаем – когда наше присутствие в этом обществе становится невыносимым для нас самих.
Это и есть путь, который выбрало зло, чтобы нас уничтожить. Оно атакует нас изнутри и снаружи каждый день тысячью способов, под разными масками. Но что способно остановить это зло?
Занимай уверенность у Христа
Победить может только спокойный и уверенный взгляд Христа, в котором нет страха перед нашим злом. Только встречаясь на опыте с взглядом Христа, мы освобождаемся от власти зла, гнездящегося внутри нас. Когда мы побеждаем собственное зло, мы становимся способными выдерживать зло вокруг нас. В Евангелие есть конкретные предложения, где можно встретить взгляд Христа: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16). Это место учит открывать друг перед другом свои проступки, грехи, иными словами исповедовать свое зло. Только когда мы говорим кому-то о своем зле, появляется шанс встретиться с взглядом того человека (или группы людей). И этого взгляда мы больше всего боимся, избегаем. Но мы никогда не знаем, что это будет за взгляд. Хотя чаще всего мы привыкли заранее решать, что скорее всего нас не поймут, осудят, не примут, отругают, накажут, отвернуться... Однако проверить это можно лишь попробовав. Ведь вполне возможно, что мы встретим не уничтожающий, а исцеляющий взгляд, полный понимания и прощения.
Исповедовать свое зло можно разными способами:
1) Самый известный и чаще всего воспринимаемый как настоящая исповедь – это исповедь наедине перед священником или духовником, что принято в Католической и Православной церквях. Будучи наделенной властью Христа, церковь может прощать и отпускать грехи людей. И в этом состоит ее главное предназначение. В этой исповеди человек может подробно рассказать о своих грехах, которые тяготят его совесть, назвать их своими именами, получить наставление священника, как исправлять эти грехи. Хорошо тем, у кого есть такое лицо (или несколько людей), которому они способны открыть и доверить свои самые «страшные» тайны, кого впускаем в самые сокровенные темные уголки своего сердца, чтобы пролить туда свет Христов.
2) Исповедь в собрании – это открытое признание своих грехов в присутствие группы людей.
3) Исповедь «по горячим следам» – это точечные, конкретные признания своих проступков или согрешений в первую очередь перед кем провинился. Это самый лучший способ освобождения, когда получаешь прощение от того, кого ты обидел, перед кем чувствуешь себя виновным.
Разумеется, исповедь не заканчивается только высказанным грехом – в конечном счете, мы просим прощения за зло, которое совершили, и раскаиваемся в нем. И освобождение наступает, когда мы получаем прощение, единственной гарантией которого является святая жертва Христа. Это называется брать взаймы уверенность у Христа; уверенность в том, что нет такого в мире зла, перед каким Он не сможет устоять, которого не сможет нам простить. Чем чаще мы исповедуемся, тем чаще переживаем опыт освобождения от своего зла. И тогда его становится меньше, оно уже не страшно, потому что это зло нас не определяет, и мы обретаем свое истинное человеческое лицо. Только получая опыт прощения, мы становимся способными прощать и других.
Вывод
Зло, господствующее в этом мире и присутствующее в нас самих, вселяет нам страх, разрушает нас. Но попытки отрицать его не приносят облегчения. Истинное освобождение мы обретаем при встрече со Христом, с Его уверенным, полным любовью взглядом. И этот взгляд мы встречаем в церкви, поэтому нам нужна исцеляющая исповедь, в которой мы берем уверенность взаймы. Так мы побеждаем и становимся способными устоять перед лицом любого зла – так мы возвращаем ту уверенность, которую брали взаймы у Христа, возвращаем тем, кто так же борется со своим злом и жаждет освобождения. И тогда зло само начнет нас бояться, потому что «Тот, Кто в нас, сильнее того, кто в мире».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности