«В жизни нет ничего такого, чего следовало бы бояться. Есть только то, что следует понять»- /Мария Склодовская-Кюри/. Уяснить значение чего-либо, смысл чьих-либо слов, поступков; постичь что-либо ход решения задачи. В решении любой задачи всегда нужно видеть цель или проблему, ради которой предпринимаются усилия. Есть сознаваемое нами напряжение воли к совершению или к подавлению того или другого акта. Очевидно, что оно приложим лишь в сфере физиологических явлений, подчиняющихся нашей воле. Человеческая жизнь полна возможностей. Умение собрать мозаику возможностей в единую картину положительного результата удается не каждому.
«На наше сознание действует нечто,
Что названо словом коротеньким — страх,
Субстанция эта заботит извечно,
Она, как инфекция в наших мозгах».
Страх, как тень, преследовал человека ещё с незапамятных времён. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу, возникал в непосредственной опасности для жизни, как самого человека, так и его ближайшего окружения.
Все наше общество, включая правящую элиту и их политических оппонентов, боится. Страх - это не просто чувство, знакомое любому нормальному человеку с детства.
«Естественен страх и за жизнь наших близких,
Боимся панически мы за детей,
Полно ещё страхов других в этом списке,
В последнее время — вообще новостей».
Это целая философия. Во все времена страх был основой, на которой диктаторы - пастыря строили свои церковные империи. Коснёмся властелина страха. И это действительно так, потому что за все годы его (пастыря) правления церковь для достижения своих целей всегда и во всем опиралась на одно средство - на страх. Страх являлся главной движущей силой на всех уровнях церковного устройства. Пастырь правит церковью при помощи страха. Как бы ни цинично и необычно это ни звучало, зарабатывать деньги на людском страхе – вполне реально для пастыря.
«Нам страшно, что жизнь наша так быстротечна
И страхами разными с верхом полна,
Что сгинет Земля на пути её млечном,
Что чёрная, может, поглотит дыра».
Зная и понимая страхи людей, ими легко манипулировать. Это происходит повсеместно на земле, в самых разных сферах жизни. Используя страхи людей, политики убеждают их выбрать то, что нам невыгодно, а торговцы убеждают купить то, что нам не нужно. Но еще более тонко и умело посредством страха манипулируют людьми бесы, преследуя единственную цель — отвратить людей от Бога. Обращаясь к религиозной сфере жизни, нетрудно увидеть примеры такого манипулирования.
Даже если не рассматривать некоторые западные и Российские секты, которые сколотили немалое состояние, пугая людей приближающимся концом света, нам и в церковной православной среде нередко приходится сталкиваться с раздуванием разного рода страхов. Причем, речь идет, к сожалению, отнюдь не о страхе Божием, а о страхе перед антихристом, перед теми или иными глобальными бедствиями, перед новыми паспортами, перед новыми технологиями и так далее. Поражаемые этими страхами, люди совершенно забывают о Боге, иногда доходя до такого исступления, что отпадают от Церкви в разные раскольнические сборища. Так несчастные люди, испугавшись мнимого вреда, в ослеплении бесовском причиняют своей душе настоящий вред. Всё это показатель серьезного нездоровья в духовной жизни. Серьезного потому. Что конец для тех, кто предает себя недугу боязливости, действительно страшен: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая /Откр.21. 8/.
«Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха Божия…» -/Быт.20.11/. «Он думал, - рассуждает М.Генри, - (хотя и не мог привести убедительного основания для подобных мыслей), «я подумал, что, нет, на месте сем страха Божия и убьют, меня». Ничего хорошего нельзя ожидать там, где «нет страха Божьего пред глазами его» - /Пс.35.2/. Во многих местах люди имеют больше страха Божьего, чем мы полагаем. Возможно, они не носят наше отделённое имя, наши символы, не привязываются к тому, что мы считаем необходимым, из чего мы заключаем, что они не имеют страха Божьего в своих сердцах, тем самым, нанося оскорбления Христу и христианам и делая себя незащищёнными для суда Божьего. Если кто-либо однажды убедил себя в том, что такой человек не имеет страха Божьего, то он думает, что это оправдает его самые несправедливые и нехристианские поступки по отношению к этому человеку. Человек не совершит зла, если вначале не подумает плохо» - /М.Генри/.
Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, т.к. он предотвращал слишком опасные для жизни безрассудные и импульсивные действия. «Большая часть нашей современной жизни в Церкви пронизана страхом мысли, страхом вопросов и страхом обсуждений. Этот страх и молчание разделяют нас в то же время, как произносятся гневные и жалящие филиппики, задача которых – извергнуть из церковной среды и задушить живые, требующие развития мысли и диалога голоса. Но если Церковь присутствует во времени и истории, в чем заключается, в таком случае, природа страха взаимодействия с современностью?
«Что такое страх? Это когда вы чувствуете себя ограниченным. Если вы чувствуете, что вы часть Вселенной, какой может быть страх? Не волнуйтесь. Страх — это лишь короткое замыкание. Красота жизни в том, чтобы почувствовать себя и все в себе, в этом универсуме гармонии. В противном случае, вы станете жертвой подавляющего и неотступного страха» -/Йоги Бхаджан/.
«Как же не испытывать страха перед тем, кто имеет небывалые силы и возможность тебя обогнать? Страх требует рационализации: рационального объяснения неясной угрозы, перевода страхов из бессознательного на уровень осознанного. Страх вызывает отвращение к источнику страха. Если лев грозен и страшен, просто необходимо объяснить, как жестоко он терзает свои жертвы, как ужасно воняет из его пасти, как гниют остатки мяса под его когтями» - /В.Мединский/.
Страх - это естественное чувство, которое испытывает каждый из нас в жизни. Именно он вызывает в нас различные реакции. Он помогает нам спастись в моменты близкой опасности и мотивирует прочно стоять на ногах перед лицом угрозы. Однако страх способен заставить нас быть бездейственными, когда с нами случается серьезная беда. Встретившись со страхом, мы обычно склонным вести себя, следующим образом: Спасаться бегством. Попытаться взять ситуацию под контроль. Попытаться подавить страх. Сопротивляться любыми возможными способами.
Страх - это крайне неприятное ощущение, будто на нас что-то давит, что-то ограничивает нашу свободу, что-то заставляет нас быть жертвой обстоятельств. Не случайно же латинское strages (страх) обозначает опустошение, поражение, повержение на землю. То есть страх - это не что иное, как состояние малой смерти. Прискорбно!
«Страх лежит в основе жизни этого мира. Существовал terror antiquus, древний страх. Если говорить глубже, по-русски нужно сказать – ужас. К сожалению, по-русски нет слова, соответствующего немецкому Angst и французскому angoisse. Сама терминология, различающая между Angst и Furcht, идет главным образом от Киркегарда: «Страх - это возможность свободы, только такой страх абсолютно воспитывает силой веры, поскольку он пожирает все конечное и обнаруживает всю его обманчивость. Ни один Великий инквизитор не имел под рукой столь ужасных пыток, какие имеет страх, и ни один шпион не умеет столь искусно нападать на подозреваемого как раз в то мгновение, когда тот слабее всего, не умеет столь прельстительно раскладывать ловушки, в которые тот должен попасться, как это умеет страх; и ни один проницательный судья не понимает, как нужно допрашивать обвиняемого - допрашивать его, как это делает страх, который никогда не отпускает обвиняемого - ни в развлечениях, ни в шуме повседневности, ни в труде, ни днем, ни ночью. Страх — это желание того, чего страшатся, это симпатическая антипатия; страх — это чуждая сила, которая захватывает индивида, и все же он не может освободиться от нее, — да и не хочет, ибо человек страшится, но страшится он того, что желает. Страх делает индивида бессильным, а первый грех всегда происходит в слабости; потому-то он по своей видимости случается как бы безотчетно, но такое отсутствие осознания и есть настоящая ловушка. Страх — это симпатическая антипатия и антипатическая симпатия».
«Страх на войне... Говорят, вполне естественное человеческое чувство. А что думают по этому поводу они, разведчики, в обывательском представлении, казалось бы, само олицетворение бесстрашия? «Кто совсем не боится - тот не разведчик...» Очевидно, так и есть, ведь все они - в общем-то, обыкновенные, пришедшие из мирной жизни люди. Но подавляющее большинство этих ребят понимают: чтобы выжить на войне, необходимо уметь, особенно в критический момент, подняться над собственным страхом. Только тогда есть шанс. Поэтому на всех занятиях по физподготовке надо для тренировки психики использовать упражнения, выполнение которых связано с опасностью и риском. Благодаря тренировкам, боец научится побеждать страх в самые трудные для него минуты. Страх — это защитная функция организма. Это сигнал об опасности. Солдат, не испытывающий страха, в разведку не годен. Страх — драгоценность, если боец умеет владеть ею. Всем страшно прыгать с парашютом в первый раз. Это нормально. Это врожденная, спасительная боязнь высоты. Но если страху поддаться, то с человеком начинают твориться такие чудеса — сам удивляется потом. Организм выходит из подчинения: кружится голова, руки трясутся, человек обливается холодным, потом и так держится за перила парашютной вышки, что пальцы невозможно отцепить. Страх делает человека бессильным. А научиться управлять страхом можно. И как во всяком ученье, главное — постепенность. Сначала солдата учат прыгать с полуметра, затем с каждым упражнением высота повышается. Человек не перестает бояться, но страх больше над ним не господин. Он лишь предупреждает бойца об опасности, помогает ему быстрее принимать решение. Все упражнения, все тренировки должны работать на одну цель: убедить, что ты сильнее собственного страха. Возможности человека беспредельны, если он победит страх» - /Ф.Заруцкий «Подготовка разведчика»/.
«Молодая женщина ждала автобуса в неблагополучном районе, и к ней на остановке подошёл молоденький полицейский. «Хотите, чтобы я с вами постоял?» - спросил он. «Нет, спасибо, - ответила женщина, - я не боюсь». «Так я боюсь, - стыдливо улыбнулся полицейский, - постойте вы со мной, пожалуйста». Как и тот полицейский, мы, Христиане, должны быть готовы признать, что иногда чего-то боимся – боимся смерти, заболеть раком, боимся сойти с ума, потерять работу, за детей боимся, старости боимся. Мы не любим в этом признаться, поэтому мы такие свои страхи можем игнорировать, отрицать или подавлять. Но чтобы страх победить, нужно сначала его признать. Псалмопевец признавал свои страхи. «Когда я в страхе, - говорил он, - на Тебя я уповаю» - /Пс.55.4/. Это упование на Господа придало ему уверенность. «Не убоюсь, - говорит он - /Пс.55.5/. И опять повторяет: «Не боюсь» - /Пс.55.12/. Это он не просто самовнушением занимается. Это он сознательно принимает решение уповать на Бога: «Буду уповать». Мы можем победить свои страхи. Признать, что мы чего-то боимся, значит, просто признавать, что мы люди. Но если признать, что боишься, а потом, уповая на Господа, пойди куда нужно, то страха в страхе не останется. «У страха глаза настолько велики, что позволяют видеть даже то, чего в природе не существует». Страх - на арабском языке это – «Движения в сердце по причине того, что человек ожидает, что его постигнет что-то дурное».
«У таких людей душонка трусливая: совести нет ни на грош, всего они боятся. Ведь не понимают, что поведение их подлое. Чуть что – у них и поджилки трясутся! Глаза свои всегда в сторону отводят – боятся, как бы кто не заметил, что у них совесть не чиста. Услышат чьи-нибудь шаги и уже вздрагивают. Страх не покидает ни на минуту. На них только взглянешь – они уже думают, ты их выслеживаешь. Всё они понимают не так, как надо, всех подозревают, а ведь потому, что у самих душа подлая. Нелегко им жить на свете: чего хотят, не имеют, а то, что имеют, теряют»- /Индонезийские сказки/.
«Посмотрите, какими боязливыми и малодушными были Его (Христа) ученики: следуя за Ним, они были в страхе: «Иисус шёл впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе» - Мр.10.32/ боялись за себя, сознавая грозящую им опасность. По справедливости, им следовало бы стыдиться своих страхов; мужество их Господа должно было бы вдохновлять их. А что сегодня не то же положение у христиан: проповедуя Христа Спасителя, сами находятся в страхе и ужасе, всего бояться» - /М.Генри/. «Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего» - /Сенека Старший/
«В примитивных верованиях почитание Божества основывалось на страхе. Но страх вызывает ужас и неминуемое негодование. Природа человеческая, в сущности своей, хранит сознание, что Великое Начало Начал не имеет ничего общего с ужасом».
Невежественного человека страх парализует, лишает рассудка, может побудить к необдуманным и чреватым тяжелыми последствиями шагам. Верующий же старается сохранить спокойствие в душе и ясность в голове, все расставляет на свои места, анализирует положение дел и плывет вперед на всех парусах попутных ветров Божественной милости.
«О, как много страха! Неверие порождает страх. Страх всегда сопутствует неверию. Любовь изгоняет страх /1Ин.4.8/. Если бы вы могли больше любить, вместо того чтобы разделяться, организовываться, создавать кружки и делать себе имя. Если бы вы хотя бы немножко больше любили, тогда страх перед врагом был бы изгнан прочь. Беда в том, что дьявол посеял страх в церкви, и до сих пор, пока может удержать тебя в страхе, он имеет победу. Когда это страх изгоняется, тогда входит совершенная любовь и Бог начинает действовать в церкви».
От страха, посетившего человека, полностью не избавиться, его можно лишь локализовать, перевести в состояние мольбы и устремленности к Господу миров. Это противостояние (между страхами и волевым желанием двигаться дальше) высвечивает для человека его уровень воспитанности и степень управления собой. Оно продолжается на протяжении всей жизни. Осознавая это. Благоразумный старается поддерживать свое психологическое и духовное состояние в должной форме. Не томит себя ожиданием окончания «войны миров» на пространствах своей души, а идет вперед, готовым уйти от неожиданного удара, нападения, или, пропустив, ответить на него.
«Страх – это ожидание, которое идёт в неправильном направлении. Вы по-прежнему чего-то ожидаете, но ваше ожидание исходит из страха, вместо того чтобы исходит из веры. Страх – это противоположность веры. И то и другое действует одинаково, но в разном направлении. И то и другое – это противоположные друг другу силы. Одна позитивная, а другая негативная. Например, север является противоположностью юга. Они являются направлением на компасе, но приведут вас в совершенно разные места. Север приведёт вас к верху земли, а юг приведёт к низу. Точно также вера будет вести вас к успеху, но страх будет вести вас к поражению. Страх – это ваше ожидание, которое ушло на юг. Вера ожидает успеха, страх ожидает поражения. Вера ожидает лучшего, страх ожидает худшего. Вера ожидает желаемого результата, страх ожидает того, чего человек боится. Иов ожидал наихудшего сценария в отношении своей семьи. Он сказал: «То чего я очень боялся, пришло ко мне. То чего я ужасался, пришло на меня» - /Иов 3.25/. Иов ожидал худшего, и он получил это худшее. Его ожидание было наполнено страхом. Вера означает иметь правильное ожидание. Страх означает иметь неправильное ожидание. Вера бесстрашно верит, что всё сработает совершенно в соответствии со Словом Божьим, Его волей и целью. В Послании к Евреям 11.1 говорится, что вера – это сущность того, на что мы надеемся, доказательство невидимого. Истинная Библейская надежда определяется, как «горячее, бурлящее, ревностное ожидание с вытянутой вперёд шеей». Вера бесстрашно ожидает самого лучшего» - /Джордж Пирсонс/.
Одна из проблем в христианстве состоит в том, что мы редко имеем страх Божий и не слишком трезво относимся к греху. Мы не воспринимаем грех настолько серьёзно, как этого хочет Бог. Мы не видим, насколько ужасны наши отношения и действия. Мы не обращаем внимания, не исповедуем и не каемся в тех пороках, которые свойственны нам. Пороки которые навек разделяют неверующих с Богом и которые являются непосильным бременем для тех верующих. Которые не могут оставить свою ношу греха. Всем нам – как отдельным личностям, так и церквям, а также всему народу нужно больше страха Божьего, который приносил бы обновление в нашу жизнь так же, как израильтяне обновлялись один раз в год.
«Но есть благотворный страх - страх перед Богом,
Есть страх огорчить даже в мыслях его,
Пусть страхов других на земле ещё много,
Но с Богом не страшно совсем ничего.
Желаю познать, люди, страх благотворный,
Собой он заменит панический страх,
Жизнь замечательна, это бесспорно,
Хотя и пока не всегда вся в цветах.
Но это пока...»- /Виктор Экгардт/.
«Страх Божий — это не значит бояться Бога, как мы боимся, молнии или электрического разряда, страх Божий — это, значит, бояться потерять Его, потерять чувство полноты, чувство вечности, чувство божественного. Это самое высокое, поющее чувство в человеке, даже когда человек этого не сознает. Но он может его потерять, и потерять надолго, а может потерять это навсегда — вот чего следует бояться»- /Прот. А. Мень/.
«Ясность понимания побуждает к усердию в действии»-/Томас Ватсон/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. /Н.Бердяев – философ/. Владимир Мединский – доктор политических наук/. Soren Kirkegaard, (1813-1855) датский поэт, писатель, философ/
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо, Валерий. Прочитала внимательно и с удовлетворением. Во время чтения вспоминался последний фильм Мэла Гибсона "Апокалипсис". Тема страха очень четко выражена в этом фильме. Отец главного героя (вождь племени) объясняет своему сыну в самом начале, что страх - это почти смертельное состояние, которое парализует человеческую волю и т.д. Сын запоминает урок отца. Возможно, именно это отсутствие страха помогает ему выжить в самых страшных условиях и, единственному из всего племени, вернуться домой.
Поэзия : Альфа и Омега - Александр Юфик Я обратился к Господу в тот момент, когда меня хотели убить за вину другого человека, все отвернулись от меня, мне было всего восемнадцать...1990 г., Украина