Считается, что эта глава является обоснованием второго пришествия Христа. Христиане всех конфессий в трепетном ожидании: вот-вот! все признаки налицо!
24-я глава тесно связана с предыдущей и последующей, взаимосвязь с прошлым и будущим зачастую наблюдается и в жизни, ведь жизнь — это течение, путь, поток. Именно в предыдущей 23-ей главе даётся завязка апокалиптического сценария: ИЕРУСАЛИМ, ИЕРУСАЛИМ!.. СКОЛЬКО РАЗ ХОТЕЛ Я СОБРАТЬ ДЕТЕЙ ТВОИХ, КАК ПТИЦА СОБИРАЕТ ПТЕНЦОВ СВОИХ ПОД КРЫЛЬЯ, И ВЫ НЕ ЗАХОТЕЛИ! СЕ, ОСТАВЛЯЕТСЯ ДОМ ВАШ ПУСТ. ИБО СКАЗЫВАЮ ВАМ: НЕ УВИДИТЕ МЕНЯ ОТНЫНЕ, ДОКОЛЕ НЕ ВОСКЛИКНИТЕ: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!(Матфей 23:37-39). На неё и реагируют ученики, тем паче, что запустение местообитания конкретизируется ещё более устрашающими словами: НЕ ОСТАНЕТСЯ ЗДЕСЬ КАМНЯ НА КАМНЕ; ВСЁ БУДЕТ РАЗРУШЕНО(Матфей 24:2), - так когда же это будет — слияние апокалиптического конца с благословенным грядущим, спасительным началом? Но чтобы дотумкаться до ответа, надо сначала понять, почему миссия единства не удавалась, а это как раз поясняют предшествующие главы Матфея и синоптиков — Марка и Луки.
У Луки предшествует апокалипсису 20-я глава, и здесь Христос открывает секрет, почему единство клушки и цыплят проблематично: ЧТО ЗНАЧИТ СИЕ НАПИСАННОЕ: КАМЕНЬ, КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ, ТОТ САМЫЙ СДЕЛАЛСЯ ГЛАВОЮ УГЛА? ВСЯКИЙ, КТО УПАДЁТ НА ТОТ КАМЕНЬ, РАЗОБЬЁТСЯ, А НА КОГО ОН УПАДЁТ, ТОГО РАЗДАВИТ(Лука 20:17-18). Так говорится о седминах, которые размежёвывают старое и новое, отцов и детей, мужей и жён, ночь и день, радость и рыдание, победу и беду, праздник и поражение, силу и слабость, свадьбу и свободу, идеалы и идолы... И вот семёрка в седмине — семерть, смерть — она, конечно не по зубам строителям, является камнем преткновения, но — вот это да! - одновременно является рождением, единым камнем соседствующих противоположностей.
Во всех трёх синоптических Евангелиях — от Марка(12:35-37), от Матфея(22:41-45), от Луки(20:41-45) — тоже как раскрытие секрета единства даётся противоречивая загадка, кто Христос Давиду — сын или Господин, Государь, Господь? По хронологии, по родословию Христос числится в сынах Давида(Матфей, гл.1), хвостиком, последышем, но именно последнее в эволюции становится первым. Разве библейская тягловая сила переможет нынешние трактора и комбайны, танки, или сарафанное радио, допотопные курьеры и послы опередят современные средства коммуникации? Что значит это единство - ВОЗВРАТИТЬ СЕРДЦА ОТЦОВ ДЕТЯМ, И НЕПОКОРИВЫМ ОБРАЗ МЫСЛЕЙ ПРАВЕДНИКОВ?(Лука 1:17). Между праведным Давидом и божественным Христом преемственность и единство достигается за счёт длительной периодики слияния конца с началом. Эта загадка была загадана книжникам, законникам, фарисеям, но без удовлетворения. Почему? Потому что это вожди слепые, лицемеры, угнетатели, утеснители. Это псы, материализующие святыню. Это свиньи, не различающие между тиной и жемчугом. Считающие золото храма престижней самого храма. Считающие жертву выше жертвенника. Оценивающие десятину выше целого - справедливости, милосердия, верности. Освобождающие из плена комара, а верблюда проглатывающие. Чтущие храм за святыню и оставляющие без внимания Живущего в нём. Старательно драющие наружность, внешность, а внутри переполненные хищением и неправдой. Вот что значит не дотягивать до конца, до отвергнутого камня! А ведь надо, надо во всяком деле соединять начало с концом!
Но разве мы нынешние отличаемся в лучшую сторону от прежних фарисеев? Разве не мы раздробили христианство на мелкие дроби и фрагменты? Разве не мы единое авраамическое Писание — Тору, Евангелие, Коран — частично принимаем, а частично отвергаем, что само по себе уже феномен несправедливости! Разве не современные попы учат с подобострастием относится к светским властям, а рабочий класс с презрительной издёвкой называют «гегемоном», кухарством. А ведь это руки и ноги государства, делатели, производители, без которых государство несостоятельно. Никто не ревнует, чтобы и на религиозной жатве, в церкви, нашлось место делателям. А делатели в церкви — пророки, имеющие образ Божий, поскольку помазаны Духом Святым. От того, что мы едим, зависит состояние нашей души. Пища — алтарь человека. И вот какая пища показана пророкам: Я ДАЛ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ СЕЮЩУЮ СЕМЯ, КАКАЯ ЕСТЬ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, И ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, У КОТОРОГО ПЛОД ДРЕВЕСНЫЙ, СЕЮЩИЙ СЕМЯ; - ВАМ СИЕ БУДЕТ В ПИЩУ(Бытие 1:29). А вот как этот стих преподносится Институтом перевода Библии в Заокском: ДАРУЮ ВАМ ВСЯКОЕ, КАКОЕ ТОЛЬКО ЕСТЬ НА ВСЕЙ ЗЕМЛЕ, РАСТЕНИЕ, СЕМЕНА ПРИНОСЯЩЕЕ, И ВСЯКОЕ ДЕРЕВО ДАРУЮ, У КОТОРОГО ПЛОДЫ С СЕМЕНАМИ ЕГО,– ОНИ БУДУТ ПИЩЕЙ ВАМ. Не отсюда ли апостол Павел заимствует градацию дарам Духа Святого?(1 коринфянам, глава 12). По Бытию живность градуируется пресмыкающимися по земле, зверями и птицами — это душевные(Бытие 1:30) и человек, имеющий образ духовный(Бытие 1:26). По Корану тоже такая классификация: АЛЛАХ СОТВОРИЛ ВСЯКОЕ ЖИВОТНОЕ ИЗ ВОДЫ. ИЗ НИХ ЕСТЬ ТАКИЕ, ЧТО ХОДЯТ [ПОЛЗАЮТ] НА ЖИВОТЕ, И ЕСТЬ ИЗ НИХ ТАКИЕ, ЧТО ХОДЯТ НА ДВУХ НОГАХ [ЧЕЛОВЕК И ПТИЦЫ], И ЕСТЬ ИЗ НИХ ТАКИЕ, ЧТО ХОДЯТ НА ЧЕТЫРЕХ(Сура 24). У человека, имеющего образ духовный, две конечности высвобождены, чтобы делать, быть делателем. А фарисеи? Их Христос называет змеями, то есть пресмыкающимися по земле на животе, не имеющих конечностей для дел, - земля и зЕмея — это бескрылые, похожие слова. Если бы Бог давал Духа Святого мерою, была бы какая-то общность между всякою живностью, но Дух Божий носится не в изжитой седмине, в которой не оставлено камня на камне, которая пуста, а поверх неё, в первом дне грядущей, новой седмины, в воскресении. Семя, как пища пророка, пища прозрения, принадлежит к этому новому измерению, а всякой другой живности доступна только зелень текущего времени. Так какая может быть общность между пресмыкающимися, зверями, птицами и человеком, имеющим образ Божий? - отверженный он, чужеродный и нездешний в этой среде. Мы-то, душевные, называем нашу обитель, наше узилище, нашу юдоль жизнью, а с точки зрения пророка это окрашенные гробы, полные мёртвых костей и всякой нечистоты(Матфей 23:27).
Однако пора перейти к 24-й главе.
1 И ВЫЙДЯ, ИИСУС ШЕЛ ОТ ХРАМА; И ПРИСТУПИЛИ УЧЕНИКИ ЕГО, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ ЕМУ ЗДАНИЯ ХРАМА.
2 ИИСУС ЖЕ СКАЗАЛ ИМ: ВИДИТЕ ЛИ ВСЕ ЭТО? ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: НЕ ОСТАНЕТСЯ ЗДЕСЬ КАМНЯ НА КАМНЕ; ВСЕ БУДЕТ РАЗРУШЕНО.
3 КОГДА ЖЕ СИДЕЛ ОН НА ГОРЕ ЕЛЕОНСКОЙ, ТО ПРИСТУПИЛИ К НЕМУ УЧЕНИКИ НАЕДИНЕ И СПРОСИЛИ: СКАЖИ НАМ, КОГДА ЭТО БУДЕТ? И КАКОЙ ПРИЗНАК ТВОЕГО ПРИШЕСТВИЯ И КОНЧИНЫ ВЕКА?
4 ИИСУС СКАЗАЛ ИМ В ОТВЕТ: БЕРЕГИТЕСЬ, ЧТОБЫ КТО НЕ ПРЕЛЬСТИЛ ВАС,
5 ИБО МНОГИЕ ПРИДУТ ПОД ИМЕНЕМ МОИМ, И БУДУТ ГОВОРИТЬ: "Я ХРИСТОС", И МНОГИХ ПРЕЛЬСТЯТ(Матф.24:1-5). То, что не останется камня на камне, это естественно, такова сущность истории, а вот истина совсем другого порядка: это то, что ищется. Вот почему «благословен грядущий во имя Господне» — ПУТЬ И ИСТИНА И ЖИЗНЬ. Грядущий — это первый день новой седмины: старое всё покрыто потопом, водой, которая одновременно является источником жизни отраслей и отпрысков будущего. И хотя обещано потопом больше не губить землю, но разве пожирающий огонь не сообщник истории? Почва, глина, девонские мергеля, соли, руды, каменный уголь, нефть — это трансформированная зола от прежних поколений. Мы живём на кладбище. Если БОГ МОЖЕТ ИЗ КАМНЕЙ ВОЗДВИГНУТЬ ДЕТЕЙ АВРААМУ(Матфей 3:9), то тем более легче Ему минерализовать всю органику. Ну а ожидание Христа, как человека и Бога — возможно?
Есть и будет Аллах, но в каких-либо точных местах
Нет ему пребыванья, и кто не таков- не Аллах.
Отрицая незыблемость Божью, порвешь ты с исламом,
Бога с местом связуя невеждою будешь упрямым.
(Низами, Сокровищница тайн)
Явление Христа возможно и уже происходит, но как образ, как эманация Бога, и открывается оно по приметам только избранным, знающим. Как царствие Божие приходит неприметным образом, и видеть его можно только внутренними глазами и сердцем, так и пришествие Христа регламентировано не всем.
6 ТАКЖЕ УСЛЫШИТЕ О ВОЙНАХ И О ВОЕННЫХ СЛУХАХ. СМОТРИТЕ, НЕ УЖАСАЙТЕСЬ, ИБО НАДЛЕЖИТ ВСЕМУ ТОМУ БЫТЬ, НО ЭТО ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ:
7 ИБО ВОССТАНЕТ НАРОД НА НАРОД, И ЦАРСТВО НА ЦАРСТВО; И БУДУТ ГЛАДЫ, МОРЫ И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ ПО МЕСТАМ;
8 ВСЕ ЖЕ ЭТО - НАЧАЛО БОЛЕЗНЕЙ.
9 ТОГДА БУДУТ ПРЕДАВАТЬ ВАС НА МУЧЕНИЯ И УБИВАТЬ ВАС; И ВЫ БУДЕТЕ НЕНАВИДИМЫ ВСЕМИ НАРОДАМИ ЗА ИМЯ МОЕ;
10 И ТОГДА СОБЛАЗНЯТСЯ МНОГИЕ, И ДРУГ ДРУГА БУДУТ ПРЕДАВАТЬ, И ВОЗНЕНАВИДЯТ ДРУГ ДРУГА;
11 И МНОГИЕ ЛЖЕПРОРОКИ ВОССТАНУТ, И ПРЕЛЬСТЯТ МНОГИХ;
12 И, ПО ПРИЧИНЕ УМНОЖЕНИЯ БЕЗЗАКОНИЯ, ВО МНОГИХ ОХЛАДЕЕТ ЛЮБОВЬ;
13 ПРЕТЕРПЕВШИЙ ЖЕ ДО КОНЦА СПАСЕТСЯ.
14 И ПРОПОВЕДАНО БУДЕТ СИЕ ЕВАНГЕЛИЕ ЦАРСТВИЯ ПО ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ, ВО СВИДЕТЕЛЬСТВО ВСЕМ НАРОДАМ; И ТОГДА ПРИДЕТ КОНЕЦ(Матф.24:6-14). Чтобы разобрать этот отрывок, надо вспомнить и про обещанные локальные беды, которые могут происходить даже в семье: ОТЕЦ БУДЕТ ПРОТИВ СЫНА, И СЫН ПРОТИВ ОТЦА; МАТЬ ПРОТИВ ДОЧЕРИ, И ДОЧЬ ПРОТИВ МАТЕРИ; СВЕКРОВЬ ПРОТИВ НЕВЕСТКИ
СВОЕЙ, И НЕВЕСТКА ПРОТИВ СВЕКРОВИ СВОЕЙ(Лука 12:53). Если считаь седмину мерой времени, которая может быть как и сантиметровой, так и масштабной, то представленные здесь центробежные разрушительные силы возникают во второй половине седмины, а к концу её разрушение прямо катастрофическое. Но происходит-то это по воле Божией: ОГОНЬ ПРИШЕЛ Я НИЗВЕСТИ НА ЗЕМЛЮ, И КАК ЖЕЛАЛ БЫ, ЧТОБЫ ОН УЖЕ ВОЗГОРЕЛСЯ! КРЕЩЕНИЕМ ДОЛЖЕН Я КРЕСТИТЬСЯ; И КАК Я ТОМЛЮСЬ, ПОКА СИЕ СОВЕРШИТСЯ! ДУМАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО Я ПРИШЕЛ ДАТЬ МИР ЗЕМЛЕ? НЕТ, ГОВОРЮ ВАМ, НО РАЗДЕЛЕНИЕ(Лук.12:49-51). И эти дни Христос повелевает предвидеть, различать! [Но опять же не всем: КТО РАЗЛИЧАЕТ ДНИ, ДЛЯ ГОСПОДА РАЗЛИЧАЕТ; И КТО НЕ РАЗЛИЧАЕТ ДНЕЙ, ДЛЯ ГОСПОДА НЕ РАЗЛИЧАЕТ(Римлянам 14:6)]. А судить, чему должно быть, Христос предлагает как по лицу земли и неба, так и по себе(Лука 12:56-57): не зря же философы твердят — познай самого себя! А кто ты такой и откуда взялся? Начало твоё значится в предках, а конец теряется где-то в потомках. Центростремительными силами отца и матери ты созидался, мужал, тучнел, а вот алчущие центробежные энергии сынов и внуков тебя приводят в истощение. До 35-40 лет ты опять же созидался, набирался тука и ума, но к концу седмины, то бишь семидесятилетия, центробежные силы довели тебя до болезней, до непослушания тех или иных периферийных органов центру, до глухоты, слепоты, беззубости, обездвиженности. Посмотри на своё тело: голова и грудь окостенели, как черепаха бронепанцирем-карапаксом, они неприступны в своём единстве, но из-за центробежных сил конечности находятся в ущербном, беззащитном состоянии. Или взглянем на небо, как долго собираются облака в единую тучу, а потом клочья тучи падают на землю дождём с громом и молнией. Или взять то же дерево: ствол его собирают центростремительные корни, а центробежные ветви растаскивают мощь. И МОЧА тоже как бы растасканная МОЩЬ, почему эти слова и похожи, но центростремительной для всякого организма является созидающая пища. Теперь понятно, что любовь и единство являются центростремительной силой, а их противоположность - вражда, вседозволенность — центробежностью. Но почему посредством беззакония охладевает любовь, когда в натуре оно предстаёт устаканившимся естеством? Потому что вне закона, как по нравственным критериям, так и юридическим, считаются убийство, воровство, хищничество, неверность, предательство, ложь, клевета, шарлатанство, волшебство, вражда, разделение. На уродство, болезнь, гниль, гадюку, тухлятину и всякую деградацию тоже нельзя смотреть без содрогания, хотя такие рецидивы и не подпадают под юридическое табу. Но я скажу без обиняков: центробежные силы, как и центростремительные, нашли свою нишу в нашей жизни, в природе и являются неотъемлемой частью нашего существования. «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем заключено несчастье. Кто знает их границы? Они не имеют постоянства. Справедливость снова превращается в хитрость, добро — в зло». Так сказал китайский мудрец Лао-цзы. Но по приведённым примерам из жизни и так видно, что это естественный ход событий.
* * *
Переменчивы краски в палитре:
Ночь и день рождены друг из друга,
Всё вращается в замкнутом вихре
По закону незримого круга.
В светлом чувстве живет заблужденье,
А любовь вырождается в путы,
В душу брошено семя сомненья,
Торжествуют Каиафа с Иудой.
И уже мы готовы любимых
Распинать и желать их мучений...
Мчится, мчится по далям незримым
В никуда карусель превращений.
Переменчивы краски в палитре:
Ночь и день рождены друг из друга,
Всё вращается в замкнутом вихре
По закону незримого круга.
(Багатер Арабули, Жизнь, перевод с грузинского Людмилы Орагвелидзе)
Поэтому, если позволит мне читатель, я приведу здесь что-то вроде гимна или дани то ли тьме, то ли злу, то ли негативу, а короче, вывернутому наизнанку добру и свету:
* * *
Большая ошибка: презрев, игнорировать тьму,
себя и других уверяя, что ты её выше.
Ты разве не знаешь, где корни питаясь, растут?
Ты разве не помнишь, откуда когда-то сам вышел?
И в этом причина падения многих миров.
Так, тьму изначально отвергнув, погибла Арктида.
А Дух, выбрав Свет, к встрече с тьмою быть должен готов,
и замысел чёрный с истока в развитии видеть.
Пока есть миры самых светлых и тёмных начал
в соседстве друг с другом, врага отрицать неразумно.
Но непобедим тот, кто тьму сам в себе познавал,
впитал, пережёг, сделал тем самым «опытом трудным».
Мы слышим призывы заботливых «учителей»:
стереть память жизней, где много и крови, и боли…
Начать всё с нуля… И – в неведенье прежних путей, –
опять оказаться в ловушке, расставленной тьмою!?
Наш опыт бесценен не тем ли, что мы на себе
постигли суть тьмы, рычаги её власти над нами?
А знания эти – есть ключ в сокровенной борьбе,
владеющий им получает контроль над мирами.
Наш путь восхожденья к вершинам мучительно нов.
Мы шли наугад, смутно помня своё назначенье...
Мы станем владыками светлых безссмертных миров,
там хаос и тьма будут в полном у нас подчиненье...
(Наталья Зимнева, Не отрицай тьму)
15 ИТАК, КОГДА УВИДИТЕ МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ, РЕЧЕННУЮ ЧЕРЕЗ ПРОРОКА ДАНИИЛА, СТОЯЩУЮ НА СВЯТОМ МЕСТЕ, - ЧИТАЮЩИЙ ДА РАЗУМЕЕТ, -
16 ТОГДА НАХОДЯЩИЕСЯ В ИУДЕЕ ДА БЕГУТ В ГОРЫ;
17 И КТО НА КРОВЛЕ, ТОТ ДА НЕ СХОДИТ ВЗЯТЬ ЧТО-НИБУДЬ ИЗ ДОМА СВОЕГО;
18 И КТО НА ПОЛЕ, ТОТ ДА НЕ ОБРАЩАЕТСЯ НАЗАД ВЗЯТЬ ОДЕЖДЫ СВОИ.
19 ГОРЕ ЖЕ БЕРЕМЕННЫМ И ПИТАЮЩИМ СОСЦАМИ В ТЕ ДНИ!
20 МОЛИТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ СЛУЧИЛОСЬ БЕГСТВО ВАШЕ ЗИМОЮ ИЛИ В СУББОТУ,
21 ИБО ТОГДА БУДЕТ ВЕЛИКАЯ СКОРБЬ, КАКОЙ НЕ БЫЛО ОТ НАЧАЛА МИРА ДОНЫНЕ, И НЕ БУДЕТ.
22 И ЕСЛИ БЫ НЕ СОКРАТИЛИСЬ ТЕ ДНИ, ТО НЕ СПАСЛАСЬ БЫ НИКАКАЯ ПЛОТЬ; НО РАДИ ИЗБРАННЫХ СОКРАТЯТСЯ ТЕ ДНИ.
23 ТОГДА, ЕСЛИ КТО СКАЖЕТ ВАМ: ВОТ, ЗДЕСЬ ХРИСТОС, ИЛИ ТАМ, - НЕ ВЕРЬТЕ.
24 ИБО ВОССТАНУТ ЛЖЕХРИСТЫ И ЛЖЕПРОРОКИ, И ДАДУТ ВЕЛИКИЕ ЗНАМЕНИЯ И ЧУДЕСА, ЧТОБЫ ПРЕЛЬСТИТЬ, ЕСЛИ ВОЗМОЖНО, И ИЗБРАННЫХ.
25 ВОТ, Я НАПЕРЕД СКАЗАЛ ВАМ.
26 ИТАК, ЕСЛИ СКАЖУТ ВАМ: "ВОТ, [ОН] В ПУСТЫНЕ", - НЕ ВЫХОДИТЕ; "ВОТ, [ОН] В ПОТАЕННЫХ КОМНАТАХ", - НЕ ВЕРЬТЕ;
27 ИБО, КАК МОЛНИЯ ИСХОДИТ ОТ ВОСТОКА И ВИДНА БЫВАЕТ ДАЖЕ ДО ЗАПАДА, ТАК БУДЕТ ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО;
28 ИБО, ГДЕ БУДЕТ ТРУП, ТАМ СОБЕРУТСЯ ОРЛЫ(Матф.24:15-29). Мерзость запустения в седмине может быть двоякая: когда в половине седмины разочаровываешься в любви, и в конце седмины, когда опостылевает свобода. Но в тексте акцент делается на изжитость всей седмины, как и у Даниила, причём седмины более масштабной — в семьдесят седмин: ПО ИСТЕЧЕНИИ ШЕСТИДЕСЯТИ ДВУХ СЕДМИН ( и ещё семи седмин, - добавлю от себя) ПРЕДАН БУДЕТ СМЕРТИ ХРИСТОС, И НЕ БУДЕТ, А ГОРОД И СВЯТИЛИЩЕ БУДУТ РАЗРУШЕНЫ НАРОДОМ ВОЖДЯ, КОТОРЫЙ ПРИДЁТ. И КОНЕЦ ЕГО БУДЕТ КАК ОТ НАВОДНЕНИЯ ( в других переводах — как от потопа), И ДО КОНЦА ВОЙНЫ БУДУТ ОПУСТОШЕНИЯ. И УТВЕРДИТ ЗАВЕТ ДЛЯ МНОГИХ ОДНА СЕДМИНА (масштабом в семьдесят седмин), А В ПОЛОВИНЕ СЕДМИНЫ ПРЕКРАТИТСЯ ЖЕРТВА И ПРИНОШЕНИЕ, И НА КРЫЛЕ СВЯТИЛИЩА БУДЕТ МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ, И ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННАЯ ГИБЕЛЬ ПОСТИГНЕТ ОПУСТОШИТЕЛЯ(9:27). Я исхожу из того, что опустошение — естественный процесс, и опустошитель и опустошённый - одно лицо, хотя, скорее всего, раздвоенное, разделённое. Поэтому мне более понятен перевод архимандрита Макария: И НА ВЕРХ МЕРЗОСТЕЙ ПРИДЁТ ОПУСТОШИТЕЛЬ И ДО САМОГО СОВЕРШЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОСКАПЛЕТ НА РАЗОРЁННОГО(Даниил 9:27). Уж каким образом приходит конец — через войну, революцию, эпидемию, природные катаклизмы, через вырвавшийся джин накопленного смертоносного оружия — какая разница, - ДА БЕГУТ В ГОРЫ! Причём, горы надо понимать, как концы земли, которые в соитии с началом неба. Если речь не о земле, а о дереве, то такими горами будут семена. А если горы рассматривать по отношению к человеку, то это рождение ребёнка. Как в песне поётся: «и вершина любви — это чудо великое — дети!» Соломон в точку попал, когда называет ребёнка опустошителем: ЕСТЬ МУЧИТЕЛЬНЫЙ НЕДУГ, КОТОРЫЙ ВИДЕЛ Я ПОД СОЛНЦЕМ: БОГАТСТВО, СБЕРЕГАЕМОЕ ВЛАДЕТЕЛЕМ ВО ВРЕД ЕМУ. И ГИБНЕТ БОГАТСТВО ЭТО ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ: РОДИЛ ОН СЫНА, И НИЧЕГО НЕТ В РУКАХ У НЕГО(Екклесиаст 5:12-13). Но то, что значится под сыном, надо понимать шире: это и потомок, спутник, женщина, подчинённый, друг — вообще другой близкий человек, оппозиция, в конечном счёте, враг, но враг достойный, и Христос его повелевает любить. Ведь это новая истина, продолжение жизни, путь, - как можно всё это ненавидеть!
ГОРЕ БЕРЕМЕННЫМ И ПИТАЮЩИМ СОСЦАМИ В ТЕ ДНИ! Кто это, если шире понимать? Это полнота и полнота с избытком, но всякая полнота опустошается, скудеет, ржавеет, червоточит. Это дерево с плодами и семенами, ещё сосущими соки, не отвалившимися от него на землю, - увы, плоды гниют. Это устаревшие технические решения, вышедшая из моды мебель, одежда, обувь, идеология и конституция государств, - обноскам, обломкам, огрызкам, объедкам место только на свалке, которая называется историей. А новая истина — это поБЕГ из отвалившегося от дерева семени. Когда оно поБЕЖало, наступила долгожданная весна, может быть, эпохальная. А если эпохальная, масштабная зима, как выжить человеку, когда время разрушительного метафизичекого гриба так синхронизирует безобидные съедобные грибы, что даже они становятся ядовитыми? Да и не только грибы — сами люди становятся страшилищами, горгонами. Как Господь сокращает время избранным? По обещанию: ЕСЛИ БУДУТ ГРЕХИ ВАШИ, КАК БАГРЯНОЕ, - КАК СНЕГ УБЕЛЮ; ЕСЛИ БУДУТ КРАСНЫ, КАК ПУРПУР, - КАК ВОЛНУ УБЕЛЮ(Исайя 1:18). И как возвращаться на прежнее поле деятельности или со спасительной кровли седмины в смрадные покои, где уже нет Христа, а именно о таком безвременье сказано: ПОЖЕЛАЕТЕ ВИДЕТЬ ХОТЯ ОДИН ИЗ ДНЕЙ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, И НЕ УВИДИТЕ!(Лука 17:22). Интересно, что грядущий Христос по переводу архимандрита Макария прежний мир покрывает воскаплением аж до потопа, что и соответствует новому первому дню седмины творения, где Дух Божий парит над водами. Ну а лжехристы, которые здесь или там?..
Светлым облаком пленённые,
Долго мы смотрели вслед.
Полно, братья соблазнённые!
Это только беглый свет.
Разве есть предел мечтателям?
Разве цель нам суждена?
Назовем того предателем,
Кто нам скажет — здесь она!
Разве редко в прошлом ставили
Мёртвый идол Красоты?
Но одни лишь мы прославили
Бога жажды и мечты!
Подымайте, братья, посохи,
Дальше, дальше, как и шли!
Паруса развейте в воздухе,
Дерзко правьте корабли!
Жизнь не в счастьи, жизнь в искании,
Цель не здесь — вдали всегда.
Славьте, славьте неустаннее
Подвиг мысли и труда!
(Валерий Брюсов, Братьям соблазнённым).
Действительно, евангельское определение пришествия Христа процессуальное — ОТ ВОСТОКА ДО ЗАПАДА, что означает от начала до конца седмины. А другое крылатое притчевое выражение ГДЕ БУДЕТ ТРУП, ТАМ СОБЕРУТЬСЯ ОРЛЫ тоже эстафетное: где конец, там и начало. Потому что орлы — возрождающиеся фениксы. Но иногда переводчики переводят: ГДЕ БУДЕТ СТЕРВО, ТАМ СОБЕРУТЬСЯ СТЕРВЯТНИКИ. То есть это такая же комбинация отца с сыном, где отец только пища для продолжения жизни.
29 И ВДРУГ, ПОСЛЕ СКОРБИ ДНЕЙ ТЕХ, СОЛНЦЕ ПОМЕРКНЕТ, И ЛУНА НЕ ДАСТ СВЕТА СВОЕГО, И ЗВЕЗДЫ СПАДУТ С НЕБА, И СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ ПОКОЛЕБЛЮТСЯ;
30 ТОГДА ЯВИТСЯ ЗНАМЕНИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО НА НЕБЕ; И ТОГДА ВОСПЛАЧУТСЯ ВСЕ ПЛЕМЕНА ЗЕМНЫЕ И УВИДЯТ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, ГРЯДУЩЕГО НА ОБЛАКАХ НЕБЕСНЫХ С СИЛОЮ И СЛАВОЮ ВЕЛИКОЮ;
31 И ПОШЛЕТ АНГЕЛОВ СВОИХ С ТРУБОЮ ГРОМОГЛАСНОЮ, И СОБЕРУТ ИЗБРАННЫХ ЕГО ОТ ЧЕТЫРЕХ ВЕТРОВ, ОТ КРАЯ НЕБЕС ДО КРАЯ ИХ.
32 ОТ СМОКОВНИЦЫ ВОЗЬМИТЕ ПОДОБИЕ: КОГДА ВЕТВИ ЕЕ СТАНОВЯТСЯ УЖЕ МЯГКИ И ПУСКАЮТ ЛИСТЬЯ, ТО ЗНАЕТЕ, ЧТО БЛИЗКО ЛЕТО;
33 ТАК, КОГДА ВЫ УВИДИТЕ ВСЕ СИЕ, ЗНАЙТЕ, ЧТО БЛИЗКО, ПРИ ДВЕРЯХ.
34 ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ: НЕ ПРЕЙДЕТ РОД СЕЙ, КАК ВСЕ СИЕ БУДЕТ;
35 НЕБО И ЗЕМЛЯ ПРЕЙДУТ, НО СЛОВА МОИ НЕ ПРЕЙДУТ(Матф.24:29-35). Под померкшим солнцем и луной, спадшими звёздами, колеблющимся небом надо понимать поверженные идеалы изжитого времени. Звёзды, они и среди людей зажигаются и гаснут, у всякого времени свои кумиры, авторитеты среди артистов, писателей, учёных, героев. А если бы написанное исполнялось в буквальном смысле, тогда оно должно бы согласоваться с заявленной фразой: НЕ ПРЕЙДЕТ РОД СЕЙ, КАК ВСЕ СИЕ БУДЕТ, и небесная лихорадка приходилась бы на каждое поколение, на каждые двадцать лет. Собирает всех воедино от четырёх ветров весенний оптимизм новизны, чистоты, мечты, наивности, веры, справедливости, - вот она громогласная победная ангельская труба жизни! Христа, грядущего на облаках, надо понимать тоже иносказательно — это круги времени с новым витком истины. Когда ждёшь буквального исполнения пришествия Христа, как человека, то, конечно прозеваешь духовное прочтение заповеданного. О, ЕСЛИ БЫ И ТЫ ХОТЯ В СЕЙ ТВОЙ ДЕНЬ УЗНАЛ, ЧТО СЛУЖИТ К МИРУ ТВОЕМУ! НО ЭТО СОКРЫТО НЫНЕ ОТ ГЛАЗ ТВОИХ, ИБО ПРИДУТ НА ТЕБЯ ДНИ, КОГДА ВРАГИ ТВОИ ОБЛОЖАТ ТЕБЯ ОКОПАМИ И ОКРУЖАТ ТЕБЯ, И СТЕСНЯТ ТЕБЯ ОТОВСЮДУ, И РАЗОРЯТ ТЕБЯ, И ПОБЬЮТ ДЕТЕЙ ТВОИХ В ТЕБЕ, И НЕ ОСТАВЯТ В ТЕБЕ КАМНЯ НА КАМНЕ ЗА ТО, ЧТО ТЫ НЕ УЗНАЛ ВРЕМЕНИ ПОСЕЩЕНИЯ ТВОЕГО(Лук.19:42-45). Так и наша русская православная церковь проморгала очередное пришествие правды и справедливости и даже до сих пор клянёт Божий судный день — Великую Октябрьскую социалистическую революцию.
36 О ДНЕ ЖЕ ТОМ И ЧАСЕ НИКТО НЕ ЗНАЕТ, НИ АНГЕЛЫ НЕБЕСНЫЕ, А ТОЛЬКО ОТЕЦ МОЙ ОДИН;
37 НО, КАК БЫЛО ВО ДНИ НОЯ, ТАК БУДЕТ И В ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО:
38 ИБО, КАК ВО ДНИ ПЕРЕД ПОТОПОМ ЕЛИ, ПИЛИ, ЖЕНИЛИСЬ И ВЫХОДИЛИ ЗАМУЖ, ДО ТОГО ДНЯ, КАК ВОШЕЛ НОЙ В КОВЧЕГ,
39 И НЕ ДУМАЛИ, ПОКА НЕ ПРИШЕЛ ПОТОП И НЕ ИСТРЕБИЛ ВСЕХ, - ТАК БУДЕТ И ПРИШЕСТВИЕ СЫНА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО;
40 ТОГДА БУДУТ ДВОЕ НА ПОЛЕ: ОДИН БЕРЕТСЯ, А ДРУГОЙ ОСТАВЛЯЕТСЯ;
41 ДВЕ МЕЛЮЩИЕ В ЖЕРНОВАХ: ОДНА БЕРЕТСЯ, А ДРУГАЯ ОСТАВЛЯЕТСЯ.
42 ИТАК БОДРСТВУЙТЕ, ПОТОМУ ЧТО НЕ ЗНАЕТЕ, В КОТОРЫЙ ЧАС ГОСПОДЬ ВАШ ПРИИДЕТ.
43 НО ЭТО ВЫ ЗНАЕТЕ, ЧТО, ЕСЛИ БЫ ВЕДАЛ ХОЗЯИН ДОМА, В КАКУЮ СТРАЖУ ПРИДЕТ ВОР, ТО БОДРСТВОВАЛ БЫ И НЕ ДАЛ БЫ ПОДКОПАТЬ ДОМА СВОЕГО.
44 ПОТОМУ И ВЫ БУДЬТЕ ГОТОВЫ, ИБО В КОТОРЫЙ ЧАС НЕ ДУМАЕТЕ, ПРИИДЕТ СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ.
45 КТО ЖЕ ВЕРНЫЙ И БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАБ, КОТОРОГО ГОСПОДИН ЕГО ПОСТАВИЛ НАД СЛУГАМИ СВОИМИ, ЧТОБЫ ДАВАТЬ ИМ ПИЩУ ВО ВРЕМЯ?
46 БЛАЖЕН ТОТ РАБ, КОТОРОГО ГОСПОДИН ЕГО, ПРИДЯ, НАЙДЕТ ПОСТУПАЮЩИМ ТАК;
47 ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, ЧТО НАД ВСЕМ ИМЕНИЕМ СВОИМ ПОСТАВИТ ЕГО.
48 ЕСЛИ ЖЕ РАБ ТОТ, БУДУЧИ ЗОЛ, СКАЖЕТ В СЕРДЦЕ СВОЕМ: НЕ СКОРО ПРИДЕТ ГОСПОДИН МОЙ,
49 И НАЧНЕТ БИТЬ ТОВАРИЩЕЙ СВОИХ И ЕСТЬ И ПИТЬ С ПЬЯНИЦАМИ, -
50 ТО ПРИДЕТ ГОСПОДИН РАБА ТОГО В ДЕНЬ, В КОТОРЫЙ ОН НЕ ОЖИДАЕТ, И В ЧАС, В КОТОРЫЙ НЕ ДУМАЕТ,
51 И РАССЕЧЕТ ЕГО, И ПОДВЕРГНЕТ ЕГО ОДНОЙ УЧАСТИ С ЛИЦЕМЕРАМИ; ТАМ БУДЕТ ПЛАЧ И СКРЕЖЕТ ЗУБОВ(Матф.24:36-51).
Что о дне и часе никто не знает, кроме Бога, это действительно так. Метеорологи могут предсказать гибельный ураган, а пророки - катастрофу того или иного значимого явления. Но ведь, концов, крантов, крестов бесчисленное множество: это и смерть каждого человека, и дорожно-транспортное происшествие, кораблекрушение, землетрясение, извержение вулкана, цунами, пожар, засуха, холод, голод, повальные болезни, истребительные войны и неизбежное затухание солнца... Всё это может знать только один Бог, у Которого все звёзды сосчитаны и волосы на человеческом скальпе. Кто-то скажет: Христос не придёт ради локального, мелкомасштабного конца, Он придёт, когда будет проповедано Евангелие среди всех народов, кораблю или автомобилю оно не проповедуется. Отвечу так: Евангелие не только слово, но и дело Божье, волеизъявление. Там, где пропахано плугом и пострижено серпом или мечом, то есть дано место центростремительным и центробежным энергиям, там и свершилось Евангелие, там крылья святилища, седмины, храма Божьего, а храм не бывает без Бога, который Конец и одновременно Начало.
Далее по тексту идёт истребление части живого только за то, что оно ест, пьёт и спаривается, совокупляется. Но почему, ведь центростремительные энергии не вне закона, благодаря им жизнь умножается, развивается, эволюционирует! Увы, центростремительные энергии являются одновременно центробежными, разрушительными по отношению к тому, что служит нам пищей. Еда, едьба, еЗда — здесь кроются всевозможные формы эксплуатации, за которые придётся расплачиваться. Я привожу три стихотворения - как боится потенциальная жертва стать чьей-то жратвой, она затаивается, не даёт о себе знать, молчит: птица поёт, сама себя выдаёт!
* * *
Смотреть вперед, отвергнув упованья,
Не знать часов, не верить в смену дней.
Закрой глаза и в сне окаменей,
Когда таков твой круг существованья.
В таком кругу прошедшее ясней.
Но разлюби свои воспоминанья:
Беги услад, беги очарованья
Изжитых лиц, событий и огней.
Ты помнишь миг: они пришли впервые.
Как сладко боль зажглась в твоей крови!
То, чуя тлень, шли черви гробовые.
Окаменей, их пир останови:
Как статуи, в недвижности живые,
В недвижном сне таинственно живи.
(Дмитрий Олерон)
* * *
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои —
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи,
Любуйся ими — и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, —
Питайся ими — и молчи.
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи!..
(Тютчев Ф.И.)
* * *
Молчание – начало всех начал,
И до того, когда явилось «слово»,
Никто других любить не обещал,
И не просил ему поверить снова.
Молчу и я, как рыба, что волной
Для испытаний брошена на сушу.
Глотаю воздух влажный и хмельной,
Но тишины прибрежной не нарушу.
Не потому, что от рожденья нем,
А просто чайки крик услышать могут.
Я жду прилив. Уже чуть-чуть совсем.
Луна близка. Молчу. Я верю Богу.
(Махнач С.Ю., Молчание)
Но ведь и Писание говорит, как тяжка, скорбна жертва: И ДАЛИ МНЕ В ПИЩУ ЖЕЛЧЬ, И В ЖАЖДЕ МОЕЙ НАПОИЛИ МЕНЯ УКСУСОМ. ДА БУДЕТ ТРАПЕЗА ИХ СЕТЬЮ ИМ, И МИРНОЕ ПИРШЕСТВО ИХ — ЗАПАДНЕЮ; ДА ПОМРАЧАТСЯ ГЛАЗА ИХ, ЧТОБ ИМ НЕ ВИДЕТЬ, И ЧРЕСЛА ИХ РАССЛАБЬ НАВСЕГДА; ИЗЛЕЙ НА НИХ ЯРОСТЬ ТВОЮ, И ПЛАМЕНЬ ГНЕВА ТВОЕГО ДА ОБЫМЕТ ИХ; ЖИЛИЩЕ ИХ ДА БУДЕТ ПУСТО, И В ШАТРАХ ИХ ДА НЕ БУДЕТ ЖИВУЩИХ, ИБО, КОГО ТЫ ПОРАЗИЛ, ОНИ [ЕЩЕ] ПРЕСЛЕДУЮТ, И СТРАДАНИЯ УЯЗВЛЕННЫХ ТОБОЮ УМНОЖАЮТ. ПРИЛОЖИ БЕЗЗАКОНИЕ К БЕЗЗАКОНИЮ ИХ, И ДА НЕ ВОЙДУТ ОНИ В ПРАВДУ ТВОЮ; ДА ИЗГЛАДЯТСЯ ОНИ ИЗ КНИГИ ЖИВЫХ И С ПРАВЕДНИКАМИ ДА НЕ НАПИШУТСЯ
(Пс.68:22-30). Вот почему ОДИН БЕРЁТСЯ, А ДРУГОЙ ОСТАВЛЯЕТСЯ, - это мщение, как и во времена Ноя. Октябрьская революция — это мщение «белым», а ельцинский переворот — возмездие «красным». Почитайте 30-ю главу Иеремии: противоположности там стоят в очереди - страдательная за исцелением, благополучная за наказанием. Пойдёт, допустим, ожидаемая большая приливная вода, как в стихотворении Махнача, и молчаливая рыба возликует. Но вот что написано в Коране о ликующих: ВОИСТИНУ, КАРУН(библейский Корей) БЫЛ СОПЛЕМЕННИКОМ МУСЫ(библейского Моисея), НО ПРИТЕСНЯЛ ИХ. МЫ ДАРОВАЛИ ЕМУ СТОЛЬКО СОКРОВИЩ, ЧТО КЛЮЧИ ОТ НИХ БЫЛИ ОБРЕМЕНИТЕЛЬНЫ ДАЖЕ ДЛЯ НЕСКОЛЬКИХ СИЛАЧЕЙ. СОПЛЕМЕННИКИ СКАЗАЛИ ЕМУ: «НЕ ЛИКУЙ, ВЕДЬ АЛЛАХ НЕ ЛЮБИТ ТЕХ, КТО ЛИКУЕТ. А ПОСРЕДСТВОМ ТОГО, ЧТО АЛЛАХ ДАРОВАЛ ТЕБЕ, СТРЕМИСЬ К ПОСЛЕДНЕЙ ОБИТЕЛИ, НО НЕ ЗАБЫВАЙ О СВОЕЙ ДОЛЕ В ЭТОМ МИРЕ! ТВОРИ ДОБРО, ПОДОБНО ТОМУ, КАК АЛЛАХ СОТВОРИЛ ДОБРО ДЛЯ ТЕБЯ, И НЕ СТРЕМИСЬ РАСПРОСТРАНЯТЬ НЕЧЕСТИЕ». ОН СКАЗАЛ: ВСЁ ЭТО ДАРОВАНО МНЕ БЛАГОДАРЯ ЗНАНИЮ, КОТОРЫМ Я ОБЛАДАЮ». НЕУЖЕЛИ ОН НЕ ЗНАЛ, ЧТО ДО НЕГО АЛЛАХ ПОГУБИЛ ЦЕЛЫЕ ПОКОЛЕНИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕВОСХОДИЛИ ЕГО МОЩЬЮ И НАКОПЛЕНИЯМИ? ГРЕШНИКИ НЕ БУДУТ СПРОШЕНЫ ОБ ИХ ГРЕХАХ. ОН ВЫШЕЛ К СВОЕМУ НАРОДУ В СВОИХ УКРАШЕНИЯХ... МЫ ЗАСТАВИЛИ ЗЕМЛЮ ПОГЛОТИТЬ ЕГО ВМЕСТЕ С ЕГО ДОМОМ(Коран 28:76-81). Что же нам предлагает Писание? Бодрствовать, чтобы избежать крайностей, о которых вот что написал малороссийский мудрец Григорий Сковорода: «Глупость в изобилии гордится и бранится, а в скудости оседает и отчаивается. Она в обеих долях несчастна. Там бесится, как в сумасбродной горячке, а тут с ног валится, как стерво. Такая язва случается от того, что не научились царствию Божию и правде его, а думают, что в мире все делается наудачу, как в беззаконном владении». Бодрствовать — значит стоять на страже, ограничивать себя, поститься, приводиться в умеренность, в меру — се мера, семёрка, седьмой день Господень, который одновременно первый! От неё равновесие, любовь, справедливость, равенство, мир, братство, довольство. Седмина, семь седмин, семьдесят - вот прямой путь к Богу, три меры высот(Исайя 58:4,14; Матфей 13:33). СМОТРИТЕ ЖЕ ЗА СОБОЮ, ЧТОБЫ СЕРДЦА ВАШИ НЕ ОТЯГЧАЛИСЬ ОБЪЯДЕНИЕМ И ПЬЯНСТВОМ И ЗАБОТАМИ
ЖИТЕЙСКИМИ, И ЧТОБЫ ДЕНЬ ТОТ НЕ ПОСТИГ ВАС ВНЕЗАПНО(Лука 21:34). ОСТАВЬ ИХ, ПУСТЬ ОНИ ЕДЯТ, НАСЛАЖДАЮТСЯ, И НАДЕЖДА ИХ ОТВЛЕКАЕТ. ПОТОМ ОНИ УЗНАЮТ(Коран 15:3). ПОИСТИНЕ. АЛЛАХ ВЕДЁТ ТЕХ, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ И ТВОРИЛИ БЛАГИЕ ДЕЛА, В САДЫ, ГДЕ ВНИЗУ ТЕКУТ РЕКИ. А ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ УВЕРОВАЛИ, НАСЛАЖДАЮТСЯ И ЕДЯТ, КАК ЕДЯТ ЖИВОТНЫЕ, И ОГОНЬ — МЕСТОПРЕБЫВАНИЕ ИХ!(Коран47:13).
Итак, жертва неугодна Богу. МИЛОСТИ ХОЧУ, А НЕ ЖЕРТВЫ(Матфей 9:13).
Дай, Бог, быть тёртым калачом,
Не сожранным ничьею шайкой,
Ни жертвой быть, ни палачом,
Ни барином, ни попрошайкой.
(Евгений, Евтушенко, Дай, Бог)
Мне чужды экстремисты... Мне приелись
их трепотня, их умственный разврат.
Вся эта ультралевость, ультраправость
рутиной одинаковой разят.
И в мире, двунаправленном, рутинном,
где рвутся к власти с бомбой под полой,
спасенье не в «да здравствует!» ретивом,
ни в злобно-разрушительном «долой».
Но между «про» и «контра» есть на свете,
Как будто между мечущихся пуль,
рутинность омерзительная третья -
трусливая возвышенность чистюль.
(Евгений Евтушенко)
Конечно, спасенье, в самой умеренности, срединности не может быть для всеядного, тщеславного поэта, как, впрочем, и для скромного гражданина. Синонимы рутины — косность, привычка, шаблон, консервативность. А жизнь — динамика, движение, поиск, но держаться в страхе Божьем не предосудительно. Не зря же апостолы Иоанн(1 Иоанна гл.2), Пётр(2 Петра 3:10), Павел(1 фессалоникийцам 5:2) держат нас в нравственном напряжении перед Судным днём, апокалипсисом, накануне ли он будет или в отдалённых временах. Сам термин «второе пришествие» говорит о множественности процесса, а не одноразовости. После Христа Иерусалим разграбливали персы, арабы, крестоносцы, мамлюки, тюрки-османы. Да я думаю, что этот вопль «О Иерусалим, Иерусалим!» - он извечный. Апостол Пётр долготерпением Божьим объясняет отдаление вселенской катастрофы: мол, у Бога день, как тысяча лет. Но и в семь тысяч лет с основания мира тектонический конец не состоялся, будем же считать «тысячи», как кальпы, миллионы лет, как с основания мира, так и до свершения, то есть долготерпение Божие более основательное, чем мы думаем. Да и сами воскрешения будем считать не чудесными восстаниями из некроза, из гробов, ведь у Бога нет мёртвых, а обновлениями, модернизациями, метаморфозами. Как вариант я здесь упоминаю «философию общего дела» философа-футуролога и космиста Николая Фёдоровича Фёдорова о воскрешении, преображении и возвращении предков к Богу посредством науки и расселении их во вселенной. Как это будет происходить — вот вопрос! Но если Бог в состоянии воздвигнуть людей из камней(Матфей 3:9), то почему не руками тех же людей! Ведь есть же обещание Божие: ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ, ДЕЛА, КОТОРЫЕ ТВОРЮ Я, И ОН СОТВОРИТ, И БОЛЬШЕ СИХ СОТВОРИТ(Иоанн 14:12). Но может, из камней и не надо — долго; возможно, что предки наши находятся в нас, в человечеком теле, как в родословном древе, и их ещё проще реинкарнировать? Если церковное тело Христа состоит из людей, как членов, то почему бы и человеческому телу не вобрать в себя предков, которые через семя передают эстафету жизни! ПУСТЬ ЖЕ ПОСМОТРИТ ЧЕЛОВЕК, ИЗ ЧЕГО ОН СОЗДАН! СОЗДАН ИЗ ВОДЫ ИЗЛИВАЮЩЕЙСЯ. ВЫХОДИТ ОНА ИЗ ХРЕБТА И ГРУДНЫХ КОСТЕЙ. ПОИСТИНЕ, ОН В СИЛАХ ВЕРНУТЬ ЕГО СНОВА, В ТОТ ДЕНЬ, КОГДА БУДУТ ИСПЫТУЕМЫ ТАЙНЫ(Коран 86:5-9). То есть здесь намекается, что круговорот человека и его родословное древо в нём самом! И эти намёки продолжаются и в 75-ой суре: человек, собранный и читаемый из членов, хребта, ключицы, голеней — сам себе наблюдатель, и в 9-ой суре, где описывается клеймение фарисейских членов в геенне — лбов, боков и хребтов(9:34-35). Да и в Евангелии про соблазняющие члены тела нелицеприятно написано(Марк 9:43-47), - значит они самостоятельные, если их приспичило обвинять! Возможно, что родившиеся увечными, вырвались из огня, из соблазна, как ящерица без хвоста. Ныне, когда наука ведёт дискуссию по поводу клонирования и выращивания стволовых клеток, а космонавтика готовится к освоению межпланетных трасс, прозрение будущего русским философом как бы проглядывается, хотя и в тумане. Я верю этому Божьему человеку, который питался хлебом да чаем, спал на голом сундуке, зимой и летом ходил в выцветшей, лёгкой одежде, зарплату раздавал, труды свои публиковал анонимно и не позволял себя фотографировать или рисовать. Но для русской православной церкви неординарная мысль, как всегда, еретическая.
Теперь, как резюме, 25-ая, последующая глава. Она состоит из трёх притч. Первая про дев — пятерых неразумных и пятерых мудрых. Это всё равно, что пять пальцев на неразвитой левой руке и деснице. Слово «десница» вобрало в себя число «десять», правизну и правду десятичного предела, сливки, масло, за что «десятка», как награду, имеет вход в сотенный предел. Но и «десна» из этой же серии. Фарисейка-голова осталась бы беспомощной, если бы на ней не разветвились концы — око (как оконечность), уста, усы, уши, нос, язык-ясык, шея, - слова эти, как устья реки или остья зёрен у злаков, остья листков у растений, остья верхнего яруса шерсти — это не что иное, как концы. «Десна» - тоже своего рода оконечность головы в устах, десятка. А если к голове приложить ещё туловище со своими конечностями, - руками, ногами, сиськами, письками, то к способности видеть, слышать, говорить, дышать, обонять, жевать прибавляется возможность делать, лелеять, кормить и любить. У дерева тоже плоды любви на самых тоненьких веточках — концах. У времени — прошлого, настоящего, будущего — также понятно, где концы — это мечты, жар-птицы, но никак не синицы.
Вторая притча тоже подобная первой: человек, отправляющийся в неведомую страну, поручает рабам своё имение в талантах — что ведомо, вестимо, явно. Господин этот, настранствовавшись, душевно обогатился: научился собирать, что не рассыпал, и жать, что не сеял, и такой же сноровки потребовал у подданых. Кто умножился, поступая подобно ему, он наградил. Трусливого раба же, закопавшего талант, чтобы вернуть дотошному хозяину его в целости и сохранности, он жестоко наказал, присовокупив мораль: кто имеет уши слышать, да слышит! Действительно, как можно слышать без ушей и видеть без глаз! Фарисейская закваска, не вложенная в тесто, в конец, в результат, бесполезна, как пустоцвет.
Третья притча отделяет козлов от овец. Козлы — опять же фарисейские головы, а овцы — сердобольные хвосты, концы, десятки, а может, сотни и тысячи. Эта притча подобна двум первым. Но в отличии от плотской и душевной корысти, она олицетворяет духовность, - в Евангелии много примеров, каким образом складываются стадии Пути — Отец, Сын, Дух Святой. Отдавать свои изюмины, свои таланты надо Богу, Духу. КТО ПРИНИМАЕТ ВАС, ПРИНИМАЕТ МЕНЯ, А КТО ПРИНИМАЕТ МЕНЯ, ПРИНИМАЕТ ПОСЛАВШЕГО МЕНЯ; КТО ПРИНИМАЕТ ПРОРОКА, ВО ИМЯ ПРОРОКА, ПОЛУЧИТ НАГРАДУ ПРОРОКА; И КТО ПРИНИМАЕТ ПРАВЕДНИКА, ВО ИМЯ ПРАВЕДНИКА, ПОЛУЧИТ НАГРАДУ ПРАВЕДНИКА. И КТО НАПОИТ ОДНОГО ИЗ МАЛЫХ СИХ ТОЛЬКО ЧАШЕЮ ХОЛОДНОЙ ВОДЫ, ВО ИМЯ УЧЕНИКА, ИСТИННО ГОВОРЮ ВАМ, НЕ ПОТЕРЯЕТ НАГРАДЫ СВОЕЙ(Матф.10:40-42). Думаю, что только таким образом можно водворится у Бога, избавится от болезненной сансары рождений и смертей, геенны страданий.
Пусть не пугает нас апокалипсис: мы всегда при нём, если не у Бога. Почитайте 10-ую главу от Матфея и 9-ую от Марка: там апокалипсис, как привычный феномен для нас, опущен, но принципы восхождения к Богу те же.
|