«Не всякий способен воспринять заключенную в притче мудрость, и уж тем более не всякий способен сделать это сразу».
«Опыт - это ключ к двери, ведущей в правильном направлении». «Вот ключ ко всей этой истории, - вдруг подумал Пуаро, - но как раз этот ключ не так-то легко приладить к замку» - /Агата Кристи – мастер - детективов/.
Почему же ключом названо разумение, или познание? Не потому ли, что разумение, или познание, открывает нам возможность постигать, познавать, а то, что нами познано, то приобретено. Хотя ключи могут, как запирать, так и отпирать двери, они почти всегда являются зримыми символами доступа, освобождения и, в обрядах посвящения, инициации, последовательного продвижения от одной стадии жизни к другой. Египетский анкх, похожий на ключ-крест, символизирует переход к жизни. «Ключи к жизни. Ключи к выживанию. Их несложно найти. Но нужно еще знать, где двери, к которым они подходят, чтобы не пришлось ходить с тяжелой связкой от одной двери к другой и пробовать каждый ключ»-/Элисабет Рюнель/. «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дает ему разумение»- /Иов.32.8/. Разумение – это совокупность знаний, которые мы приобрели, и они стали парадигмой нашей жизни. Парадигма (от греческого – пример, образец) означает систему ценностей, которые определяют наши поступки в жизни, наш образ жизни.
Понятно, что речь тут идёт, вероятнее всего, об обычных омонимах с разной этимологией, но давайте разберёмся. Ключи, находящиеся почти у каждого человека в кармане, родственны... клюке, слову с общеславянской основой, означающей предмет кривой формы. Так, в чешском klikа — это «крюк, щеколда», а сербохорватское кљука означает «крюк, ключ, скоба». Кстати, ещё один родственник кривой палки, с которой обычно ходят старухи в сказках, — клюшка. Скрипичный ключ тоже имеет изогнутую форму, однако, по сути, слово является калькой с латинского clavis — «ключ», которое, по мнению Фасмера, также этимологически родственно ключу. Кроме скрипичного — музыканты знают — есть ещё множество других ключей — знаков, задающих расположение нот на нотном стане, их высоту. Отсюда и выражение «в таком-то ключе». Жизнеописание героя представлено в комедийном ключе. В том же словаре Фасмера находим, что ключ в значении родника также имеет общеславянские корни, но связанные с другим значением: «клокотать, клохтать, бурлить». Тем не менее, знаменитый этимолог высказывает предположение об одинаковом происхождении этого ключа с другими, рассматривая немецкое выражение eine Quelle erschließen — буквально «открыть, отпереть источник», а у Даля ключ-родник — это «водяная жила, источник, отпирающий недра земли»- /Ежи Лисовский/
Пытаюсь войти во внутрь ...ключ найти от своих дверей. Только сердце знает, как будто тихо шепчет не от той, а к ней... От дверей - как будто их много... и теряешься в сотнях ключей. Лишь один будет важным предлогом к смыслу, к жизни и к той из дверей, что откроет мир жизни твоей...».
«То, что вы на основании этих ключей пришли к таким открытиям, поистине замечательно. Просто у них не было настоящего ключа. Есть такие ключи, если конечно, знаешь, где и как их искать. Ключ всегда есть. Не знаю, каким образом к этому поступиться, но нужно использовать все возможные ключи, пройти по каждому следу» - /Агата Кристи/.
Дело в том, что русское слово «ключ» по-французски будет или «la sourse» (родник), или «lef» (отмычка). А теперь представим француза, который хочет сказать по-французски нашу пословицу: «Ключ замка сильнее», имеющий следующий смысл: «Каждую тайну можно открыть». Он находит в словаре перевод слова «ключ» – «ля суре». И далее переводит: «Родник сильнее замка».
Металлический стержень с особой комбинацией вырезов для отпирания и запирания замка. Что значит ключ? Ключ - с древних времен считается очень мощным символом, символ обладания чем-либо. Ключ - это власть, свобода, сила выбора, знание, вдох, инициация. Ключи от города символизировали власть над ним. Христос, порицая книжников и фарисеев, использует образ ключей от Царства Небесного, которыми пренебрегли его лицемерные оппоненты. В дальнейшем Христос вручил ключи апостолу Петру, поэтому в средневековой иконографии Петр часто изображался со связкой ключей. В традиционном праве ключи от дома вручались главе большой семьи.
Ключом к дверям всех сердец, является душевная теплота, доброта, порядочность. Человек, обладающий этими качествами, с легкостью сможет подобрать ключ к сердцу любимого человека. Не имея в себе этих качеств, вам долго придется искать ту самую дверь, к которой подойдет ваш ключ.
«А ключ — это…ключ предназначен для того, чтобы открыть что-нибудь, нечто закрытое, или же нечто нужно запереть. Но ключ даётся именно для этой цели. Так вот, существует много видов ключей, потому что мы много где используем ключи. Есть ключи от кладовых, есть ключ от вашего дома, есть ключ от автомобиля. И мы их называем ключами, а они и есть ключи. И во многих случаях с них можно сделать дубликат. Или же иногда можно сделать (как мы называем) отмычку для входа в дом. Другими словами, это такой ключ, который как бы сделан с определёнными рычажками, на оси, он поворачивает замок определённым образом и может открыть почти любую дверь — называется отмычкой. Это заготовка, подогнанная под шаблоны многих ключей, и таким образом ею можно открыть наши дома или даже наши автомобили, можно подделать. И ещё есть…. Никакой ключ не сможет открыть дверь, пока его не использует чья-то рука. Нужно, чтобы кто-нибудь применил этот ключ. Ключ, сам по себе, не может собою пользоваться. Кто-то обязательно должен применить этот ключ. Так вот, с ключом то же самое. Ключ обязательно должна держать рука, чтобы отворить дверь. Понимаете, должен быть в руке. Вот, и тот ключ, о котором я хочу сегодня поговорить…этот ключ можно держать одной лишь рукой — рукой веры. Только ею можно держать этот ключ. И в руках оказываются ещё и другие ключи, и для этого необходима рука веры.
«Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворит – и никто не отворит» - /Отк.3.7/. Ключам никогда не сообщают, какую дверь им предстоит открыть.
Ключ - Осевой символ, включающий в себя власть и возможность все открывать и закрывать, связывать и освобождать. Ключ также означает освобождение, знание, тайны, инициацию. Он тесно связан с символизмом Януса - бога, связывающего и отпускающего, изобретателя замков и бога инициации. Янус держит Ключи Власти, открывающие и закрывающие, а также ключ к двери, дающей доступ в область богов и людей, к дверям зимнего и летнего солнцестояния. Ключ составляет единый символический комплекс с дверным замком. Способность отпирать или запирать делает ключ символическим предметом олицетворяющим «разрешающую и связывающую силу» его владельца. Помимо общего с замком значения выступает также в качестве фаллического и осевого символа. Относительно значения ключей, изображаемых на гербах, Бёклер (1688) пишет: «Ключи означают господство и власть открывать и закрывать, поэтому с ними изображался двуликий Янус, ибо он имеет силу закрывать старый год и открывать новый. Есть также обычай приносить ключи от города его верховным правителям, чтобы показать тем самым, что им передается вся власть. Ключи на гербе указывают также на доверие и испытанную верность, проявленную по отношению к своему господину и повелителю». Ключ — очень мощный символ. Это власть, сила выбора, вдох, свобода действия, знание, инициация.
«Имеющий ключ управления церковью и власти над нею. Действия Его (Иисуса Христа) правления: Он отворяет двери возможностей для Своей церкви; Он отворяет двери для слова Своим служителям; отворяет двери входа, двери сердца; отворяет двери доступа в видимую церковь, определяя условия приобщения к ней, и двери доступа к торжествующей церкви, согласно утверждённым Им условиям спасения. Христос затворяет двери, когда Ему угодно затворяет двери возможностей и двери для слова, предавая, упорных грешников их жестокосердию затворяет, двери общения с церковью для неверующих и нечестивых, затворяет двери неба для неразумных дев, проспавших свой день благодати, и для делателей неправды, какими бы самоуверенными они ни были» - /М.Генри/.
«Самое главное – первая фраза в разговоре, в ней ключик. Гладко вошёл в беседу – откроется дверь, узнаешь от человека всё, что хотел» - /Борис Акунин/. «Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали»- /Лук.11.52/. Слово «ключ» упоминается Иисусом всего дважды - здесь и когда Он даёт Петру невидимый ключ от невидимого Царства. Кстати, звучит слово «ключ» схоже в русском и в греческом, да и в большинстве европейских языков, происходя от очень древнего названия любой кривой палки. И однокоренное тут слово «крюк», а вовсе не называние ручья, в котором «клю» - подражание звуку бегущей воды. Ключ - препятствие. Дерево, упавшее поперёк тропинки - тоже своего рода ключ, коли из прямого стало кривым. Не бывает ключа без тропинки, без прохода, который можно перегородить. А вот ключ без двери и, соответственно, без замка, бывает. То самое упавшее дерево есть одновременно и дверь, и ключ. Камень, закрывавший гробницу с мёртвым Иисусом. Закон есть одновременно дверь, ключ, и замок. Поэтому законники и могли так жутковато согрешить: толкование Закона неотделимо от Закона. Поэтому бесполезны, всякие попытки создать, машину, которая автоматически определяет, нарушен закон или нет, какое наказание следует за нарушение. Законник, между тем, и есть попытка такую машину создать. Законник ведь не судья, он - попытка манипулировать судьёй, ограничить полномочия судьи как живого человека с сердцем и совестью, ограничить и при этом не взять на себя никакой ответственности. Впрочем, законник манипулирует и тем, кто обращается в суд - во внешний суд или во внутренний суд, к совести. Законники - неплохие люди, только занятие они себе придумали нечеловеческое. Это - падение разума и падение личности, в которой этот разум. Словно дерево упало - пока росло прямо, к небу, было дерево жизни, а упало - стало крюком, деревом смерти. Любой законник, а не только еврейские или другие, обесчеловечивают закон и обесчеловечивают людей, обращающихся к закону, предлагая им своё посредничество» - /Я.Кротов/.
Когда Иисус сказал Апостолу Петру, что даст ему ключи, «И дам тебе ключи» - /Мт.16.19/ слово «ключи» было сказано во множественном числе: не «ключ», а «ключи». Этим Он указал на то, что существуют разные степени познания, а не одна, определенная форма познания для всех. Даже, на первый взгляд, общее познание о существующем Боге и посланном Им Сыне, Иисусе Христе, у всех различное, то есть на разном уровне. И отношение к Богу и с Богом у людей зависит именно от их степени познания Бога. Оно не приобретается разом и не открывается одним ключом.
Есть главный и единственный ключ, который открывает путь к познаниям, и он у Иисуса Христа. Это основной ключ разумения и ключ власти. Сердцеведец Бог открывает этим ключом путь лишь искренним сердцам, так как это является вступлением на путь к Царству Небесному. Ничто нечистое туда войти не может, и поэтому ключ от входа – в руках Иисуса Христа, испытывающего сердца: «И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит…» /Отк.3.7/. Без этого ключа, даже имея в кармане связку других ключей, вступить на путь познания Бога невозможно. Иисус Христос должен Сам открыть путь к разумению и познанию, и кому Он открывает, тому уже открывается и дальше. Вот почему к фарисеям сказаны эти слова: «…взяли ключ разумения: сами не вошли, и входящим воспрепятствовали» (Лк.11:52), то есть, отвергнув Иисуса Христа, фарисеи отвергли дверь к познанию и разумению Царства Небесного, которая открывается только Им. И как бы они ни хвастались и ни гордились тем, что им принадлежит ключ дома Давидова, Господь изрек, что отнимает у них ключ и возлагает его на рамена Другого, то есть Иисуса Христа. Бог, через Исаию, в прообразе царедворца Севы, сказал: «И будет в тот день, призову раба Моего Елиакима, … и власть твою передам в руки его; и будет он отцом для жителей Иерусалима и для дома Иудина. И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит» -/Ис.22.20-22/.
Итак, основной ключ, открывающий вход в разумение и познание, ключ власти – у Иисуса Христа. А связку ключей, отпирающих двери познания, как разные уровни, Он вложил в руки Апостола Петра: «…и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» - /Мф.16.19/. Иными словами, это знак большого доверия Бога Апостолу Петру и тем, кому также будут даны ключи Царства Небесного. Это доверие будет основываться на том, что человек достиг состояния хождения пред Богом или, иными словами, живет в Его воле.
И в другом месте Писания Иисус, обращаясь к церкви, говорит о том, что такую власть будет иметь и церковь, если она будет соответствовать этому званию – званию Церкви: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» - /Мф.18.18/. Это говорит о том, что ключи разумения, познания, ключи власти, даются духовно тем, кому Бог открывает путь к разумению Своим ключом: «Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» - /Ин.20.22.23/. Получить ключи разумения, а тем более власти, невозможно, не приняв прежде Духа Святого. Почему ключи разумения и познания названы еще и ключами власти? Все то, что нами познается, мы приобретаем, то есть мы обладаем тем, что нами познано. А т. к. познание – это двустороннее действие, то все, что нами познано, также обладает и нами. Из этого следует, что степень познания – это степень власти, то есть ты имеешь право пользоваться тем, что тобою приобретено. Обладаешь – значит властвуешь. Ты получаешь власть над тем, чем обладаешь. От степени познания зависит степень обладания, а значит, и степень власти. Принадлежащую ему власть Ключей Христос вручил Церкви. Когда Церковь провозглашает прощение Христово, она пользуется ключом прощения, а при отлучении прибегает к связывающему ключу. Эти два аспекта служения ключей символизируются двумя ключами, скрещенными подобно букве «X». Ключи учения, называемые ключами разумения. Вашим делом будет объяснять миру волю Божью, как относительно истины, так и относительно долга. Clave non errante - повороты ключа в нужную сторону.
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей»- /Отк.20.1/. Извлечь из этого отрывка контекст «Ключ к Двери». Затрагивать о «ключах», потому что Петру были даны ключи к Царствию. Но я хочу назвать её «Ключ к Двери». Итак, ключ, мы читаем, что этот Ангел сошёл с Небес с ключом в руке. Пришёл с ключом. А ключ — этот ключ предназначен для того, чтобы открыть что-нибудь, нечто закрытое, или же нечто нужно запереть. Но ключ даётся именно для этой цели. Так вот, существует много видов ключей, потому что мы много где используем ключи. Есть ключи от кладовых, есть ключ от вашего дома, есть ключ от автомобиля. И мы их называем ключами, а они и есть ключи. И во многих случаях с них можно сделать дубликат. Или же иногда можно сделать (как мы называем) отмычку для входа в дом. Другими словами, это такой ключ, который как бы сделан с определёнными рычажками, на оси, он поворачивает замок определённым образом и может открыть почти любую дверь — называется отмычкой. Это заготовка, подогнанная под шаблоны многих ключей, и таким образом ею можно открыть наши дома или даже наши автомобили, можно подделать. Никакой ключ не сможет открыть дверь, пока его не использует чья-то рука. Нужно, чтобы кто-нибудь применил этот ключ. Ключ, сам по себе, не может собою пользоваться. Кто-то обязательно должен применить этот ключ. Так вот, с ключом то же самое. Ключ обязательно должна держать рука, чтобы отворить дверь. Понимаете, должен быть в руке. Вот, и тот ключ, этот ключ можно держать одной лишь рукой — рукой веры. Только ею можно держать этот ключ. И в руках оказываются ещё и другие ключи, и для этого необходима рука веры. Так вот, возьмём, к примеру, ключ к знанию. Итак, человек должен,…если он старается накапливать знания (понимаете?) — к этому существует ключ. Этот человек должен открыть определённый способ. Он должен быть…достать книги и научиться, и он не может…никто не сможет его выучить. Его могут учить, но научиться он должен сам. А это можно сделать только одним способом — он должен ухватить этот ключ. Ту суть, которая раскроет или откроет ему знание, к которому он стремится. И есть такие люди, которые пытаются играть на пианино и…или музыку. Они просто этого не умеют, но они могут ходить, и учитель может проводить урок за уроком, но они никогда этому не научатся. Они просто не способны обладать ключом к этой разгадке: как звучит ритм и звуки мелодии, и прочее. Необходим ключ. И в математике: существует ключ к математике, с которым просто нужно наловчиться. Но, видите, некоторые просто имеют к этому ключ и умеют это делать. И существует ключ к знанию, человек…для знания. Существует ключ к науке, к научным исследованиям. Так вот, есть…это важный ключ. Люди ищут этот ключ. Знаете, ключ, который закрывает, также и открывает. Понимаете? Можно отпустить или связать. Это так. Тот самый ключ, который закрывает, он же и открывает. Ключ, который отворяет, может и запереть. И это точно. Понимаете? Потому что он вращается в обе стороны. Ключ тот не заметный для глаза, его нельзя услышать, но его можно почувствовать, а настоящий ключ к познанию себя - это есть душа и он светлый. Как жаль, что церковь перестала это видеть! А видит что «Жизнь бьёт бурлящим ключом, но почему-то канализационной водой» - /Юрий Татаркин/. Ключ – глубокое внутреннее знание, «образ, которым обозначают внутреннее состояние человека (как аспекта системы), символ активной и скрытой бурной Жизни».
Источники: Библия. Мэтью Генри - английский толкователь Библии 1662-1714. Уильям Бранхам – проповедник США.
|