«Диспуты, дискуссии, дебаты
Зря об этом длятся сотни лет,
Ибо виноватых в мире нет,
Потому что все мы виноваты»- /И. Губерман/.
Любой человек виноват только в одном, а именно в том, что он человек.
На размышление, наводит данная тема. О такой особенности мышления человека, как поиск виноватого. Peccavi – по - латински признать – виноват, в неприятной и простой ситуации. Действительно, иногда, оказавшись в тяжелом положении, бывает спасительно начать обдумывать ее, опираясь на это предположение и исходы.
Когда же человек «Лазарев умел находить задачи народно-хозяйственного звучания, но ему не хватало глубины и научного запала, чтобы сделать первоклассный институт»- /Геннадий Горелик/, как причину действия другого человека – то второй в его сознании нарекается виновным, который заслуживает наказания. «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; ибо кого любит Господь, того и наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему»- /Прит.3.11.12/. Что же спасительного человек может найти в этом? Когда на человека внезапно наваливаются неприятности, он волей или не волей испытывает напряжение. Существует специальный психологический термин для такого рода напряжения – фрустрация (лат. frustratio — «обман», «неудача», «тщетное ожидание», «расстройство замыслов»). Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая. Также в неприятной ситуации могут возникать злость, обида, негодование, возмущение. Все это активизирует человека: краснеют щеки, человек может начать кричать или быстро ходить, в целом, начинает вести себя неспокойно. Все это многим из нас знакомо. Что же происходит, когда находится «виновник» ситуации? Весь этот шквал эмоций направляется на него. В этом и есть спасение – находится вектор приложения возникших чувств. Вроде позлился на виновного, покричал, – и полегчало. А если он не виноват! А он же слаб, больной – он и виноват» - / «Алетейя» Плетнёва/. Такая практика в церквях у пастырей практикуется надо же козла отпущения – виновен.
«Нам некого винить, когда мы нищи, и глух наш слух и взор почти что слеп. Кого ему винить за путь тернистый, за то, что ног своих не вырвет из оков? Кого винить, когда не ценим дорогое и вечные дары дерзаем отрицать? Не сам ли человек в несчастье виноват, которое куёт своими же руками? В своей беде большой мы виноваты сами, а не благой Отец – Бог, Который всё нам даёт»- /Вера Кушнир – поэт/. «В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все, что угодно, но только не себя самих» /Платон/. «Если нам есть, в чем себя упрекнуть, мы всегда отыщем виновных»- /Хенрик Ягодзиньский/. В трудные времена человек всегда найдет, кого обвинить в обрушившихся на него несчастьях. Даже в ситуации, когда злоключения не удается отнести на счет родных, близких и ничего не подозревающих третьих лиц, можно найти крайнего... Господа Бога многие из нас поминают лишь в наиболее тяжелые минуты, причем, не всегда «добрым словом». Именно Бог оказывается виновным во всех наших проблемах, в особенности, связанных со здоровьем. Трудно обвинить в печальном диагнозе или кончине близких других людей, однако никто не мешает возложить вину на плечи того, кто не может этому воспротивиться. Итак. Можно ли винить Бога за это? Бог создал наш мир, как Свое изделие. Он наделил свое изделие необходимыми Ему качествами. Он дал изделию «Инструкцию по эксплуатации» - Библию. Он (Бог) предусмотрел все варианты развития событий. И одним из вариантов является вариант с Иисусом Христом. И вот тут появляемся мы, человечки, изделия, и начинаем предъявлять Творцу свои претензии. Глупо и бесперспективно. Христианство не виновато в том, что правду Бога не исполняют и не осуществляют в жизни. Христос не виноват в том, что заветы Его попирают, а потом и обвиняют.
В судебных заключениях встречается фраза: «Суд признал подсудимого виновным». Такая формулировка не точна. Точное определение должно звучать так: «Суд признал действия подсудимого противоречащими действующему законодательству и ущемляющими интересы других лиц». Но ни в коем случае не виновным, потому что никто ни в чем не виноват, т.к. не может поступать иначе, чем поступает (прошу не путать такую концепцию с пассивным фатализмом: «Зачем я буду что-то делать, когда от меня все равно ничего не зависит - сяду сиднем, и буду протирать штаны, тупо глядя в пространство!» на кафедру) - /Феликс Кирсанов/. Что-то схоже с сектанской христианской церковью, пришёл - протёр скамейку. «Доброе дело» сделал и ушёл.
«Всякий смертный виноват перед Аллахом» - так гласит мудрость священных книг. Это очень удобно служителям мечетей, разным имамам, шейхам и прочим обманщикам. Всякий смертный виноват перед Аллахом, ибо ему он обязан жизнью и хлебом, воздухом и солнцем. Всякий смертный виновен. А в чем виновен, нетрудно придумать. Один виноват, что мало молится,- плати за искупление грехов. Другой виноват, что мало мулле платит налога,- опять штраф. Третий провинился перед властью, богом поставленной,- тоже откупаться надо. Аллах для того и придуман, чтобы богатый мог получше обирать бедного. Очень просто получается. Живет человек, трудится, а муллы его грехи считают. Человек и не подозревает, что на его счету грехи, но приходит день, и зовут его на суд... Всякий человек виноват перед аллахом, а Махмуд и вправду был виноват, хотя этого не знал: «Как же можно быть виноватым перед тем, кого нет?».
В царской России железные дороги находились в руках частных предпринимателей — капиталистов. Железнодорожные компании в погоне за наживой хищнически эксплуатировали оборудование железных дорог, а это влекло за собой частые крушения, нередко с человеческими жертвами. Требования о привлечении виновных к ответственности ни к чему не приводили, так как во главе компаний стояли люди высокого ранга, близкие к правительству. «Виновным» всегда оказывался какой-нибудь стрелочник. Так образовалось ироническое выражение «стрелочник виноват», которое употребляется иногда и в настоящее время в тех случаях, когда тот или иной незадачливый руководитель виновником своей ошибки, просчета объявляет низового исполнителя. «Когда случаются неудачи, начинают искать не только причины этих неудач, но и виновных. И, как правило, таковыми оказываются не те, по чьей вине случились беды, а те, на кого можно свалить эти неудачи»- /В.Карпов – писатель-разведчик/. «Удивительно, но поиск виноватых всегда начинается с невиновных» - /Илья Родионов/. «Чем виноватее сам перед своей, хотя бы и скрытой, совестью, тем охотнее и невольно ищешь вины других, и в особенности тех, перед которыми виноват»- /Лев Толстой/. Перед начальством вы виноваты даже в том, что не виноваты. «У сильного всегда бессильный виноват: тому в истории мы тьму примеров слышим, но мы истории не пишем: а вот то, что видим и слышим, то и пишем» - /И.Крылов/. «Несчастные всегда виноваты: виноваты в том, что существуют, что говорят, что нуждаются в других и что не могут оказать им услуг» - /О. Мирабо/.
«- Быков! «- Настя, - это не я, ибо я, но я не виноват, либо меня с кем-то перепутали, либо это был мой двойник. В общем, ты все равно ни чего не докажешь!» - /«Интерны»/. Сначала виноваты нянечки и ясли. Потом - воспитатели и детский сад. Затем семья и школа. Следом виноваты: начальство и работа. Дальше - жена и дети... А сам по себе мужик ни в чём никогда не виноват! Российский дурак совершенно точно и однозначно знает «Кто виноват?» и «Что делать?». Мудрый, в общем-то, знает, что виноват дурак, но не знает, что с дураком делать»- /А.Рухваров/. Не инструмент виноват, что плохо звучит, играет, виноват сам музыкант, что играет не так, как нужно. Бог даёт каждому жизнь. Не жизнь виновата, что мы плохие, а мы сами в этом виноваты, что не хотим хорошо жить.
«То, что человек чувствует себя виноватым,- говорит Э.Пуаро, - ещё не значит, что он виноват. А чувствовать себя виноватым, и поэтому оправдываться, он может по разным причинам: боится, очень боится, прямо до тревоги, потерять расположение обвиняющего его человека, знает, что ему никогда не доверяют, и поэтому спешит защититься, он виноват в чем-то другом и чувство вины прорывается именно таким способом. Наконец, ему просто жаль человека, смотрящего на него опухшими от подозрения глазами, и он торопиться успокоить его наиболее щадящим для несчастного способом и в то же время и себя защитить. Ну а как еще? Не давать же понять подозревающему, что он так ошибся, и вообще глуп, что подозревает вот меня, невинного такого? То есть то, что человек оправдывается, служить доказательством вины не может»- /Агата Кристи-мастер детективов/. Если человек виноват и признает за собой свою вину, то это говорит, о его правильной самооценке и такой человек по жизни самодостаточен и не зависим, от чужого мнения. Именно эта независимость и позволяет ему, не смотря на признание своей вины выглядеть при этом достойно. И это уже само по себе есть снижение степени его вины. Если кто-то виновен в совершении какого-то криминального преступления (кражи, убийства и т. д.), это значит, что данный человек совершил это преступление. Не должен судить тот, кто сам в том - же виновен, и не заботится об исправлении себя и ближнего. «Я прекрасно знаю, - В.Путин,- что во всем виноват, даже если не виноват. Это в полной мере относится и ко всем, кто сидит сегодня в зале. Вы тоже виноваты, даже если не знаете, о чем идет речь». «Из двух ссорящихся более виноват тот, кто умнее» -/И. В. Гете/.
Фразу: «Кто не спрятался — я не виноват!» - используют во время детской игры в прятки, когда ведущий начинает искать других участников игры. Смысл в этой фразе глубокий: детская игра для взрослого понимания. Исчезнуть из поля зрения, значит, не оказаться виноватым – «тебя застукают». В чём? В том, что ты себя раскрыл для не нужного дела.
Кто же виноват в том, что миллиарды людей сегодня духовно слепы? Бог? Сатана? Обвинять в этом Бога или сатану легче всего, что многие духовно слепые люди и делают, чтобы отбиться от попыток христиан вразумить их. Но кто же виноват в духовной слепоте этих людей на самом деле? Если помнить о таком свойстве человека, которым наделил его Бог, как свободная воля выбора, то становиться предельно понятно, что в духовной своей слепоте виноваты сами люди. Почему? Да потому что люди, заражены, болезнью хорошо пожить, здесь, на земле, пусть даже эта жизнь будет не вечной. Люди во все времена так активно увлекались своим благоустройством на земле, что перспектива будущей вечной блаженной жизни рядом с Богом в Его Царстве, для таких людей была неприемлема по той простой причине. Что эту жизнь нужно было ждать, и ждать, не сложа руки, но ждать с параллельным трудом для Бога, сопровождающимся многими скорбями. Таким образом, имеющий свободу выбора человек, выбирает в большинстве случаев такой образ жизни, который направлен на достижение материального благополучия в материальном мире, т.е. здесь и сейчас. И, к сожалению, не так уж и много тех людей, которые эту жизнь расценили, как возможность восстановить потерянную в Эдеме святость. Как возможность потрудиться для Бога, чтобы в не таком уж и далеком будущем удостоиться стать жителем Царства Божьего, в которое ничто «нечистое, то есть не святое, не войдет» - /Отк. 21.27/.
Кто виноват? Государство. Власть. Правительство. Муж. Жена. Дети. Внуки. Бог. «Нынче времечко такое – не дают властям покоя, за такой развал страны. Хоть и нет их в том вины? Знать бы? по какой причины» - / «Уральский маяк» - /П.Степыкин/. Кто же действительно, на самом деле, является виновником всего происшедшего? Кто же является причиной, источником кого можно обвинить. Рассмотрим: Давид на слова пророка Навана сказал: жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это…за то, что не имел сострадания. И сказал Наван Давиду: «Ты тот человек. Так говорит Господь, Бог Израилев» - /2Цар.12.4-7/. Искать виновность в ком-то и в чём-то? Не лучше ли искать вину в себе. Государство – виновато ли оно? Власть – право подчинять своей воли. Прежде чем обвинять власть, мы должны разобраться, подчиняемся ли мы власти и какой, и ту власть мы и должны обвинять, если имеем на то право. Правительство – что такое правительство? Не зная, что такое мы обвиняем. Виновен муж. Действительно ли так? Кто же муж.
«Мы найдём утешение лишь в правдивых словах: «Кого винить, и наша ли вина. Ты получаешь, то, что заслужил».
Телевидение не виновато, что следует за имеющимся спросом. Государство не виновато, что ему пока не до культурных ценностей. И людское большинство тоже не виновато в своем невежестве и неготовности к культурному развитию. Хватит уже показывать друг на друга пальцем — это неконструктивно и бес культурно некрасиво.
«Жертва сама виновата» - устойчивость и настойчивость такой точки зрения шокирует многих людей. Но задумываясь - в этом «человек виноват» очень много всего слито. Много важного для тех, кто так утверждает. Это не просто от жестокосердия, сексизма и подверженности предрассудкам. Это мнение так упорно отстаивают, возможно, потому что это важная часть реальности, которую словно бы нужно отстаивать. А раз пытаются отнять, то эта часть реальности становится еще более важной оттого, что на нее посягают. «Сам виноват» - это не только и не столько про юридическую вину. «Виноват» не в том прокурорском смысле, в каком виноват агрессор-преступник. А «виноват» в смысле причинно следственных связей - сама навлекла такие последствия. Мини-юбку надевала? Шампанское пила? Танцы танцевала? Значит, навлекла неизбежное - это ж мужик, он иначе не может. «Христианство не виновато в том, что правду его не исполняют и не осуществляют в жизни. Христос не виноват в том, что заветы Его попирают» - /Н.Бердяев/. «Виновны те люди, которые делают из христианства, делают профессию» - /С.Зузах/.
«…если мы можем относиться по-христиански ко всем, не исключая и иудеев, то мы кругом виноваты, когда этого не делаем. …Вместо того чтобы прямо в этом покаяться, мы ищем, на кого бы свалить свою вину. Не мы виноваты — виноваты средние века со своим фанатизмом, виновата католическая церковь. Но вот начались гонения на иудеев в наши дни и в странах не католических. Тут уже виновными вместо нас являются сами потерпевшие…» - /В.С.Соловьёв (1853—1900) — православный русский философ/
«Россиянам, как известно, вопрос этот особенно близок. Впрочем, далеко не только россиянам. Падшая природа человека со времен Адама ищет виноватых во всех своих бедах. Адам не взял ответственности за грехопадение, он переложил её на жену. Ева также не взяла, а нашла виноватого — змея…/Быт.3.12-13/. Кто виноват в том, что я несчастлив? Виновата нелюбящая жена (муж), непослушные дети, родители, не давшие многого, плохой начальник, отсутствие денег, наконец, негодное правительство…. Когда в какое время народ был доволен правительством? Жалобы такого рода бесконечны. Вполне возможно, что вина людей на самом деле есть, но вот в чем проблема — перекладывая ответственность на других, мы остаемся закрытыми для изменения. Ничто вокруг нас не изменится, пока не изменимся мы! Это фундаментальная истина жизни. Воля Божья заключается в том, чтобы мы каялись и изменялись, преображались в образ совершенного Сына Божьего. Когда же мы убеждены в том, что все проблемы находятся вне нас, то пытаемся повлиять на них — давим и манипулируем супругом, кричим и унижаем детей, лихорадочно предаемся мирской суете с целью побольше заработать. Однако время показывает, что принципиально ничего не меняется, а зачастую становится хуже…. Пока не осознает человек — меняться надо ему самому, а когда изменюсь я, тогда поменяется и мир вокруг меня. Как мне измениться? Чтобы это сделать, надо иметь образец для подражания, поэтому общество создает и создает себе новых кумиров. Христианский же ответ давно известен — идеал есть только один — Иисус Христос, единородный Божий Сын. Библия также утверждает, что если человек проходит путем покаяния, он духовно возрождается и становится храмом Святого Духа, Который начинает содействовать его изменению. Итак, дорогой друг, вместо того, чтобы искать виноватых, добро пожаловать в мир внутренних перемен и в мир Божьего откровения! И еще одно — мы часто ищем виновных, когда нам плохо. Так мы хотим получить некое утешение, ведь если кто-то виноват, то мне и жить легче…. Жить может и легче, но сама жизнь не изменится. Зато, если мы не ищем виновных, а открыты для перемен, то оказывается, что болезненные, трудные времена – это не так уж и плохо. Когда в трудностях человек меняется в лучшую сторону, он сделал их ступеньками к своей победе. Да будет так! Пусть проблемы не разрушают нас, но меняют к лучшему. Выбор за нами!» - /А.Блинков/
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Легко ли распинать свою плоть? - Вячеслав Ивлев Крест - это то место, где мы вспоминем о любви и прощении Господа. также это место, где мы распинаем свои греховные желания. это то место, где мы становимся подобными Христу.