Для ТЕБЯ - христианская газета

Метамодернизм
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Метамодернизм


ПОСТ–ПОСТМОДЕРН ИЛИ МЕТАМОДЕРНИЗМ

__________________________________________________


О модернизме и постмодерне написано достаточно много.
Следует, на мой взгляд, отдать предпочтение тем исследователям
этого явления – и не только в литературе и искусстве, – которые исключают постмодернизм из естественного
исторического процесса и называют его явлением трансисторическим, возникающим критических ситуациях,
как в переломные моменты истории,так и в соответствующие им, в той или иной степени, кризисы в искусстве,
которое в свою очередь представляет собой феномен социальный и неразрывно связано с естественноисторическим процессом.

[…] Существует два взгляда на явление постмодернизма. Одни из них (и их большинство) считают, что это явление историческое, появившееся лишь в середине 20 века из-за кризиса культуры и цивилизации; другие, – что оно трансисторическое, т.е. возникающее всякий раз в любой кризисной эпохе (в этом случае рождается культура с типологическими параметрами постмодернизма как универсального фактора преодоления кризиса). […]

Искусство и литература в целом всегда реалистичны. Реализм тоже ведь не однозначен: критический, социалистический, романтический или сентиментальный, социалистический, наконец…
Но на любом этапе, в каждую эпоху приемлемая доселе форма реализма себя исчерпывает и ей на смену приходит модернизм, то есть «современный», новый.
Если сравнивать живопись П.Брейгеля или И.Босха с голландской живописью позднего средневековья,
то это искривление в русле голландской живописи, в целом голландская живопись такой не была.
Но застывшие формы надоедают. И это происходит не само по себе, не только по причине
их частых повторений – меняется уклад жизни, социум.
Цивилизация тоже претерпевает некоторую перестройку.

[…] Известный писатель Умберто Эко в «Заметках на полях Имени Розы» писал, что у любой эпохи есть собственный постмодернизм… Каждая эпоха (реализм) когда-нибудь подходит к порогу кризиса. Прошлое давит, тяготит, шантажирует.
Исторический авангард (модернизм) хочет откреститься от прошлого… Авангард разрушает, деформирует прошлое
и не останавливается на этом, разрушает образ, отменяет образ, доходит до абстракции, до безобразности,
до чистого холста. Но наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда.
И тогда ему на смену приходит постмедернизм: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности. […]

Несмотря на безусловную авторитетность и значимость в современной культуре Умберто Эко,
в традиции отечественного литературоведения закрепилось представление о постмодернизме как историческом явлении. Другое дело, что элементы постмодернистской поэтики встречаются в мировой литературе и других эпох. Однако как система, имеющая определенную целостность, постмодернизм сформировался все-таки только в современном литературном процессе.



Характерные черты постмодернизма
_____________________________________________________________

– интертекстуальность
– пародирование (само-), иронизирование, переосмысление элементов культуры прошлого
– многоуровневая организация текста
– прием игры, принцип читательского сотворчества
– неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, фрагментарность и принцип монтажа (принцип ризомы)
– жанровый и стилевой синкретизм (соединение, нерасчлененность различных видов культурного творчества)
– театральность, работа на публику, использование приема «двойного кодирования» явление «авторской маски», «смерть автора».

Казалось бы, достаточно. Мы рассмотрим отдельные черты постмодерна в литературе по мере необходимости. Но сейчас нас интересует совсем другое, а именно: так ли устойчив постмодернизм как явление и является ли он конечной формой языковой, изобразительной или музыкальной культуры, является ли постмодерн окончательной формой современной цивилизации? Есть достаточно оснований считать, что постмодерн также не бесконечен.

В основе культуры постмодернизма лежат идеи нового гуманизма. Культура, которую называют постмодерном, констатирует самим фактом своего существования переход «от классического антропологического гуманизма к универсальному гуманизму, включающему в свою орбиту не только все человечество, но и все живое, природу в целом, космос, Вселенную». Истинный идеал постмодернистов — это хаос (космос).

Это означает конец эпохи гомоцентризма и «децентрацию субъекта». Наступило время не только новых реальностей, нового сознания, но и новой философии, которая утверждает множественность истин, пересматривает взгляд на историю, отвергая ее линейность, детерминизм, идеи завершенности. Философия эпохи постмодерна, осмысляющая эту эпоху, принципиально антитоталитарна, что является естественной реакцией на длительное господство тоталитарной системы ценностей. Культура постмодерна складывалась через сомнения во всех позитивных истинах. Для нее характерны разрушение позитивистских представлений о природе человеческих знаний, размывание границ между различными областями знаний. Постмодерн провозглашает принцип множественности интерпретаций, полагая, что бесконечность мира имеет как естественное следствие бесконечное число толкований.

Тоталитарная система – это не социализм, капитализм, какая-либо из «кратий» – мир всегда был тоталитарным. Тоталитарная западная цивилизация, тоталитарный Восток, «советский тоталитаризм» и пр.
Имеет смысл говорить только о взаимодействие этих систем, их противостоянии или Сублимации.

В России постмодерн появился не в 60-е годы, как реакция на «хрущевскую оттепель», тому примеров предостаточно. Андрей Платонов – один из предвестников постмодерна в своем творчестве, Мастер и Маргарита М.Булгакова тоже не образец соцреализма и «принципа партийности в литературе», но как целостная и заявившая о себе система постмодерн обозначил себя именно в конце 60-х годов, как, впрочем, и на Западе, и в США. Мир един по своей сути и те изменения в сознание народов, которые происходят повсеместно, происходят и в России. Восток, особенно ЮВА и Индия всегда находились несколько в стороне, то что приемлемо для Европы не всегда находит отклик на Востоке, Ближний Восток тоже не исключение, хотя до сей поры имеются сомнения – европейским государством является, например, Турция, или «не совсем»… А хрущевские реформы дали возможность ознакомиться советскому народу с произведениями литературы и искусства современных европейских и американских мастеров. Но и без этого «экскурса» техпрогресс, новые электронные коммуникации (ТВ,СМИ) сделали бы свое дело. Освоение космоса, к примеру, дало мощный толчок творчеству советских писателей-фантастов, а формы их творчества неизбежно менялись бы и без помощи наших американских и европейских коллег – информация становилась все более доступной, информации становилось много и процесс обмена информации естественным образом ускорялся. Старые эпические формы повествования, упорядоченные конструкции уже не успевали за качественно изменяющимся временем.

Мы не можем не замечать, что ценности, (как культурные, так и духовные), нашего недавнего прошлого постоянно дают о себе знать.

Имя Россия — проект телеканала «Россия» и Телекомпании ВиD.
Несмотря на многочисленные подтосовки рейтинга, имя России 2013 – Слава Росси, Джугашвили Иосиф Виссарионович (3-е место). Николай II Романов затерялся где-то в середине списка (68 мест с начала), товарищ Ленин чуть дальше Николая Романова… Надо полагать, голосовали не за фотогеничность того или иного персонажа, а за его вклад в российскую государственность и культуру (проект существует с 2008 года). Культура –
это совсем не то, о чем вспоминают обыватели в первую очередь, это не изящные манеры или умение играть на пианино. Культура – это реализованное и овеществленное сознание.

Русский советский постмодернизм сформировался, очевидно, не как протест против советского тоталитаризма, в литературе в том числе, а как протест против искривлений во внутренний политике государства и бюрократизма чиновников, но и не только поэтому. Менялся уклад жизни,
информация стала доступнее, а появление компьютерной техники и в первую очередь ПК вообще поставило всю устаревшую систему с ног на голову. Это процесс на лавинообразный, но некоторое время ускорение его было достаточно ощутимо. Но точка бифуркации системы уже где-то рядом, далее или сама система обращается в хаос, или принимает новые формы и перейдет на новый, более дифференцированный и высокий уровень.

Эту новую формацию я мог бы назвать пост-постмодерном
(термин уже встречавшийся в практике) или МЕТА-ПОСТМОДЕРНОМ.

Не секрет, что глобализация коснулась не только производства, финансирования, средств и способов управления и информации – глобализация коснулась всего и, несмотря на то, что это вынужденная модель при системном кризисе капитализма, – она действует и приносит результаты. И результаты глобализации оказались настолько пагубны для населения планеты, что надстройка над базисом не заставит себя долго ждать.

Новое направление в литературе и искусстве не отвергнет игровой, иногда ироничный характер творчества, не канут в лету и некоторая театральность, и приверженность к разного рода постановкам (инсталляция, перформанс). Интертекстуальность и многоуровневая организация текста (музыкальных и изобразительных форм) тоже, скорее всего никуда не денутся. Если люди уже не способны терпеливо переносить бездуховность и голый практицизм, характерные для общества «идеальных потребителей», то неизбежно возникнет и НОВАЯ ДУХОВНОСТЬ, которая, не отвергая старых ценностей, придаст им новые содержание и окраску.









.

Об авторе все произведения автора >>>

Олег Павловский Олег Павловский, Санкт-Петербург
Художник, поэт, публицист.
e-mail автора: artchistar@mail.ru

 
Прочитано 4857 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Долгалев 2014-09-15 06:26:17
Не могу на равных дискутировать с автором с убогим своим словарём и средним образованием. Мне кажется, что знамя нынешнего времени - Жириновский в красном костюме. Фарс, ложь, ирония, как тупик... Вчера впервые в жизни не пошёл на выборы исполнять свой гражданский долг. Во власть идут, как правило, бессовестные люди, и не хочется голосовать за воров и мошенников. А лицемерный пассаж - обсуждение серьёзных вопросов, прерываемых пошлой рекламой на радио и телевидении! Честно сказать, и критиковать все нынешние дела душа не лежит, поскольку все мы дети этого времени, все инфицированы. Когда же восстанет новый Горький, чтобы вымести грязь сказочной мечтой социалистического реализма или как по другому это будет именоваться!
 
Михаил Бузин 2014-09-15 11:55:38
Тоже хочу сказать пару слов своим кургузым языком по поводу "инсталляций":
Когда-то, занимаясь живописью, частенько околачивался по художественным выставкам, включая Третьяковку...и обратил внимание на наших "кубистов", "модернистов" и прочая, прочая времён революции и не только. И шо я вижу на картинах - в основном прямоугольники, углы... и всё в каких-то грязных тонах - почти нет треугольников и чистого цвета. О Малевиче говорить не буду - это отдельная тема. "К чему бы это?", подумал я... "Что за хрень такая"?
И вот к какому выводу пришёл: Цифра 4 (четыре)символизирует материю, т. е. материальный мир. Цифра 3 (три) символизирует Духовный мир (Троица). Не из этого ли посыла художники и формировали свои картины, чувствуя своей тонкой душой наступление серого материалистического мира, и выражали его "кубами" на полотнах своих картин?
Были конечно и романтики с "башнями", но в целом - мрачные квадраты в разных вариациях - чистых треугольников почти нет. А о чём нам говорят современные "инсталяции", исходя их этого же посыла? О чём нам говорят соединения унитаза с велосипедом - кто мне скажет? Только без религиозного кликушества... у меня есть свой ответ, но хотелось бы послушать других.
 Комментарий автора:
Нет, это не так, Михаил. Правильных многоугольников и симметричных фигур довольно много. Треугольник – это симметрия «второго порядка». Пятиугольник тоже симметричен, но это уже даже не второй порядок.
Помимо «правильных многогранников» существуют и многогранники «выпуклые». ВЫ будете приятно удивлены, обнаружив на них пятиконечные звезды… http://www.chitalnya.ru/work/873259/


Долгалев 2014-09-15 17:11:28
Мне кажется, что круг и шар, как семёрка и двенадцать, а в десятичном исчислении - десять, сто и т.д - завершённые состояния, которые скручиваются в спираль. А уж всякие другие фигуры в них вписываются и стремятся таким образом к завершённости. Какую бы фигуру не оттанцовывало дерево или другое растение (в плане) - это лишь спиральное кружево. Да и человек тоже такая спираль - круг-головастик, круг-тулово с верхними конечностями и круг-таз с нижними. То же самое - Земля: если сделать её разрез, мы увидим опять слои круговерти. Посмотрим на изображения циклонов со спутников - точно такая же раскручиваемость. И т.д.
 
Михаил Бузин 2014-09-16 05:29:17
Что значит: "Треугольник - это симметрия "второго" порядка?" Для меня Треугольник - симметрия Первого порядка, кто бы там что не говорил. На этом треугольнике стоит вся Вселенная. А вот квадрат,
прямоугольник...действительно, "второго" порядка. Пятиугольник, пятиконечная звезда - человеческая звезда. Надеюсь Вы не думаете, что евреи, создав советское государство, были дураками, подняв эту звезду в качестве государственного символа. Они были просвещёнными ребятами, как к ним не относись, и понимали толк в символизме. Купол Духовности, да будет Вам известно, стоит на восьмиугольнике (например Византийский храм Софии в Стамбуле)... и этому есть чёткое объяснение - квадратура круга.

Вчера по телеку, по культурной программе, показали отрывок, в котором на широкой площади пидарасирующие метамодернисты публично, с сексуальным сладострастием, своими языками, облизывали... трактор Беларусь. Наверное трактор грязным был, таким образом, протереть его хотели. У них, этих художников метамодернистов, это действо "перфоменсом" называется, ну в смысле сексуально-сладострастная протирка своим языком трактора Беларусь! Прогресс таки... нам,"совкам" не понять.
 Комментарий автора:
Михаил, а ведь метамодернизм (в данном случае - это мой термин, метапостмодернизм или пост-постмодерн), никакого отношения к постмодерну не имеет , равно как и стиль модерн не имеет отношение к тому, что принято понимать под "модернизмом", т.е. под авангардизмом в любых его проявлениях, начиная от импрессионистов и кончая... многим, очень многим - поп-артом, сюрреализмом и проч...Модернизм в целом тоже не так и прост. Боюсь, что вы не специалист в этой области, что, в общем, не таки стращно - в этом деле вообще очень мало специалистов (как и в искусствоведение в целом), зато очень много "торговцев воздухом" - слишком благлдатная почва для "такой торговли", слишком легко водить за нос богатого, глупого и тщеславного обывателя...
А пост-постмодерн или метамодернизм предполагает как раз возврат к человеческому общению, к реальным коммуникациям, а не к шизофреническому бреду.
Вы пропустили вниманием мою предыдущую статью "Новый классицизм и финал постмодерна"
и предшествующую ей "Путешествие". Александр Миронов. Постомодернизм". Вот если выстроить некую "логическую цепочку", тогда, надеюсь, все встанет на свои места.

"Для меня треугольник - это симметрия первого порядка".
Для вас, Михаил, возможно и "первого", но это для вас.
Теология и наука не совсем одно и тоже, симметрии "третьего порядка" как бы уже и не существует, хотя пятиугольник - важный элемент одного из пяти правильных многогранников (см.), а выпуклая пятиконечная звезда и правильных выпуклых многоугольников (си. http://www.chitalnya.ru/work/873259/

Михаил Бузин 2014-09-17 12:26:07
Прошу, не обижайтесь на меня, Олег, видит Бог, я не хотел Вас обидеть. Конечно же Вы правы - по части "модернизмов" я действительно невежественный человек. Если меня и интересует модернизм - то как явление - откуда "ноги растут". И по этому поводу припоминается первый советский фильм "Золотой телёнок", где Бендера играл актёр по фамилии грузин (шутка) - по национальности, естественно.
В фильме есть эпизод, где О. И. Бендер и Киса Воробьянинов сидят в новом революционном пролетарском театре и смотрят спектакль "Горе от ума". На сцене новые пролетарские артисты выстраивают физкультурные горки, маршируют маршем, и выкрикивают агитки.
Потрясённый этим действом Киса Воробьянинов, воспитанный на классических образцах высокого искусства, повернул голову к сидящему рядом с ним Остапу Ибрагимовичу Бендеру, и спросил у него: "Что, это?"
И Бендер, посмотрев на отекшее лицо Кисы со сползшим моноклем, ответил ему: "Они, ищут!"
Мне кажется что про нынешних художников-модернистов можно сказать то же: "Они, ищут!". Но, проблема в том, что они, нынешние художники - такие же пролетарские, как и тогда - ничего, кроме "агиток" дать не могут, а дают лишь "горе от ума", показывая свою внутреннюю пустоту и ничтожество. Если не сказать больше... частенько показывая своим действом извращённое, больное ПОДсознание. Мне жаль их, и про таких сказано: "...они едят на могилах и жертвуют мёртвым". Возможно, через какое-то время...дай-то Бог. Михаил.
 Комментарий автора:
Ну, это смотря какие модернисты и кого из них считать современными. На самом деле я говорю о неизбежном рождении "новой духовности". А искусство - всегда реалистично, каким -измом его не называй.

Белов Антон 2014-10-01 14:32:48
Понятие метамодернизма существует и в архитектуре, и, в роде бы как, его впервые ввели Тимотеус Вермойлен и Робин ванн дер Аккер. Могли бы Вы конкретнее описать признаки метамодернизма? Существует ли в нём приемственность и развитие традиций (уважительное к ним отношение, а не как в постмодернизме)?
 Комментарий автора:
А что может быть "традиционнее" постмодеона?
Постмодерн несмотря на его игровой характер всегда базировался на прошлом, вплоть до прямого копирования (калька). Метамодернезм (и метапостмодернизм тоже) - это возврат к классике и он неизбежен. Бесконечно трансформировать, как и перетасовывать формы как колоду карт невозможно.

читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Признаки возрастания в благодати. - Габор

Милости Твоей полна вся земля (обработка) - Воскобойников Ігор Григорович
Мені страшенно не хочеться, щоб чудові тексти перетворювалися на мантри, у той час як Бог дав християнам хист робити чудові речі, у тому числі, вірші та пісні.

Преподобный Алексий (Соловьёв) - Девятова Светлана

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Крик души :
Откровение от Господа - Галина

Свидетельство :
Если бы меня не было... - Татьяна Осокина

Публицистика :
Диалектика многократного наступления на одну и ту же швабру - Александр Грайцер

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100