Нас было много на челне;
Иные парус напрягали,
Другие дружно упирали
В глубь мощные вёсла.
В тишине на руль, склоняясь,
Наш кормщик умный
В молчанье правил грузный чёлн» - /А.Пушкин/
«Увлекающийся практикой без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет» - /Леонардо да Винчи/. «Для благополучного плавания нужен хороший кормчий и попутный ветер; чтобы быть счастливым – ум и уменье»- /Эпиктет/.
Штурман — от голландского слова stuurman; stuur — штурвал, man — человек, специалист по кораблевождению. В коммерческом флоте это помощник шкипера (капитана). В обязанности штурмана входит счисление пути и присмотр за навигационными приборами.
«Работа штурмана на походе носит творческий характер»- /Из Правил организации штурманской службы на кораблях ВМФ/. Когда говорят о древних профессиях на море, то имеют в виду, кормчего, прототипа современного штурмана. Кормчий иначе «рулевой» или «правитель» производное от слова корма. Так называют человека, стоящего «у руля», который находится в задней части судна. На древних китайских судах рулём управлял человек, стоящий на корме - кормчий.
В английской транскрипции - навигатор. Офицер-навигатор – это не просто должность. Нет, и не может быть командира корабля, не владеющего навыками навигатора, штурманской практикой. Штурман корабля, в дополнение к этим навыкам, должен знать и любить свою материальную часть, свою специальность, разбираться в ней, обладать интуитивным навигационным чутьем, которое дается лишь практикой. Кроме того, нередко лишь ограниченный круг должностных лиц на корабле знает, куда и зачем идет корабль – штурман вхож в этот круг, что требует от человека, исполняющего должность штурмана, особых качеств. Штурман всегда рядом с командиром, на мостике корабля, или в ограждении боевой рубки подводной лодки, при входе-выходе из базы, при плавании вблизи берега, навигационных опасностей, он переносит мороз, порывистый ветер, выбивающий слезу, его с ног до головы окатывает морская штормовая волна. Но для штурмана главное – точно определить место корабля, не пропустить точку поворота на новый курс, вовремя определить открывшийся навигационный ориентир, избежать навигационных опасностей.
Кормчий — человек, стоящий на корме корабля около руля корабля, управляющий курсом корабля. Кормчим был специалист в морских искусствах, понимающий, как правильно вести корабль на местности, разбиравшийся в особенностях управления в разных условиях. В переносном значении кормчий — руководитель чего-либо - руководитель, вдохновитель. Значение слова «кормчий» включает не только управление рулем (выдерживание курса), но и управление кораблем (судном) вообще. Кормчий был специалистом в навигации, выборе пути, лоцманской проводке, ветрах и течениях, глубинах, местных условиях, одним словом — морской практике. Аналогом кормчего в Испании XV века был «маэстре» - исп. Maestre. При этом капитан отвечал за корабль в целом и руководил боем, (мог и не разбираться в судовождении), а мастер за морскую практику.
Кормчий: «свои знатоки были у тебя Тир; они были у тебя кормчими»- /Иез.27.8-«От вопля кормчих твоих содрогнутся окрестности»- /Иез.27.28/; «Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла» - /Деян.27.11/. «Но сотник больше доверял мнению кормчего и судовладельца, нежели мнению узнику Павлу. Обычно мастерам своего дела люди доверяют, однако в данной ситуации сотнику и другим с ним людям следовало бы прислушаться к суждению человека, близкого к Богу, т.е. к узнику Павлу, а не к суждениям наиболее прославленным мореплавателей. Те, кто руководствуется доводами разума больше, чем небесным откровениям, сами не понимают, в какие опасности себя ввергают. Сотник был весьма учтив с Павлом и всё же не принял во внимание его совета. Немало людей с почтением относятся к другим служителям, но при этом не принимают их наставлений, которые говорят: «Обратитесь, обратитесь…»-/Иез.33.11/. «Корабль не может противиться ветру, ставший игралищем волн» - /Овидий/.
«Вот и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулём направляются, куда хочет кормчий» - /Иак.3.4/. Кораблём управляют посредством умелого владения рулём. Руль представляет собой малейшую деталь корабля, управляя рулём, кормчий направляет и поворачивает корабль, куда ему угодно». Все же, когда руль направляется, он изменяет направление корабля. Кажется невероятным, что человек может управлять огромным кораблем с помощью такого относительно маленького устройства; тем не менее, именно так и происходит.
«И все кормчие и все, плывущие на кораблях, и все корабельщики и все, торгующие, на море стали, вдали» - /Отк.18.17/ - стоящий на корме у руля и направляющий путь корабля».
Жизнь человеческая часто сравнивается с морем. Вот, по морю плывет корабль; со всех сторон грозят ему опасности. Его ожидают бури; ему грозят подводные скалы и камни, его подстерегают морские разбойники, в корабле, наконец, может оказаться течь... Нужно постоянное внимание со стороны кормчего и распорядителей корабля, постоянная вдумчивость, осторожность, находчивость; и терпение; нужно постоянно все предвидеть и заранее принять меры против грозящей опасности. Но кто может поручиться за море? Сегодня мирное, завтра оно грозно вздымает свои пенящаяся волны; по виду гладкое и спокойное предательски привлекательное, оно под обманчивою зеркальною гладью может таить подводные камни и мели. И кормчий может устать, и корабельщики могут изнемочь, заснуть, ослабеть; они, наконец, по человеческой немощи не все могут предусмотреть, не с всякою бедою справиться. Одна надежда окрыляет путников: впереди тихая пристань; не век продолжится плавание, придет время, и они выйдут на твердую землю к безопасному существованию. И жизнь-море... По этому житейскому морю плывет корабль человеческой жизни среди множества всяких опасностей. Мы все—путники. Знаем мы эти опасности житейского плавания. Горести, скорби, лишения всякого рода, соблазны, болезни, напасти ближних, уныние, слабости, падения, - все это горьким опытом изведано каждым из нас. И у нас если мы не безбожны, надежда одна: впереди, по скончании жизни, чаем и мы тихой, вечной пристани, вечной жизни в Боге и с Богом.
«Крылья же кораблей суть церкви, а море — мир, в котором Церковь, подобно кораблю в пучине, обуревается, но в то же время не погибает. Ведь она имеет у себя опытного кормчего — Христа носит она в середине и победный трофей, направленный против смерти, - именно носит крест Господень вместе с собою. Есть у ней и нос - восток, и корма - запад; киль же - полдень; двумя рулями - два завета; веревки, протянутые вокруг, заменяет любовь Христова, связующая церковь; она же носит с собой и трюм, «баню пакибытия», ту, которая обновляет верующих. Присуща ей и прозрачная тонкая ткань — это Дух с небес, Которым верующие запечатлеваются Богу. При ней следуют и железные якоря — это святые заповеди самого Христа, которые имеют такую же крепость, как и железо. Имеет она и корабельщиков, как с правой, так и с левой стороны, - это святых ангелов служащих, благодаря которым беспрерывно содержится и охраняется церковь. Лестница же на ней, возводящая на высоту к мачте - это образ знамения страсти Христовой, тот образ, который влечет верующих к восхождению на небеса. Псифары, помещенные вверху на мачте, - это ряды пророков, мучеников и апостолов, успокаивающихся в царствии Христовом»- /Ипполита, епископа Римского/.
«Мы на тонущем корабле» - говорит митр. Корнилий. Значит, наша Церковь - корабль тонет. Значит, наткнулся он на камни, дал течь, заполняется водой, значит, кормчий у нас неопытен, раз допустил такую ошибку. Но как же может такое быть, ведь Кормчий у нас сам Господь - Христос, предупреждающий всех неверующих, что Церковь будет существовать всегда. Кормчий – это, мудрый руководитель который стоит за Штурвалом и управляет кораблём. Христос знает направление, по которому плывёт его корабль и цель пути. Он распределяет работу так, что каждый член экипажа знает свое задание и своё место.
«Ибо Церковь во всем подобна большому кораблю, который в великую бурю перевозит мужей из различных мест, желающих поселиться в едином городе благого царства. Кораблем же да будет для вас Господь Бог; и подобиями будут: кормчий – Христос, вперед смотрящий – епископ. Моряки – пресвитеров, надсмотрщики над веслами – диаконов, лоцманы – учителей, гребцов – всё сообщество братьев. Море – мира, встречный ветер – искушений, гонения же и опасности и скорби всякого рода – высоких волн, приходящие с материка бури и ветры – слов обольстителей и лжепророков. А мысы и мели – неким судьям, возвышенным должностью и жестоко угрожающим; дикие места, омываемые морями с двух сторон – тех слабых разумом людей, которые сомневаются в обетованиях истины; пусть лицемеры считаются подобными пиратам; но только грехи почитайте за огромную бездну и тартар Харибды, кровавое и смертоносное разрушение и истребление. И чтобы вам, безопасно плавая при благоприятном ветре, придти в гавань ожидаемого города». «Когда ветер дует спокойно, всякий мореплаватель может высоко мнить о себе и хвалиться. Но только при внезапной перемене ветров проявляется искусство опытных кормчих» - /Антоний Великий/
Корабль тонет, плот построен, спущен на воду, и плывет по воли стихии в океане. Скинут или нет спасительную веревку с корабля церкви? — переживает митрополит. Тогда, на борту нового корабля будет найден и колокол, и храм, заранее подобранные заботливой командой на корабль церкви, тогда не страшно будет за имущество, которое еще можно спасти, если вовремя построить плот.
Но бывают времена, когда эти бури захватывают море на огромном пространстве; к буре на море присоединяется землетрясение: вся водная стихия тогда заколеблется. Тогда замутится, поколеблется в самых своих основах; тогда все изменяет свое место, тогда нигде не видно спокойного уголка. Власть над кораблем потеряна; уныние и растерянность охватывают кормчего и корабельщиков. И кажется, несёт наш корабль, по воле бурь и волн, мимо пристаней, на камни, на мель, на прибрежные скалы. Гибель его близится с каждой минутой.
Гораций неоднократно говорит о государстве во время гражданской войны. Он сравнивает государство с кораблем, попавшим в бурю. И нужен кормчий, который корабль приведет к пристани. И наступит тишь. Мир. И вот этот образ из античности переходит в христианство. И теперь уже под кормчим понимают Христа. «Окормлять» - от «кормило», руль корабля (однокоренные - корма, кормчий), направлять по верной дороге, избегая опасностей. Кстати, интересно, как «управление» будет по-гречески – кибернетика. «Управлять», «я управляю, «кибернео», управляющий – «кибернет». Вообще говоря, это слово означает «кормчий», «штурман», тот который стоит на корме и направляет руль судна. У судна есть нос и есть корма. На корме штурман, кормчий – от слова «корма», он окормляет судно. Окормлять означает «вести», «стоять на корме и управлять судном», «быть кормчим», по-гречески «быть кибернетом». Главный кормчий - Христос. Мудрый руководитель. Итак, первоначально в христианстве кормчим назывался Христос.
Управляющий рулем внутри пристани еще не представляет точного доказательства своего искусства; но того, кто среди моря и во время бури мог спасти корабль, никто не может не назвать превосходным кормчим. И далее: Церковь Христова подобна кораблю, идущему по морю. Море нашей жизни очень редко бывает спокойным. В основном это буря волнений и скорбей. И как кормчий в опасные моменты прикладывает много усилий и умений, чтобы обезопасить корабль, так и великий Кормчий Господь Иисус Христос ведет Свой Корабль — Церковь по пути к вечной жизни.
Вот, по морю плывет корабль; со всех сторон грозят ему опасности. Его ожидают бури; ему грозят подводные скалы и камни, его подстерегают морские разбойники, в корабле, наконец, может оказаться течь... Нужно постоянное внимание со стороны кормчего и распорядителей корабля, постоянная вдумчивость, осторожность, находчивость; и терпение; нужно постоянно все предвидеть и заранее принять меры против грозящей опасности. Но кто может поручиться за море? Сегодня мирное, завтра оно грозно вздымает свои пенящаяся волны; по виду гладкое и спокойное предательски привлекательное, оно под обманчивою зеркальною гладью может таить подводные камни и мели. И кормчий может устать, и корабельщики могут изнемочь, заснуть, ослабеть; они наконец, по человеческой немощи не все могут предусмотреть, не со всякою бедою справиться. Одна надежда окрыляет путников: впереди тихая пристань; не век продолжится плавание, придет время, и они выйдут на твердую землю к безопасному существованию. И жизнь-море... По этому житейскому морю плывет корабль человеческой жизни среди множества всяких опасностей. Мы все—путники. Знаем мы эти опасности житейского плавания. Горести, скорби, лишения всякого рода, соблазны, болезни, напасти ближних, уныние, слабости, падения, - все это горьким опытом изведано каждым из нас. И у нас, если мы не безбожны, надежда одна: впереди, по окончании жизни, чаем и мы тихой, вечной пристани, вечной жизни в Боге и с Богом.
Как мудро называли сердце кораблем, но корабль предполагает кормчего... - Символика корабля, подробно разобранная в Библии, будет неполной, если не упомянуть символ сердца. И восточная (индийская, но в особенности персидская) и западная (христианская) символика сравнивает сердце с кораблем, способным изменить свой курс движения под влияниями волн. Что касается кормчего, управляющего движением корабля-сердца, то он символизирует Учителя или Высшее Я человека, способного повести корабль к нужной цели. В христианстве корабль — это церковь, а кормчий — ее духовный создатель и покровитель Христос. Рыцарская традиция (труды средневекового монаха Жака де Ворожена) называла также Христа Навигатором, под руководством которого верующие, находящиеся на корабле, плывут к спасению. Е.П.Блаватская писала о символе корабля следующее: «Корабль, или же лодкообразная форма полумесяца, соединяющая в себе все те обычные символы Корабля жизни, подобные Ковчегу Ноя. Йони индусов и Ковчега Завета, является женским символом всемирной «Матери Богов» и теперь встречается в каждой церкви под христианским символом в виде корабля (от Navis - (небесный) — Небесный корабль — оплодотворяется духом Жизни — Богом мужского начала...» - «Доктрина Агни Йоги».
Господь наш Иисус Христос, как Кормчий небесный, незримо правит как ладью, жизнь каждого человека, к тихой пристани небес. Дивны и неизреченны многообразные пути Его помышления о каждом человеке! Каждого Он зовёт в Свои небесные обители и так направляет жизнь человека‚ что он вольно и невольно, так или иначе содействует и окружающим его ближним в деле спасения. В одних случаях каждый из нас, причиняя скорби ближнему, невольно и с отрицательной стороны, в других, сознательно делая доброе дело, содействует укреплению в ближнем всего доброго - хорошего. Некоторым же людям Господь даёт великую милость: всего такого человека Христос за скорби жизни, сугубо награждая небесною радостью, употребляет, как орудие Своей воли, для спасения людей. И - благо тому человеку, который поймёт это великое призвание и сознательно и добровольно приклонится к руке Господней и пойдёт по назначенному ему пути, неся ближним своим свет и радость о Христе!.. В великом сонме избранников в новые века русской жизни есть несколько таких лиц по воле Христа Спасителя, шли необыкновенным путём. Это были многолетние страдальцы, в тяжёлые времена нашей жизни.
«А Он (Христос) спал на корме на возглавии»-/Мар.4.38/. Христос спал во время бури. Там было возглавие, каким обычно оснащаются рыбацкие шлюпки. И сказано, что «Он спал на корме» на лоцманском месте; Он лежал у руля, чтобы показать, как написал Джордж Герберт, что
«Когда ветры и волны атакуют корабль,
Христос оберегает его и ведёт по курсу.
Даже если кажется, что корабль дрогнул.
Буря – триумф Его мастерства,
Он может закрыть глаза, но не сердце»
Библия. Мэтью Генри – толкователь-исследователь Библии (1662-1714). Из книги «Многолетний страдалец" М.Безруков».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности