У него каждый член общества смотрит один за другим и обязан доносом. Каждый принадлежит всем, а все каждому. Все рабы и в рабстве равны. В крайних случаях клевета и убийство, а главное равенство. (Достоевский Ф.М. "Бесы") [1]
Во многих церквях, особенно там, где духовную атмосферу можно выразить небезызвестным лозунгом: "Спасибо товарищу (имярек пастора или батюшки) за наше счастливое детство!", верующих учат поступать, как "домашние Хлоины". Мол, Апостол Павел писал церкви: "Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои... (1Кор.1:11)", поэтому и вы обязаны рассказывать своему пастырю о замеченных недостатках или грехах братьев и сестёр по церкви. И это не будет считаться доносом или коварным наушничаньем, раз даже Апостол воспользовался такой практикой: не мог же он делать злое.
И многие верующие слепо доверяют словам пастыря (в Библии ведь действительно есть такой стих) и идут тайно докладывать на ближнего своего. Какой донос? – ведь в Библии написано.
В итоге, в глаза все в церкви улыбаются друг другу, а в сердце своем каждый не доверяет ближнему, ибо не уверен в искренности его дружбы. Никто не уверен, что его сердечная исповедь или высказанная мысль не будет обращена против него же, не поползёт грязным шу-шу-шу по церкви.
Сразу же скажу вам, братия и сестры во Христе, не верьте такому учению "О домашних Хлоиных", ибо это коварное извращение учения Священного Писания.
В Писании сказано: "Ибо от [домашних] Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". (1Кор.1:11,12)".[2] Обратите внимание на то, что слово "домашних" здесь взято в квадратные скобки [], то есть оно было добавлено переводчиком или переписчиком (в древнегреческом оригинале стоит выражение, которое переводится как Хлоя). И ещё, – чьё имя назвал Апостол Павел, говоря о проблемах в церкви? Апостол назвал имя только того, кто рассказал ему о проблеме. Да, в первую очередь (и в последнюю) Апостол назвал имя Хлои (христианки, видимо из Коринфа) – женщины, рассказавшей ему о церковных проблемах.
Так же должен поступать и ваш пастырь. Обращается ли он к человеку наедине – должен сказать ему от кого услышал о грехе, а лучше, чтобы тот свидетель присутствовал во время беседы. Если пастырь заведет речь перед церковью о грехе её члена, пусть сначала и в обязательном порядке укажет от кого узнал, а вот имя того, кто согрешил, пусть держит до последнего в тайне, – но об этом скажу ниже.
И закон Моисеев обязывал поступать именно так: "Рука свидетелей должна быть на нем (осужденном на смерть преступнике) прежде [всех], чтоб убить его, потом рука всего народа; и [так] истреби зло из среды себя. (Втор.17:7)". Почему Господь повелел именно свидетелям быть первыми исполнителями наказания? Чтобы каждый из них знал, что за это обвинение и Божий и человеческий суд с него взыщет в первую очередь.
Ещё сказано в законе: "Если выступит против кого свидетель несправедливый, обвиняя его в преступлении, то пусть предстанут оба сии человека, у которых тяжба, пред Господа, пред священников и пред судей, которые будут в те дни; судьи должны хорошо исследовать, и если свидетель тот свидетель ложный, ложно донёс на брата своего, то сделайте ему то, что он умышлял сделать брату своему; и [так] истреби зло из среды себя; и прочие услышат, и убоятся, и не станут впредь делать такое зло среди тебя. (Втор.19:16-20)".
Когда все будут знать и помнить, что в церкви обязательно узнают, от кого пошла та или иная сплетня или осуждение, думаю ни у одного тайного сплетника или коварного доносчика не возникнет желания творить своё злое дело. А члены церкви, наоборот, обретут уверенность, что если ближний их проявляет к ним внимание, то это он делает искренне, а не с коварным умыслом.
Как же поступить верующему, если он увидел грех или услышал о нём?
Иисус Христос учит нас: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. (Матф.18:15-17)". В греческом оригинале – а если быть совсем точным, то в греческом переводе с арамейского – выражение "пойди и обличи" означает: "пойди и обнаружь, разоблачи грех"[3]. То есть, речь идёт не только о согрешении лично против тебя и даже не об обличении согрешившего: "Ах, ты, такой-сякой!", а об объяснении, раскрытии согрешившему сути его греха: что Иисус Христос никогда не стал бы так поступать, и что, согрешая, ты не только оскверняешь свою душу и плоть, но уничижаешь жертву Христову и оскорбляешь Духа Святого.
Божий порядок, как видите, следующий: узнавший о грехе, сначала должен поговорить с грешником один на один и увещевать его. И если брат (сестра) примет увещевание – помолитесь вместе об исправлении и дальше нигде не разносите вести об этом грехе, ибо не для трепания языком Господь Бог открыл вам истину о согрешении ближнего, а чтобы вы помогли ему очиститься от греха. Не перекладывайте данного вам от Господа бремени за брата во Христе на других, и помните о словах: "Если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего".
Другое дело, когда грешник упорствует в грехе. Но и здесь, прежде чем действовать, обратите внимание на то, насколько осторожно, с любовью, чтобы не унизить имя грешника пред другими, Иисус Христос учит поступать нас.
И уже только тогда, когда будут исчерпаны все предыдущие средства, грех человека должен быть изобличён перед церковью.
Теперь подробнее о втором, на что вы, уважаемые читатели, должны обратить внимание, читая место из Священного Писания, где упомянуты "домашние Хлоины". В послании Апостола Павла упоминаются только те (только та), от кого он узнал о проблемах в церкви, но вы не увидите здесь имён тех, кто согрешил. Даже обличая блудодеяние, ставшее заразным примером в церкви (1Кор.5:1,2), Павел не спешит обнародовать имён блудников среди других людей. Те же, кого это непосредственно касалось, понимали о ком пишет Апостол, и всё знали. Но для посторонних имя грешников осталось в тайне, потому что цель обличения не в том, чтобы опозорить грешника, выставить на всеобщее обозрение, а чтобы извести грех из церкви. И ещё, чтобы очистившись от греха, брат не сидел в церковном собрании человеком второго сорта, неким осквернившимся грешником среди праведников. Чтобы не было высокомерного похлопывания по плечу: "Всё мы, мол, грешные пред Богом, брат".
Вы спросите: но как же тогда быть с вынесением церковных взысканий людям, впадавшим в грех? Почитайте Новый Завет: много вы там найдёте мест, где человека согрешившего, но потом покаявшегося пред Богом, вдогонку ещё ставили на замечание в церкви или тем более отлучали? Нет такого!
Если человек осознал и покаялся в грехе и, тем более, если он уже оставил свой грех, то не судите его и не позорьте его, а кто знает, лучше поддержите его молитвой и помогите укрепиться в праведной жизни.
Пастыри, если вы действительно пастыри паствы Христовой, а не наёмники злые, то не размахивайте постановками на замечания и прочими церковными взысканиями как устрашающей дубиной, ибо всякое ваше слово и всякое ваше деяние будет судимо Высшим Судиею.
Я расскажу вам про царя Ирода, а вы задумайтесь. Задумайтесь, а не высокомерно отмахнитесь: тоже мне, сравнил нас – христиан и злодея Ирода!
Итак, многими усилиями и войнами Ирод (см. рисунок вверху) добился царствования над Иудеей. Но после победы Цезаря (Октавиана) над Антонием, и над ним, как царём Иудейским, нависла угроза лишиться не только трона, но и головы. И в этой критической ситуации Ирод, сняв с себя знаки царского отличия, идёт к Цезарю и предстаёт пред ним с такими словами: "Так я побеждён вместе с Антонием и после его падения я снял с себя венец. К тебе же я пришёл в той надежде, что мужество достойно милости и в том предположении, что будет принято во внимание то, какой я друг, а не чей я был друг".[4]
Император оставил ему не только жизнь, но позволил и далее править своим царством – царством Иудейским, более того, значительно расширил его. За многие победы, за то, что царство Иудейское почти достигло границ, бывших при царе Давиде, за строительство городов, за то, что значительно расширил и украсил храм в Иерусалиме, сами Иудеи назвали царя Ирода Великим.
Кажется, чего ещё надо, царствуй во славу себе и на радость людям. Но именно в это время с царём Иродом и его царством начали происходить наиболее страшные перемены. Во дворце царя стали водиться интриги, а правитель, вместо того чтобы резко противостать, позволил расцвести им пышным цветом. Коварство и тайные доносы не замедлили принести свои плоды. Сначала Ирод изгнал из Иерусалима своего сына, Антипатра, потом лишил жизни деда своей жены, Гиркана, прибывшего к нему из Парфии в гости.
Великий царь и сам не заметил, как стал слепой игрушкой в руках интриганов, строящих ковы друг против друга и особенно против тех, кого он любил, и кто искренне любил его. Злые языки сплетников сумели настроить Ирода даже против любимой жены (подстроив ложное обвинение в измене) и против детей. Даже убежавших от его безумной ярости под защиту императора сыновей Александра и Аристовула он настигает в Риме и упрашивает императора выдать ему. На повеление Августа провести справедливый суд Ирод устраивает такую профанацию суда над своими сыновьями, что даже не допускает их на тот суд, где приговаривают их к смерти. Вскоре по его приказу они были задушены.
Чтобы вы могли увидеть, насколько циничным, лицемерным и жестоким было то судилище над сыновьями Ирода, я представлю вам, уважаемые читатели, фрагмент из книги Иосифа Флавия, жившего в ту эпоху: "Ирод последовал этому совету и отправился в город Берит, указанный ему императором и созвал собрание. Председательствовали, по назначению императора, наместники: Сатурнин и Педаний… затем (сидели) родственники и друзья царя, кроме них, все владетели Сирии, за исключением царя Архелая, ибо ему Ирод не доверял. Самих сыновей он не представил собранию: он очень хорошо знал, что один только вид их вызовет сострадание у всех, а если ещё им предоставлено будет слово защиты, то Александр очень легко сумеет поколебать обвинение. Они содержались под стражей в одной Сидонской деревне Платане.
Царь поднялся и стал громить своих сыновей, точно они тут же стояли пред его глазами. Обвинение в покушении на его жизнь он поддерживал слабо, как будто сам чувствовал несостоятельность улик; тем энергичнее он обвинял их в поношении его имени, насмешках и оскорблении его личности, и таких фактов он исчислил такое множество, что сама смерть казалась заседающим слишком ничтожным наказанием. Так как никто ему не возражал, то он стал оплакивать самого себя: приговор против его сыновей постигнет его самого, победа над детьми – это горькая победа. Вслед за этим он стал собирать голоса…".[5]
Вскоре никого из друзей и близких уже не осталось рядом с царём Иродом Великим: всех их он погубил. Погубил, сначала поверив сплетникам и доносчикам, которых он приблизил к себе, а потом уже начал и сам взращивать рядом с собой доносчиков, ещё более коварных и злых, чем первые. Именно подлых и злых доносчиков: ибо не добрых вестей царь Ирод уже ожидал от людей, а наветов на ближних. Злословий и разных обвинений ожидал – пусть даже вымышленных обвинений.
Вот как описывает Иосиф Флавий духовную атмосферу, царившую в те годы в Иерусалиме: "Он разослал тайных разведчиков, которые шныряли по городу денно и нощно и должны были докладывать ему обо всём, что они замечали, видели и слышали: кто только навлекал на себя подозрение, немедленно был лишён жизни. Двор переполнился самыми ужаснейшими преступлениями. Каждый измышлял обвинения, каждый клеветал, руководствуясь личной или партийной враждой, и многие злоупотребляли кровожадным гневом царя, обращая его против своих противников. Ложь мгновенно находила себе веру, и едва только произнесено было обвинение, как уже совершалась казнь. Случалось часто, что только что обвинявший сам был обвинён и вместе со своей жертвой шёл на казнь, ибо царь из опасений за свою собственную жизнь осуждал без следствия и без суда. Его дух был до того помрачён, что он не мог ласково глядеть на людей, хотя совершенно невинных, даже к друзьям своим он относился в высшей степени недружелюбно".[6]
Почему ложь так легко находила себе веру в сердце царя Ирода Великого? Неужели он изначально был отъявленным злодеем? Нет, сначала Ирод был смелым воином и верным другом, сначала он был мудрым правителем, вызывавшим уважение даже у такого трудноуправляемого народа, как Иудеи. Но потом он вместо того, чтобы противостать доносам, которые коварны по самой своей сути, ибо предусматривают сохранение в тайне имени доносчика, подумал, что такие доносчики сделают его более осведомлённым, а значит, сделают сильнее, и… начал напитывать свою душу доносами и грязными сплетнями. Прошло немного времени и царь Ирод Великий, сам того не замечая, начал ограждать себя от честных, совестливых людей. Есть такая поговорка: СНАЧАЛА ЦАРЬ СОЗДАЕТ СВОЮ СВИТУ, А ПОТОМ СВИТА СОЗДАЕТ СВОЕГО ЦАРЯ.
В случае с Иродом Великим эта поговорка оправдалась во всей своей страшной силе.
Уважаемые пастыри и прочие церковнослужители, всегда помните эту поговорку, всегда помните этот духовный закон, ибо он так же верен и действенен для вас, как был действенен для древнего царя Ирода. Помните и знайте: чем больше честных и открытых людей будет рядом с вами, тем яснее и правдивее будет ваше восприятие ситуации в церкви, да и вообще восприятие всего мира. И чем больше коварных и тайных доносчиков будет вокруг вас, тем более зависимым от них будет ваше мировосприятие, и тем больше вы сами будете похожи на них.
Помните и о том, какой был конец у царя Ирода. Перед своей кончиной он возненавидел Самого Господа Бога, ибо велел прибить на Храм изображение Римского золотого орла, а когда того сбросили, велел казнить сделавших это. После казни тех верных Богу людей болезнь охватила всё тело нечестивого царя, причиняя ему самые разнообразные страдания. Лихорадка, невыносимый зуд по всей поверхности кожи, боли в кишках, гноящаяся язва в паху, припадки одышки, лишавшие его возможности даже лежать, и это не полный перечень болей и страданий. Но, несмотря на отчаянную борьбу с такой массой страданий, Ирод цепко хватался за жизнь. Цеплялся даже за такую уже преисполненную страданиями земную жизнь, ибо в сердце своём понимал, чтО ожидает его там, где он предстанет пред Судией Вечным.
Предстанет пред Судией Вечным…
Горе поместной церкви, которая своей духовной атмосферой уподобилась царству Ирода. Горе, ибо в таком царстве не было и не могло быть места ни Иосифу, ни Марии, ни младенцу Иисусу.
Тогда не было, и сейчас нет.
Нет места Иисусу Христу в церкви, в которой первенствует "Ирод", окружённый наушниками и сплетниками!
Погребняк Н. 2014 г.
Сноски в тексте [1] Достоевский Ф.М. Бесы. ч.2. с.405.
[2] Библейские цитаты приведены в Синодальном переводе и выделены курсивом. [3] Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия, Синодальный перевод (со словарем Стронга).
[4] Флавий И. Иудейская война. Кн.1, гл.20:2.
[5] Флавий И. Иудейская война. Кн.1. гл.27:1-3.
[6] Флавий И. Иудейская война. Кн.1, гл.24:8.
Библиография 1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244 с.
2. Библиология 1.0 [Электронный ресурс]: Библия; Синодальный перевод (со словарем Стронга) / Евро-Азиатская Аккредитационная Ассоциация Одесской богословской семинарии, The Leaming Alliance; М.Холман – Электрон. дан. – Истра, Московск. обл.: Слово жизни, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – (Электронная книга).
3. Достоевский Ф.М. Бесы: в 3 ч. Ч.2/ – М.: Современник, 1993. – 638 с.
4. Флавий Иосиф. Иудейская война: в 7 кн. Кн.1 [Электронный ресурс]/ пер. Я.Л. Чертка, 1900 г.; Библиотека "Вехи". – Режим доступа: http://www.vehi.net/istoriya/flavii/voina/index.html свободный.
Комментарий автора: Во многих церквях (особенно у Протестантов) учат, что верующие обязаны докладывать своему церковноначальнику о грехах братьев и сестер по церкви, и даже нашли в Библии "подпорку" под свое учение: домашних Хлоиных. Это лукавое, извращенное толкование Священного Писания.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 3634 раза. Голосов 4. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности