Переведи меня через майдан,
Через родное торжище людское,
Туда, где пчёлы в гречневом покое,
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан, -
Он битвами, слезами, смехом дышит,
Порой меня и сам себя не слышит.
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан,
Где мной все песни сыграны и спеты,
Я в тишь войду и стихну - был и нету.
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан,
Где плачет женщина, - я был когда-то с нею.
Теперь пройду и даже не узнаю.
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан,
С моей любовью, с болью от потравы.
Здесь дни моей ничтожности и славы.
Переведи меня через майдан.
Переведи меня через майдан,
Где тучи пьяные на пьяный тополь тянет.
Мой сын поет сегодня на майдане.
Переведи меня через майдан.
Переведи... Майдана океан
Качнулся, взял и вёл его в тумане,
Когда упал он мёртвым на майдане...
А поля не было, где кончился майдан.
Это известное стихотворение Виталия Коротича в переводе Юнны Мориц я бы поставил эпиграфом к статье, но не всякое лыко в строку, не всякое лыко годится для плетения лаптей. Здесь поэтизируется история ослепшего лирника, который сознавая свою никчёмность, стесняется встретиться с женой, хотя и любит её, а также с сыном, что поёт на площади, и на голос сына, как на маячок для уха, он тоже не пойдёт... В оригинале на украинском языке старый лирник обращается к людям — переведите, переведiть. Может быть, в переложении Юнны Мориц он обращается к Богу, а не к спутнику, поводырю, но в восьмидесятые годы прошлого века в атеистической стране оба, и поэт, и переводчик, были слишком молодыми, чтобы вспомнить о Боге, - не хочу беспомощность ставить в эпиграф. И ещё конфуз в том, что у старого слепца одно на уме: затихнуть - был и нету, а в оригинале — сконать, это даже хуже, чем скончаться, что-то наподобие сдохнуть. Священная же Тора — гимн жизни, у Бога нет мёртвых.
Но не слишком ли велика прелюдия к скромной статье? - я ведь только хочу высказать несколько суждений о Торе, об Исходе... А стихотворение Виталия Коротича я привожу, чтобы показать, как сатана просил сеять веру и церковь. Откуда, кстати, Христос взял этот образ обречённого одноразового результата в противоположность неоскудевающей периодике апостола Петра? Заимствован он из 28-й главы Исайи(28:24-29). Увы, синодальный перевод невразумительно запутан. Поэтому я даю исайевскую притчу о севе и жатве пшеницы в современном переводе. РАЗВЕ ПАХАРЬ, КОГДА НАСТАЁТ ВРЕМЯ СЕВА, ТОЛЬКО ПАШЕТ, ТОЛЬКО БОРОНИТ СВОЮ ЗЕМЛЮ? НЕТ, ОН РАЗРОВНЯВ ЗЕМЛЮ, БРОСАЕТ В НЕЁ СЕМЕНА ЧЕРНУШКИ, СЕЕТ ТМИН. ОН СЕЕТ ПШЕНИЦУ, ПРОСО, ЯЧМЕНЬ, НА КРАЮ ПОЛЯ — ПОЛБУ. ТАКОМУ ПОРЯДКУ ОН НАУЧЕН — ЕГО БОГ ДАЁТ ЕМУ НАСТАВЛЕНЬЯ. НЕ МОЛОТЯТ ЧЕРНУШКУ МОЛОТИЛКОЙ, ТМИН — КОЛЁСАМИ ТЕЛЕГИ, ПАЛКОЙ ОБМОЛАЧИВАЮТ ЧЕРНУШКУ И ТМИН — ПАЛКОЙ. ДА И ПО КОЛОСЬЯМ, КОГДА МОЛОТЯТ ИХ, НЕДОЛГО ГОНЯЮТ ТЕЛЕГУ И КОНЕЙ — А НЕ ТО ИЗМЕЛЬЧИШЬ ЗЕРНО( сайя 28:24-28). Но и такое, казалось бы, понятное изложение, я поясню своими словами. Здесь описана последовательность граней драгоценного, испытанного, краеугольного, крепко утверждённого камня— это метафоры уже синодального перевода (Исайя 28:18) — фактически так говорится о седмине творения. Она, эта седмина, называется мерой, весом и вообще всяким эталоном соответствия. Се мера! - так и русский язык славит семёрку. Потому что конечной чертой семёрки является сЕмерть, смерть, мрак. Седмины — это разветвлённые пределы Беспредельности, входы и выходы, которые можно назвать СЕМЕЧКАМИ или СУМЕРКАМИ — и здесь, и там опять же слышится искажённая семёрка. То есть смерть — одновременное рождение. Например, библейский день начинается с вечерних сумерек: тмин и чернуха символизируют этот мрак и ложь в исайевской притче, а конец солнечного, «соломенного» дня олицетворяет жатва пшеницы, превращение её в сЕмерть, в семя, в опять же вечерние сумерки. Начальным символом рождения является сев, орало, плуг, фаллос, ласка, нежность, мягкость, мечтательность, любовь, тайна, а конечными символами предела служат серп, коса, палка, нож, меч, жатва, страда, страдание, зрелость, болезненность, старость, хрупкость, твёрдость, очевидность. Да мне территории не хватит, чтобы перечислить все слова начала и конца! Но пределы необязательно семеричны, ведь есть и десятичное исчисление. А что такое десятки, сотни и тысячи? Да всего лишь единицы с тем или иным набором нулей, те же входы и выходы, те же двери, те же зори и сумерки. Почему Христос называет себя дверью? Потому что это места, а может, даже ареалы и анклавы единства, если рассматривать их по вселенной, — сужения вселенной. В единицу, как дверь, входишь, а из десятка, как выхода, выходишь, но этот выход является одновременно входом в другой, в сотый предел. Наша неуклюжая левая рука с пятью пальцами — тёмная половина этого предела, а развитая ДЕСница подразумевает совершенный ДЕСяток. И предел реки начинается с щуплого родника, с истока, а заканчивается полноводным устьем. Да, мы умиляемся игривым, журчащим ручейком, но только русло, накопившее потенциал в течении к устью способно работать, двигать генераторы гидроэлектростанций, поить нивы и города, кормить человечество рыбой. По аналогии с устьями рек конечные, совершенные части головы с функциями речи и изложения мыслей, слуха, зрения, обоняния названы тоже похожими словами — устами, очами, ушами, носом. И дерево начинается с иждивенческих корней, но на конечных ветвях кроны-короны расположены благословенные плоды, итоги, результаты: на, срежь нас, скушай! Свадьба(сводьба) тоже является соединением двух голодных, но развод всегда богаче, даже если приходится делить нажитое. Ханжи могут меня уличить в пропаганде расторжения брака, но это расторжение кажущееся, псевдорасторжение. Люди такая же природа, как и дерево. Посредством корней ствол дерева собирается, но посредством ветвей разбегается, это соответствует библейским постулатам освобождения из оков, рабства, ярма, из темницы, сетей, западней. Те же половины или части, которые разбежались, в местах единства снова соединяться, и в семени, и на небесах, правда, эти соединения трудно назвать женитьбой, поскольку брак построен на корысти, по принципу: ты - мне, я - тебе, жена и жених на земле — как бы серпы друг для друга, по-древнерусски серп так и назывался — жен, орудие жатвы, жнитвы, женитвы; итак в божественных местах единства половинки, противоположности, не эротической любовью переполнены, а агапэ, которую ещё называют платонической. Можно примеры пределов с левой, несовершенной, и правой, совершенной частью, привести из Писания. И БЫЛ ВЕЧЕР И БЫЛО УТРО(Бытие 1:5), а в совокупности — день. ДУМАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО Я ПРИШЕЛ ДАТЬ МИР ЗЕМЛЕ? НЕТ, ГОВОРЮ ВАМ, НО РАЗДЕЛЕНИЕ(Лука 12:51). То есть в корнях предела, как и в корнях дерева — мир и единение, а в концах предела, как и в ветвях — меч и разделение. Что ж, кто-то склонен к общественному коммунистическому житию, кто-то к капиталистическому индивидуализму и эгоизму. Коммунизм, как весна, прекрасен, но беден; капитализм, как зима человечества, полон амбарами, но жесток. МЫ ИГРАЛИ ВАМ НА СВИРЕЛИ, И ВЫ НЕ ПЛЯСАЛИ; МЫ ПЕЛИ ВАМ ПЛАЧЕВНЫЕ ПЕСНИ, И ВЫ НЕ ПЛАКАЛИ(Лука 7:32). Это сказано о религии, которая, как и всякая отрасль, всякая жизненная ветка, не для всех предназначена. Она тоже может иметь радостный родничок, но только терпеливые, труждающиеся и обременённые найдут покой. СЕТОВАНИЕ ЛУЧШЕ СМЕХА; ПОТОМУ ЧТО ПРИ ПЕЧАЛИ ЛИЦА СЕРДЦЕ ДЕЛАЕТСЯ ЛУЧШЕ. СЕРДЦЕ МУДРЫХ - В ДОМЕ ПЛАЧА, А СЕРДЦЕ ГЛУПЫХ - В ДОМЕ ВЕСЕЛЬЯ(Еклесиаст 7:3-4). Вот так Соломон разделил седмину — на левую и правую, на низменную и горную(ГОРькую, гОрустную).
МОГУТ ЛИ ПЕЧАЛИТЬСЯ СЫНЫ ЧЕРТОГА БРАЧНОГО, ПОКА С НИМИ ЖЕНИХ? НО ПРИДУТ ДНИ, КОГДА ОТНИМЕТСЯ У НИХ ЖЕНИХ, И ТОГДА БУДУТ ПОСТИТЬСЯ(Матфей 9:15). Видите, и эта цитата из Евангелия ложится на седмину, мерило правды. Кто вечеряет плоть и кровь жениха, можно назвать того бескорыстным? Конечно, эта плоть и кровь как бы символическая — ну фривольная или дружеская вечеря любви! Но символической, до кусочка хлеба и глоточка вина, её сделали по неудовольствию апостола Павла церковные буквоеды, ведь одни на вечере объедались и упивались, а другие уходили несолоно хлебавши. Но и сегодня, причашаясь плоти и крови Христовой в церкви символически, разве мы поступаем не по-прежнему вне церкви, в мире? Ведь даже среди христиан, которые ну никак не должны быть хищниками, огромная социальная вилка: одни избыточествуют, другие едва выживают. Может ли страстная любовь к еде служить оправданием того, что мы не приспособлены без неё к жизни? Еда и снедь более соответствует пренебрежительно-хищническому слову — едьба. А от того, что её называют полным спектром экспрессий от торжественного до грубого, - трапезой, пикником, яством, застольем, угощением, пищей, кушаньем, банкетом, фуршетом, завтраком, обедом, вечерей - ничего не меняет. Вот как квалифицирует едьбу псалмопевец Давид: ДА БУДЕТ ТРАПЕЗА ИХ СЕТЬЮ ИМ, И МИРНОЕ ПИРШЕСТВО ИХ — ЗАПАДНЕЮ; ДА ПОМРАЧАТСЯ ГЛАЗА ИХ, ЧТОБ ИМ НЕ ВИДЕТЬ, И ЧРЕСЛА ИХ РАССЛАБЬ НАВСЕГДА; ИЗЛЕЙ НА НИХ ЯРОСТЬ ТВОЮ, И ПЛАМЕНЬ ГНЕВА ТВОЕГО ДА ОБЫМЕТ ИХ; ЖИЛИЩЕ ИХ ДА БУДЕТ ПУСТО, И В ШАТРАХ ИХ ДА НЕ БУДЕТ ЖИВУЩИХ, ИБО, КОГО ТЫ ПОРАЗИЛ, ОНИ [ЕЩЕ] ПРЕСЛЕДУЮТ, И СТРАДАНИЯ УЯЗВЛЕННЫХ ТОБОЮ УМНОЖАЮТ. ПРИЛОЖИ БЕЗЗАКОНИЕ К БЕЗЗАКОНИЮ ИХ, И ДА НЕ ВОЙДУТ ОНИ В ПРАВДУ ТВОЮ; ДА ИЗГЛАДЯТСЯ ОНИ ИЗ КНИГИ ЖИВЫХ И С ПРАВЕДНИКАМИ ДА НЕ НАПИШУТСЯ(Пс.68:23-29). Ведь едьба она и половая, и социальная, в смысле эксплуатации человека человеком, и как несправедливое судилище, а не только когда мы едим баранину, да и чем мы отличаемся от волка, забравшегося в овчарню, или от ненавистного олигарха или работорговца? Даже футболист, забивший гол в ворота противника, с упоением выражает непристойный жест поедания кровавого мясца, жест торжествующего зверя. Апостол Павел в 11-й главе Первого послания к коринфянам, выстраивая цикавые полярно-иерархические отношения между мужчиной и женщиной, между Христом и церковью, заявляет, что таковые сходы или общения не на лучшее указывают в мере правды, а на худшее(1 коринфянам 11:17). Давайте обратим внимание на порядок цветового спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый или индиго, ведь это тоже семиценный камень, радуга, символ договора между Богом и людьми. Красный — это цвет левизны, красоты, но кто видел прекрасную деву мудрой? - мудрость всегда справа, седая, сгорбленная, синюшная, даже не по возрасту мудрые дети, дети-вундеркинды, зовутся детьми индиго. Итак, поститься и печалиться, быть мудрым — конечно же, больше, чем пыхать голосом жениха и невесты. Сравните слепого лирника и его поющего сына-меджнуна с таким же непристойным жестом футболиста и альфа-самца: «тучи пьяные на пьяный тополь тянет». Потому-то в той же 28-й главе Исайи религиозные адепты красного цвета называются шатающимися от вина, обезумевшими от сикеры, спотыкающимися в суждениях, только что отнятыми от грудного молока, с лживыми, лепечущими устами, - это аханье и воздыханье Исайя и апостол Павел называют непонятными, иными, чужими языками, тогда как надо стремиться, чтобы эмоции и невразумительные междометия были подчинены разуму(Исайя 28:7-13; 1 коринфянам, гл.14). Но какова пища разумного человека, созданного по образу и подобию Божиему? Я ДАЛ ВАМ ВСЯКУЮ ТРАВУ, СЕЮЩУЮ СЕМЯ, КАКАЯ ЕСТЬ НА ЗЕМЛЕ, И ВСЯКОЕ ДЕРЕВО, У КОТОРОГО ПЛОД ДРЕВЕСНЫЙ, СЕЮЩИЙ СЕМЯ; - ВАМ СИЕ БУДЕТ В ПИЩУ(Бытие 1:29). Ключевой образ в этой притче — сеемое семя. Кто образно ест такую пищу — образно, не буквально ростки пшеницы или ростки яблоневого семени! - тот может прозирать будущее, ведь сеемое семя — образ будущего. Значит, кто не достиг в спектре печального цвета индиго, нельзя назвать Божиим человеком, пророком, но названия Бог даёт согласно неполного спектра: пресмыкающиеся, звери, птицы, и таковым не дано знать будущее, потому что пища их только зелень травная(Бытие 1:30), соответствующая сладким цветам спектра, таковые из иудеев, христиан, мусульман весьма и очень привязаны к текущей жизни.
Старый лирник по сравнению со своим зелёным сыном, - конечно же, вымолоченное, зрелое семя. Но каков результат сеяния пшеницы, затребованный сатаной? Пшик. Потому нужна периодика, непрестанное странствование по седминам, по стогнам — так называли в древней Руси улицы и площади, где стогнут, стонут, гудят, как пчёлы — «по собственным следам, по собственным слезам», тогда только открываются глаза и уши. ЛИСИЦЫ ИМЕЮТ НОРЫ И ПТИЦЫ НЕБЕСНЫЕ - ГНЕЗДА, А СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ НЕ ИМЕЕТ, ГДЕ ПРИКЛОНИТЬ ГОЛОВУ(Матфей 8:20). Не скажу, что нелюбознательные лисицы и птицы цветового спектра, довольствующиеся зелёнкой — недоумки, невежи, вялые к Богопознанию, - кто-то ведь должен есть, пить, покупать, продавать, садить, строить, но почему и во времена Ноя, и во времена Лота, и по исходу из Египта таковые истреблялись? А был ли он, исход? И не сказки ли про потоп, про серный дождь?
Интересно, что сказками, баснями, небылицами, россказнями называют библейские истории и неверующие, и авторитетные провозвестники Священного Писания. КОГДА ЖЕ СПРАШИВАЮТ ИХ: «ТАК ЧТО ЖЕ НИСПОСЛАЛ ВАМ ГОСПОДЬ ВАШ?», - ОТВЕЧАЮТ ОНИ: «ВСЕГО ЛИШЬ РОССКАЗНИ ЛЮДЕЙ, ЗАДОЛГО ДО НАС ЖИВШИХ»(Коран 16:24, перевод Османова). СРЕДИ НИХ ЕСТЬ ТАКИЕ, ЧТО ПРИСЛУШИВАЮТСЯ К ТЕБЕ, НО МЫ ВОЗЛОЖИЛИ НА СЕРДЦА ИХ ПОКРОВЫ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ ПОНЯЛИ ЕГО(Писание), А В УШИ ИХ — ГЛУХОТУ. ХОТЯ ОНИ И ВИДЯТ ВСЯКОЕ ЗНАМЕНИЕ, НО НЕ ВЕРЯТ В НЕГО. А КОГДА ОНИ ПРИХОДЯТ К ТЕБЕ ПРЕПИРАТЬСЯ, ТО ГОВОРЯТ ТЕ, КОТОРЫЕ НЕ ВЕРОВАЛИ: «ЭТО — ТОЛЬКО СКАЗКИ ПЕРВЫХ»(Коран 6:25, перевод Крачковского). НЕВЕРУЮЩИЕ ГОВОРЯТ: УЖЕЛИ ПОСЛЕ ТОГО, КАК МЫ БУДЕМ ЗЕМЛЁЮ, КАК И НАШИ ОТЦЫ. - УЖЕЛИ МЫ ВОССТАНЕМ? ЭТО УЖЕ БЫЛО ОБЕЩАНО НАМ, НАМ И ПРЕЖДЕ ЕЩЁ ОТЦАМ НАШИМ; НО ЭТО ТОЛЬКО ОДНИ СТАРИННЫЕ СКАЗКИ(Коран 27:69-70, перевод Саблукова). Это я привёл некоторые иронические суждения неверующих. Но удивителен воинствующий сарказм апостола Павла, благовестника Писания! В послании к Титу, который на Крите внедрял христианское учение, апостол просит его обличать пустословов и обманщиков, чтобы они были здравы в вере, не внимали ИУДЕЙСКИМ БАСНЯМ И ПОСТАНОВЛЕНИЯМ ЛЮДЕЙ, ОТВРАЩАЮЩИХСЯ ОТ ИСТИНЫ(Титу 1:14). Потому что иудейские традиции — обрезание, жертвоприношения, праздники и вообще вся формалистская, фарисейская иудейская ментальность происходят из нечитой совести(Титу 1:15-16). Так же категоричен Павел в письме к духовному сыну Тимофею. Я ПРОСИЛ ТЕБЯ... УВЕЩЕВАТЬ НЕКОТОРЫХ, ЧТОБЫ ОНИ НЕ УЧИЛИ ИНОМУ И НЕ ЗАНИМАЛИСЬ БАСНЯМИ И РОДОСЛОВИЯМИ БЕСКОНЕЧНЫМИ, КОТОРЫЕ ПРОИЗВОДЯТ БОЛЬШИЕ СПОРЫ, НЕЖЕЛИ БОЖИЕ НАЗИДАНИЕ В ВЕРЕ(1 Тимофею 1:4). Здесь, мне кажется, апостол Павел запрещает вдаваться в Писание, как историческое для народов Ближнего Востока, а искать в этом сакральном повествовании откровения. БУДЕТ ВРЕМЯ, КОГДА ЗДРАВОГО УЧЕНИЯ ПРИНИМАТЬ НЕ БУДУТ, НО ПО СВОИМ ПРИХОТЯМ БУДУТ ИЗБИРАТЬ СЕБЕ УЧИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ЛЬСТИЛИ БЫ СЛУХУ; И ОТ ИСТИНЫ ОТВРАТЯТ СЛУХ И ОБРАТЯТСЯ К БАСНЯМ. НО ТЫ БУДЬ БДИТЕЛЕН ВО ВСЁМ, ПЕРЕНОСИ СКОРБИ, СОВЕРШАЙ ДЕЛО БЛАГОВЕСТНИКА, ИСПОЛНЯЙ СЛУЖЕНИЕ ТВОЁ(2 Тимофею 4:3-5). Действительно, глубины учения не открываются без скорбей, а поверхностное знание разве назовёшь истиной? Посмотрите как удачно подтверждают слова апостола Павла Соломон и Сирах, ведь Писание притчевое, в его глубины надо вникать и вникать! НЕРОВНО ПОДНИМАЮТСЯ НОГИ У ХРОМОГО, - И ПРИТЧА В УСТАХ ГЛУПЦОВ(Притчи 26:7). НЕПРИЯТНЫЙ ЧЕЛОВЕК — БЕЗВРЕМЕННАЯ БАСНЯ; ОНА ВСЕГДА БУДЕТ НА УСТАХ НЕВЕЖД. ПРИТЧА ИЗ УСТ ГЛУПОГО ОТВРАТИТЕЛЬНА, ИБО ОН НЕ СКАЖЕТ ЕЁ В СВОЁ ВРЕМЯ(Сирах 20:19-20). Итак, счастливый, смешливый, самодовольный, удачливый, благополучный, обаятельный - а разве не все мы хотим быть такими, - увы, мы профанаторы Писания! Как иронично о такой профанации написано в Коране: ОСЛУ, ЧТО ТАЩИТ ГРУЗ ТЯЖЁЛЫХ КНИГ, НО СМЫСЛ ТОГО, ЧТО В НИХ, НЕ ПОНИМАЕТ, ПОДОБНЫ ТЕ, КОМУ БЫЛО ДОВЕРЕНО НЕСТИ СВЯТУЮ ТОРУ(Коран 62:5, перевод Пороховой). ТОЛЬКО ТОТ, КТО ПОСВЯЩАЕТ СВОЮ ДУШУ РАЗМЫШЛЕНИЮ О ЗАКОНЕ ВСЕВЫШНЕГО, БУДЕТ ИСКАТЬ МУДРОСТИ ВСЕХ ДРЕВНИХ И УПРАЖНЯТЬСЯ В ПРОРОЧЕСТВАХ: ОН БУДЕТ ЗАМЕЧАТЬ СКАЗАНИЯ МУЖЕЙ ИМЕНИТЫХ И УГЛУБЛЯТЬСЯ В ТОНКИЕ ОБОРОТЫ ПРИТЧЕЙ; БУДЕТ ИССЛЕДОВАТЬ СОКРОВЕННЫЙ СМЫСЛ ИЗРЕЧЕНИЙ И ЗАНИМАТЬСЯ ЗАГАДКАМИ ПРИТЧЕЙ(Сирах 39:1-3). Такая напряжённая работа требует посвящения всей жизни, - если пахать, сажать, строить, покупать, продавать, это помешает Богопознанию. Так что, всю жизнь сидеть с задумчивой пятернёй возле виска и разгадывать библейские загадки, ребусы, шифровки? Нет, разгадки сами сгенерируют в мозги в благоприятное время, - нужно вести духовную жизнь. На Тору Моисеем наброшено покрывало, чтобы сияние Божие в ней приглушить до теней, призраков, символов, букв, - так пишет апостол Павел(2 коринфянам 3-13). Зачем? А разве не отвечает на этот вопрос Христос: новое, молодое вино просто разорвёт старый мех! Ну-ка дайте древней деревенской старушенции компьютер или другую современную технику — разве не спасует? Или того больше, насыпьте ей за пазуху щедрой рукой огня или серной кислоты или радионуклидов. В Коране эта пропорция между должным и действительным интерпретируется так: НЕ ОЦЕНИЛИ ОНИ АЛЛАХА ДОЛЖНОЙ ЦЕНОЙ. То, что вполне приемлемо для духа, невозможно для плоти. Итак, покрывало снимается самим Богом по степени нашей духовности, это и апостол Павел пишет(2 коринфянам 3:14-16), и апостол Пётр(2 Петра 1:21). А в духовность, в поклонники духа и истины, вступают посредством молитв и изнуряющих постов. К сожалению, сегодняшние посты расчитаны на ремесленных людей, на тех, кто опять же садит, строит, покупает, продаёт, куёт, короче, кормит семью. А вот истинно духовное собирание, - помните, КТО НЕ СОБИРАЕТ СО МНОЮ, ТОТ РАСТОЧАЕТ, - истинно духовное собирание в Торе образно показано, как собирание манны в пустыне: шесть дней постись, живи духовно, без подкрепления плоти, а в седьмой день - отдых. И насобирать таких седмин духовного единения с Богом в течение своего духовного подвижничества надо аж семьдесят, - тогда только будут отпущены беззакония, грехи покрыты и помазание Духом Святым исполнится в силе и правде(Даниил 9:24; Псалтирь 31:1; Римлянам 4:7). А тем, кто хочет выудить рыбку из пруда, используя облегчённые посты в виде вегетарианства или даже тяжёлую артиллерию, но с ограниченным контингентом, - СОБИРАЮТ ЛИ С ТЕРНОВНИКА ВИНОГРАД, ИЛИ С РЕПЕЙНИКА СМОКВЫ?(Матфей 7:16). Конечно, это напряжённое занятие, требующее неимоверного терпения. И хотя однообразная манна была привязана к приятному вкусу каждого по его призванию, ДАБЫ ЗНАЛИ, ЧТО НЕ РОДЫ ПЛОДОВ ПИТАЮТ ЧЕЛОВЕКА, НО СЛОВО(Премудрость Соломона 16:26), ангельский хлеб, духовным образом взращенный, пилигримы возмущались: в Египте мы ели рыбу даром, огурцы, дыни, лук, чеснок(Числа 11:5). В Коране к желанным овощам прибавляется ещё чечевица(Коран 2:58), - но коранический Муса тоже выходит из себя в ответную: неужели то, что лучше, нужно заменять тем, что хуже! С Моисеем полностью солидаризируется апостол Павел, когда говорит, что овощи — пища слабаков в вере(Римлянам 14:2), причём, конечно, не о буквальной, плотской пище он рассуждает. Некоторые переводчики переводят овощи как растительную пищу, зелень, что вполне проэцируется на зелень травную, зелёнку цветового спектра(Бытие 1:30), но манна представлена в Торе, как кориандровое семя, приспелый цветовой спектр, пища пророков(Бытие 1:29). Неудивительно, что ближайшие коранические стихи ставят отторжение этой небесной пищи в вину древним евреям: ОНИ НЕ УВЕРОВАЛИ В ЗНАМЕНИЯ АЛЛАХА И ИЗБИВАЛИ ПРОРОКОВ БЕЗ СПРАВЕДЛИВОСТИ(2 :58). А что же такое конкретно овощи или зелень травная в образном смысле? Это первая ступень во всякой религии — этические правила, морализаторство. Но если религиозные адепты этики на церковных собраниях беспрерывно копаются вилками в этом рагу, это уже принимает досадный вид ВСЕГДА УЧАЩИХСЯ И НИКОГДА НЕ МОГУЩИХ ДОЙТИ ДО ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ(2 Тимофею 3:7). Разве пророк и псалмопевец Давид посвятил бы самый длинный и торжественный 118-й псалм заповедям и уставам Господним, если они не преобразовывались бы в путь, в божественный процесс, - ведь изученный букварь по обыкновению выбрасывают! Да, библейские заповеди — путь к Богу, он изобилует всякой премудростью, и от версты к версте, от вехи к вехе, от седмины к седмине открывается новое и новое. В Библии, возможно, так очевидно не написано, но в Коране это понять можно: КОРАН МЫ РАЗДЕЛИЛИ, ЧТОБЫ ТЫ ЧИТАЛ ЕГО ЛЮДЯМ С ВЫДЕРЖКОЙ(Коран 17:107). Выдержка имеется в виду такая же, что и у вина: чем далее, тем лучше. Про это и в Канне Галилейской сказано, правда, притчево(Иоанн 2:10), а в Коране изъясняется без проволочек: НЕ ТОРОПИСЬ С КОРАНОМ ПРЕЖДЕ, ЧЕМ БУДЕТ ЗАКОНЧЕНО ТЕБЕ ЕГО НИСПОСЛАНИЕ, И ГОВОРИ: «ГОСПОДИ МОЙ! УМНОЖЬ МОЁ ЗНАНИЕ»(Коран 20:113).
И опять о седмине. В Торе показана только одна седмина творения(Бытие 1:1-31), как будто Бог и вправду устал и успокоился от всяких трудов. Но в сыновнем Писании, в Евангелии, Христос говорит: ОТЕЦ ЛЮБИТ СЫНА И ПОКАЗЫВАЕТ ЕМУ ВСЕ, ЧТО ТВОРИТ САМ; И ПОКАЖЕТ ЕМУ ДЕЛА БОЛЬШЕ СИХ, ТАК ЧТО ВЫ УДИВИТЕСЬ(Иоанн 5:20). Но творить способен не только божественный Христос, но и верующий в Него: ВЕРУЮЩИЙ В МЕНЯ, ДЕЛА, КОТОРЫЕ ТВОРЮ Я, И ОН
СОТВОРИТ, И БОЛЬШЕ СИХ СОТВОРИТ(Иоанн 14:12). Так что, когда посредством поста мы собираем седмины небесной манны, духовность (Дух-то не ест!), мы становимся если не соучастниками творения Божиего, то хотя бы сопричастниками. А что Христос имеет в виду именно седмины творения, то есть совершенствование сотворённого, а не какие-нибудь терапевтические вмешательства в матку кровавящей женщины, хотя и это уместно ради совершенствования, - многозначность творения и постоянного его пестования подтверждает Коран: АЛЛАХ — ТОТ, КТО ВПЕРВЫЕ ПРОИЗВОДИТ ТВОРЕНИЕ, А ПОТОМ ПОВТОРЯЕТ ЕГО. ЭТО ЕЩЁ ЛЕГЧЕ ДЛЯ НЕГО( 10:35; 29:18; 30:10,26).
Но не довольно ли разглагольствований! Я, молчун, позволяю себе многословие! Что же такое Исход, истории с Лотом, с Ноем и все другие ветхозаветные повести, а также повести евангельские и коранические знамения?
Давайте поставим рядом две седмины. И первая, изжитая, поражённая градом, смердящей, гнилой водой, моровой язвой, жабами, мухами, мошкарой, саранчой, гусеницами... давайте эту разрушительную стихию назовём одним словом — МОЛью, потому что она жатва и МОЛотилка этой седмины, именно она измолотила старого лирника и Египет. Начало второй седмины нам показано безвидной и пустой, тьма над водной бездной и поверх — Дух Святой. Мы ничего не видим в этом начале, кроме написанного, но пророк Моисей помещает в этом месте страсти бегущего из Египта, из рабства по пустыне еврейского народа и сверхестественный переход его через Красное море. В этот первый день новой седмины творится свет, свет отделяется от тьмы. Свет — это преодолевший море и пустыню израильский народ, а тьма — это не преодолевшие сумерки египтяне. Почему я говорю сумерки, а не море? Потому что это слова одной группы: море, сумерки, мрак, смерть, мера, межа, мираж, моль. Это как бы вместилища противоположностей, хотя бы той же тьмы и света — консенсусные сумерки. Море, например, - консенсусная, общая, вода входящих и выходящих потоков. Смерть — это юдоль выдохнувшейся старости и зародыша, нового рождения. Если не верите, обратите внимание на семя: оно вобрало в себя и старое дерево, и будущее. Да и Евангелие говорит о том же: где труп, там и орлы, фениксы. А мера? Помните, написано: НЕ МЕРОЮ ДАЁТ БОГ ДУХА? Так вот он, Дух Божий, поверх меры, поверх потопленной седмины!(Бытие 1:2). И тут же, рядом, потопленный князь мира, фараон(Иоанн 12:31; 14:30; 16:11). А межа, зачем эта общая граница между народами, религиями, богатыми и бедными, между соседями, отцами и детьми, между мужчиной и женщиной, между злом и добром? Чтобы испытать и тех, и тех и выявить, достойных, терпеливых(Коран 5:53; 8:28; 21:36; 47:33). А ведь Бог в силе сделать свой народ единым. Фактически все эти колеры и разновидности — седмины Пути, одна другой лучше, вектор к такому желанному единству. Поэтому исход не на две седмины проэцируется, а на семьдесят, а в Коране даже на сто седмин(Коран 2:263), как бы намёк на то, что самосовершенствование расчитано на всю человеческую жизнь. Именно поэтому израильский народ сорок лет плутает по синайской пустыне, которая сопоставима по площади с крошечным Крымом. И только через сорок лет, уже в земле Моавитской, в Прииорданье, у прощённого и выжившего народа открываются уши, чтобы слышать, глаза, чтобы видеть, сердца, чтобы разуметь. МЕРОЮ ДОБРОЮ, УТРЯСЕННОЮ, НАГНЕТЕННОЮ И ПЕРЕПОЛНЕННОЮ ОТСЫПЛЮТ ВАМ В ЛОНО ВАШЕ; ИБО, КАКОЮ МЕРОЮ МЕРИТЕ, ТАКОЮ ЖЕ ОТМЕРИТСЯ И ВАМ(Лука 6:38).То есть мера мере — рознь, и только поверх меры в семьдесят седмин израильтяне становятся поклонниками в духе и истине. В Евангелии кратенько тоже нарисована картина исхода(Лука 21; Матфей 24), правда не из Египта, а побега в горние чертоги из опять же поеденной ржой и молью мерзости запустения, и только по назначенной Христом мере в семьдесят седмин(Матфей 8:22) беглецам даются уста и премудрость, которым никто уже не может противостоять, - ЕСЛИ БОГ ЗА НАС, КТО ПРОТИВ НАС?(Римлянам 8:31).
Меня могут спросить: причем тут семьдесят седмин, когда Христос постился только сорок дней? Нет, сорок дней — это срок духовного мужания Христа. Вот что написано про сорок лет в Торе: СЫНЫ ИЗРАИЛЕВЫ ЕЛИ МАННУ СОРОК ЛЕТ, ДОКОЛЕ НЕ ПРИШЛИ В ЗЕМЛЮ ОБИТАЕМУЮ; МАННУ ЕЛИ ОНИ, ДОКОЛЕ НЕ ПРИШЛИ К ПРЕДЕЛАМ ЗЕМЛИ ХАНААНСКОЙ(Исход 16:35). Вряд ли через одноразовый пост в сорок дней откроются глаза и уши. Впрочем, у котёнка глаза открываются после первой жизненной седмины, и любой священник не скажет, что он слепой, но ведь здесь ориентация на то, чтобы стать пророком. Вспомните, зазнайки, Сократа: я знаю, что я ничего не знаю.
Но сколько бы человеку не корпеть, не чадить на земле, ценности и сокровища открываются не мудрым. СЛАВЛЮ ТЕБЯ, ОТЧЕ, ГОСПОДИ НЕБА И ЗЕМЛИ, ЧТО ТЫ УТАИЛ СИЕ ОТ МУДРЫХ И РАЗУМНЫХ И ОТКРЫЛ ТО МЛАДЕНЦАМ(Матфей 11:25). Откуда Христос заимствует этот образ младенцев? Из свитков Пятикнижия, из сорокалетнего исхода по Синайской пустыне: НЕ УВИДЯТ ЗЕМЛИ, КОТОРУЮ Я С КЛЯТВОЮ ОБЕЩАЛ ОТЦАМ ИХ; ТОЛЬКО ДЕТЯМ ИХ, КОТОРЫЕ ЗДЕСЬ СО МНОЮ, КОТОРЫЕ НЕ ЗНАЮТ, ЧТО ДОБРО, ЧТО ЗЛО, ВСЕМ МАЛОЛЕТНИМ, НИЧЕГО НЕ СМЫСЛЯЩИМ, ИМ ДАМ ЗЕМЛЮ, А ВСЕ РАЗДРАЖАЮЩИЕ МЕНЯ НЕ УВИДЯТ ЕЁ(Числа 14:23).
У Соломона есть притча: ПАУК ЛАПКАМИ ЦЕПЛЯЕТСЯ, НО БЫВАЕТ В ЦАРСКИХ ЧЕРТОГАХ (Притчи 30:28). Почему такая милость оказывается ничтожному насекомому Соломоном? Да всё притчево просто: у паука восемь ножек, и восьмая приходится опять же на первый день новой седмины — там Дух, там царь, там сердце! Ведь сердце указывает на сердцевину, на крестовину двух седмин — старую и новую. (Впрочем, и в самой седмине есть эта крестовина — четвёртый день, где в единстве располагаются светильники ночи и дня — луна и солнце). Теперь понятно, почему паучок облюбовывает углы, закоулочки? - они царские, красные, краеугольные. Но, видимо, Соломон был слишком уж оптимистичным, иначе почему Коран похеряет эту притчу? ПОДОБНЫ ПАУКУ ТЕ, КОТОРЫХ ОНИ ИЗБРАЛИ СЕБЕ ПОКРОВИТЕЛЯМИ ПОМИМО АЛЛАХА. ОН СПЛЕТАЕТ СЕБЕ В УГОЛКЕ ДОМИК ИЗ ПАУТИНЫ, НО, ВОИСТИНУ, САМЫЙ НЕНАДЁЖНЫЙ — ДОМ ПАУКА. О ЕСЛИ БЫ ОНИ ЗНАЛИ!(Коран 29:40, перевод Гафурова) Давайте опять припомним старого лирника! В Евангелии такая обречённая жизнь сравнивается с пшеницей, а вот в Коране — с пауком. Увы, я грешный человек, но ориентирую читателя не на переливание из пустого в порожнее, а на существенное, думаю, что меня ведёт слово. ТЫ - ПЕТР, И НА СЕМ КАМНЕ Я СОЗДАМ ЦЕРКОВЬ МОЮ, И ВРАТА АДА НЕ ОДОЛЕЮТ ЕЕ(Матфей 16:18), - разве паучачий домик имеет в виду Христос и незамысловатую судьбу лирника? Вот какой великолепный семиценный камень троекратно утверждает Христос для Петра: седмина, семь седмин и в конце концов — семьдесят седмин!(Иоанн 21:15-17) Это уже не просто какой-то опок или песчанник, серяк-камень, а тут неоскудевающая периодика, приводящая к рубинам и сапфирам... Кстати, откуда я беру это реинкарнационное слово — периодика? ОН СОТВОРИЛ ВАС ПО ПЕРИОДАМ. РАЗВЕ ВЫ НЕ ВИДИТЕ, КАК СОТВОРИЛ АЛЛАХ СЕМЬ НЕБЕС РЯДАМИ? И СДЕЛАЛ МЕСЯЦ НА НИХ СВЕТОМ. А СОЛНЦЕ СДЕЛАЛ СВЕТИЛЬНИКОМ. И АЛЛАХ ВЗРАСТИЛ ВАС ИЗ ЗЕМЛИ РАСТЕНИЕМ, ПОТОМ ВОЗВРАЩАЕТ ВАС В НЕЁ И ВЫВОДИТ ИЗВЕДЕНИЕМ(Коран 71:13-17). И так далее.
Истории о Ное и Лоте подобны переходу Израиля через Красное море, как посуху, но только первый трансформируется через разливанное море дождя на крестовине седмин, в ковчеге, а второй через эту же крестовину, не оглядываясь, минует серный дождь и огонь.
Христос тоже предстаёт перед учениками трансформацией обезглавленного Иоанна Крестителя — он в обуреваемом море седмин видится, как призрак, как Дух Божий. Ученики в страхе, но как только Христос вошёл в лодку, в новую седмину, ветер утих, и ученики с благодарностью воздают хвалу: истинно, Ты Дух Божий, Христос Божий, Сын Божий! И это чудо в море, и чудо в пустынном месте, когда пять хлебов и две рыбки превращаются в остаток из двенадцати коробов духовной снеди, говорят о том, что последующая седмина приемствует предшествующей, но гораздо значительней её, - остаток Божий всегда больше. ВСЕ, СКОЛЬКО ИХ НИ ПРИХОДИЛО ПРЕДО МНОЮ, СУТЬ ВОРЫ И РАЗБОЙНИКИ; НО ОВЦЫ НЕ ПОСЛУШАЛИ ИХ. Я ЕСМЬ ДВЕРЬ: КТО ВОЙДЕТ МНОЮ, ТОТ СПАСЕТСЯ, И ВОЙДЕТ, И ВЫЙДЕТ, И ПАЖИТЬ НАЙДЕТ(Иоанн 10:8-9). Эти слова из Евангелия не погнушают ветхозаветных пророков и Иоанна Крестителя, но только ещё раз подтверждают опять же евангельские крылатые слова: ПОСЛЕДНИЕ БУДУТ ПЕРВЫМИ, не первая седмина, но семидесятая — дверь в духовные пажити. Апостол Павел тоже вторит непререкаемым истинам Евангелия, когда перечисляет в 11-й главе Послания к евреям имена древних духовных исполинов ветхозаветного эпоса, - подвижническая жизнь их не укладывается в одну строку, и хотя она, как пример, как образ для «нас» — «нам» предусмотрено лучшее, но и они благодаря «нам» достигают совершенства. То есть и ветхозаветные истории и Новый завет — это длительный, взаимозависимый процесс, который даже ещё не закончился. Коран так, например, уже не поддерживает евангельскую версию Христа, как сына Божиего, но главным в череде пророков считает Мухаммеда. А падежные склонения от местоимения «мы» я беру в кавычки, потому что бедственное духовное наше положение находится, увы, не на Эвересте, а только у его подножия. На горе Фавор исчезают Моисей и Илия, чтобы как знамя обозначить Христа, но «нас» даже нельзя уподобить Моисею и Илии, поскольку мы служим смертоносным буквам.
Или ослица и ослёнок, которых Христос использует для въезда в Иерусалим, - это опять рубеж, межа эпох — иудейской и новой христианской седмины. Как это надо бы опять объединить, замирить старое и новое, удовлетворить соседей, отцов и детей, богатых и бедных, разнополых, разноцветных, разноплеменных — но нет! Значит, единство остаётся нереализованным: СЕ, ОСТАВЛЯЕТСЯ ВАМ ДОМ ВАШ ПУСТ. СКАЗЫВАЮ ЖЕ ВАМ, ЧТО ВЫ НЕ УВИДИТЕ МЕНЯ, ПОКА НЕ ПРИДЕТ ВРЕМЯ, КОГДА СКАЖЕТЕ: БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!(Лука 13:35). Ни Моисей, ни Иисус Навин не доставили исходящим из рабства покой, - а Христос? БУДЕМ ОПАСАТЬСЯ, ЧТОБЫ, КОГДА ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ ОБЕТОВАНИЕ ВОЙТИ В ПОКОЙ ЕГО, НЕ ОКАЗАЛСЯ КТО ИЗ ВАС ОПОЗДАВШИМ(Евреям 4:1). То есть вхождение в покой, в субботство, для народа Божиего остаётся ещё проблемным(Евреям 4:9). Ведь мы живём как паучки, как измолоченная пшеничка, как фатальный лирник. Но я тоже оптимист, как и Соломон: если уж мы ленивы в добровольном самосовершенствовании, то Господь нас приведёт в покой благодаря совершенствованию принудительному — реинкарнациями. Почему христане, видя метаморфозы насекомых - личинки, куколки, гусеницы, бабочки, не прозирают, что и субъект, дореинкарнировавшийся до человека, продолжает испытываться на карьерной лестнице, на половой, на социальной вилке, по родственным противостояниям, по умственным способностям, по степеням здоровья, свободы, любви — от первого до последнего и от последнего до первого? Но было бы слишком убого — видеть в библейских историях нравственные сценки, эпопею поста или шествие реинкарнаций. Верующие учёные, например, Ломоносов, Менделеев, Дарвин, Паскаль навеянными ветхозаветными образами открывали закономерности и в науках. Короче, слово, а по-другому, библейская притча, вершит всякое дело на земле и в небесах.
О, Книга книг! Кто не изведал,
В своей изменчивой судьбе,
Как ты целишь того, кто предал
Свой утомленный дух – тебе!
В чреде видений неизменных,
Как совершенна и чиста -
Твоих страниц проникновенных
Младенческая простота!
Не меркнут образы святые,
Однажды вызваны тобой:
Пред Евой – искушенье змия,
С голубкой возвращенной – Ной!
Все, в страшный час, в горах, застыли
Отец и сын, костер сложив;
Жив облик женственной Рахили,
Израиль-Богоборец – жив!
И кто, житейское отбросив,
Не плакал, в детстве, прочитав,
Как братьев обнимал Иосиф
На высоте честей и слав!
Кто проникал, не пламенея,
Веков таинственную даль,
Познав сиянье Моисея,
С горы несущего скрижаль!
Резец, и карандаш, и кисти,
И струны, и певучий стих -
Еще светлей, еще лучистей
Творят ряд образов твоих!
Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник,
Все, все учились у тебя!
И сколько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.
Ты вечно новой, век за веком,
За годом год, за мигом миг,
Встаешь – алтарь пред человеком,
О Библия! О Книга книг!
Ты – правда тайны сокровенной,
Ты – откровенье, ты – завет,
Всевышним данный всей вселенной
Для прошлых и грядущих лет!
(В.Я.Брюсов, Библия)
Но что такое Библия? Это книги, написанные в разное время мудрыми людьми по вдохновению Святого Духа. Книг таких в Библии около семидесяти. Но неужели мудрецов и пророков за всю обозреваемую историю человечества столько, сколько их кот наплакал? При Иосифе Флавии еврейский библейский канон состоял из двадцати двух книг — оказывается, его инициировало количество букв в алфавите иврита. Канон Нового завета утверждали на церковных соборах, и очень много новозаветной литературы попало в отречённую, теперь она называется апокрифической. Ну так, так так! Но мне непонятно, чем не угодили некоторые отринутые апокрифические Евангелия церковным экспертам, например, Евангелие от Фомы, где собраны изречения Христа? - видимо, канонические отбирались по красоте и лепоте повествования. А притчевая книга Иисуса, сына Сирахова чем хуже притчей Соломона? Короче, я так скажу: Волгу со всеми её многочисленными притоками было бы забавно поместить в ведро и наклеить на нём ярлык — Волга. Наподобие Пятикнижия Моисея написал Пятерицу мудрейший Низами. В неё входят разрозненные поэмы, казалось бы не объединённые общей идеей, подобно хронологии еврейского народа: Сокровищница тайн, Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун, Семь красавиц, Искандер-наме. Но здесь зашифрованы священные перлы и сокровища! В свою очередь уже Низами подражали Алишер Навои, Абдурахман Джами, Амир Хосров Дехлеви. Они тоже эстафетствовали пятерицами с заключённым духовным смыслом. Да и необязательно это должно быть пятерицей, - Джалалиддин Руми написал только одну «Поэму о скрытом смысле». А ещё на моей книжной полке лежит книга Ходжи Самандара Термези «Назидание государям». Двадцать глав её представляют что-то вроде ветхозаветных заповедей, а огромная двацать первая глава, пересыпанная цветистыми восточными метафорами, как кушанья острейшими пряностями, повествует о правлении Субхан-Кули-хана в Бухарском царстве конца семнадцатого века. Такая литература в науке называется этико-дидактической. Но притчевое, многослойное значение можно открыть и в народных сказках. Это так говорится по невежеству, что народ — творец языка; фактически язык, фольклор, мифология каждому народу даны Богом, поэтому и в сказках — оттенки священства. Я приведу, как аргумент, может, неудачный, юмористический, стихотворение Александра Кушнера.
Хорошо, что не дома я встречу назначил ему,
А в редакции; голос был в трубке настойчивей, чем
Это принято, словно укрытый во тьму,
Обещал развернуться, как знамя, сверкнуть, словно шлем.
Полчаса разговор о "Двенадцати стульях"... о чём! -
Их не Ильф и Петров написали... А кто же? Плечом
Передёрнул: другой. И роман не прочтён
Так как должно никем. Маяковский с Есениным - два
Зашифрованы в нём персонажа, а ключ ко всему -
Грицацуева, помните, эта вдова
Старше Бендера вдвое, - и стулья достались ему?
Сумасшествие это не то, что мы думаем: сух
И дотошен безумец, в стандартный костюмчик одет,
И на людных сюжетах его спотыкается дух,
На поветриях, вычитанных из газет.
И зачем бы стихи сочинялись и проза, скажи,
Что хорошего в них, если б шифр
Он не мог подобрать к ним? А все эти звёзды, стрижи
Для отвода придуманы глаз и созвучия рифм!
Я пожал ему руку. Сказал, что подумаю. Жаль,
Что мои интересы лежат, очевидно, в другой
Плоскости. Словно тень, проступила печаль
У него на лице: "Понимаю, смутил ваш покой".
(Александр Кушнер, Визит)
Конечно, этот эпизод казусный, но всё равно надо бы внимательней относиться к аналитике литературы, журналистики, политики, философии, а вкупе — слова. Мы-то теперь знаем, как долго сгущались и нагнетались тучи перед Октябрьской революцией: декабристы, Герцен, народовольцы, социал-демократы, Горький, Короленко, Толстой, Блок... Верхи не могут, низы не хотят... А против стихии ничего невозможно предпринять: это как потоп, пожар, эпидемия, землетрясение, извержение вулкана. И вот эту стихию на рубеже седмин преодолевает Ленин и утопает в ней Николай Второй.
Чудесными обновлениями нечастых древних священных писаний является поэзия. Она как увеличительное стекло для пророческих образов — подтверждает, умножает их, вносит подробности, параллели. В Коране поэты кодифицируются как меджнуны, влюблённые, соловьи, обманщики со всеми вытекающими последствиями голоса жениха и невесты: ОНИ ГОВОРЯТ ТО, ЧТО НЕ ДЕЛАЮТ(Коран 26:226). Традиционные музы, которые в Коране названы шайтанами, и сканируют поэтам ненадёжные, незрелые подслушанные апофегмы. Спущенный Мухаммеду Коран открещивается и отмахивается: Мухаммед — не поэт! И всё же поэтов, КОТОРЫЕ УВЕРОВАЛИ И ТВОРИЛИ ДОБРЫЕ ДЕЛА И ПОМИНАЛИ АЛЛАХА МНОГО(Коран 26:227), Священное Писание признаёт.
Все певцы – соловьи голубого престола, и с ними
Кто сравниться скажи? Нет они несравнимы с другими.
Трепеща в полыханье огня размышлений, они
Сонму духов крылатых становятся часто сродни.
Стихотворные речи – возвышенной тайны завеса, -
Тень речений пророческих. Вникни! Полны они веса.
В том великом пространстве, где веет дыханье Творца,
Светлый путь для пророка, и далее – он для певца.
Есть два друга у Друга, чья светлая сущность едина.
Все слова — скорлупа, а слова этих двух — сердцевина.
(Низами, Сокровищница тайн)
Сегодня при компьютерных технологиях стоит только ввести в поисковик какое-нибудь библейское притчевое слово, пророческий образ, как из поэтических сайтов посыпется целая плеяда образов, подробностей, деталей, - остаток-то Божий богаче! Это помогает получше вникнуть в Писание.
Так что же такое еврейская Библия? Не то же самое, что и иной героический эпос - индийская Махабхарата, шумерское Сказание о Гильгамеше, римская Энеида, немецкая Песнь о Нибелунгах, французская Песнь о Роланде, киргизский Манас или карело-финская Калевала? Одним из главных героев древнерусского былинного эпоса был Илья Муромец. Историки древней Руси под малой родиной Ильи Муромца предполагают или Карачарово под Муромом на Оке или селение Карачев на Черниговщине, а мощи его, считается, покоятся в Киево-Печерской лавре. Но с плачевным раздроблением русского народа появилась ещё одна версия. Русская народная линия — это православный монархический сайт, что-то наподобие евреев, водимых Моисеем по путыне и тоскующих по египетскому фараону — опубликовала историю паломницы с Донбасса, которая рыдала от благодарности возле мощей Ильи Муромца. http://ruskline.ru/special_opinion/chudo_v_kievopecherskoj_lavre_russkie_svyatye_molyatsya_za_svoih_naslednikov/ Оказывается, она болела сибирской язвой так, что мясо отставало от костей, но приснился ей косивший траву Илья Муромец, и из-под его косы змеи разбегались в разные стороны, приснился и сказал, что она, наследница рода богатыря, больше не будет болеть. И ещё было сказано, что все из рода Ильи Муромца до трёх лет не ходят, и женщина вспомнила своих предков: действительно они до трёх лет не ходили и всегда-всегда жили на Донбассе.
То есть мы становимся свидетелями рождения ещё одной православной байки, истории: ни фамилия, ни почтовый адрес героини байки не указан. Для чего она сочинена? Чтобы не отдать при разрезе пуповины народов культурный и исторический багаж противной украинской стороне. И на той же Русской народной линии имя Тараса Шевченко, кобзаря неньки Украины, кадится как русофобское и кощунное, - заберите своё!
Увы, история — наука ли она? - притягивается за уши, фальсифицируется в зависимости от того, кто её пишет.
А если бы Библию была дана возможность написать филистимлянам?.. Ровесники моего поколения воспитывались под знаменем Ленина, «самого человечного человека», хотя он подчёркивал, что ничто человеческое ему не чуждо. Смотрите, в одном и том же эпитете и высочайший гуманизм, и обывательщина! Но когда у рабочих власть снова забрали рабовладельцы, хищники и кровососы, имя вождя мирового пролетариата буквально опустили. Он и масон, и разрушитель России, и сифилитик! А некто И.В. Соколов, кандидат исторических наук, представляет в интернете фривольно-ревнивую переписку Ленина, Каменева и Зиновьева, как гомосексуалистов. http://maxpark.com/community/1161/content/662733
Честно сказать, если я и заглядывал в вышеперечисленные национальные эпосы, то лишь одним глазом, да и непритязательный читатель, думаю, от меня не отличается. Но, уверен, все читали древнегреческий эпос, напетый Гомером, - как его назвать, певцом, поэтом, сказителем? Верит ли кто в фантастические сирены, нимфу Калипсо, небывалых хищников Сциллу и Харибду, циклопов и других персонажей в приключениях многострадального Одиссея? Но это правда. Правда не в буквальном смысле, а в аллегорическом, притчевом. Не так много мировых религий существует, но вражда и непонимание между ними порой доходят до крайностей. И всё дело в буквальном понимании образов, воплощении их в разномастных, разделительных обрядах. Если же кто осведомлён в чтении образов, он видит только Путь. «Мой папа лучше всех!» - эта маленькая правда фактически похожа на ложь. «Наш Отец — Господь» - вот правда! Даже при атеистическом социализме это разделялось: правда факта и правда века.
Давайте дадим место вслед за иронией апостола Павла по поводу библейских событий иронии Григория Сковороды, апостола 18 века. Библейский буквоед и клеветник нашептывает, что Бог плачет, ярится, спит, раскаивается в сотворении человека... Потом наговаривает, что люди превращаются в соляные столбы, возносятся к планетам, ездят косяками по морскому дну и по воздуху, солнце, будто карета, останавливается и назад подаётся, железо плавает, реки возвращаются, от трубного звука разваливаются городские стены, реки плещут руками, дубравы и поля радуются, волки с овцами дружат, встают мёртвые кости, падают из яблонь небесные светила, а из облаков крупяная каша с перепелами, из воды делается вино, а немые, напившись, беседуют и прекрасно поют, и прочее и прочее. Ах! Это я транслирую почти дословно Григория Сковороду из третьей главы его трактата «Потоп змеин».
Слово, как и дерево, примитивно в началах, корнях, и благословенно в концах, в кроне, в плодах, в семенах, где концы соединяются опять с началами. Слово как бы растёт, зреет, воплощается в делах.
Я не спорю: ещё не грядут холода,
только осень потребует с чем-то проститься,
улетят далеко, неизвестно куда
перелётные птицы.
Небо молча отплачется горсткой дождя,
капли слёз позабыв на цветном коромысле,
и за птицами вслед улетят погодя
перелётные мысли.
Там, где что-то в себе не удержит душа,
образуется брешь, в ней окажется пусто,
и заполнят межзвёздную полость ковша
перелётные чувства.
Без следа растворятся пунктиры пути,
заболит голова к перемене погоды,
полетят, не сказав ни "прощай", ни "прости",
перелётные годы.
Загрустив, побледнеет покров голубой,
ненавязчиво сменятся были на мифы
и захватят меня, улетая, с собой
перелётные рифмы.
(Любовь Левитина, Перелётное)
В конце жизни Григорию Сковороде всё же пришлось подкорректировать отношение к буквализму, потому что на него сыпался шквал обвинений в ереси хотя бы уже потому, что он отвергает священную историю Ветхого и Нового завета. Своё видение на этот счёт он изложил Михаилу Ковалинскому, в котором прозрел преданного ученика, ведь именно Ковалинский обнародовал непубликовавшиеся при жизни сочинения Григория Сковороды из-за его инакомыслия и донёс до нас его необычное житие. Усматривая сущее через буквальный смысл, Сковорода, по его словам, не разоряет священную историю, а пополняет её верой, извещением о невидимом. Разве восхваление храбрости и неустрашимости воина упраздняет его доспехи и оружие? Любуясь великолепием храма, разве нужно исключать из него кирпич, цемент, песок, каменщиков, как будто этого не было? Выливание золотого тельца Аароном разве химии и металлургии учит? Нет, но если человек духовно не упражняется, не совершенствуется, священная мысль и истина удаляется от него, низвергая его в состояние ничтожное, презренное и суетное. Всё, что есть в Макрокосмосе, по единству наполняемого духа проэцируется и на микрокосмос, на человека, но Сковороде не так любопытно знать, как и когда Моисей разделил жезлом море в истории, а как в себе, в сердце разделить смесь породы непорочной и растленной и провести, не потопив, по дороге жизненного бытия, чтобы доставить себе свободу мыслить, веселье духа или так называемое счастье. Самое важное — это дух, премудрость, правда, единое. Этими высокими словами побуждаемся мы к возвышению мыслей поверх видимого обряда служения, поверх буквального смысла, поверх исторического богопочитания, выше смесей, составов, сплетений, сотканий, множеств и дробей. Исторические христиане, обрядные мудрецы, буквальные богословы, люди, которые не имеют духа, хулят то, что не понимают. Так я своими словами передаю описание Ковалинским мировоззрения Сковороды, сокращая и укорачивая средневековое многословие.
Так что, значит, никаких чудес и знамений нет? А давайте сначала зададимся вопросом, что такое чудеса. Чудеса — это дела поверх обычных, привычных — как бы сверхестественные. Но не только. Давайте поверим это слово поэзией!
Есть любовь у меня,
Жизнь, ты знаешь, что это такое.
Как поют соловьи,
Полумрак, поцелуй на рассвете,
И вершина любви -
ЭТО ЧУДО ВЕЛИКОЕ - ДЕТИ.
Вновь мы с ними пройдем,
Детство, юность, вокзалы, причалы,
БУДУТ ВНУКИ ПОТОМ,
Всё опять повторится сначала.
(К.Ваншенкин)
Получается, чудеса это то, что поверх поколения, поверх отцов — дети и внуки. Но также всё, что поверх детекторного приёмника — телевизоры, магнитофоны, компьютеры, навигаторы — в начале прошлого века не покажется ли чудом? И не чудо ли поверх рабства, тюремного заключения — свобода? Или после тяжёлой хронической болезни — выздоровление? Перечислять можно долго, но я назову всё это обобщающим словом — после седмины, поверх меры.
А знамение что такое! Само слово говорит за себя — это знамя, водружённое над каким-то законченным действием, его венец, его слава. То есть и отцы и дети, и внуки, и правнуки — это знамения, но разного калибра, порядка, разной славы. Как определяет знамение Евангелие? Тоже числом и порядком. КАК ИОНА БЫЛ ВО
ЧРЕВЕ КИТА ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ, ТАК И СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ БУДЕТ В СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ ТРИ ДНЯ И ТРИ НОЧИ(Матфей 12:40) — так определено знамение для рода лукавого и прелюбодейного. Оно не имеет полноты по отношению к мере, к седмине, а поэтому и Христос лукавого рода — беспомощный, как бы заключённый в узы, но таковым же себя считает и апостол Павел, когда подопечные его невежественны(1 коринфянам 7:35; Ефесянам 6:18-20; Филиппийцам 1:16-17; Колосянам 4:3; 2 Тимофею 2:9; Филимону 1:10; Евреям 10:34). У покаявшихся ниневитян знамение больше, и хотя оно не определено, каются, когда подходит конец, мера. Знамение мудрости Соломоновой численно указано в Песне песней: в основании одра Соломона шестьдесят сильных, то есть шестьдесят седмин(Песнь песней 3:7), но и такое знамение повержено царицей южной. А кто такая царица южная? Савская? Для знамения имеет значение не имя, а число. Что такое СУД царицы южной? Это северная СОТня, которая становятся одним, символическим югом, и семьдесят СЕДмин, которых Соломон даже не достиг, становятся опять же единством, югом, весной, первым днём второй большущей седмины.
Да и чудеса числом поверяются. Например, Христос, чтобы исцелить слепого, выводит его из Вифсаиды, которая как бы маткой слепоты значится, плюёт ему в глаза, возлагает руки и спрашивает: видит ли он? Кстати, что означает слюна? Слюна, соль, солнце — слова одного корня, и означают мудрость. То есть Христос как бы внедряет в него знамение мудрости, полноты — седмину. Результат? Результат пока неважнецкий: слепой стал видет проходящих людей, как деревья. То есть назнаменовался он пока на троечку: — деревья-то - как раз третий день творения! Христос опять повторяет ритуал до периодики, и теперь слепой прозрел — видит людей, как людей, то есть шестой день творения. Но Христос не велит ему идти в селение, возвращаться в матрицу слепоты, а указывает на дом. На какой дом? А какие домы и дворы Господни славит Давид в псалмах, когда ещё не был построен храм в Израиле? Это последние и первые дни седмин, где живёт Дух Божий.
Или заглянем в 38-ю главу Иисуса, сына Сирахова. В начале её излагается ода врачу, которым нельзя пренебрегать, ибо он обладает возвышающим знанием, через которое делается благо. Но фактически это притча. Каждый человек одновременно сам себе враг и врач. Враг он тогда, когда загоняет себя в тупик запретными действиями. А врач? Сирах говорит: надо молиться Богу, оставить греховную жизнь и из семидала
сделать приношение тучное, как бы уже умирающий. Буквально семидал — грубая мука, крупчатка. А аллегорически это семидневный пост, да ещё с началом восьмого дня, чтобы зацепиться, как паук восьмой лапкой — вспомним опять соломоновскую притчу — в чертогах царя. То есть надо найти первый день второй седмины вместо изжитой и получить облегчение, исцеление и продолжение жизни. Так и Христос учил своих учеников, когда они не могли выгнать бесов, - постом и молитвой изгоняются недуги. Причём, надо учитывать и предостережения Корана об уничижении знамения. О СЫНЫ ИЗРАИЛЯ! ВСПОМНИТЕ МИЛОСТЬ МОЮ, КОТОРУЮ Я ОКАЗАЛ ВАМ. И ВЕРНО СОБЛЮДАЙТЕ МОЙ ЗАВЕТ, ТОГДА И Я БУДУ СОБЛЮДАТЬ ЗАВЕТ С ВАМИ. МЕНЯ СТРАШИТЕСЬ И ВЕРУЙТЕ В ТО, ЧТО Я НИСПОСЛАЛ В ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ИСТИННОСТИ ТОГО, ЧТО С ВАМИ(то есть Коран). НЕ БУДЬТЕ ПЕРВЫМИ НЕВЕРУЮЩИМИ В ЭТО, И НЕ ПОКУПАЙТЕ ЗА МОИ ЗНАМЕНИЯ НИЧТОЖНУЮ ЦЕНУ И МЕНЯ БОЙТЕСЬ(Коран 2:38, перевод Крачковского). СРЕДЬ НИХ НЕВЕЖДЫ ЕСТЬ, КОТОРЫЕ ПИСАНИЯ НЕ ЗНАЮТ, А В НЁМ СВОИ ЖЕЛАНИЯ ЛИШЬ ВИДЯТ И (СТРОЯТ ТОЛЬКО) МНЕНИЯ О НЁМ. НО ГОРЕ ТЕМ, КТО ПИШЕТ КНИГУ СВОИМИ (СКВЕРНЫМИ) РУКАМИ, (ГОСПОДЕНЬ СМЫСЛ ИСКАЖАЯ), А ПОСЛЕ ГОВОРЯТ: «ОТ ГОСПОДА СИЕ» - И ЗА НИЧТОЖНЕЙШУЮ ПЛАТУ ВЕДЁТ СЕЙ КНИГОЙ ТОРГ. И ГОРЕ ИМ ЗА ТО, ЧТО ПИШУТ ИХ (ПРЕЗРЕННЕЙШИЕ) РУКИ, - ЗА ВЫГОДУ, ЧТО ЗА НЕЁ ИЗВЛЕЧЬ ОНИ ХОТЯТ(Коран 2:79, перевод Пороховой). ПОИСТИНЕ, ТЕ, КОТОРЫЕ СКРЫВАЮТ ТО, ЧТО НИЗВЁЛ АЛЛАХ ИЗ ПИСАНИЯ, И ПОКУПАЮТ ЗА ЭТО МАЛУЮ ЦЕНУ, - ОНИ ПОЖИРАЮТ В СВОИ ЖИВОТЫ ТОЛЬКО ОГОНЬ; НЕ ЗАГОВОРИТ С НИМИ АЛЛАХ В ДЕНЬ ВОСКРЕСЕНИЯ И НЕ ОЧИСТИТ ИХ, И ДЛЯ НИХ — МУЧИТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ. ОНИ — ТЕ, ЧТО КУПИЛИ ЗАБЛУЖДЕНИЕ ЗА ПРЯМОЙ ПУТЬ И НАКАЗАНИЕ ЗА ПРОЩЕНИЕ(Коран 2:169-170, перевод Крачковского).
Я бы мог и далее очислять благие слова Евангелия и остального авраамического Писания, но мне жаль читателя, не привычного к многословию. Ведь читатель поймался на удочку и ждёт ответа на вопрос: был ли исход? Был и продолжается. Ведь исход — это не одноразовая акция, а процесс и процесс. Но даже если мы ленивы и не хотим упражнятся в духовной жизни, не хотим самосовершенствоваться, Бог принудительно вытащит нас из наших нор, гнёзд и свинарников посредством реинкарнаций.
Ну а был ли переход израильтян через Красное море, как посуху? Или можно ходить по водной пучине, как это было попробовал Пётр? Или можно передвигать горы посредством укреплённой верой мысли? Или можно возноситься людям на небеса? Прямой здесь смысл или иносказательный? Я-то вижу здесь только иносказание. Но вот на этот счёт строки из Корана: ОН НИСПОСЛАЛ ТЕБЕ КОРАН, В КОТОРОМ ЕСТЬ ЗНАМЕНИЯ, ЯСНЫЕ ПО СМЫСЛУ. ОНИ — ОСНОВА КОРАНА. ДРУГИЕ ЗНАМЕНИЯ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫ. ТЕ, В ЧЬИ СЕРДЦА, ЗАКРАЛАСЬ ЕРЕСЬ, ТЩАТСЯ ИСТОЛКОВАТЬ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫЕ ЗНАМЕНИЯ И ХОТЯТ ПОСЕЯТЬ СМУТУ, ОБЪЯСНИВ ВСЕ МЕСТА В КОРАНЕ. НО НИКТО НЕ ЗНАЕТ ИСТИННОГО СМЫСЛА, КРОМЕ АЛЛАХА. СВЕДУЩИЕ В ВЕРЕ ГОВОРЯТ: «ВЕРУЕМ В ЭТО. ВСЁ ЭТО ОТ НАШЕГО ГОСПОДА». НО ПОНИМАЮТ ЭТО ТОЛЬКО МЫСЛЯЩИЕ(Коран 3:5, перевод Гафурова).
Нагнетая и нагнетая в этой статье сентенцию, что последнее становится первым, я отдаю предпочтение будущему, пусть оно расставит точки над i. Разве не состоялась сказочная мечта о ковре-самолёте, сапогах-скороходах, пиле-самопилке, скатерти-самобранке? Оно пока ещё неуклюжее, исполнение этой мечты, не всё ещё буквально свершилось, аксессуары этой мечты громоздки. Чтобы забраться на ковёр-самолёт, надо ехать в аэропорт, а скатертью-самобранкой мы воспользуемся только в супер-маркете или на рынке. Но разве бессильна наука приспособить за спиной у человека крылышки, как у стрекозы, или воздушную подушку, препятствующую гравитации, чтобы ходить по воде? Все мы читали фантастическую литературу прошлых веков, - как же она наивна и убога по сравнению с воплощающейся действительностью! А результаты исхода из рабства разве не чувствуются? Где клеймёные рабы, где кандалы рабства? Тяжёлый труд заменяют машины, и эксплуатация человека человеком постепенно нивелируется. Даже преступников не распинают на кресте, не вешают, не четвертуют, даже не расстреливают, и тюрьма, темница имеет тенденцию быть похожей чуть ли не на светлицу: можно повышать образование, можно заниматься спортом, а иногда даже женихаться. Вот и всё, что я хотел сказать.
|