Один из часто задаваемых библейских вопросов: «Как спасся разбойник на кресте?». На него бывает два рода предполагаемых ответов. Первый – это чудо и «лишь только Богу известный» дар благодати (промысел). Этот ответ исходит из положения, что «благодать не там, где честные и хорошие люди. Благодать там, где благодать. Она может войти в сердце, приуготовленное очищением и мудростью, а может посетить «изверга». Но «может» не значит «должна» (о. А. Кураев). Второй ответ более определённый, но не противоречит первому и не исключает Божьей спасительной благодати. Это когда необходим свободный выбор человека, его пробудившаяся совесть. В данном случае, спасшегося разбойника называют «благоразумным разбойником». «В то время как один из них, видимо, ещё более озлобившись от мучений и ища предмет, на который можно было бы обратить своё озлобление, стал по примеру врагов Господа, хулить Его, подражая им, другой разбойник, очевидно не в такой степени испорченный, сохранивший чувство религиозности, стал усовещивать своего товарища» - и далее очень интересно и проникновенно в Четвероевангелии Архиепископа Аверкия раскрывается понимание этого события...
Но можно более подробно истолковать этот момент казни через распятие, переживания - мысли спасшегося разбойника, те ключевые моменты, через которые, согласно Божьему промыслу, пробуждалось сознание и приходило разбойнику спасительное откровение. В согласии с библейским словом в этом толковании передаётся логика происходящего.
Разбойник страдал на кресте от боли, страдал в душевной агонии от безысходности, переживая свой последний час, или – не один долгий час в муках страдающей плоти.
Однако, в душе он чувствовал каждое мгновение утраченной своей жизни. Он терял этот премудро устроенный мир - свет Божий, терял свою личность – уникальный образ человеческой души и неповторимой индивидуальности, ощущаемый в свете самосознания.
Разбойник как никогда ощущал себя жалким, ничтожным и одиноким.
Он понял, как обманулся по жизни, избрав насилие, раздор и жизнь лишь своего тела.
Он бы готов был жить уже по-другому, если бы ему представилась ещё раз такая возможность.
Разбойник прозрел разницу между прожитой своей разрушительной, оторванной от других душ – от бытия, и созидательной жизнью – жизнь в любви и единении.
И если пришлось бы отдать жизнь, прожитую по совести, то это было бы совсем иное.
Тогда бы не страдала душа: праведность обеспечивает моральную стойкость, любовь к ближнему не позволяет чувствовать одиночество, жизнь обретает смысл и некую надежду…
Но увы, разбойник сейчас переживает полное отчаяние, и это его «прозрение» только усугубляет страдание. Правда явилась, как возмездие, «взывая всё прошедшее на суд истины». А сама его участь – наказание по общественному суду и казнь через распятие, четко отражает причину и следствие его жизненного выбора, подтверждая «суд истины». Поэтому сказано пророком: «проклят всяк, чья смерть на древе». Для разбойника наступил уже суд Божий.
Однако, разбойник обратил внимание, что этот так называемый «суд» не столь справедлив к рядом распятому и страдающему Иисусу, в котором не было никакой вины, во всяком случае, заслуживающей смерть. К тому же, весь гнев и оскорбления толпы обрушивались на Него, как на самого ярого преступника. И «судьи» то по их поведению и выражению ненависти были похоже лишь на таких же убийц, ни чем не отличавшихся от самого разбойника, а то может быть и хуже.
В любом случае, это были не судьи, а обычные грешники и по совести своей такие же убийцы, заслуживающие, также, осуждения.
По пути к голгофе Иисус об этом и предупреждал мир. Да, Он говорил народу о суде Божьем , когда их вели на казнь (от Луки23: 28-31). Вероятно, что разбойник слышал слова Иисуса.
Эти так называемые судьи признали помилование бунтаря Вараввы, и это только отчётливее подтверждает, что Иисуса причислили к разбойникам, и Он действительно взял на Себя грех мира.
Теперь слова Иисуса о суде Божьем стали близки сердцу разбойника, и тот начал понимать, что в этой неспроста яркой картине контрастов и совпадений лежит промысел Бога… и эти события некогда обретут свой логический итог в свете восстановления истины!
И уж если сей Праведник «других исцелял, а себя не может спасти», то уж это явно человек Божий и суда Божьего этому народу не избежать. По всему видно, что это Пророк Божий, если не сам Христос. Ибо разбойник также знал, что Иисус говорил о царстве Своем.
Возможно и о том, что Иисус называл Бога Отцом своим.
Народ и начальники насмехались над Иисусом, говоря: других спасал, пусть спасет себя самого, если Он Христос Божий (от Луки 23:35).
А также, воины говорили Иисусу: «если ты Царь Иудейский, спаси Самого Себя» (23:37)
Между тем, распятый по другую сторону Христа, другой разбойник хулил Иисуса. И говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас (От Луки23:39).
И вот, уверовавший во Христа первый разбойник, унимал того и говорил: не ужели ты не боишься Бога (Суда Божьего), когда и сам уже осужден на то же? Но мы приняли по делам нашим, а Он ничего худого не сделал (23: 40,41).
Так благоразумный разбойник уверовал и исповедал Христа - Мужа Скорбей.
Ибо «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим.10:10).
Как только благоразумный разбойник изрек слова правды, исповедав Мужа Скорбей, ему просиял свет спасения, и он почувствовал освобождение в своей совести. В своем сердце он ощутил иную жизнь благодати, мир и покой.
Благоразумный разбойник обрел надежду. И сказал Иисусу: помяни Господи меня, когда придешь в Царствие Твоё.
Имея надежду, но пребывая в покаянии и смирении, разбойник лишь попросил Иисуса о нем помянуть. Тем самым видно, что разбойник имеет искреннее покаяние и осознает себя недостойным Царства небесного.
Лишь некоторая надежда теплилась в его освобожденном сердце… и небольшие плоды праведности, когда он волею случая смог узреть Крест Ближнего и через то познать Бога.
43. И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
РАЗБОЙНИК
Вот она участь! Пришел час...
Под зрелищем глаз кровожадных,
в огне от воспаленных ран,
удушье, жажда – стонет плоть,
ничтожен, жалок, одинок...
Разбойник, преданный распятью,
мог жить... Увы! Но кончен срок.
Как опрометчиво сменил он
свет Божий на насилье, тьму...
Ему бы заново родиться
и выбрать жизнь уже не ту?!
Жизнь, где рассвет, где труд в тиши,
где с жизнью слитый дух любви...
впредь одиночеством не свержен,
и коли крест, то – смог нести.
Но правду уже больно мыслить:
она грядет в возмездье мук.
“Как проклят всяк, чья смерть на древе!” (к Гал.3:13)
– разбойник познавал свой суд.
Лишь некий призрак полумысли
к чему-то тайно отзывал
и вдруг вниманьем приковал
чтоб видеть, если не размыслить
контрасты, чуждые суда:
– где гнев толпы и оскорбленья
брал рядом Праведник сполна.
Для смерти не было вины;
но посмотреть тем судьям в лица
– не судьи были то – убийцы!
И грешник о себе забыл…
Он понял суд, грядущий миру,
он вдруг словам недавним внял:
Тот Праведник в пути к Голгофе (От Лук.23:26-32)
“Суд Божий миру” прорекал.
И место бунтаря Вараввы
всю злость толпы взяв на себя,
похоже, поднял Он “грех мира”…
Но будет суд, где Бог – судья!
И прозревал разбойник Слово,
уж близко сердцу стало все. (От Лук.23:40-42)
Но знать не мог страдалец много,
знать Божий суд ему дано:
“Что сеет человек, то жнет”, (От Лук.23:41)
и тьма во тьму, а свет – во свет.
И к Богу Праведник идет,
в делах являя путь и след.
– И кто Он, по кресту сосед?!
Но истинно, где суд и подвиг,
сильнее Назарея нет –
–Христа в Нем узнавал разбойник.
Меж тем... хула еще срывалась,
безумство... – с третьего креста,
и тут разбойник вдруг изрек
свое “спасение в устах”: (к Рим.10:10)
Сказал слепцу – Познай суд Божий (От Лук.23:40-41)
и слово крепкое суда.
Твой крест – твой путь, твой всход негожий.
– Невинному ли ты судья?!
И речь прервалась откровеньем:
“Кому нужнее те слова?
- В них самому уже теплее,
в них – свет спасенья просиял!”
Едва из уст слетела правда,
и исповедан Муж Скорбей –
Как вмиг разбойник ощутил
иную жизнь в груди своей.
Не тот был жребий у другого,
хуливший Бога полон зла.
Надежды луч не мог он видеть,
не видев Ближнего Креста…
Где суд и нет где покаянья –
– нет слов… Лишь скорбей там итог…
И стал Христа молить разбойник (от Лук.23:42)
и со Христом войти в рай смог.
ЖРЕБИЙ РАЗБОЙНИКА
О Царстве Божьем в небесах
не мог он знать, не мог подумать.
Разбойничья стезя вела
к “насущной” жизни, жизни – блудной.
Но вскоре подошла судьба
к часам последним и мгновеньям,
и плоть на смерть осуждена,
цейтнот – в агонии идейной.
А впрочем, он к тому готов
и знает – терпит по заслугам…
Но гложет боль, что жизнь прожег?!
И казнь сама – процесс безумный.
И с ним судили двух еще,
и как всегда – различны судьбы.
И дело тут было одно,
что драматург бы не придумал.
Похоже, это был Пророк.
Не сделал ничего худого,
Но был большой переполох
вокруг предмета неземного.
Пророк тот якобы был царь,
и царство то не сего мира.
Но крови жаждала толпа,
и прокуратор в плену тьмы был
И принял Праведник свой крест,
и чем же все же Он пронял их?
И как стервятники окрест
собрались и Его клевали.
Но вид достойный у Него,
Он знал, Он сам того позволил.
И будто ели плоть Его
и пили Его чистой крови.
И было зрелище – для всех,
как с будущим и тайным смыслом.
И кто посмел дерзнуть на смех,
не мог скрыть страх в себе неистов.
Глупцы! Дешевые шуты!
– Разбойник знал, кто что здесь стоил.
А Назарей, средь всей толпы,
вниманья всякого достоин!
И сам разбойник мог мечтать?
– И слышать было бы несносно
о Царстве Божьем в небесах.
– Но здесь звучит это серьезно.
И Назарей мир возмутил,
но оставался непреклонен…
И крест понес и кровь пролил…
- Его слова будут в законе.
И будет миру тот процесс
Где явлен справедливый суд,
Не зря тогда Пилат хотел
омыть вину со своих рук.
Сценарий явный проходил,
У всех роль чёткая своя
И вдруг свой Вызов ощутив
Разбойник защищал Христа –
И тут же все определилось,
он жребий праведный достал,
и у порога
в доме Божьем
себя увидеть воздерзал.
Комментарий автора: Раннее откровение в стихах дополненное толкованием.
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 6261 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности