Смотреть видео беседы:
Часть 1 - http://youtu.be/V3IArcSt1ps
Часть 2 - http://youtu.be/7IWEBmCaig0
1. Вступление. Необходимость мышления
Поговорим о здравомыслии. И первая проблема тут в том, что многие люди не думают самостоятельно. Почему так? Они просто рефлектируют, то есть реагируют на события эмоционально. Минимум мысли, максимум чувств.
Потому, что думать - это трудно. Куда легче не думать, говорить первое, что взбредет в голову, а когда нужно принимать решение, слушать других. Но многие не думают потому еще, что в мире существует своеобразный, если можно так выразиться, негласный социальный заказ на людей, которые не думают. В этом заинтересовано государство и общество. Почему? Ради самосохранения. Прежде всего для того же государства. Стадом не думающих всегда легче управлять, его обманывать, наваривать на его неведении деньги, посылать на войну, держать в послушании и так далее...
Ну, представьте себе ситуацию, когда в школе, в классе присутствует ученик, который умнее своего учителя. Ученик все время критикует учителя, поправляет, указывает ему на ошибки и так далее. Какому учителю понравиться такая ситуация?
И как у власти есть монополия на применение силы в государстве, так у него есть негласная монополия на ум и интеллектуальное руководство обществом. Лучшие политтехнологи, советники и аналитики работают на государство, продумывая и предотвращая различные опасные ситуации для власти. Поэтому всегда и в избытке есть охочие сообщить человеку, что такое хорошо или плохо, чтобы этот человек доверился им и пошел за ними. Суть информационной политики любого государства – это промывание мозгов, то есть, внедрение в умы обывателей именно удобных для власти мыслей. Политики, учителя, журналисты, религиозные адепты, всевозможные пиарщики и реклама рисуют перед человеком определенную картину мира или ситуации, и человек, не способный к самостоятельному мышлению, легко принимает на веру то, что ему вкладывают в голову. А вкладывают ему в голову систему. Систему сложившегося положения, при котором одни нищие, а другие богатые, систему несправедливости и дискриминации, систему глобального противостояния религий, наций и государств, скрывающую в себе систему различных интересов, ради которой люди воюют между собой, которую представляет собой современный мир. В связи с этим очень интересно было наблюдать информационную войну, разразившуюся по поводу событий на Украине. Западные СМИ почти в унисон твердили одно, поддерживая Майдан и свержение власти Януковича, говорили о том, что Россия анекксировала Крым и является агрессором, а со стороны России была противоположная ситуация – Майдан назван бунтом, государственным переворотом, новое киевское правительство – не легитимным, а события на Юго-востоке Украины гражданской войной киевских властей с непризнавшими их гражданами Юго-востока.
Обезопасить себя от подобного манипулирования можно лишь научившись думать самостоятельно. И не просто думать, но думать здраво. Но по той причине, что думать опасно для того же государства и общества, практически никто и нигде человека не учит думать. Человеку сообщают определенные знания, учат ремеслу и пускают на конвейер общественной жизни, где он не представляет опасности для общества и государства. А мы же будем с вами учиться думать.
Потому что в этом есть потребность нашего и общественного развития. Думать необходимо для того, чтобы дойти до истины. Чтобы созидать свои поступки именно на ее основании.
2. Что такое мышление?
Начнем с азов. Что такое мышление? Это искусство работы с мыслью. Первая вещь, которые вы должны понимать, что с мыслью можно и нужно серьезно работать, так к примеру, как работают с изделием из дерева или железа. Искусство работы с мыслью состоит фактически из умения сочетать два фактора: факты нашей жизни и знание закономерностей их существования. Проще говоря, знание законов, по которым протекает жизнь этих фактов.
О каких законах речь? О законах, по которым существует наш мир: то есть, физических, химических, биологических, экономических, юридических, политических, общественных и так далее. Особенно выделим из этой группы законы духовные, то есть, законы мира невидимого. Это глобальные законы и знание их помогает многое понять в нашем мире. Все эти законы или часть из них мы изучаем в школе, в Вузе, постигаем на опыте и через самообразование. В частности, духовные законы можно изучать из духовной литературы, в том числе и в Книге Книг - Библии.
Соответственно, здравомыслие - это умение мыслить стройно, то есть, логично, не сумбурно, не противоречиво. Этому нужно учиться: дисциплинировать свою мысль, так как многие люди думают хаотично, не могут сосредоточиться на одной мысли, вычленить ее из хаоса остальных мыслей, продумать ее до логического завершения, поэтому не умеют разобраться в сути вещей.
Итак, для процесса мышления необходимо три фактора. Это – знание законов (чем больше таких законов мы знаем, тем лучше). Это – способность к самому процессу мышления, которую мы достигаем через тренировки, развивая свое мышление. И, наконец, знание фактов, которые мы получаем из жизни с помощью обретения опыта, средств массовой информации, общения, чтения, произведений искусства.
3. Природа мысли
Мышление – это развитие мысли. Науке пока не известно происхождение мысли (откуда они берутся), но по опыту духовной жизни, можно сказать, что мысли происходят из невидимого духовного мира, с которым связан человек посредством своего духа (или сердца, как пишет Библия). А поскольку, известно из духовных источников, что духовный мир неоднороден, в нем есть силы добра и зла, то и мысли, приходящие оттуда также есть добрые или, как их еще называют, чистые, правдивые, так и злые, нечистые, лживые. К примеру, мысли о том, как убить, ограбить, обмануть, растлить и так далее, являются нечистыми, а мысли о добре, любви, взаимопомощи и пр., - чистыми. Тут наблюдается такая закономерность, что чем чище ваши мысли, тем более свободным, ясными, гармоничным будем и весь процесс вашего мышления. Тем более гармоничной и совершенной будет открываться перед вами картина мира. Святые молятся такой молитвой к Творцу - "Сердце чистое сотвори во мне", из чего мы можем заключить, что чистота и ясность мысли зависят от чистого сердца (сосредоточия помыслов человека) и при покаянии мысли человека очищаются и возвышаются. Так же Библия учит: больше всего хранимого, храни сердце свое, ибо из него проистекают источники жизни. То есть, мысль – это фактически источник жизни, и от характера ваших мыслей, от их чистоты и здравости, впрямую зависит ваша жизнь. Можно добавить, что, как сказано в одной умной книжке, лишь тонкое восприятие, приведет к тонкому пониманию.
4. Законы мышления
Итак, мышление – это работа с фактами на уровне мысли. Как работать с фактами? Напомню вам, что факт - это событие или явление, то, что было или есть, что случилось или случается, что было явлено или является. Что было, есть и будет. Но будущее, разумеется, от нас пока закрыто, пока не явлено, поэтому мы можем делать о нем лишь предположения, что само по себе чрезвычайно важно. В свою очередь каждое явление (событие), каждый факт, можно рассмотреть в совокупности трех вещей: причины его возникновения, затем, самого содержания этого факта, и, наконец, его последствий. Мы получаем своего рода интеллектуальную троицу: при работе с фактом, мы выясняем причины его появления, рассматриваем его содержание, и рассматриваем его последствия, давая ему оценку в случае с уже свершившимся фактом или прогнозируя результаты, если нам предстоит совершить какое-то действие, то есть, вызвать к жизни, произвести какой-то факт.
О такой последовательности событий учит нас так называемый духовный закон причинно-следственной связи, иначе говоря, карма. Карма - это причинно-следственная связь явлений. Собственно, знание кармического закона позволяет нам видеть связь явлений. В Библии много говорится об этом законе, причем разными словами. Например, что посеешь, то и пожнешь. Или – поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Давайте рассмотрим пример того, как работаем закон кармы. К примеру, вас никто не любит. И вы знаете, что это есть факт вашей жизни, не ваше эмоциональное ощущение, которое бывает кратковременным. Не ваше субъективное представление, которое может быть ошибочным. А реальный факт, который имеет доказательства того: вы не ладите с людьми, у вас нет друзей, с вами никто не хочет иметь дела. Кармический закон дает ответ на этот вопрос: вас не любят, потому что вы сами никого не любите.
Или, другой пример. Почему, к примеру, вы не имеете хорошей работы? Потому что, к такой ситуации привела вас цепочка предыдущих действий, к примеру, в прошлом вы нигде не учились и не приобрели специальности. Кармический закон указывает на причину, приведшую к определенным последствиям.
Вы не работаете на хорошей работе не потому, что вам не везет, как, возможно, думаете вы, а потому что у вас нет хорошей востребованной специальности.
Этот закон говорит, что в любом случае существуют реальные причины вашего сегодняшнего положения, и если вы не знаете истинной причины факта, вы можете сделать совершенно ошибочные, что приведет вас и к ошибочным действиям.
Итак, при работе с фактом, мы исследуем сам этот факт, докапываемся до его причины, и прогнозируем его последствия.
Знание, хотя бы предположение последствий помогает нам понять значение факта и сделать выводы о его пользе или вреде. Следствие – это результат, оно подобно плодам, выросшим на дереве, которые могут быть добрыми, созидающими, либо разрушающими, губительными.
5. Обдумывание действия
Действия, которые совершает человек, можно классифицировать на осознанные и неосознанные, то есть, необдуманные. К таковым относятся, например, инстинктивные действия. Кто-то на вас замахнулся и вы, не думая, инстинктивно, выставили вперед руку или уклонились. Или действия, совершенные на автомате, по привычке. Вы открываете холодильник, чтобы привычно взять сосиску, а при этом думаете о чем-то другом. Или действия импульсивные. Вам захотелось пойти погулять, и вы, поддавшись этому желанию или какой-то другой эмоции, совершенно не обдумывая, что вы будете делать дальше, просто вышли из дома и пошли, что называется, куда глаза глядят. К неосознанным действиям можно отнести и действия по вдохновению. Вы чувствуете большое воодушевление или побуждение сделать что-то, например, пойти к другу. Приходите к нему, и оказывается, что он очень нуждался в том, чтобы кто-то к нему пришел. Вы не знаете, зачем вы пошли, но после убедились, что эта интуиция была верной. Но многие из необдуманных действий оказываются либо лишними, либо даже вредными, приносящими плохой результат в конечном случае. Вам захотелось поесть мороженного, но вы не подумали о последствиях. В результате вы съели много, а на утро заболели. Но мы с вами будем говорить о действиях обдуманных, осознанных.
Обдумывание действия происходит по той же схеме, как и работа с фактами. Вы обдумываете собственно то, что вы будете делать и как вы будете это делать, затем вы думаете о причинах, побудивших вас это сделать, и оцениваете их или на значимость или на истинность, справедливость, разумность. И, наконец, вы обдумываете, какие могут быть последствия ваших действий, или к каким результатам они вас приведут.
Задумываясь о последствиях, вам нужно подумать о цене, которую придется вам заплатить. По карману ли вам будет замышляемое вами предприятие? Сумеете ли вы довести дело до конца? Хватит ли вам сил и средств? Ведь если вы не готовы заплатить цену есть ли смысл начинать дело?
А чтобы правильно рассчитать цену вы должны сделать одну очень важную вещь. А именно оценить ситуацию, в которой вы будете совершать ваши действия. В различных ситуациях, будет и различной цена даже одних и тех же действий. К примеру, одно дело, сходить из дому в магазин в мирное время, и совсем другое, когда на улице идет война.
6. Оценка ситуации
Для чего нужна такая оценка?
Многие предприятия расстраиваются или не приносят желательного эффекта именно из-за неверной оценки ситуации. Состоит в том, чтобы собрать факты о ситуации, и их проанализировать, то есть, обдумать и оценить на предмет способствования их вашим действиям.
К примеру, я поступил не рассудительно, когда репатриировался в Израиль. Я понимал причины своей репатриации. Я знал, как это можно сделать, как осуществить сам переезд. Но я не предвидел последствий этого события и не рассчитал цену такого шага, оказавшегося для меня непосильной, очень дорогой.
Это произошло из-за того, что я неверно оценил ситуацию в Израиле. Почему я не смог просчитать цену и подумать, как должно о последствиях? Почему я не смог оценить ситуацию? Потому что не обладал достаточными фактами, то есть, достоверной информацией об Израиле. Но что помешало мне ее собрать еще до репатриации?
Во-первых, лень, это русское авось, нежелание продумывать все до конца, эта привычка не думать, или отсутствие навыка думать. Во-вторых, ложная уверенность, что я и так знаю. То есть, я даже не понимал, что мне не хватает этих фактов. Вот если у вапс существует уверенность в том, что вы что-то знаете, то нет полагайтесь на эту уверенность, лучше перепроверьте. Очень часто случается так, что ваша уверенность была просто самоуверенностью, то есть оказывалась ложной. Уже пребывая в Израиле, я выяснил, что, по сути, я пребывал в иллюзии, в обольщении Западным миром.
Я думал, что буду иметь там все, что я имел на Украине: дом, друзей, работу, и плюс все блага западной цивилизации - свободу, достаток, лучшие возможности. Западный мир представлялся мне этакой Землей Обетованной, раем на земле, в чем я потом горько разочаровался. И, в-третьих, сыграл так называемый стадный принцип: все делали, и я буду делать, потому что все так поступили. Ведь в Израиль ехали многие. То есть, я прогнулся под давлением обстоятельств, я не рассчитывал на собственное здравомыслие. Здесь сыграла человеческая привычка прогибаться под большинство, думать, что оно всегда право.
При оценке ситуации и при работе с фактами, нужно помнить одно важное правило. Не все золото, что блестит. Есть видимая часть явления, а есть его суть. И это часто – разные вещи. Более того, часто видимое совершенно противоположно сути. К примеру, мужчина видит красивую девушку, покупается на ее красоту, женится на ней, и в результате получает в жены монстра, от которого потом не может избавиться. Человек вообще часто видимое принимает за действительное, что внешняя картинка, которую мы видим, или слова, которые мы слышим, могут быть обманчивы. К примеру, когда мы с женой решили переехать из Хайфы в Тель-Авив. Мы сначала приехали в Тель-Авив и погуляли по городу. Внешне нам все понравилось: уютные кафе, в которых праздно сидят горожане и дух праздности, царящий там. Нам была знакома популярная в Израиле поговорка: Иерусалим молится, Хайфа работает, а Тель-Авив отдыхает. Мы тоже так захотели. Но не учли, что для того, чтобы так сидеть в кафе, нужно иметь деньги и свободное время. Вдобавок, цены в Тель-Авиве были на порядок выше, особенно за жилье, а зарплата осталось такой же за тот же труд, и даже немного уменьшилась. Пришлось брать дополнительную работу. В результате, прошло уже почти пять лет, как мы переехали, а в кафе нам так и не удалось посидеть. Вот почему, если вы собираетесь переезжать на новое место, а особенно, в другую страну, то недостаточно даже просто съездить в нее, как турист. Туристы вообще воспринимают Израиль, как правило, очень позитивно. Но что там действительно происходит, человек начинает понимать, когда уже несколько лет проживет там.
7. Факт и его интерпретация
Почему вообще так получается, что мы видимое принимаем за действительное? Потому что мы путаем факт и его интерпретацию. Факт – это то, что реально существует. Интерпретация – это то, как вы его увидели и оценили.
Однажды я воочию увидел, как изменяется факт от того, как его интерпретируют. Один мой знакомый, которому я вполне доверяю, рассказал мне о пасторе одной церкви, который совершил хищение из церковной казны, присвоив себе 10.000 долларов.
Потом он был то ли исключен из церкви, то ли сам ушел, но примкнул к другой молодой недавно возникшей общине, которую организовали молодые ребята. Они нуждались в опытном руководителе, и то ли пригласили этого человека, то ли он сам как-то на них вышел. Я присутствовал на собрание этой молодой церкви, где к тому времени уже начал пасторствовать этот проворовавшийся человек. Так вот, когда я был на собрание в этой церкви, мой знакомый, сообщивший мне о воровстве, обличил этого пастора в воровстве. Вдобавок, на том собрании выступил пастор той церкви, в которой раньше пребывал этот вор и из казны которой он украл деньги. И пастор тоже свидетельствовал о воровстве этого человека. А потом этот вор начал говорить в свое оправдание. И он выдвинул такую версию событий, по которой получалось, что он никакой и не вор. И это было настолько убедительно, ему настолько верили все молодые ребята новой церкви, что ситуация враз поменялась. И ничего не удалось доказать. Позже, правда, этот проворовавшийся служитель уехал в США. Не знаю, может быть, он почистил казну и молодой церкви тоже.
Интерпретация факта может полностью изменить оценку факта. И мы в жизни регулярно встречаемся с этим явлением. В вашей жизни случилось какое-то событие, которое вы восприняли негативно и впали в дурное состояние духа. Другой человек, ваш знакомый, представил вам иное значение этого события, показав вам, что все не так плохо, но, наоборот, это послужило вам во благо. И вы приободрились. Помню, мне как-то понравилась одна девушка, которая работала в кафе барменом. Я пришел к ней в кафе, и пока я ждал, когда она освободится и попивал кофеек за столиком, ко мне подсел совершенно незнакомый человек, мы разговорились, и у меня возникло ощущение, что я его давно знаю (есть такая порода людей, которые умеют вызвать доверие к себе с первых же слов). Потом внезапно я, сам не знаю почему, рассказал ему об этой девушке, и он убедил меня, что она не стоит моего внимания. И я от нее отказался, о чем потом жалел. Но как тонко он подействовал на меня, как вкрался в доверие, как польстил мне, что я без раздумий с ним согласился! Друзья, помните, что в мире действует дух обмана и коварства, дух лжи. И он действует так сильно, что по свидетельству Библии, этот дух овладел миром, и князем мира сего Библия называет Сатана.
Вы услышали новость по радио или увидели по телевизору, помните, что вместе с фактом, вам преподнесли его интерпретацию, которую вы можете бездумно заглотить, считая, что это и есть факт. На этом основана манипуляция, которую осуществляют СМИ. Ведь вам могут сообщить просто неверные или несуществующие факты. Это – явная ложь. А могут сообщить правдивый, реально произошедший факт, но полив его соответствующим соусом, то есть, представив его в выгодном для кого-то свете. К примеру, одни и те же факты, касающиеся событий на Украине, как я уже говорил ранее, разные стороны конфликта преподносят, то есть, трактуют по разному, На Юго-Востоке Украины гибнут люди, мирное население. Это факт, который не оспаривает ни одна из сторон. Но, если Украинские СМИ трактуют это как провокации и убийства со стороны сепаратистов, то российские СМИ – как результат антитеррористической операции, которую проводит Киев, как результат войны нового правительства против своего народа.
Как узнать правду? Как дать точную и истинную интерпретацию факта? Нужно оценить ситуацию более точно, то есть собрать еще больше фактов. Для чего мы вообще изучаем историю? Чтобы как раз собрать факты о прошлом, и понять настоящее. Чтобы разобраться в причинах происходящих ныне событий и явлений. По тому же кармическому закону, настоящее положение вещей обусловлено прошлым. Возьмите любую историческую эпоху, и вы можете проследить, как она возникла, и почему произошло то, что произошло. Почему была начата та или иная война, заключено то или иное соглашение, почему произошла революция и так далее.
Как сказал поэт Арсений Тарковский:
Я вызову любое из столетий,
Войду в него и дом построю в нем.
Вот почему со мною ваши дети
И жены ваши за одним столом -
А стол один и прадеду и внуку:
Грядущее свершается сейчас…
Знание истории позволяет понять причины нынешних событий, увидеть тенденцию, то сеть, направление их развития. Кроме того, отличить факт от его интерпретации позволяет способность увидеть ситуацию с разных точек зрения. То есть, собрать свидетельства разных людей. Это подобно виду предмета с различных ракурсов. Как в черчении, мы рисуем предмет в разных видах: вид сверху, вид с боку, вид спереди – это дает нам объемное изображение. А вот в американской системе черчения дается не три вида предмета: сверху, снизу и спереди, но пять видов, добавляя к этим трем еще вид снизу и с другого бока. Знание истории, понимание тенденций развития ситуации, знание законов, по которым происходит развитие, а также верная оценка ситуации позволяют нам не только предпринять верные действия, но и дать относительно точный прогноз на будущее.
8. Итоги
Итак, подведем итоги.
Процесс мышления состоит из соотнесения факта с законами, по которым он существует.
Каждый факт имеет свое прошлое, то есть причину своего возникновения и вызывает последствия. Обдумывание причин и последствий, а также самих фактов, сбор этих фактов и составляет процесс мышления.
В этом процессе важно умение отличать факт от его интерпретации, как и важно не верить всякому факту без подтверждения его истинности, то есть без свидетельства его достоверности, полученного еще из каких-то дополнительных источников. То есть иных точек зрения на этот факт.
Если вы не проделали такую работу предварительно, то есть большая вероятность того, что новые факты вы уже будете получать на собственном горьком опыте, что будет сопровождаться болезненным разочарованием и осознанием своих ошибок. Так, как это произошло со мной в случае репатриации в Израиль, где все оказалось совсем не так, как я думал.
Из-за этих ошибок в мышлении, из-за собственной лени, я потерял то, что имел: жилье, хорошую работу, которая у меня была на Украине к моменту репатриации, друзей, которых дал мне Бог (проверенных и надежных), потерял привычную языковую среду, а что приобрел? Ничего: ни собственного жилья, ни друзей. Приобрел же лишь тяжелую 12 часовню работу, неквалифицированную и нелюбимую. Потерял свободу, вынужденный работать от зари до зари, и ни на что больше не оставалось времени. Так я стал жертвой собственного неразумия. И потерпел болезненное поражение, принесшее мне много страданий. Разумеется, кое-что я тоже выиграл. Но стоила ли овчинка выделки? Жалеть, конечно, ни о чем не нужно, жизнь продолжается, но вот выводы сделать необходимо.
Итак, чем осознаннее, продуманнее будут ваши действия, тем более успешны вы будете в них. Равно и наоборот. Поступая инстинктивно, как животное, слепо веруя в авось, что все оно как то само случиться, вы обрекаете себя на болезненные открытия и разочарования.
Правда здесь нужно сказать об одном важном исключении, которое составляет вера. Вера в Бога, а в данном случае мы говорим о ней, подключает человека к духовным позитивным информационным потокам, выражаясь современным научным языком, или же к Духу Святому, выражаясь языком Библейским. И за счет этого, осуществляется высшее руководство человеком, которое может быть разнообразным. От непосредственного духовного водительства через то, что вы ощущаете движение Духа в себе, вдохновение или побуждение что-то сделать, или Его интуитивные подсказки, или, когда вам сообщается непосредственно слово знания или слово мудрости, которое вы можете слышать своим внутренним слухом. Вплоть до реальной помощи, когда перед вами открываются лучшие возможности в жизни.
Я, кстати, имел перед репатриацией одно такое слово от Бога. Мне было сказано, что в Израиле жизнь трудная. Но на этом я и успокоился, перестав вопрошать и о характере этих трудностей, ни о том, как к ним подготовиться, ни о воле Божьей относительно меня.
9. Взаимосвязь веры и мышления
Важно отметить, что вера не противоречит мышлению, потому что, во-первых, можно сочетать эти два вида вместе или по отдельности в разных обстоятельствах. К примеру, вы не всегда можете по разным причинам получить слово от Бога (либо Бог не отвечает на молитвы, либо вы не в состоянии Его услышать в данный момент).
Во-вторых, на каком-то этапе развития вашего мышления, происходит слияние веры и мышления, и процесс вашего мышления начинает протекать непосредственно под водительством Духа Божьего. Тут наблюдается такая закономерность. Когда человек еще не зрел, не способен логически мыслить, ему даются прямые указания от Бога, либо через слова, либо через знамения, некие знаки от Бога. Когда же он уже зрел, то акцент переноситься на процесс его мышления, здравомыслия. То есть, возрастает уровень самодеятельности и самостоятельности человека. А вообще, развитие мышления приводит человека к созданию им своего мировоззрения, то есть цельной картины мира, которая дает человеку ясный взгляд и понимание, а также мудрость. Достижение мудрости есть духовная задача человека, которую Бог возлагает на самого человека. Вот почему Библия, говоря о духовных дарах, даваемых Богом человеку, о различных дарах (способностях) исцеления, веры, чудотворения, не дает человеку дара мудрости. Человек лишь может получить слово знания от Бога, то есть информацию о чем-то конкретном, или слово мудрости, то есть информацию о том, как правильно употребить полученную информацию, но не говорит о даре мудрости, как способности быть мудрым в любой ситуации. Эту способность человек достигает сам, развивая свое мышление. Правда Соломон имел мудрость от Бога, но как мы видим из его книг, он постоянно размышлял и тренировался в размышлении, он все испытывал и изучал, делая выводы. И главный наш вывод состоит в том, чтобы не быть глупым и подвергаться манипуляциям, позволяя другим использовать себя в их интересах, человек должен учиться думать. Чтобы не получилось так: все в СССР строили коммунизм, и я вместе со всеми. Все разочаровались в нем с распадом СССР и я вместе со всеми. Все ныне хотят в Европу и в капитализм, и я вместе со всеми. Все будут потом кусать локти и я вместе со всеми. Успехов вам в этом, дорогие друзья!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Саша, Вы это всё серьёзно? Таки, скажи мне, чем ум отличается от разума? Комментарий автора: Думаю, как раз наличием полной картины. Ум - это способность думать, а разум - цельная мирровозренческая картина мира. Ум - это средство, разум - цель.
Михаил Бузин
2014-06-05 05:07:17
Разумный ответ... ну, а коли так: Может ли человек самостоятельно приобрести Раз-ум? Комментарий автора: А может ли человек самостоятельно жить?
Мария
2016-03-20 22:35:42
Благодарю за статью, читала с интересом! Хоть принципиально новой информации и не представлено, но все упорядочено и лаконично изложено.И сама статья попалась мне как раз вовремя...