«Господь хочет, чтобы каждый из Его детей был богат верою, и это результат работы Святого Духа над сердцем человека» - /Е.Уайт/. «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» - /Л.Толстой/. Синонимами слова сущность часто являются слова идея, назначение, функция. В логике сущность (как существенный признак — лат. essentialia constitutiva) — это неотъемлемое качество, без которого предмету невозможно мыслить. Сущность предмета выражается в его определении: «что вера без дел мертва» - /Иак.2.20/. «Рассуждения или согласие с Евангелием при отсутствии дел – это ещё не вера. Человек может хвалиться перед другими и гордиться внутри себя тем, чего в действительности лишён. Мы склонны довольствоваться одним только исповеданием веры и рассчитывать, что оно спасёт нас. Говорить: «Мы верим в догмы христианской веры, - это дешёвая и удобная религия, но воображать, что этого достаточно, чтобы привести нас в небо, - это величайшее заблуждение. Рассуждающие таким образом оскорбляют Бога и обманывают свои собственные души; мнимая вера также омерзительна, как и мнимое милосердие, то и другое доказывает, что сердце мертво для всякого истинного благочестия. Богу не может нравиться мёртвая вера, «вера без дел», также как вам – мёртвое тело, лишённое души, или сознания, или движения» - /М.Генри/.
Как бы много сегодня не говорили о вере, размышления на эту тему всегда остаются актуальными для всякого, кто хотя бы немного интересуется духовными вопросами. Наверное, самым сложным и запутанным вопросом в религиозной жизни является вера. О вере много написано в христианской литературе. Проповедники пытаются осветить этот вопрос и определить конкретно, что есть вера?! но, тем не менее, предмет веры не становится понятным и доступным в практической жизни даже у самих служителей церкви, не говоря уже о её членах. Есть ли причина этих трудностей? Да есть! Преподобный Варсонофий говорит: «Много появилось у нас воров. Не тех, которые лезут в карман или грабят дома. Нет. Эти воры злее и опаснее. Они являются к вам в костюме, говорят громкие фразы, а в результате крадут самое дорогое – веру, «и разрушают в некоторых веру» - /2Тим.2.18/. Когда же у человека выкрали веру, он спрашивает у своих учителей: «А как же теперь жить?». - «Живите по разуму», - отвечают. Разум же, как известно, без веры не всегда бывает хорошим советчиком, и человек начинает следовать хотениям своей плоти и падает всё ниже и ниже». «Люди в костюмах» - революционеры различных мастей и политических направлений, призывавшие русский народ в «царство свободы и разума», привели его к воинствующему атеизму, попранию христианской веры, которые повлекли за собой тяжелейшие страдания народа. Народ без компаса веры? В древней притче говорится: Пловцы, отправляясь на корабле в дальние страны, всегда берут с собою компас, в котором магнитная стрелка непрестанно указывает север. По компасу они узнают, в какую сторону им надобно направляют бег корабля, и таким образом благополучно переплывают моря и океаны и достигают своей цели. Если бы корабельщики положились только на своё соображение или доверяли ветрилу, развевающемуся на мачте, то, без сомнения, не достигли бы назначенной пристани, сбились бы с пути и, быть может, быть погибли бы в бездне океана. Человек! И ты плывёшь по многомятежному морю жизни к блаженной пристани – царствия небесному. Держись неизменно верного указателя пути – святой христианской веры, компасу Библейского направления. Не доверяй слепо собственному разуму: он часто ошибается. «Вера, уверенная в себе не есть вера. Вера, уверенная в Боге – единственно верная вера! Я верю в Него, а не в мою веру! Страх порабощает. Любовь ведёт. Вера следует».
Не полагайся на суждение человека, оно как ветрило, колеблется то туда, то сюда, куда подует ветер». «Вера – это указатель того высшего, доступного в данное время и в данном обществе лучшим, передовым людям понимания жизни, к которому неизбежно и неизменно приближаются все остальные люди этого общества»-/Л.Толстой/.
Тихон Задонский говорит: «У дерева, чем больше распространяется и углубляется корень, тем выше растёт дерево, тем больше оно приносит плодов. Так и в человеке: чем больше крепнет в нём вера, тем больше он сам духовно растёт, тем больше приносит духовных плодов. Когда корень в дереве начнёт портиться, то и дерево начинает сохнуть; так, когда вера в человеке начинает оскудевать, он оскудевает в плодах духовных – добрых делах. А когда совсем оскудеет вера, то человек ставится живым мертвецом; только тело его живёт, а душа умерла». «Чтобы иметь истинную веру, надо воспитывать её в себе. А чтобы воспитывать, надо творить дела веры. Сущность же дел веры не в великих подвигах, а в делах незаметных, ничтожных малых, но творимых исключительно для Бога» - /Л.Толстой/.
«Во время плавания их (учеников) Христос заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности». «Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе…» - /Лук.8.23-25/. «Заметьте: многие, имеющие истинную веру, теряют её, когда она особенно нужна им. Они волнуются, приходят в замешательство, когда внешние обстоятельства складываются неблагоприятно для них. Ничтожные вещи приводят их в уныние – и где же тогда их вера?» - /М.Генри/. «В конце концов, именно вера и осознание высшей цели помогают преодолеть стихию природы, дают нам силы и отвагу выстоять в жизненных испытаниях перед лицом природных катаклизмов, когда кажется, что надежды рухнули. Мы все же победим силой Возлюбившего нас Господа. /Рим.8.37/» - /Д.Гудинг/.
Читая Евангелие, мы замечаем, что Иисус Христос всегда подчеркивал важность веры. «Вера твоя спасла тебя» – говорил Он женщине, прикоснувшейся к Нему. Другой женщине, хананеянке, просившей об исцелении своей дочери, Он говорит: «Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» - /Мат.15.28/. Подчеркивая веру сотника, Он сказал: «И в Израиле не нашел Я такой веры» - /Мат. 8.10/. Отцу, просившему о сыне своем, Он советует: «Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему»- /Мар. 9.23/. В Назарете же, в Своем родном городе, Он не мог сделать всего, что хотел, и евангелист Марк отмечает: «И дивился неверию их» -/Мар. 6.6/. А учеников своих после воскресения Он упрекает в неверии и жестокосердии. «Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили»- /Мар.. 16.14/. Что же есть вера, и почему Христос уделяет ей такое большое внимание?
Итак, когда мы говорим о спасении, о Евангелии, мы всегда употребляем слово «вера», и тогда у нас возникает вопрос: «Что такое вера? В чем сущность веры?» Сущность (лат. haecceitas — этовость и quidditas — чтойность) и явление — философские категории, обозначающие: сущность — совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. Вера – это сущность, или то, из чего и чем было все сотворено, духовная основа всего материального. «…Из невидимого (духовного, веры) произошло видимое (материальное)»- /Евр. 11.3/. Вера – неотъемлемый и важнейший элемент духовности человека. Состояние, сущности веры заключается в том, чтобы принять на веру то, чего не понимаешь и отринуть в том всякие сомнения (ведь если эти вещи будешь понимать, то для веры в них места не остаётся).
«В современном мире никого не удивить своей верой. Сегодня у каждого своя собственная вера, свои убеждения (достаточно альтернативные) даже, если нет определённого утвержденного списка принципов и стандартов, но они всё равно присутствуют в жизни каждого человека. При таком раскладе вещей, христианство ставят в один ряд со всеми остальными религиями и верованиями. Существуют даже более популярные верования, которые предлагают более утончённые мистические практики, чего «мало в христианстве. Как же повлиять на людей, а не «заевангелизировать, заправославить» их? Сохранить веру! Это древний правильный ответ. Укрепление своей собственной веры, производит влияния на верование остальных. Если мы знаем истину и живём по ней, она не заставит себя долго ждать, и проявит своё влияние, когда это необходимо. Мы очень часто защищаем свою «веру секты» - методы и правила принятые в нашей церкви и деноминации. Как же узнать есть ли у нас вера? Это достаточно просто. Есть ли у тебя взаимоотношения с Иисусом Христом? Ответ на этот вопрос и покажет наличие веры. Вера рождается у тех, у кого есть эти взаимоотношения: «установить правильные отношения между ними» - /Дан.11.6/.
Вспоминая исторических героев веры, все вопросы сразу отпадают, потому что они не возлюбили своей жизни ради веры в Иисуса Христа. Их убивали, мучили, издевались и они не сдались. Те, кто не сдались – те победили. Сегодня мы живём в совершенно других условиях, отличающихся от тех, которые были тогда в Римской империи. Сейчас нет таких повальных гонений, но каждый христианин, надеюсь, чувствует, что вера тех, кто жили в те времена, оказывала большое влияние на окружающих, чем вера современных христиан. Почему так происходит? Сегодня христианство просто игнорируется. Когда тебя игнорируют это, означает, что тебя нет, а значит, нет и твоей веры. Парадокс? Да. Но факт. Сегодня нет больших препятствий и гонений, и нет такого большого влияния христиан на окружающий нас мир. Посмотрите, сегодня одна суперзвезда шоубизнеса одним концертом может собрать больше средств на благотворительность, и при этом не для того, чтобы провернуть очередной пиар, чем многие наши церкви. У этих людей тоже есть сострадание к нуждающимся. Кстати сказать, многие современные звёзды шоу бизнеса в прошлом натерпелись от «христиан», что оставило негативный отпечаток в их жизни. Если церкви лишены веры, Бог находит верующих людей вне церкви и осуществляет Свои планы. «Не обманывайтесь: Бог никогда поругаем, не бывает» - /Гал.6.7/, и Он совершает то, что Ему угодно. Пока церковные советы тратят уйму времени на принятие простейших решений, помогать или не помогать нуждающимся и какой политический или популяционный навар церковь будет иметь из этого, Бог, не ожидая их делает Своё дело через других людей. Не означает ли это, что мы можем пропустить что-то важное – Бога. Так было с фарисеями, они называли себя Божьими (верующими), но упустили все, что можно было упустить. Почему? Потому что они игнорировали Иисуса и этим лишали себя взаимоотношений с Ним. У них был список правил, которые они тщательно исполняли, но в этом не было послушание Богу. Богу нужно наше абсолютное доверие Ему! Это возможно только когда ты любишь Бога и твоя любовь безусловна, когда ты веришь, и твоя любовь делает веру неограниченной, когда ты надеешься – твоя надежда оживляет других. Пришло время изменить многое в жизни. В наших взаимоотношениях с Иисусом. В наших семьях и церквях. Перемены в обществе будут результатом выше перечисленных перемен. У нас есть ещё шанс. У нас прерогатива! Воспользуемся мы ей как христиане, чтобы наша вера повлияла на общество» - /Nicolodium/
«Истинная вера – это не просто мечты и красивые обряды, Вера – это то, что укореняется в глубине сердца и подтверждается делами. Она включает в себя слова, дела и убеждения. Вера будет истинной только тогда, когда человек свидетельствует о ней языком, убежден в ней своим сердцем и исповедует её своими поступками. «Главный принцип разведки был – вера в людей» - /Вадим А. Кокорин, генерал-майор разведки/. Она имеет свойство увеличиваться и становиться крепкой, когда христианин повинуется Богу и выполняет Его законы. Также вера может уменьшаться и слабеть, если он не подчиняется велениям Всевышнего и нарушает Его заповеди. Вера (Иман) в исламском понимании – это не просто вера на слово или слепая вера. Понятие Веры (Иман) в Исламе – это твердое и непоколебимое убеждение, основанное на достоверном знании, рациональных доказательствах и потому лишённое всяких сомнений». Слово «иман» в переводе с арабского означает «вера». Иман – это полное принятие всего того, с чем пришёл Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), то есть вера во всё то, что он говорил и передал народу от Всевышнего Аллаха.
«Желание людей исследовать тайны веры посредством чувственного и научного было причиной падения не только древнейшей церкви; это причина падения всякой церкви, ибо от этого происходит не только ложь, но также и зло жизни». «Рассматривая слово «вера», необходимо отметить момент, а именно, дополнительную словарную лексику, необходимую для описания спасающей веры и употребляемую в Писании, посредством чего природа такой веры может ясно, определена с различных точек зрения.
«Общее определение веры таково. Истинность конкретного вопроса веры следует запечатлеть глубоко, всем существом человека. Одного лишь рационального знания здесь недостаточно, ему должно сопутствовать полное спокойствие души в то время, когда это знание приобретается, - без малейшего несогласия внутреннего» («Олат Реия»). Так, Эйнштейн прямо заявлял: «Вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, есть основа всего естествознания». Отец кибернетики Норберт Винер писал: «Без веры в то, что природа подчинена законам, не может быть никакой науки», хотя «невозможно доказательство того, что природа подчинена законам». «Наша вера в чудо зависит, в первую очередь, от характера и надёжности свидетеля и документа, который сообщает о чуде. Но она зависит также и от степени правдоподобности описания. Если бы кто-нибудь сказал, что Бог послал ангела помочь Петру найти оторванную пуговицу, то в силу несоответствия целей и средств нам было бы очень трудно поверить этому»- /Д.Гудинг/. «Вера в Бога - это доверие, почти невероятное доверие тому, что, в высшей степени отдавая себя в любви, мы будем не постыжены, а «приняты», что любовь есть основа нашего бытия, к которой мы, в конце концов, возвращаемся, как в свой дом»- /Дж. Робинсон/
«Теперь другие приходят и говорят: «Ох, у меня полная вера: ох, я точно имею». Ну, так для чего тогда ты тут стоишь? Видите? Видите? Видите, именно ваши - ваши действия доказывают, что вы не имеете того, о чём вы говорите. Видите?». «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» - /В. И. Ленин/. «Chemin» («хемин») еврейское слово означает «верить», «вверять», подобное же значение присуще и другому древнееврейскому слову «chaza», оно может означать уповать: «Блаженны все, уповающие на Него» - /Пс.2.12/. Значение слова «верить» также выражается и еврейским словом «batach», которое также может означать: «уповать», «надеяться». «Сердце его твёрдо уповало, уповая на Господа» - /Пс.111.7/. Значение глагола «верить также выражается и еврейским словом «camach» («самач»), которое означает «опираться на кого-либо», «утверждаться»: «На Тебе утверждался я от утробы» - /Пс.70.6/. Буквальный перевод данного стиха с английского языка звучит так: «На Тебя опирался я от утробы». Греческое слова «pistis» («пистис») и pisteuo («пистеуо») означает «вверить», «доверять», и вверять». То же самое можно сказать о словах «peito» и («peitomai»), как и слове («pepoitesis»), которые могут означать «вразумлять» «Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей» - /2Кр.5.11/, или убеждать поверить: Они также могут означать «уверовать»: «И некоторые из них уверовали» - /Деян.17.4/. Они также могут означать «уповать»: «Уповал на Бога» - /Мт.27.43/. «Я буду уповать на Него» - /Евр.2.13/. Они также могут означать «полагаться», «надеяться»: «итак буду надеяться на Него» - /Плач 3.24/. Они также могут означать «иметь уверенность»: «Такую уверенность мы имеем в Боге чрез Христа» - /2Кр.3.4/. Таким образом, если рассмотреть все эти выражения вместе, то нельзя не убедиться окончательно в том, что акт уверования заключается не просто в согласии человека с истинами Евангелия, но также и в проявлении его искреннего доверия Богу через Христа, в готовность вверить себя Ему.
Истинная спасающая вера заключается не просто в согласии человека с обетованиями Евангелия, а в его искреннем доверии Христу в том, чтобы через Него получить спасение. Там, где мы ссылаемся на «верование», Писание называет это «доверием», а это означает «вверить себя кому-то» или «иметь уверенность в чём-то». Это утверждение является истинной. Слово «доверие» в Писании имеет глубокий смысл. В этом и заключается вера, как таковая, и греческое слово«pistis» («пистис») означать вверять себя кому-либо. Авраам «будучи вполне уверен» - /Рим.4.21/. Он был pleroforeteis («плерофоретэис»), что в переводе с греческого языка означает «полностью убеждённый», т.е. он был тем человеком, который доверился Богу в самой высокой и необычайно сильной мере. Вера – это искреннее доверие Христу, а через Него – доверие Богу для того, чтобы быть оправданным, освещённым и прославленным». Так, у святителя Василия Великого мы читаем: «Вера есть несомненное согласие на то, что выслушано с удостоверением в истине проповеданного по благодати Божией».
«Слово представляет собой простую и поистине сущую истину, в согласии с которой, как чистым и не обманчивым знанием сущих, существует божественная вера, постоянное утверждение верующих, истиной их и им истину утверждающее в непреложном тождестве. Так что верующие имеют простое знание истины. Ведь если знание объединяет познающих и познаваемое, а незнание есть причина вечного изменения и дробления неведающего в самом себе, то того, кто уверовал в Истину по священному Слову, ничто не отгонит от очага истинной веры, у которого он способен сохранить постоянной недвижимую и непреложную тождественность. Ведь объединившийся с Истиной хорошо знает, что он в своем уме, даже если многие увещевают его как из ума поступившего» - /Дионисий Ареопагит/.
Вера не есть декларируемая формула, но содержащееся в уме человека представление, в истинности которого он убежден. В своем известном масштабном сочинении «Цель и смысл жизни» (1901) профессор Московской духовной академии М. М. Тареев так изложил сущность христианской веры: «Известно, что успех человеческого дела зависит от уверенности человека в себе: самая эта уверенность и есть действующая воля, освященная сознанием. Вот эта-то самоуверенность и служит предуготовительною формою христианской веры. Но как при замене естественной любви христианскою, так и при переходе личной уверенности в христианскую веру происходит существенная перемена, совершенно изменяющая содержание этого акта. Личная уверенность в христианине заменяется уверенностью в силе Божией, совершающейся в немощи. Это и есть вера,… Она соединяется в человеке с сознанием своей материальной ничтожности, ей предшествует крушение земных надежд и самоотречение…
Христианская вера - это уверенность человека, обращенная не на самого себя, не на волю в отношении к видимому миру, а на мир невидимый… Она есть «уверенность в невидимом, как бы в видимом». Но сущность веры не только в одном признании, что Бог существует, а в уверенности, что этот невидимый мир существует для меня, что он для меня, в этой жизни, может стать действительностью, что я могу жить в этом мире. Дело в том, что для человека, в земной жизни, мир духовный может быть призраком, чистою мыслью, или стать для него действительностью; действительностью для него он становится силою самого человека, - он «силою берется им с усилием употребляющим» /Мат. 11.12; Лук 16.16/: эта сила и есть вера. Она есть осуществление ожидаемого и обличение невидимого…
Не будучи вполне творческою, вера, однако, совершенно свободна. Она свободна потому, что ее сущность не в одном только признании невидимого, а в отношении человека к невидимому божественному. Вера есть признание невидимого божественного, соединенное с радостью и желанием. И бесы веруют, т.е. признают божественное бытие, но трепещут /Иак. 2.19/...
Соединенная, с одной стороны, с Христом, христианская вера, с другой стороны, неразрывно связана с любовью. Верую в невидимое духовно-божественное бытие - это значит: я признаю действительность этого бытия, считаю его своим действительным благом. Желаю его для себя всем сердцем и всею мыслью, уверен в том, что этот духовный мир действителен для меня, что я в нем живу, - и, наконец, осуществляю для себя и в себе этот божественный миропорядок. Признавать божественное бытие своим благом и желать его - это, значит, любить его. Я люблю, потому что верую, и верую, потому что люблю. Христианская любовь есть любовь верующая; христианская вера есть вера, действующая любовью».
А вот как просто и при этом замечательно и глубоко пишет о вере монах-подвижник: «Вера трудна для всякого человека, привыкшего жить рассудочно. Но знать должно, внимательно изучив себя, что ум человеческий, крайне ограниченный, не может самостоятельно проникать в Божественные тайны. Предшествует вера, которая несравненно тоньше и совершеннее и бесконечное ума. После уже, чрез опыт духовный, человек достигает того, что и умом начинает уразумевать истину. Объяснить это невозможно человеку, когда он опытно не познает духовной жизни. И Григорий Синаит говорит, «что истина познается духом, - есть благодатное ощущение ее, а уже уразумение ее и выражение в слове бывают последствием сего благодатного чувства…. Враг внушает все время помысел о необходимости рассудочного усвоения истины, которому он отдает преимущество пред якобы слепою верою, низводя последнюю в своем значении до нуля. На этом камне преткнулось почти все современное человечество».
Сущность веры состоит в принятии всех возможностей, заключенных в объекте веры, в признании могущества и мощи этих возможностей. Верить в Бога — значит всем существом принимать его реальность и признавать заключенные в Нём силы и свойства. «Вера в Бога также свойственна природе человека, как способность его ходить на двух ногах; вера эта может у некоторых людей видоизменяться и даже совсем заглохнуть, но, как общее правило, она существует и необходима для разумной жизни» - /По Лихтенбергу/.
Источники: Библия. Вильгемус а Бракел – Нидерландский богослов 1635-1711/. Дэвид Гудинг, - д-р философии, Ирландия/. Мэтью Генри – английский Библии 1662 – 1714/. Дэвид Гудинг, - д-р философии, Ирландия/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности