«Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И Он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая Мне радость в твоем столбняке?
Я жажду и алчу, а ты — пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет» - /Б.Пастернак/.
«От смоковницы возьмите подобие: справедливо ожидает плод. Христос ожидает найти силу в жизни веры у тех, кто исповедует её, пользы от имеющих вид верующих, плоды. Справедливы, ожидания Христа увидеть, плод от тех, кто так красиво исповедует веру в Него, ища плода, но находит только листья. Многие носят имя, будто живы, а на самом деле они не имею жизни, увлекаются только видом благочестия, а силы отрекаются. «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» - /Иак.1.26/.
Как самым большим, самым первым благословением является плодовитость, так самым печальным проклятием является бесплодие. Может сохранять в течение некоторого времени благовидную внешность, но поскольку он не имеет в себе корня, внутреннего принципа жизни, то очень скоро его исповедание кончается ничем: дары засыхают, добродетели увядают (если они были), доверие его исповедание уменьшается, фальши и безумие его обнаруживается» - /М.Генри/
«Бояться надо не смерти, а пустой жизни. Яркие краски жизни мы не замечаем их, когда в душе пустота». «До тех пор пока миллионы людей живут еще в грязи и бедности, - до тех пор могут рождаться на ней такие ленивые и безвольные люди, такой никчемный пустоцвет»- /Александр Фадеев (партийный псевдоним — Булыга) - «Разгром»/. Пустота – бессодержательность, отсутствие глубины, значительности в чём-либо, ничтожность содержания. «Фантазия у тебя богатая, Леня, но толку от нее мало, - сказал ему Воловик. - Так можно и пустоцветом остаться»- /Кетлинская «Дни нашей жизни». Пустой человек - это тот, который не хочет, чтобы его наполняли новыми знаниями и сам их вносить не желает, существует ради самого существования, как Обломов в тот период, когда лежал на диване и ничего не делал, а только, ел да спал. Так и в церкви: пришли, поели и ушли.
Пустой человек - человек без цели. Он равнодушный ко всему, что происходит в его жизни и в его окружении – «плывет по течению». Правильно сказал в своем романе Ф.М. Достоевский: «нет людей страшнее равнодушных. Равнодушие порождает безразличие, а безразличие - пустоту.
Если ты развиваешься в одном направлении, то ты должен охватывать и другие сферы - это такое мнение, не быть «узким» специалистом в одной сфере, так как в непредсказуемой обстановке или в неожиданном месте с разными людьми тебе и поговорить будет не о чем, да и с таким человеком общаться не интересно. Например: человек медик - хирург, если он со всеми будет говорить только о медицине - это же просто занудство. Хирург должен также знать основы психологии и духовностью, наверное, еще интересоваться спортом, так как травматизм там особенно повышен, автотехникой. А вообще все зависит от человека, если он хочет, то его пустота будет заполнена, а если нет, то нет».
Pustotsvet - пустоцвет однополый тычиночный цветок, а также вообще цветок, лишённый завязи, не дающий плодов. Человек, не сделавший в жизни ничего полезного. Всю жизнь прожил пустоцветом». «Человек, деятельность которого оказалась бесплодной, надежды на которого не оправдались» - /Толковый словарь С.Ожегова Д.Ушакова/.
«Чтобы понять, что пустоцвет — явление для огурца не случайное, нужно знать биологию этой культуры. А именно — для огурцов нужны: солнце, воздух и вода, потому как это растение теплолюбивое, светолюбивое и влаголюбивое. Если нарушается какой-то один из этих пунктов, тогда и образуется много пустоцветов». Также и в духовности: если нету «чистого словесного молока, дабы возрасти вам во спасение» - /1Петр.2.2/, то человек становится без плодов.
Пустота - это понятие, которое удалось сохранить в его духовном смысле даже в атеистические времена, потому что с ним невозможно было бороться. И его допускали - в художественной литературе, в музыке, да и просто в повседневной жизни: когда человеку говорили «у тебя пустое сердце» или «у тебя пустые глаза», в это вкладывали, как вы понимаете, духовный смысл. И все люди это понимали.
«Вот, дом ваш будет оставлен и пуст: «Се, оставляется вам, дом ваш пуст» - /Мт. 23.38/. «Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих»- /Пс.68.26/. Иудеи особенно гордились своим храмом, как гордятся православные и баптисты своим молитвенным домом, но оставляется пустым; внешне есть люди как смоковница, но она без плода, пустоцвет» - /М.Генри/. «Так говорит Господь: на этом месте, о котором вы говорите: оно пусто, без людей…» - /Иер.33.10/. «Одна из причин духовной пустоты - отсутствие подлинного чтения, которое захватывает ум и сердце, вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе» - /В. А. Сухомлинский (1918-1970) - советский педагог/. «Где умирает надежда, там возникает пустота», - говорил Леонардо да Винчи.
Пустота́ от англ. The Void — термин, которым обозначается пустое пространство — широкое физическое или философское понятие, означающее отсутствие содержания, отсутствие смысла, несмотря на высокую эмоциональность, обнаруживающуюся в речи людей - заполнения чего-либо, также — неясность или отсутствие понимания. Термин, близкий к понятию «Ничто», а временами, совпадающий с ним.
«Размышления о пустоте - это не просто академические исследования. По мере того, как человек начинает задумываться о феномене пустоты, он всё больше замечает, насколько она пронизывает не только его собственную жизнь, но всю толщу нашего бытия. Пустота, как раковое заболевание, часто бывает, невидима на первых стадиях, но в итоге беспощадно выедает изнутри и душу человека, и души целых народов. Уместно привести слова гениального французского мыслителя, философа, материалиста XVIII века Клода Гельвеция: «Заблуждения порой таковы, что их дальнейшее построение требует больше соображения и ума, чем открытие Истины».
Даже на святом месте может внезапно возникнуть «мерзость запустения…где не должно»-/Мр.13.14/, примером чего является история недавно ушедшего ХХ века. Не случайно Осип Мандельштам еще в 1922 году свидетельствовал: «Бывают такие эпохи, когда хлеб не выпекается, когда амбары полны зерна человеческой пшеницы, но помола нет...», а Н.А. Бердяев в 1937 году писал о надвигающейся со всех сторон на Европу чуме: «Имитация и стилизация фанатизма есть лишь один из способов заполнения пустоты. Это означает также творческое бессилие, неспособность на мысли»- /Журнал «Вестник русского христианского движения»/.
«Понятие пустоты оказалось чрезвычайно актуальным сегодня, это одна из самых болезненных ран. Нам важно понять, что такое пустота, откуда она берется и можно ли ей противостоять. Мы хотим, чтобы наша тема была свободной и открытой. Позитивного диалога, стремясь к созиданию, а не к обличению и разрушению. Наша цель - достичь понимания и обратить внимание церкви и общества на опасности, пренебрегая которыми невозможно спокойно, свободно смотреть в будущее» - /Г.Кочетков/.
«Включим телевизор. Смотрит ребёнок его или нет — там действительно идёт массовая бессмыслица, хороших фильмов практически нет, идут сериалы — апофеоз бессмысленности, погружающий людей в пустоту как в некий наркотик. Всем надо почему-то расслабиться, всем надо от чего-то уйти. Включаешь пустоту — и эта пустота заполняет твой ум, заполняет пространство твоей семьи, твоей квартиры. Пустота непрестанно идёт из эфира. Ребёнок, хочет он этого или не хочет, ощущает это вокруг себя и принимает. Соответственно он начинает и вести себя. В православной школе, да и в сектах мы видим, что дети себя ведут так, как, очевидно, родители их не учили. Чувствуя внутреннюю пустоту, мы стремимся ее заполнить, часто не разбираясь, а чем, собственно, нужно заполнять? Имея под рукой привычные «антидепрессанты» — еду, алкоголь, вечеринки, фильмы и сериалы – мы легко научились избавляться от неприятного ощущения пустоты. Но, поскольку меры эти лишь временные: «Ты будешь, есть, и не будешь, сыт; пустота будет внутри тебя; будешь хранить, но не убережешь, а что сбережешь, то предам мечу» - /Мих.6.14/.
Время от времени, в разных обстоятельствах, каждый из нас испытывает ощущение пустоты, невыносимой апатии, отчуждения. При этом хроническая пустота в душе, отсутствие смысла и цели в жизни, отчаяние могут быть признаками серьезной психологической проблемы или душевного расстройства. Несмотря на то, что подобные проблемы и кризисы в жизни дают нам возможность развития и позитивной трансформации, их застой и нерешенность являются поводами для психотерапии.
Пустота... Пустота души и сердца огня, потухшего и бесцельно угасающего. Причинами возникновения пустоты могут быть разные ситуации. Например, такие: как безответная любовь или дружба, расставание, потеря, разочарование в чем-то или ком-то. Предательство самого близкого человека или ложь, которая впоследствии раскрывается, измена, игра твоими участками и временем, жестокость, непонимание, зависть, клевета, грусть и пустота, в конечном счёте.
Однако большинство этого не понимает и не приемлет, несмотря на то, что творения природы и человека постоянно проваливаются в своё естественное состояние — в пустоту. «Природа не терпит пустоты», стремясь ее, во что бы то ни стало заполнить, в то время как пустота временно терпит природу. Человек возводит города для того, чтобы, обитая в них, забыть о пустоте. Пережившие пребывание в пустоте, попадают в странное положение забывших умереть. Им остаётся лишь проиграть, чтобы выиграть и замкнуть в пустоте круг своей философии.
«Отступники бывают обычно самыми наихудшими из людей, самыми пустыми и распутными, самыми наглыми и дерзкими: совесть их сожжена» - /М.Генри/. «Не содержит слова сего, и так будет у него вытрясено и пусто»- /Неем.5.13/.
Чувство будет становиться все сильнее и возвращаться все чаще, если не выяснить истинную причину пустоты и не заполнить ее. Может быть, потому что телевизор включён, и дети на уровне подсознания принимают в себя определённые манеры, выражения? «Ну, ты задолбал меня», — говорит ребёнок во втором классе, обращаясь к учителю. Они не чувствуют, что это что-то неприличное, а воспринимают как норму» - /Протоиерей Алексий Уминский/. Проф. Н.А. Струве говорит: «Церковь - это мы, поэтому противодействие пустоте должно быть направлено на себя».
Лакруа (фр. Lacroix) (писатель) считает, что пустота возможна лишь в сознании, в мозгу человека, согласно этого ощущение пустоты — это пробуждение в человеке стремления к поиску смысла жизни. Человек, ощущающий пустоту, созрел в своём развитии до того, что разочаровался в своих прежних стремлениях. У него автоматически возникает подсознательное, подспудное желание. Он не знает, откуда это желание и к чему. Но его что-то гложет, его куда-то тянет, у него внутри пустота, которую ничем в нашем мире заполнить невозможно. И вот эта пустота ориентирует его на поиск источника. Концентрируясь, пустота приводит к пробуждению точки в сердце. И тогда человек находит источник — Книгу, которая описывает Высшее Мироздание.
Как и чем ее заполнить и нужно ли вообще её заполнять, это вопрос чисто индивидуальный, ибо, если понять, отчего в душе твоей пустота, то надо сделать так, чтобы её восполнить тем, что тебе не хватает, либо жить, утопая в грусти и печали. Малая печаль красноречива, великая - безмолвна. Пустота может до краев наполнить душу, закрыть сердце ото всех. Разбудить совесть и отнять доверие к людям, которые честно поступают с тобой. Она безгранична и безмолвна, она необъятна и печальна, порою меня охватывает такая пустота, что нет воздуха для моей души, но не для тела, сердце отказывается любить, разум отказывается верить и доверять, и всё хочется понять до мельчайших подробностей и мотивов. Да, так бывает, но что поделать, такова жизнь...
Многие люди чувствуют пустоту внутри себя, и большинство из тех, кто чувствует пустоту, имеют серьезные ошибочные убеждения относительно того: почему они чувствуют эту пустоту?
«В духовной жизни требуется внимание. Делая что-либо по тщеславию, духовные люди остаются с пустотой в душе. Их сердце не преисполняется, не становится окрыленным. Чем больше они увеличивают свое тщеславие, тем больше увеличивается и их внутренняя пустота, и тем больше они страдают»- /Старец Паисий Святогорец (1924-1994)/.
Когда ребенок чувствует одиночество и пустоту, оставшись наедине с самим собой и нет рядом никого, кто мог бы полюбить его, это в точности соответствует тому, когда ваш внутренний ребенок чувствует, одиночество и пустоту и вы сами лишаете, его любви. Когда вы отказываетесь от себя – вы осуждаете себя, игнорируете свои чувства, становитесь, глухи к тому, что шепчет, вам ваше сердце и легко поддаетесь, зависимостям и делаете других ответственными за то, чтобы они любили вас, – всё это вызывает у вас чувство пустоты.
Есть одна единственная вещь, из-за которой вы чувствуете пустоту. Любовь. Единственная причина внутренней пустоты: недостаток любви. Но, не недостаток любви кого-то другого вызывает вашу пустоту. Внутренняя пустота появляется из-за самозабвения – когда вы прекращаете любить самого себя. Внутренняя пустота приходит от недостатка связи с вашим духовным Источником Любви. От того, что вы не смогли еще осознать, что «Любовь есть Бог» и по-настоящему полюбить себя, благодаря своим мыслям и действиями, наполненными любовью. «А внутреннюю пустоту заполнять любовью к миру, к природе, к людям. Это совсем не «пробка», это единственный подходящий фермент для лечения душевной внутренней пустоты» - /М.Бабушкина/. «Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и чрез это вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею» - /Вт.32.47/.
«Нужно веровать в Бога, — писал Чехов В.С.Миролюбову в декабре 1901 года, — а если веры нет, то не занимать ее места шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со своей совестью». В письме к С.П.Дягилеву в 1902 году он писал: «Интеллигенция (в России) пока только играет в религию и, главным образом, от нечего делать. Про образованную часть нашего общества можно сказать, что она ушла от религии и уходит от нее все дальше и дальше, что бы там ни говорили и какие бы философско-религиозные общества ни собирались». Итак, понятие веры в то время девальвировалось. Чтобы не участвовать в спекуляции, Антон Павлович смиренно склонял голову перед современными богоискателями, говоря, что «растерял свою веру». Но наедине с собой он размышлял так: «До тех пор человек будет сбиваться с направления, искать цель, быть недовольным, пока не отыщет своего Бога. Жить во имя детей или человечества нельзя. А если нет Бога, то жить не для чего, надо погибнуть. Человек или должен быть верующим, или ищущим веры, иначе он пустой человек». Все это свидетельствует о том, что Антон Павлович Чехов бережно хранил веру в своем сердце.
Источники: Библия. Мэтью Генри (1662 – 1714), – служитель пресвитерианской конгрегации в Честере, Англия, который хорошо известен благодаря своим комментариям на Священное Писание. Георгий Кочетков, профессор – священник, газета «Кифа».
|