Смотреть видео - Часть 1 - http://youtu.be/3_-Bc7u4Sqs
Часть 2 - http://youtu.be/pNeZjXWw9zU
Часть 3 - http://youtu.be/TEaIBdJ6DHg
Из Википедии: Депрессия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.
В настоящее время именно депрессия — наиболее распространённое психическое расстройство. Ею страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет, из них две трети — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается в три раза чаще. Также депрессии и депрессивным состояниям подвержено около 5 % детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет. Общая распространённость депрессии (всех разновидностей) в юношеском возрасте составляет от 15 до 40 %. Во многих работах подчёркивается, что большей распространённости аффективных расстройств в этом возрасте соответствует и большая частота суицидов.
В своей жизни я переживал сильную депрессию три раза. Расскажу, как я преодолевал ее. Первая такая депрессия была у меня, когда мне было примерно 28 лет. Еще не так давно до этого (в 22-23 года) я гордился собой и говорил себе, вот, я такой молодой, а уже как много успел сделать – закончить институт и передо мной расстилаются большие пути. И вот, к 28 годам передо мной, казалось, закрылись пути, и я не видел выхода. Я остался без друзей, моя родители развелись, в тот момент я пережил болезненное расставание с любимой девушкой. У меня были серьезные проблемы на работе (конфликт с начальством). А главное, пожалуй, я испытывал мировоззренческий кризис. Вообще общим свойством депрессии является потеря веры в будущее, человек перестает видеть путь, по которому ему надо идти, он упирается в тупик, психологический тупик, который угнетает его, его дух. Он не знает, что ему делать дальше. И вот, я решил, все бросить, ибо и так ничего не получалось, и поехать из Львова, где я тогда жил в Москву, чтобы там решить все свои проблемы: поменять свою специальность – скорректировать ее, поступив в какой-нибудь кинематографический или театральный ВУЗ, а главное. Найти смысл жизни – ради чего жить. В Москве я пробыл примерно полтора года: работал, занимался в самодеятельном театре, пытался поступить в ВУЗЫ. Но поступить не удалось, за Москву зацепиться не удалось, и я был вынужден вернуться во Львов не солоно хлебавши в еще более угнетенном состоянии, чем уезжал. Вот тогда депрессия вплотную взялась за меня. Ничего не получалось, все валилось из рук, а самое печальное, что в Москве я потерял веру в людей, что они добрые, в человечество и жить уже действительно мне стало незачем. Помню, как в свои последние дни пребывания в Москве я ходил по таганской площади и вынашивал такие мысли, что все люди заботятся только о себе. А я никому вообще не нужен, что все люди злы и коварны. Я просто не хотел жить, работать, не хотел ничего делать. Я не видел выхода из сложившейся ситуации. Я писал о том пеиоде своей жизни такие стихи:
Я жую объедки ночи, словно пищу.
День бессмысленнен, а я – обычный нищий.
Ночь – священна, пусть хоть это осталось,
От зари, что так заветно зажигалась.
Но сгорели безвозвратно, как угли,
Страх и счастье, только душу обуглив.
Да одно утешенье осталось,
Что заря все-таки зажигалась!
И вот, вернувшись во Львов, мне в руки попалась одна книга русского философа Николая Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека», которую я читал довольно долго – где-то полгода. Как я теперь понимаю, мне в тот момент нужна была другая духовная основа, другое мировоззрение (а я в силу жизни и воспитания в атеистической стране был атеистом). Мне нужна была внутренняя точка опоры.
Книга меня увлекла, она показывала мне новые горизонты. Бердяев в частности писал о Боге, но не таком, каким мне Его рисовала атеистическая пропаганда – дедушкой, сидящем на облачке, а Всемогущим Духом, пронизывающим все мироздание. В этот период во мне подспудно происходила внутренняя переоценка ценностей и перестройка, И вот, когда я был уже готов к тому, что со мной собственно и произошло дальше, со мной случилось странное событие, которое можно назвать чудом. Однажды ночью, у себя дома, я проснулся от дикой головной боли. Боль была настолько сильной, что я инстинктивно произнес первую в своей жизни молитву – «Господи, за что? (мол, за что Ты даешь мне эту боль?)».
Как ни странно это звучит, но боль в тот момент моментально прекратилась. Но это еще не все. Я явственно почувствовал в своей комнате присутствие невидимого Некто. И более того, я на 100% был убежден, что этот Некто и был Богом. Я ничего не сказал Ему в тот момент, я просто не знал, как себя нужно вести в такой ситуации, быв в состоянии крайнего изумления. И Он мне тоже ничего не сказал. Измученный болью, которая отступила, я лег и заснул. На следующее утро я встал в отличном расположении духа, прекрасно помня, что со мной случилось ночью. И эта ночная встреча дала мне веру в то, что Бог существует. А все остальные мои выводы уже вытекали из этого факта: раз бог существует, значит, этот мир не одинок, и жизнь имеет смысл и цель. Более того, значит, что моя собственная жизнь имеет ценность, смысл и цель. Дальше события развивались стремительно, и я уже не вполне помню их последовательность: я стал писать стихи (я и раньше писал стихи, но это было совсем другое): раньше я мучился, выискивая темы, рифмы, слова, а на этот раз слова давались мне легко и быстро, и мне оставалось только записывать их. Я написал целый цикл стихотворений на одном дыхании, и примечательным было то, что многие из этих стихов я даже не понимал (я понял их только спустя год или два). То есть, это были пророческие стихи. Также эти стихи были пронизаны библейской образностью. Библии. К тому моменту я вообще не читал, поэтому, когда я ее стал читать, я с удивлением обнаружил, что некоторые образы были даны мне из Библии с поразительной точностью. К примеру, у одного из Библейских пророков я обнаружил образ кузнеца, производящего орудие для своего дела – «Вот, Я сотворил кузнеца, который раздувает угли в огне и производит орудие для своего дела, — и Я творю губителя для истребления". (Ис. 54:16).
А мое стихотворение звучало так:
Он пульс кует,
Как колокол,
Молотобоец в сердце.
Он раскаляет молоты
О камни иноверцев.
Не зная в кузне огненной
Простоя ни минуты,
Что хочет
Ангел проклятый
Все доказать кому-то?
Я знаю,
Кто это во мне
Кует Свою победу –
Тот, кто распят был на кресте,
Чтобы я шел по следу.
Потом один мой знакомый пригласил меня в церковь, в которой я, правда, долго не задержался. Но в церкви мне подарили Библию, и я стал ее читать. Причем я читал ее жадно, читал Новый Завет, и насытился только тогда, когда прочитал его два или три раза.
Когда я читал про Иисуса Христа в Библии, то невольно стал сравнивать Его жизнь со своей, и мне стало ужасно стыдно за свой образ жизни, за то, что вот Человек достойно прожил свою жизнь, а как ее проживаю я? Я даже тогда писал покаяннее стихи:
Стать травою не примятой,
Если есть еще такая,
Лишь бы не быть виноватым,
В жизни глаз не поднимая.
Раствориться б до молекул,
Лишь бы не быть человеком.
То было покаяние, как это состояние называется на библейском языке. Оно длилось примерно неделю или полторы. А потом, прочитав в Библии об Иисусе Христе, как там сказано, что “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоанн.3:16).
Читая Библию, я все больше узнавал о Боге и о Христе, какое место Он имеет в Божьем плане для человека. Я узнал в частности, что Христос является Спасителем мира, Мессией, Машиахом, как говорят евреи, и Спасителем каждого человека лично. Спасителем, как в плане духовном, онтологическом (сущностном), Он примиряет человека с Богом, ставя человека в правильное положение перед Богом, а также и в плане обыденном, физическом, что Он может спасти человека из беды, если человек обратится к Нему за помощью.
И что всякий человек, который верует во Христа, получает жизнь Бога, вечную жизнь, тем, что убирается преграда, разделяющая человека и Бога. Преграда, которой является неправильная жизнь человека, его грехи, то есть, неверные поступки, беззаконные с точки зрения Бога поступки и мысли человека. Я узнал, что в замысле Бога для человека, каждый человек долен стать подобным Христу, и когда произойдет это уподобление, человек удостаивается Божьего царства, или рая. Я узнал, для чего понадобилась жертва Христа, что Он умер вместо всякого грешника, в том числе и меня, как заместительная жертва, ведь по Закону Бога я должен был умереть за свои беззакония. И если человек принимает Христа через веру в Него, это дает основание Богу принять грешника, простить его грехи и помиловать. И когда я узнал все это, во мне родилось сильнейшее желание верить во Христа, принять Христа, как своего личного Спасителя и учителя. И я сказал Христу в молитве, это также было у меня дома, что я верю в Него, и хочу заключить с Богом Новый Завет, вечный союз на основании жертвы Машиаха.
То, что произошло впоследствии со мной, я считаю величайшим чудом, которое моет произойти с человеком. Можно сказать, что я попал в царство Божье. Причем не где-то на небе, а на земле. В течение примерно семи месяцев я переживал удивительное присутствие Божьей любви и примиренности с Его творением – жизнью на земле. Во мне появилась большая любовь ко всем людям. У меня все получалось. Люди мне помогали, а все обстоятельства были за меня. Ну вот, например, стоило мне подойти к автобусной остановке, как сразу же подъезжал автобус (а жил я тогда в новом микрорайоне, где автобусы ходили крайне редко). Если такое происходит раз или два, ну, пускай, три, это списывается на случай. Но что прикажете думать, если такое происходит регулярно? Предполагаю, как в этом месте некий скептик ухмыльнется и скажет: «Что ж тут удивительного, городские власти просто увеличили количество машин на маршруте». Я было тоже так подумывал, пока мне не пришлось съездить в Санкт-Петербург (тогда Ленинград), и на протяжении всей поездки меня сопровождали подобные благословения и с поездами, и с автобусами, и вообще со всеми обстоятельствами. Тогда я убедился, что все-таки это было делом Божьим, Царством Божьим, пришедшим не в слове, но в силе.
Он отвергает брагу помутнений
Тупых от напряжения голов.
Он, как вино, пьет веру песнопений
Из раскаленных, пересохших ртов!
Он одаряет чудом, как сосудом,
До времени стоящим наверху,
Как будто тебя кормят манной с блюда,
И не поймешь, за что и почему?
И я пою, и чудо воскрешенья
Вошло в меня, как в кожаный мешок.
И стал хмельным я от благодаренья
И легким от восторга, как пушок!
И мягко опустился я на землю,
Чтобы принять назначенный удел.
И тихо растворился в повседневном
И, кажется, немного оробел.
Так я вышел из своей первой депрессии, буквально с помощью Божьей. Я был спасен Богом, Христом. Это была именно мировоззренческая депрессия, и насколько я понимаю, Бог допустил ее, чтобы изменить направление моей жизни. Я думаю, что каждая депрессия свидетельствует о том, что человеку необходимо изменить направление своей жизни. И понятно, что для того, чтобы была осуществлено это изменение, человек должен упереться в некий тупик, он должен потерять контроль над своей жизнью, ведь он долен как-то убедиться, что, то направление, по которому он идет, ошибочно. Бог просто закрывает перед человеком в определенный момент все пути, и человек вынужден искать принципиально новое решение, которого он не знает. И каждая депрессия таит в себе эту ценность, возможность обновления, изменения курса, которую человек не видит до определенного времени. И человек выходит из депрессии, когда он начинает двигаться в правильном направлении.
Вторая моя депрессия также была связана с неправильным моим поведением и с не правильным направлением, по которому я шел. Я переживал большую близость с Богом, буквально, я не знал, где заканчиваюсь я, и где во мне начинается Он. Это, конечно, прекрасно. Но с другой стороны, я фактически перестал развиваться, как личность. Я в то время не работал, ил на иждивении у матери (а мне было уже за тридцать лет). Формальным поводом было то, что я не мог найти работу. Представляете себе ситуацию, у вас есть все, что вам нужно и вам ничего больше не надо, и ничего не нужно делать. Это тоже свое рода тупик. Бог мне помогал во всем. Сначала мне это все очень нравилось, но потом начала тяготить. Дальше – больше, я почувствовал, что меня затягивает некая духовная трясина, липкая, гадкая, состояние, когда мне уже ничего не хочется делать, лень. Внезапно, в какой-то момент, Бог перестал мне помогать, и даже перестал отвечать мне на молитвы. Я перестал Его слышать. Я не знал, что со мной происходит. Я совершенно обленился умственно и физически. Мне даже было лень сделать в уме простое арифметическое действие: посчитать числа. И в какой-то момент, я понял, что я качусь в бездну, и если я что-то не предприму, то погибну. Но я не знал, что мне предпринять. У меня начала прогрессировать обида на Бога – почему Он мне не помогает, почему Он не говорит мне ничего. Эта обида все увеличивалась. И в какой-то момент я просто принял волевое решение: что бы со мной не случилось, я не буду в этом обвинять Бога. Я решил спасать себя сам. Для этого я начал читать книги по менеджменту, то есть, по искусству управления. Я начал планировать свой день, записывая на бумаге, что я должен делать, буквально по часам: в 9-00 – подьем, в 9-30 – завтрак, в 10 – чтение книг, в 11 – поиски работы, в 14 – сходить в магазин, и так далее. И я пытался жить по этому графику. Было очень трудно, особенно поначалу, но мне это помогло, и не сразу, но постепенно. И в течение определенного времени, наверно, трех или четырех месяцев, я вышел из этой депрессии. И понял, что Бог ее допустил для того, чтобы развить во мне волю и самодеятельность. Потом я узнал (вычитал в одной православной брошюре, что есть, оказывается такой грех – чрезмерное упование на Бога). Понимаете, жизнь с Богом – это союз, сотрудничество, которое предусматривает ответственность обеих сторон. Что-то долен делать Бог, а что-то должен делать и ты сам. Конечно, с Его ведением и помощью, но при этом проявлять активность, а не ждать манны с неба. Особенно в тот момент, когда ее уже нет долгое время. И когда человек духовный младенец, Бог носит его на руках, оказывая полную заботу, но наступает такое время, когда человек уже должен научиться ходить собственными ногами и что-то де6лать собственными руками. Постепенно я нашел себе работу, жизнь выровнялась, и отношения с Богом гармонизировались. И я стал получать новые уроки, как это и должно быть.
Итак, давайте сделаем выводы по поводу депрессии. Депрессия возникает, когда человек оказывается в тупике, он не знает, что ему нужно делать, и он вынужден искать выход самостоятельно. И первое, что человек должен знать: нельзя терять веру в то, что он преодолеет эту депрессию. Нельзя сдаваться перед этим врагом, милости от него не будет.
Второе: депрессия возникает от ощущения тупика, от того, что человек не знает, что ему нужно делать. И здесь Библия дает нам одно принципиальнейшее решение, как для профилактики депрессии, так и для выхода из нее. Это решение или средство называется так: блаженны нищие духом, ибо их есть царство Божье. Это нужно объяснить. Дело в том, что наш мир, все люди как бы зациклены на информации, на знании, им нужно знать, чтобы контролировать ситуацию и свою жизнь. Без этого знания они теряются, как слепые без поводыря (помните картину Брейгеля «Слепые»?). Но Бог допускает человеку периоды незнания, не понимания, что с ним происходит, именно для того, чтобы выработать у человека веру, доверие и упование на Бога. Бог ломает у человека самодостаточность, упование только на свои силы и знание, а потом восстанавливает ее но в гармонии с верой и упованием на Бога. Помню, у меня дома была книга «Апофатическое Богословие», в которой было написаны такие слова, что Бог есть свет, но Бог вводит человека во тьму, чтобы потом человек смог увидеть это свет. И один мой приятель, в то время уже пастор одной церкви, прочитав у меня эти слова, все недоумевал, как это Бог, Который есть свет, вводит человека во тьму? Вот для того и вводит Бог человека во тьму, чтобы человек убедился в том, что он сам не есть свет, его знание не есть еще свет, и чтобы человек пришел к свету истинному. Современному человеку, уповающему на себя и свои силы, необходима такая операция. Духовная нищета или, как говорил один древнегреческий мыслитель Сократ «Я знаю, что ничего не знаю», это именно такое состояние человека, который свои собственные знания умаляет перед Богом, чтобы полагаться не на себя, а на решение, которое даст Ему Бог, чтобы ходить не своим путем, а тем путем, который даст Ему Бог. И если человек развил в себе это качество, состояние духовной нищеты, то практически он обезопасил себя от депрессии. Ищи всегда Бога, уповай на Него, а не на свои силы, и действуй в том, что тебе открыто.И будь готов к тому, что Бог всегда моет повернуть тебя в том направлении, о котором ты даже не догадываешься. Это даст твоему уму необходимую гибкость и восприимчивость ко всем возможностям, которые дает тебе жизнь.
.
|