Вокруг Сковороды
А.Назаренко
_________"Жизнь не то значит, чтоб только
_________ есть и пить, но быть весёлым и куражным,
_________ и сытость телесная не даст куража сердцу,
_________ лишенному своей пищи."
_____ Григорий Сковорода. 1776г.
Когда Америка твои труды достала,
Проникла в суть их, ширь и глубину,
Она желанием великим воспылала,
Чтоб непременно видеть ту страну,
Где вырос ум высокий и могучий,
Где дух парил, презрев земной уют:
- Мы в гости едем, и на всякий случай,
- Вы перешлите нам маршрут...
Что делать? - В панику мы впали.
- Какой маршрут? Америка? Сюда?
- Нет! Сроду мы такого не слыхали,
- Что делать? - Батюшки! Беда!
Оправившись немного, порешили:
- Дорогу сделаем! Упрячем нашу грязь!
... А заодно - всем крыши перекрыли,
... И жесть блестящая нашлась...
Стоит село. Игрушкою сияет.
Музей и дуб! И людям хорошо...
А делегация, конечно, не узнает,
Как то село до этого дошло...
Они уехали... и русского не знают,
А хоть и знают, кто им скажет то,
Что Родина умы не почитает.
В деревне ж, люди, говорят зато:
"Подяка Гришi за дороги та кришi"
(по русски: "Спасибо Грише за дороги и крыши")
_______Село Сковородиновка, Харьковской обл.
БАСНИ ХАРЬКОВСКИЕ
Любезный приятель!
В седьмом десятке нынешнето века, оставив учительскую должность и уединяясь в лежащих около Харькова лесах, полях, садах, селах, деревнях и пчельниках, обучал я себя добродетели и поучался в Библии; притом, забавляясь благопристойными игрушками, написал полтора десятка басен, не имея с тобою знакомства. А в этом году в селе Бабаях умножил их в два раза. Между тем, когда писал дополнительные, казалось, будто ты всегда присутствуешь, одобряя мои мысли и вместе в них со мною причащаясь. Дарую же тебе три десятка басен, тебе и подобным тебе.
Отеческое наказание заключает в горести своей сладость, а мудрая игрушка утаивает в себе силу.
Глупую важность встречают по виду, выпроваживают по смеху, а разумную шутку печатлеет важный конец. Нет смешнее, как умный вид с пустыми потрохами, и нет веселее, как смешное лицо с утаенною дельностью. Вспомните пословицу: «Красна хата не углами, но пирогами».
Я и сам не люблю превратной маски тех людей и дел, о которых можно привести малороссийскую пословицу: «Стучит, шумит, гремит... А что там? Кобылья мертвая голова бежит». Говорят и великороссы: «Летала высоко, а села недалеко» — о тех, что много и витиевато говорят, а нечего послушать. Не по нраву мне пустая надменность и пышная пустошь, а люблю то, что сверху ничто, но в серёдке нечто, снаружи ложь, но внутри истина. Такова басня, её можно сравнить со статуэткой-копилкой: снаружи смешная, но внутри таит сокровища.
Друг мой! Не презирай баснословия! Басня и притча есть то же. Не по кошельку суди сокровище, праведный суд суди. Басня тогда бывает скверная и бабья, когда в подлой и смешной своей шелухе не заключает зерно истины, подобно пустому ореху. От таких-то басен отводит Павел своего Тимофея (I к Тимофею, гл. 4, ст. 7). И Петр не просто отвергает басни, но басни поверхностные, не имеющие силы Христовой, а только украшенную наличность. Иногда во вретище кроется драгоценный камень. Пожалуй, разжуй сии Павловские слова: «Не внимая иудейским басням и постановлениям людей, отвращающих от истины»(К Титу 1:14). Как обряд без силы Божьей — пустошь, так и басня без истины. Если ж с истиною, кто дерзнёт назвать лживою? «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть»(К Титу 1:15).
Таким больным, лишенным страха Божия, а с ним и доброго восприятия, всякая пища кажется гнусною. Не пища гнусна, но осквернился их ум и совесть.
Этот забавный, символический род писаний был в обиходе у древних любомудров. Лавр и зимою зеленый. Так мудрые и в игрушках умны и во лжи истинны. Истина острому их взору не как подлым умам издали болванела, но ясно, как в зеркале, представлялась, и они, увидев живой её образ, уподобили его различным тленным фигурам.
Ни одни краски не изъясняют розу, лилию, нарцисс столь живо, сколь благолепно у них образуется невидимая Божия истина, тень небесных и земных образов. Отсюда родились иероглифы, эмблемы, символы, таинства, притчи, басни, подобия, пословицы... И не удивительно, что Сократ, когда ему внутренний ангел-предводитель во всех его делах велел писать стихи, избрал Эзоповы басни. И как самая хитрейшая картина неученым очам кажется враками, так и здесь делается.
Солнце и царица всех планет Библия тайнообразующими фигурами, притчами и подобиями боговдохновенна. Вся она вылеплена из глинки и называется у Павла буйством. Но в эту глинку вдохнули дух жизни, а буйстве кроется мудрое всего смертного. Образ, притча, уподобление — это одно и то же.
Прими же, любезный приятель, дружеским сердцем аппетитную влагу мыслей твоего друга. Не мои эти мысли и не я их измыслил: истина безначальна. Но люблю — потому и мои, люби ты — и будут твои. Знаю, что твой телесный болван далеко разнится от моего чучела, но два различных сосуда одним да наполняются ликером, да будет едина душа и едино сердце. Вот она, истинная дружба, единство мыслей! Всё не наше, всё погибнет и сами истуканы наши. Одни только мысли наши всегда с нами, одна только истина вечна, а мы в ней, как яблоня в своем семени, сохранимся.
Питаем же дружбу. Прими и кушай с Петром четвероногих зверей, гадов и птиц. Бог тебя да благословляет! С Ним не вредит и самый яд языческий. Они не что иное, как образы, прикрывающие, как полотном, истину. Кушай, пока не вкусишь с Богом лучшее.
Любезный приятель! Твой верный слуга, любитель
священной Библии Григорий Сковорода.
1744 г., в селе Бабаях, накануне пятидесятницы.
Басня 1 СОБАКИ
В селе у хозяина жили две собаки. Случилось мимо ворот проезжать незнакомцу. Одна из них, выскочив и полаяв, пока он не исчез с виду, воротилась на двор.
— Какая тебе в этом прибыль? — спросила другая.
— По крайней мере, не так скучно,— отвечала она.
— Ведь не все же,— сказала разумная,— проезжие таковы, чтоб их почитать за врагов нашего хозяина, а то бы я и сама должности своей не оставила, несмотря на то, что с прошедшей ночи нога моя волчьими зубами повреждена. Собакою быть дело не хитрое, но без причины лаять на всякого дурно.
М о р а л ь. Разумный человек знает, что осуждать, а безумный болтает без разбору.
Басня 2 ВОРОНА И ЧИЖ
Неподалеку от озера, в котором видны были жабы, Чиж, сидя на ветке, пел. Ворона в близости тоже себе квакала, и, видя, что Чиж петь не перестает:
— Что ты ерепенишься, жаба?
— А почему ты меня жабою зовешь?—спросил Чиж Ворону.
— Потому, что ты точно такой зеленый, как вон та жаба.
А Чиж сказал: — О, ежели я жаба, тогда ты точная лягушка по внутреннему твоему инструменту: поёшь мотивно, да слушать противно.
М о р а л ь. Кто он такой, человек, сердце и нравственность свидетельствуют, а не наружное обличье. Дерево по плодам познается.
Басня 3 ЖАВОРОНКИ
Еще в древние века, когда черепахи у орлов летать учились, юный Жаворонок сидел неподалёку от того места, где одна из помянутых черепах, по сказке мудрого Эзопа, полёт свой благополучно на камне окончила с великим шумом и треском. Юнец, испугавшись, пробрался с трепетом к своему отцу:
— Батюшка! Конечно, возле той горы сел орел, о котором ты мне когда-то говорил, птица всех страшнее и сильнее...
— А почему ты так думаешь, сынок?— спросил старик.
— Батюшка! Как он садился, я такой быстроты, шуму и грому никогда не видывал.
— Мой любезнейший сынок! — сказал старик. — Твой молоденький умок... Знай, друг мой, и всегда эту песенку помни:
Не тот орел, что высоко летает,
Но тот, что легко седает...
М о р а л ь. Многие без природы неординарные дела зачинают, но худо кончают. Доброе намерение и конец всякому делу - достоверная печать.
Басня 4 ГОЛОВА И ТУЛОВИЩЕ
Туловище, одетое в великолепное и обширное с дорогими уборами одеяние, величалось перед Головою и упрекало её, что на ней и десятой доли нет того великолепия в сравнении с ним...
— Слушай, ты дурак! Если может вместиться ум в твоем брюхе, то рассуди, что это делается не по большему твоему достоинству, но потому, что нельзя тебе столь малым довольствоваться, как мне, — сказала Голова.
Ф а б у л а эта для тех, которые честь свою на одной мишуре основали.
Басня 5 ЧИЖ И ЩЕГОЛ
Чиж, вылетев на волю, встретился с давним своим товарищем Щеглом, который его спросил:
— Как ты, друг мой, освободился?.. Расскажи мне!
— Чудным образом, — отвечал пленник. — Богатый турок приехал с посланником в наш город и, прохаживаясь из любопытства по рынку, зашел в птичий ряд, в котором нас около четырехсот у продавца висело в клетках. Турок долго на нас смотрел с сожалением, как мы один перед другим пели, наконец, спросил нашего хозяина:
— А сколько просишь денег за всех?
— 25 рублей, — отвечал он.
Турок, не говоря ни слова, выкинул деньги и велел подавать по одной клетке, из которых, каждого из нас на волю выпуская, утешался, глядя в разные стороны, куда мы разлетались.
— А что же тебя, — спросил товарищ, — заманило в неволю?
— Сладкая пища да красная клетка,— отвечал счастливец. — А теперь, пока умру, буду благодарить Бога такой песенкою:
Лучше мне сухарь с водою,
Нежели сахар с бедою.
М о р а л ь. Кто не любит скорбей, должен научиться просто и убого жить.
Басня 6 ШЕСТЕРНИ ЧАСОВ
Шестерня часового механизма спросила у Другой:
— Скажи мне, для чего ты вертишься не по нашему направлению, но в противную сторону?
— Меня, — отвечала Другая, — так сделал мастер, и этим вам не только не мешаю, но ещё способствую тому, чтобы часы ходили в соответствии с солнечным кругом.
М о р а л ь. По разным природным склонностям и жизненный путь разный. Однако всем одно воздаяние — честь, мир и любовь.
Басня 7 ОРЁЛ И СОРОКА
Сорока Орлу говорила:
— Скажи мне, как тебе не наскучит непрестанно вихрем крутиться на пространных высотах небесных, и то в гору, то вниз, будто по спирали шастать?..
— Я бы никогда на землю не опустился, — отвечал Орел, — если б телесная нужда к тому меня не принуждала.
— А я никогда бы не отдалялась от городского общежития, — сказала Сорока, — если бы Орлом была.
— И я то же бы делал, — говорил Орёл, — если бы был Сорокою.
М о р а л ь. Кто родился для того, чтобы размышлять о вечном, тому приятнее жить в полях, рощах и садах, нежели в городах.
Басня 8 ГОЛОВА И ТУЛОВИЩЕ
— Чем бы ты жива была, — упрекнуло Туловище Голову, — если бы из меня жизненные соки частично не вытягивала?
— Это правда, — отвечала Голова, — но в награду того моё око тебе светом, и я руковожу советом.
М о р а л ь. Народ должен обладателям своим служить и кормить.
Басня 9 МУРАВЕЙ И СВИНЬЯ
Свинья с Муравьем спорили, кто из них богаче. А Вол был очевидцем и побочным судьею.
— А много ли у тебя хлебного зерна? — спросила с гордою улыбкою Свинья. — Прошу объявить, почтенный господин...
— У меня полнёхонькая горсть самого чистого зерна. Как только сказал Муравей, захохотали Свинья и Вол со всей мочи.
— Так вот нам будет судьёю господин Вол, — говорила Свинья. — Он 20 лет с лишком отправлял с великою славою судейскую должность, и можно сказать, что он между всею своею братией искуснейший юрист и самый дотошный математик. Его благородие может нам спор легко разрешить. Да он и в латынских диспутах весьма, кажется, искушён.
Вол после этих слов, мудрой скотиной сказанных, тотчас прикинул на счётах и при помощи арифметического умножения сделал следующее определение:
— Поскольку бедный Муравей только одну горсть зерна имеет, как сам чистосердечно признался, да и, кроме зерна, ничего больше не употребляет, и, наоборот, у госпожи Свиньи имеется целая кадь, содержащая 300 горстей с гаком, поэтому по всем правилам здравого рассуждения...
— Не так вы посчитали, господин Вол, — прервал его речь Муравей. — Наденьте очки да расход сопоставьте с приходом на счётах...
Дело зашло в спор и перенесено в высший суд.
М о р а л ь. Довольство малым — вот истинное богатство.
Басня 10 ДВЕ КУРИЦЫ
Случилось Дикой курице залететь к Домашней.
— Как ты, сестрица, в лесах живешь? — спросила Домашняя.
— Точь в точь, как и прочие птицы лесные, — отвечала Дикая. — Тот же Бог и меня питает, который кормит диких голубей стаю...
— Так они же и летать могут хорошо, — промолвила хозяйка.
— Это правда, — сказала Дикая, — и я по тому же воздуху летаю и довольна крыльями, от Бога мне данными...
— Вот этому-то я, сестрица, не могу верить, — говорила Домоседка, — оттого, что я насилу могу перелететь вон к этому сараю.
— Не спорю, — говорит Дичина, — так вы, голубушка моя, с малых лет, как только родились, изволите по двору навозы разгребать, а мне свои полёты нужно ежедневными тренировками подтверждать.
М о р а л ь. Многие, что сами не в силах совершить, в том другим не верят. Бесчисленно многие негою отучены путешествовать. Известно, что как практика без таланта, без призвания, безуспешна, так и талант трудолюбием утверждается. Какая польза знать, каким образом делается дело, если ты к тому не привычен? Узнать не трудно, а трудно обрести навык, упражняться. Наука и опыт есть то же. Она не в знании живет, но в делании. Ведение без дела есть мученье, и дело — без природы, без таланта. Вот чем разнится scientia et doctrina (знание и наука).
Басня 11 ВЕТЕР И ФИЛОСОФ
— О, чтоб тебя черт взял, проклятый!..
— За что ты меня бранишь, господин Философ? — спросил Ветер.
— За то, — ответствует Мудрец, — что как только я отворил окно, чтобы выбросить вон чесночную шелуху, ты как дунул проклятым твоим вихрем, так всё назад по всему столу и по горнице разбросал, да ещё притом рюмку с остатком вина, опрокинув, расшиб, уж не говорю о том, что, раздувши из кисета табак, все блюдо с кушаньем, которое я после трудов собрался было покушать, совсем засорил...
— Да знаешь ли, — говорит Ветер, — кто я таков?
— Чтоб я тебя разумел? — вскричал Физик. — Пускай о тебе мужички рассуждают. А я после небесных планет тебя моего внимания не удостаиваю. Ты одна пустая тень...
— А если я, — говорит Ветер, — тень, так есть при мне и тело. И правда, что я тень, а невидимая во мне Божья сила есть точно тело. И как же мне не веять, если меня всеобщий наш Создатель и невидимая суть движет.
— Знаю, — сказал Философ, — что в тебе есть существо неповинное, поскольку ты Ветер...
— И я знаю, — говорил Дух, — что в тебе столько есть разума, сколько в тех двух мужиках, из которых один, нагнувшись, поздравил меня заднею бесчестною частью, задравши платье, за то, что я раздувал пшеницу, когда он ее чистил, а другой такой же комплимент сделал в то время, как я ему не давал вывершить копну сена, и ты у них достоин быть головою.
М о р а л ь. Кто на погоду или на урожай сердится, тот против самого всесозидающего Бога возмущается.
Басня 12 ОСЕЛКА И НОЖ
Нож беседовал с Оселкою.
— Конечно, ты нас, сестрица, не любишь, что не хочешь в стать нашу вступить и быть ножом...
— Ежели бы я острить не годилась, — сказала Оселка, — не отказалась бы вашему совету последовать и состоянию. А теперь тем-то самым вас люблю, что не хочу быть вами. И конечно, став ножом, никогда столько одна не перережу, сколько все те ножи и мечи, которые во всю жизнь мою переострю; а наше время на Оселки очень скудно.
М о р а л ь. Родятся и такие, что воинской службы и женитьбы не хотят, дабы других поощрять к разумной чести, без которой всякая стать недействительна.
Басня 13 ОРЁЛ И ЧЕРЕПАХА
На склонившемся над водой дубе сидел Орёл, а поблизости Черепаха своей братии проповедовала следующее:
— Пропадай оно летать... Покойная наша прабаба, дай Бог ей царство небесное, навеки пропала, как видно из преданий, из-за того, что этой проклятой науке начала было у Орла обучаться. Сам сатана её выдумал...
— Слушай, ты, дура! — прервал её проповедь Орёл.— Не через то погибла премудрая твоя прабаба, что летала, но через то, что принялась за такое дело не по природе. А летать никогда не хуже, чем ползать.
М о р а л ь. Славолюбие да сластолюбие многих поволокло в стать, совсем природе их противную. Но тем им вреднее бывает, чем стать незауряднее, и весьма немногих мать родила, например, к философии, к ангельскому житию.
Басня 14 СОВА И ДРОЗД
Как только Сову увидели птицы, начали наперегонки щипать.
— Не досадно ли вам, сударыня,— спросил Дроздик,— что без всякой вашей виновности нападают? И не дивно ли это?
— Нисколько не удивительно,— отвечала она.— Они и между собою то же самое всегда делают. А что касается досады, я сношу её потому, что хотя Сороки с Воронами и Грачами меня щиплют, однако Орел с Филином не трогают, притом и афинские граждане почитают.
М о р а л ь. Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысячи дураков.
Басня 15 ЗМЕЯ И БУФФОН(шут, паяц)
Когда Змея весною скинула линьку, Буффон это заметил:
— Как, вы, сударыня,— сказал с удивлением,—омолодели! Что тому причиною? Прошу, скажите!
— Я вам с охотою дам совет,— Змея говорит.— Ступайте за мною!
И повела Буфона к тесной скважине, сквозь которую она, с великою трудностью продравшись, стащила с себя всю старинную ветошь.
— Вот, господин Буффон, извольте пролезать сквозь узкий этот проход. А как только пролезете, тотчас обновитесь, оставив всю негодность по другую сторону.
— Да разве ты меня тут хочешь задушить?— вскричал Буфон. — А хотя мне сюда удастся протащиться, тогда с меня последняя кожа сдерётся...
— Прошу не гневаться, — сказала Змея, — кроме того пути нельзя вам сюда дойти, где мне быть посчастливилось.
М о р а л ь. Чем лучше добро, тем большим трудом окопалось, как рвом. Кто не потрудится, добра не достигнет. (Эта басня входит в противоречие с концепцией Сковороды: что трудно, то не нужно; что нужно, то легкодостигаемо).
Басня 16 ЖАБЫ
Когда высохло озеро, Жабы поскакали искать для себя новое жилище. Наконец все вскричали:
— Ах, сколь изобильное озеро! Оно будет нам вечным жилищем.
И тут же нырнули в него.
— А я,— сказала одна из них,— жить намерена в одном из наполняющих ваше озеро источников. Вижу издали приосененный холм, многие сюда ручейки посылающий, там надеюсь найти для себя добрый источник.
— А почему так, тетушка? — спросила молодка.
— А потому, голубка моя, что ручейки могут потечь в иную сторону, и ваше озеро может опять высохнуть. Родник для меня всегда надежнее лужи.
М о р а л ь. Всякое изобилие может оскудеть и высохнуть, как озеро, а честное ремесло есть неоскудевающий родник не изобильного, но безопасного пропитания. Сколь многое множество богачей всякий день превращаются в нищих! В таком кораблекрушении единственной гаванью может быть ремесло. Самые беднейшие рабы рождаются из предков, жительствовавших в луже великих доходов. И не напрасно Платон сказал: «Все короли из рабов, и все рабы - отверженные из королей». Так бывает тогда, когда владыка всему — время — уничтожает изобилие. Да знаем же, что глава всех наук, око и душа — научиться жизнь жить порядочную, основанную на законе веры и страха Божьего, как на главнейшем пункте. Такой пункт есть основание и родник, рождающий ручейки гражданских законов. Но это и глава угла для созидающих благословенное жительство, и сего камня твердость содержит в пользе все должности и науки, а общество в благоденствии.
Басня 17
ДВА ЦЕННЫХ КАМУШКА: АЛМАЗ И СМАРАГД
Высоких качеств Смарагд, находясь при королевском дворе в славе, пишет к своему другу Адамантию следующее:
— Любезный друг! Жалею, что не радишь о своей чести и живешь погребенным в пепле. Твои дарования мне известны. Они достойны честного и видного места, а теперь ты подобен светящему свечнику, под спудом сокровенному. К чему наше сияние, если оно не приносит удивления и веселья народному взору? Сего тебе желая, пребуду — друг твой Смарагд.
— Драгоценный друг! — ответствует Алмаз.— Наше сияние с высокого места питает народную пустославу. Да взирают на блестящие небеса, не на нас. Мы слабый список небес. А цена наша, или честь, всегда при нас и внутри нас. Гранильщики не придают нам, а открывают в нас её. Она не умножается видным местом и людскою хвалою, а презрением, забвением и хулою не уменьшится. В таких мыслях пребуду— друг твой Адамантий.
М о р а л ь. Цена и честь есть то же. Тот, кто не имеет её внутри себя, приемля лживое свидетельство снаружи, тот надевает вид ложной подделки и фальшивой монеты. Превратно в народе говорят так: «Сделали Авраама честным человеком». А должно бы говорить так: «Засвидетельствовано перед народом о чести Авраама». Просвещение или вера Божия, милосердие, великодушие, справедливость, постоянность, целомудрие... Вот цена наша и честь! Старинная пословица: «Глупый ищет места, а разумного и в углу видно».
Басня 18 СОБАКА И КОБЫЛА
Кобыла, поноску(то, что носит в зубах собака) носить наученная, чрезмерно кичилась. Она смертно не любила Меркурия — так звали пса — и, желая его пришибить, при всяком случае грозила ему задними копытами.
— Чем я виноват, госпожа Диана? — говорил пёс Кобыле. — Почему я вам так противен?..
— Негодный!.. Как только стану при гостях носить поноску, ты пуще всех хохочешь. Разве моя наука смешная?..
— Простите, сударыня, меня, признаюсь в моем природном пороке: для меня смешным кажется даже доброе дело, делаемое без природы и призвания.
— Сукин сын! Что ж ты хвастаешь природою? Ты неученый невежа! Разве не знаешь, что я обучалась в Париже? И тебе ли осмыслить то, что учёные говорят: Ars perficit naturam(искусство усовершенствует природу). А ты где учился и у кого?
— Матушка! Если вас учил славный патер Шимпанзе, то меня научил всеобщий наш Отец небесный, дав мне к тому сродность, а к сродности — охоту, к охоте — знание и привычку. Может быть, потому дело мое не смешное, но похвальное.
Диана, раздражаясь, стала было поворачиваться задним фронтом, но пёс удалился.
М о р а л ь. Без природы, как без пути: чем далее пробираешься, тем беспутнее заблуждаешь. Природность - вечный источник охоты. Такая воля, по пословице, пуще всякой неволи. Она побуждает к частому опыту. Опыт - отец искусству, ведению и привычке. Отсюда родились все науки, книги, и хитрости. Эта главная и единственная учительница выучивает птицу летать, а рыбу — плавать. В Малороссии в ходу премудрая пословица: «Без Бога ни до порога, а с Ним хоть за море».
Бог, природа и Минерва — одно и то же. Как пахнущая соль без вкуса, как цвет без природного духа, и око без зеницы, так несродное делание всегда лишено чего-то существенного. Но это существенное - во главе, и называется по-гречески благолепием, или красотою, и не зависит от науки, но наука от него. Госпожа Диана, как чересчур обученное, но с недостатком благоразумия животное, изволит противоставить: Ars perficit naturam.
Но когда сродности нет, скажи, пожалуйста, что может довести до совершенства обучение? Словцо perficit значит как раз это: приводит в совершенство или в окончание. Ведь конец, как в кольце, находится всегда при своем начале и от него зависит, как плод от семени своего. Увы, горница без начала и завершения крышею венцом не увенчается.
Басня 19 НЕТОПЫРЬ И ДВА ПТЕНЦА — ГОРЛИЦЫ И ГОЛУБКИ
Великий преисподний зверь, живущий в земле, как крот, кратко сказать, Великий Крот, писал самое сладкоречивое письмо к живущим на земле зверям и к воздушным птицам. Суть была такая:
— Удивляюсь суеверию вашему: оно в мире обрело то, чего нигде нет и не бывало: кто вам насеял сумасбродство, будто в мире есть какое-то солнце? Оно в собраниях наших прославляется, начальствует в делах, печатлеет концы, услаждает жизнь, оживляет тварь, просвещает тьму, источает свет, обновляет время. Какое время? Одна только тьма в мире, так одно и время, а другому времени быть чепуха, вздор, небыль... Эта ваша дурость - плодовитая мать и других дурачеств. Везде у нас врут: свет, день, век, луч, молния, радуга, истина. А смешнее всего — почитаете химеру, называемую око, будто оно зеркало мира, юдоль света, вместилище радости, дверь истины... Вот варварство! Любезные мои друзья! Не будьте подлы, скиньте ярмо суеверия, не верьте ничему, пока не возьмете в кулак. Поверьте мне: не в том жизнь, чтоб зреть, но в том, чтоб щупать.
От 18 апреля 1774 года. Из преисподнего мира.
Это письмо понравилось многим зверям и птицам, например, Сове, Дремлюге, Сычу, Удоду, Ястребу, Филину, кроме Орла и Сокола. А более всех Нетопырь изощрялся в высокородном догмате и, увидел Горлицына и Голубицына сынов, старался осчастливить их высокопарной философией. Но Горлицын сказал:
— Наши родители лучшие для нас учителя. Они нас родили во тьме, но для света.
А Голубчик отвечал:
— Не могу верить обманщику. Ты мне и прежде говорил, что в мире солнца нет. Но я, родившись в мрачных днях, в нынешнее воскресенье увидел восход прекраснейшего всемирного ока. Да и смрад, от тебя и от Удода исходящий, свидетельствует, что живет внутри вас недобрый дух.
М о р а л ь. Свет и тьма, тление и вечность, вера и нечестие — мир составляют и одно от другого зависит. Кто тьма — будь тьмою, а сын света — да будет светом. По плодам познаете их.
Басня 20 ВЕРБЛЮД И ОЛЕНЬ
Африканский Олень часто питается змеями. Нажравшись их досыта и не терпя внутри палящей ядом жажды, быстрее птиц пустился на источники водные и на горы высокие. Тут увидел Верблюда, пьющего в протоке мутную воду.
— Куда спешишь, господин Рогач? — отозвался Верблюд.— Напейся со мною в этом ручейке.
Олень отвечал, что он мутной воды пить без отвращения не может.
— То-то ваши братья чрезмерно нежны и замысловаты, а я нарочно возмущаю: для меня мутная слаще.
— Верю,— сказал Олень.— Но я родился пить самую прозрачнейшую воду из родника. Этот ручеёк доведет до самого родника. Оставайся, господин Горбач.
М о р а л ь. Библия есть источник. Израильские истории в ней и плотские имена - грязь и мутный ил. А фонтан живой воды подобен киту, испускающему вверх из ноздрей сокровенную воду нетления, о которой писано: «Слова уст человеческих — глубокие воды; источник мудрости — струящийся поток» (Притчи, 18:4).
Кто Верблюд, тот возмущение потопных глаголов пьёт, не достигая источничьей главы: «Помажь голову твою и умой лицо твоё»(Матфей 6:17). А Олень к чистой воде востекает с Давидом: «Кто напоит меня водою из колодезя Вифлеемского, что у ворот?» (2-я Царств, 23:15). Слово, имя, знак, путь, след, нога, копыто, термин - это тленные ворота, ведущие к источнику нетления. Кто не подразделяет словесных знаков на плоть и дух, тот не может различить между мутною водою и водою красоты небесной и росы. Взгляни на 14:3-7 Второзакония: «Не ешь скот нечистый, с нераздвоенным копытом». А каков ты сам, такова твоя и Библия. О ней-то точно сказано: «С преподобным преподобным будешь...» Описатели зверей пишут, что верблюд, приступая пить, всегда возмущает воду. Но олень чистой воды поклонник.
Эта басня написана в светлое воскресение по полудни, 1774 в Бабаях.
Басня 21 КУКУШКА И ДРОЗД
Кукушка прилетела к черному Дроздику.
— Как тебе не скучно? — спрашивает его.— Что ты делаешь?
— Пою,— отвечает Дроздик,— видишь...
— Я и сама пою чаще тебя, да всё, однако, скучно...
— Да ты же, сударыня, только то и делаешь, что, подкинув в чужое гнездо свои яйца, с места на место перелетая, поёшь, пьёшь и ешь. А я сам кормлю, берегу и учу своих детей и свои труды скрашиваю пением.
М о р а л ь. Премногие, подавив сродную в себе должность, только и делают, что поют, пьют и едят. В такой праздности невыносимую терпят печаль даже более, чем работающие без отдыха. Петь, пить и есть — не главное, но один только хвостик главного нашего сродного дела. А кто для того ест, пьёт и поёт, чтоб охотнее после отдыха взяться за должность, как за надлежащий путь свой, тому скуку прогнать не многого стоит: он каждый день и при деле, и празднует, и о нем-то пословица: «Доброму человеку всякий день праздник». Должность наша - источник увеселения. А если кого своя должность не веселит, такой, конечно, не к ней сроден, не друг её верный, но нечто помимо неё любит, и как не удовлетворён, так и не счастлив. Но ничто столь не сладко, как общая всем должность. Она есть искание царствия Божиего, глава, свет и соль каждой частной должности. Самая незаурядная должность не веселит и без страха Божиего, как без главы, мертва, сколько бы она отправляющему ни была сродна. Страх Господен возвеселит сердце. Сердце, как только начнет возводить к нему мысли свои, вдруг оживляется, и демон скуки и уныния, как прах ветром возметаемый, отбегает. Все мы не ко всякому делу призваны, а всякий добрый человек по своему назначению рождается. Счастлив, кто сопряг сродную себе частную должность с общею. Вот истинная жизнь. И теперь можно разуметь следующее Сократово слово: «Иные живут, чтоб есть и пить, а я пью и ем, чтобы жить».
Басня 22 НАВОЗ И АЛМАЗ
Тот-то самый Навоз, в котором некогда Эзопов петух вырыл драгоценный камушек, дивился Алмазу и с любопытством вопрошал:
— Скажи мне, пожалуйста, откуда вошла в тебя столь великая цена? И за что тебя люди почитают? Я удобряю нивы, сады, огороды, красу и пользу опекаю, и при этом ни десятой доли чести не имею в сравнении с твоей.
— И сам не знаю,—отвечает Алмаз.— Я та же, что и ты, земля и даже гораздо хуже тебя - пережжённый солнечным зноем пепел. Но только в сухих моих водах благолепно отображается блистание солнечного света, без которого все силы твоих удобрений пустые, а произращения мертвы, по старинной пословице: «В поле пшеница годом родится, не нивою, не навозом».
М о р а л ь. Светские книги, бесспорно, преисполнены всякой пользой. Если бы они спросили Библию: почему сами пред нею и десятой доли чести и цены не имеют, почему ей создаются алтари и храмы? — И сама не знаю,— отвечала бы она.— Я состою с тех же слов и речей, что вы, да и гораздо худших и варварских. Но в невкусных водах моего Писания, как в зеркале, боголепно сияет невидимое, но пресветлейшее око Божие, без которого вся ваша польза пуста, а краса мертва.
Конечно, таким древом жизни услаждается горечь невкусных её речей, когда обычная вода претворяется в вино, веселящее сердце человека. И точно о ней одной сказывает Соломон следующее: «Превознеслася ты над всеми. Ложного умягчения слов и суетной доброты женской нет в тебе». Взгляни на суть притчей. Бог часто в Библии означается годом, погодою, благоденствием, например: «Лето Господне приятное...» «Ныне время благоприятное...» Прочти начало Соломонова Екклесиаста о времени. «Время» — по-римски tempus, оно значит не только движение в небесных кругах, но и меру движения, называемую у древних греков ритмом. Это слово значит то же самое, что такт. Да и у нынешних музыкантов мера в движении пения именуется темпом. Итак, темп в движении планет, часовых механизмов и музыкального пения есть то же, что в красках образ. Теперь видно, что значит ритм и темп. И премудро пословица говорит: «В поле пшеница годом родится...» Премудро и у римлян говаривали: год плодородит, не поле. Образ и темп невидимы. Басня наша да заключится такими словами Аристотеля о музыке: «В ритме мы наслаждаемся ясностью и порядком». Кто это разжует, тот узнает, что значит рифма. Это слово в России во многих устах, но не во многих умах.
Басня 23 СОБАКА И ВОЛК
У Титира, пастуха, жили Левкон и Фиридам, две собаки, в великой дружбе(Сюжет басни взят из «Буколик» Вергилия). Они прославились у диких и домашних животных. Волк, побуждаемый их славою, при удобном случае порывался в друзья.
— Прошу меня любить и жаловать, государи мои,— говорил с ужимкою придворного Волк.— Вы в состоянии меня премного осчастливить, если соизволите удостоить чести быть третьим вашим другом, чего лестно ожидаю.
Потом наговорил им о славных и богатых предках своих, о модных науках, в которых воспитан со тщанием отцовским.
— Если же, — промолвил Волк, — фамилией и науками хвалиться у разумных сердец почитается за дурость, то имею лучшие доводы для приведения себя в вашу любовь. Я станом с вами обеими сходен, а голосом и волосом с господином Фиридамом. Самая древнейшая пословица: «Simile ducit deus ad simile» (Подобное стремится к подобному). В одном только не таюсь, что у меня лисий хвост, и волчий взор.
Левкон отвечал, что Титир на них совсем не похож, однако он третий для них друг, и что он без Фиридама никакого дела не решает. Тогда Фиридам сказал так:
— Голосом и волосом ты нам подобен, но сердце твое далече отстоит. Мы бережем овец, довольны шерстью и молоком, а вы кожу сдираете, съедая их вместо хлеба. Более же всего не нравится лукавый взор зеркала твоей души, искоса на барашка поглядывающий.
М о р а л ь. И фамилия, и богатство, и чин, и родство, и телесные дарования, и науки не сильны утвердить дружбу. Но сердце, в мыслях согласное, и одинаковая честность человеколюбивой души, в двоих или троих телах живущая - вот истинная любовь и единство, о которых взгляни 4 гл. стих 32 в «Деяниях» и о которых Павел: «Где нет ни Еллина, ни Иудея...»(Колосянам 3:11) «Все бо вы едино есть во Христе Иисусе» (Послание к галатам 3:16)
Басня 24 КРОТ И ЛИНКС(мифологическое животное)
По сказкам, зверь Линкс имеет такой острый взор, что в несколько аршин землю прозирает. Он, в земле увидев Крота, начал смеяться слепоте его.
— Если бы ты, негодная тварюшка, имел сотую долю моей прозорливости, ты бы мог проникнуть сквозь самый центр земли. А теперь всё щупаешь, слепой, как безлунная полночь...
— Пожалуйста, перестань хвастать, — отвечал Крот.— Взор у тебя острый, но ум весьма невежественный. Если тебе дано, чего я лишен, так и я имею, чего у тебя нет. Когда хвалишься об остром своём взоре, тогда не забывай и острого моего слуха. Давно бы заимел твои очи, если бы нужны были мне. Вечная правда блаженной натуры никого не обижает. Она, равное во всем неравенство делая, в остроте моего слуха вместила чувство очей.
М о р а л ь. Глупость в изобилии гордится и бранится, а в скудости оседает и отчаивается. Она в обеих долях несчастна. Там бесится, как в сумасбродной горячке, а тут с ног валится, как стерво. Такая язва случается от того, что не научились царствию Божию и правде его, а думают, что в мире все делается наудачу, как в беззаконном владении. Но распростри, о бедная тварь, очи твои и увидишь, что все делается по самой точной правде и равенству, и этим успокоишься. Если в богатстве есть, что в нищете нет, справься — и сыщешь в нищете, чего в богатстве нет. В которой земле менее родится плодов, там в награду здоровость воздуха. Где менее клюквы и черницы, там менее скорбутной болезни(цинги); менее врачей — менее больных; менее золота—менее забот; менее ремесел— менее мотов; менее наук—менее дураков; менее прав — менее беззаконников; менее оружия — менее войны; менее поваров — менее испорченного вкуса; менее чести — менее страха; менее сластей — менее грусти; менее славы — менее бесславия; менее друзей — менее врагов; менее здоровья — менее страстей. Век и век, страна и страна, народ и народ, город и село, юность и старость, болезнь и здоровье, смерть и жизнь, ночь и день, зима и лето,— каждая стать, пол и возраст и всякая тварь имеет собственные свои выгоды. Но слепая глупость и глупое неверие этого не разумеет, одно только худое во всём видит, и подобна пиявкам, высасывающим негодную кровь. Потому век над веком превозносит, народ над народом, недовольна ни статью своей, ни страною, ни возрастом, ни сродностью, ни участью, ни болезнью, ни здоровьем, ни смертью, ни жизнью, ни старостью, ни юностью, ни летом, ни зимою, ни ночью, ни днём и при удаче то возносится до небес, то нисходит отчаянием до бездн, лишенная как света и духа веры, так и сладчайшего мира без пристрастия и жжется пламенем собственных надуманных печалей, дабы исполнилось для неё: «А не верующий уже осужден». Всё благое, кроме не видеть царствия Божия и правды его, кроме болеть душою и мучиться из роптания неудовольствием; вот что злое. Это гордость сатанинская, покушающаяся воссесть на престоле Вышнего. Вот точный центр ада и отец страстей. «И не дает Иов безумия Богу»(Иов 2:10). «Благословлю Господа на всякое время»(Псалтирь 33:2). Вот свет истины и ведения Божиего. Потому для сидящих в неверии священными именуются сердца, озарённые Божиим светом: «Вы свет мира»(Матфей 5:14), « Как прекрасны на горах ноги благовестника...»(Исайя 52:7), «Освяти их истиною Твоею...»(Иоанн 17:17).
Басня 25 ЛЕВ И ОБЕЗЬЯНЫ
Лев спит, раскидав лапы, а спящий весьма схож с мёртвым. Стадо разного рода Обезьян, почитая его мёртвым, приблизившись к нему, начали прыгать и ругаться, забыв страх и почтение к царю зверей. А как пришло время пробуждения, зашевелился Лев. Тогда Обезьяны, одним путем к нему пришедшие, седмицею путей бросились в рассыпную. Старшая из них, придя в себя, сказала:
— Наши предки ненавидели Льва, но Лев и ныне Лев и во веки веков.
М о р а л ь. Лев есть образ Библии, на которую восстают и ругаются языческие мудрецы. Они думают, что она мертва и говорит о мёртвости стихийной, не помышляя о том, что в тленных её образах скрывается жизнь вечная и что всё это восстаёт и возносится к одному: «Бог наш на небесах и на земле...» И не разумея, что исходы её суть исходы жизни, ругаются, слыша это. «О горнем мудрствуйте...»(Колосянам 3:2; Осия 11:7), «Нет здесь»(Матфей 28:6).
Это Хамово племя смеется наготе отеческой.
А как только блеснул свет восстания её, тогда исполняется на них: «Расточатся враги Его». Вот почему Василий Великий говорит о Евангелии, что оно есть воскресение мёртвых.
Иуда, сын Иакова, вместо Льва образом невидимого царя и Бога подразумевается, и потому так написано: «Преклонился он, лёг, как лев и как львица, кто поднимет его?»(Бытие 49:9). Лежит львица и царица наша, чистая дева, Библия, и о ней-то Христос, жизнь наша и воскресение, сказывает: «Не умерла девица, но спит...»(Матфей 9:24).
Блажен, не смежающий очей перед блистанием её! Такой да поет с Давидом: «Сколь возлюбленны селения твои...»(Псалтирь 83:3) «Сколь прекрасны дома твои, Иаков...»
Описатели звериных образов пишут, что Лев, родившись, лежит мёртвый, пока ужасным рыком не возбудит его отец, и делает это в третий день. Возможно ль найти более благолепнейший для божественной книги образ?
Басня 26 ЩУКА И РАК
Щука, напав на сладкую еду, жадно её проглотила. Но вдруг почувствовала в сладости уду, увязшую во внутренностях своих. Рак это издали приметил и, на следующий день, увидев Щуку, спросил:
—- Отчего вы, сударыня, не веселы? Куда девался ваш кураж?
— Не знаю, брат, что-то грустно. Думаю, для увеселения поплыть из Кременчуга в Дунай. Днепр наскучил.
— А я знаю родник вашей грусти, — сказал Рак, — вы проглотили уду. Теперь вам не поможет ни быстрый Дунай, ни плодоносный Нил, ни юркий Меандр, ни золотые крыльца.
М о р а л ь. Рак точную правду излагает. Без Бога и за морем худо, а мудрому человеку весь мир отечество: везде и всегда ему добро. Он добро не собирает по окрестностям, но внутри себя носит. Оно ему солнце во всех временах и сокровище во всех сторонах. Не место его освящает, но он - место, не изгнанник, но странник, и не отечество оставляет, а отечество переменяет; в которой земле пришелец, той земли и сын, имея внутри себя народное право, о котором Павел: «Закон духовный есть»(Римлянам 8:5-6).
Страх Господень — источник мудрости и веселья, и долгоденствия, а неверие есть сладчайшая еда, скрывающая горчайший яд. Трудно такой яд приметить. Трудно миновать беззаконие. «Грехопадение кто разумеет?» Тот, кто проникнут страхом Божиим. Корень его горький, но плоды сладчайшие. А беззаконие есть крючок, сладостью обвитый, уязвляющий душу.
Тщеславие тебя ведет ко греху? Оно есть сладость, обвившая уду. Плотская ли сласть пленила? Проглотил ты уду. За серебром ли погнался и впал в неправду? Пленен ты удою. Зависть ли, месть, гнев или отчаянность увязла в душе твоей? Проглотил ты уду, о которой Павел: «Жало же смерти — грех». Безбожие ли надмевалось в сердце твоем? Проглотил ты уду, о которой Исайя: «Не радоваться нечестивым». «Говорит безумный в сердце своем: нет Бога...» Вражда ли с Богом воцарилась внутри тебя? Пожрал ты уду, о которой Моисей: «Проклят ты в городе, проклят ты на селе...» Мучит душу твою страх смерти плотской? Увязла в ней уда, о которой Исайя: «Беззаконные взволнуются и почить не смогут». Грех означает - жить по закону плотских членов и страстей наших, воюющих против закона ума нашего. Такой где скроется? Какое место увеселит его? Какая прибыль раскуражит сердце его? В душе своей и в сердце своём везде и всегда носит несчастье. Взгляни и послушай несчастного раба! «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю»(Римлянам 7:15-20).
Вот истинный плен! «Всяк согрешающий есть раб греха».
Басня 27 ПЧЕЛА И ШЕРШЕНЬ
— Скажи мне, Пчела, отчего ты так глупа? Знаешь же, что плоды твоих трудов не столько для тебя самой, сколько для людей полезны, а тебе даже часто и вредят, принося вместо награждения смерть, однако не перестаёшь дурачиться в собирании меда. Много у вас голов, но безмозглые. Видно, что вы без толку влюбились в мёд.
— Ты большой дурак, господин Советник,— отвечала Пчела.— Мёд любит есть и Медведь, и Шершень тоже лукаво его достаёт. И мы бы могли воровски добывать, как иногда ваша братия и делает, если бы мы только есть любили.
Но нам несравненно большая забава собирать мед, нежели кушать. К тому мы рождены и не перестанем, пока не умрем. А без этого жить и в изобилии мёд есть - для нас лютейшая смерть.
М о р а л ь. Шершень - образ людей, живущих хищением чужого и рожденных на то одно, чтоб есть, пить и проч. А пчела есть герб мудрого человека, в сродном деле трудящегося. Многие шершни без толку говорят: для чего такой-то, например, студент выучился, а ничего не имеет? На что-де учиться, если не иметь изобилия?.. Не рассуждая слов Сираха: «Веселье сердца — жизнь человеку»(Сирах 30:23),— и не разумея, что сродное дело для него сладчайшее пиршество. Взгляните на правление блаженной натуры и научитесь. Спросите вашу борзую собаку, когда она веселее? — Тогда,— отвечает вам,— когда гоню зайца. Когда вкуснее заяц? — Тогда,— отвечает охотник,— когда охочусь.
Взгляните на сидящего пред вами кота. Когда он куражнее? Тогда, когда целую ночь бродит или сидит возле норки, хотя, уловив, и не ест мышь. Запри в изобилии пчелу, не умрет ли с тоски в то время, когда нужно ей летать по цветоносным лугам? Что горестнее, как купаться в изобилии и смертно мучиться без сродного дела? Нет мучительнее, как болеть мыслями, а болят мысли, лишаясь сродного дела. И нет радостнее, как жить по натуре. Сладок здесь труд телесный, терпение и самая смерть его, когда душа, владычица тела, сродным делом услаждается. Или так жить, или нужно умереть. Старик Катон чем мудр и счастлив? Не изобилием, не чином — тем, что следует натуре, как видно в Цицероновой книжечке «О старости». Она одна премилосердная мать и премудрая путеводительница. Эта преблагая домостроительница голодному дарует много, и немного даёт довольному малым.
Но раскусить же надо, что значит жить по натуре. Не закон скотских членов и похотей наших, но блаженное естество, называемое у богословов трисолнечное, всякой твари вечно предписывающее свою для неё долю и сродность. Об этом естестве сказал древний Епикур следующее: «Благодарение блаженной натуре за то, что нужное сделала нетрудным, а трудное ненужным».
А поскольку в Боге нет ни мужского пола, ни женского, но все в Нём и Он во всем, для того сказывает Павел: «Который есть всяческое во всем...»(1 коринфянам 15:28).
Басня 28 ОЛЕНИЦА И КАБАН
На Карпатах, польских и венгерских горах, Оленица, увидев домашнего Кабана:
— Желаю здравствовать, господин Кабан,— стала приветствовать,— радуюсь, что вас...
— Что ж ты, негодная подлость, столь не учтива! — вскричал, надувшись, Кабан.— Почему ты меня называешь Кабаном? Разве не знаешь, что я пожалован Бараном? В том имею патент, и что род мой происходит от самых благородных Бобров, а вместо епанчи для характера ношу на публике содраную с овцы кожу.
— Прошу простить, ваше благородие,— сказала Оленица,— я не знала! Мы, простые, судим не по убору и словам, но по делам. Вы так же, как прежде, роете землю и ломаете плетень. Дай Бог вам быть и Конем!
М о р а л ь. Нельзя не надивиться на глупцов, пренебрегших и поправших честнейший и бесценный бисер добродетели для того, чтобы продраться в чин, совсем им не сродный. Какой им змий в ухо нашептал, что имя и одежда преобразят их в бытии, а не честная жизнь, достойная чина? Вот точные грачи Эзоповы, одевающиеся в чужие перья. Этот сшитый сюжет подобен судну, в котором ехали морем одетые в человеческие костюмы обезьяны, и ни одна править судном не умела. Если иметь просвещённое око, можно видеть множество таких Ослов, одетых в львиную кожу! А для чего одеты? Для того, чтоб вполне могли жить по рабским своим прихотям, беспокоить людей и проламываться сквозь заборы гражданских законов. И никто из достойных чести на неучтивость не сердится, как эти Обезьяны с Ослами и Кабанами. Древняя эллинская пословица: «Обезьяна и с золотом характером обезьяна».
Вспоминает и Соломон о свинье с золотым кольцом в ноздрях (Притчи, гл. 11, стих 22). Знаю, что точно он говорит о тленных и бренных фигурах, в которых погрязло и скрылось кольцо вечного царствия Божия, но также говорю, что можно приточить и к тем, от которых оно взято для особенного образования в Библии. Добросердечные и прозорливые люди разными фигурами изображали дурную душу их через зло живых и движимых чучел. Есть и в Малороссии пословица: «Далеко свинье до коня».
Басня 29 СТАРУХА И ГОРШЕЧНИК
Старуха покупала горшки. Амуры молодых лет еще и тогда ей грезились.
— А что за этот хорошенький?..
— Этого отдам за три четверти копейки,— отвечал Горшечпик.
—· А за того гнусного (вот он), конечно, четвертушка?..
— За того меньше, чем за две копейки не отдам...
— Что за чудо?..
— У нас, бабка,— сказал мастер,— не глазами выбирают: мы испытываем, чисто ли звенит.
Баба, хотя была не подлого вкуса, однако не могла больше говорить, а только сказала, что и сама она давно это знала, да позабыла.
М о р а л ь. Конечно, эта премудрая Ева есть прабаба всем тем острякам, которые человека ценят по одёжке, по телу, по деньгам, по углам, по имени, не по его плодам жития. Её правнуки, имея тот же вкус, доподлинно доказывают, что они плод от сей райской яблони. Чистое, и как римляне говорили, candidum — белое, и независтное сердце, милосердное, терпеливое, куражное, прозорливое, воздержное, мирное, верующее в Бога и уповающее на Него во всём — вот чистый звон и честная цена нашей души! Воспоминает сосуд избранный и Павел, перечисляя сосуды честные и бесчестные (2 Тимофею» 2: 20; Римлянам 9:21). «Сердце глупого подобно разбитому сосуду и не удержит в себе никакого знания» (Сирах, гл. 21, ст. 17).
Известно, что в царских домах находятся фарфоровые, серебряные и золотые унитазы, которых, конечно, честнее глиняная и деревянная посуда, пищею наполняемая, равно как ветхий сельский храм Божий почтеннее бархатом украшенного господского сортира. Вот банальная великорусская пословица: «Не красна изба углами, а красна пирогами».
Довелось мне в Харькове между премудрыми эмблемами на стене залы видеть следующий: написан похожий на черепаху гад с длиннымм хвостом, посреди черепа сияет большая золотая звезда, украшая его. Посему он у римлян назывался stellio, а звезда — stella, но под ним толк подписан следующий: «Sub luce lues», то есть под сиянием язва. Сюда принадлежит крылатое слово из Евангелия: «Гробы раскрашенные»(Матфей 23:27).
Басня 30 СОЛОВЕЙ, ЖАВОРОНОК И ДРОЗД
Среди высокой степи стоял сад — жилище Соловьев и Дроздов. Жаворонок, прилетев к Соловью:
— Здравствуй, господин певчий,— сказал ему.
— Здравствуй и ты, господин Соловей,— отвечал ему певчий.
— Почему ты меня твоим именем называешь? — спросил Жаворонок.
С о л о в е й. А ты почему меня называешь певчим?..
Ж а в о р о н о к. Я тебя не без причины назвал певчим: ведь твоё имя солист, то есть певец.
С о л о в е й. А твое имя у древних римлян было alauda, то есть слава, а славлю — laudo.
Ж а в о р о н о к. Если так, теперь начинаю тебя больше любить и прилетел просить твоей дружбы.
С о л о в е й. О простак! Можно ли выпросить дружбу? Надобно родиться к ней. Я часто напеваю песенку, заимственную от отца моего: подобного к подобному ведёт Бог.
Ж а в о р о н о к. И мой батька эту песенку поёт. Я тебе как в прочем, так и в этом подобен, что ты поешь Христа, всей твари Господа, а я Его же славлю, и в этом вся наша забава.
С о л о в е й. Хорошо, я совершенный твой друг, если в саду жить станешь.
Ж а в о р о н о к. А я искренний твой поклонник, если в степи жить станешь.
С о л о в е й. Ах, не волоки меня в степь: степь — мне смерть. Как ты в ней живешь?..
Ж а в о р о н о к. Ах, не волоки же меня в сад: сад — мне смерть, как ты в нём живешь?..
— Полно вам, братья, дурачиться,— молвил, неподалёку сидя, Дрозд.— Вижу, вы рождены к дружбе, но не смыслите в любви. Не ищи то, что тебе нравится, но то, что другу полезно: тогда и я готов быть третьим вашим другом.
Потом, всяк своим пением пропев, утвердили в Боге вечную дружбу.
М о р а л ь. Этими тремя птичками образуется добрая дружба. Дружбы нельзя ни выпросить, ни купить, ни силою вырвать. Любим тех, кого любить родились так, как едим то, что по природе, а у Бога для всякого дыхания всякая пища добрая, но не всем. И как нельзя коня с медведем, а собаку с волком припрячь к телеге, так нельзя, чтобы не оторвалось ветхое сукно, пришитое к свежему, а гнилая доска, приклеенная к новой. Непримиримое несогласие - между двумя людьми разных природ, а самая очевидная неприязнь между злым и добрым сердцем. Жаворонок с Дроздом и Соловьем дружить может, а с ястребом, нетопырем — не может. Если Бог разделил, тогда кто совокупит? Вот премудрая и предревняя пословица: «Подобного с подобным совокупляет Бог». Одна только непривычность жаворонку жить в саду, как и соловью в степи. Это у эллинов именовалось противострастием. А в прочем во всём между ними равноправная приязнь.
Не должно друга нудить к тому, что тебя веселит, а его мучит. Многие помянутой пословице противоречат, должно-де и врагов любить. Бесспорно, но дружба, как милостыня; многие степени окружают центр престола её. Для всех можешь быть доброжелателем, но не наперстником. Иначе благодетельствуем домашним и родственникам, иначе прихожим и странникам. Бог всем благодетель, но не для всех это Его слово: «Обрел Давида, мужа по сердцу моему», а только для тех, которые своё сердце, преобразив в божественную волю, обо всём с благодарностью веруют, надеются, любят Его и слышат: «Вы друзья Мои...» ( Иоанна 15:14).
Счастлив, кто хоть одну только тень доброй дружбы нажить удостоился. Нет ничего дороже, слаще и полезнее её. Великая Русь просвещённо поговаривает: «В поле пшеница годом родится, а добрый человек всегда пригодится». «Где был?» —«У друга». «Что пил?» — «Воду, лучше неприятельского мёду». Бытует и в Малороссии пословица: «Не имей сто рублей, но имей сто друзей». Но не достоин дружеской любви превозносящий что-либо выше дружбы и не положивший её последней целью и пристанищем всех своих дел и желаний. Соловей преславное своё имя уступает другу добровольно. Сладка вода с другом, славна с ним и безимянность. Катон сказал: «Пропал тот день, что без пользы прошел». Но Траян яснее сказал: «О друзья, погиб мой день — никому я не услужил».
Всякой власти, званию, чину, состоянию, ремеслу, наукам начало и конец — дружба, которая есть основание, союз и венец общества. Она создала небо и землю, сохраняя мир миров в красоте, чине и мире. «Бог есть любовь...»
А кто пленился ею, тот выше законов гражданских, самим Богом управляется. «Всяк, кто в Нём пребывает, не согрешает...» (I Иоанна 3:6). «Праведнику закон не положен, но беззаконным» (I Тимофею 1: 9).
Не надобно проводить трубами воду туда, где пробиваются выходы чистейшей воды в источнике — отца и главы всех потоков. «Перед своим Господом стоит он или падает» (К римлянам 14:4).
К этой главе нас возводит должность богословия, одна из трех главнейших наук, содержащих в благоденствии жительство. Такие учителя именуются в Европе doctores.
Единственный их предмет - человек. Медицина врачует тело; юриспруденция страхом держит каждого у должности, а богословие из рабов делает сынами и друзьями Божиими, вливая в сердце их охоту свободную к тому, к чему гражданские законы силою волокут. «Уже ты не раб, но сын...» (К галатам гл. 4). Чем больше таковых в жительстве, тем оно счастливее, и не напрасно есть пословица: «Доброе братство лучше богатства».
А что сказано о дружбе, то же разумеется и о состоянии. Как состоянию, так и его обладателю верный вождь природа; счастлив последующий такому пастырю. Впрочем, как помянутые птички образуют верного, избранного по природе, то есть по Богу, друга, так друг есть фигура и образ священной Библии. Взгляни на гл. 6, стих 14 Сираха. Читай их далее и понимай, что Христос всех тех слов цель. Он есть премудрость Божия, глаголящая к нам: «Вы друзья мои... Се мать моя и братья...» (От Марка, гл. 3).
А как творящие волю Божию суть мать и братья Христовы, так и взаимно им Библия. Взгляни на конец 14 гл. и на начало 15 Сираха. Точно о Библии речь: «Вырастит его, как мать...»
Скажи мне, кто такой друг? Слуга и доброжелатель. Какая ж лучшая услуга, как привести к ведению Божию? Всё есть ложь, то есть непостоянное и нетвёрдое, кроме Бога. Но Библия учит о Боге: «Я на сие родился... чтоб свидетельствовать истину» (От Иоанна 18:37). «Слово Твое истина есть» (От Иоанна гл. 17). Вся наша жизнь в руке Божией; это значит врожденное нам предписание пищи, состояния, дружбы... Самое маленькое дело без Его руководства неудачное. «Без Меня не можете ничего...» Кто знает Бога, тот знает план и путь жития своего. Что есть житие? Всех дел и движений твоих сноп. Видишь, что познавший Бога всё свое разумеет. Вот для чего сказано: «Друг верный — покров крепкий...»
Ничему нас Библия не учит, кроме богознания, но этим самым всему учит. И как имеющий очи всё видит, так чувствующий Бога всё разумеет и всё имеет —всё, что для себя. И если черепаха крыльев не имеет, какая нужда? Они для птицы нужны. Не в том совершенная премудрость, чтоб весь мир перезнать. Кто может это? А невозможное и ненужное есть то же самое. Но если всё знаешь, что тебе надобно, это означает совершенную мудрость. Пересмотрев все планеты и приобрёв все миры, не имея и не зная то, что для тебя, и скудный в знании, и не довольный, так как, перевидав все дороги, но не увидав твою, ничего не знаешь, и не имеешь, и не весёлый. Да и как быть можешь весёлым, лишенный для тебя нужного? Как иметь станешь, не сыскав? А как сыщешь, не узнав? Как узнаешь, лишенный сладчайшего и всевожделеннейшего твоего руководителя — света Божиего? Старинная пословица: «Охота пуще неволи». Злая охота побуждает злодея к ужасным предприятиям. Но не менее сильна и святая охота. Охота, любовь, огонь, свет, пламень, экстаз - одно и то же, «Бог есть любовь...»
Она распалила и устремила апостольские, пророческие и мученические сердца на лютые страдания, а пустынников и постников разожгла и оживляла для скорбных подвигов. Об этом просвещающем и распаляющем, но не опаляющем огне напоминает Соломон в Песне Песней:
Крепка, как смерть, любовь,
Жестока, как ад, ревность,
Крылья ее — крылья огня;
Углие огненное — пламя ее (гл. 8).
Божественный кураж просвещал тьму их, согревал отчаяние, прохлаждал зной, услаждал горести, а без этого всякое счастье несчастное. Итак, Библия - наш верховнейший друг и ближний, приводя нас к тому, что есть единое дражайшее и любезнейшее. Она для нас предками нашими оставленный завет, хранящий сокровище боговедения. Боговедение, вера, страх Божий, премудрость - это то же самое. Вот истинная премудрость. Она друзей Божиих и пророков готовит (Премудрости Соломона, гл. 4).
«Её возлюбил и поискал от юности моей». «Она благолепнее солнца». «Проницающая, как утро, светлая, как луна, избранная как солнце». «Труды её суть добродетели: ибо целомудрию и разуму учит, правде и мужеству, их же потребнее нет в житии людям» (Песнь Песней и Премудрости Соломона, гл. 7 и гл. 8).
|