Слово на Третье Воскресение перед Великим Постом (Матф.20:1-16)
Некий хозяин дома рано утром пошел на торжище нанимать работников в свой виноградник. Первым работникам, нанятым на работу, он предложил плату в один динарий, и те с радостью согласились, ведь за один динарий в то время можно было купить целую овцу! А так как рабочих рук не хватало, хозяин виноградника выходил за работниками еще трижды: в шестой, девятый и одиннадцатый час. С ними он уже не договаривался о конкретной сумме оплаты, а лишь сказал: «что следовать будет, дам вам» (Мф. 20:4). И те с радостью согласились. Последних работников хозяин нанял в 11 часов. В современном исчисление времени - ближе к вечеру.
Когда закончился день, работники пришли получать зарплату. Несмотря на то, что люди, нанятые первыми, проработали целый день, а нанятые последними – только час, хозяин заплатил всем одинаковую плату – по одному динарию.
Нанятые первыми, сильно возмутились. Но не потому, что получили мало, они получили очень хорошую плату, а потому, что позавидовали последним: «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенёсшими тягость дня и зной».
Хозяин же дома, ответил одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своём делать, что хочу?
После притчи Иисус Христос обращается к своим ученикам: Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных. (Матф.20:1-16).
Что же означает сия притча, и какой урок мы должны извлечь из нее?
Под виноградником, как сказал сам Христос, должно понимать Царство Небесное. Словосочетание «Царство Божие» употребляется в Евангелиях в разных, но схожих смыслах. Ориген считал, что под виноградником нужно понимать Церковь Христову. А Иоанн Златоуст – христианскую жизнь, жизнь по заповедям Божьим. Но, собственно говоря, это практически одно и тоже.
Хозяин виноградника – это сам Иисус Христос, который призывает людей стать Его работниками на Божьей ниве.
Работники же, призванные на работу в разное время, это те, которые по Божьей милости, в разное время удостоились чести стать христианами.
Одних он призывает в Свой виноградник рано утром, то есть в совсем юном возрасте.
Других в шестом и девятом часу, то есть в молодости и в зрелом возрасте.
Третьих Бог призывает в Свой виноградник в одиннадцатом часу, то есть незадолго до смерти. Это те люди, которые жизнь прожили без Бога, и только в конце земного пути покаялись по милости Божьей и приняли Христа..
Но и они удостоятся той же самой награды - Царства Небесного, что и те, которые всю свою жизнь терпели скорби и гонения за свою веру, следовали за Христом, старались исполнять Его заповеди.
К таким людям, призванным последними, можно отнести распятого по правую руку от Христа разбойника. Он, как мы знаем, покаялся и уверовал во Христа лишь перед смертью.
Всю жизнь этот человек поступал против Божьих заповедей – грабил, воровал и убивал людей.
Но когда, умирая на Кресте, обратился к Господу с покаянной просьбой: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лук.23:42), тотчас услышал от Иисуса Христа слова: «истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лук.23:43).
Всего несколько часов в этой жизни ему было суждено побыть христианином, работником Божьего виноградника. Он не успел совершить ни одного доброго дела, за исключением искреннего раскаяния, если только это можно назвать добрым делом. Но даже этого «малого» оказалось достаточно, чтобы удостоить разбойника Царства Небесного, что говорит о необычайной милости Бога к нам грешникам.
Другой, противоположный, пример – святой апостол Павел.
Хотя Христос призвал апостола Павла уже в зрелом возрасте, Богу было угодно, чтобы после этого Павел еще тридцать лет совершал христианский труд, прежде чем был взят на небеса.
Павел было обращен Христом к вере в 34 году, а принял мученическую смерть в Риме – в 64 году.
Какой тяжелейший путь испытаний прошел Павел, прежде чем удостоился Царства Небесного мы хорошо знаем из Писания.
Как пишет сам апостол во 2 Послании к Коринфянам, за проповедь Евангелия он постоянно страдал: много раз был в ранах, в темницах, при смерти, в опасных путешествиях, в опасностях от разбойников. Пять раз по сорок ударов его били палками.
«Много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2Кор.11:26,27).
Апостол Павел мог бы сказать, подобно работникам, потрудившимся больше других в винограднике: Господи! Разве справедливо, что разбойник, который ничего не сделал для Тебя, а только покаялся, уже блаженствует с Тобою на небесах, а я, все еще на земле терплю страдания за Тебя, все еще не получил награды от тебя – Царства Небесного.
Но нет, апостол Павел так не думает, напротив, несмотря на то, что он больше других христиан потрудился ради Царства Божьего, он пишет своим ученикам с великим смирением: «Братия, я не почитаю себя достигшим», «но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Фил.3: 13,12).
Апостол не считает себя достойным Царства Божия, не требует от Бога никакой награды, не считает себя лучше других верующих, но напротив, говорит, что Он еще не достоин Царства Небесного.
Братья и сестры.
Чему хочет научить нас Иисус Христос сегодняшней притчей?
Во-первых, мы никогда не должны думать о себе, что кто-то менее достоин награды, чем мы, потому что позже нас уверовал, позже нас стал жить христианской жизнью, позже нас стал ходить в церковь.
Мы не должны своими духовными успехами или христианскими трудами превозноситься перед другими христианами, и тем более ожидать от Бога награды за них. Напротив, Христос говорит: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лук.17:10).
Зная, что Господь милует и вводит в Свое Царство даже тех, которые ничего доброго в своей жизни не сделали, а лишь успели покаяться перед смертью, мы должны умиляться той великой и незаслуженной любви Бога ко всем нам, грешникам.
Если же мы будем почитать себя лучше других, да еще подсчитывать свои заслуги перед Богом, мы рискуем потерять и то, что имеем. Об этом Христос предупреждает нас в конце притчи«Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных» (Матф.20:1-16).
Второе. Царство Божие не является ни платой за наши дела, ни вознаграждением за нашу веру. Царство Божие – это исключительно дар Божий.
Никакими, даже самыми выдающимися делами, и даже самой великой верой, мы не в силах заработать бесценный дар вечной жизни. Ценность их несоизмерима. К тому же, как говорит Писание «вся наша праведность как запачканная одежда».
Спасает нас не дела, и не вера, а только Бог. И спасает нас исключительно по Своей милости.
Это не мы Ему оказали честь, что стали христианами, стали работниками Его виноградника. Это Он оказал нам великую милость, что привлек к Себе, что вложил в нас веру, что привел в церковь, что избрал нас своими работниками.
Иисус Христос говорит нам: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Иоан.15:16).
Только хозяин дома избирает для Своего виноградника работников, только Бог избирает Себе верных для Царствия Божьего.
Другими словами, наше спасение находится всецело в Его руках. «Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. (Рим.9:16)
Будем благодарить Бога, за то, что мы оказались в числе Его работников, в числе Его овец, в числе Его детей, которым Он уготовил Свое вечное Царство.
Будем ли мы, удостоившись великой чести стать Его чадами и наследниками вечного Царства, еще требовать при этом какой-то награды за исполнение Его заповедей?
«Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился». – пишет апостол Павел. Но если это так, если спасение это дар Божий, и мы не можем хвалиться нашими делами, как причиною нашего спасения, то может быть нам и не нужно творить добрые дела, бороться со грехами, стремиться к святости?
Нет, это невозможно, говорит Писание. Коль Бог милостиво призвал нас в Свой виноградник и намерен дать нам вечное Царство, мы должны теперь не покладая рук трудиться во славу Божью, творить добрые дела, повиноваться заповедям, стремиться к христианской святости. Бог избрал нас для этой цели. Это наше предназначение: «Ибо мы - Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:8-10).
Если же мы покажем себя как нерадивые работники и продолжим жить во грехах, Бог изгонит нас из Своего виноградника, на что прямо указывает евангельская притча о талантах
Ленивого и неверного раба ждет печальная участь: «итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит»! (Матф.25:28-30).
Я хочу подытожить то, что было сказано прежде. Никогда не будем допускать мысли, что мы уже потрудились лучше и больше других христиан, и что достойны большей награды от Бога, чем прочие христиане, и вообще ожидать какой-то награды.
Напротив, будем держаться мысли, что мы еще только в самом начале христианского пути, что еще ничего не достигли, а как говорит апостол Павел, лишь имеем желание достичь того, к чему призвал нас Господь.
Будем всегда помнить, что не мы избрали Христа, а Он, по великой милости избрал нас и привел в свой виноградник, что бы мы стали Его работниками, и хочет дать в наследие Свое вечное Царство. Будем радоваться этому, и будем благодарить Господу за эту незаслуженную милость к нам.
Как избранные Божие, которым даны прекрасные обетования относительно вечности, мы не должны полагать, что в нашей жизни все может оставаться по-прежнему, что мы можем быть и плохими работниками, поскольку уже причислены к избранным. Будем помнить о том, что хозяин, в конце – концов, изгнал ленивого и нерадивого раба.
Мы обретем вечное жительство с Богом, если только начатую жизнь во Христе сохраним до конца (Евр.3:14), если будем стремиться исполнить свое предназначение, определенное Богом. Поэтому мы должны быть хорошими работниками в Божьем винограднике. У нас, пока мы живем на земле, есть ясное предназначение – жить как Христос, быть светом и солью в этом мире, преодолевать искушения, творить дела милосердия и любви, стремиться к христианской святости.
Это прекрасные цели. Это намного лучше, чем собирать виноград. Будем благодарны Богу за наше избрание.
Soli Deo Gloria!
Ему Одному Слава!
священник Сергей Смирных
Англиканская Церковь в Воронеже
Сергей Смирных,
Воронеж, Россия
Сергей Вячеславович Смирных - христианский публицист, прозаик, поэт. Родился 18 сентября 1964 года в семье учителей. Окончил медицинский институт, магистратуру по православной теологии. Работал врачом хирургического стационара, преподавателем университета, был главным редактором христианской газеты. Автор трех книг, сборника стихов, рассказов и эссе, дипломант нескольких литературных конкурсов. Член Союза Писателей Северной Америки. Живет и работает в Воронеже.
Прочитано 2963 раза. Голосов 3. Средняя оценка: 3.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности