"Бог один или триединый Бог?" – такой или подобный вопрос очень часто задают нам, христианам, представители других монотеистических религий. И мы вынуждены давать на него ответ; но как ответить?
На тему о Боге – о триедином Боге написано много книг: написан труд Августина Аврелия, книги Григория Богослова, Иоанна Златоуста, и Иоанна Дамаскина, написаны книги современных богословов – очень много книг. Но смог ли кто из вас, братья и сестры во Христе, читая эти книги, найти ответ, поданный в простой и логичной форме? Разве можно использовать те многосложные для понимания труды в краткой беседе с мусульманином или иудеем? Нет. Да и авторы – это для нас они авторитетны и достойны того, чтобы потратить дни, месяцы на изучение их трудов, а для тех же иудеев их имена ни о чем не говорят.
Вот и получается, написано много, изучено нами много, а чтобы так, в двух-трех фразах, нечего сказать. Нечего, потому что вопросы эти рассматривались с позиции теологии, точнее триадологии, а не с позиции общения двух простых человек.
О Боге одном или Едином
Как-то в письме мне задали вопрос: "Я слушал радиопередачу из Тегерана. Сегодня был антихристианский текст против Троицы. Аллах, не один из трех; заблуждаются те, кто так думает, и пойдут они в ад. В общем, я задумался над этим. Мне кажется, что мы можем говорить о единстве Бога, а всякие количественные характеристики к Нему неприменимы?".
Как смог, я ответил тому человеку.
Тема Троицы очень часто поднимается, когда мы, христиане, общаемся с мусульманами, или с иудеями, или со свидетелями Иеговы, да и с некоторыми из христиан, например, с пятидесятниками-единственниками. И, как правило, выяснение заканчивается спором, а то и ссорой. Хотя, если разобраться, речь в таких спорах сводится не к тому, один Бог или три. Все – и иудеи, и христиане, и мусульмане говорят: Бог один. Разногласия начинаются на уровне взаимоотношений Бога с Его творением – с людьми.
Кратко напомню учения о Боге и о Его единстве в трех основных монотеистических религиях.
Мусульмане считают, что Бог один и что Он может проявлять Себя по отношению к своему творению, как Творец сущего, чьей волей поддерживается это сущее. Проявляет Себя, как Бог беспредельный, непознаваемый и ПРЕБЫВАЮЩИЙ ВНЕ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ. Такое понимание Бога в некоторой степени похоже на христианское понятие: Отец. Иногда Бог (Аллах) сообщает Свою волю Ангелам, или избранным Своим пророкам. Роль же человека сводится лишь к послушанию Богу.
Иудеи, так же, как и Мусульмане, говорят: Бог один. Но их понимание взаимоотношений Бога с человеками шире, чем у Мусульман. Они учат еще и о помазании Божием: о таком состоянии человека, когда Дух Божий может нисходить, являть Себя, хотя и не явно среди своего Народа. Бог может нисходить на пророков и даже входить в них в виде особого духовного помазания (у Мусульман, насколько я знаю, голос Божий пророки слышат только "извне"). Таким образом, у иудеев Бог (Всемогущий) проявляет Себя уже не только как Творец и Вседержитель, пребывающий вне Своего творения, но и КАК БОГ, ПРЕБЫВАЮЩИЙ СРЕДИ СВОЕГО ТВОРЕНИЯ. Это близко Христианскому понятию: Дух Святой. Дух, пребывающий, как Бог, который может снисходить и пребывать над Ковчегом Завета. Беспредельный Бог может ради взаимодействия с человеком проявить Себя в ограниченном пространстве и времени – среди Своего Народа.
Мы, христиане, тоже говорим: Бог один. Но по нашему учению Господь Бог может взаимодействовать с людьми не только на уровне, о каком говорят мусульмане и иудеи, но еще глубже, еще ближе. По Христианскому учению, ради воплощения Своего замысла при сотворении человека, ради того, чтобы человек мог пребывать в Божьей любви и, освящаясь, все более и более уподобляться Ему, Беспредельный и Всемогущий Бог Вседержитель не только низвел Себя к пребыванию, к проявлению среди Своего творения (что признают и Иудеи), но в определенный момент времени СТАЛ ПОДОБНЫМ ОДНОМУ ИЗ СВОИХ ТВОРЕНИЙ – стал подобным Человеку. Чтобы через это воплощение открыться нам, уверовавшим во Христа Иисуса, Своей Божственной сущностью: Сын.
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. (Иоан.1:1-14)
Не стану здесь упоминать о роли каждой ипостаси Единого Бога в творении и в поддержании сущего – это другая тема.
Как видите, спор: один Бог или единый Бог – свелся уже к тому, ЧТО МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СЕБЕ ГОСПОДЬ БОГ, на каком уровне, и в какой форме Он может взаимодействовать со Своим творением, общаться с нами, людьми в целом и с каждым человеком персонально.
Вот такой ответ я дал на то письмо; хотя, из-за краткости эпистолярного жанра и не совсем корректный с теологической точки зрения.
* * * * *
В ответ на мое письмо адресат задал еще вопрос: "Я слышал, что на одной из мечетей на Храмовой горе написано, что Бог ненавидит Израиль. О каком одном Боге с мусульманами тогда можно говорить?".
Думаю, что можно и даже нужно говорить, что у иудеев, и у мусульман, и у христиан один Бог. Но говорить, учитывая особенности религиозного воспитания иудеев и мусульман. Ибо разговаривать о Боге, безусловно, будет сложно даже с доброжелательно настроенными собеседниками, потому что первое, что внушается всем: и христианам, и иудеям, и мусульманам – это мысль, что их учение – истина в последней инстанции. Согласитесь, если кого уже научили, что именно он носитель и хранитель абсолютной истины о Боге, то какой разговор будет с таким человеком? Он снизойдет в общении с вами, лишь как учитель, но никогда не будет считать вас равнозначным собеседником, и тем более, не захочет чему-либо научиться у вас. Максимум, чего вы добьетесь в споре-диалоге, даже если и предъявите убедительнейшие и неоспоримые аргументы – ваш оппонент согласится, что еще недостаточно компетентен в учении СВОЕЙ веры. Поэтому поставьте перед собой задачу найти сходство во взглядах, а не различие, и лишь потом, если духом своим почувствуете, что собеседник готов расширить диалог и это не обидит его веры, переходите к теме степени взаимоотношений Бога с человеком.
Погребняк Н. 2012
Комментарий автора: "Бог один или триединый Бог?" – такой или подобный вопрос очень часто задают нам, христианам, представители других монотеистических религий, причем задают с эдакой подковыркой. И мы вынуждены давать на него ответ; но как ответить?
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 3049 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Суть Триединства Бога открывается через отношение как природу Бога, и по образу которой человек сотворен подобным Богу. Для меня суть этого отношения - доверие, что открывает в себе и другие понятия и наиболее полно всего писания и личной жизни, в последствии.
Ко всякому познанию надо усвоить такую Истину - целесообразность. Как в одном ветхозаветнем стихе говорится, как оправдание перед Богом, что не влезал я в то, что выше меня. А именно в то, что не нужно для счастья и не только в то что выше, но и в вообще бесполезное. Много ли Адаму нужно было знать в раю? Это критерий к правильному движению в познании Бога.
Поэтому доказывать что-либо о Триединстве просто не имеет под собой благой причины. Рассказать то можно, но пусть будет между нами по слову апостола "да-да" и "нет-нет".
Подробнее в моих первых 4-х статьях. Отдельной темы по целесообразности ещё не написал: пока она скользит в контексте. Комментарий автора: Если кто говорит: "Богат я духом, довольно с меня и того, что приобрел, больше не нужно", то он не христианин, а сосуд прелести диавола. (Преподобный Макарий Египетский)
Габор
2014-02-14 20:15:10
Исаия 37- 20 "И ныне, Господи Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один." В этом месте говорит Исаия о одном Боге т.е. небывалого другого Бога, но не делает акцент о "единного" Бога слово на иврите "Еход", что не означает абсюлютного единства.
"но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены, подчинился закону" - и как звучит на греческом переводе этот стих - "когда же пришла полнота времени, выслал Бог Сына Его, родившегося от женщины, родившегося под Законом." (Гал 4-4)
"...ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство" (1Тим 2-3..6)
"Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут" (Иак.2-19) Слово "един" на иврите " Еход"
Цитирую из статьи " Начало мудрости", которую я раньше опубликовал, чего вы и наверно не читаете -
"У нас, евреев есть популярное монотеистическое утверждение « Шема Исроел, Адонай, Елохену, Адонай Еход». Слово « Еход» означает « один». Именно на этом слове зиждется и основывается доктрина единства Иеговы, философия Иудаизма. Столетиями учили, что слово « Еход» означает абсолютное единство.
Я начал изучать слово « Еход» и обнаружил, что оно означало не абсолютное единство, а составное единство. Позвольте мне проиллюстрировать. Адам и Ева стали единой плотью; на иврите слово единая плоть – « босор еход» - составное единство. Моисей отправил 12 разведчиков в Ханаан, и они вернулись, неся виноградную ветвь (Числа 13). Это ветвь винограда называется на иврите Ешкол-Еход. С сотней виноградин на ветке она не может составлять абсолютное единство, но названа «одна гроздь», «ветвь». Злобность Вениаминтян проявилась при Гиахе, они презрели Иегову, Его имя и Его сущность (Судей 20). Другие племена были возмущены и « весь народ поднялся, как один». Вот на что я хочу обратить ваше внимание: в то время народ Израиля, кроме Вениаминитян составлял 400 000 воинов, и они были « связаны друг с другом воедино», (на иврите: Иш Еход). Здесь снова составное отрывки из Священного Писания убедительно показали, что « Еход» не может быть абсолютным единством."
В конце концов мы не должны убеждать Мусульмана и Иудея о триединстве, это открывает Бог Отец, как это и было сказано Петру Господом: "Он говорит им: "а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;" (Матф16-15)
Я на 100 уверен, что наши усилия бесполезны доказываться что-либо о спорных вопросах, ибо не то важно что мы говорим, а как мы живем:
От Матфея 5:16 "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.
1-е Петра 2:12 "и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
3:17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые;
К Ефесянам 2:10 "Ибо мы- Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
1-е Тимофею 5:25 "Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут." Комментарий автора: Спасибо, уважаемый Габор, за Ваш анализ понятий "один" и "единственный", используемых в древнееврейском оригинале Библии. Очень интересно было подробнее познакомиться с основаниями доктрины единства в Иудаизме.
Согласен с Вами и в том, что мы не должны навязывать иудеям или мусульманам свое понятие Троицы ибо истинно сказано: "Кому Бог откроет, тому откроется".
Я же в статье завел речь о Боге одном или Едином только лишь по той причине, что в быту христианам зачастую приходится отвечать на вопросы, касающиеся основ их веры. Если не ответишь на такие вопросы, то в глазах собеседника начинаешь выглядеть и ты сам и твоя вера довольно сомнительными. Если начнешь умствовать и богословствовать – скоро наскучишь собеседнику. Вот и приходится искать "золотую середину".
А отвечать вопрошавшим нужно не только своим поведением, но и словом. Как сказал Апостол: "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1Пет.3:15)".
Мир Вам!
Nikolae
2014-02-21 13:30:07
Да, диалог с иноверцами - дело архисложное. Может поэтому и не надо никого убеждать? Потому как лучше любых слов - дела. Когда наши дела и любовь к ближнему будут свидетельствовать о нас и нашей вере - не надо будет слов. Как у ранних христиан. Комментарий автора: Категорически согласен! Не надо никого убеждать. Но отвечать на вопросы все же иногда приходится. И, как я заметил, если диалог построен не по принципу поучения одного другим, а как обмен мнениями и духовным опытом, никто не остается в обиде. И, главное, потом каждый может без негативных эмоций подумать, обдумать слова собеседника. Если же диалог перетекает в спор, то лучше сразу же извиниться и прекратить спор из опасения, чтобы никто не остался в обиде: пусть лучше каждый останется при своем мнении.
Юрий
2016-01-13 12:28:02
"Бог ЕДИН есть", един на иврите СОЕДЕНЕННЫЙ - "СотворИМ по образу..." Комментарий автора: Спасибо! Интересная информация.