- «Движет меня
По дорогам событий,
Тянет, и душу и тело
В полёт.
Неутомимая жажда
Открытий
И ненасытность
Стремлений вперёд» - /О.Терминов - педагог г. Златоуст /
«Блажены нищие духом» - /Мт.5.3/. «Любознательность есть постоянная неудовлетворённость духа» - /Джереми Тейлор - религиозный английский писатель/.
Глагол «философео» означал «любить знания, быть любознательным, мудро рассуждать...», а существительное «философос» «образованный, просвещенный человек, ученый, любитель мудрости...».
Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»
Знания – это самое ценное достояние человека, которое добывается только усердным и личным трудом, - проверенный практикой результат познания действительности человечеством. Верное ее отражение в мышлении человека; обладание опытом и пониманием, которые являются правильными и в субъективном, и в объективном отношении. И на основании которых можно построить суждения и выводы, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание, которое можно рассматривать как инструмент организации деятельности на структурных различных уровнях организации людей.
Человек, обладая сознанием, отражает действительность, приобретает, знания о природе, обществе и самом себе. Полученные знания сами по себе не имеют самостоятельной ценности. Знание в основном тогда ценно, когда оно позволяет человеку правильно ориентироваться в мире, осуществляя свою жизнедеятельность в нем. Поэтому цель познания заключается в получении не любых знаний, а истинных, использование которых, при соблюдении ряда условий, приводит к верным результатам. Под истиной понимается такое знание, которое адекватно отражает в сознании человека явления и процессы действительности» - / «Новая грань»/.
«Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности» - /Сэмюэль Джонсон, Эдвард Фелпс/. Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим»-/Сократ/. «Итак, знай и разумей» - /Дан.9.25/. «Человеческое любознательность – интересная вещь, - вздохнул Пуаро, - не знаю, кто изобрёл его. Обычно любознательность ассоциируется с «кошкой», которую оно убило. Мальчик наблюдает, как пар поднимает крышку чайника, которую поставила кипятить его мать, в результате у нас есть паровозы, а также забастовки железнодорожников» - /Агата Кристи – мастер детективов/.
«Он (Екклесиаст) посвятил себя не только исследованию, а решил испытать, проникнуть в суть самого сокровенного – того, что требует тщательного применения разума, самого энергичного и постоянного труда. Хотя он был правителем, но заставил себя много трудиться: он не огорчался, сталкиваясь с трудностями, и отказывался от своей цели, не достигнув глубин. Царь делал это не для того, чтобы польстить своей гениальности, а чтобы сделать себя пригодным для служения Богу и своему поколению, чтобы исследовать, насколько обширность знаний поспособствуют утвержденности и спокойствию разума. Он не осуждал знания, как многие, из-за того, что не смогли овладеть ими и не желали прилагать усилия, чтобы стать учителями» - /Мэтью Генри/. «Это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём» - /Еккл.1.13/.
«Что побуждает повара создавать новые рецепты? Что вдохновляет исследователя пускаться в далёкие странствия? Что заставляет ребёнка задавать множество вопросов? Не что иное, как любознательность. А что можно сказать о вас? Привлекают ли вас новые идеи? Стараетесь ли вы найти ответы на волнующие вас вопросы? К примеру, интересует, ли вас как появилась жизнь? Откуда мы? Существует ли Бог? Подобные вопрос большинство из нас задают с самого детства. Движимые любопытством, мы хотим знать, что, как и почему. Поэтому любознательность – ценное качество. Как, по-вашему, что такое любознательность? Взгляните на корни: «любо» и «знать». То есть любить знание, любить получать знание. Любознательность – это желание узнавать новое, - не синоним любопытству, синоним знаний, а знания - всепобеждающая сила, человек – это человек склонный к приобретению новых знаний. Он очень пытливый, старается познать новое, обычное и необычное, расширить свой кругозор, путем изучения доступных ему материалов, из различных источников информации. Такие люди, как правило - прогрессивны и успешны в жизни и бизнесе, вот поэтому, любознательно – это не порок, любознательным быть - это полезно, нужно.
«Заметьте, разумные ищут, знания и прилагают ухо и сердце в стремлении к нему. Их ухо внимательно к средствам знания, а их сердце добавляет веру ко всему, что они слышат, и правильно использует. Разумный не считает, что имеет достаточно благоразумия, а видит, что нуждается в большем; и чем благоразумнее человек, тем он любознательнее и больше стремится к знанию, к познанию Бога, своего долга и пути на небеса, ибо это наилучшее знание. Кто благоразумно ищет знания, тот, несомненно, обретёт его, ибо Бог никогда не говорил: «Ищите Меня напрасно», а: «Ищите, и найдёте»-/Мт.7.7/. Если ухо ищет знания, то сердце получит его, сохранит и обогатится им. Мы должны получать знания не только для головы, но и для сердца, получать от него благоухание и наслаждение, применять то, что мы знаем, к себе и познавать его силу и влияние» - /Мэтью Генри/.
Однако любознательность иногда приводит к трудностям и даже имеет печальные последствия. Осторожность и благоразумие. Многим из нас известна пословица: «Любопытство до добра не доведёт». Как видно, любопытство бывает опасным. Например, из любопытства ребёнок может дотронуться до горячей плиты, и сильно обжечься. С другой стороны, присущая нам любознательность может пробудить в нас стремление к приобретению новых знаний и желание постичь окружающий мир. Но разумно ли интересоваться буквально всем, что возбуждает наше любопытство? Очевидно, что не всякое знание полезно. Хотя некоторые знания не причиняют непосредственного вреда, от них нет никакой пользы. Например, зачем быть в курсе личной жизни кинозвёзд и других знаменитостей? Для большинства из нас быть экспертами в этих вопросах совсем не полезно. В то же время любознательность побуждает совершать открытия».
«Любознательность присуща – говорит Жан-Жак Руссо – гениальным личностям. Многие признанные гении обладали этой чертой. Развитие любознательности, важно каждому из нас. Есть несколько причин, которые доказывают это». Любознательность повышает умственные способности. Разум любознательного человека находится всегда в активном состоянии, человек постоянно задает вопросы и находит на них ответы. Чем чаще люди используют свой разум, тем гибче и лучше он начинает работать. Любознательность позволяет замечать новые идеи. При отсутствии любознательности свежая идея, даже находящаяся перед человеком не распознается его разумом. По этой причине множество отличных идей остались незамеченными. Любознательность помогает открыть новые возможности и увидеть новые грани, которые обычно незаметны. Только пытливый ум может заметить это, повышает интерес к жизни. Любознательный человек не может жить скучной жизнью. Всегда есть что-то интересное, достойное внимания и изучения, - это качество ума возникает, как потребность узнать то, что ещё неизвестно, понять то новое, необычное, что встретилось сейчас.
Любознательность, пытливость ума и любовь к знаниям сообщают окружающим о потребности болезни дислексика христиан. «Дислексия - (от dis - нарушение и греч. lexsikos - касающийся слова, речи) - комплексное нарушение чтения и письма (письменной речи) у человека с нормальным интеллектом при нормальных социокультурных условиях развития. Нарушение способности читать, часто возникающее в результате генетического дефекта или повреждения мозга» - /Словарь Вебстера/. Кто не любит читать тот в определённом смысле «больной» т.е. болезнь – лень. У многих даже так называемых христиан проявляется такая болезнь дислексия, когда духовные книги лежат на полке и пылятся, сами не читают и другим не дают, и происходит нарушения речи, т.е. становятся невеждами в духовных вопросах. Не зная, что написано: «Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдёшь его» - /Еккл.11.1/.
Узнать больше и лучше окружающий мир. Любознательность - это высший уровень развития потребности в информации, свойственный только человеку, как постоянное стремление к новому, как желание узнать это новое, вскрыть разные стороны наблюдаемых жизненных явлений не характерны для дислексика, которого не удовлетворяют старые трафаретные объяснения, механические способы запоминания или действия.
Высоким уровнем психического развития дислексика является его духовность уравновешенная позитивной душевностью. Оно должно быть только вектором возвышения дислексика, которое должно ещё проходить через «фильтры» нравственности. Духовное начало в психике дислексика - это основание его пытливости ума, стремления заглянуть внутрь объекта, выяснить его устройство. Эти черты психики дислексика дают ему масштаб, кругозор, стремление к новому и неизвестному в познании не только окружающего мира, но и самого себя.
Любознательность не является врожденным свойством, она приобретается и развивается у человека в процессе его теоретической и практической деятельности. Стремление к приобретению всё новых знаний. Он с детства отличался любознательностью. Живой интерес по всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления: «Развитие любознательности и интереса как проявление познавательной активности у человека». Попытаться направить любознательность в нужное русло, чтобы ежедневно увеличивать объем новой информации, Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать культурными основополагающими формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
«Стремятся изо всех», «стремящиеся» - что означают эти слова? О греческом глаголе, от которого они образованы, в «Толковом словаре слов Библии Вайна» говорится: «Этот глагол подразумевает энергичные действия». А о стихе в целом библеист Генрих Майер писал: «Так описывается страстное, упорное стремление к грядущему Мессианскому царству, готовность прилагать любые усилия. Спокойное ожидание сменилось горячим и напряжённым интересом к царству. Подобно странствующему купцу, те немногие люди быстро распознали истинное сокровище и охотно оставили ради Царства всё, что имели - /Мт.19.27,28; Фил.3.8/. «Когда требуется непосредственное впечатление, я как аквалангист, стараюсь погрузиться в глубины детства, - глубины познаний, - вызвать найти их, эти знания. Но когда начинаю взрослеть я уже совершенство познаний с присущим мне жизненным духовным опытом» - /Л.Токмаков – художник/. Любознательность – это черта характера, которая очень важна как для детей, так и для взрослых. Именно это качество помогло многим ученым сделать гениальные открытия, которыми мы пользуемся до сих пор.
К сожалению, многие взрослые если и были любознательными в детстве, то, повзрослев, они ее утрачивают. Конечно, физиологическую роль в этом нельзя отрицать. При этом вина людей в утрате личного интереса ко всему новому. Часто это происходит после окончания университета или даже школы, так как вроде как больше нет особой необходимости в том, чтобы что-то узнавать, изучать, интересоваться. Психологи говорят – если любознательность умирает, значит, это старость пришла. А американские ученые утверждают, что общая черта у всех долгожителей нашей планеты, это множество разных хобби, увлечений и легкое отношение к жизни.
Толковый словарь русского языка Ушакова: Любознательность – внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности» - /словарь по общественным наукам Глоссарий/.
Если жизнь вам наскучила и вам нужен свежий взгляд на решение проблемы, то вам совет настоятельно рекомендую завести такую привычку, как любознательность, которая развивает наши умственные способности в благородном направлении и служит целям христианства, изучения дел Божьих с целью познания Его и укрепления нашей веры в Бога.
Вы еще не успеете даже осознать её окончательно, как у вас появится вдохновение и мотивация генерировать новые идеи, проекты и способы решения проблем! «Чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его. И просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда познания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» - /Еф.1.17-18/. Господь есть Бог познания, спасительное здравое познание может, исходит только от Него, поэтому мы должны обращаться к Нему, через Слово Божье как светильнику.
Источники: Библия. Мэтью Генри - английский толкователь Библии 1662-1714/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности