«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас» (Исх.19,4)
Мы хотим вместе с читателем рассмотреть благодать Бога на страницах Ветхого Завета. Мы верим, что это послужит для нашей пользы, так как всё, что происходило тогда, оставлено «нам в НАСТАВЛЕНИЕ» (Рим.15,4). Бог любит Свой непослушный народ и Свою любовь демонстрирует через благодать! То, что «благодать и истина произошли [явились] чрез Иисуса Христа» (Иоан.1,17), не означает, однако, что до Его прихода на землю Бог не проявлял к людям благодати. Скорее, эти слова открывают необъятность Его благодати, данной теперь уже не только Его земному народу (отвергшему её), но и всем людям земли в равной мере!
Весь земной путь израильского народа – это бесконечная к ним милость и благодать Бога! Сколько раз Бог должен был бы уничтожить этот упрямый, непослушный народ (Исх.32,10; 33,5; Числ.14,11.12; 16,21; Втор.9,14)! Но каждый раз Его благодать находила путь и средства для устранения конфликта и проявления милости! Бог действительно
НОСИЛ их!
Дорогие братья и сёстры! А разве мы (христиане) заслужили благодать и милость Бога? Не являемся ли и мы часто такими же упрямыми и своевольными, как некогда Его земной народ? Сколько послушания Его Слову Он находит сегодня в каждом сердце? Сколько видит Его всевидящее око в нас верности? Чем «платим» мы Его нежным рукам, носящим и нас так же?
Разве Бог не выразил для христиан определённых требований (заповедей), разве не оставил инструкций для нашей жизни? Почему же происходит сегодня так, как это было некогда в Израиле: «Каждый делал то, что ему КАЗАЛОСЬ справедливым» (Суд.17,6; 21,25), о чём красноречиво свидетельствуют существующие в христианстве разделения?!
«Не отлучался столп облачный днём и столп огненный ночью от лица народа» (Исх.13,22)
Бог был постоянно (и днём, и ночью) со Своим народом! Сколько нежной божественной заботы просматривается в этом небольшом выражении: «Не отлучался»! Бог непрерывно наблюдал за Своим любимым народом, как бы «парил» над ним – даже тогда, когда люди спали (ночью): «Не дремлет и НЕ СПИТ хранящий Израиля» (Пс.121[120],4); «любовью
ВЕЧНОЮ Я возлюбил тебя и ПОТОМУ простёр к тебе благоволение» (Иер.31,1-3); «Я возлюбил вас, говорит Господь» (Мал.1,2)! Покровительство и симпатии Бога были постоянно (и днём, и ночью) распростёрты над Его любимым народом!
Та же благодать сопровождает и христиан сегодня! Если этот «столп» благодатного божественного присутствия и не виден физическому взору, всё же он настолько реален – стоит нам лишь пожелать заметить следы этой благодати в своей жизни! «Се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матф.28,20) – пообещал Господь Иисус. Если мы видим эти следы (Его заботу) в своей жизни, то имеем благодарное и благоговейное сердце перед Богом. Это отражается также и на нашем хождении. Но если мы не придаём значения божественному покровительству и заботе (даже Его присутствию), то относимся с пренебрежением и к самому Богу!
Ценим ли мы с тобой всё то, что сделал и делает ежедневно для нас Бог? Помним ли мы о том, что Его око – всегда над нами (Пс.32[31],8)? Ходим ли постоянно в осознании Его присутствия? Дорожим ли этой благодатью?
«И дал Господь милость народу (Своему) в глазах Египтян» (Исх.11,3)
Все отношения Бога с людьми (с самого сотворения) построены только на милости! Если бы это люди понимали и помнили! Бог знал о том, что человек не послушает Его и предпочтёт Его словам ложь сатаны (Быт.3).
И, однако, это не стало препятствием для Его творчества! Напротив, Он имеет план искупления, создания нового творения «по Богу, в праведности и святости ИСТИНЫ» (Еф.4,24; ср. 2,10 и 1,4). Какая чудная беспрецедентная милость!
Милость – это незаслуженное благорасположение или благодеяние. Израильский народ, историю которого мы вспоминаем на наших страницах, действительно неоднократно получал от Бога такие, ими незаслуженные, почести. Новый Завет показывает нам причину такого к ним отношения Бога: «Возлюбленные Божьи ради отцов. Ибо дары и призвание Божье непреложны» (Рим.11,28.29).
Именно Бог ДАВАЛ «милость народу (Своему)» в глазах других людей! Он управлял сердцами и помышлениями, располагая или ожесточая их! Об этом следует помнить и нам, христианам. «Ибо всё – из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Рим.11,36)! Когда народ Израиля забывал о милости к ним Сущего, то отворачивался от Него к различным идолам. Вместо благодарности и поклонения живому Сущему Богу, они поворачивали Ему свою спину: «Они оборотились ко Мне спиною, а не лицом; и когда Я УЧИЛ их, с раннего утра УЧИЛ, они не хотели принять наставления, и в доме, над которым наречено имя Моё, поставили МЕРЗОСТИ свои, оскверняя его» (Иер.32,33.34).
Нам (христианам) нельзя пропустить мимо сердца эти важные уроки и все последствия такого отношения к Богу: «А народ Мой оставил Меня… Как восточным ветром развею их пред лицом врага; спиною, а не лицом ОБРАЩУСЬ К НИМ в день бедствия их» (Иер.18,15.17).
«По чему узнать, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих?» (Исх.33,16)
В Ветхом Завете благодать представлена в словах «милость», «умилостивление», «благоволение» или «благость». Все эти слова подразумевают незаслуженное получение каких-то благ. Несмотря на то, что люди пообещали Богу исполнить, но НЕ ИСПОЛНИЛИ всё то, что Он им завещал (Исх.19,8; 24,3.7), всё же (в Своей милости!) Он продолжал НЕСТИ их на Своих руках, пока не исполнил им всех Своих обещаний – Бог остался верным Своим обещаниям на фоне неверности народа (2Тим.3,13)!
Моисей хорошо понимал, что в своём заступничестве за народ он может рассчитывать только лишь на «благоволение» к ним Бога! Люди (сами по себе) не заслужили того, чего ожидали и хотели: «По чему УЗНАТЬ, что я и народ Твой обрели благоволение в очах Твоих? не по тому ли, когда Ты ПОЙДЁШЬ с нами? тогда я и народ Твой БУДЕМ СЛАВНЕЕ всякого народа на земле» (Исх.33,16). Однако рано или поздно благоволение Бога обратилось в карающее их непокорность управление!
Мы (христиане) тоже не заслужили никаких благословений от Бога – всё, что мы имеем и можем иметь от Него, проистекает только лишь из Его БЛАГОВОЛЕНИЯ к нам! Многим из христиан сегодня следует уяснить для себя простую истину: «Хотя БЛАГОДАТЬ Бога поставила нас в положение благословения, мы, – что касается нашего ПОВЕДЕНИЯ в этом мире, – всё ещё находимся под УПРАВЛЕНИЕМ Бога… Благодать Бога НЕ ОТМЕНЯЕТ божественного управления; мы не избегаем управления Бога, становясь христианами. Хотя мы и подданные благодати, мы по-прежнему жнём то, что сеем. Нельзя использовать христианство для прикрытия зла» (Г.С.[G.S.]).
Пусть же следы божественного благоволения в управлении земным народом Бога станут также и для нас (христиан) серьёзным предостережением не злоупотреблять милостью и долготерпением Бога, помня всегда о том, что и «у Долготерпеливого есть предел терпению»!
«Воспомяну милости Господни … и великую благость Его к дому Израилеву, какую оказал Он ему по милосердию Своему» (Ис.63,7)
Сущий проявил к Своему непослушному народу «ВЕЛИКУЮ благость»! Рано или поздно (в момент прозрения!) богобоязненный остаток это увидит, оценит, вспомнит! «Милости Господни» и «великая благость» Его – всё это следы незаслуженной благодати! «А если по делам, то это уже не благодать» (Рим.11,6)! Его милосердие приведёт их к осознанию
своей вины и слёзному сокрушению: «На дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нём» (Зах.12,10); «не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал… Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат… Но от их падения спасение язычникам» (Рим.11,2.8.11)!
Невыразима благодать! Она благословеньем лишь хочет путь наш освещать и сердцу дать смиренье!
Для земного свидетеля Бога (Израиля) предсказано смирение и восстановление. Однако для небесного свидетеля Бога (христианства) такого восстановления не предсказано! Господь Иисус говорит пророчески о том, что Он СРАЗИТСЯ с нераскаявшимся христианством «мечом уст» Своих (Откр.2,16) – так же, как Он сразится этим мечом с теми, кто выйдет на войну с Ним (Откр.19,21). Это потому, что для христиан открыта ни с чем несравненная милость и благодать Бога в жертве Его Сына! Если они, «получив познание ИСТИНЫ, произвольно грешат, то не остаётся более ЖЕРТВЫ за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников (Евр.10,26.27)! Как же велика ответственность человека за пренебрежение благодатью, явленной в Жертве Христа!
«Он был для них Спасителем» (Ис.63,8)
К сожалению, так понимали только некоторые из земного народа Бога! Когда перед глазами – видимые человеческие лидеры (Моисей, Иисус Навин, судьи, цари), то все заслуги в спасении чаще всего приписывались им: «Все крестились в Моисея в облаке и в море» (1Кор.10,2); невидимый Спаситель не осознавался! Так (увы!) бывает и в христианстве!
Но именно Господь был Спасителем для Своего народа в прошлом, как и для нас (христиан) сейчас! Именно Он воздвигал им спасителей из людей, когда народ смирялся перед Ним, судил и оставлял свои грехи и обращался к Нему за помощью (Суд.3,9.10.15).
Как много скрыто в этом небольшом слове «Спаситель»! Человек – слабое, зависимое существо, хотя многие люди это не желают признавать и ведут себя высокомерно. Спасение подразумевает не только избавление из критической ситуации, но и сохранение в ней или от неё – предотвращение такой ситуации. В таком спасении (охране) нуждается каждый человек на земле, так как люди не наделены способностью предвидеть своё будущее. Их каждодневный выбор и их поведение влекут за собой определённые последствия. Если бы человек знал все последствия какого-то своего выбора, то, вероятно, многое бы оставалось невыбранным!
Нас (христиан) следы благодати Бога, явленной к Своему строптивому избранному земному народу, должны очень многому научить. Во-первых, во всех своих трудностях надеяться не на лидеров, но на «Бога невидимого» (2Кор.4,4; Кол.1,15)! Он – наш Спаситель! Во-вторых, если Он использует кого-то из людей для нашей защиты или спасения (или ещё чего-то), то всё равно это Он – Спаситель! В-третьих, не быть упрямыми и строптивыми, как земной народ Бога, чтобы Он мог заступаться за нас, а не был нашим Противником (Иак.4,6;1Петр.5,5.6)! Да поможет Он нам в этом Своей благодатью!
«По любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их во все дни древние» (Ис.63,9)
Сколько нежности и ласки к земному народу доносят до нас эти слова Сущего, высказанные через пророка! Он покрывал их долги («искупил их» – переведено в рус.), щадя их и бережно относясь с жалостью и снисхождением ко всем их нарушениям Его заповедей и воли. Он всегда находил возможность проявить милосердие и сострадание к их человеческим немощам и слабостям! Несмотря на все их заверения в своей верности и исполнении ВСЕХ Его заповедей (Исх.19,8; 24,3.7) и практическое противоречие этому обещанию, Он послал Своего единородного Сына как божественно совершенный план искупления всей человеческой несостоятельности и краха в ответственности!
Но люди не брали во внимание Его милость, а поступали вероломно: «Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их» (Мал.3,7)! Но и это отступление не остановило милосердия Бога! Он в любви и милости послал единственного Сына, зная наперёд всё, что сделают с Ним люди! Но и предвидение наперёд всего не остудило Его милосердия! Как велика Его благодать!
Многие из христиан сегодня полагают, что если к Своему земному народу Бог относился так, то тем более к ним, стоящим на платформе благодати, посаженным во Христе Иисусе в небесных местах, Он будет более терпимым и снисходительным. Однако в Писании очевидно существенное различие в отношении Бога к непокорному Израилю и к неверному христианству! Если для неверного Богу Израиля предсказано восстановление («пакибытие» – возрождение, Матф.19,28), то такого возрождения не дано для отступнической церкви (Откр.17,3-6; 18,21)! С какой серьёзной ответственностью христиане должны использовать драгоценное время благодати для возрастания в вере (2Кор.10,15; 2Фес.1,3) и большего познания благодати Бога (2Петр.3,18)!
«Ты ведёшь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил» (Исх.15,13)
Есть очень много параллелей, которые Священное Писание проводит между Израилем и Церковью. И очень часто мы можем видеть в том, что происходило с земным народом Бога, прообразы отношений Бога с небесным народом, Собранием (Церковью). Однако никогда не следует забывать, что Собрание (Израиль) и Собрание (Церковь) – два совершенно разные, несовместимые божественные сооружения на земле. Оба избраны быть свидетелями Бога на земле, оба существуют только благодаря милости и благодати Бога, однако имеют совершенно разные инструктивные принципы управления, строятся на совершенно разных основаниях и имеют совершенно разные перспективы. И приглашая верующих в Собрание (Церковь), Бог ВЫЗЫВАЕТ их из среды Своего земного народа (Рим.9,24; 2Фес.2,13.14; 1Кор.1,9.23-29; ср. Д.ап.22,18).
Милость, с которой Сущий вёл Свой земной народ, не должна пройти мимо наших глаз и ушей! Такие проявления Бога к Своему земному народу могут научить многому и нас. До сих пор люди, стоящие на иудейской платформе (исповедующие иудаизм), не признали милости и благодати Бога! Они признают Сущего Бога, но всеми своими силами пытаются доказать Ему, что и без Его благодати смогут быть Ему угодными –именно отсюда и проистекают все потуги плотского ума!
Когда христианин читает Ветхий Завет, ему следует быть очень внимательным ко всем урокам Бога со Своим земным народом. То, что истинные христиане посажены во Христе Иисусе в небесных местах и находятся на платформе благодати, не означает, однако, что на них не распространяется Его божественное управление. Благодатью нельзя спекулировать! Благодать нельзя перекручивать! С ней нельзя обращаться легкомысленно! Христиане поставлены благодатью в положение серьёзной ответственности со всеми, вытекающими отсюда последствиями!
«Ты ведёшь милостью Твоею … сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей» (Исх.15,13)
Когда мы видим следы благодати в Ветхом Завете, это должно нас чему-то научить. Как хорошо, если наши внутренние уши раскрыты к принятию божественных уроков! Бог хочет иметь общение с людьми (Лев.26,11- 13; ср. 1Кор.1,9; 1Иоан.1,3)! Он намерен разделить с людьми Свою славу в вечности – в этом видны особое доверие и милость к такому жалкому падшему творению Бога, как человек. Но для того чтобы человек имел общение с Богом, необходимо было поднять его до божественного уровня.
Падший человек с испорченным грехом прошлым, настоящим и будущим не может иметь общения с Богом. Грех разделяет его с Богом!
Для устранения этой проблемы пришёл на землю Господь Иисус. Он добровольно взошёл на крест Голгофы, где поразил грех (как корень всего плохого) и где понёс на Себе все грехи человечества, чем НАВСЕГДА («ОДНИМ приношением» – Евр.10,14) сделал всех, принявших Его Жертву, способными войти в общение с Богом: «Итак, братия, имея дерзновение ВХОДИТЬ ВО СВЯТИЛИЩЕ посредством крови Иисуса Христа, путём НОВЫМ и ЖИВЫМ, который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божьим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр.10,19-22)! Вход в святилище («в жилище святыни» Бога) навсегда открыт для всех Спасителем! Но для того чтобы войти, нужна полная вера и искреннее сердце!
«Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их» (Пс.78[77],38)
Какой знаменательный след благодати и милости Бога – прощение!
Всякий грех должен быть наказан, беззаконие и зло (путём возмездия за него) устранено. Но у Бога «милость превозносится над судом (Иак.2,13)!
Он не хочет смерти и истребления грешников, Он терпеливо ждёт их обращения: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: НЕ ХОЧУ смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. ОБРАТИТЕСЬ, ОБРАТИТЕСЬ от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез.33,11)! Зло и грех имели место, но милость и благодать (путём заместительного прощения!) устраняла конфликт! Да будет прославлено Его святое имя!
Мы (христиане) сегодня также стоим на платформе милости. Наш грех и наши грехи устранены путём заместительного милосердия и прощения (Лук.1,77.78), а не методом возмездия или воздаяния самим нам! Этим следует дорожить, а не злоупотреблять! Не стоит забывать о том, что, пренебрегая хоть как-то Жертвой Христа, мы НАВСЕГДА лишаем себя Его ЗАСТУПНИЧЕСТВА: «Ибо если мы, получив познание ИСТИНЫ, произвольно грешим, то НЕ ОСТАЁТСЯ БОЛЕЕ ЖЕРТВЫ ЗА ГРЕХИ, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трёх свидетелях, БЕЗ МИЛОСЕРДИЯ (!) наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто ПОПИРАЕТ Сына Божья и НЕ ПОЧИТАЕТ за святыню кровь завета, которою освящён, и Духа благодати ОСКОРБЛЯЕТ?» (Евр.10,26-29)!
Как многие исповедники, пренебрегающие практически (своей жизнью!) Его Жертву, смогут предстать перед справедливым Судьёй?! Как они смогут оправдаться перед Богом без Христа (Заступника)?! Не следует ли задуматься серьёзно над этим, пока ещё не пришёл день Суда?!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
С каждым отступлением Бог всегда строит новый план спасения. Если бы жили вечно, от чего оградил Бог ещё в раю, то обрекли бы себя на вечное блуждание. Но дни коротки и кто удлиняет свой путь к Богу грехом и забывает о смерти может не вернутся. Комментарий автора: Это важный принцип, хотя я не уверен, что все кто слышит паризыв Бога услышат. И полностью согласен тем, что сатана успевает во многом, но не успевает среди тех, которые услышали Его призыв. Сила отвернуться от зла и отступления, по моему мнению, получаем только от Господа Иисуса Христа, если мы действительно признаем себя не состоятельным что-либо делать своею силою, тогда Господь будет действовать.
Я так пережил и так я понимаю.