Порок (этика) — нравственный, духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.
«Мир заполонил его — наслаждение, чувственность, лень, а под конец и тот порок, который он всегда считал самым нелепым и к которому относился с наибольшим презрением и насмешкой пороки, презрение, алчность» - /Герман Гессе/. «Если бы не жадность, ни одна птица не попала бы в сети. На эту же приманку ловят и людей жадных и не знающих меры ни в чём» - /По Саади/. «Скупец всегда в нужде» - /Гораций/.
«Поговорка «скупой платит дважды» слишком оптимистична. Скупой платит каждый раз, когда обстоятельства вновь напоминают об его скупости» -/А.Вассерман – апологет истории/. Проблема жадности затрагивает многих людей, кто-то страдает от жадности других, а кто-то, и от собственной.
Истоки жадности восходят к весьма далеким временам человеческой истории, когда первобытным людям постоянно не хватало пищи и других ресурсов. Поэтому можно сказать, что в какой-то мере, элементы жадности заложены в человеке на генетическом уровне. Позже с появлением денег изменился характер этого чувства – оно сконцентрировалось на деньгах, за которые можно приобрести почти все на свете. В литературе это человеческое качество достаточно точно отображено А.С.Пушкином в произведении «Скупой рыцарь», а Гоголем – в «Мертвых душах» (Плюшкин). Эти писатели показали, как страсть к богатству из вполне понятного желания может превращаться в навязчивую сверх ценную идею (манию), которая не помогает, а только вредит человеку в его жизни, заменяя разум на слепую страсть, к овладению чем-либо в большим, чем необходимо. «Не кошелёк принадлежит скупому, а скупой кошельку»-/Сенека/.
«Надо помнить, что людская алчность - порок, рождающий и другие не менее скверные, такие как бессердечье, эгоизм, душевная мелочность, себялюбие, зависть, скупость и многие другие. Не даром говорят: «У богатого зимой снега не выпросишь!», тем более у руководителя церкви, (пастыря) ложку супа. Поверьте, хоть проверьте, что когда-либо руководящие пастыря вас покормили. Этому не бывать. Может быть, когда они были начинающими членами, они могли покормить?! а как стали руководителями групп и пастырями, они вам покажут спину, хотя с кафедры красиво будут говорить о любви Христа. А плоды жизни показывают: кто вы для них? Алчный человек всё меряет на вес золота. Кроме богатства, денег для него не существует ничего святого. «Жадные глаза не знают стыда». И страсть эта со временем не только не слабеет, но, напротив, усиливается. Для рождения алчности человеку достаточно сделать главной целью своей жизни стремление к обретению богатства и отбросить разборчивость в средствах её достижения» - /Смирнов И.П., академик ПАНИ, писатель, публицист/.
Жадность была всегда, независимо ни от чего, и в каждом человеке она присутствует, только в разном количестве. И как найти ту границу, где количество нормальное, а где уже патология?
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл сказал: «что кризис – это суд Божий над человеческой неправдой, над его алчностью, его желанием иметь как можно больше, потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи». «Берегитесь всякого рода жадности, потому что даже при изобилии всего жизнь человека не зависит от того, что он имеет» - /Лук.12.15/. От материальных вещей, какими бы дорогими или изысканными они ни были, не зависит жизнь и счастье. Всё это может дать только Бог. «Блаженны, счастливы осознающие свои духовные потребности» - сказал Иисус /Мт.5.3/. Мир коммерции приравнивает счастье к обладанию материальными благами. Он словно нашептывает: «Купи, купи…, тебе нужна именно эта, самая последняя модель…». Не позволяйте себя обмануть. Будьте благоразумны. Подумайте, что вами движет и что вам действительно нужно, прежде чем расстаться с деньгами, заработанными нелёгким трудом. Не забывайте: многие высокотехнологические новинки быстро обесцениваются. И если вам надо что-то купить, задумайтесь: «Нужна ли мне самая последняя модель со множеством дополнительных функций, которые обойдутся недешево, но вряд ли мне понадобятся».
Алчность – это стремление получить как можно больше, а скупость – это стремление потратить как можно меньше. Алчный человек больше печется о приумножении доходов, а скупой – об уменьшении расходов. Правда, в итоге, эффект получается похожим – приумножение богатства, но способы достижения результата отличаются. Термин «жадность» объединяет первое и второе значение. Эта черта личности включает, как стремление поучать все больше новых благ, так и нежелание расставаться с накопленным богатством. Жадность в переносном смысле может означать сильное желание, страсть – «жадность к жизни», «пить жадно» и т. д. Близким, к скупости (но положительным качеством) являются термины «расчетливость», «экономность» и «бережливость», которые могут перейти в скупость, если переступят за грань разумного и станут навязчивой идеей.
«Жадный гость, обедая забывает о хозяине; бессердечный меценат, рассматривая картину, забывает о художнике» - /К.Берне - немецкий публицист/. «Скупой относится плохо ко всем, но хуже всего – к самому себе» - /Томас Фуллер – английский богослов/. «Жадность – корень всех зол» - /Чосер – английский поэт/.
Сказка «О рыбаке и его жене» братьев Грима рассказывает о жене, которая сначала выпросила: «избу получше» потом «большой каменный замок» и далее «стать королевой»… «хочу стать императрицей». «Легли они спать, но она была недовольна, жадность не давала уснуть ей, и она думала, кем бы стать ещё?». И того пришла к тому, «чтобы стать богом». Жадность привела к тому, что осталась сидеть «она снова на пороге своей избушки. Так и сидит до сих пор доныне». У А.Пушкина «Жил старик со своей» старухой...» Были они очень бедными и жили на то, что старик в море наловит. Вот однажды поймал старик золотую рыбку, а та пообещала ему в обмен на свободу исполнять его желания. Сначала старуха посылает старика попросить новое корыто для старухи, но корыта было мало старухе, пошел старик просить избу, но и избы было мало. После того как старуха получила избу, она захотела получить титул «столбовой дворянки». Старухе и этого показалось мало, захотела быть царицей, но и это ей вскоре наскучило, решила она стать «Владычицей морскою»... концовка: «Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а пред нею разбитое корыто».
«В этой сказке очень хорошо показаны: суть и характер человека. Человек корыстен от природы. Он всегда будет желать, и добиваться чего-то большего, чем он имеет и может иметь. Редко кто знает меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич хотел показать, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут представилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у нее появились. В этой сказке олицетворением зла считается старуха. Ей характерна зависть, злоба, скупость. Во всех сказках добро побеждает зло. В этой сказке добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает — рыбка посмеялась над старухой. А. С. Пушкин хотел показать, что люди еще не поняли, что счастье не в богатстве. Он показал, насколько смешными выглядят люди в погоне за богатством» - /$wet!k/. «Великая ошибка наша - это то, что мы не знаем, где остановиться, что мы не примеряемся к своему положению и, благодаря ненасытной жадности, теряем все, что имеем»- /Эдмунд Бёрк/
Почему жадность не имеет предела? Так ведь, богатства (денег и прочих благ) никогда много не бывает - всегда хочется иметь как можно больше. По этой причине и щедрость ограничена. Жалко отдавать - убывает ведь, самому мало! Но как бы то ни было, делиться надо! Иначе в трудную минуту никто тебе не поможет. Жадность - плохой попутчик по дороге жизни.
Персидская легенда:
«Один богатый купец имел одного тихого прилежного слугу. Он ему служил неутомимо и верно целый год. Когда год окончился, то он пришёл к своему хозяину и попросил заработанную плату. Купец же был в такой мере скуп, как и богат; к тому же он изучил досконально скромный нрав и удовлетворение малым своего слуги, и дал ему за целый год работы одну единственную копейку. Слуга был удовлетворён этой копейкой, принял её, но затем вернул хозяину, попросив его сохранить её, и послужил ему ещё один год. И опять он пришёл к своему хозяину и попросил дать ему его заработок. Скупой хозяин дал ему ту самую копейку, которую он отдал на хранение. Слуга опять попросил сохранить её и прослужил ему верно и усердно ещё третий год. И опять он пришёл к своему хозяину и тихо и спокойно получил от него опять ту же копейку. Ничего, не сказав, он ушёл от него, построил себе в лесу маленький домик, и стал жить в нём, довольный и счастливый.
Спустя некоторое время его бывший хозяин снарядил большой корабль. Он хотел поехать в дальние края и закупить много товаров. Ему было мало его богатства. Слуга об этом услышал, пришёл к своему бывшему хозяину с вырученной копейкой и сказал: «Хозяин, ты большой и умный купец, прошу тебя, привези мне также что-нибудь на эту копейку».
Когда корабль был нагружен, он отплыл. В одной чужой стране он однажды увидел, что дети мучают хорошенькую кошечку и издеваются над ней. И он вдруг вспомнил о копейке слуги, подарил её детям за кошечку и взял её с собой на корабль. С привезёнными товарами он распоряжался очень умно. Одни товары продавал, а другими постепенно наполнял свой корабль. Кошечка же усердно ловила мышей на корабле. Каждый человек на корабле любил её. Наконец, весь корабль был нагружен другими товарами, и купец подумывал об обратном пути. Но едва они очутились в открытом море, как разразился страшный шторм; он вдребезги разбил об утёс корабль, и люди, всё имущество и корабль потонули. Один купец спасся. Он судорожно обхватил один из балок, и волны выбросили его вместе с балкой на берег. Смертельно усталый, он еле добрался до одной пальмы, и в тени её стал отдыхать.
Вдруг он, к своему удивлению увидел кошечку. Она также на планке была прибита к берегу, и, увидев его, быстро побежала к нему и стала тереться о его ноги, сладко мурлыкая. «Из богатств, как у царя, ничего не осталось, как только эта жалкая кошка, да и то она не моя, а принадлежит моему слуге» - подумал он горько.
Но вскоре жители острова его обнаружили. Они были хорошими людьми. Они взяли его к себе в своё жилище и позаботились об него насышении. Но у них был свой особый бич, который отравлял им существование. Множество мышей хозяйничали, как хотели в каждом доме. Они массами прогуливались по скамейкам и столам.
- «Как вы терпите этих паразитов?» - спросил купец, - почему не убиваете мышей?»
- «Ах, их слишком – слишком много! Мы ночью спим в закрытых ящиках, лишь бы отдохнуть от них».
При этих словах купец вспомнил о кошечке, которая так ловко очистила корабль от мышей. Он пошёл на море, разыскал её и принёс её в ратушу, где так и кишело хвостатами гостями. И к удивлению всех там присутствующих, кошка за короткое время уничтожила массу мышей и неутомимо продолжала их уничтожать. Тихое, молчаливое удивление присутствующих сменилось радостным, громким восклицанием. На этом острове ещё никто никогда не видел кошку, и поэтому они очень сильно благодарили купца и просили оставить им кошку, за которую они ему предлагали много серебра и золота. Купцу это было как раз на руку. Он согласился. Ему снарядили большой красивый корабль, нагрузили его очень ценными товарами, дали ему опытных моряков, и в один прекрасный день он снялся с якоря. Погода была хорошая. В то время, как киль корабля разрезал волны, он всё с новой радостью осматривал груз, который был на корабле.
В начале путешествия нет, нет и промелькала мысль у купца: «В сущности, всё это принадлежит моему бывшему слуге. За его копейку я приобрёл кошку, и вся прибыль, вся выгода, весь этот груз мне принесла кошка. Следовательно, я должен по крайне мере половину этого отдать слуге. Но всякий раз, когда приходила эта мысль, он её сейчас же отгонял прочь: «Это ведь сущий вздор! Что начнёт этот человек делать с таким богатством? Ему и во сне не снится такое богатство! Нет, я остаюсь владельцем всего этого богатства, а ему подарю что-нибудь красивое. Но что же ему подарить? Он испытывающий подходил к каждому тюку.
- «Вот этот шитый золотом костюм ему, наверное, понравится. Но нет! К чему ему такая роскошь? Или дать вон ту золотую чашу? Нет, не надо! Ему и из глиняной чашки вкусно кушать. Может быть, эту серебряную кружку? Вздор! К чему в такой бедной хижине появится серебро?»
Та он долго искал что ни есть незначительное и бесценное, пока он, наконец, не нашёл невзрачный камень, покрытый коркой земли. «Вот я его отдам ему! Что можно ещё купить за копейку, если не этот камень? А он увидит, что я не забыл своего обещания».
Когда купец причалил к родному берегу, он нашёл своего верного слугу ожидающего его. Он радостно поздоровался с ним и выразил радость, что поездка прошла благополучно. А затем слуга спросил: - «Хозяин, смог ли ты что-нибудь приобрести за мою копейку?».
-«Мог, но немного! – ответил, улыбаясь, купец, - На, вот возьми этот камень в память моего путешествия».
Слуга поблагодарил и пошёл. По дороге он стал вытирать камень. Когда он так тёр, то часть земной корки отвалилась, и камень вдруг начал светиться и блестеть. Слуга испугался и отнёс этот камень обратно своему хозяину.
- «Хозяин, посмотри, что ты мне дал. Это ни в коем случае не может быть моей собственностью».
Взглядом знатока купец взглянул теперь на камень и испугался. Это был бриллиант неоценимой ценности. С лёгкостью можно было за него закупить три таких корабля с товарами. Он сильно смутился и покраснел, отпустив глаза пред верными, чистыми глазами своего слуги. Затем, оправившись немного, он поднял глаза свои и долго и молчаливо всматривался в глаза слуги.
- «С тобою Бог, верный ты человек!» - сказал он, наконец, глубоко взволнованный, - возьми всё, что есть на корабле, оно всё твоё. Ты же останешься у меня в доме, как моё самое лучшее и ценное сокровище, ибо ты чист душою, и с тобою пребывает Бог». Он взял его к себе вместо сына, выдал за него свою дочь замуж, и его дом стал благословенным домом». «Щедрость оказалась доходнее скупости»- /Сенека/.
В Библии мы найдем слово «жадность». Оно написано: «О, ты, живущий при водах великих, изобилующий сокровищами! Пришёл конец твой, мера жадности твоей»- /Иер.51.13/. Однако это значит, что Библия не обошла своим вниманием данную проблему. Совсем наоборот, Слово Божье очень пристально рассматривает этот порок, раскладывая его на составляющие: алчность, скупость, корыстолюбие и ненасытность. Вот что, например, говорится в Притчах: «Преисподняя и Аваддон – ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие» /Прит.27.20/; «У ненасытимости две дочери: давай, давай!» -/Прит.30.15/. Или у Екклесиаста: «Кто любит серебро, тот не насытится серебром, и кто любит богатство, тому нет пользы от того. И это – суета!»- /Еккл.5.9/; «И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством»-/Еккл.4.8/.
Бог сотворил человека совершенным. Когда человек жил с Богом, он не был жадным, но в результате грехопадения жадность стала чертой его характера. С тех пор, что бы человек ни делал, он не в состоянии утолить духовный голод. Как говорится у Екклесиаста: «Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается» - /Еккл.6.7/.
Жадный человек, не понимая, в чем причина его неудовлетворенности, пытается заглушить ее материальными благами и богатствами. Он, бедняга, не понимает, что духовную нищету не восполнишь никакими материальными благами, так же, как духовную жажду не утолить ведром воды. Все, что нужно такому человеку, – это обратиться к Господу, Который, являясь единственным источником живой воды, способен заполнить духовную пустоту.
Сегодня Господь обращается к каждому из нас через пророка Исаию: «Для чего вам отвешивать серебро за то, что не хлеб, и трудовое свое за то, что не насыщает? Послушайте Меня внимательно и вкушайте благо, и душа ваша да насладится туком. Приклоните ухо ваше и придите ко Мне…» /Ис.55.1-3/. Только Господь и Спаситель Иисус Христос способен утолить духовный голод и духовную жажду всякого, кто к Нему приходит: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» - /Ин.6.35/ – «Христианская газета».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности