Иер 4/3
Ибо так говорит Господь к мужам Иуды и Иерусалима: распашите себе новые нивы и не сейте между тернами.
Ос 10/12
Сейте себе в правду, и пожнете милость; распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду.
Лк 5/39
И никто, пив старое [вино], не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше.
Начнем сегодня с этого текста. На самом деле чтобы понять почему Христос приводит в пример притчу такого содержания нужно внимательно прочитать эпизод записанный выше. Фарисеи упрекают Сыну Бога сразу по нескольким морально – этическим вопросам. Первая претензия «Зачем вы едите с мытарями и грешниками? И второй пункт – почему все нормальные постятся и творят молитвы а твои ученики ведут себя крайне неадекватно. Если прочитать всю главу то из нее видно что Христос на все вопросы дал ответ и обьяснил свою точку зрения довольно лаконично. Но есть здесь еще один момент в котором отвечая на упреки со стороны общепризнанной титульной религиозной конфессии, Господь приводит в пример как раз и ту притчу с которой мы начали разговор. Я не просто ради красивых оборотов речи назвал Иисуса Сыном Бога и Господом, а его оппонентов титульной эталонной религиозной конфессией! Господь является в этом случае эталоном знания о морально нравственных и религиозных нормах являясь воплощением и порождением Высшего Разума. А товарищи фарисеи являются по факту ограниченными носителями знаний, при этом являясь только самопровозглашенным эталоном, самоуверенными хранителями догм конфессиональных самоустановлений и убеждений. Короче, говоря проще - коллективная фантазия религиозной тематики, бред на фоне потери реальной информации. В этом случае не трудно понять, что разница между оппонентами огромная. То есть на одной стороне новый, истинный, праведный (кстати славянское слово означающее «ведающий правду»), и на другом полюсе, конфессиональные, эталонные, титульные, правильные, старые. Кто из них заслуживает доверия и принятия его точки зрения? Не торопитесь с ответом. Практика показывает и это в Библии написано, что новую (вернее правильно будет сказать взгляд на обьективные вещи по новому) новую точку зрения праведных (еще раз повторю истинное значение этого русского слова «Ведающий правду») редко принимают, но как правило очень долгие периоды времени идет конфликт разной степени за то, чтобы правильное, а значит новое и лучшее утвердилось, а старое ветхое немощное, но конфессионально сильное постепенно деградировало, выбыло из общества и отмерло. Никаких революций и бунтов не нужно вообще, старое все равно умрет. Но почему на это нужно время? Ответ находится в притче! Психология большинства людей основана на мотиве «Старое лучше!». Это один пункт. Второй - новое и старое не в том плане что не совместимы! Христос вел диалог с фарисеями не о том чтобы разрушить все, обьявить все что они делали неправильным и утвердить свое новое на принцип! Его словами были: «То что говорят фарисеи – делайте!» «По делам же их не поступайте!» Дело было в том что фарисеи будучи старой конфессией по причине длинного пути в прошествии долгого времени увлеклись не той стороной знаний, и стали пропагандировать форму а не содержание, в этом было зло. Плюс их титульность позволяла им выставлять себя как эталон исполнения религиозной правды, в то время как это было нелепым субьективным заблуждением! Поэтому эта позиция вела не в небо а в преисподнюю, а те кто воспринимал это учение становились сыновьями геены вдвое хуже! Это слова Христа – эталона истины! И еще дело было не в том, чтобы принести просто революционный конфликт, а в том чтобы научить людей мудрости уметь отказываться от старого либо закосневшего, а значит ставшего ложным - в решении каких то задач, если новое предлагает более эффективный вариант. И еще один пункт проистекающий из притчи. Или старое, или новое! Никаких гибридов - иначе будет еще хуже, по принципу трактор без двигателя тащит по полю лошадь. Или на тракторе нужно пахать, или на лошади. Если начать исполнять заповеди Христа, то в этом случае нужно сделать – первое - Избавиться от пагубного мышления: «Старое лучше потому что оно авторитетное, избавиться от мышления что новое это всегда плохое и подозрительное. Если принять к действию такой вариант тогда откроется перспектива избавиться от гордыни за свои мнимые старые достижения, отпадет перспектива постоянного бессмысленного конфликта с новым в том чтобы бессмысленно отстаивать мнимые преимущества прошлого, появится главная возможность как написано в Библии: «не сообразоваться с веком сим, а обновляться умом». Вот это лестинца в небо! То есть прогресс! Прогресс во всем! Павел идет еще дальше рисуя восхитительную перспективу –
« Иду в небо что бы вновь познавать все богатство Христа!» Не прийти туда со своими старыми заслугами и плодами и стоять на пороге приемной пока тебя наградят, а в нетерпеливой радости получить венец, право на новое имя и отправиться к звездам - туда где бесконечный в своем развитии новый мир! Се, Я творю все новое! Это девиз Бога! Бог автор всего нового и волнующего! Человек всегда автор старого и коснеющего, лишь бы старые косточки никто не тревожил. Причем практика показывает что автор этот крайне агрессивен, и готов даже убить за старые регалии. А это все тот же печальный путь в преисподнюю.
Все это время мы говорили о том что проистекает из диалога Христа с представителями титульной конфессии. Теперь немного применим это к современности и взвесим некоторые современные примеры.
Я помню старых бухгалтеров которые использовали бухгалтерские счеты. Пожилые женщины солидные опытные, в очках сидели строго смотря через роговые очки стучали косточками счётов. Предмет был не хитрым. Деревянная рамка, проволочки на которых были нанизаны косточки тоже из дерева. «Учитесь неумехи владеть счетами» - строго приговаривали пожилые женщины наставляя молодых девочек. Была еще Логарифмическая линейка. Я так и не понял как ей пользоваться в то время наверное еще и потому что в 80-х годах прошлого века ее уже стали отменять в школьной программе, по той причине о которой мы говорим. И потому что в это время стали появляться даже в отсталом по кибернетике Советском союзе микрокалькуляторы.
Шло время. Счеты продолжали быть предметом №1 на столах бухгалтеров, но в это же самое время шел параллельный процесс - девочки с новенькими шариковыми ручками в руках и новыми калькуляторами стали обходить в работе бабушек со счетно- стиральными досками. Вы можете вспомнить сколько было копий сломано насчет вреда калькуляторов. Говорили даже, что кто будет ими пользоваться станет слабоумным. Да возможно что сегодня есть проблемы. Если моя записная книжка в телефоне разрушится, то я не смогу никому дозвониться разве что по 02. Электроника отучила держать номера в памяти. Я не смогу скорее всего 456 умножить в уме на 567 как это могло делать старое поколение, но у меня есть три калькулятора. Мне уже 40 лет, думаю остаток лет 10 – 15 как нибудь проживу с калькуляторами. Что теперь делать?! Все новое всегда встречало сопротивление. Интернет запрещали 40 лет. Карточной телефонии которая стоит в 20 раз дешевле проволочного межгорода 30 лет руководители старшего поколения не давали ходу, глупо считая по советской теории что цифровой сигнал дальше 1 метра передать нельзя. До того момента сидели пока их старые АТС вообще не развалились! Сотовая связь пришла только через 20 лет. Ее запрещали! А нынче смотрю священник из под рясы «Эппл ай под» вытаскивает чинно куда то звонит. Как и написано в Библии. «Никто не хочет тотчас нового вина потому что говорит старое лучше». А все таки почему? Это тот вопрос на который нужно обязательно постараться ответить, чтобы взять урок их притчи Христа в своем времени. Как то я читал Ленина. Книжка называлась «Боязнь левизны». Там описывалась внутрипартийная борьба. Но я взял из нее для себя одну верную идею на всю книжку. И не много перефразировал ее название «Боязнь новизны». Основная причина ответа на вопрос почему, страх! Обыкновенный страх. И вторая самая банальная причина - гордость. Как это так?! Я потомственный бухгалтер аудитор всю жизнь на счетах считала, а тут соплячка пришла с какой то китайской машинкой и себя показывает! Не бывать тому! Весь баланс грохнет! И девушка новичок оказывается в глухой обороне! И так повсеместно! Старое всегда противостоит новому. Свекровь говорит: «Ишь прибежала на мою образцовую кухню с какой то мешалкой копалкой»! «Это не мешалка копалка Ангелина Ерофеевна, это миксер Тефаль». «Не знаю! Я всю жизнь яйца о край газовой колонки разбивала и лопаточкой перемешивала и семья был накормлена.
А я вот серьезно могу засвидетельствовать - омлет приготовленный в миксере или в блендере все же вкуснее с утра получается 100%!
Приходит как то в храм с древней историей Господь Христос. Чуть снова вернемся к Библейскому примеру. В Иудейском храме идет служба. Священники в золотых хитонах предстоят, левиты поют древние гимны, в воздухе запах курений, люди кладут в сокровищницу деньги, животных ведут на заклание. Звучат возгласы – «Не посреди ли нас Господь?!» Все прописано в каноне, все предписано, все выверено, и кругом святая суета. А в Вифезде в это время места нет свободного, а в синагогах вдов как песку морского, бесноватых и паралитиков и расслабленных много. А на улицах и блуд и насилие и угнетают сироту и вдову не справедливо, и гиря не правильная, и ефа не верная! Молодой человек прошел в центр встал посреди храма и задал вопрос: « Что вы здесь делаете? Не человек для храма, а храм для человека, не человек для субботы, а суббота для человека, ибо некто некогда сказал: «Что есть человек что Ты помнишь его все время и каждое утро посещаешь его?!».
Не мешай! Услышал Он в ответ. Почему наши ученики молитвы и посты творят, а твои нет?! Мне вспоминается место из Библии.
Иер 48/11
Моав от юности своей был в покое, сидел на дрожжах своих и не был переливаем из сосуда с сосуд, и в плен не ходил; оттого оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся. Посему вот, приходят дни, говорит Господь, когда Я пришлю к нему переливателей, которые перельют его и опорожнят сосуды его, и разобьют кувшины его.
«Я накажу тех кто сидит на дрожжах своих» - это уже другой пророк говорит.
Как то я столкнулся с одной бытовой проблемой. Деньги только на карточке других нет. Ближайшую покупку можно сделать только в маркете, больше нигде в нашей стране терминалов нет. И вот хлеб в дом мог купить только я. А я что?! Иду на работу в 7 утра хлеба еще нет. Иду с работы в 10 вечера. Хлеба уже нет. А патыр брать каждый день разоришься. Мы уже не тянем национальную кухню. Скоро узбеки разучатся свои блюда делать – разориться можно. Сегодня многие о себе могут сказать - Щи да каша еда наша. И жена стала печь хлеб самостоятельно. Я столько открытий сделал по этому поводу. Оказывается если дрожжевое тесто передержать оно прокиснет. Надо вовремя караваи начинать печь! Всему свое время как написано в Библии! И я сделал для себя вывод. Так и в жизни бывает. Тесто уже подошло давно, а его держат, все чего то как будто боятся, чтобы отпустить его перейти в следующую нормальную стадию испеченного теста. Крепко обнимут кастрюльку и держат. А оно уже лезет из под крышки, а его одеялом кутают и говорят: «Еще чуть чуть чтоб пышнее стало! Пышнее то оно стало! Да только прокисло все!
Давно это было. Моисей подумал «Кто после меня? И не увидел что столько лет рядом с ним Навин! «Кто же будет после меня?!» Не волнуйся Господь усмотрит себе человека по сердцу. Господь усмотрит себе агнца! При всем великом уважении к мужу веры Моисею можно вспомнить как он в раздражении ударил посохом по скале. Скала же та была Христос. И посох ему в руки дал Христос. Тот посох который умел превращаться когда то в змею. Теперь он им ударил своего Господа. Из скалы не вышел огонь в тот момент, а побежала вода. Однако фраза: «Послушайте не покорные нам ли для вас низвести воду» была услышана. «Кто же будет после меня?» Боязнь левизны. Боязнь новизны. Да только это самая бессмысленная боязнь. Замена все равно будет. А замена завтра крикнет в небо: «Стой солнце!» И солнце остановится. Когда то руки Моисея поддерживали в молитве, а новый руководитель всего за 15 лет продвинется по исключительно агрессивному региону. И новое поколение войдет в землю обетованную. Пусть только двое, но войдут! Потому что Бог, автор всего нового даст им эту возможность. Только с одним условием, потом не повторить в своем поколении ту же ошибку! Не сказать в сердце своем: «Старое лучше, и не важно истинно это или уже нет! Лопни, но останемся в пустыне навсегда при своем фасоне!»
Один человек получил на дереве богатый урожай. На его урючине красовались большие налитые ярко оранжевые абрикосы. Люди проходили мимо его двора и восхищались. Подле абрикосов красовалась виноградная лоза. Винограда то сколько лоза принесла лоза! Вот это да! Сколько плодов! Вот наберет наверное ведер 20! Но хозяин не спешил снимать плоды. Сначала говорил сам в себе: «Пусть еще медом наливаются». Потом ему было приятно что люди приходили смотреть на плоды его сада. Вот сколько у меня плодов! Хорошо я поработал в саду, на славу поработал в винограднике, вот и награда. Впору даже гордиться такими плодами. Это вознаграждение за труд. И он держал держал плоды на дереве и на лозе. Уж больно красиво впечатляюще красовались абрикосы. Уж так красиво и приятно было гордиться урожаем лозы.
Был в том районе и другой человек. У него была фига. Инжировое дерево. Он тоже получил урожай. И быстренько его собрал. Новую лестничку принес в сад. Новую посуду купил и про новый способ варки где то вычитал собрал урожай и сварил инжировое варенье. Получилось просто обьяденье. Еще листьев лишних нарвал и отдал прокаженным. До сих пор даже в современной медицине это единственное лекарство от проказы. А владелец абрикосов проходил возле его фиги и цокая язычком говорил: «А у него нет плодов на его смоковнице. Только одни листья». Прошло время и вот что то стало происходить с абрикосами. Плоды на дереве перезрели и стали менять цвет. А вечером налетел летний ветерок. И плоды посыпались на землю. И когда падали просто превращались в кашу. Человек тот побежал снимать плоды. Домочадцы бегают, лестницу собирают, ведра. Надо лезть на дерево. А плоды уже муравьи облепили. Пропала суть плодов!
Бог автор всего нового говорит через апостола Павла: «И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная».
К этим словам трудно что то добавить. Мы просто сделали попытку немного размыслить над смыслом диалога Христа с титульной конфессией. Теперь пришла пора выводов.
Только дорога, а не стояние приведет в Царство Небесное. И только обновление вслед за волей Божьей ведет к прогрессу в духовном.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности