Выражение ЗАО «РПЦ» часто используется в Интернете в разговорах о финансовой, общественной и политической деятельности Русской Православной Церкви. Выражение имеет негативную окраску и задумано как обличающее незаконное обогащение, превышение служебных полномочий, аморальное поведение. Однако, само это выражение ярко показывает невежество того кто его употребляет, как минимум, в вопросах экономики и религии.
Об экономическом невежестве.
В выражении ЗАО «РПЦ» содержится противоречие. ЗАО – Закрытое Акционерное Общество – это организационно правовая форма коммерческой организации. Русская Православная Церковь зарегистрирована в качестве юридического лица в Российской Федерации как централизованная религиозная организация. (Устав РПЦ, Глава 1 п.5) – это некоммерческая организация. То есть выражение ЗАО «РПЦ» свидетельствует о том, что тот, кто его употребляет, не понимает разницы между коммерческой и некоммерческой организацией! Все юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие по виду уставной деятельности. Цель коммерческой организации – получение прибыли. Цель некоммерческой организации достижение цели. И к целям религиозной организации относится: совершение богослужений, хранение вероучения, рукоположение священнослужителей. Согласитесь, это ни как не просто получение прибыли! Существует ошибочное мнение, что некоммерческие организации не должны зарабатывать деньги. Они по закону РФ имеют право не только зарабатывать деньги, но и привлекать финансовые средства сторонних организаций для достижения уставных целей. Для зарабатывания денег НКО используют более сложные финансовые схемы, чем коммерческие. Например, в коммерческой организации обычная торговля, в НКО – распространение предметов религиозного культа за тарифицированные пожертвования. Это связано не только с минимизацией налогообложения, но и с необходимостью удовлетворять другим документам на основе которых НКО ведет свою деятельность. В случае с РПЦ – это а) Священное Писание и Священное Предание; б) каноны и правила святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановленя своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и указов Патриарха Московского и всея Руси; г) Устав РПЦ. В то время как ЗАО при осуществлении своей деятельности руководствуется только Уставом. Таким образом, работать в НКО труднее, чем коммерческой организации. Как сказала моя знакомая бухгалтер НКО: «коммерческие организации просто зарабатывают деньги, а некоммерческие организации зарабатывают деньги через задницу.»
Об религиозном невежестве.
Как правило, совместно с выражением ЗАО «РПЦ» употребляются и другие выражения, характеризующие церковь, как коммерческую организацию, например патриарха называют генеральным директором, хотя Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный синод. (Устав РПЦ, глава1, п.7). Уместнее было бы сравнивать с парламентом или правительством – коллегиальным органом управления, а не единоличным. Деятельность церкви сводят к продаже свечей и оказанию религиозных услуг крещение, венчание, отпевание. Совершение богослужений и бесплатные таинства исповедь и причастие не упоминаются, вероятно из за незнания что такие есть. Иногда упоминают индульгенции, Римского Папу, Ватикан – атрибуты католицизма, не имеющие ни какого отношения к РПЦ. Это свидетельствует не только о незнании вероучения, но и о заведомо ущербном представлении о Церкви. Это все равно, что пытаться серьезно судить о городе по вокзалу.
Многие перлы подобного невежества можно найти в электронной библиотеке «Лукоморье». Эта библиотека изначально задумана как юмористический ресурс пародию на «Википедию». Однако для сатиры и юмора необходимо очень хорошо знать высмеиваемый предмет. Возможно, даже больше, чем для простой публицистической статьи. А без этого попытка посмеяться над РПЦ выливается в демонстрацию собственной глупости и невежества. И эта глупость подчеркивается еще и тем, что электронная библиотека предполагает возможность редактирования статей, и наверняка компетентные люди пытались что то поправить, но их правки не были приняты. Это не атеизм, который выражается в неприятии религиозных догматов, это просто упрямство и тупость.
Таким образом, если употреблением выражения ЗАО «РПЦ» человек показал свое религиозное и экономическое невежество, может ли он сказать что-то разумное? Может ли человек говорить о неправомерном обогащении церкви или, ее иерарха, если не представляет, как функционирует НКО и из всех финансовых операций понимает только примитивнейшую торговлю или воровство? Может ли человек рассуждать об аморальном поведении христиан, если не знает основ христианского учения и сводит церковную жизнь к крещению-венчанию-отпеванию с промежуточными эпизодическими заходами в храм для инсталляции свечей?
Может быть, и может, но только не по религиозному или экономическому вопросу! К сожалению, не только в нашей стране, но и в мире в целом среди умных и образованных людей часто встречается избирательное невежество в определенных областях, в частности в экономике и религии.
Колян Платков
Сентябрь 2013
Комментарий автора: В Интернете часто употребляется выражение ЗАО "РПЦ". Однако те, кто его употребляют скорее всего не догадываются какое религиозное и экономическое невежество у самих себя они однаруживают употребляя фразу ЗАО "РПЦ"
Николай Морозов,
Москва
Православный христианин (РПЦ). Родился в 1974г, в 2005г окончил богословские курсы при семинарии, увлекаюсь фото, паломническими поездками, крестными ходами.
В литературном творчестве пытаюсь использовать православные идеи в несвойственных для православия жанрах: фантастика, фэнтэзи, юмор, сатира, виртуальная личность. Являюсь автором двух виртуальных личностей: Девицы Платочковицы platochkovica.narod.ru и Скромного Платочка. platochek.nm.ru
Вместе с виртуальными детьми любим общаться о вере с представителями других религий. Настоящее имя Морозов Николай. Иногда пишу под псевдонимом: Колян Платков e-mail автора:n3@nm.ru сайт автора:личная страница
Прочитано 8308 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 3.25
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Здравствуйте.
Может ожидается больше аскетизма ? Комментарий автора: Аскетизм - личное дело каждого человека в отдельности независимо от положения в обществе или церковной иерархии.
Михаил Бузин
2013-09-23 10:04:04
Мда... похоже на правду. И как это исправить? Комментарий автора: Хотя бы не говорить ЗАО "РПЦ". Если что то не нравится - говоритечто то вроде "осинное гнездо" (один известный батюшка о внутренних конфликтах в женском монастыре) или иные выражения типа "гадючник", "курятник" и т.п.
Валерий Буравец
2013-09-26 04:45:49
Мир вам! Вы пишите: "человек показал свое религиозное и экономическое невежество, может ли он сказать что-то разумное?" Рассмотрим слово "невежество" по словарю С.Ожегова, это человек малообразованный, малокультурный, малосведующий".Правильно пишите: "может ли он сказать что-то разумное?", т.е. что-то может ли он сказать рассудительное. Чтобы рассудить надо понимать о чём говорить. Любая церковная деятельность: православные, баптисты, харизматики и другие, которые получают прибыль - это закрытые общества. Рассматривая по Писанию создающие свою коммуну. Как написано:"И полагали к ногам Апостолов" - /Деян.4.35/. А дальше написано, за то что Анания не дал, его умертвили /Деян.5.1-9/. Это опасное ситуация, когда церковь создаёт основу на деньгах, как бы заработать и теряя при этом благовестие Слово Божие. Закрываясь в своих бухгалтерских подсчётах теряя любовь к ближнему. Христос сказал: "Идите по всему миру" - /Мр.16.15/. Значит "идти" надо ко всем, а не создавать коммуну. Главное спасение миру. А кто пойдёт? конечно легче сидеть в тёплом помещении и считать свою прибыль. А разве об этом в Писании говорится - это вопрос? Комментарий автора: Упомянутая вами коммуна - это ВНУТРИПРИХОДСКИЕ взаимоотношения, фактически отношения между монахами в монастыре. А отношения ЦЕРКВИ и ОБЩЕСТВА - это Израиль и мир язычников. Тут и войны и завоевания и бегство из Египта с ограблением, казнями и обманом. Зашедший в храм "бог-в-душевец" - это не член общины, а "египтянин" которого можно на свечках и сувенирах "подогреть" - пусть платит за суеверия. А для христиан исповедь и евхаристия бесплатны.