Для ТЕБЯ - христианская газета

Праведность и не праведность в библии. часть первая - праведность и не праведность в ветхом завете
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Праведность и не праведность в библии. часть первая - праведность и не праведность в ветхом завете


В этой работе я намерен рассмотреть суть праведности и неправедности, связь их с угождением и неугождением Богу, разницу между тем, что люди считают праведностью, и что считает праведностью Бог, провести анализ всего этого, и вывести правило, на основании которого любой человек сможет проверять себя и свои поступки, чтобы, как писал апостол Павел самому судить себя, чтобы не быть осужденным с миром.
1) Праведность и не праведность в Ветхом Завете
2) Праведность и не праведность в Евангелии
3) Праведность и не праведность в деяниях апостолов
4) Праведность и не праведность в посланиях апостолов
5) Практические праведность и не праведность
6) Вера, которую Бог вменяет в праведность



1) Праведность и не праведность в ветхом завете.
Анализ понимания сути праведности в ветхом завете затрудняется тем, что между описанными там событиями и нашим временем лежит огромный промежуток, за который менялась не только философия праведности и неправедности, но и восприятие Бога. Так же на понимание праведности влияет «парадигма закона», которая заключается в том, что выполняя определенные действия и поступки, человек надеется угодить Богу, то есть обрести праведность. Плюс немаловажным фактором является отличие праведности в глазах человека, и праведности этого самого человека в глазах Бога. Причем опять же, есть разница между мнением Бога, создавшего все, и воскресившего из мертвых Иисуса из Назарета, и между своим восприятием как Бога, так и этого мнения, присущего Богу, у конкретного человека. Ведь если Бог в самом деле таков, как описывает библия, то Он на самом деле имеет свое личное мнение, и это мнение зачастую идет вразрез с мнением человека, группы людей, или огромного количества людей. Фактически, есть два вида праведности – праведность в своих глазах, и праведность в Его глазах.
Для Адама и Евы праведность была в том, чтобы плодиться, размножаться, давать имена животным, и не есть от дерева познания добра и зла. Это был правильный путь для них, путь который озвучил им Господь. И выбор – идти по этому пути, или свернуть с него, не имел никакой философской, или моральной окраски. Будете делать то и то, будете жить, не будете делать то и то умрете. Все просто, и без затей. Никакого самокопания, никаких придуманных , правил, никакого чужого мнения. И на фоне этого – никакого опыта. Ни у Адама ни у Евы не было понимания, что такое смерть для них, равно как и не было понимания, что Бог говорил всерьез. Поэтому их даже особо подталкивать не пришлось, так легонько качнул змей, и все. Остальное сделали они сами. Возникает вопрос – праведность для них была в послушании заповеди, смысла и сути которой не понимали, и хуже того, не воспринимали ее всерьез, потому что не воспринимали всерьез Бога, который дал ее? Очевидно, что с такими мотивами исполнить заповедь Божью было нереально. Поэтому нарушение заповеди было лишь вопросом времени. Но что было причиной? Непослушание из вредности? Зависть? Думаю, ответ и тут очевиден – причиной было то, что Бог для них был чем-то непонятным, безликим, с неизвестными способностями и целями. у них не было возможности познать Бога, чтобы понять, что Его слова всерьез, по одной простой причине. У них не было жизненного опыта. Да у них если честно, вообще никакого опыта не было. Поэтому очевидно, что их праведность заключалась именно в простых поступках по простым заповедям. Но вот было ли это настоящей правдностью? Было ли это праведностью не людей неопытных и неразумных, а людей опытных, мудрых, разумных, угодных Богу? И была ли жизнь Адама и Евы до «грехопадения» праведной? Если воспринимать их как людей без разума и опыта, которые не имели навыка различения добра и зла, то понятие праведности к ним вообще не применимо. Потому что праведность, это всегда противоположность неправедности, причем это добровольный и осознанный выбор. Следовательно, к Адаму и Еве понятие праведность, равно как и не праведность, не применимы в силу их неспособности отличать добро от зла.
В истории Адама и Евы есть еще один момент. С одной стороны они согрешили, отвергнув волю Бога о себе, но с другой стороны, сравнивая их дальнейшую жизнь, сравнивая все, что с ними произошло, с историей как всего человечества, так и истории еврейского народа, можно увидеть следующее.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их (Быт.3:20,21)

Во-первых, они стали родителями всех живущих на земле людей. Даже друг Божий Авраам стал отцом небольшого количества небольших народов. А из закона известно, что род грешников(неправедников) пресекается.
И во-вторых, они единственные люди на земле, которым Бог собственноручно изготовил и вручил одежду. Во всей библии нечто подобное встречается очень редко – манна небесная в пустыне, кормящий Илию ворон, масло и мука у бедной вдовы, которые не кончались по слову Илии, жертвенный ангнец, которого Бог дал Аврааму вместо сына его, Исаака, чудо Иисуса с кормлением многих тысяч народа несколькими хлебами и рыбами, и налог, который Петр вытащил из пасти рыбы, по слову Иисуса из Назарета. Ни одно из этих явлений не было связано с неправедниками и грешниками. А это дает все основания полагать, что традиционное восприятие истории Адама и Евы далеко не полно. Потому что если они согрешили, то Бог по идее должен был бы отвергнуть их от Себя, а на деле оказалось совсем иначе. Я не говорю, что они не согрешили перед Богом, я говорю о том, как Бог воспринял их поступок. И говорю о том, что восприятие поступка Богом намного важней самого поступка.

Первое упоминание о праведности связано с Авелем. В 1Иоан.3:12 написано, что Каин убил Авеля за то, что дела Авеля были добры, а дела Каина злы. Но в книге бытия нет никакого описания добрых дел Авеля. Зато есть описание злых дел Каина. Возможно, там было что-то, что не вошло в книгу бытия, но на сегодня ясно одно – есть описание неправедности, а праведность полная противоположность. В чем же была неправедность, или если угодно неправда, Каина?

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
(Быт.4:3-8)

Тут есть несколько моментов. Во первых, несмотря на то, что дар Авеля Бог принял, а дар Каина нет, отношение Бога к ним было одинаковым. И Бог не считал на тот момент Каина грешником, человеком неправедным. Сейчас можно много спорить о причинах принятия дара Авеля, и отвержения дара Каина, но все это не важно. Важно другое. Каин ощущал себя обделенным. Человек, к которому говорил Бог, с которым Бог так возился, к которому Бог был так милостив, ощущал себя обделенным. А почему? Да потому, что завидовал брату. Не потому, что ему нужно было быть угодным Богу, не потому что ему нужно было «заслужить расположение Бога», а потому что он хотел быть первым, чтобы все лучшее было ему. Каин не хотел анализировать причин того, что Бог не принял его дар, он не хотел работать над улучшением своего состояния перед Богом, он хотел лишь чтобы «все плюшки» достались ему. И когда кому-то досталось что-то лучшее, чем ему, он решил просто убить конкурента. То есть фактически Каин считал, что Бог обязан относиться к нему лучше, чем к другим. Следовательно, праведность – полная противоположность этому. Делай, что должен, и будь что будет. Авель понимал, что Бог Сам выбирает чей дар принять, кому и что дать, а Каин был уверен, что лучше Бога знает кому что давать, и у кого что принимать. Фактически, Каин поставил себя выше Бога, но поскольку тягаться с Богом не мог, то устранял конкурентов. Значит праведность Авеля была в тихости, незлобливости, довольстве тем, что имел.

Следующее упоминание о праведности встречается в пятой главе бытия. И связано оно с Енохом. Там написано, что Енох ходил перед Богом, но что это значит, достоверно не известно. Поэтому серьезно повлиять на исследуемый вопрос история Еноха не сможет. А вот история Ноя прольет свет на очень многое.

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
(Быт.6:5-9)

Тут опять противопоставление праведного и не праведного. Неправедное в развращении, в том, что помышления сердца их были злыми во всякое время. То есть люди жили ради неправды. А если вспомнить историю Каина, то люди жили ради себя, ради своего удовольствия, заботясь исключительно о себе. Причем это касалось как отношения к людям, так и отношения к Богу. Причем фраза «мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» говорит о том, что человеку свойственно иногда стремиться ко злу, та же обида, то же раздражение, та же зависть, да что угодно, все это стремление ко злу, но одно дело, когда они как эмоции, приходят, уходят, но на поступки не влияют, и совсем другое дело, когда они начинают управлять поступками, или хуже того, становятся смыслом жизни. В отличие от них, Ной жил по каким-то иным принципам, которые до нас не дошли. Все, что до нас дошло, это упоминание о том, что Ной был праведен и непорочен, и ходил перед Богом. Это уже второе упоминание о данном явлении. Могу лишь предположить, что означает оно то, что человек, ходящий перед Богом, считается не только со своими желаниями или обстоятельствами, а и с мнением Бога на доступном ему уровне.
Второе отличие Ноя от остальных людей было в том, что он послушался Бога. Не суть важно, как именно он получил знание от Бога о потопе. Было ли это видение, голос с неба, или письмо в золотом конверте, главное, что Ной счел это информацией от Бога. И Ной начал выполнять то, что повелел ему Бог. Но почему он стал выполнять? Потому что просто послушался, или потому что Бог был для него реальностью, и реальной силой, с которой нельзя было не считаться? Если бы праведность Ноя была в том, что он послушался, тогда Ной заслужил бы благодарность Бога именно за исполнительность. И следовательно именно этот принцип был бы верен и в отношении других людей Божьих, описанных в библии. но тем не менее, вся 11-я глава послания к евреям говорит о том, что праведность они обрели не потому, что сделали что-то, а потому что поверили Богу. Потому что отнеслись к Его словам, и к Нему Самому, всерьез. Потому что решили, что Он главный, и следовательно Ему видней. Потому что Его мнение было важней их жизни и судьбы. А уже поверив, они поступали по своей вере. Именно это и было с Ноем. Ной сначала поверил Богу настолько, что жил белой вороной в развращенном мире. Потом поверил Богу настолько, что стал строить корабль в мире, не видевшем ни одного дождя. Это конечно предположение, основанное на бытие 2 главе 4 и 5 стихах, но даже если допустить, что дожди были, ни одного серьезного, сопоставимого по мощности с грядущим наводнением, не было. И вот Ной, поверив Богу, начинает строить корабль. А учитывая, что строить ему приходилось вручную, не имея ни техники, ни заводов, и учитывая немальнькие размеры корабля, строил он долго. Очень долго. И скорее всего, все это время он был объектом насмешек. Но он верил Богу, потому для него обещание Бога было не менее важно, чем происходящее вокруг.
Следующий описанный в библии праведник – Авраам. Когда Бог сказал выйти из своей земли, и пойти в землю чужую, потому что в ней Бог возвеличит тогда еще Аврама, и даст ему потомство, Аврам подчинился и пошел. Судя по той же 12-й главе Бытия, где начинается история Аврама, даже выйдя из Харрана в землю, обещанную ему Богом, он не слишком уповал на то, что Бог сохранит его от всех бед, и исполнит обещанное. Неизвестно, чего было такого в Харране, что Аврам, бросив все, ушел куда глаза глядят, ясно одно. Он прислушался к тому, что открыл ему Бог. Сейчас не суть важно, как именно Бог ему то или иное открыл, но ясно, что это было что-то крайне убедительное. И Аврам немножко поверил Богу. Его веры хватило, чтобы выйти из своей земли, но не хватило, чтобы не бояться врагов. И это учитывая то, что к тому моменту Аврам уже дважды получал слово от Бога. Первый раз еще дома, а второй в Сихеме. и тем не менее, придя в Египет, Аврам испугался.

И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа. И поднялся Аврам и продолжал идти к югу. И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той. Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя. И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая; увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов. И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды. Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было (Быт.12:6-20)

С одной стороны Аврам конечно был не прав, и не прав сильно. И перед женой, телом которой покупал себе комфортную жизнь, и перед фараоном, которого подставлял, и перед Богом, Которому не поверил. Но с другой стороны видим совсем иное. Фараон, который не сделал(потому что не успел) греха прелюбодеяния, наказан за одну мысль о нем, а Аврам, фактически вдохновитель этого греха, не отделался даже легким испугом. Это говорит лишь об одном. Аврама и фараона Бог оценивал по разным шкалам. Можно сказать и иначе - фараон был под законом, и по закону был наказан, а Аврам был вне закона, и потому наказание обошло его стороной. В чем же отличие Аврама и фараона? И к Авраму и к Фараону говорил Бог. И Аврам и Фараон послушались Бога, и сделали что Он сказал. Но фараон просто подчинился силе, а Аврам пошел за Богом добровольно, причем еще до того, как Бог показал силу и исполнил обещанное. То есть получается, что оба они верили в Бога(верили что есть некая сила, которую называют «Бог», впрочем, название тут не важно), но один доверял Богу настолько, что решился на безрассудный поступок, и покинул насиженное место, еще ничего не получив кроме обещания, а другой подчинился угрозе и наказанию, но о доверии Богу речь даже не шла.
В дальнеших главах Бытия видно, как прогрессировало доверие Богу со стороны Аврама, что в конечном итоге дало ему достаточно сил, чтобы довериться Богу даже в повелении принести в жертву единственного сына, наследника. Судя по всему для Авраама к этому времени стало аксиомой утверждение, что Бог всегда исполняет обещание. И раз Бог обещал что именно Исаак станет ему наследником, и его потомки наследуют землю, то смерть Исаака ничего не изменит. Потому что не в Исааке дело, а в Божьем обещании. К этому времени Авраам настолько доверял Богу, что считался с Его обещаниями намного больше, чем с жизненным опытом, логикой и разумом. И это был не тупой фанатизм вперемешку с фатализмом, это было понимание Бога, познание Бога, это было настоящее доверие Ему.
Но вот вопрос. Когда именно Бог вменил Аврааму веру в праведность? Когда тот принес в жертву своего сына, или когда только начал делать первые шаги к доверию Богу? Судя по истории Авраама, уже доверие Богу в выходе из Харрана Бог вменил ему в праведность. следовательно, в праведность вменены были не поступки, а понимание Бога, понимание того, что Бог, кем бы или чем бы человек Его не считал, заслуживает внимания и доверия.
Многие могут спросить, а как же тогда – вера без дел мертва? Ведь если мужей Божьих Бог принял не за дела, а за веру, то почему тогда Иисус говорил – что вы называете Меня – Господи, Господи, и не делаете то, что говорю? Я к этому вопросу вернусь, когда буду подробно разбирать, что представляет собой вера, которую Бог вменяет в праведность.
Все эти выводы – Бог вменяет веру(доверие) в праведность, причем веру не абсолютную, а даже слабую и минимальную, имеют прямое подтверждение во всей книге Бытия. И Исааку, и Иакову, и Вениамину, всем им в праведность была вменена вера. Их поступки зачастую были далеки от того, что принято считать праведностью, но Бог смотрел не так, как люди.
Особенно интересна в этом плане история Моисея. Моисей воспитывался при дворе фараона, хотя и был евреем. Следует учесть тот факт, что после смерти Иакова прошло около четырех столетий, и история патриархов, угодивших Богу, превратилась в легенду. В сказку. А суровая правда жизни была такова – евреи оказались бесправными рабами. И вот Моисей, выросший при дворе фараона. Несомненно он знал «сказки» своего народа, и скорее всего тяготел к нему, иначе с чего бы убил египтянина, спасая еврея. Но как бы ни тяготел он к своему народу, когда угроза разоблачения его убийства стала реальной, Моисей убежал. Убежал не абы куда, а к священнику. Может, конечно, он не бежал именно к священнику, то есть жрецу какого-то божества, а просто так получилось, а может наоборот, бежал, прекрасно понимая, куда и зачем. Ясно одно – он знал еврейские сказки о Боге, но не знал того Бога, который был Богом Авраама, Исаака и Иакова. Моисей не знал ни чего хочет этот Бог, ни есть ли Он на самом деле, ни какой Он, не знал ничего. И вот Моисей оказывается у священника, и женится на его дочери. А дальше самое интересное.

Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог (Исх.2:23-25)

Видимо евреев прижало настолько сильно, что они стали искать помощи у Того, кого считали сказкой. То есть отнеслись к Богу, которого не знали, но о котором только слышали, с необычайной серьезностью. И Бог принял это. То есть засчитал им это за праведность, и решил помочь. Это вполне укладывается в схему взаимоотношений «Бог-человек», которая видна в историях книги Бытие.
После этого Моисей встречается с Богом. На самом деле Моисей встречается с необъяснимым явлением, которое попирает все известные законы природы. следовательно, за этим явлением стоит сила. А согласно еврейской легенде такая сила была лишь у Бога Авраама, Исаака и Иакова. Сейчас не важно, встретился ли Моисей лично с Богом, встретился ли с ангелом или видением, важно вот что – Моисей воспринял горящий куст, как проявление Бога. И закрыл глаза, чтобы не глядеть на него. Можно лишь предположить, что чувствовал он тогда.
И Бог дал ему задание. И Моисей стал спорить, но не потому, что был спорщиком, а потому, что понял – Бог дал ему задание, которое он должен исполнить. А в своих силах Моисей не был уверен, скорее наоборот. Тяжесть задания пугала его. То есть Моисей отнесся к «голосу Бога» крайне всерьез, настолько, что принялся анализировать, сможет ли он исполнить порученное, и как именно это исполнять. И Моисей поднимает интересный вопрос.

И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род. (Исх.3:13-15)

То есть вопрос на самом деле был таким – как нам воспринимать Тебя? Ведь тогда имя было не просто условным номером, набором звуков и символов, а так или иначе отображало личность обладателя имени. И Моисей как для себя, так и для всего народа нуждался в понимании личности Бога. И Бог дает два ответа – Я существую вечно, и – Я, Бог отцов ваших. То есть к описанию «Бог Авраама, Исаака и Иакова» добавляется описание «Всегда существущий, вечный».
Дальше Моисей снова сомневается в себе, в своей способности исполнить поручение. Но не сомневается в том, что Некто, или Нечто, кто был Богом Авраама, Исаака и Иакова, дает ему все более и более сложное поручение. И Бог дает ему не только ответы, но и силу и знамения, чтобы исполнить порученное. Возникает вопрос. С одной стороны Моисей вроде бы верил Богу, и относился к Его повелению всерьез. А с другой стороны боялся идти исполнять. Так доверял ли он Богу? Думаю, тут не может быть однозначного ответа. То есть доверял, но мало. Но доверял.
На том этапе Моисей поверил Богу, потому, что увидел чудо. Равно как и евреи поверили, что Бог вспомнил о них, потому что Моисей показал им данное Богом знамение. Вроде бы и Моисей и народ поверили Богу, и по идее Бог должен был вменить им это в праведность. Но никто из тех, кто вышел из Египта, не дошел до обещанной Богом земли. За исключением Халева и Иисуса Навина.
То есть Бог вменил им праведность по вере, и вывел из Египта, но праведности этой оказалось недостаточно, чтобы войти в землю обетованную, потому что евреи верили, что какая-то сила, называемая «Сущий» и «Бог Авраама, Исаака и Иакова», помогает им, но не доверяли этой силе, и потому не подчинялись выдвигаемым этой силой требованиям.
Но тут есть еще одна сторона. Сорок лет они ходили по пустыне, имея еду, имея надежду, имея защиту и жилье. Кто-то может сказать, - это так мало. Но с другой стороны, это неизмеримо больше, чем то, что они имели в Египте. Выходит, Бог все же засчитал их веру, и благословил их на их пути.
Дальнейшая история Моисея и народа лишь подтверждает уже выведенный принцип – от веры в то, что Бог есть, к доверию Богу, и послушанию Ему. То есть прогресс как веры, то есть уверенности в том, чего не видят, так и познания Бога, познания Его характера, Его отношения, Его Души и личности. И те, кто продвигался в этом познании, все больше и больше приближались к Богу.
Тут возникает еще один вопрос. Ведь Моисей не послушался Бога, и не вошел в землю обетованную. Выходит, Бог не счел его достойным войти в землю. А с другой стороны, Бог счел его достойным, чтобы Моисей беседовал с Иисусом на виду у будущих апостолов. следовательно, Бог счел что Моисей достойно выполнил порученное ему. Так в чем же причина того, что Моисей не вошел в землю обетованную? Ведь и Давид, и Авраам, и уж тем более Иаков, и даже Илия, делали куда более серьезные ошибки, и обошлось без последствий. Думаю, причина была в одном – Моисей выполнил поставленную Богом задачу, и не только вывел народ из Египта, но и дал народу основание понимания Бога, основание восприятия Бога, достаточно внятное описание Бога. А поскольку к тому времени Моисею было далеко за сто лет, то он стал ошибаться. Он исполнил служение, выложился до предела, и Бог снял с него ношу, когда силы и способности Моисея пошли на спад. Это не было немилостью Бога, как я уже показал, это не было наказанием, это было, если можно так выразиться, почетным отдыхом, почетной пенсией.
Это подтверждается и последней главой книги Второзаконие, где описана смерть Моисея. Это совсем не похоже на наказание за грех или ошибку. Ведь из библии известно, что со времен Адама и до времен Давида продолжительность жизни постепенно сокращалась. С почти тысячи лет, до примерно семидесяти. а Моисей дожил до 120, и как написано - но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась. Моисей исполнил порученное Ему Богом, и спокойно умер. То есть просто перешел в другой мир, находясь в котором удостоился чести беседовать с Иисусом из Назарета, Мессией.
Следующие два праведника – Иисус Навин и Халев. Вот что написано об их праведности(правде перед Богом).

И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему; но жив Я, и славы Господней полна вся земля: все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят ее;
но раба Моего, Халева, за то, что в нем был иной дух, и он совершенно повиновался Мне, введу в землю, в которую он ходил, и семя его наследует ее; (Чис.14:20-24)

тут идет противопоставление евреев и Халева. Евреи видели знамения, чудеса, силу Божью, но в отличии от Халева, их это не убедило, что с Богом нужно считаться. То есть они на самом деле не видели связи между чудесами, произведенными через Моисея, требованиями озвученными через Моисея, и некоей непонятной силой из сказок, называемой «Бог Авраама, Исаака и Иакова». А Халев это связь видел. выражение «в нем был иной дух», означает, что он иначе воспринимал, чем они, потому что оценивал по другим критериям. Еврейское слово «руах», переведенное тут как «дух», помимо прочих значений означает и мировоззрение, и систему ценностей, и чувства, и цель. Поэтому для Халева Бог Авраама, Исаака и Иакова был реальностью, и следовательно была прямая связь между озвученными через Моисея словами и обещаниями, сделанными через него чудесами, и тем самым Богом. Для Халева было очевидно, что во первых с Богом нельзя не считаться, а во вторых, что это именно Бог действует через Моисея. Вот как описана позиция Халева в книге чисел

И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес, и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли; и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед, и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там; Амалик живет на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана. Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас. И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней, и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их (Чис.13:27-34)

Халев и Иисус Навин видели то же самое, что и все, но выводы сделал прямо противоположные. Потому что для него обещание Бога было чем-то таким, что достойно доверия. И именно это вменилось им в праведность. Все один в один как в остальных примерах – человек поверил Богу, доверился Богу, и стал поступать доверяя Богу. И Бог засчитал это за жизнь по Его воле.
Поэтому только эти двое, из всех вышедших из Египта, и вошли в обещанную Богом землю.

Еще один пример праведности дан в книге Иисуса Навина. Это Раав-блудница. Существуют разные мнения на ее счет. Одни считают, что она была проституткой или просто гулящей женщиной, другие считают, что она держала бордель, главное вот в чем. Честную и порядочную женщину не назовут блудницей. Что однако не помешало ей оказаться праведной в глазах Бога, причем ее праведности хватило не только на нее, а и на ее семью. Вот что написано о ней в библии

Когда в седьмой раз священники трубили трубами, Иисус сказал народу: воскликните, ибо Господь предал вам город! город будет под заклятием, и все, что в нем, Господу; только Раав блудница пусть останется в живых, она и всякий, кто у нее в доме; потому что она укрыла посланных, которых мы посылали; но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды; и все серебро и золото, и сосуды медные и железные да будут святынею Господу и войдут в сокровищницу Господню. Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена [города] до своего основания, и народ пошел в город, каждый с своей стороны, и взяли город. И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, [все истребили] мечом. А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее [были], и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. А город и все, что в нем, сожгли огнем; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, в сокровищницу дома Господня. Раав же блудницу и дом отца ее и всех, которые у нее [были], Иисус оставил в живых, и она живет среди Израиля до сего дня, потому что она укрыла посланных, которых посылал Иисус для высмотрения Иерихона. (Иис.Нав.6:15-24)

С одной стороны в праведность ей был засчитан поступок – она приняла и спрятала разведчиков-израильтян. Но почему она это сделала? Потому что была психически нестабильной чувственной и всякое прочее, женщиной? Вот что о ней пишет автор послания к Евреям

Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными. (Евр.11:31)

Правда Апостол Иаков пишет о том, что Раав оправдалась делами, но пишет это опять же в контексте веры, которая не производит дел. К этому я еще вернусь, когда буду рассматривать какую именно веру Бог вменяет в праведность.

Следующий пример, хотя скорее анти-пример, дан в книге Судей.

когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет, и похоронили его в пределе удела его в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, на север от горы Гааша; и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю, - тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам; оставили Господа Бога отцов своих, Который вывел их из земли Египетской, и обратились к другим богам, богам народов, окружавших их, и стали поклоняться им, и раздражили Господа; оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам. И воспылал гнев Господень на Израиля, и предал их в руки грабителей, и грабили их; и предал их в руки врагов, окружавших их, и не могли уже устоять пред врагами своими. Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь. И им было весьма тесно (Суд.2:8-15)

Что же произошло с народом? Почему народ забыл Бога? Почему Бог Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иисуса Навина и Халева стал для них сказкой? И самое главное, почему они обратились к другим богам? Думаю, ответ достаточно очевиден. У них была сказка о могучем Боге, которого никто из них в глаза не видел, и была нужда в пусть и иллюзорной, но надежде, что все будет хорошо. Ведь для чего приносят люди жертвы идолам, божествам, и прочему? для того, чтобы им было хорошо. Чтобы божество, или то, что люди считают таким, не прогневалось, и не наказало их. То есть главным тут являлась даже не помощь божества, а ощущение надежды, самообман. Ну и плюс ко всему, Бог Авраама, Исаака и Иакова был весьма требовательным, и к тому же невидимым. Поэтому исходя из того, что главное – ощущение надежды, Он был намного менее привлекальным, чем идолы и придуманные боги. Потому что с идолами и придуманными богами всегда можно договориться, всегда найти виноватых в своих бедах, и идолы с богами не будут спорить, потому что они всегда на стороне своего адепта, ведь являются его придумкой, его иллюзией. В отличие от них Бог Авраама, Исаака и Иакова был требовательным, и с Ним не получалось договориться. И Он строго спрашивал за неисполнение Его воли. Но поскольку для людей главным была не Его воля( с которой они лишь считались, как с диким животным, или наводнением, особенно если она была подкреплена очередными демонстрациями силы) а их ощущение надежды, упования, и стремление идти по более легкому пути, то как только прекращались демонстрации силы и как только переставали людей подгонять в нужном направлении, они тут же начинали искать более легких путей. А причина этому была одна. Бог Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Иисуса Навина, Халева, и прочих был именно их Богом. Богом, которого они знали, и который был для них реален. А прочие видели лишь людей, за которыми стояла непонятная и неизвестная сила, да и не факт, что это была не их сила, а какой-то Бог. Вот и приводила внутренняя неправедность к неправедности внешней.

В книге судей израилевых дано много описаний праведности и не праведности. Но нужно попытаться понять, была ли описанная жизнь судей, той же Деворы, того же Варака или Самсона, настоящей праведностью? Для того, чтобы это понять, нужно вспомнить слова одного из величайших праведников – царя Давида.

Псалом Давида. Учение. Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства! (Пс.31:1,2)

Давид описывает праведность не как правильные поступки, а как прощение вины, и списание грехов. Давид понимал, что такое праведность, ведь в его жизни хватало грехов, но Бог вменял ему праведность. И тут ничего не меняло ни прелюбодейство Давида, ни беззаконное и подлое убийство Урии, ни спесь и самомнение Давида, когда он решил посчитать народ, чтобы знать, каким количеством людей он владеет. Ничего этого не изменило его статуса перед Богом. Та же самая ситуация с Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем, Даниилом, Илией, Иеремией, да с любым из людей Божьих. Поэтому я не буду описывать всех их, а остановлюсь на нескольких, на мой взгляд особенных людях.
Во-первых, это Ездра и Неемия. Люди, которым постоянно противостояли сильные противники, но которые все равно делали то, во что верили. Ездра пошел против всего народа, против привычного уклада жизни, потому что верил – раз Бог сказал не брать жен из языческих народов, значит, взяв оттуда жен, евреи согрешили. И народ согласился поступить по закону. Сейчас важно не то, правильно и гуманно они поступили, или нет. Сейчас важно понять, в чем была праведность и вера Ездры. И почему народ не просто согласился с его словами, а фактически своими руками разрушил свою жизнь. Что такого было в Ездре, что убедило людей? И в Ездре ли было дело?
На момент выхода евреев из Вавилона, древний город стал провинцией Персии, нынешнего Ирана. Семьдесят лет, целое поколение, народ провел в Вавилонском плену. Это был не такой тяжкий период, как окончание египетского плена, потому что и Вавилонские, и персидские цари были мудры в этом, предпочитая обходиться без чрезмерной жестокости. Да, евреев выселили с их земли, но рабами они не стали. Тем не менее, семьдесят лет достаточный срок, чтобы забыть, что Бог Израилев не сказка, а самая что ни на есть реальная реальность. Жизнь продолжалась даже в плену, одни умирали, другие рождались. На философию и веру евреев влияли философия и вера их окружения. Закон Моисея уже не казался им обязательным к исполнению, да и Бог Израилев казался далекой и нереальной легендой, сказкой, которая не выдерживала сравнения с жизнью. И вот что говорит сам Ездра.

И провозгласил я там пост у реки Агавы, чтобы смириться нам пред лицем Бога нашего, просить у Него благополучного пути для себя и для детей наших и для всего имущества нашего, так как мне стыдно было просить у царя войска и всадников для охранения нашего от врага на пути, ибо мы, говоря с царем, сказали: рука Бога нашего для всех прибегающих к Нему [есть] благодеющая, а на всех оставляющих Его - могущество Его и гнев Его! Итак мы постились и просили Бога нашего о сем, и Он услышал нас. (Ездр.8:21-23)

Ездра понимал опасности пути, ведь был человеком неглупым. Но, для него было аксиомой – если Бог защитит, никто ничего им не сделает. Если Бог не защитит, никакие силы не помогут. Плюс еще и заявил царю, что их Бог такой могучий, что защитит их. Ездра не хотел верить лишь на словах. И потому стал искать защиты у Бога. И вот тут начинается самое интересное. Бог услышал их. Сейчас не важно, как именно они узнали, что Бог услышал их. важно, что для него и остальных это стало реальностью. Но что еще важней. Дальнейшие события показали – это была не массовая галлюцинация, это была самая что ни есть реальная реальность. Бог услышал их и сохранил. Большая куча народа, среди которого не было профессиональных солдат, пограбить которую было бы за радость любой более менее крупной дружине или отряду, несла с собой огромное количество драгоценностей. И дошла без приключений и потерь. Потому что Бог услышал их и сохранил их.
А в 9 и 10 главах описано собственно отделение Израиля от чужеземных жен. Главным во всей этой истории было вот что – для Ездры была очевидна связь между законом Моисея, и Богом Всесильным. То есть кто нарушал Закон, тот нарушал волю Бога, и именно Бог тогда приводил на нарушителя наказание. Ездра воспринимал Бога более чем всерьез. И его вера заразила народ, и народ исправил свои ошибки. Можно долго спорить о том, что Ездра мол не знал любви Божьей, не понимал, что Бог любит всех людей, и прочее, но ведь Ездра исходил из того, что знал на тот момент. Он имел какую-то информацию о Боге, какое-то, пусть и не очень точное понимание Его целей, Его ценностей, и поступал по этому. Он верил тому, что знал о Боге, поступал по своей вере, и Бог отвечал на его веру и поступки.
Немного позже событий книги Ездры развивались и события книги Неемии. Да, и Ездра, и Неемия были в авторитете у царей, но цари далеко, а враги близко. Да и цари – не слишком надежная защита. Оба этих великих человека Божьих не просто знали о Боге Израилеве, Он для них стал реальностью. Тут нужно рассмотреть вот что. С одной стороны, напрямую с Богом они не встречались, все, что у них было – Закон, Совесть, и опыт, но ведь это было у всех, почему же для них Бог стал реальностью? Почему они, даже не видя Его, поверили Ему? Почему подчинились? И самое главное, почему рисковали своей жизнью ради своей веры? Этот вопрос я буду подробно разбирать в последней части своего труда. Пока же остановлюсь на том, что общая картина праведности в исполнении Ездры и Неемии такая же, как в исполнении остальных людей Божьих. Люди узнали информацию о Боге, получили какое-то доказательство, и поверили этому всей душой, подчинив этой вере всю свою жизнь. И Бог вменил им это в праведность.
Во-вторых, это царь Давид. В жизни Давида было много хорошего и много плохого. Были поступки великой веры, и были великие падения. Тем не менее, за Мессией прочно закрепилось звание «сын Давида». Все это говорит лишь об одном – ошибки Давида были в глазах Бога намного менее актуальны, чем его доверие Богу. Давид, будучи достаточно молодым, вышел в бой против Голиафа. Каким бы неповоротливым тот не был, все же он был воином, и имел солидную подготовку, не говоря уж о боевом опыте. Да, Давид мог рискнуть, и запустить в него камень из пращи. И может быть ему даже повезло бы убить Голиафа, мало ли случайностей бывает? Но все дело в том, что Давид точно знал – он убьет Голиафа. Пастух убьет воина, с неизвестными боевыми качествами. Вопрос – откуда он это знал?
В-третьих, это пророки Илия, Елисей, Исайя, Иеремия, Осия, и прочие. Они оказались в оппозиции всему иудейскому обществу, и все равно делали то, что считали правильным. потому что для них Бог Израилев был не сказкой и не легендой. А реальностью. И в этой реальности жить угождая Ему, даже если жизнь коротка и полна скорбей, лучше, чем жить хорошо, сытно, весело и долго, но без Него.
И в-четвертых, это особые люди – Иов и Иона.
Иов не был евреем, он был современником Авраама. То есть для него не было «Бога Израилева», «Бога Авраама, Исаака, Иакова», для него был просто «Бог Всемогущий», который может все. Для Иова было аксиомой, что Бог может все, что Бог делает то, что Сам считает нужным, и что Бог если с кем и считается, то лишь потому что Сам так хочет. Это была основа праведности Иова. И праведность Иова была так велика, что Бог хвалился ею. Это одна сторона медали. А другая сторона – праведность Иова была праведностью исполнителя закона, но не праведностью веры. Потому что в конце своей эпопеи Иов, которого Бог назвал праведным, заявил

Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле. (Иов.42:5,6).

Все это говорит лишь об одном. Только в конце испытаний Иов пришел к настоящей праведности. К праведности – исполнению воли Божьей. К праведности, для которой Бог создал людей. К праведности – познанию своего Создателя.
В отличие от Иова, Иона прекрасно понимал, кто такой Бог, понимал, чего Бог хочет, понимал Его отношение. Но Ассирийцы, на спасение которых Бог его откомандировал, оставили заметный след в истории Израиля. И след это был не хорошим и не добрым. И Иона понимал, раз Бог посылает его с вестью о покаянии, значит, хочет спасти ассирийцев, жителей Ниневии. Вот только сам Иона к ним любовью не пылал. Вроде бы, неподчинение Богу, это прямое проявление неправедности. За это Моисей не вошел в землю обетованную, Давид был наказан, а Саул лишился царства. Что же происходит с Ионой? Сначала он попадает в шторм, а потом оказывается проглоченным огромной рыбой. Понимаю, звучит это нереально, но Иисус считал эту историю истинной. Потому и я ее такой считаю. И вот Иона во чреве кита. Его нелюбовь к ниневитянам оказалась сильней шторма. Но вот в желудке у рыбы, в темноте и вони, среди слизи и прочего… это оказалось сильней его ненависти. И Иона смирился. И вот тут возникает парадокс. С одной стороны закон Моисея подразумевает, что любое осознанное непослушание –тяжкий грех, последствия которого тянутся на много поколений. Но на Иону не пришло проклятье, хотя он демонстративно отвернулся от воли Бога. Хуже того, мало кому из проповедников удавалось обратить к Богу целый город за три дня. И что еще хуже, когда Иона сделал то, что Бог ему повелел, и был в расстроенных чувствах, как же, своими руками спас своих злейших врагов, Бог сделал для него то, что не делал ни для Давида, ни для Авраама.

И вышел Иона из города, и сел с восточной стороны у города, и сделал себе там кущу, и сел под нею в тени, чтобы увидеть, что будет с городом. И произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень и чтобы избавить его от огорчения его; Иона весьма обрадовался этому растению. (Ион.4:5,6)

Иона демонстративно отверг волю Бога, потому что знал, как Бог поступит, а вместо наказания – радость. Этот пример разбивает любое классическое понимание праведности, основанное на том, что праведность, это поступки по какому-то шаблону. В этой истории видно, что праведность, это когда Бог засчитывает человеку что-то в праведность, и наоборот, не засчитывает в грех. То есть важен даже не сам поступок, а отношение к нему Бога.

Теперь хочу рассмотреть несколько примеров из жизни царей иудейских и израильских, чтобы картина праведности и неправедности была более полной.
Первым будет царь Саул. Как первый по списку, и как наиболее подробно описанный. Сначала он был вполне себе нормальным царем, особенно если сравнивать с большинством других царей. Но потом что-то случилось. И Бог отверг его. Но вот вопрос. Был ли он угодным Богу царем? Судя по его финалу, нет. Но почему тогда Бог поставил его на эту должность? На мой взгляд ответ кроется как раз в окончании его истории. Он был поставлен с одной целью – сформировать Давида. На момент поставления Саула царем, Давид был еще ребенком, не имел жизненного опыта и мудрости. Да, был у Бога в благословении, и потому все у него получалось хорошо. Но понимал ли Давид в глубине души, что Бог на самом деле всем управляет, и делает лишь то, что считает нужным Сам? Даже великий мудрец Иов, и тот до финала своей эпопеи не понимал этого. Да и истории приключений Давида, его грех с Вирсавией и Урией(а ведь к этом времени он уже не один год был царем, много чего повидал, и так далее), и его столь самолюбивое и гордое желание сосчитать, сколькими же людьми он владеет, говорят лишь об одном – даже в зрелом возрасте Давид не о конца понимал это, что же говорить о его юности? Поэтому очевидно, что постановление Саула царем преследовало в первую очередь именно эту цель – воспитание нужно понимания у Давида. Но это порождает несколько вопросов.
1) Справедлив ли Бог, ведь фактически, Он подставил Саула, так же как подставил Адама и Еву?
2) Если Бог был прав в ситуации Адама с Евой и Саула, то почему тогда кажется, что Он несправедлив?
3) В чем была на самом деле вина Саула?
Теперь я постараюсь ответить на эти вопросы, обосновав ответ писанием. Если исходить из того, что справедливость и правда Бога, это аксиома, то получается, что правильность и не правильность считается не от того, как это воспринимает человек, а от того, как это воспринимает Бог. Зачастую христианам сложно это понять, ведь они все оценивают со своей колокольни – правильно то, что они считают правильным, не правильно – соответственно то, что они считают неправильным. Именно такая позиция была у Иова на начало его эпопеи. Именно такая позиция была у Саула.

И ждал он семь дней, до срока, [назначенного] Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. И сказал Саул: приведите ко мне, что [назначено] для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознес всесожжение. Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе; тогда подумал я: "теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа", и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом (1Цар.13:8-14)

И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа. Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта; теперь иди и порази Амалика, и истреби все, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла. И собрал Саул народ и насчитал их в Телаиме двести тысяч Израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина. И дошел Саул до города Амаликова, и сделал засаду в долине. И сказал Саул Кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика. И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом; и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом. Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили. И было слово Господа к Самуилу такое: жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь. И встал Самуил рано утром [и пошел] навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, и сошел в Галгал. Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили. И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори. И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? И послал тебя Господь в путь, сказав: "иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их". Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?
20 И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале. И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть [такой же] грех, что волшебство, и противление [то же, что] идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем. И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их; теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу. И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем. (1Цар.15:1-26)

А еще была история с волшебницей, вызывавшей дух Самуила. Все это говорит лишь об одном – Саул не считал, что Богу видней, что и как надо делать. Саул считал, что это ему видней, что и как угодно Богу. Именно это и было причиной всех его падений и в итоге смерти. Получается, что все «ошибки» Саула не были самостоятельными, а были лишь следствием его восприятия Бога, следствием неверного понимания Бога, и Его требований, отсутствия понимания реальности Бога как личности, как Господина всего существующего.
Это конечно не все примеры праведности и не праведности ветхого завета, но это самые яркие и самые основные, в которых видна общая система. Проверить же систему каждый может самостоятельно, библией, совестью, и Духом Божьим.
Следующий пример – Соломон, поскольку пример царя Давида я уже приводил. Соломон был мудр, он умел делать деньги, и решать задачи. К нему говорил Бог. Но, у Соломона, как и у Саула, не было осознания реальности Бога как личности, со своими требованиями, желаниями, целями. так, непонятная сила, больше похожая на удачу. А ведь Соломон вырос при еще живом Давиде, и имел перед собой пример человека, с которым вел дела Бог. Но что видел Соломон? Он видел невероятно удачливого человека, к которому была расположена какая-то непонятная сила, которую почему-то называли то Богом Авраама, Исаака и Иакова, то Богом Давида, то еще как-то. Да, Соломон продолжал дело своего отца и строил храм Богу. Было это праведностью? На первый взгляд было. Но почему тогда Бог его отверг?

И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок, из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: "не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам"; к ним прилепился Соломон любовью. И было у него семьсот жен и триста наложниц; и развратили жены его сердце его. Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам. И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце свое от Господа Бога Израилева, Который два раза являлся ему и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь. И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему; но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его; и не все царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал. И воздвиг Господь противника на Соломона, Адера Идумеянина, из царского Идумейского рода (3Цар.11:1-14)

С одной стороны написано, что это жены развратили сердце Соломона. То есть отчасти это они виноваты в его падении. Ничего не напоминает? Это все жена, которую Ты дал мне, она дала мне плод, и я ел. Но на самом деле это был осознанный выбор Соломона, который показывает, насколько серьезно он воспринимал Бога Израилева, и насколько очевидна для него была связь между Богом Израилевым, и законом, данным через Моисея. именно потому, что Соломон не воспринимал всерьез эту связь, он и нарушил спокойно предписание закона, и позволил своим женам совратить себя, и в итоге стал служить другим богам. То есть само отступление от Бога стало лишь следствием неверного восприятия Бога, или говоря иными словами, неверной веры.

Еще один крайне интересный пример дан в последней главе 3-й книги царств. Ахав, царь Израиля. У него были «пророки Господа», как из называли, но которые говорили лишь угодное царю. То есть царь считался с тем, что есть некая сила, под названием «Господь, Бог Израиля». Но при этом он точно так же считался и с другими богами окрестных земель.
Другой пример – современник Ахава, Иосафат, царь Иудейский. В 2-я Паралипоменон 20 главе описано, как на него пошли войной несколько народов. Силы были неравны. И Иосафат стал просить Бога о помощи. То есть он понимал, что кем бы ни являлся «Бог Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и прочих», Он реально мог помочь в такой ситуации. И когда Бог послал через пророка слово, чтобы не боялись иудеи, потому что это не их война, для Иосафата это было достаточно. Для него это было ответом от Бога, Которого он просил о помощи. И царь вместе со всем народом стали славить Бога, хотя еще не видели исполнения обещания. То есть для царя(ведь речь именно о нем, и плюс на него смотрит народ) обещания Бога было равносильно действию. То есть если Бог обещает что-то сделать, значит, ничего не помешает Ему это сделать. Поэтому такая разница между Ахавом и Иосафатом. Ахав служил разным богам, потому что не понимал и не знал, потому не видел разницы между богами придуманными и Богом настоящим, ведь все они были сродни удаче. А Иосафат наоборот, понимая реальность Бога, о котором говорили Авраам, Исаак, Иаков и Моисей, поступал по тому, что считал угодным Ему. Тут нужно не забывать еще один фактор. На тот момент в Израиле и Иудее не было сильной «законнической» партии или организации, которая бы так или иначе заставляла бы людей следовать закону. Такие партии время от времени появлялись в правление царей типа Иосафата, но с их смертью и приходом на их место царей, не радевших о законе, разваливались. Изменения произошли после вавилонского плена и постепенно вылились в обретшие политическую силу движения фарисеев и саддукеев. Поэтому с их приходом во власть в народе стала формироваться парадигма «жизни по закону». Парадигма связи между поступками, названными в книгах Царств – делать угодное Богу, и благополучием народа. И упор делался именно на дела, а не на знание Бога Израилева. Да и как мог делаться упор на знание Бога, если Его не знали сами религиозные лидеры. Все что у них было – сборник различных книг – Тора, пророки, писания. И выводы о делах «угодных Богу» делались именно на основании своего понимания написанного в этих книгах.

Еще одна очень интересная история связана с царем Иоасом. Это 2-я Паралипоменон 24 глава. Пока был жив священник Иодай, царь Иоас держался Бога Авраама, Исаака, Иакова, Моисея и Давида. Он обновлял храм, делал много хорошего и полезного, пока наставлял его священник Иодай. Но когда Иодай умер, Иоас начал слушать князей иудейских, которые в отличие от священника не видели никакой нужды жить для этого Бога, потому что Он был для них лишь одним из многих, но куда более требовательным и привередливым, чем прочие. Все это говорит лишь об одном. Иоас следовал за людьми. Когда люди менялись, менялось и его мировоззрение, и его восприятие Бога. Та же самая история была со многими царями иудейскими, которые, будучи наставляемы людьми Божьими, следовали их наставлениями и делали правильное, но поскольку для них «Бог Израилев» был лишь одним из многих, то как только влияние людей Божьих ослабевало, и усиливалось влияние их противников, позиция царей менялась так же.

Все это лишь подтверждает выводы о том, что во первых, праведность зависит не от поступков, а от того, засчитал ее Бог, или нет, во вторых, что это именно Бог оценивает праведность и не праведность, и в третьих, что праведные поступки идут от реального осознания Бога, от понимания Его, понимания Его характера, целей, отношения, и подчинения Ему.

Комментарий автора:
первая часть исследования, посвященная поиску настоящей праведности, о которой говорит библия, и о которой говорил Иисус - если ваша праведность не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. по мере написания буду выкладывать остальные части. я не претендую на глубокий академический анализ, или на полный учет всех фактов, данных в писании. моя цель заинтересовать, заставить задуматься об этом, и начать искать ответы самостоятельно. тем более, что каждый перед Богом будет отвечать только за себя. или с другой стороны - за себя отвечать придется обязательно.

Об авторе все произведения автора >>>

Владимир Молоканов, Новороссийск, Россия
уверовал в 1994 году, с тех пор служу Христу. Люблю Бога и людей. пока не женат.
e-mail автора: jukvovan@mail.ru
сайт автора: молодежный христианский портал

 
Прочитано 6753 раза. Голосов 3. Средняя оценка: 4.33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Теология обратите внимание

Послание Пергаму - Габор

Мой Отец возьми на Своё крыло - СВЕТЛАНА ДРИГУНЕЦ

Родословная Моисея - Vehi

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
О гвоздях и языке - Галина Подьяпольская

Поэзия :
Христос живе в мені і діє - Ольга Назарова

Поэзия :
Дорога жизни - сергей рудой

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100