«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»(Гал 5,4-6).
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ГОСПОДЕ
«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3,21).
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).
Это две строки из Нового завета и все. Но за то в Старом завете обильно поучении по воспитанию детей.
«Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Пр. 13,25).
«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Пр. 29,15).
Пользоваться ли розгами при воспитании детей или нет? Какова здесь воля Господа? На эту тему ведётся много споров. Поскольку у меня в семье пятеро дочерей – понятно, что правильное понимание Божьей воли в этом вопросе имеет первостепенное значение в моей жизни. Будучи молодым христианином, я усердно держался того учения, которое преподавалось в нашей церкви. А именно – отцы, жалеющие розги своим детям, жалеют им любви.
Придерживаясь в деле воспитания этих, вроде бы, библейских принципов, на практике я наблюдал от их применения лишь обратный результат. Легко сказать – «применить розги к непослушному дитя». Но как горько после их применения становится и ребенку, и самому тебе...
…Господь дал нам с женой очень своевольную старшую дочь, и мы перенесли от нее много душевных тягот. В поисках родительской мудрости я перечитал массу христианской литературы по воспитанию детей; и всюду в этих книгах говорилось о пользе физических наказаний в целях дисциплинирования подрастающего поколения.
В своё время немалое впечатление произвёл на меня рассказ одного заезжего пастора, в семье которого росло семеро детей. Он рассказывал, как розгами сломил сопротивление одного из своих сыновей. За основу своей поучительной проповеди служитель взял притчу Соломона:
«Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него» (Пр. 22,15).
Так вот, один из его отпрысков стал проявлять непослушание и неуважение к родителям. Часто выражал недовольство; возмущался порядками в доме, сравнивая их с тюремными; в пример приводил свободу детей из мирских семей. После очередного такого бунта отец завел сына в ванную комнату и стал сечь его кожаным ремнём. Сначала тот в гордом непослушании сопротивлялся, уворачиваясь от ударов и выкрикивая, что это не поменяет его взглядов. Отец не обращал внимание на сопротивление и продолжал. Ведь написано:
«Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его» (Пр. 19,18).
Под конец сын сдался и, встав на колени, попросил отца перестать бить его, так как решил подчиниться отцовскому авторитету.
В то время я принял это свидетельство, как исходящее от Бога: оно подтверждалось Святым Писанием. Но теперь, когда Господь по Своей милости вывел меня из-под проклятия закона, я ясно вижу в таком свидетельстве отчётливое подобие устоям тюрьмы, где личность подвергается грубой ломке в целях её подчинения насильственным и жёстким порядкам, тем более непосильным для неопытного, свободного человека.
Моя старшая дочь познала боль физических наказаний, но это, увы, не привнесло в наши отношения доброту. Достигнув восемнадцатилетия, она поспешила выскочить замуж, чтобы скорее вырваться из подчинения родителям. Тогда я не подозревал, что по отношению к своим детям был под жестким проклятием закона. После ухода старшей я ощутил глубокую тревогу о двух своих других дочерях: что будет с ними? Одной из них в то время было 14 лет, второй - 15. Взывая к Богу о помощи, я сокрушался: «Неужели и они вырастут и так же уйдут из дома, унося в душе боль и горечь?»
Однажды в молитве я в отчаянии сказал Господу, что в Новом Завете Он слишком мало говорит о воспитании детей- всего в двух местах (Кол. 3,21; Еф. 6,4). Бог ответил на мою мольбу, заговорив со мной – о том, что я не прав, ибо весь Новый Завет пронизан учением о воспитании и истиной о том, что на любое противление детей надо отвечать не розгами - по Ветхому Завету, а любовью. Господь Своим Духом провел меня через множество мест Писания, говорящих о побеждении зла добром:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5,43-48).
Окончил свое учение Господь указав на различия подзаконного проклятия и Господней благодати. Господь говорил, что я в таких же проблемах, как галатияне, которым писалось:
«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
Надо обратить внимание на различия подзаконного проклятия и веру действующую любовью.
Взрослея, подросток становится все более независимым, к этому стремится всё его существо. И это естественная программа, заложенная Господом в сердце подрастающего поколения. Из-за греховной плоти, он, естественно, часто конфликтует, а иногда и сопротивляется, становясь противником, но которого – не забудем - Господь приказал любить:
«Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Римл. 13,8-10).
Я был удивлен науке Господа, получив её непосредственно от Него и переживая в своём сердце настоящий восторг от Божьей мудрости! Далее Дух Святой провел меня по некоторым основным правилам, которые освобождают от проклятия закона.
ВОСПИТЫВАЙТЕ ДЕТЕЙ В УЧЕНИИ И НАСТАВЛЕНИИ ГОСПОДНЕМ
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).
Учение и наставление Господне - как это отличается от проклятия закона! Взять в руки ремень и подойти с ним к непослушному ребенку - как это отличается своей грубостью от Божьей любви и заботы!
Вторая моя дочь заволновалась, приняв мысль, что ей не сдать егзаминов средней школы. Закрылась в комнате и не общалась с нами. Приходя с работы, мы с женой видели, что она не прибирала комнаты, покушав оставляла немытую посуду. Только водшеши через дверь чуствовали противление. Естественно в сердцах наших была недовольство из за дочери. Мы возращаемся после трудного рабочево дня, о она даже не прибрала свою комнату, кучя немытой посуды, могла бы приготовить для родителей хотя бы ужин. Волны недовольства перекатывались через наши сердца. Взять бы ремень, но что говорил Господь о разнице подзаконного проклятия и Господней благодати? Преговорили с женой, что нам надо молиться во превых, чтобы Господь умертвил наши греховные плоти, ведь написано:
«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии»(Рымл 8,12-14).
Я молился непрестанно, пока не заметил, что возбужденная греховная плоть стала умирать, уменьшаться и стали проявляться плоды Духа: Любовь, радость, спокойствие. Прекрасно когда обещания Господа, что Его благодать это вера действующая любовью и это исполняется на практическом семейном конфликте.
Каждое проявление греховной плоти из за непослушания детей: Страх, неверие, злость, раздражение, гордость, зависть надо увидеть во свете Господнего Слова и силой Господа умертвить до полного его исчезновения, умерщвления до свободы в Духе Христа и наслаждения Его плодами:
«Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха»(Рымл 6,5-7).
Когда наши плотские вожделения ушли и в место их появились плоды Духа: Любовь, радость, спокойствие, мы попросили Господа освободить и нашу дочь от давления диавола, ведь наша брань не против крови и плоти, о силами поднебесья. Господь обещал, что у тех, кто верует как написано в Писании, потечёт реки живой воды(Ин 7,38). И реки живой воды излились, они охватили и нашу дочь, которая вышла из своей комнаты и в глазах ее была не уныние, о радость, любовью Она извинилась за беспорядки и поспешила приготовить нам ужин. Никаких розгов не надо было применять, потому такое повеление Господа:
«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6,4).
Прошло время. Уже четверо наших дочерей выросли и вышли замуж, но только первая еще имеет обиду за примененные розги. Остальные были обучаемы в наставлении Господнем, которого плоды любовь, радость, спокойствие. После возрождения от Духа Святого в нас новая природа Дух Христа и потому надо жить и возрастать в новой природе. Об этом нам написано:
«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом. Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. НА ТАКОВЫХ НЕТ ЗАКОНА. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны»(Гал 5,13-25).
Взять ремень ребенку не трудно. О умертвить свою греховную природу и выпустить освобождающую силу любви, которая в нашей новой природе есть наука и Господня благодать. Все которые еще берете ремень для своих детей должны понять, что являетесь в больших проблемах, потому, что потеряли Господню благодать, как те галатиане и строите свое вечное жилище на песке, о не на камне. Написано:
«Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью»(Гал 5,4-6).
Восстановите Наибольшую заповедь в своем служении и Учитель Дух Святой объяснит вам различия подзаконного проклятия и Господней благодати. Ведь Христос конец закона(Рым 10,4). Берущие ремень для детей, идет на брачный пир с погаснувшими фонарями,потому, что ни алифы, ни света в них нет. Но об этом каждый должен выявить для себя:
«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром»(1 Кор 11,27-32).
С Господней любовью брат Леонидас
|