«Доверие зиждется на контроле».
«От веры до любви короткая дорога.
Внушить доверие — о, это очень много!
Когда поверишь ты, что он доверился тебе,
И ты доверился ему: таков любви закон» Корнель Пьер/
Доверие одно из важнейших условий и фундамент хороших отношений между людьми. И особенно оно важно в близких отношениях и в сотрудничестве, ну и, конечно же, к самому себе. Значение доверия для отношений было и остаётся высоким во все времена, и наиболее колоритно о доверии было сказано величайшими умами человечества. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на некоторые рассуждения о доверии. Это поможет вам собрать собственную картину о значении доверия в вашей жизни.
«В доверии, конечно, необходима осторожность, но более всего она необходима в недоверии» - /Й. Этвеш/
«- Как вы могли обманывать людей, которые вам верили?
-Очень странно, господин судья. Ведь не могу же я обманывать людей, которые мне не верят!» - разговор к тому, когда доверяют, тех и обманывают. Не так ли в церквях? Руководство церкви пользуется доверием народа, и используем их в своих целях. Англ. trust — согласно «Энциклопедическому словарю» Брокгауза и Эфрона, - доверие — это «психическое состояние, в силу которого мы полагаемся на какое-либо мнение, кажущееся нам авторитетным.
«Секта Стригольники отрицали господствующую православную церковь и в особенности попов и монахов, обвиняя их в корыстолюбии и неправедном образе жизни. «Сии учители пьяницы суть едят и пьют с пьяницами и взимают…злато и серебро…от живых и от мёртвых» - писал Карп историк, - намекая на то, что ни одна церковная служба и даже похороны не совершались бесплатно. Как могут пользоваться доверием народа такие люди, которое всё делают «по мзде» т.е. за деньги, и заботятся только о накоплении богатства и о строительстве богатых храмов, не заботясь о спасении души? Стригольники призывали не посещать церкви и конечно не давать денег попам. «Молится можно везде» - утверждали они – лишь бы сердце было чисто» - /М.Рябинович «Судьбы вещей».
Доверие - открытые, положительные взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности и доброжелательности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях. Доверие может иметь финансовый или личный характер. Признаком личного доверия служит откровенность, готовность делиться интимной, секретной информацией. «Открытость и доверчивость «детской души» есть образ доверия человека к своему Божественному Отцу. Само еврейское слово Эмуна (доверие) означает не уверенность в какой-либо отвлечённой истине, а доверие к Богу, верность Ему. От этого же корня аминь, верно» - /А.Мень «Сын Человеческий».
Что означает доверие в отношениях? Кто-то скажет - всё, другой - ничего. Хотя в душе каждый знает, что доверие - это вещь удивительная и волшебная. И выступая в качестве фундамента, доверие поддерживает хрупкие отношения и наполняет их особой силой.
Доверие — сложная вещь. Трудно найти людей, которым можно доверять. Но если нашёл – нельзя быть уверенным, что они не сыграют с тобой злую шутку…. Но доверять сердцу – рискованней всего. В итоге, единственный человек, которому можно доверять – это ты сам.
Доверие - это условие, при котором вы сознательно ставите себя в зависимость от другого человека в тех или иных делах, а также от тех или иных последствий или результатов. Доверие - это выбор, который вы делаете сами.
Читаем: «И доверился Анхус Давиду, говоря: «он опротивел народу своему Израилю и будет слугою моим вовек» - /1Цар.27.12/. Доверился, с выгодой для себя говоря, Давиду: «я сделаю тебя хранителем головы моей на всё время» - /1Цар.28.2/. Нужен как телохранитель в современном значении.
В другом месте говорится: «Берегитесь каждый своего друга и не доверяйте ни одному из своих братьев; ибо всякий брат ставит преткновение другому, и всякий разносит клеветы» - /Иер.9.4/.
Притча: «Один путешественник, охотясь в Индии, приручил львёнка и держал его у себя в кабинете как охотничью собаку. Но при этом он всегда держал при себе заряжённый пистолет, потому что знал, что этот зверь всегда оставался хищником, хотя и был приручён. Однажды он порезал, себе палец и брызнула, кровь, и оказалось, что путешественник не ошибся. Глаза льва загорелись огнём, когда он увидел кровь, и путешественник стал бы его жертвой, если бы он в то же мгновение не убил зверя выстрелом из пистолета. Животное не может стать иным!».
Без доверия невозможно счастье. Пищевое отравление вызывает массу неприятных ощущений. И если оно случается снова и снова, приходится быть более разборчивым в пище. Однако мало кто полностью отказался бы от пищи из страха отравиться ею, т.к. это приведёт лишь к большим проблемам. Без пищи никто долго не проживёт. Также и с доверием. Предательство причиняет боль. Когда нас предают вновь и вновь, мы, возможно, становимся более осмотрительными в выборе друзей и знакомых. И всё же полностью отгородить себя от мира, опасаясь предательства, вовсе не выход. Почему? Потому что, не доверяя другим, мы лишаем счастья себя. Чтобы жизнь приносила удовлетворение, нам необходимы отношения, построенные на взаимном доверии. В книге «Молодёжь 2002» отмечается: «Чтобы наше повседневное общение с окружающими было приятным, помимо прочего необходимо доверие». «Каждый хочет доверия» - говорится в газете «Нойе цюрхер цайтунг». Доверие улучшает качество жизни» настолько, что «без него просто не выжить». Да, как говорится дальше в газете, «человеку без доверия просто не обойдись». Так как нам изначально свойственно кому-то доверять, возникает вопрос: кому можно доверять, не опасаясь предательства?
Решая, кому можно довериться, необходимо быть терпеливыми, потому что доверие появляется не сразу. Учиться доверять кому-то постепенно, шаг за шагом, - проявление мудрости. Можно какое-то время понаблюдать за человеком, как он ведёт себя в определённых ситуациях. Тому, кто намерен быть более разборчивым в выборе людей, на которых можно положиться, должен честно спросить себя: «Можно ли доверять мне?».
Как было бы прекрасно жить в мире, в котором можно доверять каждому и в котором разочарование из-за того, что кто-то не оправдал нашего доверия, стало бы делом прошлого. Это просто мечты.
Доверием нужно дорожить точно так же, как и любовью. На самом деле нужно совсем не много, чтобы доверие пошатнулось или исчезло из ваших отношений раз и навсегда. Доверие подразумевает откровенность, поэтому, чем чаще вы будете откровенны друг с другом, тем прочнее будет ваше доверие.
«Доверять – быть уверенным в надёжности в чьей-либо искренности, честности, порядочности» - /Словарь Синоним/, верить кому-либо, полагаться, надеяться. Доброжелательное расположение на ответ услышанное. На этого человека вполне можно было полагаться, положиться. Сообщать что-либо делиться чем-либо, что требует сохранение тайны. Кому - чему отдавать, поручать себя, свою судьбу во власть, в распоряжение кого-либо. Преимущественно в сочетаниях отдаваться во власть, отдаваться в руки, вверяться кому-либо. Сравнение полагаться на кого - то, связать с кем-либо свои надежды, расчёты, веру в успешное осуществление чего-либо» - /Словарь Синоним/. Проявить доверие к кому-либо, положиться на кого-либо. «Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам апостола Павла» - /Деян.27.11/. «Но сотник больше доверял мнению кормчего и судовладельца, нежели узнику Павла. Обычно мастерам своего дела люди доверяют, однако в данной ситуации сотнику и другим с ним людям следовало прислушаться к суждению человека, близкого к Богу, т.е. к Павлу, а не к суждениям наиболее прославленных мореплавателей. Те, кто руководствуется доводами разума больше, чем небесным откровением, сами не понимают, в какие опасности себя ввергают. Сотник был весьма учтив по отношению к Павлу (ст.3) и всё же не принял во внимание его совета. Немало людей с почтением относятся к добрым служителям, но при этом не принимают их наставлений» - /Мэтью Генри/.
«Надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда; теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль» - /Деян.27.21.22/. Доверять тому, кто имеет силу.
Когда люди слишком доверчивы, они становятся жертвами. Но люди, которые никому не доверяют, лишают себя выгодных взаимоотношений. «Очень сложно найти нужную середину», - говорит г-н Крамер. Доверие должно быть сдержанным, и необходимы благоразумные проверки, которые предотвратят схемы, подобные схеме Мейдоффа.
Люди изначально рождаются доверчивыми – нам приходится быть таковыми, так как в начале жизни мы полностью зависим от тех, кто о нас заботится. Доверие связано с признанием авторитетности и доброты тех, кому доверяют. Детское доверие связано с тем, что дети, не понимая всего, полагаются на авторитетность и доброту взрослых. Как бы детям не казалось, что они могут многое, они, всё равно, рано или поздно приходят к родителям, к тем, кому они доверяют. Такое внутренне доверие является сутью ребёнка.
«Тенденция к доверию привносит смысл в нашу эволюционную историю», - убежден профессор Крамер. Но, если доверие помогло человечеству выжить как виду, отдельные индивиды часто ошибаются в том, кому доверять. По мнению психологов, одна из причин заключается в том, что мы больше внимания уделяем тем доказательствам, которые поддерживают нашу точку зрения, и игнорируем противоречащую нашим взглядам информацию. Кроме того, на суждение человека о том, кому доверять, влияют подсознательные стереотипы о доверии, созданные другими людьми. Это приводит к тому, что мы доверяем в тех случаях, когда этого не следует делать. Сдержанное доверие повышает шансы получить выгоду от доверия при взаимодействии с надежными людьми и минимизирует негативные последствия от злоупотребления доверием, когда мы имеем дело с подлыми лицами.
«Доверие Богу наших повседневных дел в такой же степени необходимо, как и доверие, Ему нашей жизни духовной. Лишь научившись вверять Ему каждодневные нужды, мы не станем, подобно миру, заботиться о завтрашнем дне. Но, в то же время, мы не должны быть пассивными. Этим мы только покажем, что доверяемся не Богу, а дьяволу – отцу всякой праздности. Нам не следует полагаться на случай, являя глупость или опрометчивость, а – довериться живому Богу, – Богу организованности и порядка. Поступая разумно и честно, давайте всецело и просто полагаться на Господа во всякое время.
Позволяя несколько мыслей о доверии Богу в каждодневной жизни. Доверившись Ему, у тебя не будет повода жалеть о том, что ты разбогател неправедными путями. Служи Ему по правде, а в случае неуспеха, на совести твоей, по крайней мере, не будет греха. Доверившись Богу, ты избавишься от противоречивости. Доверяющийся ветру плывет в одном направлении сегодня, а завтра – в другом. А доверившийся Господу подобен пароходу. Не подвластный ветру, он рассекает волны, оставляя за собой прямой серебристый след к заветной гавани. Будь человеком твердых духовных принципов, не приспосабливайся к нравам и повальным увлечениям мира. Иди твердым шагом тропою истины, показывая, что уверенность, данная тебе Богом, обладает неодолимой силой. Таким образом, ты избавишься от удручающих забот, неприятных волнений, а в сердце твоем воцарится исходящий от Господа мир. Как сладостно плыть по течению Провидения! Самый благословенный образ жизни – это жизнь в полной зависимости от Бога – хранителя завета. У нас нет забот, ибо Он печется о нас. У нас нет неприятностей, ибо бремя наше возложено на Него» - «Евангельская труба».
Доверьтесь и любите. Это так легко. Почувствуйте легкость, почувствуйте, что нет ничего сложного в том, чтобы любить и доверять. Это просто, как дышать, и это должно стать вашим обычным состоянием в скором времени. Привыкайте к мысли, что вы доверяете и любите, что вы открыты миру и людям вокруг вас, привыкайте к новому.
Можно смело сказать, что самым важным аспектом проповедования является доверие к самому проповеднику. Соответствует ли образ жизни проповедника тому, о чем он проповедует? Понятно, что ни один проповедник не в состоянии в совершенстве воплощать провозглашаемые им идеи. Такова уж природа человека. Но последователен ли он, честен ли, соответствует ли? Всякий раз, когда слушателям предоставляется выбор: верить словесному содержанию речи выступающего или его вне словесному содержанию, – они чаще всего выбирают вне словесное содержание, т. е. его поведение. Проповедование поэтому предполагает не только изучение предмета проповеди, но и ученичество. Так, Рут, жена проповедника Нормана Винсента Пила, считает, что секрет успеха ее мужа заключается в его готовности проводить с людьми всю неделю. Проповеднику необходимо бывать и в больницах, и на похоронах, и в семьях, переживающих трагедии и радости бытия.
Может быть, самым важным аспектом речи оратора является доверие к нему. Даже Аристотель, Цицерон и другие древние теоретики признавали первостепенную важность этической убедительности. Квинтилиан, в частности, определяет ораторское искусство как-то, когда «хорошо говорит хороший человек». Даже сегодня современная теория коммуникации подчеркивает важность источника общения-доверия.
Можно смело сказать, что самым важным аспектом проповедования является доверие к самому проповеднику. Соответствует ли образ жизни проповедника тому, о чем он проповедует? Понятно, что ни один проповедник не в состоянии в совершенстве воплощать провозглашаемые им идеи. Такова уж природа человека. Но последователен ли он, честен ли, соответствует ли? Всякий раз, когда слушателям предоставляется выбор: верить словесному содержанию речи выступающего или его не словесному содержанию, – они чаще всего выбирают не словесное содержание, т. е. его поведение. Проповедование поэтому предполагает не только изучение предмета проповеди, но и ученичество. Так, Рут, жена проповедника Нормана Винсента Пила, считает, что «секрет успеха ее мужа заключается в его готовности проводить с людьми всю неделю. Проповеднику необходимо бывать и в больницах, и на похоронах, и в семьях, переживающих трагедии и радости бытия».
Образцом является Иисус, который всегда в домах, в лодках или на улицах, на рыночной площади, потому что именно там собираются люди! Так что если одна сторона проповеднической деятельности – это говорение, то другая – это слушание, настройка на ту частоту, на которой слышны людские нужды. Сила слова, произнесенного с кафедры, частично состоит в том, чтобы привнести в проповедь свой собственный жизненный опыт. Проповеди Павла в Деяниях показывают, как он строит свою весть на примерах из собственной жизни. Не удивительно, что к нему испытывали доверие! А, к пастырю в церквях баптистов есть ли доверие или только отсидим для галочки, а что делать – ничего не будем?
Каковы отличительные черты проповедника, пользующегося доверием? Первым пунктом идет надежность. Проповедник заслуживает доверия, когда ему можно верить, когда он надежен, когда ему в высшей степени свойственны прямота и честность. Исходя из опыта, проповедник собственного служения, может сказать, что делюсь с людьми своими несчастьями, сомнениями и переживаниями и что у многих людей это находит отклик. У некоторых не находит, но это те люди, которые рассматривают церковь как трофей, свидетельствующий о совершенных победах Бога. Но те, кто воспринимает церковь как больницу, понимают боль, сомнения и неудачи других. Думаю, что людям, сидящим в зале молитвы, трудно верить проповеднику, стоящему за кафедрой, который призывает, чтобы они были открытыми, сам, при этом, не открываясь перед ними.
Вторая характерная черта проповедника, пользующегося доверием, – это способность. Люди хотят видеть проповедника способным, компетентным, эрудированным, «не робкого десятка». Проповедник, дающий поверхностные ответы на очень глубокие духовные вопросы, не заслуживает особого доверия. Если слушатели задают вопросы с уровня четырехметровой глубины, а проповедник стоит в воде только по щиколотку, то вряд ли ему будут сильно верить. Некомпетентный проповедник не справится с великими историями о законе и благодати, рабстве и свободе, горе и радости, грехе и освобождении от него, страдании и молитве, как и с другими великими духовными темами. Называть себя Божьим служителем, передающим Божье Слово людям, – самонадеянно и безрассудно. Просто постоянное изучение Слова Божьего, жизни, людей и себя самого порождает у проповедника глубокое чувство смирения. Ни один проповедник никогда не достигнет полного совершенства, и никогда его корабль не придет на отстой в гавань, если будет блудить по волнам. Каждый проповедник, преданный своему делу, находится в пути – он постоянно старается расти в благодати проповедования. А если, у него не забота, а карман – главное.
Третья характерная черта проповедника, пользующегося доверием, – это преданность. Сам факт взваливания на себя обязанностей проповедника есть акт, демонстрирующий глубокую преданность. Чем еще можно объяснить свое нахождение за кафедрой? Чем еще можно оправдать свои поучения о том, как надо жить, когда сам еще учишься? Быть проповедником - значит быть преданным своим убеждениям, ценностям и людям. Весьма сомневаюсь, что кто-либо когда-либо в жизни совершил что-либо, достойное внимания, без страсти. Сюда относится и проповедование. Среди многих важных вещей, которые можно подчеркнуть у ног д-ра Айры Норта, – его выдающийся урок о страсти: «Юноши, если вы оставите свой энтузиазм дома, можете оставаться там и сами!» Проповедник, пользующийся доверием, выразителен, энергичен, убедителен и очень искренен. Эти качества становятся особенно необходимыми, когда приходится проповедовать людям, уже «слышавшим», но еще не «уразумевшим». Короче, от проповедника требуется отдаться своему делу целиком и полностью. Основой для любого эффективного общения является самопознание, самовыражение и самоотдача.
Бичер определяет проповедование, как «искусство перемещения людей от низшей жизни к высшей ступени». В лучшем случае проповедник возвышает людей, привнося духовные истины Слова Божьего в их жизнь. В худшем – человеку, потерявшемуся в большом городе, он дает глобус.
Итак, основа настоящей дружбы – доверие, но без доверия нет и настоящей веры. Само слово «до-верие», т.е. то, что до веры. Если мы не можем, просто не умеем доверять другу, не можем доверять себе, то, как мы сможем доверять Богу? Без доверия, веры, дружбы, как человек может быть счастлив и гармоничен? А общество, состоящее из людей лишённых этих способностей? Может быть поэтому, не при самых худших материальных условиях жизни люди в России и многих постсоветских странах столь несчастны? Мы стремимся к дружбе, вере, любви, но не умеем доверять, а от этого наша вера превращается в религиозность, дружба и любовь в эгоистичное использование, т.е. в подделку. Причём, давая подделку, взамен мы ждём настоящего: «почему наша вера не имеет плодов, почему с нами не дружат и нас не любят?» - восклицаем мы, христиане.
А ведь мы даже не осознаём необходимость обрести добродетель доверия, не просим о ней, пытаемся, обрести большее, обойдя её, но это невозможно, и мы создаём новые подделки и пытаемся поверить в них, оскорбляемся в чувствах, т.е. ищем виновных, злимся, ожесточаемся всё больше, загоняя себя в тупик. Кроме того, необходимо полное доверие друг к другу, их взаимная энергетическая настройка, творческое осмысление взаимодействий.
В жизни многих из вас были моменты, когда кто-либо подрывал ваше доверие. Такова человеческая природа, но это не является и не должно являться основанием для убеждения, что доверять нельзя никому. Доверять можно, просто не всем подряд. И в этом могли научиться даже на примере о доверии. Нужно научиться узнавать человека в первые минуты вашего общения. Обычно, подрывают доверие слабые люди, либо преследующие свои выгоды из оказанного им доверия. Однако есть люди с высоким уровнем сознания, для которых доверие, которое было им оказано, выше некоторых обстоятельств, возникающих на жизненном пути. В любом случае, думается, вы научитесь мудрости Божьей видеть человека «насколько возможно» для спасения. Если конечно захотите. Успехов вам!
«Доверять можно только тому, что прошло испытание временем» - /Агата Кристи – мастер детективов/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии (1662-1714).
|