Не вы меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. (Иоанн 15:16)
Мы неоднократно встречаем в нашей повседневной жизни такое понятие – «свобода выбора». Мы так ценим эту свободу! Но что есть истинная свобода? Представляется, что свобода выбора может быть выражена в следующем:
Я – знаю;
Я – хочу, а, следовательно, я – могу;
Я – делаю.
Итак, начнем по порядку. Начнем со «Знания». Мы с вами уже рассматривали ранее, что величайшие мудрецы прошлого (Платон, Сократ) заявили: «Мы знаем, что ничего не знаем»! Верующий же имеет серьезное возражение:
- А мы имеем ум Христов». (1-е Коринфянам 2:16)
Пример:
Церковь – Невеста Христова. И многие сторонники «свободного выбора спасения» мотивируют свое видение тем, что Невеста Христа не может быть принуждена к браку с Агнцем. Что Она должна «добровольно и свободно сделать свой выбор».
Рассмотрим наглядный пример. Ребенок после рождения попадает в стаю обезьян. Истории известны подобные случаи. Может ли он хотеть супружества? Может ли он хотеть семьи, не живя в обществе, не зная о семье ничего? Инстинкты? Да, возможно. Необъяснимое томление, желание.… Да! Но ответственность?! Любовь?! Та любовь, о которой сказано нам Богом в 1-м послании Коринфянам 13:1-9. Нет!!! Есть ли у него «свободная воля»? Он даже ничего не знает. Какой «свободный выбор» он может сделать? Перемести его в «блестящее общество»... Он испугается, и постарается убежать. Но не достоин ли и он спасения? Мы можем дать ему трактат и сказать: «У тебя есть свободный выбор…». И сразу возникает вопрос: «А как мы ему об этом скажем?» Ведь у него НЕТ языка. Не органа, нет, - понятий, символов, того, что позволяет нам общаться. Так, что же, он заведомо обречен? Но ведь, «Бог – есть любовь»?! И каждая душа для Него драгоценна. Тупик? Тупик со «свободной волей». Но не с Богом. Мы должны обладать необходимыми знаниями. И об этом говорит Библия:
- Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? (Римлянам 10:14).
(Кстати – не это ли еще одно повеление: «- идите и учите»?)
Итак, первая составляющая нашей «свободной воли» потерпела фиаско. Неверующие, суть такие же, как этот «Тарзан». Они не понимают, о чем идет речь. О каком спасении можно говорить, когда вокруг «столько проблем»? Работа, сад, огород, гараж, машина…
Теперь рассмотрим реальную ситуацию. Вернее, более привычную. Ребенок растет в семье. Спрашивает ли его отец об его «свободной воле» - учиться или не учиться? Мало того, что не спрашивает, но при противлении ребенка, еще и «розгу применяет», руководствуясь Словом Божьим:
- Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится. (Притчи 22:6)
- Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. (Притчи 19:18)
- Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его. (Притчи 13:24)
Можно было бы продолжить, но, думаю, что достаточно. Мы принимаем розгу по отношению к нашим детям на деле, но когда разговор заходит о «розге Бога» по отношению к нам, то здесь мы предпочитаем ограничиться словами: «Бог есть любовь». И тут же начинаем вспоминать о «свободном» выборе». Но вот, что говорит Бог:
- Не оставляй юноши без наказания; если накажешь его розгою, он не умрет; Ты накажешь его розгою и спасешь его душу от преисподней. (Притчи 23:13)
Бог – есть любовь! И во имя, и именно поэтому Он «сказал и сделал»! И Он НЕ ПОЗВОЛИТ нам уйти в преисподнюю, даже если мы этого захотим! Аминь!!!
2-я составляющая – Я ХОЧУ.
Единственно безусловные (инстинктивные) «хочу» - это: есть, пить, отправлять естественные надобности, сексуальные потребности. Все остальное – производные от «знаю». И где здесь «свобода»? Если я знаю о «Запорожце», то могу хотеть, а могу – нет. Не хочу. Если я знаю о «Мерседесе», то могу хотеть, а могу – нет. Хочу. Не знаю ни о том, ни о другом – не могу хотеть. Возвратимся к нашему примеру о супружестве. Знаю (меня научили) о семье и хочу иметь семью. Могу, собственно, и не хотеть. И здесь начинается много интересного. А что я знаю о семье? Насколько глубоки и, самое главное, насколько истинны мои познания? Что есть семья? Постель? Наличие рядом существа, которое теперь обязано стирать и гладить мои рубашки, готовить обед, стирать белье, убирать квартиру (если она есть). А, впрочем, почему бы ей и не иметь эту самую квартиру? Если же нет, то я еще подумаю, а нужна ли мне такая жена? Ребенок появился? Что же? И за ребенком ухаживать ее задача. Купать, одевать, в ясли садик, школу…. А я? Что я? Я тебя осчастливил уже тем, что я есть!
Но у не тоже «свои» знания. Муж должен приносить кучу денег, чтобы тратить без счета. Дарить цветы. Возить отдыхать на модные курорты. Не спрашивать где и с кем была. Обладать влиянием, импозантной внешностью, престижной должностью, роскошной квартирой, а лучше коттеджем. Белье, уборка, готовка? – Откуда я знаю, кто должен это делать? Может быть – мама?
Утрирую? Возможно. Только объясните мне, почему тогда статистика называет цифру разводов - 80%? А, к примеру, в моем Железногорске соотношение разводов и браков, заключенных в течение одного года составляет 400 х 200?!?!?!?! К чему это я? К тому, что наше «хочу» обусловлено нашими очень ограниченными знаниями, ущербными понятиями. Наши «хочу» более импульсивны, нежели разумны! Мы всегда хотим того, что нам во вред. Мы хоти того, что требует наша плоть. Мы подчинены зависти. Инстинктам, чувствам…. Чему угодно. И все это – ограничения нашей свободной воли. Это наша «несвобода». Свободная воля – это хотеть того, что есть истинное добро, истинная любовь, истинная необходимость. Обладает ли человек истиной? Нет. Поскольку неверующий не может знать истины. По определению.
- … Я есмь путь, и истина, и жизнь… (Иоанна 14:6)
Вы обратили внимание? Иисус! Вот Она - единственная истинная истина!
И вторая наша составляющая потерпела крах.
- Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. … А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. (Римлянам 7:15-17)
Вот и вся наша «свобода» - живущий во мне грех.
Мы рассмотрели частный случай. Слово же Бога справедливо для всех. И наш частный случай очень хорошо вписывается в закон Божий. И хорошо видно, что в желаниях своих мы не свободны. Все же наши желания укладываются в предостережение:
- не любите мира, ни того, что в мире кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей, гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. (1-е Иоанна 2:15).
Вот и вся наша «свободная воля», весь «свободный выбор» - похоть плоти, похоть очей, гордость житейская.
3-я составляющая. Я МОГУ.
И вновь, безусловные «могу» - те же. Есть, пить, отправлять естественные надобности, сексуальные потребности. Но!!! Все они оговаривают лишь наши потенциальные возможности. Реально же мы ограничены во всем. Есть могу – в смысле, умею, но если у меня нет денег, то где здесь свободный выбор? Я связан необходимостью, заработать на хлеб. И это правило общее для всех
- … завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь…. (2-е Фессалоникийцам 3:10)
Что еще я могу? То:
- чему меня научили;
- что мне позволили;
- на что у меня есть возможности.
Открываем Библию и читаем:
- Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. (Иоанна 14:5)
Так, что с «могу» тоже понятно.
Последняя составляющая. Я ДЕЛАЮ.
Здесь у нас вообще полное фиаско. Поскольку я делаю только то, что:
- знаю;
- научен;
- есть средства;
- есть возможности;
- есть желание;
- есть согласие второй, третьей,… стороны;
- поможет угодить мнению окружающих;
- угождает моим вожделениям.
Истинная же свобода в делах – это реальные действия без всяких ограничений.
- И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. (Бытие 1:3)
Кто-то учил Бога? Кто-то дал Ему средства? Кто-то дал Ему согласие? Его интересовали чье-то мнение?
- И сказал Бог: да будет твердь!
- И сказал Бог: да соберется вода!
- И сказал Бог: да произрастит земля!
- И сказал Бог: да будут светила!
И стало так!!!
Это и только это – свободная воля. Все остальное – ограниченные действия. Весьма ограниченные.
Если вы помните мое свидетельство – восемь лет назад Иисус вытащил меня из петли. У меня, что был свободный выбор? Ничего у меня не было! Апатия. Пустота. Разочарование. Безысходность. Какой тут выбор? Я был просто раздавлен. И не видел никакого другого выхода, кроме как закончить эти пустые хлопоты на этой земле. А Он подсказал мне это единственно верное решение! И нашел для этого нужные слова, и в нужное время! И это единственно верное решение – ОСТАТЬСЯ ЖИТЬ!
Все неверующие – такие же потенциальные мертвецы, как и я в то время. И нет у них никакого выбора. Они в рабстве у своих греховных наклонностей, у общественного мнения, у зависти, у гордости, у сексуальной невоздержанности, алчности, злобы, высокомерия, - у мира! У сатаны!
- Неужели вы не знаете, что кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? (Римл. 6:16)
И этот «выбор» сделан от Адама:
- Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть. (Иакова 1: 14-15)
И еще в другом месте:
- Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили. (Рим. 5:12)
Возвратимся вновь к нашему примеру о супружестве. Если я не знаю о какой-либо девушке, могу ли я желать, чтобы она стала моей женой? Нет. Я должен узнать о ней, познакомиться, понять подходим ли мы друг другу. Тогда у меня может возникнуть желание предложить ей «руку и сердце». Но как я могу ее встретить? Как могу оказаться там, где проходит она? Случайно? Тогда какая здесь свобода? Хорошо, встретил, познакомился, понравилась она мне…. И что? Нужно ее желание. Так ведь? Опять несвобода. Но ведь и она связана, так же как и я. Всей этой кучей условностей. Ей необходимо чтобы ее встретили, чтобы она понравилась, чтобы ей понравился…. А теперь вновь интересное. Спрашивается: - нужна ли мне невеста, которая станет моей женой: - по принуждению; - из страха; - по меркантильным соображениям? Нет. Мне нужна невеста, которая меня любит. Невеста которая сделает в отношении меня «свободный выбор». Интересно получается. Человек, пройдя с неимоверным трудом через заросли условностей, ограничений, случайностей, вдруг оказывается перед необходимостью «свободного выбора». Так ведь он уже сколько раз был несвободен!!!
Понимаете насколько наш «свободный выбор» оказывается свободным лишь в наших глазах. Это в продолжение к утреннему разговору. Мир мыслит категориями отличными от духовных категорий. И мы, идя на поводу мирских знаний, мирских разумений, мирских понятий, часто оказываемся в ловушке. А нам нужно быть очень внимательными.
Хорошо. Приведу житейский пример. Это произошло со мной. 1970 год. Я увидел ее на танцах в ДК КрасТЭЦ. У меня был свободный выбор куда пойти? Нет. Я ничего не выбирал, и никто не предлагал мне никакой альтернативы. Мы в группе создали ВИА, как их тогда называли, а в ДК играли наши старшекурсники – «Гамма». Играли неплохо, а мы ходили их послушать. И вот, я увидел ее. Симпатичная такая девушка с длинными золотистыми волосами. Может быть, у нее был какой-то выбор? В то время все ходили на танцы. Вот и она пришла. После танцев я проводил ее до дома и спросил: «Когда мы увидимся?» И она легко так ответила: «Никогда». А потом, примерно, месяца через три я увидел ее вновь, но уже у нас в институте. На вечере. А, примерно, через год она согласилась стать моей женой. У нас были чистые светлые отношения. Что произошло? А то, что я стремился сделать так, чтобы ей было со мной интересно. Не «свою свободную волю» навязывал, а старался говорить на ее языке. Она училась в музыкальном училище, а я изучил историю музыки, музыкальную литературу. Я легко мог поговорить о творчестве Сергея Ивановича Танеева, знал кто такой Гектор Берлиоз и чем он знаменит. Мог рассказать о Николо Паганини и о Сергее Васильевиче Рахманинове…. Изучал нотную грамоту и водил ее на все концерты, какие только можно было посмотреть. Знаете, что она сказала мне однажды?
- Сережа-а-а! Как мне повезло-о-о! Ты всегда приглашаешь меня туда, где мне интересно. Мы смотрим и слушаем то, что я люблю. А вот товарищ моей подружки водит ее только на футбол…. Я пел ей песни и рассказывал кучу анекдотов. (У нас день рождения был в один день, и мы отмечали его у нее дома, с ее родителями). Если случались, какие размолвки, то я никогда не выяснял кто прав, а кто нет. Я просто приходил и вновь был веселым и интересным, и внимательным, и говорил, что лучше ее нет во всем мире. И, наконец, она сказала мне: «Да!» К чему это? К тому, что немощный грешник ничего не знавший о Боге, сумел стать достойным ее выбора. И вот сегодня, ратуя за непонятный «свободный выбор» Невесты Христовой –Церкви, как мы можем так умалять нашего Спасителя, не оставляя Ему шанса быть достойным Своей Невесты? Он отдал за Нее Свою жизнь!!! Ты же помнишь, Невеста, все чудеса и милости, которыми Он одарил Тебя?! Чудеса, которые Он совершил за Тебя?! Твой Божественный Жених. О какой такой «свободной воле» идет речь?
- Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем;
- Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. (Ефесянам 5:24-25).
Вы, надеюсь, обратили внимание – Церковь повинуется Христу! Не будет повиноваться, а уже повинуется. Она уже сказала: «ДА» Своему Божественному Жениху! ДА!!! Отсюда и в вечность.
ЭПИЛОГ.
А теперь, внимание. Мне часто приходилось слышать: «У Адама была свободная воля. Был выбор – есть запретный плод или не есть». Так вот. У Адама НЕ БЫЛО ВЫБОРА.
- … И СКАЗАЛ ИМ БОГ: ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОБЛАДАЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ…. (Быт. 1: 28)
- … и поселил его в саду, чтобы возделывать его…говоря: от всякого дерева ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, когда ты вкусишь от него, смертию умрешь. (Быт. 12:15-16)
Покажите мне где здесь выбор? Где сказано: «Можешь плодиться, а можешь – нет? Можешь наполнять, а можешь – нет? Можешь владычествовать, а можешь – нет. И самое главное, где сказано, - можешь есть, а можешь не есть? Сказано однозначно во всех случаях, а в случае с деревом «добра и зла», еще и с предостережением: «УМРЕШЬ!»
Оставьте этот «свободный выбор»! Его не было тогда – у Адама, нет и сейчас – у нас. Было и есть своеволие. Непослушание. Бунт. Свободная воля есть только у Бога! И когда Он создавал человека « по образу Своему», то разве внешность была целью? Он сказал: - «Наполняйте землю» – не в этом ли должна была проявиться вездесущность Бога? - «Обладайте ею» - не в этом ли Всевластие Бога. «Владычествуйте над нею» - не в этом ли всемогущество Бога?
И не обидно, что я говорил об отсутствии свободной воли у человека. Поскольку
- И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. (Бытие 1:31)
И это счастье быть за широкой и надежной спиной нашего всемогущего Бога. Церковь – Невеста Христова! Знаете, я не встретил еще ни одной женщины, которая хотела бы «свободной воли». Все они в один голос говорили: «Знаешь, Сергей, я так хотела бы мужа, за которым, как за каменной стеной!» Церковь же не за стеной. Она – за скалой! За несокрушимой скалой, имя которой Иисус! И Он достоин любви Своей Церкви! Не потому, что принудил Ее, а потому, что ВОЗЛЮБИЛ! Помните?
- Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. (Ефесянам 5:24-25).
И вновь можно услышать: «Но, коль все решено, то, что же нам делать? От нас ничего не зависит. Выбора-то у нас нет». Неправда. Коль скоро мы называем себя верующими, то не к нам ли относятся слова:
- Вы уже очищены через Слово, которое Я преподал вам… (Иоанна 15:3-9)
И нам, верующим, совершенно ясно и понятно, что необходимо делать:
- Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем – не мы ли члены тела Христова, его невеста должны повиноваться Христу?! Господь дает нам развернутую инструкцию:
- Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
И читайте дальше, там все сказано. Эта глава Евангелия переполнена Благодатью Бога! (Как и другие главы, собственно).
- Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. (Иоанна 15:19)
Вы услышали, надеюсь, - «Я избрал вас от мира».
Мы говорим, что лейтмотив этого года «Идите и учите» И наш Господь вновь и вновь подтверждает важность задания, которое Он оставил нам, уходя в Небеса. Он говорит:
- А так же и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною (Иоанна 15:27)
!!! АМИНЬ!!!
Сергей Сгибнев,
Новосибирск, Новосибирской обл.
Верующий. Люблю хорошую христианскую и классическую музыку. Люблю говорить о Боге. Люблю жить! сайт автора:Персональный дневник
Прочитано 6085 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 1
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Отлично! Комментарий автора: Спасибо на добром слове, Лаура!
Василий Завьялов
2013-07-12 10:28:04
Все верно.Аминь.
Виталий Балан
2013-12-10 17:36:48
Спасибо, брат Сергей! Просто не "случайно наткнулся" на вашу статью о свободной воле! Все правильно, на все говорю "Аминь". и сброшу сейчас же её на фейсбук на свою страничку. Вот странно, что сейчас свои мысли не могу передать словами, что в моем сердце. Просто повторю слова Рамеша Ричарда: Древние позаимствовали все мои лучшие мысли". Искренне говорю вам, сохрани Бог что бы я делал выбор, непременно паду в грехе. Это Он сделал выбор, открывшись мне, когда я Его не искал, не просил об этом, а мог бы и пройти мимо? Страшно даже это теперь допустить.
И хоть написано было давно, очень насущно. Благословений вам.
Виталий Украина.
Николаев Александр
2015-12-11 18:18:42
Когда веришь и мыслишь также, то скажешь лишь АМИНЬ!