Эта проповедь о посте, которая была прочитана мною в моем приходе на 1 воскресение Великого Поста, возможно будет интересна и вам.
«В то время: Дух ведёт Иисуса в пустыню. И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями. И Ангелы служили Ему. После же того, как предан был Иоанн, пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:12-15).
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодня, братья и сестры, день особый, первое воскресение Великого Поста, который продлится сорок дней и завершится Страстной неделей. Почему именно сорок дней, вам, наверное, излишне объяснять. Как мы читали сегодня в Евангелии, после Крещения в Иордане, Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой Он пришёл на землю. В память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне, в преддверии Святой Пасхи, Церковь установила ежегодный Великий Пост.
Мы вступаем на путь Поста, чтобы сугубым покаянием приготовить свои сердца к переживанию самых страшных, самых трагических событий в земной жизни Спасителя. Предание Христа на смерть это самая позорная, самая ужасная страница в истории человечества при том, что человеческая история сама по себе сплошь состоит из непрекращающегося насилия и злодеяний. Распятие Христа – самое вопиющее преступление человека, направленное напрямую против Бога. Ничего более страшного совершить уже невозможно. Сын Божий, пришедший к людям, чтобы спасти их от вечной гибели, будет схвачен людьми, подвергнут истязаниям, приговорен к смерти, и пригвожден к кресту.
Хотя мы, лично, не участвовали в казни Спасителя, и не мы кричащих Пилату: «распни Его!», тем не менее, все мы, будучи частью падшего рода человеческого, также несем ответственность за это преступление. Грех, к которому все мы без исключения причастны, явился, в конечном итоге, главной причиной распятия Христа. Поэтому все мы виновники произошедшего на Голгофе.
Но, более того мы виновны. Зная о том, что послужило причиной казни Христа, мы, верующие, тем не менее, продолжаем, грешить, тем самым, вновь и вновь распиная Христа. Поэтому мы всегда должны плакать о своих грехах. А в это предпасхальное время мы особо нуждаемся в покаянии, посте, молитве, новой жизни, новом обращении к Богу.
Люди, далекие от Церкви, не видят особой разницы между постом и вегетарианской диетой. При наступлении Великого Поста, они с гордостью сообщают окружающим, что тоже решили поститься. Зачем? Для чего? Ответ: «за компанию». Или: «полезно для здоровья». Они неразумны в своем подражательстве христианам, и, конечно, Бог строго не спросит за это с них. Что можно спросить с малых детей?
Но вот когда мы, христиане, просвещенные Евангельской истиной, ставим свое пощение в заслугу перед Богом, да еще тщеславимся соблюдением поста перед людьми, - это никуда не годиться. Это можно назвать кощунством по отношению к Распятому за нас.
Нам ли, осознающим, что Христос пострадал по нашей вине, гордиться перед Богом столь малым религиозным делом, как пост? Нам ли, которые каждый день распинают Христа своими грехами, полагать, что мы оказываем великое одолжение Богу, постясь в преддверии крестных страданий Его Сына, которого мы же и распяли?
Приступая к соблюдению поста, мы должны понимать: Бог не нуждается в наших постах. Как не нуждается Он в наших молитвах, пожертвованиях, в нашем поклонении Ему. Бог вообще ни в чем не имеет нужду. «Бог, сотворивший мир, …не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все». (Деян.17:24,25).
Тогда для кого пост? В посте нуждаемся мы сами! Пост – это та ничтожно малая жертва Богу, которая хотя и ни как не может изгладить нашу вину перед Богом, - важен для нас. Этой жертвы требуют сердца христиан. Постом мы хотим выразить наше покаяние, нашу любовь и благодарность Тому, кто ради нас «Сына своего не пощадил, но предал на смерть», и перед Кем мы в неоплатном долгу. Упаси, Господи, узреть нам в посте некую нашу заслугу перед Богом!
Посредством поста мы имеем возможность принести Богу единственно приемлемую для Него жертву, которая приятна и угодна Ему, хотя Он и не нуждается в ней. Эта единственно угодная Богу жертва заключается не во внешних наших делах, не в «вычитывании молитв», не в отказе от мяса и телевизора, хотя и это важно, опять же, для нас. Единственно угодная Богу жертва, есть жертва человеческого духа: «Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс.50:19).
Если, используя внешние средства поста, мы не достигаем главного – смиренного духа, покаянного сердца, любви и милосердия к ближним и врагам нашим, мы не достигаем ничего. Самые строгие воздержания от пищи, самые усердные молитвы, Бог не примет, если человек откажется принести Богу при этом самое главное – свое сердце, сокрушенное грехами, ищущее праведности, исполненное милосердием и состраданием к людям.
«Вот пост, который Я избрал» - говорит Господь через пророка Исаию, - «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58:6-10).
Ограничение в пище, уединение, отказ от мирских развлечений – все это важные предварительные условия для того, чтобы приблизиться к Богу. Когда мы начинаем отказывать своей плоти в том, в чем мы прежде ее ублажали, мы усмиряем, распинаем ее, а, как известно «страдающий плотью перестает грешить» (1Пет.4:1).
Но цель поста заключается в несравненно большем - в нашем уподоблении Христу. В чем? В вере, долготерпении, милосердии, сострадании, жертвенности, и самое главное – в любви. Вот в чем состоит смысл всей христианской жизни. Любовь Христа к нам стала причиной Его страданий. Великий пост дает нам хороший шанс хотя бы немножко уподобиться Ему в любви.
Пост несет не только физический дискомфорт. Во время поста мы должны примириться со своими врагами, проявить свою любовь по отношению к тем, кто нас ненавидит, презирает, обижает, и кого мы не очень-то любили всегда. Это больно, это приносит страдания, это ранит наше самолюбие, нашу гордость. Но ничто не исцеляет нашу душу, как наше примирение с «обижающими и гонящими нас», проявление любви к тем, кто нас ненавидит.
Пост это время благоприятное для нашего духовного роста. Пост – это шанс немножко приблизиться к Богу. Мы можем использовать эту возможность, а можем потерять. Пост не принесет нам никакой пользы, если мы намерены по его окончанию вернуться к прежней жизни. А ведь многие так и рассматривают пост лишь как временный отказ от грехов и мирских привязанностей, и с нетерпением ждут окончания поста, чтобы снова вернуться к чревоугодию, сквернословию, алкоголю, вообще к прежней жизни во грехах. Вы, наверное, слышали, как некоторые люди во время поста одергивают других: «не ругайся, пост же идет». Выходит: пост окончится, тогда можешь опять грешить вволю?
С окончанием поста мы не должны оставлять начатую нами жизнь по Евангелию, возвращаться к прежним грехам. И если мы воспринимаем пост именно так, если постимся для того, чтобы возрасти в вере, любви, смирении, послушании Богу, то пост обязательно принесет добрые плоды. Помоги нам Господи правильно распорядиться постом - этим драгоценным даром, который Ты нам предлагаешь сейчас. Пусть этот пост станет для нас подлинным духовным благословением. Обнови нас, Господи во время Великого Поста, и приготовь наши сердца к встрече Святой Пасхи, чтобы мы по-настоящему, глубоко пережили Пасхальную Тайну, и в подлинной радости встретили праздник Воскресения Христова.
о. Сергей Смирных
священник,
Воронежский англиканский приход "Рождества Христова"
Сергей Смирных,
Воронеж, Россия
Сергей Вячеславович Смирных - христианский публицист, прозаик, поэт. Родился 18 сентября 1964 года в семье учителей. Окончил медицинский институт, магистратуру по православной теологии. Работал врачом хирургического стационара, преподавателем университета, был главным редактором христианской газеты. Автор трех книг, сборника стихов, рассказов и эссе, дипломант нескольких литературных конкурсов. Член Союза Писателей Северной Америки. Живет и работает в Воронеже.
Прочитано 4013 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 4
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности